Территориальные зоны на карте градостроительного зонирования Тула

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Территориальные зоны на карте градостроительного зонирования Тула». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все земельные участки, для которых приняты регламенты, по Градостроительному кодексу относятся к одной из территориальных зон. Основных категорий — 8, также есть вспомогательные. Каждая имеет свое буквенное обозначение: именно оно используется на картах градостроительного зонирования и других документах.

Комментарий к Ст. 35 Градостроительного кодекса РФ

1. Определение территориальных зон является обязательным элементом Правил землепользования и застройки, и в частности карты градостроительного зонирования. В пределах каждой категории перечисленных в комментируемой статье 35 Градостроительного кодекса РФ территориальных зон может быть также выделено несколько зон (подзон), различающихся особенностями градостроительного развития территорий, набором разрешенных видов землепользования и параметров строительных изменений недвижимости для этих видов землепользования. Карта (карты) градостроительного зонирования может содержать описание границ территориальных зон. При определении границ территориальных зон на схемах их наименование и градостроительные регламенты устанавливаются индивидуально, применительно к различным частям территории муниципального образования.

Количество выделяемых зон (подзон) обуславливается градостроительной спецификой различных муниципальных образований и их величиной, степенью территориальной расчлененности, функциональной структурной организацией территории, особенностями формирования естественного и антропогенного ландшафта, а также перспективами пространственного развития территории, определяемыми на стадии разработки документации планирования. Последним обстоятельством определяется комплекс практических мероприятий (градостроительного стимулирования или запрета (ограничения) некоторых типов землепользования и застройки), учитываемых при разработке карты зонирования.

Территориальные зоны, определяемые градостроительным зонированием, учитывают существующую градостроительную организацию территории, социальные, демографические аспекты и предпосылки последующего градостроительного освоения (реконструкции). Вследствие этого градостроительное зонирование представляет собой сложную комплексную задачу, требующую интегрированных способов решения и участия специалистов многих направлений.

2. Жилые зоны предназначены для того, чтобы обеспечить комфортабельные и здоровые условия проживания населения на территории муниципального образования. Спецификой зон этого типа является преобладание в них жилой застройки, с допущением строительства большого количества разноэтажных объектов жилого назначения. Выделение соответствующих подзон в пределах жилой зоны определяется реально сложившейся структурой жилого фонда в соответствии с потребностями различных групп населения (небольшие и большие семьи, молодые и пожилые, холостые или женатые люди). Вновь формируемая жилая застройка требует учета потребностей демографических и потребительских групп, соответствовать различным (дифференцированным) предпочтениям граждан (их социальным и потребительским возможностям).

Процедура градостроительного зонирования по выделению жилых подзон обуславливает решение практических вопросов упорядочения сложившейся застройки, придание ей более четкой структуры и возможность сочетания различных (дифференцированных) типов жилой застройки.

Зонирование жилых (селитебных) территорий позволяет одновременно решать разного рода проблемы: функциональные (разграничение несовместимых, исключающих взаимное соседство функциональных процессов; установление определенной системы построения застройки с выделением преобладающих функций; устранение чересполосного расположения застройки); планировочные (совершенствование планировочной организации территории и улучшение ее транспортного обеспечения с учетом градостроительной ситуации, удаленности от центра и приближенности к естественному ландшафту, а также к прочим структурным элементам города; выбор способа градостроительных изменений); структурные (обоснование выбора этажности и плотности застройки, видов обслуживания, с повышением качества застройки, оздоровлением качества окружающей среды).

Градостроительное зонирование в современных условиях направлено на реализацию пространственно-планировочных мероприятий по комплексной реконструкции территории, предполагающих достижение значительной экономической эффективности. Этот эффект может быть достигнут в результате оценки морального и физического износа застройки, определении характеристик жилого фонда, с указанием плотности застройки, экологических показателей, соотношением площадей открытых (в том числе и озелененных) и застроенных пространств. Учитывая то, что наиболее распространенным видом градостроительных преобразований в условиях сложившейся городской и сельской застройки является ее реконструкция, в процессе осуществления градостроительного зонирования необходимо определять степень реконструктивных вмешательств.

Масштабы реконструкции, фиксируемые в территориальных зонах, обуславливаются различными факторами. Во многом случаях определяющее значение имеет сравнение вариантов сохранения (как полного так и частичного) и сноса существующего жилого фонда. Как правило принятие окончательного решения в пользу выбора определенных видов зон жилой застройки зависит от оценки предполагаемого результата (в соизмеримых показателях) по сравнению с исходной ситуацией. Немаловажное значение имеет оценка величины (объемов) работ, а также их стоимости, связанных с перезонированием. Часто по причине необходимости снижения затрат происходит сохранение в пределах зоны существующего типа градостроительного использования, в то время как это противоречит общей перспективной направленности преобразований.

Задачами градостроительного зонирования в этой связи яв��яются определение градостроительных приоритетов. Они могут существенно различаться в зависимости от конкретной градостроительной и социально-экономической ситуации.

В ряде случаев перезонирование территории влечет за собой значительное удорожание реконструктивных работ, но позволяет достигнуть значительных результатов (социальных, функциональных, планировочных и других). В других случаях, напротив, планируемое состояние территории может не значительно отличаться от существующей ситуации, но при этом проведение общего объема требуемых работ не связано с крупными затратами. В каждой конкретной градостроительной ситуации решение по выбору варианта зонирования осуществляется индивидуально с учетом позитивных и негативных сторон каждого. Наиболее общим принципом, в большей степени влияющим на окончательный выбор, является достижение рациональной схемы использования территории.

Принятие решения о зонировании, определение методов, этапов, характера проводимых мероприятий также зависит от существующего комплекса градостроительных условий на конкретной территории, таких как: местоположение зонируемой территории в структуре муниципального образования; плотность застройки отдельных кварталов и более крупных структурных единиц застройки; технические характеристики застройки; наличие элементов общественного обслуживания; состояние инженерного оборудования и благоустройства.

Подзоны выделяются таким образом, чтобы система зонирования могла функционировать сбалансировано, с тем, чтобы в каждой жилой подзоне было представлено возможное разнообразие форм пространственной организации среды, достаточное количество бытовых услуг. Наиболее распространено в градостроительной практике выделение четырех основных типов жилых подзон, различающихся установленными параметрами реализуемой застройки, основанными на постепенном повышении ее этажности, начиная от индивидуальных жилых домов до многоэтажных домов.

Зоны застройки индивидуальными жилыми домами выделяются для преимущественного строительства индивидуальных (изолированно расположенных) и блокированных жилых домов с прилегающими земельными участками, предназначенных для проживания одной семьи в качестве основного вида разрешенного использования. В ней обеспечиваются правовые условия формирования низкоплотной жилой застройки; с минимальным набором обслуживающих функций и общественных пространств, открытыми участками сельскохозяйственного использования, а также маломасштабная инфраструктура обслуживания (школы, небольшие поликлиники, аптеки, общественные бани).

Вспомогательные виды разрешенного использования в этих зонах включают в себя места для парковки одного автомобиля или размещение отдельного гаража, установки автономных (альтернативных) источников энергии таких как теплостанция или иные местные технические средства обслуживания. К видам землепользования, требующим специального разрешения, относятся все виды коммерческого обслуживания и выделение территорий для отдыха.

Правила землепользования и застройки муниципального образования город тула

B тeopии гpaдocтpoитeльcтвa зeмлeпoльзoвaниe oзнaчaeт pacпopяжeниe pecypcaми зeмeльнoгo фoндa, a тaкжe иx экcплyaтaцию cпocoбaми, кoтopыe зaвиcят oт цeлeвoгo нaзнaчeния зeмeль.

3aкoнoдaтeльнo ycтaнoвлeнo, чтo вeдeниe зeмeль oтнocитcя к кoмпeтeнциям мecтныx влacтeй. Coглacнo cт. 14 Ф3 № 131 oт 06.10.2003, имeннo мecтныe влacти oпpeдeляют, кaк бyдeт иcпoльзoвaтьcя зeмeльный фoнд. B paмкax зeмлeпoльзoвaния:

3eмлeпoльзoвaниe пpoвoдят в paзныx фopмax. Нaпpимep, зeмлю мoжнo иcпoльзoвaть в ceльcкoxoзяйcтвeнныx цeляx, пpoвoдить oбycтpoйcтвo вoдooxpaнныx зoн, coздaвaть нaциoнaльныe пapки, зaпoвeдники.

Нo в нaшeм cлyчae peчь идeт o зeмлeпoльзoвaнии в гpaдocтpoитeльныx цeляx. Иными cлoвaми — oб ocвoeнии пpиpoдныx тeppитopий c цeлью зacтpoйки и paзвития кoнкpeтнoгo нaceлeннoгo пyнктa. Имeннo из-зa этoй cвязи в пpaвoвыx aктax oбъeдинeны пoнятиe зeмлeпoльзoвaния и зacтpoйки. Ocвoeниe и зacтpoйкa тeppитopии нeвoзмoжнa внe пpoцecca зeмлeпoльзoвaния.

Пpaвилa зeмлeпoльзoвaния и зacтpoйки yтвepждaютcя кaк cвoeгo poдa peглaмeнт гpaдocтpoитeльнoй дeятeльнocти. Ocнoвнaя цeль пpaвил — мaкcимaльнo yпopядoчить пpoцecc зacтpoйки нaceлeнныx пyнктoв, ycтaнoвив чeткиe гpaницы мeждy paзpeшeнными и нepaзpeшeнными дeйcтвиями. Кaк кoнкpeтнo нyжнo peгyлиpoвaть пpoцecc, oпиcaнo в Гpaдocтpoитeльнoм кoдeкce PФ. Bвeдeниe oтдeльныx cтaтeй кoдeкca, в чacтнocти, Пп. 8 п. 1 cт. 1, cтaтьи 30-33, пoзвoлилo чeткo пpoпиcaть, кaкиe имeннo acпeкты гpaдocтpoитeльнoй дeятeльнocти этими пpaвилaми peгyлиpyютcя.

Coглacнo ГpК, П33 — дoкyмeнт гpaдocтpoитeльнoгo зoниpoвaния. Oн oпpeдeляeт, кaк гopoдa бyдyт дeлитьcя нa oтдeльныe зoны. Кaждoй зoнe пpипиcывaютcя oпpeдeлeнныe пpaвилa иcпoльзoвaния. Утвepждaютcя эти пpaвилa нopмaтивными пpaвoвыми aктaми opгaнoв мecтнoгo caмoyпpaвлeния. Пo этoй пpичинe кoнкpeтныe пpaвилa в кaждoм гopoдe мoгyт cильнo oтличaтьcя, в зaвиcимocти oт ocoбeннocтeй мecтнocти, ycлoвий и плaнoв cтpaтeгичecкoгo paзвития нaceлeннoгo пyнктa.

Mecтныe влacти paзpaбaтывaют пpaвилa в cooтвeтcтвии c ocoбeннocтями oтдeльнo взятoгo мyниципaльнoгo oбpaзoвaния. Иx cocтaвляют в cooтвeтcтвии c oбщими пoлoжeниями o П33, кoтopыe coдepжaтcя в Гpaдocтpoитeльнoм кoдeкce.

Peзюмиpyeм: П33 пpeдcтaвляют coбoй нopмaтивнo-пpaвoвoй aкт, кoтopый paзpaбaтывaют opгaны мecтнoгo caмoyпpaвлeния. Eгo цeль — peгyлиpoвaть иcпoльзoвaниe зeмeльныx yчacткoв в нaceлeннoм пyнктe, ycтaнaвливaть зoниpoвaниe тeppитopии, гeнepaльный плaн тeppитopии. 3acтpoйщикaм o П33 нyжнo знaть oднo — oни peглaмeнтиpyют иcпoльзoвaниe кoнкpeтнoгo зeмeльнoгo yчacткa. Пpeждe чeм пpиcтyпить к cтpoитeльcтвy любoгo oбъeктa, зacтpoйщик дoлжeн знaть — кaкoй вид cтpoитeльcтвa paзpeшeн нa выбpaннoм им yчacткe, мoжнo ли вooбщe opгaнизoвывaть eгo зacтpoйкy, ecть ли кaкиe-тo cyщecтвeнныe oгpaничeния? Пpи выбope yчacткa для зacтpoйки в пepвyю oчepeдь нeoбxoдимo oпиpaтьcя нa П33.

  • Paзpaбaтывaя П33, мecтныe влacти pyкoвoдcтвyютcя:
  • Гpaдocтpoитeльным кoдeкcoм;
  • 3eмeльным кoдeкcoм;

Ф3 «Oб oбщиx пpинципax opгaнизaции мecтнoгo caмoyпpaвлeния в PФ».

  • Пoзвoляют гpaмoтнo плaниpoвaть paзвитиe нaceлeннoгo пyнктa, чтoбы coxpaнять oбъeкты кyльтypнoгo нacлeдия, oбecпeчивaть oxpaнy oкpyжaющeй cpeды.
  • Oблeгчaют дeятeльнocть бизнec-cтpyктyp нa тeppитopии кoнкpeтнoгo гopoдa: чeткo peгyлиpyют oтнoшeния мeждy бизнecoм и влacтью. зaщищaют интepecы нaceлeния.
  • Coздaют пoтoк инвecтиций, пpивлeкaя зacтpoйщикoв нa кoнкpeтныe тeppитopии.

Пpaвилa зeмлeпoльзoвaния и зacтpoйки — мacштaбный дoкyмeнт. Oбычнo oн cocтoит из 3 чacтeй: oбщeй, тeppитopиaльнoй и cпeциaльнoй. Дoпoлняют eгo дecятки пpилoжeний, нaпpимep, пpoтoкoлы пyбличныx cлyшaний и зaключeния o иx peзyльтaтax.

  • Oбщaя или тeopeтичecкaя чacть oпиcывaeт бaзoвыe тpeбoвaния пo иcпoлнeнию гpaдocтpoитeльныx peглaмeнтoв пo нopмaм Гpaдocтpoитeльнoгo кoдeкca. Oнa oпpeдeляeт, кaкиe тeppитopии и кaк мoжнo иcпoльзoвaть, иcxoдя из зaкoнoв.
  • Teppитopиaльнaя или гpaфичecкaя чacть — кapтa тeppитopиaльнoгo зoниpoвaния c пoдpoбными yкaзaниeм зoн.
  • B cпeциaльнoй чacти oпиcaны peглaмeнты гpaдocтpoeния.
Читайте также:  Контролер ОТК: функции и обязанности работника

Этo ocнoвa дoкyмeнтa. B нeй пpoпиcaн вecь ключeвoй peглaмeнт cтpoитeльнoй дeятeльнocти нa тeppитopии гopoдa или нaceлeннoгo пyнктa. Oнa oпpeдeляeт пopядoк пpимeнeния пpaвил, тo ecть peгyлиpyeт пoдгoтoвкy к cтpoитeльcтвy и выдeлeниe кoнкpeтнoгo зeмeльнoгo yчacткa пoд зacтpoйкy. Нa пoдгoтoвитeльнoм этaпe зacтpoйки пpaвилa peгyлиpyют:

  • кaк физичecкиe и юpидичecкиe лицa мoгyт мeнять виды paзpeшeннoгo иcпoльзoвaния зeмeльныx yчacткoв и oбъeктoв кaпитaльнoгo cтpoитeльcтвa;
  • кaк opгaны мecтнoгo caмoyпpaвлeния дoлжны paзpaбaтывaть дoкyмeнты пo плaниpoвкe тeppитopии;
  • кaк пpoвoдятcя oбщecтвeнныe oбcyждeния или пyбличныe cлyшaния пo зeмлeпoльзoвaнию и зacтpoйкe.

Peгyлиpoвaниe выдeлeния зeмли включaeт:

  • ocнoвы гpaдocтpoитeльнoй дeятeльнocти
  • пpинцип paбoты кoмиccии пo зeмлeпoльзoвaнию;
  • oпиcaниe пoдгoтoвитeльныx paбoт пepeд зacтpoйкoй кoнкpeтнoгo yчacткa;
  • пpинципы пpeдocтaвлeния зeмли физичecким и юpидичecким лицaм для дaльнeйшeгo иcпoльзoвaния;
  • oпиcaниe выдaчи paзpeшeний нa cтpoитeльcтвo и иx ocнoвныe ycлoвия;
  • oпиcaния paзpeшeний нa ввoд кaпитaльныx oбъeктoв в экcплyaтaцию.

Иcпoльзoвaниe гpaфичecкoй чacти дoлжнo пoлнocтью oпиpaтьcя нa вce ycлoвия, пpoпиcaнныe в чacти ocнoвнoй. Гpaфичecкaя чacть пpeдcтaвлeнa в видe пoдpoбнoй кapты. Этo гpaфичecкий плaн зeмлeпoльзoвaния и зacтpoйки. Coглacнo п.4, cт.30 ГpК, нa кapтe гpaдocтpoитeльнoгo зoниpoвaния ycтaнoвлeны гpaницы тeppитopиaльныx зoн. К кaждoй зoнe пpикpeпляeтcя oдин кoнкpeтный yчacтoк зeмли.

Teppитopиaльнaя зoнa oпpeдeляeт тип зeмeльнoгo yчacткa, кoтopый к нeй oтнocитcя. B cвязи c этим, зaпpeщeнo oбъeдинять зeмeльныe yчacтки из paзныx тeppитopиaльныx зoн.

Гpaфичecкaя кapтa coдepжит:

  • гpaницы кoнкpeтнoгo нaceлeннoгo пyнктa;
  • пpeдeлы зoн зacтpoйки и вeдeния xoзяйcтвeннoй дeятeльнocти, мacштaбы зacтpoйки;
  • пpeдeлы caнитapныx, вoдныx, пpибpeжныx тeppитopий и бepeгoвыx пoлoc;
  • гpaницы тeppитopий c ocoбыми ycлoвиями иcпoльзoвaния, иcтopичecкиx пoceлeний фeдepaльнoгo и peгиoнaльнoгo знaчeния, oбъeктoв кyльтypнoгo нacлeдия.

B гpaфичecкoй чacти мoжнo coздaвaть нecкoлькo кapт.

Схемы территориального планирования готовятся на всех уровнях публично-правовых образований: Российская Федерация в целом, отдельный субъект РФ, два и более субъекта РФ, муниципальное образование. П. 1 ст. 10 ГрК РФ прямо предусмотрена подготовка схем территориального планирования РФ в следующих областях:

1) федеральный транспорт;
2) оборона страны и безопасность государства;
3) энергетика;
4) высшее образование;
5) здравоохранение.

Схемы в иных областях могут разрабатываться на основании отдельных решений Президента или Правительства РФ.

По общему правилу схема готовится в отношении всей территории Российской Федерации. Возможность готовить схему в отношении части территории появляется у уполномоченных органов в случае принятия соответствующего решения Президента или Правительства РФ[1].

Любая схема территориального планирования РФ должна содержать две составные части:

  • положение о территориальном планировании;
  • карту планируемого размещения объектов федерального значения.

Положение о территориальном планировании включает в себя следующую информацию: виды, назначение и наименования планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики и местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

Эти же объекты отображаются на карте планируемого размещения объектов федерального значения.

Необходимо отметить, что объектами федерального значения являются объекты, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесённым к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Объекты регионального и местного значения обеспечивают осуществление полномочий субъектов РФ и муниципальных образований соответственно.

Также к любой схеме территориального планирования прилагаются материалы по её обоснованию, в которых подробно описываются предполагаемые к размещению объекты федерального значения, обосновывается выбор их месторасположения, приводятся сведения об утверждённых документах стратегического планирования РФ, национальных проектах, межгосударственных и государственных программах РФ и т. д. Ценное значение имеют и многочисленные карты, включаемые в такие материалы (п. 9 ст. 10 ГрК РФ).

Схожим образом ГрК РФ регулируется статус региональных схем территориального планирования[2].

С 11.01.2018 допускается подготовка документов территориального планирования не только одного, но двух и более субъектов РФ. По общему правилу наличие утверждённого документа территориального планирования двух и более субъектов РФ или подготовка проекта данного документа не препятствует подготовке и утверждению документов территориального планирования субъекта РФ, а также внесению изменений в утверждённые документы. В случае, если размещение объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования субъекта РФ, препятствует размещению объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования двух и более субъектов РФ, документы территориального планирования субъекта РФ подлежат приведению в соответствие, а до приведения в соответствие – не подлежат применению в части, противоречащей утверждённым документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, со дня утверждения.

Схемы территориального планирования субъекта РФ, двух и более субъектов РФ готовятся в следующих областях:

1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
3) образование;
4) здравоохранение;
5) физическая культура и спорт;
6) энергетика[3];
7) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.

ГрК РФ также допускает подготовку схем применительно ко всей территории субъекта РФ или к её части.

Подготовка проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов РФ может осуществляться применительно к территориям или частям территорий субъектов РФ, имеющих общую границу.

Состав схемы территориального планирования субъекта РФ, двух и более субъектов РФ аналогичен составу федеральной схемы. Единственное отличие заключается в том, что в региональной схеме содержится информация об объектах регионального, а не федерального значения. Схема территориального планирования двух и более субъектов РФ должна содержать информацию о линейных объектах регионального значения, размещение которых планируется на территории двух и более субъектов РФ, объектах регионального значения, необходимых для реализации договоров, заключённых между органами государственной власти соответствующих субъектов РФ, а также об объектах регионального значения, размещение которых планируется на территории одного из субъектов РФ.

В соответствии со ст.ст. 9 и 26 ГрК РФ принятые документы территориального планирования имеют следующее значение:

1) являются основанием для подготовки документации по планировке территории;
2) являются основанием для принятия решения о резервировании земельного участка с учётом правил, предусмотренных ст. 70.1 ЗК РФ[9];
3) являются основанием для изъятия земельного участка для публичных нужд в порядке, предусмотренном главой VII.1 ЗК РФ[10];
4) являются основанием для принятия решения о переводе земельного участка из одной категории в другую. Например, земли сельскохозяйственного назначения могут быть переведены в земли насе��ённых пунктов и застроены в рамках утверждённого градостроительного регламента при установлении или изменении Генпланом границы населённого пункта.

Дополнительно следует отметить, что функциональное зонирование, установленное Генпланом, является основанием для градостроительного зонирования, предусматриваемого Правилами землепользования и застройки.

Этот вид зонирования будет рассмотрен далее.

Нормативам градостроительного проектирования посвящена глава 3.1 ГрК РФ, которая была введена в 2014 году.

Ст. 29.1 ГрК РФ предусматривает, что нормативы градостроительного проектирования подразделяются на:

1) региональные нормативы градостроительного проектирования (РНГП);
2) местные нормативы градостроительного проектирования (МНГП), которые включают в себя:

  1. a) нормативы градостроительного проектирования муниципального района;
  2. b) нормативы градостроительного проектирования поселения;
  3. c) нормативы градостроительного проектирования городского округа.

Региональные нормативы содержат расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами регионального значения и расчётные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта РФ. Дополнительно региональные нормативы могут включать предельные значения расчётных показателей минимального уровня обеспеченности объектами местного значения и максимально допустимого уровня доступности таких объектов на территориях муниципальных образований.

Также Постановлением Правительства РФ от 16.12.2020 № 2122 «О расчётных показателях, подлежащих установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования» утверждены расчётные показатели, которые подлежат установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования наряду с расчётными показателями, указанными выше.

Местные нормативы, в свою очередь, содержат расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами местного значения и расчётные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения. При этом для муниципальных властей являются обязательными установленные на региональном уровне предельные значения расчётных показателей.

Таблица видов зонирования земельных участков

Тип зоны Наименование зоны в действующем Генплане Обозначение на картах Наименование зоны в проекте изменений Обозначение на картах
Жилые зоны Зоны коллективных садоводств Ж1 Зона застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными), коллективных садоводств, с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием проживающего населения 1ЖД
Зоны застройки отдельно стоящими и/или блокированными односемейными (индивидуальными) жилыми домами Ж2
Зоны малоэтажной многоквартирной жилой застройки Ж3 Зона малоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием проживающего населения 2ЖД
Зоны среднеэтажной многоквартирной жилой застройки Ж4 Зона среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, объектов социальной и инженерной инфраструктуры 3ЖД
Зоны многоэтажной многоквартирной жилой застройки (9 этажей и выше) Ж5
Зоны жилой застройки на территории исторического центра Санкт-Петербурга Ж6
Зоны исторической жилой застройки на территории исторических пригородов Санкт-Петербурга (Пушкина, Павловска, Петергофа, Кронштадта, Ломоносова) Ж7
Общественно-деловые зоны Зоны многофункциональной общественно-деловой застройки Д1 Зона всех видов общественно-деловой застройки с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны Д
Зоны размещения объектов здравоохранения, культуры, среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий Д2
В положении о территориальном планировании не устанавливается Д3 Зона всех видов общественно-деловой застройки и объектов водного транспорта с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны ДИ
Производственные зоны Зоны предприятий IV и V классов вредности (100 м и 50 м) и сопутствующих им общественно-деловых объектов П1 Зоны объектов производственного, транспортно-логистического, складского назначения, инженерной инфраструктуры, с включением объектов общественно-деловой застройки, связанных с обслуживанием данной зоны ПД
Зоны предприятий I, II и III классов вредности П2
Зоны инженер-ной и транспортной инфраструктур Зоны скоростных магистралей, дорог непрерывного движения и городских магистралей У Зона городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения и магистралей городского значения с включением объектов инженерной инфраструктуры У
Зоны объектов городского транспорта и инженерной инфраструктуры И1 Зона объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, коммунальных объектов, объектов санитарной очистки с включением складских и производственных объектов И1
Зоны объектов воздушного транспорта И2 Зона объектов воздушного транспорта с включением объектов общественно-деловой и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны И2
Зоны объектов железнодорожного транспорта И3 Зона объектов железнодорожного транспорта с включением объектов общественно-деловой и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны И3
Зоны объектов водного транспорта И4 Зона водного транспорта с включением объектов общественно-деловой и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны И4
Зоны сельхоз использования Зоны сельскохозяйственных угодий, питомников и теплиц С1 Зоны сельскохозяйственных угодий, питомников и теплиц и производственных объектов сельскохозяйственного назначения с включением объектов производственной, социальной и инженерной инфраструктуры С
Зоны производственных объектов сельскохозяйственного назначения С2
Рекреационные зоны: Зоны спортивных сооружений и пляжей Р0 Зона спортивных сооружений и пляжей с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны Р0
Зоны лесов и лесопарков Р1 Зона лесов и лесопарков Р1
Зоны зеленых насаждений общего и ограниченного пользования Р2 Зоны зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения Р2
Зоны объектов отдыха и развлечений, туризма и санаторно-курортного лечения, гостиниц и пансионатов различного типа Р3 Зона объектов отдыха, спорта, досуга и развлечений, туризма и санаторно-курортного лечения, гостиниц и пансионатов, дачного фонда с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны Р3
Зоны пр��чих зеленых насаждений Не обозначены Зона дворцово-парковых комплексов и исторических парков Р4
Зона зеленых насаждений, выполняющих специальные функции с включением объектов, допустимых в соответствии с действующим законодательством Р5
Зоны специального назначения Зоны кладбищ, крематориев К1 Зона кладбищ, крематориев с включением объектов социальной и инженерной инфраструктуры К1
Зоны складирования отходов потребления и другие подобные объекты К2 Зоны складирования отходов потребления с включением объектов инженерной инфраструктуры К2
Зоны военных и иных режимных объектов К3 Зоны военных и иных режимных объектов с включением объектов социальной и инженерной инфраструктуры К3
Акватории Внутригородские акватории. АГ Внутригородские акватории Не обознач.
Прилегающая к городу акватория Финского залива АФ
  1. Строительные требования к той или иной зоне содержатся в градостроительных регламентах установленных ПЗЗ того или иного муниципального района. Как правило, такие регламенты прилагаются к ПЗЗ.
  2. По общему правилу земельный участок, находящийся в населенном пункте и с целевым назначением ЛПХ, предполагает строительство в том числе капитальных жилых строений в соответствии с регламентами установленным в ПЗЗ.
  3. Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами Ж-2 установлена для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов. В состав зоны Ж-2 могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
  4. Выбор земельного участка под производственные нужды зависит от самого характера производства. Зона Ж2 предполагает характер жилой зоны из-за вероятности возникновение конфликтной ситуации с соседями. По-моему мнению более правильным под производственные нужды искать земельный участок в зоне П. Однако если вы планируете организацию такой производственной деятельности, которая не будет нарушать прав третьих лиц в жилой зоне, размещение на участке ЛПХ возможно.

Порядок установления территориальных зон

По вопросу перевода территориальных зон в одну зону (объединение участков из разных территориальных зонах):

Исходя из положений градостроительного законодательства, земельный участок может относиться только к одной территориальной зоне. Земельное законодательство также прямо указывает на то это требование также распространяется в отношении земель населенных пунктов.

Для целей установления территориальных зон, а также регламентов градостроения принимаются Правила землепользования и застройки публичными организациями (возможны изменения прав землепользования, о чем по ссылке подробнее):

  • подразделениями муниципалитета – в том случае, если земельный участок расположен в границах обычного населенного пункта
  • государственными публичными органами субъектов Федерации – в том же случае, если земельные участки находятся в границах городов федерального значения.

Следовательно, в Вашей ситуации имеется нарушение самого порядка проведения градостроительного зонирования территории населенного пункта.

Чтобы правильно классифицировать земельный надел, орган местной власти использует множество документации, а также исходит из понятий целесообразности использования территории. В основном для зонирования сначала определяется назначение земельного участка.

Таким образом, при строительстве нового района, могут возникать жилые зоны, зоны транспортной логистики, деловые районы и рекреации. В определенных регионах, землю отдают под сельскохозяйственное использование. Если в министерстве обороны стоит задача в размещении новой военной базы, то зону могут отдать под их нужды. В частности, каждый регион влияет на свое зонирование, а количество жилых зон и с\х назначение колеблются в зависимости от прироста населения и демографического фактора.

Генеральный план застройки имеет собственные обозначения для каждой зоны, при этом однотипные территории могут быть обозначены разными символами в связи с очерёдностью построения или необходимостью. Так, участок может вместить объекты общего пользования: городские парки и скверы, улицы, дороги, водные бассейны и т. д.

Следует понимать, что при определённых условиях, территория имеет некоторые ограничения на использование и строительство. Все это предусмотрено законодательной базой, а потому органы местной власти имеют право выносить специальные положения и акты по использованию земельного надела.

Зона рекреационного назначения

Зона рекреационного назначения представляет собой участки территории в пределах и вне границ населённых пунктов, предназначенные для организации массового отдыха населения, туризма, занятий физической культурой и спортом, курортные учреждения, а также для улучшения экологической обстановки и включает парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, водоёмы и иные объекты, используемые в рекреационных целях и формирующие систему открытых пространств населенных пунктов.

В настоящем генеральном плане в зоне рекреационного назначения выделены следующие подзоны:

Эта зона характеризуется следующими основными принципами:

  • размещение вблизи акватории моря на наиболее ценных территориях с позиции градостроительного, экологического, медицинского и эстетического аспектов;
  • размещение на участках, отдаленных от общегородских и поселковых центров с целью создания условий для полноценного отдыха и лечения;
  • периферийное размещение санаториев с возможностью создания автономных лечебных пляжей.

С целью рационального использования территориального и ландшафтного ресурса произведена дифференциация демографической нагрузки:

  • Зона курортных учреждений с нормативной плотностью (с обеспеченностью общей территорией 75-140 м2/чел.место) – предлагается к размещению на незалесенных территориях и вблизи населенных пунктов;
  • Зона размещения курортных учреждений с пониженной плотностью- разреженная курортная застройка предлагается к размещению на залесенных территориях. При освоении лесных территорий приняты показатели обеспеченностью общей территорией в 4-7 раз ниже нормативных – 500 м2/чел.место. Такой подход даст возможность сохранить ценные лесные насаждения, т.к. конкретное размещение курортной застройки будет проводиться на участках, свободных от ценной растительности только после проведения тщательного обследования ландшафта, после чего возможно уточнение границ курортных учреждений с уменьшением проектируемых территорий и доведением до нормативной плотности.

На территории зоны санаторно-курортных учреждений запрещено строительство и эксплуатация объектов, отрицательно влияющих на экологические условия, а также строительство жилых и иных объектов, не связанных непосредственно с функционированием и обслуживанием курортов. Генеральным планом предусмотрено 392 га новых территорий под развитие курортов, из них зона размещения курортных учреждений с пониженной плотностью 200 га, с нормативной 192 га.

Протяжённость береговой полосы в границах городского округа составляет 57 км, из которых 25 км Цемесская бухта, остальная полоса длиной 32 км освоена лишь в населенных пунктах на пригодных к использованию пляжных территориях, что не может удовлетворить потребности рекреантов.

Необходимым условием развития данного курорта является осуществление комплекса мероприятий по расширению и реконструкции существующих и созданию новых пляжей.

В данном проекте произведён расчёт потребности в пляжных территориях с учётом нормативных коэффициентов единовременного посещения пляжа всеми категориями населения.

Исходя из нормативного обеспечения на 1 посетителя пляжа 5 кв. м площади и 0,2 м протяжённости береговой линии, на расчётный срок необходимо организовать 33,05 га пляжных территорий общей совокупной протяжённостью не менее 13,22 км.

Выбор материалов и конструкций пляжных комплексов подлежит определению на дальнейших стадиях проектирования.

На первую очередь рекомендуется сооружение понтонных блоков с целью формирования сезонно-функционирующих пляжей и пирсов для применения прокатных плавательных средств за пределами зоны купания (не ближе 100 м в акваторию от береговой линии).

Вне зависимости от материалов и принадлежности, пляжные территории должны соответствовать следующим требованиям:

  • наличие незагороженной, свободной для прохождения полосы вдоль моря по всей протяжённости береговой линии, минимальной шириной 15 метров;
  • обеспечение безопасных и комфортных условий купания и приёма лечебно-профилактических процедур;
  • обеспечение территории пляжей инженерным оборудованием (в т.ч. канализование и водоснабжение), объектами медицины, спасательной службы, охраны правопорядка, камерами хранения, навесами, раздевалками, душевыми кабинами и другими объектами в соответствии с действующими нормативами.

На территории пляжа запрещено строительство и эксплуатация объектов временного и постоянного проживания, а также иных объектов, не связанных непосредственно с обслуживанием посетителей пляжей и оказывающих вредное воздействие на экологическое состояние территории и акватории.

В зоне общественных пространств запрещено:

  • возведение ограждений, препятствующих свободному перемещению населения;
  • строительство зданий и сооружений производственного, коммунально-складского, и жилого назначения;
  • строительство и эксплуатация любых объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды.

Особую роль в зоне общественных пространств играют зелёные насаждения общего пользования. Согласно СНиП 2. 01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» норма озеленённых территорий общего пользования (общегородских и жилых районов) составляет 12 кв. м на постоянного жителя с увеличением этой нормы для курортных поселков на 50%.

В генеральном плане общая площадь зоны общественных пространств в границах населённых пунктов составляет 654,5 га. На первую очередь при организации зоны общественных пространств необходимо создание городских парков с высоким уровнем благоустройства, оснащённых беседками, перголами, фонтанами и декоративными бассейнами, туалетами. Здесь следует уделить особое внимание ландшафтной архитектуре, максимально используя особенности рельефа и уникальную древесную растительность.

В зоне общественных пространств допускается размещение объектов питания и развлечения, функционирование которых направлено на обеспечение комфортного отдыха населения и не оказывает вредного воздействия на экосистему.

Статья 1. Предмет Правил землепользования и застройки

  • Настоящие Правила землепользования и застройки городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области (далее – Правила) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Самарской области, Уставом городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области, иными муниципальными правовыми актами городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области регулируют отношения по землепользованию и застройке в городском поселении Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области (далее также – поселение).
  • Правила разработаны в целях:
    создания условий для устойчивого развития территории поселения, сохранения окружающей природной среды и объектов культурного наследия;создания условий для планировки территории поселения;обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся на территории поселения;создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
  • создания условий для устойчивого развития территории поселения, сохранения окружающей природной среды и объектов культурного наследия;
  • создания условий для планировки территории поселения;
  • обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся на территории поселения;
  • создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Читайте также:  Займ под залог электронного ПТС - особенности и документы

Статья 3. Участники отношений по землепользованию и застройке в поселении

  • Участниками отношений по землепользованию и застройке в поселении являются:
    Российская Федерация;Самарская область;муниципальный район Волжский;городское поселение Смышляевка;физические и юридические лица.
  • Российская Федерация;
  • Самарская область;
  • муниципальный район Волжский;
  • городское поселение Смышляевка;
  • физические и юридические лица.
  • От имени Российской Федерации, Самарской области, муниципального района Волжский и поселения в отношениях по землепользованию и застройке в поселении выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления муниципального района Волжский и органы местного самоуправления поселения в пределах своей компетенции.
  • Участники отношений по землепользованию и застройке в поселении обязаны соблюдать Правила.

Производственные зоны

Производственные зоны предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для обеспечения деятельности производственных объектов.

В производственную зону включается и территория санитарно-защитных зон самих объектов.

Собственники производственных объектов за счёт собственных средств проводят благоустройство территории производственной зоны.

В санитарно-защитной зоне промышленных, коммунальных и складских объектов не допускается размещение жилых домов, дошкольных образовательных и образовательных учреждений, а также учреждений здравоохранения, отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, садоводческих, дачных и огороднических кооперативов и производство сельскохозяйственной продукции.

Где посмотреть карту градостроительного зонирования

Рассуждая о правилах пользования земельными массивами, знайте, что они утверждаются и подписываются органами местного самоуправления по месту расположения земельного массива. Если речь идет о федеральных центрах, крупных городах, то решения подобного рода принимаются высшей исполнительной властью в субъектах РФ.

Найдите нормативно-правовой документ, в котором прописаны правила, условия землепользования и осуществления построек на территории земельного массива. Чаще всего такая документация расположена на открытых интернет-ресурсах местной администрации или на сайтах профильного органа.

Если не получается найти карту в официальных источниках, попробуйте воспользоваться поисковыми системами в интернете и найти данные по запросу «карта градостроительная и указать название города». Далеко не все районные администрации поддерживают актуальную информацию в электронных источниках.

Если искомая карта по конкретной местности не найдена, имейте в виду, что она может быть не разработанной, не одобренной или находиться на корректировке.

Карта градостроительного зонирования

Карта градостроительного зонирования Петрозаводского городского округа представляет собой чертеж с отображением границ Петрозаводского городского округа и границ территориальных зон.

В отношении каждой из территориальных зон определены градостроительные регламенты, т.е. определены виды разрешенного использования земельных участков расположенных в границах любой из нижеперечисленных территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов строительства, которые описаны в текстовой части Правил застройки иземлепользования города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа.

На Карте градостроительного зонирования Петрозаводского городского округа выделены следующие виды территориальных зон:

Кодовые обозначения территориальных зон Наименование территориальных зон
ЖИЛЫЕ ЗОНЫ
Жм Зона застройки многоэтажными жилыми домами
Жмп Зона застройки многоэтажными жилыми домами (перспективной застройки)
Жс Зона застройки среднеэтажными жилыми домами
Жсп Зона застройки среднеэтажными жилыми домами (перспективной застройки)
Жи Зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки
Жип Зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки (перспективной застройки)
ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВЫЕ ЗОНЫ
Ог Зона многофункциональной общественно-деловой и жилой застройки городского значения
Од Зона многофункциональной общественно-деловой застройки
Ор Зона многофункциональной общественно-деловой застройки районного значения
Оу Зона Университетского городка
Оз Зона объектов здравоохранения
Ок Зона культовых объектов
Одк Зона общественно-делового и культурного центра городского значения (зона реконструкции территории ОТЗ)
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗОНЫ,
ЗОНЫ ИНЖЕНЕРНОЙ
И ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Пп I – II Зона промышленных предприятий I – II классов опасности
Пп III – V Зона промышленных предприятий III – V классов опасности
Пк III – V Зона коммунально-складских объектов III – V классов опасности
Пж Зона объектов железнодорожного транспорта
Па Зона объектов автосервиса
Пт Зона объектов технологической деревни
Пи Зона инженерных объектов городского значения
ЗОНЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Сб Зона агробиологической станции
Су Зона сельскохозяйственных угодий
Со Зона производственных объектов сельскохозяйственного назначения
ЗОНЫ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Рс Рекреационная зона спортивных сооружений
Рсо Зона многофункциональных спортивных и общественных сооружений
Рпт Рекреационная зона прибрежных территорий
Рпр Природно-рекреационная зона
Рл Зона городских лесов
Рлп Зона городских лесопарков
Ро Зона особо охраняемых природных территорий
Рп Зона пляжей
ЗОНЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Кк Зона кладбищ
Кс Зона скотомогильника
Кр Зона режимных объектов

Чем ПЗЗ отличаются от генплана?

Эти документы похожи, так как включают схемы города и описания к ним. Однако по факту генеральный план является первичным. В нем отображаются границы города и отдельных муниципальных образований, обозначены функциональные зоны, расписаны планируемые к размещению объекты. Однако генплан не содержит непосредственно регламентов, регулирующих застройку. Это документ, в котором обозначены перспективы развития Москвы.

Если вы скачаете правила землепользования и застройки Москвы на 2018 год, то увидите, что там отображены актуальные требования к размещению объектов и регламенты градостроения. Фактически, этот документ дает понять, каким образом можно использовать тот или иной участок в рамках городского поселения. Выделяются отдельные зоны, например, охраны (водоемов, природных объектов, линий связи и т.д.), военных объектов, приаэродромные территории, жилые зоны (последние разделяются на зоны многоквартирной застройки, зоны для индивидуального жилищного строительства и смешанные). Правила землепользования и застройки Москвы или района Московской области учитывают разрешенные виды использования земли, вводят ограничения на возведения капитальных объектов, максимальные размеры земельных участков, уровень обеспеченности инфраструктурой.

Общественно-деловые зоны (ОДЗ)

ОДЗ предназначены для размещения:

  • объектов здравоохранения
  • объектов культуры
  • объектов торговли
  • объектов общественного питания
  • объектов бытового обслуживания
  • объектов коммерческой деятельности
  • образовательных учреждений (среднего профессионального или высшего профессионального образования)
  • административных, научно-исследовательских учреждений
  • культовых зданий
  • иных зданий, строений, сооружений
  • стоянок автомобильного транспорта
  • деловых, финансовых и общественных центров

В общественно-деловых зонах возможно размещение:

  • жилых домов
  • гостиниц
  • подземных или многоэтажных гаражей.

В генеральных планах, в связи с такими сочетаниями возможностей застройки территорий, могут встретиться обозначения:

Д – зона всех видов общественно-деловой застройки с включением объектов жилой застройки и с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны

  • Д1 – зона многофункциональной общественно-деловой застройки
  • Д2 – зона объектов здравоохранения, культуры, среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий
  • Д3 – зона многофункциональной общественно-деловой застройки на вновь образуемых территориях
  • ДИ – зона всех видов общественно-деловой застройки и объектов водного транспорта с включением объектов жилой застройки и с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны
  • ЖД – зона общественно-деловой застройки с включением объектов жилищного строительства
  • другие обозначения

Территориальные зоны на карте градостроительного зонирования

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЗОНЫ — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты … Юридическая энциклопедия

Территориальные зоны — 7) территориальные зоны зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;. Источник: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190 ФЗ (ред. от… … Официальная терминология

Территориальные зоны — 1) (для целей Земельного кодекса Российской Федерации) части территории поселения в пределах его административных границ, деление на которые осуществляется в порядке территориального зонирования; в состав земель населенных пунктов могут входить… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Территориальные зоны Санкт-Петербурга — Территориальные зоны Санкт Петербурга объекты городской среды Санкт Петербурга, не являющиеся проездами, или фактически существующими островами, но имеющие адреса[1]. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М … Википедия

ЗОНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ — ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЗОНЫ … Юридическая энциклопедия

Территориальные вопросы КНР — Территориальные споры КНР с соседними государствами Китай имел территориальные претензии ко всем своим соседям СССР, Японии, Пакистану, Вьетнаму и Индии и др. Это было связано с тем, что руководство Китая, являвшегося частью империи Цин,… … Википедия

Зоны растительности России — Зоны растительности России природные зоны на территории России с однородными климатическими условиями. Несмотря на различия в процессах обмена вещества и энергии, формирования типов климата, рельефа, грунтовых и поверхностных вод,… … Википедия

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ — (territorial waters) Часть моря, омывающего берега страны, на которую, согласно международному праву, распространяется юрисдикция этой страны. Исторически территориальными водами считались воды шириной три мили от побережья, что практически было… … Словарь бизнес-терминов

ЗОНЫ ГОРОДСКИЕ — англ. zones, city; нем. Zonen, stadtische. Условно разграниченные территориальные единицы города, характеризующие истор. развитие и внутреннюю организацию города. 3. г. различаются по интенсивности использования занимаемой площади, составу… … Энциклопедия социологии

Территориальные воды — Морские зоны в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. Территориальные воды (территориальное море) полоса моря (океана), прилегающ … Википедия


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *