Дорога с односторонним движением: правила и знаки в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дорога с односторонним движением: правила и знаки в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Знак имеет цифровое обозначение 5.5 в ПДД. Значит следующее – дорога или проезжая часть, которая находится сразу за этим указателем, имеет одностороннее (далее также – однонаправленное) движение. Проще говоря, встречной полосы нет (она находится где-либо в другом месте).
Выезд с одностороннего движения
Когда односторонняя полоса движения заканчивается, нужно правильно выполнить выезд. Начнем с ситуации, когда вы двигаетесь прямо. Обычно в этом случае проблем не возникает. Главное следить за тем, чтобы при выезде оказаться на полосе движения нужного направления, а не на встречном. Так что важно заранее перестроиться в желанную полосу.
Второй случай – нужно повернуть на правую сторону. Когда осуществляется выезд на одностороннее движение, нужно следить на какую сторону поворачивать, чтобы не нарушить поток автомобилей. А вот если поворачиваете направо, нужно заранее перейти на крайнюю полосу. Тогда после поворота машина окажется в крайней полосе дороги с движением на две стороны.
Третий вариант развития событий, когда водитель хочет выехать с дороги, повернув налево. Обычно именно в этом случае нарушается львиная доля правил. Поскольку свернуть нужно с крайней левой полосы дороги, а не с середины пути (как делают многие, а потом удивляются полученным штрафам).
Расстановка указателей осуществляется согласно ГОСТ 52289-2004.
Некоторые выдержки оттуда:
- 5.5 может не монтироваться для обозначения дорог с односторонним движением, ведущим к объектам дорожного сервиса (например, автозаправкам), а также на автодорогах с раздельным трассированием;
- указатели 5.7.1, 5.7.2 могут не устанавливаться около выездов со дворов, прочих прилегающих территорий, когда въезд туда возможен исключительно с автодорог, обозначенных указателем 5.5;
- предупреждающий знак 1.21, сигнализирующий о начале двухстороннего движения, монтируется вне городов на расстоянии 150 – 300 метров, внутри населенных пунктов — 50 – 100 метров;
- 3.1 монтируется непосредственно перед началом запрещения въезда (в том числе, и около автозаправок, где 5.5 специально не устанавливают);
- некоторые указатели могут монтироваться повторно – 5.5 или 5.11.1 – например, после перекрестков, имеющих сложную планировку.
Варианты передвижения
При выезде на дорогу с односторонним движением гражданин должен учитывать следующее:
- односторонняя дорога может иметь несколько полос (как и двухсторонняя) – тогда можно занять любую удобную полосу (если однонаправленная автодорога находится в населенном пункте);
- когда односторонняя имеет три либо более полосы, крайнюю полосу слева занимать можно исключительно при очень интенсивном дорожно-транспортном движении, или когда все остальные ряды заняты, или для целей перестроения на другой ряд, или поворота влево, разворота (в последнем случае — если дальше идет двухсторонняя дорога);
- заезжать на тротуары, обочины запрещается;
- перед началом любого маневра не стоит забывать подавать сигналы поворотниками;
- однонаправленная дорога может иметь выделенную автобусную полосу (обозначается указателями 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2) – заезжать на эту «выделенку» запрещено.
Значение знака и разновидности
Знак имеет цифровое обозначение 5.5 в ПДД. Значит следующее – дорога или проезжая часть, которая находится сразу за этим указателем, имеет одностороннее (далее также – однонаправленное) движение. Проще говоря, встречной полосы нет (она находится где-либо в другом месте).
Как практически все предписывающие указатели, данный выполнен как квадрат, имеющий синий фон, внутри которого расположена белая стрелка, направленная вверх (см. картинку).
Существуют также подвиды 5.5:
- 5.7.1 – означает, что автодорога, расположенная справа от автомобилиста, имеет однонаправленное транспортное движение;
- 5.7.2 – означает, что по дороге, расположенной слева автолюбителя, движение осуществляется исключительно в одну сторону.
Правила стоянки и остановки
Многие водители не знают, как правильно вести себя на участках с односторонним движением. Особенные затруднения вызывает стоянка и остановка. Посмотрим, что говорит ПДД.
Кратковременная остановка или длительная стоянка на данных участках разрешена, если нет запрещающих эти маневры знаки. При наличии обочины ставить машины на проезжей части запрещено. Нельзя останавливаться также на односторонних участках, которые пролегают за пределами населенных пунктов. А вот в городе делать это можно, но при условии, что рядом не проходят трамвайные пути.
Стоянка в населенных пунктах разрешается легковым авто и легким грузовикам, вес которых не превышает 3,5 тонны. На полосах, выделенных для движения маршрутных ТС, останавливаться даже кратковременно нельзя.
В соответствии с пунктом 12.1 ПДД стоянка и остановка разрешены в таких случаях:
- на правой стороне дороги на обочине;
- у края проезжей части, если обочины нет;
- в некоторых случаях (прописанных в пункте 12.2) на тротуаре.
На односторонних участках рекомендуется парковаться слева, при условии, что рядом не пролегают трамвайные пути.
Грузовики, чей вес превышает разрешенные 3,5 тонны, могут только останавливаться, но не стоять долговременно.
Движение задним ходом
Немало споров до недавнего времени вызвал вопрос наказания за движение задним ходом на дорогах с односторонним движением. В 2012 году Верховный Суд решил этот вопрос, опубликовав комментарии к данному вопросу и применению ряда других спорных статей административного кодекса.
Запомните! Так, наказать за осуществление данного маневра на дорогах и полосах с односторонним движением могут лишь в ситуациях, описанных ниже:
- не запрещено движение задним ходом, если данный маневр не создает препятствий другим участникам движения, а также аварийных ситуаций, безопасен, при этом обусловлен сложившейся дорожной обстановкой, например, объездом препятствия,
- наказание следует лишь за неправильное маневрирование, при этом применяется мера пресечения за въезд на дорогу с односторонним движением.
Так, не имея на такое движение видимых причин и обстоятельств, злоупотреблять этим маневром нельзя.
Жалоба на постановление об административном правонарушении.
Наказание, штраф за выезд на дорогу для одностороннего движения
За допущенные нарушения на дороге с односторонним движением при въезде, выезде или других маневрах, автолюбитель подвергается следующим вариантам административных наказаний:
- неправильное перестроение при повороте налево, выезжая на обычную дорогу, если не занимается крайнее левое положение – штрафу на сумму пятьсот рублей;
- езда навстречу транспортному потоку при неправильном въезде, после разворота или при необоснованной сдаче назад – штрафным санкциям до пяти тысяч рублей либо лишению права управления авто сроком от четырех месяцев до полугода. Если отмеченное ранее нарушение, относящееся к разряду крайне опасных, совершено повторно за период менее года, у нарушителя изымаются водительские права на более длительный срок – до двенадцати месяцев;
- виновного в выезде на полосу движения маршрутного транспорта противоположного направления ожидает аналогичное наказание. Но если указанная полоса попутная, то меры не настолько суровые – штрафные санкции до полутора тысяч рублей, возрастающие в Москве и Санкт-Петербурге вдвое. Нередко инспекторы ГИБДД в этом случае выписывают штраф, как за ситуацию с противоположным направлением, что не соответствует требованиям законодательства.
Знак «Одностороннее движение»
Согласно пункту 5 приложения 1 ПДД «Знаки особых предписаний», данный знак предназначен для обозначения одностороннего движения.
Знак 5.5 «Дорога с односторонним движением» применяют для обозначения дороги или проезжей части, по которой движение транспортных средств по всей ширине осуществляется в одном направлении, и устанавливают в начале дороги или проезжей части.
Знак допускается не устанавливать: — в начале съездов на пересечениях в разных уровнях, проездов к объектам сервиса, по которым осуществляется одностороннее движение; — в начале проезжей части с односторонним движением, отделенной от проезжей части с встречным движением разделительной полосой или бульваром, на дорогах с раздельным трассированием, в случаях обеспеченной видимости проезжей части с встречным движением с каждой из проезжих частей. Повторный знак 5.5 устанавливают после перекрестков со сложной планировкой.
ГОСТ Р 52289-2004
Знаки 5.7.1 и 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением» устанавливают перед всеми боковыми выездами на участок дороги или проезжую часть, обозначенный(ую) знаком 5.5. Знаки располагают над другими знаками, установленными с ними на одной опоре. Допускается не устанавливать знаки на выездах с прилегающих к дороге территорий, если въезд на эти территории возможен только с участка дороги, обозначенного знаком 5.5.
Знак с противоположной стороны
Если вы попытаетесь въехать на дорогу с односторонним движением с другой стороны, то по всем правилам в глаза вам должен броситься знак, который в народе именуется как «Кирпич».
Запрещается въезд всех транспортных средств в данном направлении (не распространяется на маршрутные транспортные средства). Если этот знак не установлен с противоположной стороны, то из-за знака двигаться по дороге можно. Устанавливаются на въездах в запретные зоны (перед началом зоны действия ограничения).
Знак 3.1 ПДД
Не совсем понятен термин «не распространяется на маршрутные транспортные средства». Разъяснения о данной части нам даст ГОСТ.
5.4.2. Знак 3.1 «Въезд запрещен» устанавливают: — на участках дорог или проезжих частей с односторонни движением для запрещения движения транспортных средств во встречном направлении. На дорогах с несколькими проезжими частями, отделенными друг от друга бульваром или разделительной полосой, знак устанавливают для каждой проезжей части с односторонним движением; — на дорогах, обозначенных знаком 5.11.1 («Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств»), для предотвращения въезда транспортных средств навстречу общему потоку; — для организации раздельных въезда и выезда на площадках для стоянки транспортных средств, площадках отдыха, автозаправочных станциях и т.п.; — для запрещения въезда на отдельную полосу движения или отдельный участок дороги. Знак, запрещающий въезд на отдельную полосу, устанавливается с табличкой 8.14 («Полоса движения»).
ГОСТ Р 52289-2004
Теперь стало понятно, что въезжать обычным транспортным средствам попросту запрещено, а для маршрутного транспорта должен быть специальный дорожный знак.
Штраф за нарушение правил
Наказание за выезд на дорогу с односторонним движением определяется на основании п.3 ст.12.16 КоАП РФ. Владельцу автомобиля, не обратившему внимания на запрещающий «кирпич», придётся заплатить штраф в 5000 рублей. Альтернативой оплате штрафа является лишения прав на срок от 4 до 6 месяцев. Штраф за езду задним ходом в настоящее время составляет 500 рублей, если нарушение было замечено на городской улице или загородной дороге, и 2500 рублей, если водитель был остановлен на автомагистрали (ст.12.11 КоАП).
Читаем также: Стоянка на тротуаре
Владельцу автомобиля придётся заплатить минимальный штраф за движение задним ходом на перекрестке (500 рублей). Аналогичное наказание влечет езда задним ходом по обочине. Исключением будут лишь случаи, когда водитель решил поехать задним ходом по автомагистрали.
По действующему на 2022 год законодательству за проезд задним ходом по односторонней дороге Вы будете привлечены по части 3 статьи 12.16 КоАП, а она предусматривает штраф в размере 5 000 рублей или лишение прав на усмотрение рассматривающего дело судьи.
Помимо этого, если Вы в течение года после окончания срока лишения или полной оплаты штрафа, в зависимости от того, что Вам назначат, попадётесь по этому же нарушению повторно, то будете подвержены наказанию уже по части 3.1 этой же статьи, которая предусматривает ещё одно лишение прав – уже на 1 год, либо штраф 5 000 рублей, если это было зафиксировано на камеру.
Какая объективная необходимость разрешает ехать задним ходом?
По букве правового акта, Верховный суд перечислил лишь 2 такие необходимости: парковку и наличие препятствия. Но привёл их в качестве примеров. Это значит, что возможна и другая объективная необходимость.
Здесь логично предположить, что таковой необходимостью является невозможность выполнить нужный разрешённый манёвр, не прибегая к заднему ходу. Например, если Вы проехали нужный съезд с односторонней дороги или поворот, то эта необходимость вернуться задним ходом не является объективной, ведь можно проехать дальше вперёд, сделать круг и снова таким образом вернуться к нужному повороту или съезду. Будьте осторожны, многих водителей лишают прав именно за это заблуждение.
Если второй участник обманывает?
На самом деле, думать о том, что второй участник будет обманывать, нужно еще до того, как вы попадете в ДТП. Чтобы этому противостоять, надо заранее знать, как этому противостоять. Ниже я перечислю некоторые средства и способы защиты своих прав:
- видеорегистратор – почти самое верное и надежное средство защиты при обмане при ДТП в движении задним ходом; можно один, но чем больше, тем лучше – чтобы второй объектив или камера снимали назад и/или в салон автомобиля,
- записи с камер на месте ДТП – видео с регистратора может стереться, не записаться, на нём может быть не видна вся картина происходящего, тогда выручат записи с наружных камер,
- свидетели – они могут видеть всю картину происшествия от начала до конца, но всё же не являются безусловной гарантией установления истины, так как суды их показаниям верят далеко не всегда,
- фотографии места ДТП и повреждений,
- экспертиза – распространенный способ, но не всегда надежный, ведь, сколько экспертов – столько и мнений. Да и экспертиза проводиться будет по материалам дела, а дело без указанных в первых трёх пунктах доказательств выиграть очень сложно.
Важно, всё это надо делать сразу. По возможности, сразу на месте ДТП нужно искать водителей, у которых есть регистратор, искать свидетелей, смотреть, где есть камеры видеонаблюдения, фотографировать место происшествия (автомобили с привязкой к местности и стационарным объектам, осколки, следы на дороге, повреждения авто). О выемке видео с наружных камер нужно ходатайствовать перед инспекторами. Доказательства, которые подтверждают вашу невиновность, следует в дальнейшем приобщить к материалам дела.
Наказание за выезд на встречку 2020
За выезд на встречную полосу водителей в 2020 году штрафуют по целому ряду статей. Штраф и статья зависят от конкретных обстоятельств, при которых совершено правонарушение: совершен ли выезд на встречную полосу, совершен ли выезд на встречную полосу, предназначенную для маршруток и такси, выезжал ли водитель на встречную трамвайную полосу, объезжал ли тихоходный транспорт или же просто обогнал под знаком «обгон запрещен». В зависимости от опасности и грубости нарушения, штраф составит от 1000 рублей до лишения прав на год.
Статья, детально описывающая все возможные варианты выезда на встречную полосу, называется Штрафы за нарушение знака «Обгон запрещен».
1.Выезд на встречную полосу при обгоне на трассе
Самый распространенный случай – выезд водителя на встречную полосу при обгоне на трассе, там, где это запрещено: в зоне действия знака обгон запрещен или через сплошную(ые) полосы.
За данное нарушение сотрудники ГИБДД оштрафуют водителя по ч. 4 и 5 статьи 12.15 КоАП, штраф составит 5000 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев.
2. Выезд на встречную полосу при обгоне на перекрестке
Водители часто забывают, что обгон на перекрестке также запрещен, если перекресток регулируемый, или водитель едет не по главной дороге на нерегулируемом перекрестке. В этом случае водителя так же оштрафуют по ч. 4 и 5 статьи 12.15 КоАП. Штраф так же 5000 р.
3. Проезд перекрестка с круговым движением во встречном направлении
Данное нарушение наказывается по ч. 4 и 5 статьи 12.15 КоАП РФ. Штраф тоже 5000 р.
Срок для оплаты вынесенного штрафа
После вынесения постановления об административном наказании уполномоченным сотрудником ГИБДД данные попадают в систему. Если информация поступила в конверте по почте, то срок для обжалования (10 дней) начинается с момента получения письма адресатом. По истечении 10 суток у нарушителя есть 60 дней на оплату штрафа. Если этот срок пропущен, данные передаются приставам для принудительного взыскания. Кроме того, сотрудник ГИБДД составляет протокол о том, что добровольно штраф не был оплачен и направляет его в суд. Судья на основании прокола, руководствуясь ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ, может:
- увеличить сумму неоплаченного штрафа в 2 раза;
- наложить на автолюбителя арест до 15 дней;
- назначить обязательные работы до 50 часов.
Размещаются знаки в соответствии с ПДД. Рассмотрим лишь основные моменты:
- Знак 5.5 устанавливается в начале улицы с односторонним движением. Однако данный указатель не требуется:
- когда дорога, по которой ТС движутся в одну сторону, отделена бульваром от встречной полосы;
- на автодорогах с раздельным трассированием (при определенных условиях);
- в начале въезда на проезжую часть с односторонним движением.
При этом повторно ставить знаки дороги, числящиеся в ПДД под номером 5.5, по всему пути необязательно. Исключения касаются перекрестков, характеризующихся сложной планировкой. После таких транспортных развязок рассматриваемый указатель устанавливается повторно:
- Знак 5.6 размещается в месте, где прекращается действие указателя особых предписаний 5.5. Установка производится совместно с предупреждающим знаком «Двустороннее движение», который в ПДД значится под номером 1.21.
- Указатели 5.7.1 и 5.7.2 размещаются перед каждым боковым въездом на улицу, обозначенную знаком 5.5. Они не требуются в местах выездов с прилегающих к автодороге зон, когдана данные территории можно въехать с участка, который обозначен знаком 5.5, подтверждающим, что это дорога с односторонним движением.