Категории водительских прав в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категории водительских прав в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российское законодательство устанавливает ограничения по возрасту для открытия в водительском удостоверении разных категорий. Подкатегории А1, М разрешены в 16-летнем возрасте. В 18 лет можно получить права категорий A, B, В1, C и С1, для управления легковыми и грузовыми автомобилями небольшой массой. ВЕ, С1Е, СЕ разрешено открывать с 19 лет. С 21-летнего возраста разрешается получать права на микроавтобус, автобус, троллейбус и трамвай.
Новые основания для аннулирование водительского удостоверения: с 1 марта 2023 года
Основания, когда у водителей могут аннулировать их действующие много лет права также прописаны в новом постановлении. Для этого в пункт 35 действующих правил уже внесли изменения и дополнения. Так, водительские права в ГИБДД аннулируют в следующих случаях:
- если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
- если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
- при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения – в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).
Категория водительского удостоверения свидетельствует о виде транспорта, которым разрешено управлять автолюбителю:
- А – позволяет управлять обычными мотоциклами, с боковой коляской, 3-х-колесными и 4-х-колесными транспортными средствами, со снаряженной массой не более 400 кг.
- А1 – распространяется на легковесные мотоциклы, с объемом двигателя до 125 см3, мощностью до 11 кВт (открывается по умолчанию при наличии категории А).
- В – на легковые машины, весом до 3,5 тонн, предназначенных для перевозки не более 8 человек кроме водителя. Сюда же относятся джипы, внедорожники, небольшие пикапы.
- ВE – легковые авто с габаритным прицепным устройством (от 750 кг до 3,5 т).
- В1 – трициклы и квадрициклы;
- С – разрешение на грузовой транспорт (от 3,5 тонн). Категория понадобится для управления «тяжеловесами», типа «Хаммер», ГАЗ «Тигр».
- СE – грузовые автомобили с прицепом. Категория CE, полученная до появления подкатегорий, разрешает управлять грузовиками с прицепами.
- С1 – грузовой транспорт с грузоподъемностью 3,5-7,5 тонн.
- С1E – средние грузовые машины с прицепным устройством, вес которого превышает 750 кг. Суммарная масса авто и прицепа должна быть до 12 тонн.
- D – автомобили, приспособленные для перевозки более 8 человек, микроавтобусы, маршрутные такси и автобусы. В категорию не входят сдвоенные автобусы- «гармошки».
- DE – автобусы с прицепом, масса которых более 750 кг, сцепленные автобусы.
- D1 – небольшие автобусы, вместимостью пассажиров от 8 до 16 человек.
- D1E – микроавтобусы с прицепом, с максимальным весом не более 12 тонн. В прицепе нельзя перевозить людей.
- М – мопеды и легкие квадрициклы. Открывается вместе с одной из других категорий.
- Tm – трамваи.
- Tb – необходима для вождения троллейбусов. Ранее для управления троллейбусом или трамваем требовались особые отметки в водительских правах.
Категории водительских прав, которые будут открыты автоматически при замене
Основная категория | Категории открываются автоматически |
A | M, A1, B1 (только ТС мотоциклетного типа) |
B | M, B1 (кроме ТС мотоциклетного типа) |
BE | M |
C | M, C1 |
CE | M, C1E |
D | M, D1 |
A1 | M |
Именно категория B является наиболее распространенным видом права управления, так как позволяет эксплуатировать:
- легковые автомашины, с разрешенной массой до 3.5 тонн, количеством сидений для пассажиров не более 8 (без учета места для водителя);
- легковой транспорт с прицепом, чья масса не более 750 кг;
- легковой транспорт с прицепом, чья масса более 750 кг, однако совокупный вес ТС не превышает 3.5 тонн;
- небольшие грузовики и микроавтобусы, подпадающие под перечисленные выше характеристики.
Под категорию B подпадает практически весь легковой автотранспорт отечественных и зарубежных производителей. Исключение составляют только отдельные модификации, предназначенные для эксплуатации в тяжелых условиях.
Характеристики ТС, которые учитываются при распределении по категориям, фиксируются в технической документации производителя (ПТС, паспорт транспортного средства). Поэтому собственникам и владельцам машин запрещено произвольно менять эти характеристики, так как это может повлиять на разграничение по категориям управления. Если проводится модификация легкового автомобиля с изменением технических характеристик, необходимо пройти процедуру перерегистрации и согласования в органах ГИБДД.
В базовую категорию B подпадает легковой транспорт с прицепами. Однако водитель должен учитывать ограничение по допустимой массе:
- при стандартных условиях, масса прицепа не должна превышать 750 кг;
- если весовые характеристики прицепа выше 750 кг, его масса не должна быть выше веса автомобиля;
- дополнительное ограничение предусмотрено по совокупным весовым параметрам прицепа и легковой автомашины – они не должна быть тяжелее 3.5 тонн.
Характеристики автотранспорта, подпадающие под категорию B, позволяют перевозить пассажиров количеством не более 8. При превышении таких значений, единица автотранспорта будет отнесена к автобусам, т.к. предназначена для массовой перевозки пассажиров. На управление автобусами различных модификаций нужно открывать категорию D.
Под категорию управления D подпадает следующий транспорт:
- маршрутные такси, в которых количество посадочных мест для пассажиров превышает 8 человек (без учета места водителя);
- автобусы любых модификаций и без ограничения по весовым характеристикам;
- автобусы, модифицированные прицепом с массой не выше 750 кг.
Фактически, категория D предоставляет право заниматься частным извозом на маршрутных такси, устраиваться на работу в государственные и муниципальные автопарки. Однако для специальных модификаций сочлененных автобусов категория D не подходит, так как предъявляются повышенные требования и навыки к водителю.
Для автобусов, имеющих специальные характеристики или использующие прицепы, должны быть открыты дополнительные подкатегории:
- в подразделе DE представлены сочлененные автобусы, либо ТС по категории D, использующие прицеп с массой свыше 750 кг;
- по D1 выдается право управления небольшими автобусами, где количество мест для пассажиров не превышает 16 человек, а также для таких же ТС с прицепами массой до 750 кг;
- если при управлении автобусом используется прицеп с массой более 750 кг, либо совокупный вес ТС с прицепом превышает 12 тонн, придется открывать категорию D1E.
Возрастные ограничения для получения прав
Российское законодательство устанавливает ограничения по возрасту для открытия в водительском удостоверении разных категорий. Подкатегории А1, М разрешены в 16-летнем возрасте. В 18 лет можно получить права категорий A, B, В1, C и С1, для управления легковыми и грузовыми автомобилями небольшой массой. ВЕ, С1Е, СЕ разрешено открывать с 19 лет. С 21-летнего возраста разрешается получать права на микроавтобус, автобус, троллейбус и трамвай.
Управлять машинами с прицепами можно лишь спустя год после открытия основной категории. То есть у водителя должен быть стаж вождения автомобилем от одного года, чтобы он мог получить право на управление транспортом с прицепом.
Подростки в возрасте 17 лет могут пройти обучение в автошколе на категории В и С. Но после сдачи экзаменов они не смогут самостоятельно водить машину, права выдаются лишь с 18 лет.
Практика на автодроме и в городе
Если теория была успешно сдана, тогда кандидата в водители допускают к практическому экзамену на специализированном автодроме (п. 11 Постановления № 1097), в противном случае придется сначала сходить на пересдачу.
Сдача экзамена на получение категории прав D на автодроме в 2021 году происходит следующим образом:
- сначала экзаменатор осуществляет проверку автобуса на работоспособность, видеокамер, фиксирующих процесс сдачи, соответствие оборудования зон испытательных упражнений установленным требованиям (конусы, разметка) (п. 106 Приказа МВД № 995);
- далее проверяется личность водителя;
- затем кандидат, по команде экзаменатора, садится на водительское место и готовится к началу выполнения упражнений (пристегивается ремнем, осуществляет регулировку зеркал заднего вида), после этого – подтверждает готовность к старту, включив ближний свет фар (п. 11 Приложения 7 к Приказу МВД № 995);
- по сигналу экзаменатора, начинается выполнение упражнений – “Остановка и начало движения на подъеме”, “Маневрирование в ограниченном пространстве”, “Въезд в бокс задним ходом”, “Парковка ТС и выезд с нее”, “Остановка для безопасной посадки и высадки пассажиров”, “Проезд регулируемого перекрестка”.
В 2021 году оценка “Не сдал” будет присвоена, если, например:
- двигатель заглох 3 или более раз (п. 113.7. Приказа МВД № 995);
- были сбиты конусы 3 или более раз;
- водитель двигался задним ходом при выполнении упражнений, где это делать запрещено;
- был допущен откат ТС на 30 сантиметров при выполнении остановки и начала движения на подъеме.
После успешной сдачи автодрома будет назначено время и место проведения экзамена в городе. Подготовка к нему осуществляется примерно так же, как и на автодроме (то есть экзаменатор проверяет готовность ТС, средств видеоконтроля, по команде водитель занимает свое место, проверяет зеркала, пристегивается ремнем и др.).
Далее начинается движение по установленному маршруту. По команде экзаменатора, водитель должен выполнять соответствующие действия, указанные в п. 2 Приложения 2 к Постановлению № 1097 (совершить обгон, остановиться для пропуска граждан на пешеходном переходе, проехать нерегулируемый перекресток равнозначных и неравнозначных дорог и др.).
Экзаменатор оценивает, как кандидат соблюдает ПДД, и при допущении ошибок начисляет штрафные баллы:
- 5 – за грубые ошибки;
- 3 – за средние;
- 1 – за мелкие (п. 129 Приказа МВД № 995).
Водительское удостоверение категории D
категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, независимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Имея водительское удостоверение категории D водитель может управлять как небольшими автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, так и огромными туристическими автобусами.
Единственная разновидность автобусов, для которой не подходит категории D, — это сочлененные автобусы или «автобусы с гармошкой».
Категории водительских прав
В разных водительских категориях предусматриваются отличные друг друга транспортные средства с определенной массой и техническими особенностями. Для многих из них требуется отдельное обучение, другие же присваиваются автоматически. Ранее было 5 основных категорий водительских прав и их подкатегории. В настоящее время их количество расширилось:
Категория и подкатегория прав | Тип транспортного средства |
---|---|
«А» |
Мотоциклы |
«А1» |
Легкие мотоциклы |
«В» |
Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн) с числом сидений не более восьми |
«ВE» |
Легковые автомобили с прицепом |
«В1» |
Трициклы и квадрициклы |
«С» |
Грузовые автомобили (от 3,5 тонн) |
«СE» |
Грузовые автомобили с прицепом |
«С1» |
Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн) |
«С1E» |
Средние грузовики с прицепом |
«D» |
Автобусы |
«DE» |
Автобусы с прицепом |
«D1» |
Небольшие автобусы |
«D1E» |
Небольшие автобусы с прицепом |
«E» |
Исчезла из водительских прав |
«М» |
Мопеды и легкие квадроциклы |
«Tm» |
Трамваи |
«Tb» |
Троллейбусы |
Новые категории водительских прав с 5 ноября 2013 года
С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории. О них сегодня и пойдет речь.
Категория или подкатегория | Тип транспортного средства |
А | Мотоциклы |
А1 | Легкие мотоциклы |
В | Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн) |
ВE | Легковые автомобили с прицепом |
В1 | Трициклы |
С | Грузовые автомобили (от 3,5 тонн) |
СE | Грузовые автомобили с прицепом |
С1 | Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн) |
С1E | Средние грузовики с прицепом |
D | Автобусы |
DE | Автобусы с прицепом |
D1 | Небольшие автобусы |
D1E | Небольшие автобусы с прицепом |
М | Мопеды |
Tm | Трамваи |
Tb | Троллейбусы |
Водительские права подкатегории С1
- Подкатегория «С1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых составляет от 3,5 до 7,5 тонн. Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).
Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.
- Подкатегория «С1Е» — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
Также существует и дополнительная категория C1E, которая позволяет управлять автомобилями категории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн. Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами категории C1E.
Категория «А» в водительском удостоверении очень популярна. Расшифровка – доступны мотоциклы. Причем не только стандартными мотоциклами, но и моделями, что предусматривают коляску. Конечно, мотоколяски стали не так часто встречаться, но, тем не менее, рассматриваемый транспорт всё ещё иногда используется, и эта категорияправ позволяет на нем ездить, не опасаясь неприятного столкновения с органами дорожного контроля.
Давайте для наглядности рассмотрим, какой транспорт можно назвать «мотоциклами». Расшифровка гласит – к рассматриваемому типу относят ТС с двумя колесами, боковым прицепом или его отсутствием. Рассматриваемая категория предусматривает возможность езды со средствами на 3 и 4 колеса, что рассматриваемый мотоцикл в полном снаряжении не превысит четыре сотни килограмм.
Какие водительские категории существуют в России
Все транспортные средства распределены на десять категорий и шесть подкатегорий. Для того, чтобы в этом разобраться, необходимо четко представлять основные понятия, связанные с техническими характеристиками автомобиля или мотоцикла.
Термин | Определение |
---|---|
«Разрешенная максимальная масса транспортного средства», «полная масса» | Вес автомобиля, состоящий из: полностью заправленного топливом и с необходимым инструментом транспортного средства, водителя и пассажиров по числу сидячих мест (из расчета 75 кг/человек), максимально возможного для перевозки груза. |
«Масса снаряженного транспортного средства», «масса без нагрузки» | Вес автомобиля, который состоит из массы автомобиля полностью заправленного топливом и с необходимым инструментом, но уже без учета массы водителя и пассажиров, а также массы максимально возможного для перевозки груза. |
«Рабочий объём двигателя» | Выражаемый в кубических сантиметрах установленный конструктивный параметр двигателя внутреннего сгорания (ДВС) транспортного средства. |
«Номинальная максимальная мощность в режиме длительной нагрузки», «максимальная эффективная мощность» | Мощность двигателя, с которой он мог бы работать на протяжении длительного времени (определенного количества часов). Это показатель работы транспортных средств с электродвигателем (электромобилей). |
«Максимальная конструктивная скорость» | Скорость (технически ограниченная), с которой может двигаться транспортное средство. |
«Число сидячих мест» | Количество сидений транспортного средства, включая сиденье для водителя. |
Информация на водительском удостоверении
Любой документ изготавливается по определенному образцу. Водительское удостоверение – не исключение. В выданном документе содержится максимально полная информация, позволяющая идентифицировать водителя, а также имеющиеся у него права на управление тем или иным видом транспортного средства.
На водительском удостоверении обязательно наличие фотографии и подписи владельца. Сама карточка ламинируется с целью лучшего сохранения. Стоит отметить, что подделка и внесение изменений в права является нарушением, за которое предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.
Также на водительском удостоверении указываются личные данные владельца: фамилия, имя и отчество. При их смене, водитель обязан произвести замену водительского удостоверения в органах ГИБДД. Без этого, документ считается недействительным. ВУ заполняется исключительно на русском языке. Кроме этого, на обратной стороне указывается серия и номер документа. По этим сведения возможно получить ту или иную информацию.
Все сведения на документе можно найти 2022 с расшифровкой официальный сайт ГИБДД. Только по этим данным получится проверить штрафы на сайте. Сведения с водительского удостоверения обязательно указываются при оформлении страхового полиса. Каждый новый водитель должен вносить свои данные.