С 2023 года в России изменятся правила перерасчета платы за вывоз мусора
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 2023 года в России изменятся правила перерасчета платы за вывоз мусора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Идея создания регионального оператора по обращению с ТКО реализована для улучшения экологической ситуации и стандартизации предоставляемых компаниями услуг по вывозу мусора. Оператор полностью контролирует цикл обращения отходов, признанных коммунальными. Ее цель – предоставление полного набора услуг по вывозу, сортировке, обезвреживанию, утилизации и захоронению мусора.
Региональный оператор по обращению с ТКО
Регоператором может стать только юридическое лицо любой организационно-правовой формы. Оно должно соответствовать следующим требованиям:
- Зарегистрировано в РФ;
- Заниматься деятельностью по обращению с ТКО;
- Иметь лицензию на работу по сбору, транспортированию, сортировке, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.
Услуги регионального оператора оплачиваются собственниками ТКО. На оператора возлагается ответственность за размещение контейнеров на площадках, сбор и дальнейшую обработку и утилизацию ТКО. Он обеспечивает переработку мусора, вывозя его на законные объекты по обращению с отходами. Также в обязанности единого операторов входит контроль за ликвидацией незаконных свалок.
Компания-оператор устанавливает тарифы на вывоз мусора, а местные органы власти регулируют стоимость услуг. Тарифной компанией субъекта федерации определяются предельные тарифы. Если собственники ТКО считают, что стоимость услуги завышена, они могут подать жалобы в Роспотребнадзор, Антимонопольный комитет и другие контролирующие органы.
Так как услуга по обращению с ТКО коммунальная, она может индексироваться 1 января и 1 июля каждого года.
Справедливость определения нормативов потребители услуг могут проверить, запросив данные о результатах замеров и экономических выводов в местной администрации. При выявлении нарушений, тарифы можно оспорить, обратившись в прокуратуру или ФАС.
При неправильном начислении стоимости услуги, ее можно пересчитать, написав требование в управляющую компанию. Потребитель предоставляет свои данные и данные оператора, объясняет суть претензии. Согласно Постановления Правительства № 416, срок рассмотрения жалобы – 3 дня. При игнорировании обращения, следует уведомить об этом региональную Госжилинспекцию.
Основные постулаты закона
Сформулируем вкратце основные моменты Федерального закона «Об обращении с ТКО…», которые заработали с 2020 года:
- муниципалитеты городов и районов не вывозят мусор. Их задача – предоставить оборудованные площадки для сбора отходов;
- за вывоз мусора с 1 января 2020 года по закону отвечают операторы, выбранные на конкурсной основе;
- регулировкой тарифов займутся региональные власти;
- официально вводится сортировка мусора в регионах.
Теперь за обслуживание ТКО придется платить всем:
- жителям квартир и частных домов;
- владельцам нежилых помещений;
- членам дачных кооперативов и т.п.
Мусорный закон расширяет диапазон борьбы с незаконными свалками. Их устранять обязали собственников земельных участков, где обнаружены стихийные свалки. Если собственника у земли нет, устранять мусорные свалки будут вынуждены городские власти.
Тарифы на вывоз мусора
Изменения в работе с ТКО достаточно существенны.
Таблица 1. Основные изменения в законодательстве
Было | Стало |
Предоставление услуги закреплено за муниципальными властями | Услуга оказывается региональным оператором, с которым заключается договор |
Тарифы на вывоз мусора устанавливались ЖКХ | Тарифы устанавливаются оператором |
Оплата включена в общедомовые расходы | Оплата выведена в отдельную строку «Услуга обслуживания ТКО» или вообще в отдельную квитанцию |
Отходы необходимо сортировать |
При осуществлении услуг по вывозу мусора и отходов должны соблюдаться нормы, прописанные детально в СанПиН 42-128-4690-88. Он предполагает составление путевого листа для каждой грузовой машины, взаимодействие с администрацией полигона по складированию бытовых отходов и пр.
Весь вывозимый мусор делят на пять категорий, основываясь на степени его негативного влияния на окружающую среду:
- чрезвычайно опасные (после их выброса природный баланс практически не восстановим);
- высоко опасные (период восстановления – до 30 лет);
- умеренно опасные (до 10 лет);
- малоопасные (до 3 лет);
- практически неопасные (природный баланс восстанавливается менее чем за год).
Еще выделяют промышленные, строительные и бытовые отходы. Если речь идет об опасных отходах, то следует особое внимание уделить Постановлению Правительства РФ от 3 сентября 2010 года. На его положениях основываются многие местные Постановления о порядке сбора и вывоза опасных отходов.
Норматив накопления ТКО на 1 человека в год
На расчетный объем накоплений ТКО оказывают влияние следующие параметры:
- географический и природный характер местности;
- уровень развития территории в сфере обслуживания населения (предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и общепита);
- степень благоустройства территории и развития инженерных сетей;
- соотношение демографических групп населения;
- время года;
- способ сбора коммунальных отходов.
Статически определяется среднесуточное и среднегодовое накопление ТКО на 1 человека.
Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Для объектов общественного значения они устанавливаются отдельно для каждой из категорий.
Годовой норматив ТКО на 1 кв. м. площади в Московской области для:
- квартир — 0,113 м3;
- жилых домов — 0,123 м3.
Норма накопления ТБО для организаций
Кроме жилых строений, мусор накапливают различные организации: торговые заведения, столовые, места для развлечений. С целью определения нормы накопления твердых бытовых отходов берут два или три здания общественного пользования, где делают замеры в течение 7 дней для каждого времени года.
Взвешивают мусор в заполненных машинах, не допуская искусственного уплотнения отходов в контейнерах. Измерения проводят один раз в 5 лет. В приведённой выше таблице размещены ориентировочные показатели норм накопления для организаций.
Если взять норму накопления ТБО на человека из многоквартирного дома, тот же показатель для организации составляет 30-60% от его количества. Даже этот способ недостаточно точен.
Южные регионы лидируют по объемам ТКО летом, а северные – по вывозу отходов зимой.
Поэтому регионы формируют свои нормы накопления в зависимости от особенностей территорий. Если организация не имеет информации о показателях, её можно запросить в администрации населённого пункта.
Тарифы за вывоз мусора для юридических лиц и ИП
Выше мы рассмотрели примеры расчета платы за вывоз мусора для населения. А как обстоит дело с платой за аналогичную услугу для юридических лиц и ИП?
Магазины, офисы и иные организации также обязаны оплачивать коммунальную услугу «Обращение с ТКО». Тарифы на вывоз мусора для юридических лиц и ИП установлены те же самые, что и для граждан, проживающих и производящих мусор в многоквартирных и индивидуальных жилых домах.
При этом влияние на итоговый размер платы оказывает норматив накопления ТКО, который различен для жильцов квартир, домов, офисов, магазинов и других объектов.
Рассмотрим пример. Магазин промтоваров площадью 30 кв. м, применяющий УСН, в Тульской области заключил договор с региональным оператором на вывоз мусора. Тариф с 01.01.2020 составляет 558,33 рублей за 1 куб. м. Норматив накопления отходов для промтоварного магазина в данном субъекте установлен в размере 1,30 куб. м в год за 1 кв. м. Плата за мусор составит для такого магазина: 558,33*1,30/12*30=1814,57 рубля в месяц.
Таким образом, единый тариф на услугу по обращению с ТКО устанавливается в соглашении между региональным оператором и субъектом РФ, на территории которого действует оператор. На сегодняшний день большинство регионов установили ЕТ, которые значительно различаются по размеру. Тарифы на вывоз мусора для ИП и юрлиц не отличаются от тарифов для населения.
Тарифы на транспортировку ТБО в некоторых регионах страны
Субъект РФ | Для многоквартирных домов | Для жителей частного сектора |
Тюменская обл. | действует плата за кв. м. | действует плата за кв. м. |
Московская обл. | действует плата за кв. м. | действует плата за кв. м. |
Ленинградская обл. | действует плата за кв. м. | действует плата за кв. м. |
Новгородская обл. | 57,39 руб/чел | 39,86 руб/чел |
Воронежская обл. | 165,02 руб/чел | 157,64 руб/чел |
Республика Алтай | 53,68 руб/чел | 61,73 руб/чел |
Краснодарский край | 121,69 руб/чел | 139,6 руб/чел |
Брянская область | 91,65 руб/чел | 70,76 руб/чел |
Курганская обл. | (отложена, применяется старая схема) | (отложена, прим. старая схема) |
Пермский край | действует плата за кв. м. | 71,70 руб/чел |
Астраханская обл. | 96,46 руб/чел | 63,12 руб/чел |
Порядок совершения платы за вывоз мусора.
Жители многоквартирных домов не заметили разницы — плата за вывоз ТБО также останется в квитанции за коммунальные услуги и поступит на счёт Управляющей компании, которая заключила соответствующий договор с региональным оператором.
Однако в ряде случаев платежи должны поступать непосредственно в адрес регионального оператора:
- Если на общем собрании жильцов дома был утверждён такой порядок.
- Если жильцами не выбран способ управления домом, или дом находится в непосредственном управлении.
- Если управляющая компания не заключила соответствующий договор с оператором.
- Если производится плата за вывоз мусора из нежилого помещения или частного домовладения.
Можно ли будет сэкономить?
Существуют случаи, когда на оплате за вывоз ТКО можно немного сэкономить. На основании ряда документов можно произвести перерасчет платежей. Сэкономить можно при отъезде в командировку, отпуск, при длительном лечении в больнице. Документальное подтверждение отсутствия в месте постоянного проживания является основанием для пересчета.
Важно! Наиболее выгодно сдавать рассортированный мусор. Оператор принимает его согласно объему или весу. Расчет согласно количества проживающих на территории в таком случае не актуален.
Решение о предварительной рассортировке отходов принимается на собрании всех жильцов. Сортировке на данный момент подлежит пластик и бумага. Согласно предварительным подсчетам экономия при предварительной сортировке составляет 50%.
С 1.01.2019 оплата за вывоз мусора производится по нормам, установленным специальными комиссиями с обязательным учетом статистических данных, экономики РО. Для обитателей многоквартирных домов каких-либо перемен не произошло, помимо оформления платежной квитанции. Реформа затронула лишь людей, проживающих в индивидуальных строениях.
Во многих случаях преимущество получили одинокие граждане с огромными квартирами, поскольку плата за мусор изымается лишь с проживающего, без учета габаритов жилища. Если зарегистрированные лица отсутствуют, оплата берется с владельцев помещений.
Расчет суммы за сбор бытовых отходов производится по формуле: тарифная ставка на одного человека * количество зарегистрированных людей/законных собственников.
Рассчитывается плата с учетом статуса РО, принадлежности его к категории крупных или малых предприятий. Большие организации тарифы разрабатывают собственными силами, небольшие используют общепринятую тарифную сетку.
Какие изменения произошли для россиян
- Плата за вывоз мусора теперь относится к категории коммунальных платежей. Она указывается отдельной строкой в ежемесячной квитанции за коммунальные услуги. Тарификация услуги регулируется государственными органами.
- В регионе действует лишь один оператор по вывозу и утилизации мусора, вместо нескольких небольших фирм, как было ранее.
- Все собственники жилых и нежилых помещений обязаны заключить договор с региональным оператором и производить плату за вывоз мусора. Даже при отсутствии договора, в случае неоплаты услуги, она будет востребована в судебном порядке.
- Плата за вывоз мусора теперь рассчитывается не по количеству квадратных метров в жилище, а по количеству проживающих в нём жильцов.
- Тарифы для различных категорий объектов (многоквартирный дом, частное домовладение, нежилое помещение) могут отличаться.
- Дачники тоже теперь обязаны оплачивать услуги по вывозу ТБО, поэтому дачные кооперативы и садоводческие товарищества обязаны заключить с оператором договоры на вывоз мусора.
- Для исключения монополизации рынка и необоснованного роста тарифов Правительство предусмотрело возможность общественного обсуждения тарифной ставки с целью приведения её к уровню, устраивающего как оператора, так и плательщиков.
Что нужно знать о раздельном сборе ТКО в 2020 году?
Минприроды России разработало проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила обращения с твердыми коммунальными отходами», в том числе, в части требований к контейнерам для раздельного сбора мусора. Документ направлен на обеспечение комплексного подхода к развитию отрасли обращения с ТКО. К 2020 году планируется достичь 60% утилизации и переработки отходов.
По данным Минприроды РФ, в высокой степени готовности к переходу на раздельный сбор ТКО находится 12 субъектов России. Среди них Москва, Московская область, Ставропольский край, Орловская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Коми, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия, Тульская область, Брянская область, Республика Татарстан, Республика Удмуртия.
На данных территориях планируется внедрение двухконтейнерной системы с разделением на смешанные и раздельно накопленные отходы, к числу которых относятся бумага, пластик, стекло и металл.
Раздельное накопление отходов субъекты РФ вводят поэтапно, по мере развития отрасли переработки (утилизации) ТКО. Предварительно в регионе должны быть установлены специальные контейнеры с соответствующей цветовой индексацией.
Количество и виды площадок, оборудованных контейнерами для раздельного сбора мусора, рекомендовано вносить в специальный реестр. В числе предложений министерства также запрет на смешивание раздельно собранных отходов.
Предусмотрены и поощрения. В ведомстве предложили освободить от уплаты НДФЛ физлиц, которые получили доход от реализации вторичных ресурсов, а также освободить от уплаты НДС с операций по реализации таких ресурсов. Такие меры должны поспособствовать стимулированию процесса сбора, обработки и утилизации отходов.