Новые требования к режиму труда и отдыха водителей с 1.01.2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые требования к режиму труда и отдыха водителей с 1.01.2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Тахограф — прибор, контролирующий исполнение норм рабочего времени и досуга одного или экипажа водителей с фиксацией временных параметров местонахождения, скорости движения. Устанавливается в кабине автотранспортного средства.

Графики работы водителей

В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.

Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

Существует 2 типа учета рабочего времени:

  • Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
  • Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.

Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2022 году

Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:

  • Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
  • Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.

В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:

  • управление автомобилем;
  • специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
  • выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.

Соблюдение нормирования труда и отдыха по ЕСТР

Продолжительность управления

  1. Перерывы на отдых — через каждые 4,5 часа непрерывного движения. Далее следует перерыв 45 минут.
  2. Если в силу уважительных причин водитель не воспользовался надлежащим перерывом, его можно заменить перерывом не менее 15 минут, за которым должен следовать еще один 30-минутный отдых. В течение обеих остановок водитель не имеет права выполнять какую-либо работу.
  3. Данные короткие перерывы, перечисленные выше, не должны быть засчитаны в качестве еженедельных периодов отдыха.
  4. Водитель не имеет права управлять автомобилем более 9 часов в сутки. Это время может быть увеличено до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю.
  5. Короткие перерывы, перечисленные выше, не должны быть засчитаны в качестве еженедельных периодов отдыха.
  6. За рулем можно находиться не более 48 часов в неделю.
  7. Лишь в исключительных случаях лимит времени может быть увеличен до 60 часов в неделю.
  8. Максимальное время управления ТС — 90 часов за 2 недели.
  9. Время, отведенное на общие работы — 13 часов. Кроме вождения ТС, дальнобойщик выполняет и другие обязанности: погрузочно-разгрузочные и прочие действия, связанные с оформлением сопроводительных документов. В силу определенных обстоятельств это время может быть продлено до 15 часов в сутки. Однако между двумя любыми еженедельными периодами отдыха водитель может иметь не более 3-х рабочих дней по 15 часов.

Перерывы на отдых

  1. Предельная норма продолжительности управления автомобилем вместе с выполнением любых непрерывных работ не должна быть выше 6 часов, после которых водитель обязан сделать 45 минутную остановку, если период основного отдыха предвидится не скоро.
  2. Водитель обязан соблюдать ежедневные перерывы на отдых длительностью не менее 11 часов. В силу допустимых законом обстоятельств этот промежуток отдыха можно сократить до 9 часов в сутки. В этом случае остановка в пути будет засчитана в качестве сокращенного периода отдыха, который должен быть организован на специализированной стоянке или в салоне автотранспорта, если технические требования допускают оборудование его полноценным спальным местом.
  3. Дальнобойщик может воспользоваться сокращенными ежедневными периодами отдыха не более 3 раз между двумя любыми еженедельными фазами отдыха, если не позднее чем до конца следующей недели отдых водителя будет компенсирован недостающим временем.
  4. На усмотрение водителя ежедневные стоянки для отдыха и сокращенные перерывы для восстановления сил каждую неделю вне мест приписки могут быть организованы в салоне ТС, но при условии, что машина оборудована местом для ночлега, предусмотренным конструкцией автомобиля, и он располагается на специальной стоянке.
  5. Водитель ТС дальнего следования обязан регулярно использовать установленные ежедневные и еженедельные периоды покоя.
  6. При транспортировке автотранспортного средства посредством парома или железндорожных составов водитель должен быть обеспечен местом для сна, при этом его полноценный ежедневный отдых не должен прерываться более двух раз. Перерыв должен совершаться в пределах 1 часа перед погрузкой или после выгрузки. Все действия, связанные с таможенным оформлением, относятся к погрузочно-разгрузочным операциям и приравниваются к общим работам. Отметим, что прерывание каждодневного отдыха таким способом в дальнейшем должно компенсироваться увеличением периода восстановления работоспособности на 2 часа.
Читайте также:  Можно ли обжаловать штраф ГИБДД

Продолжительность отдыха

  1. Продолжительность каждодневного отдыха между сменами на специальных стоянках должна быть не менее 11 часов. Время, отведенное на отдых, может быть увеличено с целью компенсации недостающего времени на еженедельный отдых или сокращено в случае его избытка. (например, в связи с простоем автотранспорта).
  2. Если на протяжении каждых 30 часов автотранспортным средством управляли два или более водителей, каждый из них обязан воспользоваться правом на отдых в течение 8 непрерывных часов.
  3. В дни, когда продолжительность отдыха соответствует нормам, прописанным в первом пункте, его можно разделить на 2 или 3 отдельных периода в течение 24 часов, но один из них должен быть не меньше 8 последовательных часов. Минимальная продолжительность отдыха в данном случае возрастает до 12 часов.
  4. Еженедельный период отдыха должен наступать после каждого шестого 24-часового рабочего периода, начинающегося по окончании предыдущего еженедельного периода покоя.
  5. Водитель может позволить себе не более 3-х сокращенных ежедневных перерывов между двумя любыми еженедельными промежутками полноценного отдыха.
  6. Водители в составе экипажа из двух и более человек вправе воспользоваться еженедельными перерывами на отдых, длительностью не менее 45 непрерывных часов, который должен быть организован перед ежедневным междусменным перерывом на отдых или сразу после такового. При необходимости этот отрезок времени может быть сокращен до 36 часов, если стоянка организована в месте приписки ТС или до 24 непрерывных часов — в любом другом месте. Если по какой-либо причине продолжительность отдыха сокращается, она должна быть компенсирована эквивалентным временем до конца третьей недели, наступающей за данной.
  7. Отдых, используемый в качестве компенсации за сокращение еженедельного периода отдыха, должен быть приурочен к очередному периоду покоя, длящемуся не менее 9 часов.
  8. Еженедельный период отдыха, должен начинаться по завершении шести суток, начинающихся после окончания предшествующего еженедельного периода бездействия. Если еженедельный промежуток отдыха захватывает обе недели, то он может быть засчитан к каждой из них поочередно.
  9. График сменности водителей должен быть составлен таким образом, что при подсчете общего рабочего времени нерабочие дни, предназначенные для еженедельного непрерывного отдыха, приходились на разные дни недели, при этом количество дней в каждом из месяцев должно соответствовать количеству полных недель данного месяца или превышать их число.

Тахограф с блоком СКЗИ — контролирующее устройство, выполненное в соответствии с требованиями стандартов РФ. Предназначен для транспортных организаций и ИП, эксплуатирующих ТС в пределах страны.

Тахограф ЕСТР с блоком ISO — считывающее устройство, выполненное по стандартам Европейских производителей, применяемое в Западных странах для внутренних и международных грузо-пассажирских рейсов. Для Российских перевозчиков выезд за рубеж без соответствующего оборудования невозможен.

ЕСТР — Единое Соглашение Европейских стран о правилах контроля и соблюдения Трудового Режима при осуществлении международных грузовых или пассажирских перевозок.

РТО — (юридическая формулировка ТК РФ) Режим труда и отдыха водителей.

Европейские стандарты труда и отдыха на просторах России

Все «хорошее» к нам приходит из цивилизованной Европы. Жаль, что зарплата не дотягивает до международных стандартов. Зато и штрафы не сравнимы с их.

Основное отличие состоит в том, что ТАМ за качество продукции, поломку тахографа, убытки, понесенные в результате простоя техники в ремонтной мастерской и пр. несет не автоперевозчик, а компания-производитель.

У нас ответственность ложится на плечи транспортной компании или автовладельца. Все проблемы он обязан решать за свой счет, потери никто не возместит, не говоря уже о штрафах. Чтобы их избежать, отечественным перевозчикам предстоит:

  • закупить тахограф;
  • заказать карту для водителя и предприятия (руководителя);
  • зарегистрировать прибор;
  • заключить договор с мастерской, имеющей разрешение на обслуживание техники от ФСБ;
  • назначить должностное лицо, специалиста, в обязанности которого входит ведение необходимой документации, учета, обучения водителей, проведение инструктажей, отслеживание сроков эксплуатации и мн. др.

Минимальная стоимость оснащения 1 ТС обойдется около 45-60 тыс. рублей. Если автопарк большой, можно сэкономить за счет количества заказанного оборудования, сократив расход на автомобиль до 40 тысяч. Водитель может потерять в зарплате. Там, где раньше справлялся сам, теперь, потребуется сменщик, чтобы работать в экипаже.

Как составляется график?

Графики работы водителя составляются по разным схемам. Основной параметр — выбранный способ учета рабочего времени, который может быть как ежедневным, так и суммированным:

  • Ежедневная форма учета практикуется в том случае, если график труда близок к стандартному — в неделю сотрудник транспортного предприятия отрабатывает установленные законом 40 часов. В этом случае при пятидневке фиксируется рабочий день, рассчитанный на 8 часов, при шестидневке — 7 часов. В указанные 4 или 8 часов входит все рабочее время, а не только то, которое проведено сотрудником предприятия за рулем автомобиля.
  • Более сложная для учета схема — суммированная. Расчет выполняется не на день, а на месяц – это обусловлено особенностями рабочего процесса. В ряде ситуаций учетный период может составлять до шести месяцев.
Читайте также:  Порядок ведения и хранения трудовых книжек – что изменилось?

Максимальная продолжительность рабочего дня водителя при суммированной фиксации составляет 9 часов (дважды в неделю на час больше). На длительных рейсах, а также для водителей автобусов максимальное время возрастает до 12 часов. Также 12-чаосвой рабочий день допускается для водителей коммунальных или медицинских служб, инкассаторских машин и т.д.

При соблюдении всех этих требований водитель должен управлять машиной не более 56 часов в течение недели, и не более 90 часов — в течение двух недель.

Основные документы, регулирующие режим работы водителя:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации;

  2. Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» Приказа за № 15 Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. в соответствии с коррективами Приказа № 170 от 03.05.18 г.

Нормативные акты определяют порядок работы:

  • автопредприятий по коммерческим рейсам (грузовым и пассажирским);
  • водителей по трудовому договору на транспортных средствах любой формы собственности.

Также необходимо составление ряда регулирующих документов:

  • график работы водителя;
  • правила внутреннего распорядка на предприятии;
  • трудовой договор.

Оснащение тахографами, порядок работы и остальные нормы работы ТС и их водителей регулируются целым рядом документов:

  • ТР Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств»;
  • ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ и поправки Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ);
  • Кодекс административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
  • Постановление правительства РФ «о требованиях к тахографам» от 23 ноября 2012 г. № 1213;
  • Приказ Минтранса РФ «Об утверждении требований к тахографам» от 13 февраля 2013 г. № 36;
  • Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» от 21 августа 2013 года №273;
  • Требования ЕСТР.

Документальная регламентация РТО

Самым главным документом, определяющим продолжительность времени, которое сотрудник может проводить за рулем (а также выполнять сопутствующие работы типа погрузки и разгрузки, ремонта авто и т.д.) является приказ Минтранса России №15 от 20 августа 2004 года. Он содержит положения для успешной борьбы с нарушением РТО.

Не менее важный в регламентации режима труда и отдыха водителей, выполняющих коммерческие рейсы, — это приказ Минтранса №170 от 3.05.2018 года. В нем содержатся поправки к предыдущему документу, касающиеся категорий шоферов, на которых распространяются ограничения. Также бумага содержит данные об общей продолжительности нахождения шофера за рулём за 7 и 14 календарных дней.

Кроме того, в правительственном постановлении №1733 от 20 декабря 2019 года содержится информация об изменениях в правилах дорожного движения, которые непосредственно касаются предельно допустимой длительности вождения. Изменения призваны подогнать действующие нормы под европейский стандарт ЕСТР. Но здесь важно понимать, что Постановление касается исключительно физ. лиц, которые управляют автотранспортом массой свыше 3.5 тонны, тогда как для коммерческих рейсов актуальными остаются нормативы приказа от 2004 г. №15.

Ответственность за нарушение режима труда и отдыха по тахографу

За несоблюдение РТО на водителя, а также на других личностей налагаются штрафы, суммы которых приведены в таблице:

Ответственное лицо Сумма штрафа в руб.
Водитель 1.500-2.000
Должностное лицо 7.000-10.000
ИП 15.000-25.000
Юр. лицо 20.000-50.000

Как тахограф ведет учет рабочего/свободного времени?

Основной прибор, который используется водителем для фиксации режима труда и отдыха— это тахограф. Он представляет собой бортовой самописец, который подключается к системам автомобиля и в автоматическом режиме фиксирует запуск двигателя, перемещение и другие параметры. Для коммерческих рейсов внутри РФ используются тахографы с блоком СКЗИ, для международных рейсов — приборы, работающие по стандартам ЕСТР.

Фиксация труда/отдыха по тахографу осуществляется прибором автоматически:

  • Перед началом работы водитель устанавливает в гнездо самописца индивидуальную карту с уникальным цифровым ключом.
  • После активации карты введением PIN-кода цифровой ключ распознается прибором — так происходит идентификация водителя.
  • Если в экипаж ТС входит два человека, второй водитель также идентифицирует себя с помощью тахокарты.
  • Когда карта будет принята тахографом, нужно выбрать вид деятельности до включения прибора. Если смена только началась, то выбирается «Отдых», если до этого водитель выполнял другие работы — «Работа».
  • Дальнейшие действия зависят от модели тахографа, но большая часть приборов фиксирует изменения режимов автоматически. Так, ври включении двигателя будет активным режим «Работа», и сменить его не получится.
  • То же касается режима «Вождение» — он активируется, как только машина сдвинется с места. А вот «Отдых» на некоторых моделях нужно вводить вручную — не все приборы при отключении двигателя фиксируют именно этот режим.

Какие цифровые карточки изготавливает «Тахокарт»

Каждый образец включает следующие функции:

  • содержит личную информацию о владельце;
  • фиксирует скорость движения и пройденное расстояние;
  • отмечает время и длительность остановок.

Цены на карты для тахографов можно узнать здесь.

Вы можете приобрести одну из трех разновидностей:

  • Без средства защиты криптографической информации (СКЗИ). Она обладает базовой комплектацией и подходит для небольших компаний, которые не совершают перевозки на длительное расстояние, а значит, не обязаны оснащать каждый транспорт техническим устройством. Эта карта нужна владельцам, которые хотят контролировать ход поездки и иметь юридическую базу в случае дорожных происшествий.
  • С системой СКЗИ, предусмотренной требованием Приказа Минтранса № 36 – законом о времени труда и отдыха водителей по тахографу. Встроенный в устройство чип отвечает за шифровку и дешифровку данных и не допускает изменения или удаления хранящейся на нем информации. Необходимый персональный ключ изготовит в течение двух недель. Помимо базовой комплектации такая карта обеспечивает надежную защиту данных и дает возможность осуществлять транспортные перевозки по России.
  • Для устройств европейского образца – ЕСТР. По положению от 1978 года все сотрудники, совершающие международные рейсы, должны работать с приборами, фиксирующими режим труда и отдыха водителя. Для них необходимы особые карты, они включают все функции предыдущих версий и дают владельцу право на поездки между странами.
Читайте также:  Наследники — в очередь: как разделить недвижимость без завещания

Распечатка информации водителем

Современные тахографы оснащаются встроенными термопринтерами, которые применяются для распечатки записанной в памяти информации. В принтер для этого устанавливается рулон специальной термобумаги, она же используется для ручной записи времени работы при неисправности тахографа.

Сотрудники ДПС ГИБД или представители Ространснадзора могут затребовать у водителя распечатку: Тахограмму, режим работы или сведения о состоянии ТС. Все эти отчеты выводятся на печать из меню прибора, причем водитель должен знать, как это сделать. Чтобы избежать претензий при проверке, изучить инструкцию и выполнить пробную распечатку стоит заранее.

Разделение рабочего времени на части

Примечание. До 1 января 2021 года рабочее время могло быть разделено на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах и для водителей служебных легковых автомобилей органов государственной власти.

Существует возможность разделения рабочего времени любого водителя на несколько частей. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более:

  • трех часов для водителей общественного транспорта, работающего в городском и пригородном сообщении;
  • пяти часов для остальных водителей.

При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.

Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя автобуса:

Действия водителя Фактическое время Рабочее время
Управление автобусом 4 часа 4 часа
Перерыв 2 часа
Обед 2 часа
Управление автобусом 4 часа 4 часа
Итого 12 часов 8 часов

Такая схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.

Ненормированный рабочий день

Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:

8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2021, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее — еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.

Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.

Проверка тахографов и РТО в России

Согласно новому постановлению, в ходе надзора инспектор осуществляет проверку следующих документов:

  1. Водительское удостоверение.
  2. Регистрационные документы.
  3. Путевой лист.
  4. Документы на перевозимый груз.
  5. До 1 сентября 2021 г. – карточка допуска международным перевозкам.
  6. Свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика.
  7. Свидетельство о подготовке водителей.
  8. Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.
  9. Специальные разрешения для перевозок опасных грузов, а также тяжеловесных и крупногабаритных.
  10. Договор фрахтования ТС.
  11. Карта маршрута регулярных перевозок
  12. Документ, предоставляющий право на проезд по РФ (у иностранных перевозчиков).
  13. Разрешение на осуществление перевозки с/на территорию третьего государства (у иностранных перевозчиков);
  14. Международная товарно-транспортную накладная и другие документы, подтверждающими вид перевозки.
  15. Учетный талон (при осуществлении международных автомобильных перевозок).

Что касается вопроса самой проверки, инспектор будет проводить контроль за соблюдением требования об установке тахографов, заполнением тахограмм или ведением регистрационных листков режима труда и отдыха, а также за соблюдением режима труда и отдыха “с проставлением отметок о прохождении контроля”. Что интересно, впервые введена обязанность для транспортных инспекторов проставлять отметки о контроле.

Сколько по норме должен проезжать водитель в сутки

Автотранспортные предприятия или организации должны доставлять грузы по назначению в междугородном сообщении в следующие сроки:

  • Свыше 250 км — на каждые полные или неполные 250 км прибавляется полсуток
  • До 250 км включительно – одни сутки

Сроки доставки грузов исчисляются с 24. 00 ч дня приема грузов к перевозке.

Дорогие посетители! На сайте предложены типовые варианты решения проблем, но каждый случай индивидуален и имеет свои нюансы.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по бесплатному телефону доб. 504 (консультация бесплатно)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *