Поворот налево на перекрестке
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поворот налево на перекрестке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не могу не затронуть тему подготовки водителей во многих автошколах, которая сводиться в натаскивании на сдачу теоретического экзамена, то есть экзаменационного билета из 20 вопросов, на которые отводиться 20 минут времени. Усреднено получается 1 минута на вопрос. В билете обязательно есть 3 вопроса на тему «проезд перекрестков» — это 13, 14 и 15 вопросы каждого билета, в которых моделируется ситуация проезда того или иного пересечения. То, есть на решение импровизированной дорожной задачи – 1 минута, в реальных дорожных условиях, задачу по определению очередности проезда необходимо решить за 1–2 секунды, а в некоторых ситуациях и за доли секунды. Я лично такую подготовку считаю неверной: в первую очередь доскональное изучение ПДД, а только потом решение задач.
При поворотах налево на перекрестках, согласно ПДД, водитель должен самостоятельно контролировать любой транспорт, который приближается к этой точке со всех четырех сторон. Часто начинающие водители испытывают проблемы с тем, чтобы продолжить такое движение без нарушения правил. На перекрестке пешеходы и транспортные средства часто пересекаются друг с другом, а видимость для водителей снижается. По этой причине около 20 % всех дорожно-транспортных происшествий случается на перекрестках или вблизи них.
Поэтому в автошколах выделяется больше времени на инструктаж в сравнении с теорией и практикой поворотов направо. Чтобы избежать создания аварийных ситуаций, важно тщательно изучить, как выполнять такой сложный маневр, при котором траектория автомобиля пересекается с траекториями других участников ДД.
С какой полосы поворачивать
В условиях города часто перекрестки оснащены соответствующими знаками, определяющими полосное движение. Сложность представляют участки без таких сигналов, которые тоже встречаются. Несоблюдение знаков безопасности, таких как запрет на проезд, запрет на въезд и остановку, будет считаться нарушением правил дорожного движения.
Водитель должен следовать в этом случае регламенту, описанному в пункте 8.5 ПДД. Правило гласит: водитель перед совершением поворота или разворота должен занять на полотне автомобильной дороги крайнее положение. Этот пункт ПДД распространяется на все перекрестки, кроме круговых.
Это значит, что движение налево при преодолении перекрестка разрешено только с левой крайней полосы, а авто должно располагаться в максимальной близости от разметки, которой отделяется встречное направление. Важно помнить, что поворот налево с перестройкой из правого ряда запрещен, и за нарушение этого правила предусмотрен штраф в размере от 1000 до 1500 рублей.
Поворот с двух крайних левых полос
Поворот направо обычно считается наиболее простым в исполнении маневром. Он нетрудный, поскольку, когда вы поворачиваете направо по ПДД, то ваша траектория движения не пересекается с другими транспортными средствами.
Как выполняют поворот направо? Согласно п. 8,6 ПДД повернуть нужно таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей автомобиль не переместился на встречную полосу.
По какой траектории разрешено выполнить поворот направо? Согласно ПДД поворачивая направо, водитель должен ехать по возможности ближе к правому краю дороги.
Повернуть налево реально сложнее, чем направо, ведь нужно видеть все транспортные средства на всех сторонах перекрестка. Поворачивая влево, можно заготовить для себя поэтапный план и действовать, согласно ему.
Для начала необходимо разместиться на левом крае дороги.
На первом этапе, когда только происходит подготовка к маневру, нужно занять на дороге крайнее левое положение. При выполнении маневра тоже возможны сложности, тем более если это многополосное движение и в наличии разметка, разграничивающая встречные потоки машин.
Чтобы выбрать на подобной трассе левое положение, нужно сместиться ближе к линии оси. Однако бывают случаи, когда на дороге разметка отсутствует совсем, что же тогда делать водителю? Необходимо определить, в каком месте дорога делится пополам и занять на трассе место, показывающее другим участникам движение Ваше намерение свернуть в левую сторону. При выполнении указанного действия обязательно включить поворотники.Затем необходимо мысленно представить центр перекрестка, приблизиться к нему и потом сделать поворот. Выполняя действие подобным методом, машина постоянно справа, на своей полосе, уходя от аварийных столкновений. Для того чтобы понять, что вы в центральной части перекрестка, нужно посмотреть на встречные машины, на их траекторию движения. Если они двигаются прямо или сворачивают в правую сторону, при этом не мешая Вашей траектории движения, значит Ваше действие верное. Необходимо только чуть снизить скоростной режим и дать дорогу машинам, двигающимся навстречу. Для этого возможно остановиться в центральной части перекрестка. Но нельзя менять установленную траекторию следования. Если встречный автомобиль повернет влево, вы разъедетесь таким образом, что центр перекрестка будет находиться между машинами. Таким образом, выезд в центр перекрестка будет наиболее удобной траекторией в случае поворота налево на любом перекрестке. Как определить эту пресловутую центральную часть перекрестка, ведь, само собой, какого-либо обозначения в центре не будет? Будьте наблюдательным. В теплый период года на асфальте перекрестка много шинных следов. И только в центре перекрестка они отсутствуют. А заодно следы от шин показывают, как его нужно объезжать именно здесь. В зимнее время в вероятном центре находится нетронутый снежный покров.
На этом этапе выезжаете с территории перекрестка. Здесь тоже возможны варианты развития ситуации. К примеру, если вы, поворачивая выезжаете на дорогу с двухполосным движением, необходимо только плавно сместиться на вашу полосу. При наличии многополосной трассы, надо предварительно решить, какую полосу стоит занять и ехать по намеченному пути следования.
Правила пересечения регулируемых перекрестков
Приближаясь к пересечению двух и более дорог, определяем тип перекрестка: регулируемый или нерегулируемый. От этого зависит порядок наших последующих действий на дороге. Регулируемым считается тот перекресток, на котором есть светофор или работает сотрудник ГИБДД в качестве регулировщика. Для таких перекрестков в ПДД существуют правила их проезда:
- Работающий трехцветный светофор отменяет действующие знаки «Главная дорога» и «Уступите дорогу».
- Двигаться можно только на зеленый (разрешающий) сигнал. Соблюдать при движении рядность, а соответствующую полосу занимать заранее.
- При загорании разрешающего сигнала светофора, следует уступить дорогу всем ТС и пешеходам, завершающим свой маневр на перекрестке.
- У светофора с дополнительной секцией со стрелкой движение разрешается только в направлении, указываемом стрелкой и при ее включении.
- Зеленая стрелка включается одновременно с красным сигналом. Это означает, что проезд в этом направлении разрешается, но при этом потребуется уступить дорогу всем ТС, движущимся в других направлениях.
- Действия регулировщика обладают самым высоким приоритетом, даже если они противоречат дорожной разметке и сигналу светофора.
Начинающие водители первое время боятся оживленных перекрестков и поворотов на нем налево. Причин этому несколько.
Поворот направо на перекрестке
Кроме проезда «прямо» самым легко выполнимым маневром на перекрестке является поворот направо. Все пространство перед автомобилем, а также справа от него, хорошо просматривается, и поэтому легко контролируется.
Подготовка к повороту направо. Перед поворотом направо следует занять крайнее правое положение на проезжей части. Просто перестроиться на крайнюю правую полосу недостаточно.
Полосы бывают достаточно широкими, там спокойно могут уместиться два автомобиля. А двухколесному мотоциклу нужно еще меньше места.
Поэтому следует принять правее на столько близко к краю проезжей части (краем может быть тротуар, бордюр, обочина), чтобы вас невозможно было объехать справа.
Несмотря на то, что движение ТС по обочине запрещается (пункт 9.9 ПДД), некоторые автомобилисты используют обочину для объезда затора перед перекрестком, тем самым усиливая затор.
Такой «объезд» является нарушением ПДД. Но есть смысл контролировать его возможность, потому что есть вероятность во время поворота направо столкнуться с нарушителем, движущимся по обочине.
В случае ДТП будет виноват нарушитель, но вам от этого легче не станет. Один такой случай рассмотрен в статье Обгон по обочине.
Если движение по полосам на перекрестке обозначено знаками 5.15.1 «Направления движения по полосам» или 5.15.2 «Направления движения по полосе», то нужно перестроиться согласно этим знакам.
Встречается организация движения, при которой указанными знаками разрешается поворачивать направо с двух крайних правых полос. При повороте направо со второй полосы есть смысл следить за обстановкой справа от вас.
В статье Поворот направо со второй полосы есть разбор дорожной ситуации (произошедшее ДТП) в похожих условиях.
Маневр поворот направо. Перекрестки бывают большие и маленькие, углы у перекрестков обычно скруглены, но радиус закругления зависит от ширины образующих перекресток дорог.
В зависимости от дуги закругления, траектория движения автомобиля на повороте может быть плавной (рисунок слева), а может быть как бы слегка «ломаной» (рисунок справа).
Одновременный поворот налево на перекрестке
Когда два автомобиля, едущих навстречу друг другу на перекрестке одновременно поворачивают налево, то они оказываются в ситуации встречного разъезда (одновременного поворота налево) на перекрестке.
Такая ситуация возникает в следующих случаях:
Перед автомобилистами возникает вопрос: какими бортами разъехаться между собой на перекрестке при одновременном повороте налево, левыми или правыми?
Есть смысл понять саму технику одновременного поворота налево на перекрестке.
При одновременном повороте налево на перекрестке оба водителя между собой оказываются в равных правах: ПДД обязывают обоих уступить дорогу своим встречным ТС. В то же время, по отношению друг к другу они оба являются взаимно встречными.
ПДД не дают ответ на вопрос, какими бортами им разъехаться между собой, и кто из них имеет преимущество перед другим.
Но существует одно неписаное правило — водители сами нашли решение такой проблемы: на больших перекрестках разъезжаются правыми бортами относительно центра, на маленьких перекрестках — левыми бортами.
Если, кто то сочтет, что стоп-линия, как линия въезда на перекресток подогнано и высосано из пальца, то вспомните, как такую же границу Вы подгоняете на Т-образных перекрестках, мягко игнорируя условия термина своими логическими размышлениями или просто игнорируете определение границ, когда это неудобно.
О логике. Остановка за стоп-линией не предусмотрена Правилами, не предусмотрена организацией движения. Не должны правила загонять водителя в подобную ловушку «После стоп-линии, но не на перекрестке». Стоп-линия до начала закруглений прямо указана в примерах организации движения по ГОСТ. Зачастую остановка за стоп-линией создаст помехи для пешеходов.
Воображаемую линию достаточно сложно воспринимать в качестве аргумента. Глядя сверху или на схему еще как то можно по воображать и порисовать, но с места водителя соединять десяток точек воображаемыми линиями и каким-либо образом применять такие линии в движении, имея регламентированный порядок движения в таком месте, как минимум не логично.
Закругления
На этом примере кто нибудь будет задумываться о закруглениях и воображать линии? Воображать границу въезда на перекресток? Наверное нет. После пересечения стоп-линии на разрешающий сигнал Вы поедете на выезд с перекрестка в нужном направлении.
Закругления проезжей части не имеют никакого значения для организации движения и для проезда через перекресток. Определяющим является чтобы перед сменой цикла светофора перекресток был свободен для других направлении и все транспортные средства находились за стоп-линией.
Полосы торможения и разгона
Полосы торможения и разгона образуются за счет расширения проезжей части вблизи перекрестков, остановок общественного транспорта или мест для разворота на дороге с разделительной полосой.
Они отделяются от остальных полос широкой прерывистой линией разметки 1.8. Наиболее длинные полосы разгона и торможения обустраиваются на автомагистралях — их протяженность может достигать 100 метров.
При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, развернуться или остановиться, должен, не снижая скорости, перестроиться на эту полосу и замедлять движение своего ТС только на ней.
Тем самым он освободит ранее занимаемую полосу для тех, кто оказался позади него и намеревается продолжить движение с прежней скоростью в прямом направлении.
При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен поворачивать на нее, набирать скорость на этой полосе и вливаться в транспортный поток в конце полосы разгона, не создавая помех тем, кто движется по остальным полосам проезжей части.
Перед выполнением поворота направо водитель должен убедиться, что перед ним не установлены знаки 3.18.1, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5, 5.7.2, 5.13.2, а также знаки 3.2 или 3.3 с табличкой 8.3.1.
Также могут запретить правый поворот знаки 5.15.1 либо 5.15.2, на которых отсутствует стрелка правого поворота, или соответствующая этим знакам разметка 1.18.
Поворот налево возможен только там, где отсутствуют знаки 3.18.2, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4, 5.7.1, 5.13.1, 6.3.1, 6.3.2, а также знаки 3.2 или 3.3 с табличкой 8.3.2.
Поворот налево могут запретить знаки 5.15.1 либо 5.15.2, на которых отсутствует стрелка левого поворота, или соответствующая этим знакам разметка 1.18.
Действие знаков 3.18.1, 3.18.2, а также 4.1.1 — 4.1.6 (4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6) распространяется только на то пересечение проезжих частей, перед которым они установлены.
При наличии на перекрестке двух и более пересечений проезжих частей поворот и разворот возможны поле пересечения разделительной полосы, то есть там, где эти знаки уже не действуют.
Необходимо также помнить, что Правила не допускают поворот налево и разворот с пересечением линий разметки 1.1, 1.3, 1.9, а также разметки 1.11, когда она повернута сплошной линией в вашу сторону.
Места, где запрещен разворот
Разворот на перекрестке может быть запрещен дорожным знаком 3.19, а также знаками 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4 Действие знака 3.19 распространяется на весь перекресток, а знаков 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 — только на то пересечение проезжих частей, перед которым они установлены.
Не позволяют развернуться на перекрестке знаки 5.15.1, 5.15.2, на которых отсутствует стрелка левого поворота, либо соответствующая этим знакам разметка 1.18.
Знаки 4.1.1, 5.5, 5.11, 5.1 и 5.3 не позволят вам выполнить разворот вне перекрестка.
Линии разметки 1.1, 1.3, 1.9, а также разметка 1.11, повернутая сплошной линией в вашу сторону, также запрещают водителю развернуться.
Независимо от наличия указанных знаков (разметки), разворот запрещается еще в шести местах, оговоренных пунктом 8.11 Правил:
- на пешеходных переходах (можно развернуться до или после перехода);
- в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- в тоннелях;
- на железнодорожных переездах (можно развернуться до или после переезда);
- там, где дорога просматривается хотя бы в одном направлении (вперед или назад) менее чем на 100 м.
Дополнительные обозначения
В соответствии с нормами организации инфраструктуры, а также ДТС (дорожно-транспортное строительство), знак «Главная дорога» иногда может быть заменен на следующие обозначения, которые относятся к номерам 2.3.1 — 2.3.7.
Они информируют автомобилистов о наличии на этом пути второстепенного и дают возможность сохранить приоритет во — время пересечения определённой территории. Путать разновидности знаков, устанавливающих главную дорогу, не нужно. Приоритетное направление все время отмечается крупной полосой посередине, а вот, что касается прилегающих к нему, то тонкими полосами со всех сторон.
Также под знаком главной дороги часто можно заметить большую табличку белого цвета, имеющую черную разметку и относящуюся к номеру 8.13 в соответствии с правилами. С помощью нее можно точно определить дорогу, которая и есть главная по отношению к месторасположению автотранспорта. Она еще способствует быстрому определению очередности передвижения.
Всегда знайте, что на вспомогательной табличке, главная дорога отмечается жирной полосой, но, а на вспомогательных не имеющих право приоритета тонкими полосами. Вспомогательный знак необходим в тех случаях, когда пересекается три или более пути, и если меняется направление движения на главной дороге.
Нарушить правила движения по прилегающей территории намного проще – и это подтверждает практика. При этом у водителей часто даже нет злого умысла.
Вот только инспектор вряд ли внемлит вашим мольбам, что вы якобы не поняли, к чему относится знак, поэтому преспокойно выпишет штраф, используя вашу оплошность против вас.
- Если при маневрах с прилегающей территории вы окажитесь на встречной, то заплатите 5 тысяч рублей или лишитесь прав на 6 месяцев.
- Если проехали на запрещающий знак, готовьте 500 рублей.
- Если решите сократить путь и попытаетесь проехать по прилегающей территории насквозь, ожидайте штрафа в 1,5 тыс.руб.
Нарушение других правил – езда в пьяном виде, не уступили дорогу, превысили рекомендованную скорость и пр. – также наказываются рублем на общих основаниях.
Что ж, теперь вы знаете, как использовать примыкающие участки дороги для разворота, и у вас появилось больше примет для того, чтобы опознать прилегающий отрезок.
Напоследок еще один совет: неуверены – не рискуйте! А может у вас есть свои секреты узнавания прилегающей территории? Поделитесь в комментариях.
Общие правила выезда со второстепенной дороги на главную
Правила для выезда со второстепенной на главную дорогу гласят, что водитель при приближении к перекрестку обязан оценить ситуацию. Используя глазомер, нужно определить дистанцию до движущихся автомобилей и их скорость. Преимущество имеют водители, находящиеся на основной дороге. Въезжающий со второстепенной должен их пропускать, независимо от того, с какого бока они приближаются к нему.
Во влажную и пасмурную погоду нужно быть предельно внимательным, так как расстояния до объектов кажутся больше, а скорость ниже.
Остановившись на пересечении, независимо от направления движения, автолюбитель должен убедиться в безопасности своего маневра. Прежде водителю нужно оценить обстановку слева, насколько удалены объекты от него и как быстро они приблизятся. Если автомобили движутся с высокой скоростью, то на перекрестке они будут уже через несколько секунд, и водителю банально не хватит времени на маневр.
Правила проезда Т-образного перекрестка
В случае изменения траектории приоритетной дороги на нерегулируемом Т-пересечении должна присутствовать табличка 8.13, устанавливающаяся вкупе с дорожными знаками под пунктами 2.1, а также 2.4. Необходимо сразу определиться, какой является дорога, по которой вы подъехали к пересечению путей, и имеется ли у вас право проезда. Сначала через нерегулируемое пересечение осуществляет проезд транспорт, который подъехал к нему по приоритетному пути.
Т-образный перекресток, преимущественно нерегулируемый, за пределами населенных пунктов — частое явление. О приближении к нему водители (которые имеют приоритет) узнают по знакам под пунктами от 2.3.2 до 2.3.7, что означает примыкающую второстепенную дорогу», при этом на второстепенных путях перед пересечением дорог стоят знаки под пунктом2.4, что означает — «Уступите дорогу», под пунктом 2.5 — что означает запрет движения без предварительной остановки. С учетом высоких скоростей ТС вне населенных пунктов проезд со второстепенного пути на такое пересечение требует предельной концентрации внимания, ибо транспорт, имеющий приоритет в движении движется с большей скоростью, нежели можно себе ее представить.
Как правильно проезжать круговой перекресток
Даже в маленьких городах может понадобиться навык проезда «по кольцу», поэтому не пренебрегайте темой на уроках по теории вождения. Такую планировку проезжей части организуют для того, чтобы разгрузить поток движения транспортных средств. При этом движение осуществляется против часовой стрелки со съездом с кругового движения в нужном направлении.
Нередко даже инструкторы автошкол спорят, как правильно проезжать круговой перекресток. В заблуждение вводят знаки приоритета, которые могут быть установлены на прилегающих улицах. Но, если машина движется «по кольцу», для водителя этого автомобиля они не работают.
На перекрестках с круговым движением присутствуют знаки разметки, указывающие приоритет въезда на «кольцо» и направляющие островки. Перед въездом всегда устанавливается знак «Круговое движение» — три стрелочки, расположенные по кругу на голубом фоне.
Выехать на «кольцо» можно с любой полосы, а вот съехать только с крайней правой.
Если движение планируется дальше второго съезда, безопаснее ехать во внутреннем ряду, но не забыть заблаговременно перестроиться в правый. Самое распространенное нарушение водителей – съезд из левого ряда. Это запрещено правилами дорожного движения и может стать причиной аварии, ведь по правой полосе в этот момент может двигаться другой автомобиль.
Подача сигнала поворота при движении по «кольцу» не требуется. Исключение составляет выезд на прилегающую улицу. Включив правый поворотник, водитель сообщает другим участникам движения о намерении покинуть круговое движение.