Дополнительное профессиональное образование. Это важно знать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дополнительное профессиональное образование. Это важно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) — возможность обучиться дополнительной специальности, при этом не тратя время на получение полноценного среднего профессионального или высшего образования.

Почему стоит выбрать дистанционную переподготовку в СНТА ?

  • Мы подбираем для Вас оптимальный вариант по программам обучения;

  • Мы предоставляем Вам доступ в Систему дистанционного обучения, где представлены уникальные материалы по программе;

  • Осуществляем круглосуточное взаимодействие и консультирование в процессе всего периода обучения;

  • Контролируем процесс обучения на всех стадиях– от момента зачисления до получения оригинала документа на руки!

  • Документы Вы можете забрать в удобное для Вас время в нашем офисе или получить экспресс-почтой бесплатно.

Дистанционные обучение также носит название обучения с применением дистанционных технологий (электронное обучение). Такое обучение закреплено в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226). Многие ведущие ВУЗы страны, в том числе и МГУ им. М.В. Ломоносова, реализуют программы обучения с применением дистанционных технологий. При этом важно иметь ввиду, что форма получения образования никак не отражается в получаемых документах об образовании.

Длительность курса обучения зависит от нескольких факторов.

Во-первых, от того, какой тип получения дополнительного образования вы получаете: курс повышения квалификации или курс переподготовки.

Согласно 273-ФЗ «Об образовании» курсы повышения квалификации могут длиться от 16 академических часов (2 дня) до 249 часов (1,5 месяца). Курс профессиональной переподготовки – от 250 (1,5 месяца) до 1000 ак. часов (5-6 месяцев). Количество часов зависит от выбранной программы, от стажа работы по профессии, от требований профстандартов и ведомственных нормативных актов, от первоначального уровня образования самой специальности. Например, учитель русского языка освоит переподготовку на учителя истории быстрее, чем, допустим, врач, желающий стать учителем в школе. То есть для них количество часов в нагрузке будет отличаться.

Во-вторых, дистанционное обучение предполагает индивидуальный график обучения. Слушатель может выбирать темп обучения самостоятельно. Это очень удобно, так как учебные материалы доступны круглосуточно на учебном портале.

Режим и график обучения согласовывается с Институтом. Его можно менять: замедлить (например, в связи с отпуском или другими жизненными обстоятельствами) или ускорить. Максимально в день можно освоить 6-8 академических часов.

Комментарии к ст. 196 ТК РФ

1. Согласно ст. 21 ТК работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение своей квалификации.

Стороной, которая должна обеспечить это право, является работодатель.

2. Постановлением Минтруда России от 12 января 2001 г. N 4 утв. Методические рекомендации по разработке региональных программ содействия организациям в профессиональном развитии персонала. Эти Методические рекомендации помогают работодателю организовать профессиональное развитие персонала.

Региональная программа содействия организациям в профессиональном развитии персонала — это целенаправленное и систематическое воздействие на работника в течение всей его трудовой деятельности в организации в целях максимального использования его трудового потенциала как в интересах самого работника, так и в интересах организации. Она представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на формирование благоприятных условий для профессионального развития персонала в организациях, повышение инвестиционной привлекательности организаций, а также на социальную поддержку высвобождаемых работников.

Разработка и реализация программы как комплексного документа предполагают консолидацию усилий работодателей, объединений профсоюзов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Программы могут быть долгосрочными и краткосрочными. В условиях нестабильности экономики целесообразно ориентироваться на разработку краткосрочных программ (2 — 3 года) с ежегодной их корректировкой и учетом итогов реализации программных мероприятий за прошедший год.

При разработке программы следует придерживаться ряда важнейших принципов:

комплексного подхода к решению проблем профессионального развития персонала и регулирования рынка труда, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и др.), способствующих обеспечению продуктивной занятости населения и смягчению напряженности на рынке труда в регионе, где расположены организации, а также привлечению всех заинтересованных органов к ее разработке и реализации;

приоритета активных действий в управлении персоналом и его профессиональном развитии, а также политике на рынке труда (создание и сохранение рабочих мест, прием на работу незанятого населения и безработных граждан, улучшение условий и оплаты труда работников, совершенствование кадрового потенциала организаций, содействие занятости высвобождаемых работников и др.);

четкого разграничения сфер ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, объединений профсоюзов и территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения за разработку и реализацию программы;

Читайте также:  ФАС разъяснила, как рассматривают жалобы на проведение имущественных торгов

эффективного использования всех средств, в том числе финансовых, направляемых на разработку и реализацию программы, и минимизации всех затрат.

Приоритеты программы определяются исходя из прогноза социально-экономического развития отраслей экономики, а также государственной политики в области подготовки кадров для рыночной экономики.

Рекомендуемая структура региональной программы содействия организациям в профессиональном развитии персонала: 1) анализ ситуации в профессионально-квалификационном аспекте; 2) прогноз потребности в квалифицированной рабочей силе; 3) ключевые проблемы в сфере профессионального обучения и развития персонала; 4) определение целей и задач программы; 5) разработка основных направлений программных действий; 6) разработка основных мероприятий программы; 7) ресурсное обеспечение программы; 8) оценка ожидаемой эффективности реализации программы.

3. В ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено содействие работодателей в обеспечении занятости населения на основе:

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством РФ;

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;

создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;

разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

Работодатели путем перечисления средств в фонд занятости полностью возмещают затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест и профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с т��удоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации.

В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.

4. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2000 г. N 576 утв. Положение о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации. Согласно Положению работодатель обязан проводить профессиональную переподготовку командного состава судов рыбопромыслового флота в случаях смены диплома, окончания срока действия подтверждения.

Профессиональная переподготовка проводится в региональных аттестационных центрах дополнительного профессионального образования при образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего профиля, имеющих лицензию в соответствии с законодательством РФ и программы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

5. В Определении Конституционного Суда РФ от 24 января 2008 г. N 11-О-О приводится правовая позиция Суда по поводу конституционности ст. 196 ТК.

Заявитель оспорил конституционность положений ч. ч. 1 и 2 ст. 196 ТК.

Согласно ст. ст. 96 и 97 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом, и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом затрагиваются конституционные права и свободы и закон применен или подлежит применению в конкретном деле заявителя, что должно быть подтверждено копией официального документа.

Оспариваемые заявителем нормы ст. 196 ТК закрепляют права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя.

6. Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 июня 1988 г. N 369/92-14-147/20/18-22 утв. Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства. Оно действует в части, не противоречащей ТК.

Основной целью системы повышения квалификации и переподготовки кадров является постоянное приведение уровня квалификации работников в соответствие с изменяющимися производственными и социальными условиями, формирование у них высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в рыночных условиях.

Проведение тематических семинаров

Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.

Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.

В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.

Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.

Столь важная область, как улучшение рабочих умений, тщательно регламентирована. Ключевые требования собраны в ФЗ № 76 от 29 декабря 2021 года «Об образовании в Российской Федерации».

Документ указывает на следующие мотивы переподготовки: профессиональное развитие, удовлетворение запроса, приведение своих знаний и умений в соответствие с меняющимся состоянием внешней среды.

Профессиональное обучение рассчитано на людей различного возраста и исходной степени подготовленности. Оно направлено на освоение умения работать с определенной аппаратурой, технологическими приемами, программными и другими необходимыми средствами.

Читайте также:  Как оформить развод через загс по обоюдному согласию?

Повышение квалификации, как говорит ФЗ, призвано также предоставить людям квалификационный разряд или категорию в рамках соответствующей профессии без изменения уровня образовательной профессиональной подготовки. Речь идет о прохождении курсов повышения квалификации.

Состав специализаций, по которым можно проводить такие курсы, устанавливается министерством образования. Обучаться могут как те, кто уже получил законченное образование, так и только находящиеся в процессе его получения, если исходный уровень подготовленности уже не удовлетворяет.

Как часто надо это делать?

Важно разобраться с периодичностью, с которой происходит повышение квалификации в различной профессиональной деятельности.

Основополагающие нормы закреплены в ТК РФ. Также соответствующие указания дают профессиональные стандарты, приказы различных ведомств, договоры с отдельным работником или коллективом, локальные нормативы предприятий и организаций в сфере профессиональной переподготовки и повышения квалификации нанятого персонала. При этом документ, принятый в фирме или иной структуре, не может противоречить общенациональному законодательству.

Официально представителям большинства сфер деятельности предписано переобучаться не реже чем каждые пять лет. Однако есть области деятельности с повышенной ответственностью и/или часто меняющимися условиями и информационным наполнением. В них согласно ФЗ установлен куда меньший срок перерыва между переквалификациями.

Каждые три года обязаны направлять на повышение квалификации:

  • педагогов всех специальностей и профилей;
  • судей любой категории и специализации;
  • гражданских служащих всех ведомств и региональных подразделений таковых;
  • персонал бухгалтерий;
  • оценщиков имущества.

Аудиторы и вовсе обязаны освежать и актуализировать свои знания минимум каждый год. Вся информация обязательно отображается в трудовой книжке, включая ее электронные версии. Указывают, конечно, и пройденные курсы.

Длительность обучения для педагогов и медсестер

В целом, требования к продолжительности курсов повышения квалификации для преподавателей и медицинских сестер не отличаются от общепринятых. Их минимальная продолжительность — 16 академчасов, а максимальная длительность не установлена.

Разница заключается в периодичности получения дополнительного образования. Педагоги обязаны повышать квалификацию раз в 3 года, а медработники — раз в 5 лет. Однако для этих профессий существуют и другие нюансы, связанные с регулярным переобучением.

Так, если медсестре для работы понадобится освоить принципиально новый навык или получить новые знания, она обязана пройти стажировку вместо повышения квалификации. То есть, стажировка необходима для допуска к работе в новых условиях, но повышение квалификации все равно придется пройти.

Бывают ситуации, когда образование медработника по каким-то пунктам не соответствует квалификационным требованиям, но у него имеется непрерывный многолетний стаж по специальности. Если стаж такого сотрудника более 10 лет, то продолжительность повышения квалификации, независимо от формы обучения, должна быть от 100 до 500 академчасов. В данном случае подойдут только долгосрочные курсы (один или несколько).

В переобучении педагогов также есть особенности, связанные со сроками. Их деятельность регулируется, в частности, ФГОС. Это значит, что для каждого учебного предмета и на каждую категорию обучающихся существуют отдельные образовательные стандарты. В свою очередь, по каждому стандарту, с которым связана работа педагога, нужно проходить отдельную программу переобучения.

Например, у учителя начальных классов обычной общеобразовательной школы среди учеников есть один ребенок-инвалид. В данном случае учитель должен раз в 3 года проходить не только курсы, связанные с преподаванием в начальной школе, но и программу по работе с детьми-инвалидами. То есть, минимальная продолжительность повышения квалификации увеличивается вдвое — 32 часа.

Такое же требование распространяется и на учителей-предметников, которые преподают по несколько дисциплин (например, математику и физику).

При получении удостоверения об окончании курсов повышения квалификации следует убедиться, что в нем указано точное количество часов пройденного обучения.

Дополнительное образование дистанционно.

Обязанности сотрудника, работающего в сфере госзакупок

Получить образование – это полдела. Для работы требуются еще практические навыки. Функции специалиста по проведению госзакупок следующие:

  • работа с документацией – сбор, архивирование;
  • работа с базами данных;
  • работа в Единой информационной системе;
  • работа с вычислительной техникой;
  • анализ замечаний в ходе общественного обсуждения закупок;
  • формирование НМЦК;
  • обоснование стоимости закупки;
  • анализ заявок;
  • оценка результатов торгов;
  • выбор способа определения поставщика;
  • составление отчетности;
  • разработка проектов контрактов, типовых условий контрактов;
  • составление планов-графиков.

Что такое повышение квалификации и для чего оно требуется

Повышение квалификации – это обучение работников, целью которого является совершенствование теоретических познаний и практических навыков сотрудников в области, в которой они работают. Необходимость подобной меры связана с изменением и усложнением производственного процесса, возникновением иных профессиональных задач, из чего вытекает потребность в новых методах их разрешения.

В некоторых случаях необходимость повышения квалификации обусловлена законодательно.

В частности, некоторые виды деятельности подразумевают периодическое повышение квалификации, и работодатель обязан направлять сотрудников на обучение. Для подобных профессий обязанность регулярного повышения квалификации прописана в законодательстве – в частности, это относится к медицинским работникам, педагогам и некоторым другим категориям сотрудников.

Следует отметить, что обучение может проводиться с отрывом от производственного процесса либо без него, а также с частичным отрывом; в процессе могут быть использованы технологии дистанционного образования, электронного обучения, также возможны формы индивидуальной подготовки.

Как часто нужно проходить курсы повышения квалификации

Периодичность прохождения соответствующих курсов может различаться в зависимости от должности, характера работы и профессиональных обязанностей сотрудника.

Согласно действующему российскому законодательству в области трудового права, повышение квалификации должно проходить «по мере необходимости», однако не реже, чем раз в пять лет на протяжении трудовой деятельности. Периодичность прохождения соответствующих курсов отдельными сотрудниками работодатель имеет право устанавливать самостоятельно.

Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

Стоит отметить, что профессиональное обучение в области закупок рекомендуется проходить достаточно часто – не менее, чем раз в три года – и это правило касается всех категорий обучающихся.

Что касается программ дополнительного профессионального образования, то они разрабатываются и устанавливаются образовательными учреждениями самостоятельно, при условии учета законодательных требований к уровню подготовки специалистов различных направлений. Также следует учитывать то, что образовательные учреждения ориентируются на объективный уровень и потребности заказчиков, которые отправляют к ним на обучение сотрудников.

Каково минимальное количество часов переподготовки, чтобы диплом считался действительным?

Здравстуйте, я не могу определиться с курсами профессиональной переподготовки. У меня вопрос: Сколько должно быть минимальное количество часов для того, чтобы диплом этих курсов считался действительным? И второй вопрос количество часов везде разное — почему? одни предлагают 250 ак. часов, другие — 680 ак. часов, третьи — 1040… почему? в чем разница? Будут ли какие-то отличия? или часы — это неважно? От количество часов ничего не зависит кроме цены. ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. заранее спасибо

Фото внизу. Объясните тогда, почему цена такая разная.

В интернете многое пишут, а чему верить? Я без понятия.

Написано, что свыше 1000 часов — это круче, чем 250… чем? В конституции написано просто свыше 250 часов и всё. Про лучшее время или худшее — там не пишется. По сути время не играет роли получается. Это ты сам решаешь, что тебе лучше выбрать?

и вообще какой закон действует сейчас, скажите, пожалуйста:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 июня 2016 года N 494 пункт 12?

Минимально допустимый срок освоения программы профессиональной переподготовки для гражданских служащих не может быть менее 500 часов.»?

По профессиям и специальностям

Нормативные сроки прохождения курсов повышения квалификации для некоторых профессий и должностей

Специальности и должности Периодичность повышения квалификации Основание Примечание
Педагогические работники Каждые 3 года ч. 2 п. 4 ст. 47 № 273-ФЗ Учителя начальной школы должны проходить курсы каждые 5 лет, учителя 5–11 классов и преподаватели СПО – каждые 3 года
Аудиторы Каждые 12 месяцев после того, как пройдет 1 год с момента получения квалификационного аттестата п. 9 ст. 11 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ) Обучение проводится по программам, утверждаемым саморегулируемой организацией (СРО) аудиторов, в которой состоит специалист. Минимальная длительность курсов – 20 часов в год
Оценщики Каждые 3 года ч. 3 Требований к повышению квалификации в области оценочной деятельности
Судьи Каждые 3 года ч. 2 ст. 20.1 Закона РФ № 3132-1 При назначении на должность впервые судьи обязательно проходят профпереподготовку, только затем – повышение квалификации
Государственные гражданские служащие Каждые 3 года

Ст. 31 ФЗ № 79 от 27.07.04

Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68

Работники железнодорожного транспорта Каждые 3 года

Ст. 25 гл. 5 ФЗ № 17 от 10.01.03

Постановление Правительства РФ от 21.03.12 №221

При перевозке опасных грузов
Сфера авиационной безопасности

Каждые 3 года

(сотрудники)

Ст. 52 Национальной программы подготовки персонала в области авиационной безопасности от 04.04.19 Руководители – 1 раз в 5 лет
Бухгалтеры Каждые 3 года

Приказ Минтруда и соцзащиты РФ

от 21.02.2019 N 103н

Главные бухгалтера повышение квалификации не менее 120 часов за 3 последовательных календарных года, но не меньше 20 часов ежегодно

Служащие органов внутренних дел

По плану ДПО МВД России, который ежегодно составляется для каждой категории служащих

Ст. 12, 76 ФЗ № 342 от 30.11.11

Приказ МВД России от 05.05.18 № 275

Водители и работники автомобильного и городского наземного электротранспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения Федеральные нормативы не установлены Ст. 20 ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.95 Решение о периодичности повышения квалификации принимает руководство предприятия

Периодичность прохождения курсов повышения квалификации может быть сокращена по производственной необходимости или по заявлению работника, желающего досрочно повысить разряд (категорию).

Срок действия удостоверения, выданного на курсах повышения квалификации законодателем не устанавливается. Документ бессрочен, как и диплом об образовании, и подтверждает, что специалист овладел конкретными навыками, получил определенные знания и не нуждается в их повторном изучении. Но с учетом динамики развития всех отраслей народного хозяйства каждому специалисту необходимо регулярно учиться новому, чтобы успешно вести свою профессиональную деятельность, даже если государственные стандарты четко не устанавливают частоту повышения квалификации.

Нормативные сроки прохождения курсов повышения квалификации регламентируются:

Особенности применения положений этих документов в сфере дополнительного профобразования разъясняются в Письме Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2015 г. № АК-2453/06.

Для представителей большинства профессий федеральные законы устанавливают периодичность повышения квалификации раз в пять лет. Например, получать дополнительное профобразование не реже чем каждые 5 лет должны:

Если требования к периодичности повышения квалификации работников, занимающих определенные должности в соответствии с полученной специальностью, не установлены профстандартами и ведомственными нормативными актами, то согласно ч. 1 ст. 196 ТК, работодатель решает сам, нужно ли направлять сотрудников на учебу, но условия и график повышения квалификации обязательно согласуются с профсоюзом, и все это закрепляется в трудовом договоре (коллективном или индивидуальном).

Периодичность повышения квалификации для большинства профессий и специальностей – один раз в пять лет. Из этого правила есть несколько исключений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *