Споры со страховыми компаниями
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Споры со страховыми компаниями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Новые требования Банка России к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков вводились в рамках риск-ориентированного подхода, начали действовать с 1 июля 2021 года и распространяются пока примерно на половину игроков страхового рынка — на 71 компанию, в том числе на самые крупные, сообщили «Интерфаксу» в Банке России. При этом для малых компаний с объемом премий до 2 млрд рублей (по итогам 2020 года), не осуществляющих операции по ОСАГО, допускается выполнение требований положения 710-П не с 1 июля, а с 1 января 2022 года. В этот список попадает 88 страховщиков. Сам документ вступает в силу поэтапно до 2025 года.
Предложения о покупке
Крупные страховщики в этом году активно получают предложения о покупке других компаний или о принятии от них страховых портфелей. Как показал опрос страховщиков, они ожидают сокращения численности игроков на 20% в следующем году в связи с распространением новых требований ЦБ к финустойчивости на все страховые компании.
Согласно данным ЦБ, с начала этого года 13 страховых компаний уже уведомили регулятора о намерении передать страховой портфель другим игрокам.
По оценке заместителя генерального директора компании «Ингосстрах» Ильи Соломатина, как минимум для 20-30 страховщиков новые требования к устойчивости и платежеспособности окажутся серьезным, критическим испытанием. «У страховщиков ОМС своя специфическая система регулирования, вряд ли стоит ожидать в этом секторе значительного исхода компаний в следующем году в связи с полномасштабным введением указания ЦБ по финустойчивости. Тем не менее, из 23 компаний как минимум пять могут столкнуться с трудностями», — полагает он.
Весь следующий год «мы будем наблюдать процесс исхода с рынка тех страховщиков, кто не готов соответствовать новым требованиям ЦБ», прогнозирует представитель «Ингосстраха».
Вместе с тем, по его мнению, уход десятков страховщиков заметно не отразится на объемах страхового рынка: примерно на 60 ведущих страховых компаний страны приходится более 80-90% совокупных национальных сборов.
Отвечая на вопрос, обращаются ли коллеги в последнее время к «Ингосстраху» с предложениями купить другого страховщика, Соломатин отметил, что его компания мониторит всю отрасль, смотрит, какие есть предложения на рынке. Однако в целом те страховщики, кто не выдерживает требований регулятора, для крупных страховщиков не представляют серьезного интереса.
Обращения о приобретении страховых компаний в этом году получал «Росгосстрах», «но варианты приобретения в данный момент не рассматривает», сообщили агентству в компании. «Росгосстрах» провел большую работу по перестройке существующих ИТ-систем — от операционных до хранилища данных. «Новые требования ЦБ более серьезные, устойчивость страхового сектора явно укрепится, тем не менее до «европейских подходов» предстоит сделать еще немало», — сказал представитель компании.
В «АльфаСтраховании» полагают, что в следующем году изменения коснутся страховых компаний с небольшой капитализацией. «Источников пополнения капитала не так уж и много: это IPO, поиск стратега или вложения со стороны действующих акционеров. Очереди из стратегических инвесторов на рынке сегодня мы не видим, а выбор из оставшихся двух способов должны сделать в каждом случае действующие акционеры, принимая во внимание финансовое состояние и рыночное положение. От компании к компании выбор может быть разным», — сказал представитель страховщика.
В «АльфаСтрахование» регулярно поступают предложения о покупке других страховщиков, они изучаются. «В последний год обращения участились в связи с ужесточением требований ЦБ к финансовой устойчивости страховщиков. «АльфаСтрахование» «всегда рассматривает все возможности для роста и развития бизнеса, в том числе, сделки M&A», — пояснили в компании позицию по этому вопросу.
В свою очередь «Сбербанк Страхование» придерживается стратегии органического роста бизнеса, а значит, не рассматривает варианты расширения бизнеса за счет приобретения других страховщиков.
Глава страхового брокера «Ростеха» (ООО «СБ «РТ-Страхование») Николай Галушин полагает, что новые требования ЦБ к финансовой устойчивости страховщиков ни для кого не оказались неожиданностью. Если это не так, значит, игрок уже готовился к уходу с рынка. Отказываться от страхового бизнеса компании будут по совокупности причин, в том числе из-за требований положения ЦБ 710-П. Но в первую очередь из-за отсутствия перспектив развития, возможности выиграть в конкурентной борьбе, из-за вызовов, связанных с необходимостью проводить цифровизацию компаний. Большинство игроков из тех, кто готовится покинуть рынок, уйдут цивилизованно — через передачу портфеля, продажу бизнеса или объединение или слияние с другими страховыми компаниями. Общий тренд на сокращение количества страховщиков сохранится. Но «винить» во всем положение 710-П ошибочно, считает Галушин.
Он сомневается, что уходящие страховщики поменяют статус и пополнят ряды действующих страховых брокеров, но специалисты таких компаний найдут себе применение. «Сегодня появляются все новые цифровые платформы, маркетплейсы, агрегаторы, это будет происходить и в дальнейшем. Возникает потребность в большом количестве разных специалистов в области ITТ, SMM-коммуникациях, в разработке и продвижении новых страховых продуктов», — сказал Галушин.
К началу ноября 2021 года, по данным ЦБ, в стране действовала 151 страховая компания. В том числе 21 — с лицензиями на обязательное медицинское страхование (ОМС), 39 — с лицензиями на ОСАГО, и 22 компании — с лицензиями на страхование жизни.
Чем поможет юрист по страховым спорам
Самостоятельно защищать свои права в споре со страховой — не самая разумная затея. Крупные компании, как правило, располагают штатом обученных специалистов с богатым опытом судебных баталий. Страховые акулы легко проглотят клиента, не слишком подкованного законодательно. Чтобы выиграть дело, необходима поддержка компетентного юриста.
Специалисты нашей компании знают, как действовать, чтобы добиться успешного результата. Они:
- составят грамотную претензию и проведут от лица клиента переговоры с представителями компании;
- возьмут на себя проведение независимой оценки ущерба и подготовят список правильных вопросов для эксперта;
- если возникнет необходимость передать дело в суд, подготовят иск и будут защищать интересы страхователя на судебных заседаниях.
Наши адвокаты по решению суда добиваются не только полагающейся клиенту выплаты — с компании-ответчика в пользу истца взыскивают неустойку за каждый день просрочки, штраф и компенсацию морального ущерба.
Досудебное урегулирование споров по ОСАГО
Досудебный порядок урегулирования спора со страховщиком по полюсу ОСАГО является обязательным в соответствии с действующим законодательством. Предъявлять требования к Страховщику по договору ОСАГО необходимо если имеются следующие основания:
- Исполнение обязательств не соответствует договору обязательного страхования
- Страховые выплаты не соответствуют с размером предъявленным потерпевшим
- Не соблюдение сроков передачи потерпевшему лицу после технического обслуживания и ремонта транспортного средства
- Нарушены иные обязательства страховой компанией, связанные с ремонтом транспортного средства
Предъявленные требования отражаются в составленной претензии с указанием в приложении оригиналов или заверенных копий следующих документов:
- паспорт, свидетельство о рождении и иные документы, удостоверяющие личность заявителя
- подтверждающие право собственности на транспортное средство потерпевшего либо на страховую выплату в случае повреждения имущества
- устанавливающие факт ДТП. Если оформление документов происходило без вызова сотрудников полиции, то предоставляется извещение о ДТП
Однако не только водители могут подать заявление в суд на страховую компанию. Наверняка многие слышали фразу: страховая подала в суд на виновника ДТП. Такие споры могут возникнуть, например, ввиду того, что виновником ДТП является лицо, ответственность которого не застрахована, либо лимит ответственности превышен, а страховая осуществила выплату потерпевшему по договору добровольного страхования (КАСКО).
И так страховая подала в суд что делать? Юрист по страховым выплатам нашего центра, поможет оценить перспективу такого дела и при наличии возможности, снизить размер ответственности лица, причинившего вред. Решение страховых споров в этом случае возможно и во внесудебном порядке. Юрист по страховым делам поможет выбрать наиболее оптимальный путь решения вопроса.
Суд со страховой компанией достаточно не простой процесс, помимо сложного и запутанного законодательства, существует большое количество судебной практики, в том числе, высших суд, которая с течением времени, меняется. Толкование закона и судебной практики, отдельный вопрос. Для того, чтобы подобрать слова и правильно объяснить суду свою позицию, надо как минимум, знать и уметь оперировать судебной региона, в котором проходит судебное заседание.
Споры со страховыми компаниями могут закончится по — разному, если будет представлен грамотный расчет и практика, разбита экспертиза страховой компании и защищена экспертиза представляемого лица, размер судебной выплаты может в разы превышать размер компенсации, взысканной при неправильном ведении дела.
Причины спора со страховой компанией
Урегулирование споров со страховыми компаниями чаще всего необходимо в следующих случаях:
- Страховая отказывает в выплате. В этом случае страховая заявляет, что повреждения были получены задолго до ДТП, что якобы подтверждается проведенной трасологической экспертизой. Обычно это «заказной документ», не имеющий оснований, который легко оспорить в досудебном порядке.
- Страховая занижает сумму выплат. Обычно страховая компания отправляет на экспертизу к своим специалистам, которые заведомо неправильно составляют акты осмотра ТС, искажают результаты экспертизы с целью занижения суммы ущерба. При таких обстоятельствах необходимо провести встречную независимую экспертизу автомобиля и предъявить претензии по страховым выплатам.
- Страховая не соблюдаются сроки выплаты. Выплаты По ОСАГО должны быть произведены не позднее, чем через 30 дней с момента предоставления необходимых документов в страховую виновника ДТП. Если через 30 дней вы еще не получили причитающуюся вам сумму, можно смело обращаться в суд. То же самое с выплатами по КАСКО, страховая обязана выплатить ущерб в сроки, указанные в договоре.
- Страховая вычитает годные остатки. Случается, что страховая компания неправомерно вычитает годные остатки из всей суммы, положенной по ОСАГО. В этом случае автовладелец должен отстоять свои права и вернуть полную сумму выплаты.
- Неправомерный отказ страховой в приеме документов после наступления страхового случая. Страховая компания пытается увильнуть от ответственности, если виновник не внесен в полис ОСАГО, водитель находился в состоянии опьянения, покинул место ДТП, у него не было прав, талона техосмотра или полиса ОСАГО в момент ДТП, ДТП произошло на стоянке, на АЗС или во дворе, ДТП не было оформлено в ГИБДД и т.д. В любом из этих случаев страховая не имеет права отказывать в положенной вам в выплате.
Срок давности по страховым спорам
Многих автовладельцев, пытающихся получить страховые выплаты через суд интересует срок исковой давности по страховым спорам. Другими словами, их интересует, есть ли ограничения во времени, когда можно подавать в суд на страховую компанию.
Исковая давность по страховым спорам соответствует общему сроку исковой давности и составляет 3 года. То есть подать в суд на страховую можно в течение 3 лет.
Однако с какого момента отсчитывается 3 года?
Начало течения срока исковой давности при страховом споре берет отсчет с момента, когда страховая компания отказалась выплачивать ущерб или выплатила его не в полном размере и физическое лицо узнало о нарушении своих прав на получение страховой выплаты, а не с момента наступления страхового случая – ДТП.
Важно! Многие суды и страховые компании неправильно исчисляют срок исковой давности по страховым спорам с момента наступления страхового случая. Однако стоит запомнить, что начало отсчета срока исковой давности по спору со страховой не может начаться ранее момента нарушения права на получение страховой выплаты.
Виды страховых споров
Перечислим наиболее частые ситуации, когда могут возникнуть страховые споры:
- Страховая умышленно задерживает выплаты.
- Страховщик подает судебный иск на клиента.
- Страховая компания обанкротилась.
- Страховщик намеренно занижает размеры компенсационных выплат.
- Страховщик без весомых на то причин расторгнул договор.
- Страховщик отказал в выплатах.
- Страховая компания отказывается оформлять страховой случай и принимать документы.
- Затягивание страховщиком сроков рассмотрения конкретного случая.
- Отказ страховщика учитывать и даже рассматривать определенные повреждения с немотивированным их определением в разряд нестраховых случаев.
- Отказ в приеме документов.
- и другие нарушения закона.
Главной задачей страховщика заключается в том, что при наступлении страхового случая необходимо изучить ситуацию всесторонне. Сумма убытка в страховом заключении не должна быть больше действительного объема ущерба, чаще всего эта сумма даже на порядок меньше.
Урегулирование страховых споров это целый комплекс юридических мер, которые осуществляются с целью удовлетворения требований клиента. При грамотно разработанной стратегии можно разрешить вопрос мирным путем не прибегая к суду.
Самостоятельно защищать собственные интересы в суде очень сложно, так как у многие страховые компании сотрудничают с опытными юристами, которые детально прорабатывают стратегию защиты интересов клиента до мелочей. Более того, прежде чем вынести отказ по тому или иному страховому случаю страховщик анализирует все возможные риски. Если анализировать страховые споры, судебная практика показывает что в большинстве случаев успех мероприятия зависит от работы правозащитника.
Компенсация по страховым спорам в суде
- Получение страхового возмещения в полном объеме (ст. 15 ГК РФ).
- Получение за каждый день просрочки выплаты по ОСАГО 1/75 ставки рефинансирования (8,25%) от суммы недоплаты (п. 70 правил ОСАГО)
- Получение за каждый день просрочки выплаты по КАСКО (и иным видам добровольного страхования) 8,25% годовых от размера недоплаты (ст. 395 ГК РФ).
- Получение штрафа в размере 50% от суммы, выигранной в суде (п. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей»).
- Компенсацию морального вреда (ст. 151 ГК РФ и ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей»).
- Компенсацию понесенных затрат (экспертиза, нотариальные услуги, почтовые расходы и т.п.) (ст. 98 ГПК РФ).
По каско тоже можно спорить?
Споры со страховой компанией по каско происходят следующим образом. По каско судебное обращение, как правило, связанно с отказом на основании проведения трасологической экспертизы (сведения о повреждениях не могли быть получены в результате заявленного события). Такой отказ очень часто бывает попросту необоснованным, и его можно получить почти от любой организации, которая занимается страхованием каско.
Помимо всего прочего со страховой компанией судиться по каско приходиться из-за умышленного завышения размера убытка. Это довольно выгодно страховщикам, потому как в том случае, если размеры ущерба больше среднерыночной стоимости машины, автомобиль будет признан не подлежащим ремонту. В этой ситуации из среднерыночной цены на авто вычитают стоимость годного остатка транспортного средства, что может вылиться в приличную сумму. В итоге объем выплаты может оказаться недостаточным для ремонта поврежденной машины.
Судебные споры со страховыми компаниями
Если вы желаете, чтобы страховая компания выплатила вам полную сумму страховой компенсации, несмотря на все ее методы, которые препятствуют подобному развитию дела, то в таком случае необходимо заручиться поддержкой юриста по страховым вопросам. Квалифицированный и опытный специалист сможет найти выход даже из самых сложных ситуаций, и поможет решить все вопросы, которые тем или иным образом затрагивают сферу страхования. Среди таких вопросов можно выделить:
- разрешение спорной ситуации на стадии досудебного урегулирования;
- составление заявления-претензии;
- разбирательство с нарушениями со стороны страховщиков в сроках выплат;
- представительство интересов клиента в судебном разбирательстве;
- взыскание штрафных санкций в виде пени со страховщиков за несвоевременную выплату компенсации.
Юрист поможет решить все споры со страховщиками в вашу пользу, и подготовит полное документальное сопровождение, которое поможет приблизить момент победы в судебном процессе.
Юристы по страховым вопросам предоставляют своим клиентам обширный перечень услуг. Кроме того, любой клиент при желании получит полную информативную консультацию, если обратится за помощью к специалисту.
Обратите внимание на тот факт, что если вы не имеете свободного времени, то юрист сможет помочь вам дистанцироваться от проблемы, и вплотную займется вашим делом. При правильном ведении дела, наши юристы смогут существенно увеличить страховую выплату, а также заставить страховщиков платить все неустойки. Если вы хотите, чтобы спорная ситуация завершилась в вашу пользу, то наши юристы готовы сделать все возможное, чтобы защитить ваши интересы в полном объеме.
Хочу выразить большую благодарность Жолудеву Андрею Игоревичу. Благодаря ему сложная ситуация в которой мы оказались после ДТП была решена в нашу пользу. Хочу отметить, что обратились к нему не «по знакомству». Огромное спасибо! Не бойтесь обращаться к профессионалам!
Гурьева Ольга 23.11.19
Cпасибо ребятам, выбили из страховой РГС мои денюшки. Я думала, что можно уже не надеяться. Рекомендую!
Марина 01.11.19
Пришлось побороться со страховой компанией. Когда случилось ДТП мы отдали машину в ремонт. А страховая компания отказалась перечислять нам средства. Потом пришлось взыскать с них положенную сумму через суд. Благо автоюристы работают и нам помогли в компании АВТОЮРИСТ.РУ. Взыскали со страховой компании и все расходы в т.ч. расходы на представителя.
Обязательное страхование чрезвычайно схоже с добровольным, но все же имеет свои характерные черты. По причине того, что ОСАГО относится к категории обязательного страхования, на страже интересов страхователя стоит №40 ФЗ «Об обязательном страховании», содержащий в себе возможные правовые коллизии.
Но людей, тщательно изучивших все положения этого нормативного документа, крайне мало, и страховщики этим активно пользуются, отказываясь осуществлять выплаты. Для многих автовладельцев, попавших в ДТП, спор со страховой не приносит ничего, кроме испорченного настроения и зря потраченного времени.
СК придумывают множество причин для отказа, например, водитель, в момент совершения ДТП, был пьян, не числился в договоре страхования, покинул место происшествия и пр.
Но юридически грамотный человек знает, что таким образом страховщик намеренно вводит пострадавшего в заблуждение, ведь приведенные выше причины, не освобождают его от страховых обязательств по отношению к страхователю. Они лишь являются основанием для подачи регрессивного иска к лицу, являющемуся виновником ДТП, с целью компенсации понесенного ущерба. Срок обращения по полису ОСАГО составляет 2 года.
Самый простой способ решения споров со страховой компанией
Важно: урегулирование споров со страховой без поддержки опытного автоюриста — практически невыполнимая задача. Если вы хотите добиться справедливости — сразу же обращайтесь к профессионалам.
Наиболее приемлемый вариант — решение споров со страховыми компаниями в досудебном порядке. В этом случае автовладелец отправляет претензию и документы, обосновывающие неправомерность действий страховщика, в представительство СК в своем регионе.
Претензия должна содержать конкретные требования, например: возмещение расходов автовладельца за работу независимых экспертов; выплату непогашенных страховщиком обязательств, разницы между суммой, указанной независимым экспертом и страховым возмещением, и т. д.
Следующий шаг — ожидание ответа от СК на претензию. Страховщик может проигнорировать требования автовладельца, отказать, согласиться на частичное или полное их удовлетворение.
Важно: в большинстве случаев СК аргументируют отказ в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное оформление претензии, недостаточное количество доказательств или нехватку документов. Грамотный адвокат по спорам со страховыми компаниями сведет вероятность отказа к минимуму.
Отказ в выплате или ее занижение
Причинами обращения страхователей в суд часто являются финансовые конфликты со страховой компанией: либо последние отказываются выплачивать компенсации вообще, либо занижают сумму. Стоит разделять законные и незаконные причины отказа. Если был пропущен 5-дневный срок обращения в страховую компанию с извещением о дорожно-транспортном происшествии, то виноват в отказе только водитель.
Вне положенного и установленного законом срока никто принимать заявление на возмещение расходов не будет. Другой момент – это причины неправомерные. Страховые компании могут воспользоваться незнанием своего страхователя законодательных положений и порядков назначения выплат. В большинстве случаев конфликт можно решить в досудебном порядке, направив руководителю претензию с предъявленными требованиями.
Если сумма была занижена, то автолюбителю придется постараться, чтобы доказать обоснованность своего требования к повышению суммы выплаты. Просто написать большую сумму или попросить знакомых авторемонтников завысить ее не стоит даже пытаться. Необходимо провести независимую экспертную оценку полученных повреждений, а также стоимости восстановления транспортного средства на станции технического обслуживания. Исходя из результатов экспертизы, будет установлена сумма искового заявления.
Помните, что в судебной практике есть случаи, когда водитель не просто проиграл судебное разбирательство, но суд его еще и обязал выплатить страховой компании расходы на данное дело.
Судья должен видеть, что истец защищает свои законные права, а не пытается обогатиться на создавшейся ситуации, в то время как страховая компания выполнила все свои обязательства. Доказательная база, предоставляемая для рассмотрения судом, должна содержать как можно больше подтверждающих документов. Это значительно увеличивает шансы на вынесение решения судом в пользу водителя.
Помимо затрат на ремонт транспортного средства истец вправе потребовать возмещение трат в виде: неустойки за каждый день просрочки выплаты, расходов на консультации юриста, государственной пошлины, неустойки в случае отсутствие ответа на досудебную претензию, расходов на проведение экспертизы, транспортировки автомобиля на эвакуаторе, заверения документов нотариально, а также иных трат, прямым образом связанных с дорожно-транспортным происшествием.
Как правило, на рассмотрение в суд принимают заявления при занижении компенсации на 10% и более. С меньшим процентом занижения исковые заявления просто отклоняются. Да и для самого собственника невыгодно участвовать в судебных разбирательствах за пару тысяч, так как расходы на дело будут гораздо больше.
Судебная практика по износу
Одним из спорных моментов при расчете суммы компенсационной выплаты является износ деталей автомобиля. Страховые компании учитывали степень износа, что приводило к уменьшению конечной суммы выплаты. Эта сумма не всегда покрывала ремонт транспортного средства в полном объеме. Даже судебные органы считали, что расчет стоимости деталей по ценам новых является способом незаконного обогащения водителя.
Спорам положил конец комментарий Конституционного суда. Страховые компании должны произвести расчет суммы компенсации, выплатить ее, а если суммы не хватило, то водитель справе взыскать остаток не со страховой компании, а с виновника аварии. Нужно будет пройти все шаги: провести экспертизу повреждений и стоимости ремонта, направить досудебную претензию, а затем и выдвинуть исковое требование в суд.
Подать в суд стоит только при полной уверенности, что виновная сторона сможет возместить расходы. В противном случае водитель потратит много времени, сил и денег, а окажется, что получить отсуженные деньги нет возможности. Кроме того, некоторые ответчики пытаются схитрить, предоставив справку о низких доходах. Это грозит уменьшением суммы выплаты, либо ее «рассрочкой».
Еще один спорных вопрос – утраченный заработок. Считается, что невозможность исполнять свои обязанности после аварийной ситуации влечет за собой потерю заработной платы. Так как это прямое следствие наступившего страхового случая, то и возмещать ущерб должна страховая компания.
Страховщикам это невыгодно. Поэтому они всегда стараются отказать в выплате, обосновывается это пособиями в качестве компенсаций и отсутствием медицинской экспертизы. В таких ситуациях судьи, как правило, выносят решение в пользу водителя. Согласно определению Верховного суда, нет необходимости ни в каких экспертизах. При предъявлении заявления на возмещение утраченного заработка подразумевается, что пособие не должно быть включено в сумму компенсации по ущербу. Это правило действует даже при превышении лимита в 500 тысяч рублей.