Прекращение процедуры банкротства физического лица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращение процедуры банкротства физического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Суд получив заявление о банкротстве, рассматривает данное заявление. По результатам рассмотрения заявления о признании гражданина банкротом суд выносит определение.Определение суда — это вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу. Суд выносит определение о реструктуризации долга или об отказе и дело прекращается. Вопрос о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризацииего долгов должен быть рассмотрен на заседании суда.

Заявление о банкротстве от кредитора

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган имеюет право подать заявление о банкротстве гражданина при наличии решения суда о взыскании долга.

Конкурсный кредитор — это кредиторы по денежным обязательствам. Банки, ломбарды, микрофинансовые организации, управляющие компании ЖКХ, иные лица перед которыми имеется долг.

Уполномоченный орган — это федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве. (например налоговая инспекция, мэрия города, областное правительство).

Не требуется решение суда о взыскании долга при банкротстве в связи с неуплатой налогов, долгов по сделкам заверенным нотариусом, по долгам из кредитных договоров с банками, при неуплате алиментов.

Микрофинансовые организации, различные кооперативы, ломбарды, кредиторы по распискам не являются кредитными организациями, они заключают договора займа и следовательно не могут напрямую обращаться в суд с заявлением о банкротстве. Таким кредиторам необходимо получить решение суда о взыскании долга и только после этого они смогут заявить о банкротстве гражданина.

Финансовый управляющий

Суд после вынесения определения о признании заявления о банкротстве физического лица обоснованным — утверждает финансового управляющего.

Финансовый управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих основной функцией которого является деятельность по координации под контролем суда всей хозяйственной деятельности гражданина-должника в целях максимального удовлетворения требований его кредиторов за счет полной или частичной реализации имущества должника.

Решения финансового управляющего являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц. Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.

Суд утверждает финансового управляющего по предложению должника или на основании протокола собрания кредиторов. Суд направляет определение в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих). Если суд не указал конкретную кандидатуру финансового управляющего, то СРО в течение 9 дней с даты получения определения суда представляет кандидатуру финансового управляющего. Если суд указал конкретного финансового управляющего СРО в течение 9 дней с даты получения определения суда направляет информацию о соответствии требованиям кандидатуры.

Собрание кредиторов может выбрать финансового управляющего и предложить в суд кандидатуру для утверждения. Выбор финансового управляющего собранием кредиторов оформляется протоколом. СРО после получения протоколоа собрания кредиторов направляет в суд информацию о соответствии финансового управляющего требованиям Закона.

СРО обязана обеспечить свободный доступ заинтересованным лицам (кредиторам, должнику, его адвокату, представителю и т.д.) доступ к проведению процедуры выбора кандидатуры финансового управляющего.

По результатам рассмотрения представленной СРО информации суд утверждает финансового управляющего.

Если СРО не предоставляет в суд информацию по кандидатуре финансового управляющего, суд дело откладывает, заинтересованные лица выбирают иную СРО.

Вознаграждение финансового управляющего

Вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов.

Фиксированная сумма вознаграждения выплачивается финансовому управляющему единовременно по завершении процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, независимо от срока, на который была введена каждая процедура.

Выплата фиксированной суммы и суммы процентов осуществляется за счет денежных средств, полученных в результате исполнения плана реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

Финансовый управляющий вправе привлекать других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина. Оплата услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим могут быть признаны судом необоснованными. Заявление в суд об оспаривании сумм может подать гражданин-должник, кредитор. Обязанность доказывания необоснованности привлечения лиц для обеспечения деятельности финансового управляющего и оплаты их услуг возлагается на лицо, обратившееся в суд с заявлением о признании оплаты необоснованными.

В 2022 году в закон внесут новые поправки

Серьезные изменения ожидаются закон «О банкротстве» в 2022 году. О подготовленных поправках заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Должников — физ. лиц, желающих пройти банкротство, разделят на три группы — по уровню их доходов.

Обсуждается повышение платы за работу финуправляющих в 4 раза — с 25 тыс. рублей за каждую процедуру (реструктуризация долга и реализация имущества) до 100 тыс. рублей. Хотя, возможно, депутаты эту поправку и не примут, но уже сейчас известно, что основные изменения поддерживает комитет Думы по собственности.

Иначе, чем сейчас, будут отбираться финансовые управляющие и вообще институт арбитражных управляющих будет глобально реформирован.

Против многих поправок выступает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — напомним, что закон говорит не только о банкротстве физ. лиц, но и о процедуре несостоятельности компаний. Но опыт говорит, что при активном правительственном лобби Госдума принимает законы очень быстро, иногда три чтения проходят за одну неделю.

Альтернативный вариант закона о банкротстве от «Справедливой России»

Проект закона о реформе системы банкротства юридических и физических лиц в России был внесен в Госдуму в июне 2021 года, в последний день работы депутатов прошлого созыва. Его автор — народный избранник VII созыва нижней палаты парламента Ирина Чиркова, партия «Справедливая Россия».

Законопроект написан в качестве альтернативы официальным правительственным поправкам в закон «О банкротстве», которые были разработаны Минэкономразвития и внесены в Госдуму в мае 2021 года. Сейчас документ ожидает даты назначения первого чтения.

Совпадения и отличия двух вариантов законопроектов разобрал портал «Федресурс».

В отличие от варианта, предложенного в поправках правительством, депутат Чиркова намерена сохранить сложившиеся на сегодняшний день процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления в процедуре банкротства юрлиц. Согласно же предложениям правительства в ходе реформы должны сохраниться только две процедуры: реструктуризация долгов и конкурсное производство (ликвидация), по аналогии с процессами, которые допустимы при банкротстве физ лиц.

Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ) тоже считает идею отказа от процедур финансового оздоровления и внешнего управления ошибочной. Год назад ГПУ предлагало рассмотреть перспективы отказа от этих двух процедур при банкротстве через два года после вступления поправок в силу. В итоге в варианте правительства в поправках в закон зафиксирован промежуточный вариант: переход к банкротству согласно новым правилам будет растянут во времени.

В течение первых двух лет действия обновленного закона суды будут вправе принимать решения о применении как прежних, так и новых процедур. Это необходимо для адаптации участников рынка к новым правилам, пояснял весной 2021 года глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Некоторые идеи законопроектов правительства и «справедливороссов» совпадают. Например, авторы стремятся одинаково изменить систему реализации имущества банкротов. На смену торгам, в ходе которых цена лота растет, должны прийти так называемые «голландские аукционы» с плавающей системой формирования цены. То есть сначала торги проходят в парадигме повышения цены лота.

Но если желающих купить имущество нет, то цена будет снижаться до поступления первого предложения на покупку. После этого торги снова пойдут с упором на рост цены. Но если никто из участников не захочет поднять котировку, то победителем признают того представителя, кто первым озвучил свое предложение.

Есть совпадения в области отбора и назначения арбитражных управляющих для проведения дела о банкротстве. Чиркова, так же как и МЭР, предлагает законодательно ввести механизм случайного выбора финуправляющего. Для чего необходимо разработать и начать применять балльную систему оценки работы этих специалистов.

Есть и существенные разночтения в обоих законопроектах. В варианте от «Справедливой России» зафиксировано требование кардинально изменить систему обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих. Сейчас они обязаны страховать свою ответственность, что фактически приравнено к праву заниматься своей работой для этих специалистов. Внесенный Чирковой проект предусматривает альтернативный способ обеспечения имущественной ответственности.

Предполагается, что будет оформляться аналог банковского кредита — выписка независимой банковской гарантии в качестве страховки. Кроме того, документ допускает, что каждая саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО АУ) может создать свой внутренний целевой фонд для обеспечения ответственности своих членов. «По существу, в данном случае применяется метод резервирования денежных средств (самострахование)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Также проект Чирковой в отличие от правительственного предусматривает ежегодную индексацию фиксированных гонораров управляющих на официальный размер инфляции, который подсчитывает Банк России. «Порядок индексации размера вознаграждения арбитражного управляющего устанавливается регулирующим органом», — сообщается в проекте.

Читайте также:  Договор безвозмездного пользования

Размер суммы вознаграждения для временного и конкурсного управляющего, к примеру, сейчас составляет 30 тысяч рублей в месяц (и 25 тыс. для финуправляющего при банкротстве физ лиц для каждой процедуры).

Реализация предложений будет «способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в делах о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников», написано в пояснительной записке к проекту.

Если у Вас есть вопросы по поводу законодательства, или долги, от которых Вы хотите избавиться через признание своей финансовой несостоятельности в суде — позвоните сейчас, мы с удовольствием дадим ответы на все вопросы, обеспечим юридическое сопровождение на всех этапах процедуры, а также поможем организовать банкротство в Арбитражном суде.

Наши кредитные юристы проследят за тем, чтобы права гражданина были соблюдены, а суд вынес положительное решение в деле о банкротстве физлица в кратчайшие сроки.

Назначение конкурсного кредитора и его права

Получение статуса «конкурсного кредитора» – это сложный процесс, занимающий много времени и включающий исполнение определенных требований. Большинство банков, СФО и других организаций, участвуя в процессе признания финансовой несостоятельности, стараются войти в их число. Все оттого, что полученный статус дает преимущества и лучшие права для финансовых организаций, целью которых является получение своих средств обратно.

Среди всех прав конкурсного кредитора можно выделить основные:

  • подача ходатайств в судебный орган для изменения назначенного этапа производства;
  • возможность принять участие и наблюдать за конкурсным производством;
  • право запросить замену финансового управляющего;
  • возможность для кредитора принять участие в этапе восстановления платежеспособности гражданина или предприятия;
  • получение информации и выписок из реестра о наличии у должника обязательств и их размере.

Перечисленными правами обладают только те организации и частные лица, которые подали заявку и успешно прошли регистрацию в реестре.

Какими правами обладают участники процесса банкротства

Все основные и иные лица, указанные в законе о банкротстве, наделены определенными правами и полномочиями. Указанные ранее субъекты, относящиеся к делу о банкротстве, имеют право:

  • формулировать и задавать интересующие их вопросы, касающиеся разбирательства;
  • просматривать зарегистрированные документы по делу – их можно скопировать или запросить выписку;
  • предоставлять суду новые доказательства по делу банкротства и знакомиться с существующими;
  • составлять и направлять различные жалобы, ходатайства по делу и получать уведомления о других жалобах.

Согласно п. 1 ст. 61.13, если должник, собственник имущества, учредитель, иное лицо нарушит положения ФЗ № 127, то они обязаны возместить причиненные данным деянием убытки.

П. 2 ст. 61.13 описывает ответственность при фиктивном или умышленном банкротстве. Если субъектом подано заявление на несостоятельность, когда не приняты все необходимые меры, для того, чтобы удовлетворить требования кредиторов и предотвратить банкротство, то он берет на себя не только выплату всех имеющихся денежных обязательств, но и убытки, которые несут участники возбужденного дела.

П. 3 указывает, что в случае, если должник не стал оспаривать несостоятельные требования займодателей, к нему применяются те же санкции, что и в описанных случаях предыдущего пункта.

При добавлении в ФЗ о банкротстве в 2015 г физических лиц, был неутешительный прогноз о том, что предстоит стремительный бум исков от рядовых граждан, и на Арбитражные суды ляжет большая нагрузка. Но судебная практика за прошедшие годы показала иную статистику. Работа судов по процессам о несостоятельности набирает обороты постепенно.

К концу 2015 г было подано более чем 2 тысячи заявлений. Для сравнения, дел о неплатежеспособности юридических лиц было рассмотрено 13 тыс.

В 2016 году уже в первые 6 месяцев показатели превысили прошлый год (почти 3 тысячи дел). Во втором полугодии количество заявлении от физических лиц превысило объем дел юрлиц в 1,5 раза.

В 2017 году существенное увеличение лиц, заявляющих о своей финансовой несостоятельности, произошло в 3-4 квартале. Прошли процедуру банкротства почти 19 тысяч россиян.

Конкурсные кредиторы представляют тех участников банкротства, которые имеют по отношению к должнику обоснованные претензии. Однако, к ним не относятся заимодатели, имеющие претензии к физлицу, срок исполнения которых наступил позже начала процессуального действия.

Если у заёмщика имеются непогашенные финансовые обязательства перед несколькими кредиторами, они могут объединиться и включить свои претензии в реестр. В этом случае интересы заимодателей в суде защищает избранный представитель кредиторов.
Заимодатели обязаны уведомлять управляющего в случае изменения в реестре своих претензий к заёмщику. При несоблюдении этого условия должник не несёт ответственности за последующие убытки кредитора.

Читайте также:  Как получить помощь для многодетной семьи

Конкурсные кредиторы регулярно совещаются на собраниях для решения ключевых вопросов во взаимоотношениях с должником. Организацией кредиторских собраний занимается управляющий.

Одним из ключевых моментов, решаемых путём голосования на собраниях, считается создание комитета кредиторов, представляющего их интересы. Количество участников, входящих в состав комитета должно варьироваться от 3 до 11 заимодателей.

Если в суде юридическое лицо будет признано банкротом, оно должно будет быть ликвидировано.

При этом, согласно законодательству, ликвидация может произойти во всех организациях, кроме:

  • казенного учреждения;
  • политической партии;
  • религиозной организации.

При этом на законодательном уровне также предусматриваются и другие процедуры, помимо ликвидации:

  • наблюдение;
  • оздоровление;
  • внешнее управление.

С того момента, как организация будет признана банкротом, наступят следующие правовые последствия:

  • начинается срок исполнения возникших до начала конкурсного производства всех денежных обязательств и обязательных платежей.;
  • прекращается начисление разнообразных штрафов и процентов;
  • прекращаются полномочия руководителя данной организации и всех прочих органов;
  • управление организацией должно осуществляться специальным конкурсным управляющим, который был назначен арбитражным судом.

Отказ финансового управляющего от участия в деле о банкротстве

Может так сложится, что ни один финансовый управляющий из выбранного СРО не даст своего согласия на участие в деле о банкротстве, так как за установленное по закону вознаграждение в размере 25 000 руб. за процедуру сроком минимум 6 месяцев управляющие берутся крайне неохотно. Особенно это распространено в ситуации, когда у должника нет недвижимого имущества, на которое может быть обращено взыскание. Ведь в этом случае, он также лишается права на получение вознаграждения в виде 7% от суммы реализации.

В случае, если СРО, указанное в заявлении, не предоставит кандидатуру финансового управляющего, заявитель вправе указать другое СРО, однако ситуация может повториться. При этом, если финансовый управляющий не найдется в течение трех месяцев, суд прекратит производство по делу, заявление о признании должника банкротом так и не будет рассмотрено.

Непосредственные участники

Пленумом ВАС в качестве непосредственных участников отдельных споров о несостоятельности рассматриваются следующие лица:

  • заявитель и другие лица – при принятии решения об обоснованности признания должника несостоятельным;
  • кредитор, а также лица, возражающие против его требований, – при рассмотрении вопросов, связанных с требованиями;
  • лицо, подавшее заявление, ходатайство или жалобу, непосредственно связанную с делом, а также субъекты, чьи права могут быть нарушены или иным образом задеты в результате рассмотрения;
  • другая сторона сделки, если она является предметом спора;
  • контролирующие должника лица – при решении вопроса о применении к ним мер ответственности;
  • организация арбитражных управляющих – в разбирательствах, связанных с указанными управляющими, а именно, когда речь идет об их назначении, отстранении, либо жалобах на их действия;
  • человек, который пытается признать недействительными какие-либо решения собрания кредиторов;
  • заявитель и назначенные ответчики – по делам о банкротстве застройщиков;
  • лица, подавшие жалобу в порядке апелляции, кассации или надзора, а также ответчики по указанным разбирательствам.

Таким образом, законодательство различает две категории лиц: участвующих в деле о несостоятельности и участвующих в арбитражном судебном разбирательстве. Разница состоит в объеме предоставленных им полномочий. Первые обладают более обширными возможностями.

Нередко возникают спорные ситуации с определением перечня лиц, которые допущены к делу. Порой учредители не могут договориться между собой по поводу единой кандидатуры представителя – это приводит к правовым коллизиям и слишком расширенному толкованию правовых норм. Законодателю следует тщательнее проработать спорные вопросы, чтобы не допустить недопонимания и затягивания процесса.

Критерии банкротства предприятия

Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.

Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *