Штраф за неуплату налогов физическим лицом, уклонение, ответственность, статья
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за неуплату налогов физическим лицом, уклонение, ответственность, статья». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, если вы твёрдо решили встать на путь уклонения от уплаты налогов, нужно хорошенько подумать. У государства в арсенале – богатый инструментарий по истребованию денег у нерадивых субъектов. Ответственность заложена в НК, КоАП и УК, а ещё – предусмотрена пеня на недополученные суммы. Следует признать, что нормы, указанные в перечисленных документах, весьма просты и прозрачны.
В результате, если сумма действительно велика, можно получить и штраф, и крупную пеню (до 100% от недоимок), да ещё и быть привлечённым к уголовной ответственности. Условные 5 миллионов рублей возрастут кратно, отняв ещё и здоровье. У ФНС и следствия много времени на выполнение своей работы. Не сомневайтесь: кто попал в эти жернова, без потерь не останется. Оно вам надо?
Что грозит за неуплату транспортного налога
Обязанность по оплате транспортного налога наступает после приобретения в собственность автомобиля, иных видов техники. Владение транспортным средством на ином законном основании (например, аренда или управление по доверенности) не порождает обязанность по уплате данного вида налога.
Определение ставок и отдельных видов льгот по транспортному налогу отнесено к компетенции региональных органов власти. В статье 361 НК РФ зафиксированы базовые ставки транспортного налога, а региональные органы власти имеют право их увеличивать не более чем в 10 раз.
Расчет суммы налога осуществляется исходя из показателей мощности единицы транспорта (лошадиные силы), зафиксированной в технической документации. Также местные органы власти имеют право дифференцировать размер налога в соответствии с годом выпуска транспортного средства (этот показатель также определяется по данным технической документации). Ответственность за неуплату транспортного налога не отличается от других видов налоговых обязательств.
Права и обязанности налоговых органов
Между гражданином и государством в определенный момент устанавливаются налоговые правоотношения, которые влекут за собой права и обязанности обеих сторон. Что входит в задачи налоговиков:
- контроль за своевременной уплатой всех сборов
- учет всех льгот
- своевременное отправление уведомлений
- реагирование на жалобы
Гражданин, имеющий доступ к состоянию лицевого счета налогоплательщика, может подать заявление при отсутствии удержания НДФЛ со стороны работодателя. Налоговые органы начнут проверки и другие формы контроля в отношении юрлица. К ним относится:
- проверка;
- изучение отчетности;
- получение объяснений;
- осмотр объектов собственности.
Примечания к статьям 198, 199 УК РФ устанавливают, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и сборов в соответствии со статьями 198, 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ (ст.199.2 УК РФ не входит в этот список!), освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Кроме того, УПК РФ также содержит статью 28.1, предусматривающую право суда, а также следователя с согласия руководителя следственного органа, прекратить уголовное дело по статьям 198-199.1,199.3, 199.4 УК РФ в случае возмещения причиненного вреда. Поскольку законы не говорят о стадии, на которой лицо имеет право возместить ущерб и избежать уголовной ответственности, поэтому фактически это возможно до удаления суда в совещательную комнату.
Что касается сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производится взыскание налогов (ст. 199.2 УК РФ), то лица, впервые совершившие такое экономическое преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, но только при условии, что полностью возместят ущерб от преступления и дополнительно уплатят в бюджет двукратный размер этого самого ущерба (ст. 76.1 УК РФ).
Срок исковой давности
Возникает вполне логичный вопрос: а что со сроками исковой давности, ведь они также должны быть применимы к таким правонарушениям? Да, срок исковой давности существует.
По действующему НК представители ФНС или суд может привлечь к ответственности в течение 3-х лет с момента совершения такого проведения. Хотя и здесь есть свои особенности.
Еще в 2016 году ФНС дала пояснения к тому, как следует понимать эту норму. Моментом совершения преступления необходимо считать не день, а отчетный период, в котором такое деяние было совершено. Поэтому период в три года необходимо начинать отсчитывать с дня, следующего за днем окончания отчётного периода, в котором такое нарушение было совершено.
Что говорит о неуплате налогов УК РФ?
Согласно ст. 198–199 УК, о наступлении уголовной ответственности можно вести речь в случае, когда совершенные лицом деяния были направлены на уклонение от обязательств по уплате налогов/сборов (как полностью, так и частично), если размер недоплаты превышает 10% от общей суммы налога/сбора, подлежащей уплате.
Для назначения наказания физ. лицу в случае его уклонения от уплаты налога размер недоплаченной суммы в крупном размере должен превышать 10% от всей суммы начисленного налога за прошлые 3 года и составлять более 600 тыс. руб. (или 1,8 млн руб. вне зависимости от периода и пропорций).
Особо крупной считается сумма в размере не менее 20% от общего размера начисленного налога за 3 предшествующих года и составляющая не менее 3 млн рублей (либо сумма, превышающая 9 млн рублей вне зависимости от пропорций и периода).
Если же говорить о суммах налогов, неуплаченных юр. лицами, то уполномоченные должностные лица признаются виновными в совершении преступления (уклонении от уплаты налогов в крупном размере), когда сумма недоплаты превышает 10% общей суммы налога, начисленного организации за 3 финансовых года, и составляет более 2 млн руб. (либо более 6 млн рублей вне зависимости от пропорции и периода).
Особо крупной в этом случае считается сумма неуплаченного налога, превышающая 20% от общего размера налога, начисленного за 3 предшествующих финансовых года, и составляющая не менее 10 млн рублей. Также к особо крупным относится недоплаченный налог в размере не менее чем 30 млн рублей, вне зависимости от периода и пропорций.
С какой суммы и когда наступает уголовная ответственность
Ответственность за неуплату налогов зависит от обстоятельств этого деяния:
- Если налогоплательщик правильно исчислил налоги к уплате, однако не смог вовремя оплатить их, он должен только уплатить пени (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 30.07.2013 № 57).
- Если умысел при неуплате не доказан, ответственность юрлица наступает по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса.
- При наличии умысла на неуплату применяется п. 3 ст. 122 НК РФ.
- Должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.(п. 3 ст.32 НК РФ)
Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.
Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.(согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу)
И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа. Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.
Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:
При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:
— заключение о нарушении законодательства;
— или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;
— или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;
— или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.
Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:
— о возбуждении уголовного дела в порядке;
— или об отказе в возбуждении уголовного дела;
— или о передаче сообщения по подследственности(ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения — в суд.
Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).
Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.
В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.
Инициировани�� возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:
Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.
Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.
Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.
После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 №81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.
Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что
ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.
Общие правила ответственности за неуплату налогов и сборов.
Уголовный кодекс нам говорит, что определяющим является противоправность деяния плательщика налога — субъекта (физического или юридического лица). Причём противоправность деяния выражается как в действии, например, во введении ФНС РФ в заблуждение путем предоставления неверных (недостоверных, сфальсифицированных) сведений, включение в налоговую декларацию заведомо недостоверных сведений, уклонение от уплаты налогов, а так же бездействии, когда отчётная декларация просто не подаётся (уклонение от подачи декларации).
Например, сфальсифицированными будут являться документы, когда вы искусственно отнесли на затраты стоимость работ, которая не выполнялась, стоимость товара, который не поставлялся и т.п., при этом документы были изготовлены вами или вашими сотрудниками, либо вам было известно, что документы вам предоставляются сфальсифицированные.
Все это является преступлением.
Уголовная ответственность физических и юрлиц за неуплату налогов
Существуют 4 ключевых момента, связанных с привлечением к уголовной ответственности физических лиц, а так же руководителей и учредителей компании. Речь идёт о субъекте, объекте, субъективной и объективной стороне. Если из приведенного списка выпадает хотя бы один элемент, лицо невозможно привлечь к ответственности по Уголовному кодексу РФ. Для начала, очень коротко, назовем элементы состава преступления по ст. 198 и ст. 199 УК РФ:
- Субъект – лицо, достигшее возраста 16 лет.
- Объект – охраняемые уголовным законом интересы (поступление налогов) государства.
- Субъективная сторона – должна быть установлена вина субъекта и его желание не платить налоги.
- Объективная сторона – введение в заблуждение налоговых органов.
Теперь подробнее, другими словами.
Под объектом в данном случае следует понимать правоотношения, которые сложились с начислением и выплатой государству сборов и налогов. Причём все они должны быть зафиксированы в НК РФ. И даже не просто установлены, а определены для обозначенного временного периода. Иногда сборы отменяются или ставки уменьшаются, некоторым актам, к тому же, придаётся обратная сила. Это тоже нужно принимать во внимание.
Под субъектом подразумевают налогоплательщика, то есть лицо, которое связано соответствующими обязательствами с РФ. И это далеко не всегда гражданство или даже физическое нахождение на территории страны. Что же касается субъективной стороны, то, как и говорилось, преступление может выражаться в действиях (чаще всего в данном случае) и в бездействии.
Кто отвечает по налоговым обязательствам
Поскольку платить налоги должны все трудоустроенные граждане РФ, то и ответственность за эти обязательства несёт каждый из них.
При несоблюдении Налогового кодекса физическими лицами, к ответственности привлекут:
- Граждан РФ, которые не заплатили личные налоги, не связанные с предпринимательством.
- ИП.
- Иностранцев и лиц без гражданства, которые в соответствии с документами, разрешающими их нахождение в РФ, также должны платить налоги.
Если же налоги не платит компания, то к ответственности привлекут:
- Учредителей.
- Генерального директора.
- Бухгалтера (особенно в случае нарушения сроков подачи налоговой декларации).
- Других работников компании, которые имеют право подписи официальных документов и доступ к денежным средствам фирмы.
При этом важно доказать, что закон нарушили именно конкретный работник организации. Только на этом основании его можно привлечь к ответственности за неуплату налогов. Поэтому сам процесс наказания юридического лица существенно отличается от такового с гражданами, которые не заплатили личные налоги.
Ответственность за неуплату налогов (физического лица)
Ответственность физического лица за неуплату налогов
Начну с того, что если вы совсем не будете платить налоги, то вы рискуете быть подвергнутыми уголовному наказанию по статьям 198-199 Уголовного Кодекса РФ. Здесь ситуация следующая, сразу к уголовной ответственности вас никто привлекать конечно не будет, если бы так было, то у нас уголовных дел стало бы как минимум на 30% больше. К тому же сумма долга по налогам для привлечения к уголовной ответственности должна быть достаточно большой.
А вот если вы не оплатите в полном объеме налоги в течении 2 месяцев после того как налоговый орган принял решение о привлечении вас как должника к ответственности (уголовной) за нарушение налогового законодательства, то по истечении срока в 60 дней, налоговый орган направляет материалы вашего дела в ОВД, что бы они в свою очередь приняли решение о возбуждении в отношении вас уголовного дела. Ответственность в данном случае наступает по Уголовному Кодексу РФ, за то, что гражданин не предоставил во время налоговую декларацию, либо ответственность наступает в случае если гражданин скрыл или подал ложные сведения по наличию у него имущества или доходов, что в свою очередь привело недоплату налогов в бюджет в особо крупном размере, а крупным размером для физических лиц считается недоплата в размере 600000 рублей, а особо крупным 3000000 рублей за года подряд.
Но обычно если нарушение совершено впервые, то к таким должникам относятся вполне лояльно, но в случае если он полностью погасит долг.
Понятие налоговой недоимки
Термин «недоимка» является ключевым с точки зрения процедуры привлечения к ответственности. Под ним принято понимать все неуплаченные в положенный срок суммы налогов и сборов. Его не следует путать с понятием налоговой задолженности, которое является более широким и включает кроме самой недоимки начисленные штрафы и пени за несвоевременные платежи.
Какие именно составляющие формируют недоимку налогоплательщика?
- Собственно неуплата налога в полном объёме и в установленные сроки, которая формирует долг гражданина или организации перед государственной или региональной казной.
- Выявленная сумма недостачи в выплатах по налогам и сборам, которая может быть вызвана ошибками в исчислении или преднамеренным сокрытием части объекта налогообложения. Недостачу формирует незарегистрированное имущество, скрытое от государства, например, недвижимость на участке. Также это может быть более низкий показатель дохода, указанный в декларации, по сравнению с реальным.
Выявление недоимок налоговыми органами происходит посредством камеральных или выездных проверок. Первый тип представляет собой периодически проводящееся по месту размещения отделений налоговой службы изучение представленных деклараций и прочих документов на предмет правильности исчисления и последующей уплаты налогов.
Выездные проверки проводятся по адресу регистрации налогоплательщика, чаще всего организаций, и являются самым эффективным способом обнаружения недоимок, причиной образования которых может стать, например, неуплата налога на прибыль или имущество в должном объёме в связи с занижением налогооблагаемой базы. Выявить такие факты помогает тщательный анализ документации налогоплательщика.
Ответственность за экономические преступления
С момента регистрации организации или предпринимателя в ИФНС у них возникают обязательства по уплате налогов и других сборов либо по перечислению единого платежа (если выбран определенный налоговый режим). В случае выявления нарушений в порядке предоставления отчетности и уплаты налоговых сборов нарушителю может грозить ответственность, предусмотренная нормами российского законодательства.
Законодательство выделяет несколько оснований для наступления ответственности:
- ИП не предоставил в обозначенные сроки декларацию или другой аналогичный документ;
- сведения, содержащиеся в отчете, искажены с целью занижения суммы начисляемого налога;
- налог не был уплачен в установленный срок.