В чем разница депортации и административного выдворения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем разница депортации и административного выдворения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Соблюдение законов требуется как на родине, так и за ее пределами. При нарушении действующего порядка иностранцу грозит депортация. Этот процесс осуществляется с применением силовых структур, если человек отказывается добровольно покинуть пределы иностранного государства. Депортация это процесс принудительного выдворения иностранного гражданина на основании судебного решения.
Есть ли разница между депортацией и выдворением?
Есть, причем весьма существенная:
- Депортирует УФМС, за нарушение правил пребывания в стране иностранных граждан. Это не наказание, а всего лишь мера соблюдения закона. Выдворяют по вердикту суда. Причем, не просто так, а в качестве административного наказания за правонарушения. Применяется оно лишь к иностранцам/лицам без гражданства. Граждан РФ ни при каких обстоятельствах выдворить не могут.
- Добровольный отъезд (не более, чем через 5 дней после вручения предупреждения) не несет никаких юридических последствий. После административного выдворения человек в течение нескольких лет не имеет права возвращаться в РФ – он попадает в «черный список».
- Обжаловать решение о депортации можно в течение трех месяцев. На обжалование выдворения дается всего 10 дней.
Кто оплачивает выезд за пределы государства
Процесс выезда из страны включает в себя немалые финансовые затраты: на питание, на оформление документов, на транспортные и другие расходы.
В случае депортации все расходы несет сам депортируемый, если средств на выезд из страны у него нет, то бюджет РФ.
Выдворение – более дорогостоящая процедура, поэтому она осуществляется за счет выдворяемого. Если он не в состоянии нести расходы, тогда оплачивать будет один из следующих источников:
- работодатель мигранта;
- приглашающая сторона;
- посольство страны, откуда прибыл мигрант;
- федеральный бюджет – в случае невозможности оплаты вышеуказанными источниками.
Как происходит депортация
Если мигрант нарушил закон, то его отправят домой принудительно.
Общий сценарий депортации таков:
- Сотрудниками МВД выявлено нарушение;
- Происходит задержание иностранца;
- Слушание по нарушению происходит в течение 1 дня;
- Если нарушение подтвердилось, выносят решение о депортации;
- В течение 2 дней нарушителя передают в приграничную службу.
Остановимся подробнее на деталях данной процедуры. Ограничения на пересечение границы иностранного государства могут выявиться уже в аэропорту, при прохождении таможенного досмотра.
Нарушителя переводят в специализированное помещение, фотографируют, снимают отпечатки пальцев, при необходимости приглашают медицинский персонал и переводчика. Допускается встреча с сотрудниками консульства.
Когда у мигранта заканчивается срок разрешающий пребывание в стране он получает официальное уведомление от сотрудников службы миграции. В его миграционную карту вносят отметку, запрещающую повторный въезд и указывается срок запрета. За 10 дней мигрант вправе подать иск на обжалование решения о депортации.
Важно! Если иностранный гражданин не нарушит правило 3-х дней, а именно покинет страну по личной инициативе в вышеуказанный срок.
В дальнейшем он сможет беспрепятственно вернуться в Россию, подготовив все официальные документы.
Существенные причины, по которым процесс депортации могут отменить:
- Наличие близких родственников с российским гражданством;
- Прохождение обучения на дневном отделении в ВУЗе РФ;
- Размещение в медицинском учреждении и лечение;
- Заключение брака с гражданином РФ;
- Наличие несовершеннолетних детей с российским гражданством.
Чтобы сохранить за собой право оставаться в России потребуется предоставить документы, привлечь к помощи адвоката.
Обжалование решения о депортации и выдворении
Сначала стоит отметить, что обжаловать можно и решение о депортации и решение о выдворении. Для обжалования выдворения обратиться нужно будет в вышестоящий суд с апелляцией. Апелляционное заявление составляется с указанием обстоятельств, имеющих отношение к делу составляется таким образом, чтобы суд был убежден в необходимости рассмотрения этого дела. Подать апелляцию стоит как можно быстрее, так как от этого будет зависеть, нужно будет покидать РФ или нет. То сеть, если заявление будет направлено в суд в течение 10 дней с даты получения судебного решения и при удовлетворении иска, выезжать из страны не придется. Если же подать заявление в срок не удалось, то покинуть РФ будет нужно, но апелляцию можно будет подать и в более поздний срок. На то, чтобы обжаловать депортацию, иностранцу отводится срок 3 месяца. Сделать это можно одним из способов: в судебном или административном порядке.
Какие нормативно-правовые акты регулируют вопросы выдворения и депортации ИГ?
На сегодняшний день не существует единого закона, которым руководствуются компетентные органы, принимая решение в отношении иностранных граждан. В зависимости от обстоятельств применяются следующие нормативно-правовые акты:
- ФЗ-115;
- ФЗ-114;
- Правительственное постановление №382;
- ФЗ-410;
- совместный Приказ ФМС и МВД №240/758.
Стоит обратить внимание на то, что с реализацией «выезда» из РФ придется поторопиться. Согласно действующему законодательству, срок выдворения составляет 5 дней. Отсчет времени начинается с момента, когда нарушитель получил на руки решение суда. В случае обжалования постановления все равно придется выезжать. Согласно нашему законодательству, гражданин иностранного государства не может находиться свыше указанного периода в стране при подаче апелляции. Действовать в этом случае придется через представителя. Стоит знать! Если мигрант выезжает добровольно, на него действуют аналогичные принципы. Увеличение сроков, отведенных на реализацию судебного постановления невозможно ни при каких обстоятельствах. При этом немаловажный вопрос — кто должен платить за высылку. Существуют различные варианты развития событий. Проезд до дома оплачивает:
- сам мигрант;
- сторона, которая пригласила человека в страну и взяла на себя ответственность за «гостя»;
- посольство государства иностранного лица;
- общественная организация.
За что могут депортировать из России: основания, льготные категории граждан
Причин, на основе которых принимается решение о высылке, на самом деле немного:
- Окончание разрешенного срока нахождения в стране (на добровольный выезд дается 72 часа);
- Отмена действия разрешающих документов (на выезд положено 15 дней);
- Фальшивые документы, на основе которых иностранец находится на территории России;
- Нарушение законов;
- Трудоустройство при отсутствии разрешения на работу.
Депортации подлежат не все лица. Законом предусмотрены льготные категории иностранцев, которых нельзя подвергнуть этой процедуре:
- Приезжие со статусом беженца;
- Иностранцы, получившие убежище по политическим мотивам;
- Лица, имеющие подданство государств, на территории которых ведутся боевые действия;
- Сотрудники дипмиссий.
Много вопросов вызывает вопрос депортации иностранных граждан, чьи мужья/жены имеют российское гражданство. В перечень оснований для отмены высылки ФМС внесен такой пункт как «Наличие близких родственников-резидентов РФ». Но в этом случае автоматически решение не аннулируется.
Выдача (экстрадиция) и выдворение (депортация): понятие, процедуры, международно-правовые стандарты
Выдача (экстрадиция) — это осуществляемая на основании международных договоров либо по усмотрению государства процедура выдачи лица — негражданина данного государства другому государству для проведения в отношении данного лица следствия, суда или исполнения приговора. В юридическом смысле к понятию «выдача» употребимо так называемое ограничительное толкование: акт выдачи касается исключительно лиц, совершивших преступления, т.е. преступников.
Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ выдача осуществляется «на основе федерального закона или международного договора». Действующее уголовное законодательство РФ (ч. 2 ст. 13 УК РФ), Федеральный закон от 25 октября 1999 г., которым ратифицирована Европейская конвенция о выдаче (принятая в Париже 13 декабря 1957 г.), несколько иначе урегулировали этот вопрос. Они предусматривают возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление в иностранном государстве. В иных случаях вопрос о выдаче преступников решается дипломатическим путем. По международной практике, требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, если: 1) преступление совершено на его территории; 2) преступник является гражданином этого государства; 3) преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред. При этом выдача преступников предполагает соблюдение ряда условий: а) преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник; б) если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, того, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
В регулировании института выдачи законодательство РФ основывается на принципах «двойной криминальности», специализации, невыдачи за политические преступления. В соответствии с принципом «двойной криминальности» требуется, чтобы деяние квалифицировалось как преступное правом запрашиваемого и запрашивающего государства. По Конституции РФ не допускается выдача другим государствам лиц за действия (бездействие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63). Принцип специализации означает, что привлечение к уголовной ответственности возможно лишь за то преступление, которое послужило основанием для выдачи. Для привлечения за другие преступления необходимо получить согласие выдающего государства.
Федеральный закон от 25 декабря 1999 г. N 190-ФЗ предусматривает следующие случаи отказа в выдаче: а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом, или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах; б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии защиты прав и свобод; в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.
Административное выдворение и депортация иностранного гражданина
Новейшее законодательство, хотя и не без разночтений, проводит различие между понятиями «административное выдворение» и «депортация». Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях в главе 3 «Административные наказания» содержит ст. 310 с названием «Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства». Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан РФ» (ст. 2) содержит специальную дефинитивную норму, в которой используется понятие «депортация». В ст. 31 этого же Закона определяются основания и порядок применения депортации, а в ст. 34 — порядок административного выдворения иностранных граждан.
Выдача иностранных граждан, находящихся на территории РФ и совершивших преступление
Конституцией России зафиксирована норма и принципы передачи иностранцев, которые обвиняются в преступных деяниях или уже осужденных для исполнения наказания.
Во второй части 13 статьи Уголовного Кодекса РФ регламентирован порядок и понятия, как может происходить экстрадиция иностранцев, которые совершили преступные действия на территориях зарубежных стран и проживающих в России.
Выдача или отказ от экстрадиции граждан иных государств также происходит на основе принципов международных соглашений.
Европейской конвенцией строго регламентированы нарушения, за совершение которых может быть гражданин выдан страной, в какой он находится и основные этапы передачи.
Основаниями могут быть преступления, которые согласно законодательству обеих стран наказуемы на заключение под стражу на срок не меньше чем один год.
В случаях просьбы экстрадиции лиц уже осужденных за совершенные преступления для заключения под стражу и отбывания тюремного заключения выдать можно, только если до конца присужденного срока еще останется не меньше чем четыре месяца. В противном случае, страна, делающая запрос на экстрадицию гражданина получит отказ.
Кроме тог, в Конвенции предусмотрено право одной из стран, которые договариваются о выдаче гражданина подозреваемого или совершившего преступление, если законом этой страны не предусмотрена экстрадиция за отдельные преступления, хотя и наказывающиеся сроком более года, просто исключить их из сферы, где применяется Международный договор о выдаче граждан. В таких случаях подается с документацией о присоединении к Конвенции список правонарушений, по отношению к которым разрешается и может отказывается выдача граждан.
Что делать лицам без гражданства
Наиболее тяжелый вопрос. Первоначально миграционное ведомство должно попытаться доподлинно установить личность апатрида, узнать, гражданином какой страны он являлся или где жил ранее, после чего переправить его в место исхода. Однако если этого сделать не удается, обычно лицо помещают в центр временной изоляции, где он дальше находится, часто довольно продолжительное время.
В прошлом году Конституционный суд РФ постановил, что эта ситуация идет вразрез с основным законом нашей страны, и потребовал внести изменения в КоАП. На данный момент этого еще не произошло, однако если лицо без гражданства в течение длительного срока содержится в приемнике, оно имеет право обратиться в орган, осуществляющий правосудие.
Миграционная служба имеет четкие временные ограничения для правонарушителя. При обычной депортации процесс может затянуться до момента сбора необходимых документов. Но при административном выдворении из России нелегал имеет 15 календарных дней на возвращение обратно в свою страну. Сроки начинаются с момента получения судебного решения.
При обжаловании договора без ожидания суда есть возможность подачи соответствующего заявления: не позже, чем через 10 дней после предъявляемых обвинений в случае, если в будущем запретят въезжать в государство – в течение трех лет. Не позже, чем через три месяца, подается заявление, в случае, если в будущем запретят въезжать в государство – в течение пяти лет. Этого времени хватит для того, чтобы найти грамотного специалиста и для сбора документов на обжалование.
Справка! Если у человека имеются уважительные причины того, что он не успевает собрать вещи и выехать из страны, он должен предоставить доказательства. К примеру, если иностранец тяжело заболел, потребуются справки. В таком случае сроки будут увеличены.
Процедура обжалования принятого решения о депортации
Мигрант должен явиться в отделение суда или отделение УФМС по месту фактического проживания. Составить и подать заявление на отсрочку по вынесенному решению на время разбирательства и выяснения причин, обстоятельств, которые не были учтены при вынесении постановления о депортации.
Причины для отмены могут быть следующими:
- Установлено, что есть близкий родственник или ребенок с гражданством РФ.
- Узаконенные брачные отношения с обладателем паспорта РФ.
- Мигрант проходит обучение в учебном заведении РФ (Университет и так далее).
- Осуществляется процедура обследования и лечения в органах здравоохранения.
- Есть РВП или ВНЖ с не истекшей датой.
Не подлежат депортации:
- Работники посольств, имеющие иностранное подданство.
- Мигранты, оформившие или ожидающие вердикта о предоставлении политического убежища.
- Люди, имеющие гражданства третьих стран, которые не могут вернуться домой по причине войны на территории их государств, эпидемии, голода, карантина. В тех случаях, когда в их государстве происходят гонения по расовым, религиозным признакам.
После судимости депортация иностранца
Процессы депортаций в государстве являются вынужденными высылками иностранных лиц за территорию государства вследствие утери мигрантами любого законного права для местонахождения на территории государства. Первопричинами подобного явления, является недодержание миграционных схем:
- совершенные уместных отъездов за территорию государства вследствие просрочки сроков действий виз, периодов безвизовых проживаний.
- Процессы расторжения патентов или подтверждений для проведения деятельности, которые бы смогли подтвердить на основе закона находиться на территории страны.
- Выявление различных первопричин, которые способствуют сокращению временных промежутков для местонахождения и трудовой деятельности в государстве.
- получения отказов иностранными лицами присвоения статуса беженца или его потеря.
- Путешествия за территорию государства незаконными методами с использованием поддельных паспортов.
- случаи неподходящего местонахождения мигрантов на территории страны.
Обращаться за о спариваниями решений суда можно, но, необходимо четко следовать правилам и учитывать все нюансы. Подавать заявку на оспаривание решений можно около трехмесячного строка. Что касается подачи заявления на обжалование судебного решения, то на это дается десятидневный срок. Для того чтобы оспорить решение иностранные граждане обязаны обратиться в суды по месту жительства. Стоит заметить, что письменные просьбы рассматривания и принятия решений о началах процессов депортаций могут быть отложены до окончания судебных разбирательств. Так же оспорить решение можно с подачей заявлений руководителям ФМС.
Существуют случаи, когда иностранные лица могут на основе весомых доказательств не покидать территорию страны:
- Бракосочетание с гражданами страны.
- Деятельность иностранного лица на легальном основании с наличием трудового договора, патента, разрешения на деятельность.
- Наличие студента любого вуза государства или иных образовательных учреждений.
- Наличие курсов излечивания в стране.
- Присутствие разрешительных документов в депортационные моменты.