Право на обращение с жалобой в Конституционный Суд РФ и условия его реализации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право на обращение с жалобой в Конституционный Суд РФ и условия его реализации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Подать абы какое заявление в КС РФ не получится. Требования к жалобе сформулированы в ФКЗ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ. В первую очередь, обжаловать в КС можно лишь ту норму, которая была применена судами или иным органом. Если заявитель полагает что вот эта применённая норма, нарушает его конституционные права, он может обратиться в КС РФ.
В каких случаях возможна подача жалобы
Следует знать, что обращение в Конституционный суд составляется по строгим правилам. Кроме того, в законодательстве установлены ситуации, когда оно логично и оправдано. Они таковы:
- норма действующего законодательства мешает получению гражданином конституционных прав или свобод;
- положение нормативного акта применено в конкретном деле;
- данная ситуация рассмотрена или в настоящее время разбирается компетентным госорганом, принадлежащим к одной из трех ветвей власти.
Кроме того, жалоба в Конституционный суд РФ составляется по определенной методике. Заявитель обязан:
- указывать реальные персональные данные;
- ссылаться на правовые нормы;
- приводить факты, проверка которых не подлежит сомнению.
Определение: конституционным называется специально созданный суд Российской Федерации, в компетенцию которого отнесено решение вопросов соответствия положений действующей правовой базы основному закону страны.
Срок подачи жалобы в конституционный суд рф
Граждане и организации при самостоятельном обращении в Конституционный Суд РФ составляют заявление по правилам, установленным ст. 37 Закона о Конституционном Суде, и уплачивают государственную пошлину в порядке и размере. Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если: 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, организаций;
2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Если жалоба недопустима Конституционный Суд РФ отказывает в принятии ее к рассмотрению. Если по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее были приняты решения, сохраняющие свою силу, то такая жалобы также признается недопустимой.
Кто может подавать обращения в рассматриваемую инстанцию? Стоит отметить, что данная возможность предоставляется всем гражданам страны и иностранцам, законные интересы и права которых были нарушены путем применения определенной нормы права в конкретном деле. Кроме этого, на основании положений Конституции РФ, право на обращение в Конституционный Суд с жалобами и ходатайствами имеют не только отдельные люди, но и целые организации, а также органы.
К дополнительному числу субъектов подачи подобного обращения следует отнести государственные органы и представителей власти. В ряде таковых находятся:
- Президент РФ;
- палаты Федерального Собрания;
- органы Вооруженных Сил страны;
- ВАС РФ (Высший Арбитражный Суд);
- Правительство РФ;
- органы исполнительной власти отдельных субъектов государства;
- органы законодательной власти субъектов страны.
Как усилить жалобу: советы юристов
Современная практика реализации гражданами собственного права на обращение в Конституционный Суд РФ показывает, что при подаче жалобы или ходатайства непременно стоит обратить свое внимание на необходимость подчеркнуть ее важность и обоснованность, так как в противном случае суд, как правило, принимает свое решение не в пользу истца.
В рекомендациях юристов-практиков, отмечено то, что для усиления собственной жалобы, кроме строгого соблюдения установленного порядка обращения в рассматриваемую инстанцию, заявителю следовало бы обратить свое внимание на специально разработанные для этого методики, которые являются полностью законными.
Конституционный Суд, рассматривающий обращение, уделяет внимание его обоснованности. Для того чтобы подчеркнуть присутствие таковой заявителю стоит указать в тексте документа ссылки на определенные положения КС, принятые ранее по аналогичным вопросам, а также ЕСПЧ (Судом по правам человека). Также параллельно могут быть предоставлены некоторые ссылки на зарубежную практику судов в решении аналогичных вопросов.
В качестве дополнения и для того чтобы обратить внимание на незаконность оспариваемой нормы некоторые юристы рекомендуют указывать на все противоречащие ей факторы, присутствующие в других законодательных источниках. В числе таковых могут присутствовать как полностью противоречивые, так и неоднозначные положения, вызывающие массу споров. Можно даже отметить противоречие спорной нормы правовым позициям Верховного и Арбитражного судов, а также Европейского суда по правам человека.
Жалоба в Конституционный суд РФ
Перед тем, как поговорить более подробно на тему того, что нужно знать перед подачей и как составляется жалоба в Конституционный суд РФ, стоит определить причины и ситуации, при которых вам, скорее всего откажут в рассмотрении проблематики вашего дела в КС РФ.
Не редко на практике встречаются случаи, когда комиссариат КС РФ отказывает заявителю в передаче жалобы на рассмотрение судьями. Иногда такая жалоба пропускается дальше, но судейская комиссия все-равно не дает ход.
Почему же такое происходит? Все дело даже не в том, что во время составления жалобы были допущены грубые ошибки. Причина может скрываться в самом вопросе, с которым вы обратились в Конституционный суд.
Здесь стоит понимать, что при указанной постановке проблемы даже многократные повторные обращения в КС РФ с переделанными, усовершенствованными и доработанными жалобами не дадут положительного результата.
Для того, чтобы вы смогли перестраховать себя от возможного допускания таких ошибок и для более вероятной гарантии положительного исхода ваших стараний, давайте рассмотрим, в каких случаях Конституционный суд Российской Федерации скорее всего откажет вам в рассмотрении вашей жалобы и более детального изучения вашего дела? Итак, к причинам отказа по нецелесообразности обращения можно отнести следующие причины:
- неправильные акценты на не стоящих обстоятельствах;
Иногда, граждане прочитают в мировой сети интернет о том, как составляется жалоба в Конституционный суд РФ и тут же берутся самостоятельно составлять непосредственно сам текст такой жалобы, ориентируясь и максимально подробно описывая свои собственные переживания, поступки, умозаключения. На деле суд ответит вам, что не в его компетенции исследовать обстоятельства дела и личностные чувства.
- жалоба на несовершенство действующего законодательства;
В действительности Конституционный суд Российской Федерации занимается решением вопросов о том, чтобы принимать поправки и изменения в действующее законодательство. Но текст такой жалобы должен быть внимательно составлен, а в смысловой части должны быть использованы правильные формулировки. Вот почему есть смысл в том, чтобы воспользоваться поддержкой профессионала в данном вопросе.
- жалоба с целью перепроверить конкретное решение суда;
Стоит четко понимать, что Конституционный суд функционирует для того, чтобы давать оценку положениям действующего законодательства.
Если же заявитель просит пересмотреть его дело, выражает сомнения относительно правильности вынесенного решения, то суд может отказать в рассмотрении материалов дела и не удовлетворить требования жалобы, сославшись на то, что вы не осведомлены в том, как подается жалоба в Конституционный суд РФ и о том, в каких случаях этого делать не стоит в силу абсурдности проблематики поставленного вопроса к органу, который не имеет компетенции для решения вашей проблемы. Тут следует понимать, насколько важную роль может сыграть профессиональная помощь и правильно составленные юридические формулировки.
- существует процессуальная практика для рассмотрения вопроса другими органами, а сам вопрос вне компетенции КС РФ;
Если Конституционный суд не видит в проблематике вашего обращения своей собственной компетенции, то вам имеют полное право отказать в более детальном рассмотрении обстоятельств вашего дела. Особенно это происходит в случае, если разрешением таких вопросов занимается другая инстанция, уполномоченная законом решать такие проблемы.
Безусловно, мы перечислили далеко не все причины, опираясь на которые, Конституционный суд может ответить отказом на вашу жалобу. Для более детального изучения данного вопроса вы можете обратиться к действующему законодательству нашей страны.
Полномочия Конституционного суда РФ
К полномочиям Конституционного суда РФ относится:
- разрешение дел на предмет соответствия основному закону РФ – Конституции РФ иных нормативно-правовых актов, а именно, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами госвласти; международных договоров РФ, которые не вступили в силу;
- разрешение споров о компетенции, которые возникают между органами госвласти;
- проверка на соответствие конституции закона, который применяется в конкретном деле. Соответствующая проверка проводится по жалобам, предметом которых является нарушение конституционных прав и свобод граждан;
- проверка конституционности закона, который подлежит применению судом при разрешении конкретного дела. В данном случае проверка проводится, в связи с запросом судов;
- рассмотрение вопроса о том, может ли быть исполнено решение межгосударственного органа по защите прав и свобод человека. В указанном случае основанием для разрешения соответствующего вопроса является запрос федерального органа исполнительной власти, наделенного соответствующей компетенцией, связанной с обеспечением деятельности по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе, который защищает права и свободы человека, жалоб, поданных против РФ на основании международного договора РФ;
- толкование основного закона РФ;
- в случае выдвижения обвинения против Президента РФ в госизмене или совершении иного тяжкого преступления дает заключение о том, соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения;
- если какой-то вопрос выносится на референдум РФ, то Конституционный суд РФ проверяет, соответствует ли Конституции РФ соответствующий вопрос;
- выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
- осуществление иных полномочий.
Конституционное право: как рассматриваются обращения граждан в КС РФ?
Обращение в КС РФ может направлено в письменной или электронной форме. Порядок направления обращения установлен Регламентом Конституционного Суда РФ. Электронная форма заполняется на официальном сайте КС РФ, также обращение может быть подано в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае с заявителем может осуществляться переписка в электронном виде. К жалобе гражданина прилагаются:
Обращение оформляется в соответствии со ст.ст. 37, 38 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается не позднее трех месяцев с момента регистрации обращения. Решение о назначении дела к слушанию в заседании КС РФ принимается в течение месяца после принятия обращения к рассмотрению. Возможно разрешение дел без проведения слушания, на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях КС РФ (ст. 47.1 Закона). Во время слушания дела в суде необходимо учитывать правила процедуры и этикета в заседании Конституционного Суда, которые определены в параграфе 51 Регламента.
Кто обладает правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации?
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации С ЗАПРОСОМ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УКАЗАННЫХ В СТАТЬЕ 125 (ЧАСТЬ 2) КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ДОГОВОРОВ МЕЖДУ НИМИ ОБЛАДАЮТ Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 88. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации С ЗАПРОСОМ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ НЕ ВСТУПИВШЕГО В СИЛУ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации С ХОДАТАЙСТВОМ О РАЗРЕШЕНИИ СПОРА О КОМПЕТЕНЦИИ ОБЛАДАЕТ ЛЮБОЙ ИЗ УЧАСТВУЮЩИХ В СПОРЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, УКАЗАННЫХ В СТАТЬЕ 125 (ЧАСТЬ 3) КОНСТИТУЦИИ Российской Федерации, а Президент Российской Федерации также в случае, предусмотренном статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖАЛОБОЙ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ОБЛАДАЮТ ГРАЖДАНЕ, ЧЬИ ПРАВА И СВОБОДЫ НАРУШАЮТСЯ ЗАКОНОМ, ПРИМЕНЕННЫМ В КОНКРЕТНОМ ДЕЛЕ, И ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН, А ТАКЖЕ ИНЫЕ ОРГАНЫ И ЛИЦА, УКАЗАННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ.
К жалобе помимо документов, перечисленных в статье 38 настоящего Федерального конституционного закона, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.
Статья 101. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
СУД при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.
Статья 105. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации С ЗАПРОСОМ О ТОЛКОВАНИИ Конституции Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Как видите обратиться в Конституционный Суд имеет право любой гражданин или объединение граждан (в том числе Президент, Госдума, Совет Федерации, Правительство, суд) но не все обращения обязательно будут рассмотрены. Для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации у обратившегося (обратившихся) должен быть повод для подобного обращения.
Кто может обращаться в КС РФ
КС РФ компетентен рассматривать несколько видов обращений от разных лиц. Для целей обращений юридических лиц и предпринимателей в КС РФ значение имеют следующие случаи:
Вид обращения | Субъекты обращения |
---|---|
Жалоба на нарушение конституционных прав и свобод |
|
Запрос о проверке конституционности нормативных актов |
|
Запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора РФ |
|
Судебный запрос о проверке конституционности закона |
|
Порно: кто за, кто против
Все как всегда. Женщины определённых поколений категорически против порно. Это сопротивление может быть обосновано несколькими причинами.
В первом случае, начинаются истерики по поводу детей и интернета. Ну не хотят у нас родители нести ответственность за своих детей. За их детей ответственность должны почему-то нести все остальные. А значит: все запретить. И всех посадить.
Вторая (более прогрессивная) точка зрения, это феминистки. Внезапно. Сексуальная объективация женщин ими порицается, как может. Порно, в их системе счисления, это не только объективация. Но и угнетение, эксплуатация и много чего еще. Они мало чем отличаются от первого лагеря. Разве что пытаются бороться с этим в играх. И одновременно, пытаются бороться со следствием. Грубо говоря, пока один лагерь феминисток пытается закрыть грудь у игрового персонажа. Другие расхаживают с открытой грудью по Манхеттену. Ну и устраивают другие голые забастовки.
С мужским сообществом, все немного по-другому. Против всегда религиозные институты. Так как с их позиции, это страшный грех.
Против, некоторые околорелигиозные или традиционные, консервативные философские течения. Тут уже аргументация опирается на то, что порнография разлагает морально-нравственные устои общества.
Есть 2 мнения по этому поводу. Мнение москвичей, и мнение всех остальных граждан РФ.
Первые, традиционно, будут пересчитывать уровни дотационности регионов. Вторые же расходятся во мнениях. Одни полагают, что Москва действительно вытягивает все денежные средства из регионов. Другие же начинают разговор о штаб-квартирах крупных компаний и налогах.
В какой-то степени, правы все. Но тут не все так просто.
Начнём с простого. В России уже давно наблюдается повальная урбанизация. Что это значит? Люди, массово мигрируют в крупные города. Происходит это постоянно. Обитатели села, едут в районный центр. Обитатели районного центра, просматриваются к городам побольше. Или сразу едут в центр области. Не все регионы имеют города-миллионники. Но, так или иначе, туда стекаются все, кто может уехать. Просто по причине того, что в крупных городах вся жизнь и сосредоточена. Там банально больше работы, и денег.
А что же делают жители мегаполисов? Едут в Питер или в Москву. Отдельная категория или мигранты. Поэтому, самые удачливые из них, сразу отправляются в Москву. Другие едут на севера. В Тюмень или Сургут, например. Кто-то оседает в Подмосковье.
Факт в том, что мелкие города, пгт и села, не годятся для жизни. Поэтому все стекаются в крупные города. Это и называется урбанизацией.
- Конституционный Суд РФ не является судом четвертой инстанции, не пересматривает дела заново, не исследует доказательства и не дает им оценку, но лишь проверяет конкретную норму права, примененную в конкретном деле, на соответствие Конституции РФ;
- оспариваемая норма права должна быть обязательно применена в конкретном деле заявителя жалобы;
- оспариваемая норма права должна обязательно затрагивать конституционно закрепленные права и свободы гражданина;
- жалоба должна быть подана в Конституционный Суд РФ в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде;
- признание Конституционным Судом РФ закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, является основанием для пересмотра этого дела по новым обстоятельствам.
Рабочая группа определила состав КС
Подгруппа по судебной власти рабочей группы по подготовке конституционных поправок внесла в комитет Госдумы по госстроительству и законодательству свои предложения ко второму чтению президентского законопроекта. Часть их касается Конституционного суда. Несмотря на разногласия внутри рабочей группы по оптимальному числу судей КС, решено не противоречить президентскому законопроекту и сократить их число с 19 до 11. При этом, как ранее и предполагал “Ъ”, никто из действующих 15 судей КС не будет уволен: по словам сопредседателя рабочей группы сенатора Андрея Клишаса, обновленная норма Конституции вступит в силу не ранее осени 2021 года, когда по возрасту сложит свои полномочия судья Юрий Рудкин.
На очередном заседании рабочей группы по подготовке поправок к Конституции координатор подгруппы «Судебная власть и прокуратура» президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин сообщил, что все поступившие предложения по изменению VII главы Конституции готовы к обсуждению в профильном комитете Госдумы. От рабочей группы поправки внесли ее сопредседатели сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников. Возглавляемый последним комитет Госдумы по госстроительству и законодательству сегодня приступит к работе с поправками, поступившими ко второму чтению президентского законопроекта.
Напомним, Владимир Путин предложил наделить КС правом по запросу президента проверять конституционность законопроектов, принятых Федеральным собранием, до их подписания главой государства. Президент также предложил дать КС возможность оценивать на соответствие Конституции РФ законы и нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня без оговорки относительно разграничения предметов ведения федерации и регионов. В то же время президент в случае принятия поправок получит право в определенных случаях вносить в Совфед представление об отрешении от должности судей КС. Сейчас такие представления может вносить сам КС. Состав судей КС президентский законопроект предлагает сократить с предусмотренных Конституцией 19 до 11.
Какими могут быть причины обращения?
Основной причиной обращения в Конституционный суд РФ, от физических и юридических лиц, является обжалование решений судебных органов. При этом обращаться в КС можно только после вынесения окончательного вердикта, так как он рассматривает факты нарушений. Затягивание судебного процесса или незавершённость дела не могут быть рассмотрены Конституционным судом РФ
Для обращения в Конституционный суд РФ необходимо подготовить правильно составленную жалобу и подать её в особом порядке. Кроме того ваше заявление должно соответствовать следующим требованиям:
- Обжалуемый вердикт должен быть вынесен не менее года назад;
- Заявитель должен пройти все существующие этапы судопроизводства. То есть жалоба в Конституционный суд должна быть направлена после попытки обжаловать решение в ходе процесса, чем занимается апелляционный суд, после вынесения приговора, что является прерогативой кассационного суда, и обращения в Верховный Суд РФ, для пересмотра;
- Вынесенное решение по делу должно задевать Конституционные права заявителя.
Таким образом, подача жалобы в Конституционный суд РФ, это крайняя мера к которой может прибегнуть любой гражданин, чьи права и свободы были нарушены в результате вердикта суда первой инстанции.
История Конституционного Суда РФ
Датой создания Конституционного Суда России принято считать 30 октября 1991 года – день, когда конституционные судьи провели свое первое рабочее совещание, хотя велись споры о том, какую же дату следует считать подлинным днем рождения Суда: день принятия первого закона о Конституционном Суде, день выборов судей или день первого заседания нового судебного органа.
Идея формирования в нашей стране специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, возникла в ходе демократизации общественной жизни во второй половине 80-х годов прошлого века. В результате был создан Комитет конституционного надзора СССР (ККН СССР).
1 декабря 1988 года в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что ККН СССР будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов – юристов и политологов, что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.
21–23 декабря 1989 года Второй Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя. Остальных членов ККН съезд поручил избрать Верховному Совету.
26 апреля 1990 года Верховный Совет избрал 19 членов ККН.
Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других правовых актов. Однако в отношении наиболее значимых актов решение ККН могло быть преодолено Съездом народных депутатов СССР.
За время своего существования – с мая 1990 года по декабрь 1991 года – ККН СССР принял 23 решения. Среди них были такие поистине смелые и по сей день актуальные решения, как признание неконституционности разрешительного порядка прописки и неконституционности порядка применения неопубликованных нормативных актов.
Во время попытки государственного переворота 19 августа 1991 года все члены ККН, находившиеся в тот момент в Москве (к сожалению, их было только пятеро), собрались на заседание. Для принятия решения ККН было необходимо как минимум 11 человек, и поэтому решено было, что каждый из них выступит в личном качестве и обратится в Верховный Совет СССР с достаточно резким запросом, в котором они выражали озабоченность сложившимся положением. Однако функционирующие в тот период СМИ преподнесли позицию членов ККН таким образом, что сложилось впечатление, будто ККН либо почти одобряет действия ГКЧП, либо как минимум не возражает против них, что не соответствовало действительности.
В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свою деятельность в связи с распадом СССР.
15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.
Четвертый Съезд народных депутатов РСФСР обсудил проект Закона о Конституционном Суде РФ, однако во время голосования закон не добрал более 100 голосов.
Закон был утвержден только следующим, Пятым Съездом 12 июля 1991 года и несколько в иной редакции.
29–30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного Суда.
30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года – первое заседание.
На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.
Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.
Самым долгим делом за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий – КПСС и КП РСФСР.
Многие исследователи считают, что это дело оказалось самым недооцененным и непонятым. Вероятно, так случилось потому, что оно пришлось на разгар политического противостояния и раскола в обществе. И противоборствующие силы хотели радикального, крайне левого или крайне правого (в зависимости от того, левый или правый фланг они представляли) уклона.
Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно, невозможен и запрет на объединение в организацию людей с теми или иными убеждениями.
В результате и те, кто защищал КПСС и КП РСФСР, и те, кто хотел от Конституционного Суда «благословения» люстрации и наказания всех бывших коммунистов, оказались страшно разочарованы.
И наконец, решением, повлекшим за собой самые драматические последствия, было то, которым Конституционный Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов. 7 октября 1993 года Президент Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.
12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда.
Принципиальных изменений по сравнению с ранее действующим регулированием деятельности Конституционного Суда было всего два: отныне Конституционный Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Конституционный Суд проверяет только нормативные акты и только по запросам или жалобам.
Еще одно изменение, которое вряд ли можно считать принципиальным по сути, – увеличение численности судей с 15 до 19.
24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде – федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».
12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля – опубликован.
В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован, после чего возобновился и процесс осуществления конституционного судопроизводства. Конституционным Судом была проверена конституционность норм, относящихся к различным отраслям законодательства. Предметом внимания Суда стали, в частности, вопросы уголовного процесса, избирательного права, организации государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Им устранены некоторые необоснованные обременения предпринимательской деятельности, заложена основа для исключения применения в России смертной казни. Следует особо отметить, что Конституционным Судом был принят ряд постановлений о толковании Конституции Российской Федерации. В указанных актах получили свое разъяснения важнейшие конституционные положения, касающиеся, в частности, законодательного процесса, организации и функционирования федеральных органов государственной власти, порядка изменения Конституции Российской Федерации.