Особенности оплаты труда муниципальных служащих
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности оплаты труда муниципальных служащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статьей 11 Закона N 25-ФЗ установлены основные права муниципального служащего. В частности, он имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). Из данной статьи следует, что на муниципальных служащих распространяются положения трудового законодательства.
Пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи
В соответствии со ст. 24 Закона N 25-ФЗ на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ в области пенсионного обеспечения. При этом размер государственной пенсии муниципального служащего определяется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимального размера государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта РФ.
В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после его увольнения с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральными законами (п. 3 ст. 24 Закона N 25-ФЗ).
К сведению. Пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей, регулируются Законами N N 166-ФЗ и 173-ФЗ .
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На практике достаточно часто возникает вопрос, связанный с обложением НДФЛ доплат к трудовым пенсиям бывших муниципальных служащих. В Обзоре судебной практики ВС РФ за I квартал 2012 г. был рассмотрен вопрос, связанный с обложением НДФЛ ежемесячных доплат за выслугу лет к трудовым пенсиям муниципальным служащим.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Введение нового принципа начислений
На пресс-конференции представители Минфина анонсировали новую реформу, которая должна будет кардинально поменять сам принцип начисления зарплаты чиновников.
Так что формально минимум треть от данного повышения уже произошло, что делает исполнение программы существенно более реалистичным. Ну и в третьих, в 2021 году МРОТ снова подрастет, причем для всех. Поэтому увеличение доходов муниципальных служащих на 25% – вполне реальное мероприятие с точки зрения возможностей государственного бюджета.
Трудно называть предполагаемое увеличение денежного довольствия бюджетных работников индексацией. Хотя бы просто потому, что изменение превысит ожидаемый уровень годовой инфляции в 2021 г. более, чем в 3,5 раза.
Помимо оговоренного повышения, которое предположительно будет реализовано в течении первого квартала будущего года индексация зарплаты муниципальных служащих в 2021 году планируется еще и в ноябре, где «муниципальники» составят компанию военным и другим силовикам, чьи доходы также будут «разморожены» после длительного моратория на их рост. Здесь номинальное увеличение предполагается на уровне инфляции, то есть, не более, чем на 5%.
«Наш большой недостаток в том, что мы слишком быстро опускаем руки.
Изменения с 01.09.2019
Зарплата бюджетников с 1 сентября 2021 года также подверглась индексации в некоторых регионах. К примеру, в Московской области увеличились оклады сотрудников муниципальных учреждений культуры на 15 %.
С 01.09.2019 вырос доход для служащих музеев, библиотек, театров, МУП и ГУП. Для того чтобы осуществить такой рост, из бюджета был выделен не один миллион рублей. Все необходимые средства были направлены в виде дотаций в регионы.
Молодые специалисты (учителя) в области образования, а также классные руководители получили прибавку к вознаграждению за труд в размере 5000 рублей. При этом в положениях о премировании и коллективных договорах общеобразовательных учреждений необходимо включить пункт о начислении премиальных выплат в размере от 3 до 20 %.
В качестве дополнительной меры финансовой поддержки служащих выступит продление программы по проведению ежегодного медицинского осмотра, бесплатного для работников бюджетных учреждений. Профсоюзные органы также должны оказывать помощь бюджетникам: по запросу учителей председатели профсоюзов обязаны предоставить путевки в санатории, оздоровительные базы отдыха и пансионаты.
Таким образом, на сегодняшний день после всех индексаций оклады бюджетников повысились для следующих трудовых категорий:
Категории сотрудников бюджетных организаций, у которых наблюдался рост доходов в 2021 году благодаря действиям «майских указов» | Прирост по сравнению с уровнем 2012 г. |
Школьные учителя, служащие предприятий культуры, соцработники, средний медицинский персонал | 100 % |
Врачи (с высшим медицинским образованием), научные сотрудники, преподаватели в университетах, ученые | 200 % |
Повышение оплаты труда муниципальным служащим
На последней конференции представителями Министерства Финансов была представлена совершенно иная схема расчета заработной платы для муниципальных служащих. На замену регулярным небольшим повышениям зарплаты пришла новая реформа, которая подразумевает наличие мотивационных составляющих. Именно эти составляющие позволят оценить труд каждого отдельного служащего в индивидуальном порядке. От эффективности такого труда, в свою очередь, напрямую будет зависеть и последующий размер заработка.
Введение вышеуказанных радикальных методов расчета было обусловлено следующей причиной: существующая статистика показала, что в последние годы заработная плата чиновников много раз повышалась совершенно безосновательно. При этом не были учтены такие показатели, как: вклад конкретного служащего, который он вложил в соответствующий вид профессиональной деятельности, усилия, предпринятые конкретным сотрудником, сложность выполняемой им работы и т.д.
Именно по вышеуказанным причинам представителями Министерства Финансов РФ и была введена совершенно новая система расчета заработной платы для муниципальных служащих. Считается, что теперь оплата труда данной категории сотрудников будет осуществляться более рационально и последовательно.
Должности муниципальной службы
Понятие должности муниципальной службы сформулировано в Законе «О муниципальной службе РФ» (2007 г.). Согласно ст. 6 названного Закона под муниципальной должностью понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Данное определение не в полной мере отвечает элементам статуса муниципального служащего. Например, муниципальный служащий кроме обязанностей по закону имеет права (ст. 11), обязанности (ст. 12) и несет ответственность за порученное дело (ст. 27). Поэтому набор элементов понятия муниципальной должности должен совпадать с набором элементов понятия статуса муниципального служащего, так как и то и другое понятия формируются на единых принципах муниципальной службы, установленных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.). Следует заметить, что на основе деятельности должностного лица формируются признаки должности, особенно это характерно для местного самоуправления изначально, когда законов еще не было, а были обычаи и традиции, т. е. для периода, когда государства не существовало, в то же время общины действовали и избирали своих старост, которые являлись должностными лицами. Следовательно, признаки этих двух понятий целесообразно закреплять таким образом, чтобы они совпадали. Данную проблему можно решить в законодательстве субъектов РФ, а также в нормативных актах муниципальных образований.
В соответствии с установленными правилами к категории муниципальных служащих относятся различного рода чиновники, которые взаимодействуют с гражданами в территориальных органах власти. Такие лица занимаются выполнением распоряжений Государственной Думы в различных населенных пунктах на территории России, и уведомляют граждан о любых постановлениях, принимаемых органами власти.
Помимо этого, данная категория работников осуществляет также обработку различных жалоб, которые поступают со стороны граждан, а сумма их заработной платы непосредственно зависит от предоставленного им оклада, который определяется конкретной должностью, опытом работы и специализированным коэффициентом, действующим на территории определенного региона.
Таким образом, данная группа госслужащих представляет собой низший ранг депутатов, имеющий соответствующий уровень дохода, несмотря на то, что преимущественное большинство граждан считает иначе.
Как менялся оклад в последние годы
В 2012 году Президентом было вынесено несколько указов, в соответствии с которыми должно было осуществляться повышение заработной платы практически для любого государственного работника, включая также муниципальных сотрудников. В 2012 году сумма зарплаты данной категории граждан составляла приблизительно 12 000 рублей, а по указанному закону должна была возрасти практически в два раза.
После того как данный указ окончательно вступил в законную силу, правительством регулярно повышался оклад государственных сотрудников. При этом стоит отметить, что в определенных сферах деятельности была выполнена оптимизация, а помимо этого, регулярно осуществлялась индексация.
Основные корректировки произошли после наступления кризиса, потому что он в первую очередь затронул государственный бюджет. По этой причине было принято решение заморозить повышение заработной платы, и изначально это заключалось в заморозке индексации, которая была потом возобновлена.
Некоторые члены правительства приняли решение о том, что следует искусственно стимулировать рост окладов на территориальном уровне. В новом законопроекте говорилось о том, что к среднему размеру зарплаты государственных сотрудников должен быть прибавлен неофициальный доход.
Несмотря на то, что это действительно может способствовать повышению показателя, по факту указ президента будет оставаться лишь бумагой. После выдвижения данного предложения возникла проблема с расчетом неофициальных доходов, так как все они находятся на теневом рынке и не отражаются в какой-либо документации.
В 2016 году еще раз выполнили индексацию, хоть и не соответствующую уровню инфляции. Увеличение оплаты труда произошло на 5.5%. Так как экономический кризис по сегодняшний день еще не подошел к концу, сумма планируемой индексации остается неизвестной.
Какой будет зарплата муниципальных служащих в 2019 году
Правительство в прошлом году анонсировало увеличение зарплаты чиновникам муниципального уровня. Это будет сделано впервые с 2014 г. Об этом говорили еще в 2016 г., называя даже конкретные цифры увеличения оплаты труда в муниципалитетах. Чиновники муниципальных образований должны были получить прибавку к жалованью в размере 38%. По ряду причин повышение зарплаты было решено перенести на 2019 г., хотя по официальной статистике на доходах этой группы населения никак не сказалось такое длительное отсутствие индексации зарплаты муниципальных служащих.
В 2019 году, согласно последним новостям от Министерства финансов, зарплата чиновников муниципалитетов будет повышена. Сказать, насколько в среднем произойдет реальное увеличение сложно, так как на оплату труда в этой сфере управления влияют разные факторы.
Возможности повышении заработной платы
Суммарное число муниципальных служащих, работающих в бюджетных организациях на окончание 2018 года, составляет 14 миллионов человек. В связи с таким большим количеством специалистов открытым остается вопрос, связанный с тем, сможет ли правительство исполнить данные обещания и повысить зарплату абсолютно всем работникам без исключения. Ведь придется повышать ЗП почти на 25% в сравнении с показателями 2016 года.
Тем не менее, тарифы и ставки заработных плат муниципальных служащих подразумевают привязку к МРОТ, который постепенно увеличивался. Кроме того, он был впоследствии привязан к величине прожиточного минимума.
Поэтому 1/3 часть от этого повышения уже свершилась, и исполнение программы в настоящее время является более реалистичным, чем несколько лет назад.
Еще один фактор заключается в том, что в 2019 году МРОТ снова изменится в большую сторону, так что увеличение поступлений муниципальных служащих на 25% вполне осуществимо.
Ответы на распространенные вопросы о том, какие положены компенсации муниципальным служащим
Вопрос №1: Какие компенсации положены муниципальному служащему в случае увольнения по инициативе работодателя без наличия вины самого служащего?
Ответ: При увольнении по сокращению штата сотрудников, по причине ликвидации избирательной комиссии муниципального образования либо всего органа местного самоуправления, муниципальный служащий вправе рассчитывать на все те гарантии, которые регламентированы трудовым законодательством. В частности, служащий получит выходное пособие.
Вопрос №2: Могут ли устанавливаться дополнительные компенсации при увольнении муниципальных служащих на региональном уровне?
Ответ: Да, к примеру, в Омске уволенным по сокращению штата муниципальным служащим полагается дополнительная гарантия в сфере пенсионных выплат.
Причины увольнения муниципальных служащих
С местной службы гражданин увольняется по общим основаниям, установленным Трудовым кодексом РФ, и к нему применяют специальные основания для увольнения муниципального служащего. Общие основания собрали в таблице:
Статья ТК РФ | Основание | Пояснение |
---|---|---|
ст. 78 ТК РФ | Соглашение сторон | Трудовой договор расторгается в любой момент, если к тому есть волеизъявление и сотрудника и работодателя |
ст. 79 ТК РФ | Истечение срока договора | По общему правилу, трудовой договор — бессрочный, но в ст. 59 ТК РФ установлено ограниченное количество случаев, когда договор заключается на определенный срок, например, на время отсутствия основного сотрудника. Истечение срока договора ведет к освобождению от должности сотрудника |
ст. 80 ТК РФ | По инициативе работника | Решение о прекращении трудовых отношений принимает сам сотрудник, о чем подает соответствующее заявление |
ст. 71 и 81 ТК РФ | По инициативе работодателя | Увольнение по инициативе работодателя требуется обосновать. Трудовой кодекс устанавливает закрытый перечень случаев, когда работник освобождается от должности, реализации каждого из этих случаев должна сопутствовать определенная процедура |
ст. 83 ТК РФ | По обстоятельствам, не зависящим от воли сторон | К таким обстоятельствам относятся, например, призыв работника на военную службу, его смерть, восстановление на работе гражданина, ранее занимавшего эту должность, чрезвычайная ситуация |
Трудовой кодекс РФ в ст. 75 содержит основание для увольнения руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера, если в организации сменился собственник. Спорным является вопрос, относятся ли к этому основанию случаи увольнения муниципальных служащих при смене руководства органа власти. Основанием для увольнения является смена собственника. В случае местного органа это приватизация имущества из муниципальной собственности в частную. Если в организации просто сменился руководитель либо даже местный орган реорганизован, у него изменилась подведомственность, форма собственности осталась прежней, оснований для кадровых перестановок нет.
Величина окладов государственных российских служащих устанавливается следующими актами:
- В отношении федеральных чиновников. Размеры окладов за занимаемую должность, имеющийся классный чин вводятся Указом президента по представлению российского правительства. Также по отдельным чиновничьим должностям Указа президента может определять величину единого денежного вознаграждения. Его составляет следующее: оклады за должность, классный чин, надбавки должностным лицам за выслугу лет, за определенные особые условия, деятельность, связанную с приобщением к государственной тайне. Но премии, денежное ежемесячное поощрение тут не учитываются.
- В отношении региональных чиновников. Размеры окладов за занимаемую должность, классный чин устанавливаются согласно положениям соответствующего нормативного акта определенного субъекта РФ.
Кто относится к категории госслужащих?
Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.
По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.
Положение об оплате труда муниципальных служащих
Нормативы формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих в 2018 году определены положением об оплате труда. Указанное положение представляет собой ведомственный нормативный акт. Они разрабатываются в каждом муниципальном образовании и их действие распространяется только на сотрудников данного учреждения. Однако нынешняя специфика такова, что положения конкретных территориальных образований составляются по образцу региональных, поэтому все они очень схожи друг с другом, хотя некоторые отличия из-за специфики присутствуют.
В положении устанавливаются условия дохода, которые формируют фонд оплаты труда. Указанный документ определяет конкретные статьи дохода и суммы, которые сможет получить работник.