Компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от радиационных катастроф
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от радиационных катастроф». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, определяется Законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
На защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, направлен Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон №1244-1).
В соответствии со статьей 28 Закона №1244-1 все граждане Российской Федерации, подвергшиеся радиоактивному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, подлежат бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба в пределах 20 000 рублей, независимо от места проживания.
Страховым событием в данном случае является развитие у застрахованного заболевания, установление группы инвалидности, а также его смерть (гибель) вследствие чернобыльской катастрофы.
Выплаты сумм по обязательному бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба производятся независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы.
Граждане, пребывавшие в зоне чернобыльской катастрофы, имеют право на заключение договора добровольного государственного страхования здоровья в связи с риском развития заболевания, связанного с воздействием радиации, в любых страховых компаниях. Условия страхования и суммы выплат определяются договором.
Проведение обязательного бесплатного государственного страхования пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1992 года №851 «Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие Чернобыльской катастрофы» (далее Постановление №851) возложено на Российскую государственную страховую компанию.
Пунктом 2 Постановления №851 установлено, что органы государственного страхования Российской Федерации несут страховую ответственность с 26 апреля 1986 года, то есть с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС, и выплачивают страховые суммы пострадавшим гражданам или их наследникам в следующих размерах:
- в случае смерти застрахованного — 200-кратную сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплаты;
- при установлении застрахованным лицам инвалидности:
- I группы — 150-кратную сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплаты;
- II группы — 100-кратную сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплаты;
- III группы — 50-кратную сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплаты;
- застрахованным, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, — 30-кратную сумму установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент выплаты.
Следует учитывать, что выплата страховых сумм производится только в том случае, если в заключении, выдаваемом органами, уполномоченными Правительством РФ, имеется указание о связи страхового события с радиационным воздействием (радиационным поражением) вследствие чернобыльской катастрофы либо о связи страхового события с участием в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Выплаты страховых сумм производятся с учетом ранее выплаченных застрахованному сумм по данному виду страхования и не должны превышать размера 200-кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, при этом страховые суммы выплачиваются независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению, в порядке возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и по другим видам страхования.
Финансово-экономическая деятельность
Расходы по выплатам за вред здоровью, причиненный вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Категория граждан: граждане, подвергшиеся воздействию радиации.
Нормативные правовые акты:
- Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. № 439 «О Правилах предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Льготы и компенсации пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы
9) внеочередное устройство в учреждения социальной защиты, а также на обслуживание службами социальной защиты дома, если больной не имеет близких родственников, проживающих с ним. В случае невозможности организации такого обслуживания учреждениями социальной защиты возмещаются расходы, связанные с уходом за больным;
14) зачисление вне конкурса при получении положительных оценок на вступительных экзаменах в учебные заведения лиц из числа пострадавших от Чернобыльской катастрофы, проживающих на территориях радиоактивного загрязнения и направлены на обучение согласно плану целевой подготовки или договорам с предприятиями. Указанные лица учатся за счет государства. Студентам из числа пострадавших от Чернобыльской катастрофы гарантируется предоставление общежития, если они не имеют жилья, а также выплата повышенной стипендии в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины,
Размер компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, с 1 февраля 2022 г.*
Ежемесячные компенсационные выплаты
-
Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста
- 1103,44 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 13 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
- 735,58 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:
- с 26 апреля 1986 года — 147,13 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 73,57 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
- с 26 апреля 1986 года — 735,58 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 183,89 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
- 73,57 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
- 294,27 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 2 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы:
- с 26 апреля 1986 года — 220,71 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 147,13 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания (работы):
- с 26 апреля 1986 года — 1471,28 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 735,58 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
- инвалидам I группы — 23071,70 руб.
- инвалидам II группы — 11535,86 руб.
- инвалидам III группы — 4614,32 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности)
- 1153,61 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа
- 271,10 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:
- детям первого года жизни — 692,84 руб.
- детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям
- 542,26 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 9 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная компенсация на питание лиц, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса
- 210,86 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
- детям первого года жизни — 692,84 руб.
- детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 6 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях
- 542,26 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 7 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям
- 105,45 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям
- 542,26 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
-
Ежемесячная компенсация за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии
- 279,10 руб.
Основание для назначения:
- Часть вторая статьи 41 Закона РФ N 1244-I
Ежегодные компенсационные выплаты
-
Ежегодная компенсация на оздоровление граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
- 367,82 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 13 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
-
Ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы:
- инвалидам I и II групп — 1839,06 руб.
- инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы — 1471,28 руб.
Основание для назначения:
- Часть первая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
-
Ежегодная компенсация на оздоровление:
- гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I — 1103,44 руб.
- гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году — 735,58 руб.
- гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 — 1990 годах — 367,82 руб.
Основание для назначения:
- Статья 40 Закона РФ N 1244-I
-
Ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца
- 367,82 руб.
Основание для назначения:
- Часть третья статьи 41 Закона РФ N 1244-I
Ежединовременные компенсационные выплаты
-
Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
- инвалидам I группы — 36780,99 руб.
- инвалидам II группы — 25746,72 руб.
- инвалидам III группы — 18390,55 руб.
Основание для назначения:
- Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
-
Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
- семьям, потерявшим кормильца — 36780,99 руб.
- родителям погибшего — 18390,55 руб.
Основание для назначения:
- Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I
*) С 1 февраля 2022 года компенсационные выплаты чернобыльцам проиндексированы исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2021 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 57 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году” в размере 1,084.
**) В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.
Последние изменения в законодательстве
В апреле 2018 года в Госдуму партией «Справедливая Россия» были внесены законопроекты, касающиеся повышения социальных стандартов для участников ликвидации аварии на ЧАЭС. В частности, предложено назначать льготы и компенсации расходов на ЖКХ для проживающих в любом жилье, а не только в государственном, муниципальном или приватизированном жилом фонде. Это направлено, прежде всего, на тех, кто приобрел за последние годы жилье в собственность. Также предложено установить памятную дату (день участников ликвидации) на 30 ноября каждого года.
В мае 2018 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно закону, меры социальной поддержки, предусмотренные для детей, предоставляются детям вне зависимости от места рождения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2018 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.
Помимо ЕДВ федеральным льготникам полагается набор социальных услуг (НСУ). Такая помощь предоставляется в натуральной форме или, по выбору гражданина, заменяется на денежную компенсацию. Стоимость НСУ входит в состав ежемесячной выплаты, поэтому:
- если гражданин выбрал натуральную форму предоставления НСУ, стоимость услуг будет удержана из размера ЕДВ;
- если выбрана денежная компенсация, ЕДВ будет выплачена в полном размере (в таблице указаны именно эти суммы).
С 1 февраля 2021 года стоимость набора социальных услуг составляет 1155,06 руб., а именно:
- 889,66 руб. на обеспечение медикаментами, медицинскими изделиями;
- 127,77 руб. на проездной в пригородном ж/д транспорте;
- 137,63 руб. на путевку в санаторий для профилактики основных заболеваний.
Чернобылец имеет право выбирать порядок предоставления каждой услуги в отдельности. Например, может получать компенсацию за проездной и санаторий, но получать бесплатные лекарства. В таком случае из ЕДВ будет удержано только 889,66 руб. за предоставляемое лекарственное обеспечение.
Форум правительства Тульской области
В конце года Тульское отделение гос/статистики опубликовало данные, с оптимизмом отметили увеличение население в некоторых районах области, в частности, Плавском и других. Именно тех районах, которые входят в ЧЗ. А не приходило ли в голову, что население там увеличилось благодаря нелегально прописавшимся женщинам в декрете?
Один раз я уже обращалась с этим вопросом через Твиттер в Правительство Тульской области. Мне посоветовали написать заявление в прокуратуру. Но ведь это смешно! Пол-области таким образом ворует деньги, а я должна написать в прокуратуру? А Счетной палате, Правительству, полиции до этого дела нет?
Рекомендуем прочесть: Муниципальный Земельный Участок Садоводство Сдать В Аренду
Минсоц РК разъяснил меры соцподдержки граждан, подвергшихся воздействию радиации
- В Республике Крым для граждан, подвергшихся воздействию радиации, предусмотрен ряд мер социальной поддержки.
- Так, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, а также инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы, полагается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в следующих размерах: инвалидам I группы – 16338,24 рублей, инвалидам II группы – 8169,13 рублей, инвалидам III группы – 3267,64 рублей.
- Выплата производится с даты уменьшения размера проиндексированной в установленном порядке дополнительной пенсии за вред причиненный здоровью, установленной в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым.
Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусмотрены меры социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги в размере 50%-ой скидки.
Также, с целью сохранения гарантий гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, принятым Законом Республики Крым № 35 ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», предусмотрено сохранение мер социальной поддержки гражданам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, в части предоставления 100%-ой скидки по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, предусмотрены также льготы на проезд.
Порядок и сроки рассмотрения заявления
После получения заявления администрация проводит обследование пострадавшего жилья и оформляет акты обследования жилья и обследования имущества.
После этого в течение 10 дней с даты обследования администрация должна принять решение либо о получении гражданином помощи либо об отказе в этом.
При отказе администрация в течение суток с даты принятия такого решения должна предоставить заявителю отказ в письменном виде с указанием причин принятого решения. В этом случае гражданин имеет право добиваться признания себя пострадавшим от ЧС в судебном порядке.
Если принято решение о предоставлении гражданину помощи, то сама помощь ему будет оказана после перечисления соответствующих средств региону из ФБ.
Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца по КФУ семьям граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, пострадавшим в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сброса радиоактивных отходов в реку Теча
Пенсии по случаю потери кормильца выплачиваются семьям жертв катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф. При этом перечень зон радиоактивного загрязнения и категории граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пенсия семьям в случае потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо работающие по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждане, занятые в эксплуатации Чернобыльской АЭС и работающие в зоне отчуждения, должны быть в возрасте 55 или 50 лет (мужчины и женщины) и иметь стаж работы не менее 5 лет.
Граждане, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, должны быть не моложе 50 или 45 лет (соответственно мужчины и женщины) и иметь трудовой стаж не менее 5 лет.
Граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения; граждане, привлекавшиеся к эксплуатации и работам на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения; граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения; граждане, постоянно проживающие в зоне отселения с правом на отселение; граждане, постоянно проживающие в зоне отселения с льготным социально-экономическим статусом; граждане, имевшие постоянное место жительства в зоне отселения до переселения в другие местности; граждане, работающие в зоне отселения (без проживания в этой зоне); а также граждане, добровольно переехавшие из зоны проживания с правом на отселение на новое место жительства, должны иметь трудовой стаж не менее 5 лет с пониженным возрастом для назначения пенсии по старости.
Правовое регулирование вопросов назначения пенсий членам семьи умершего участника ликвидации ЧАЭС осуществляется Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Таким образом, необъятность, многоаспектность, долгосрочность и непредсказуемость последствий радиационного воздействия требуют комплексного системного подхода в работе системы социальной защиты пострадавших от радиации. Несомненно, помимо инженерной, технологической, биологической, медицинской, экономической и экологической оценки, необходимо проводить психологическую и социальную оценку последствий и управление ими. Основными факторами нанесенного ущерба являются ухудшение личного здоровья и радиоактивное загрязнение территорий, а основными формами помощи можно назвать денежные пособия, бесплатное лечение и оздоровление.
Условия назначения пенсии пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф и членам их семей описаны в статье 10 Федерального закона №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
С 1 января 2010 года государственные пенсии лицам, пострадавшим от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаются исходя из размера социальной пенсии по старости.
Одним из основных направлений должен стать дальнейший мониторинг изменений в здоровье граждан, подвергшихся воздействию радиации. Это также относится к здоровью их семей и родственников. Это особенно важно в отношении детей пострадавших, поскольку на этом этапе развитие наследственных заболеваний, врожденных пороков развития, генетических аномалий и онкологических заболеваний является наиболее острой проблемой. Необходимо всячески облегчать их жизнь, помогать больным и сохранять российский генофонд в этой непростой ситуации.
Что касается социальной защиты граждан, пострадавших от радиации, то социальная ситуация в отношениях между населением и властями остается очень серьезной. Несмотря на работу государственных органов по преодолению последствий катастрофы, негативное отношение граждан к силовым структурам на территориях радиоактивного загрязнения и далеко за их пределами ежегодно и неуклонно растет.
Аналогичный подход разделяют М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова при анализе отношений, связанных с предоставлением компенсационных выплат гражданам, пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф .
В то же время статья 8 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту — Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих) приводит несколько иную классификацию. В частности, к лицам, пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф, относятся: те, кто подвергся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия; в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения; при ликвидации последствий этих аварий; семьи этих лиц.
Таким образом, приведенная выше нормативная классификация имеет в своей основе критерий причины негативного воздействия на организм человека и субъекта, ее перенесшего: проведение взрывов ядерного оружия и воздействие вредных факторов на организм лица, находящегося в зоне поражения; ликвидация субъектом последствий радиационной катастрофы, член семьи лица, пострадавшего от радиации и т. п.
Как видно из приведенных выше легальных дефиниций, речь идет о лицах, пострадавших в прямой (например, ликвидаторы последствий радиационных катастроф) либо косвенной (сын умершего лица, перенесшего лучевую болезнь) формах от катастроф радиационного и иного техногенного характера.
В то же время далеко не все категории, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф включены в состав лиц, подпадающих под действие всей совокупности обозначенных выше нормативных актов. В частности, 6 марта 2012 г. Правительством РФ было подготовлено отрицательное заключение № 949п-Ш2 «На проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», в соответствии с которым предлагалось распространить действие данного нормативного акта на граждан, принимавших участие в ликвидации аварии 1970 году на атомном реакторе подводной лодки на производственном объединении «Завод «Красное Сормово» с учетом наличия Закона Нижегородской области от 10 декабря 2004 г. № 146-3 «О мерах социальной поддержки участников ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Завод «Красное Сормово» 18 января 1970 г. Более того, в этих документах отсутствуют нормы о включении в число лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф, тех, кто пострадал от собственно техногенных катастроф, например, аварии в филиале ОАО «РусГидро» — «Саяно-Шушенской ГЭС имени П. С. Непорожнего», произошедшей 17 августа 2009 г. и т.д.
В этой связи внимание также необходимо акцентировать на понятиях техногенная и радиационная катастрофа. В научной и иной литературе под техногенной катастрофой понимается авария на техногенном объекте, влекущая массовую гибель биологических организмов, а, в отдельных случаях, даже экологическое бедствие в результате действий людей и (или) по причинам, не связанным с волеизъявлением человека . Наряду с этим необходимо отметить, что Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»1 в статье 1 рассматривает техногенную катастрофу как разновидность чрезвычайной ситуации, то есть обстановки на определенной территории, сложившейся в результате аварии или катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Выделяют следующие разновидности техногенных катастроф: 1) аварии на атомных электростанциях с разрушением производственных сооружений и радиоактивным заражением территории (авария на Чернобыльской АЭС, авария на АЭС в Фукусиме (Япония)); 2) аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории; 3) аварии на химически опасных объектах с выбросом (выливом, утечкой) в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ; 4) аварии в научно-исследовательских учреждениях (на производственных предприятиях) осуществляющих разработку, изготовление, переработку, хранение и транспортировку бактериальных средств и препаратов или иных биологических веществ с выбросом в окружающую среду; 5) авиационные катастрофы, повлекшие за собой значительное количество человеческих жертв и требующие проведения поисково-спасательных работ; 6) столкновение или сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитенах), повлекшие за собой групповое поражение людей, значительное разрушение железнодорожных путей или разрушение сооружений в населенных пунктах.
Какая пенсия у Чернобыльцев в России в 2020 году
Согласно последним изменениям, пострадавшие граждане в ходе техногенной катастрофы, могут рассчитывать на расчет пенсии по старости на 250% от социальной ставки (минимальной). Это касается лиц, участвующих в прекращении горения станции, а также граждан, получивших инвалидность.
Для тех, кто на данный момент проживает на отчужденных территориях, им полагается размер 200% от ставки социальной пенсии.
Пенсия по инвалидности для таких граждан также 250% от социальной ставки. Инвалиды должны иметь свидетельство о присвоенной 1 или 2 группе инвалидности, а также своевременно проходить медико – санитарную экспертизу.
Также, пенсия полагается детям, оставшимся без родителей, а также в случае попечения одного из родителей. В таком случае, на каждого ребенка полагается 250% от социальной ставки, а для нетрудоспособных членов семьи, потерявшим кормильца, назначается 125% от социальной ставки.
Пенсия также может зависеть от стажа, который для чернобыльцев должен быть минимум 5 лет, а согласно новой системе пенсионных вычислений, ее коэффициент должен быть не менее 30 баллов. Мужичинам полагается пенсионный выход с 50 лет, а женщинам с 45.
Какая пенсия у чернобыльцев в России, зависит от его индивидуальных составляющих, таких как стаж, состояние здоровья, и др.
С размерами пенсий 2020 года можно ознакомиться с помощью таблицы:
Пенсия по старости | Кому полагается | Размер выплат в 2020 году |
Граждане, получившие заболевания в связи с присутствием на месте катастрофы | 12 тысяч 400 рублей | |
Граждане добровольцы и спасатели, а также военные, которые тушили ЧАЭС после взрыва | ||
Инвалиды, получившие инвалидность в связи с выбросом техно генов и радиации | ||
Живущие и работающие в зоне отселения | 9 тысяч 920 рублей | |
Пенсия по инвалидности | Граждане, имеющие присвоенную 1 группу | 12 тысяч 400 рублей |
Граждане, имеющие присвоенную 2 группу | 12 тысяч 400 рублей | |
Граждане, имеющие присвоенную 3 группу | 6 тысяч 200 рублей | |
Пенсия по потере кормильца у детей или нетрудоспособным членам семьи | Детям, которые потеряли отца или одинокую мать | 12 тысяч 400 рублей |
Нетрудоспособные члены, в том числе родственники умершего | 6 тысяч 200 рублей |
Как оформляется субсидия?
Для оформления пенсии проживающим в зоне чернобыльской трагедии нужно посетить Пенсионный фонд. Это действие производится по адресу регистрации либо проживания. Основными актами при этом являются документ, удостоверяющий личность заявителя, а также заявление. Если информация, связанная с назначения пособия за счет государства, соответствует всем требованиям, предъявляемым законодательством, то осуществляется начисление дотаций.
Заявление подается лично в ПФ РФ или посредством удаленной почтовой отправки, через портал Госуслуг. Помимо этого, можно прибегнуть к помощи МФЦ или передать полномочия на осуществление юридически значимых доверенному лицу. У последнего на руках должен быть документ, подтверждающий права и удостоверенный в установленном порядке нотариусом.
При необходимости уточнения некоторых сведений сотрудники фонда могут попросить у обратившегося иные акты. Их список напрямую зависит от категории получателя преференций и требований последнего.
Как правило, привилегии предоставляются лицу при выходе на отдых, связанный с приобретением статуса пенсионера или при наличии группы инвалидности. Помимо указанных лиц, на материальную помощь за счет бюджета вправе рассчитывать дети, оставшиеся без родителей, погибших в результате аварии, либо иные иждивенцы.
Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 — 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
3. Пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, в случае признания гражданина инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи.
– период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”;
– Федеральный закон от 19 августа 1995 г. N 149-ФЗ “О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне” (в настоящее время утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”);
Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей
Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения, должны достичь возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) и иметь трудовой стаж не менее 5 лет.
В качестве документа, подтверждающего тот факт, что лицо получило и перенесло лучевую болезнь или заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации указанной катастрофы, а также было признано инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимается удостоверение установленного образца лица, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, или ставшего инвалидом.