Проблемы положения прокурора в уголовном судопроизводстве
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы положения прокурора в уголовном судопроизводстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С учетом того, что суды и судьи, представляющие самостоятельную судебную ветвь власти, не указываются в ФЗ «О прокуратуре РФ» в числе поднадзорных объектов, обеспечение законности в их деятельности реализуется таким направлением деятельности прокуратуры как «участие прокурора в рассмотрении дел судами». Данная функция регламентируется с позиций общих положений в разделе IV ФЗ «О прокуратуре РФ». А непосредственно полномочия прокуроров применительно к конкретным видам судопроизводства определены в соответствующем процессуальном и ином законодательстве. В первую очередь это Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства, Кодекс об административных правонарушениях.
He article is devoted to questions about the content of normative regulation and practice of implementation of the functions of prosecutor supervision over the procedural activities of the investigator and of the inquirer. The authors consider a discussion point of view on the question of concept and essence of prosecutorial supervision in criminal proceedings; analyze changes in the procedural position of the prosecutor, and their impact on the practice of the prosecutor and supervisory authority.Keywords: criminal proceedings, the prosecutor, the powers of the prosecutor, prosecutorial supervision over the legality of prelimi- nary investigation, the supervisory powers
Прокурор – это государственный служащий, включенный в штат прокуратуры. В уголовном процессе он представляет госсистему, следовательно, отстаивает ее интересы. Главная цель – соблюдение законности.
Процедура рассмотрения уголовного преступления состоит из нескольких этапов, описанных в кодексе (УПК). На каждом этапе прокурору законодатель отвел определенную роль. Все основные полномочия и требования к работникам госоргана описаны в УПК. Участие прокурора в уголовном производстве как едином процессе сводится к следующему:
- координирование мероприятий, проводимых правоохранительными госорганами на досудебном этапе;
- контролирование процедуры возбуждения преследования;
- поддержка обвинения во время судебного заседания;
- обеспечение конституционных прав граждан – участников процесса;
- контроль действий иных субъектов производства.
Роль прокурора до суда в уголовном процессе предполагает использование большинства законных полномочий, включая научный подход. Таковое должностное лицо обязано:
- Стремиться к раскрытию конкретного уголовного нарушения, а в более объемном смысле – к искоренению преступности.
- Контролировать каждое действие дознавателей/следователей с тем, чтобы не допустить нарушения прав граждан и норм действующего законодательства.
- Одновременно поддерживать обвинение и защищать граждан от противоправных посягательств.
- Координировать действия сотрудников органов правопорядка по выявлению преступления и его раскрытию.
Дополнительные функции прокурора
У прокурора существует несколько дополнительных функций. Они выполняются в том спектре, который зависит от каждого индивидуального случая. Среди них стоит отметить следующие:
- Участие в тщательном исследовании представленных доказательств.
- Выдача заключения по всем появляющимся в процессе ведения дела вопросам и проблемам.
- Прокуроры часто выступают в стандартных судебных разговорных прениях с заранее составленной обвинительной речью. Сюда можно отнести высказывание оценки всем собранным доказательствам, представление своего мнения о сложившихся обстоятельствах, оказывающих существенное влияние на заведенное дело.
- Высказывание суду своих соображений относительно задействования подходящего под статью УК и категории наказания подсудимого.
Полномочия в стадии кассации и надзорного производства
В кассации суд:
- по заявленным требованиям обвинителя имеет право дать оценку качеству доказательств;
- принимает документы, не полученные на доследственном этапе, дополнительно внесённые прокурором.
Кассация прокуратуры (представление в письменном виде), поступив в судебную инстанцию, рассматривается судьёй. Суд сообщает в двухнедельный срок о том, где и когда состоится разбирательство. По жалобе обвиняемой стороны на постановление суда прокурор обязан подать возражения.
Законодательство установило исключительные требования к надзорному пересмотру судебных вердиктов, который применяется:
- Если не нашло место законное решение на предыдущих судебных этапах.
- Если решение суда было не обжаловано в установленный срок, а участники процесса считают, что оно не соответствует закону.
На решение кассационной инстанции, с которым не согласен обвинитель, на имя руководителя надзорного суда подаётся надзорное представление, составленное по установленной форме.
Прокурор — должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной Уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также поддерживать обвинение в суде. В соответствии с п.55 ст.5 УПК РФ уголовное преследование — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Прокурор — это объединяющее наименование различных работников, занимающих должности прокуроров, заместителей прокуроров, начальников управлений и отделов прокуратуры, прокуроров отдела, старших помощников прокурора, выполняющих функции обвинения и разрешения дела. Прокурорский надзор осуществляется непрерывно на стадиях дознания и предварительного следствия.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации». Принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 (с поправками от 30.12.2008) // Российская газета. №237. 25.12.1993 // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
2.Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 N 167-ФЗ) // Российская газета. — 1996. — № 113-115, 118. — 18-20, 25 июня.
3.Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.09.2013 г.) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001. — N 52 (ч. I)
4.Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013) // СПС «Консультант-плюс».
Процессуальное положение следователя
Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 41 ст. 5 УПК РФ).
Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военной, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 38, 151 УПК РФ).
Следователи всех министерств и федеральных служб обладают едиными полномочиями и процессуальной самостоятельностью.
В соответствии со ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен:
- возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;
- принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
- самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
- давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Перечень случаев, когда прокурор обращается с заявлением
Все случаи обращения непосредственно прокурора в арбитражный суд с заявлением напрямую связаны с представлением интересов государства. Арбитражно-процессуальным законодательством предусмотрены строго регламентированные виды исковых заявлений, которые представляются на рассмотрение арбитражного суда прокурорами. К таким искам относятся:
- об оспаривании нормативно-правовых и ненормативно-правовых актов, составленных органами местных органов власти, органов государственной власти РФ и субъектов РФ, которые касаются вопросов предпринимательской или экономической деятельности (оспариванию могут подлежать исключительно те акты, которые нарушают права участников экономических отношений);
- об изыскании имущества, принадлежащего муниципалитету или государству, находящегося в незаконном пользовании или владении (имеется в виду имущество, которое используется физическими или юридическими лицами, не имеющими никаких документальных и официальных подтверждений на право пользования);
- о признании совершенных сделок недействительными в случаях, когда одной из сторон сделки выступают государственные органы власти РФ и субъектов РФ, муниципальных органов и местных органов власти, а также юридических лиц, у которых часть уставного капитала принадлежит государству – Российской Федерации (имеются в виду сделки, совершенные с нарушением норм действующего законодательства, а также сделки, заведомо ничтожные или убыточные для государства).
Судебное производство
В российском законодательстве указано два этапа судебного разбирательства дела:
- предварительное;
- основное.
Работники прокуратуры являются участниками обоих стадий рассмотрения. Они представляют государство на этом этапе. Участие прокурора как гособвинителя в уголовном судопроизводстве заключается в следующем:
- Он представляет суду доказательства виновности подозреваемого. Мероприятие необходимо для установления истины и принятия справедливого решения.
- В случае необходимости отказывается от преследования человека. Таковое решение представляется в судебном заседании с серьезными обоснованиями и отсылками к нормативным актам в письменно виде.
- Опровергает аргументы, приводимые адвокатом пострадавшего. Это право вписано в статью 235 УПК.
Основная обязанность сотрудника прокуратуры в судебном заседании –отстаивание позиции обвинения. Для этого он:
- представляет доказательную базу;
- аргументирует свою позицию;
- отвечает на контраргументы противной стороны;
- изучает доказательства защиты;
- предлагает конкретное наказание.
То есть прокурор является полноправным участником судебного разбирательства. Поэтому у него есть право высказывать замечания, задавать вопросы, выступать и пр. Одновременно сотрудник госоргана может аргументировано предложить уменьшение наказания (до принятия соответствующего решения судом). Это делается на таких основаниях:
- квалифицирующий признак не подтвердился;
- дело переквалифицировано на иную норму или статью.
У прокурора нет права возражать на применение особого порядка рассмотрения дела. Однако он может не согласиться на такую процедуру. Суд требует аргументации позиции. Она должна опираться на объективные факторы и нормы кодекса.
Отказ прокурора от предъявленного им иска
Отказ прокурора от предъявленного им иска позволяет прокурору выйти из процесса, однако не означает, что истец обязан отозвать заявление и прекратить спор. Более того, право истца настаивать на разрешении спора, даже если у этого спора нет никаких оснований. Суд обязан вынести законное решение, которое не будет противоречить действующим нормам.
Примечательно, что прокурор является истцом с особыми правами, поэтому истинный истец по спору не вправе направлять встречный иск прокурору, равно как и сторона-ответчик.
Право прокурора на отказ от иска означает, что спор был начат без наличия на то соответствующих оснований, а, значит, разрешение спора не может быть вынесено с нарушениями норм законодательства, поскольку на это также нет никаких оснований.
Участие прокурора в досудебном расследовании
Процессы следствия и дознания в ходе досудебного разбирательства контролирует прокуратура. Прокурор осуществляет надзор за действиями дознавателя и полиции, контролирует правомерность производимых операций.
Если возникает такая необходимость, то государственный обвинитель может вмешиваться в ход расследования на любой стадии. При выявлении им промедления в досудебном производстве, которое влечет за собой негативные последствия, он может инициировать проверку деятельности правоохранительных органов.
Чтобы получить документы по уголовному следствию, прокурор направляет соответствующий письменный запрос. До тех пор, пока прокурор не предъявит обвинения подозреваемому, для последнего действует презумпция невиновности.
Сущность привлечения прокуроров к гражданским делам
Заинтересованность прокурора должна отличаться от заинтересованности участников дела или третьих лиц, которая у них носит субъективный характер. Формально прокурор должен иметь государственно-правовые интересы, основанные на принципах самостоятельности и соблюдения законности.
Прокурор призван обеспечивать правильность действий участников судопроизводства и помогает суду осуществить правосудие. Общей основной причиной участия прокурора в делах, связанных с принятием решений на основе ГК РФ, считается осуществление функции охраны закона.
Поводами для участия становятся устные и письменные заявления граждан, сообщения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных или иных организаций, публикации в СМИ и подобные сигналы.
Другими словами, гражданин может обратиться к прокурору с заявлением о нарушении закона, а может просто рассказать о фактах этого нарушения закона с вольными формулировками. Если у прокурора сложится мнение о том, что на основании того или другого ему необходимо принять участие в гражданском судопроизводстве, то он может это сделать для защиты законных интересов гражданина или общественно-правовых.
Здесь мнение прокурора — это своеобразное юридическое понятие, правовой термин, а не просто слово, которое с лёгкостью можно заменить на синоним.
Что может делать прокурор в ходе судебного разбирательства
В ходе слушания прокурор должен:
- контролировать соблюдение прав и интересов подзащитного (в том числе его конституционных прав);
- контролировать действия уполномоченных органов, чтобы они не превышали свои полномочия;
- соблюдать сроки в расследовании, контролировать следственные действия;
- координировать дополнительную работу дознавателя и представителя органов правопорядка;
- максимально раскрыть и доказать незаконные действия подсудимого;
- контролировать соблюдение статей и законодательных норм.
Помимо ФЗ №2202-1 «О прокуратуре РФ», полномочия и обязанности прокурора прописываются в должностной инструкции.
Об организации прокурорского надзора за органами предварительного следствия
Одним из важнейших этапов прокурорского надзора за законностью предварительного расследования является надзор за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.
Такое взаимодействие с правоохранительными и правоприменительными службами, иными компетентными органами зарубежных государств, а также с соответствующими международными организациями, включая Европол и Интерпол, проводится в целях согласованности усилий по противодействию организованной, транснациональной, иной преступности, по оказанию правовой помощи.
С учетом особой роли прокурора в досудебном производстве предметом прокурорского надзора является законность всей процессуальной деятельности дознавателей и следователей при расследовании преступлений.
Это положение конкретизировано в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».5 ) обеспечение прав и законных интересов участников уголовного процесса, в том числе потерпевших от преступления; Предмет надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия и полномочия прокурора
Тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений.
Военным прокурорам окружного звена указанные информационные материалы направлять в Главную военную прокуратуру.
Приказ ГП РФ от 05.09.2011 №277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия » 1.1.
Считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений. Внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального вреда.
Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам сосредоточить усилия на оказании практической помощи подчиненным прокуратурам.
Безотлагательно отменять постановления о приостановлении и прекращении дел, если не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников.1.5.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.
При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок прокурор должен требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности. См.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»
В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.
Роль прокурора в уголовном судопроизводстве РФ
Прокурор (лат. procurare — управлять, ведать чем-либо, заботиться) — главный законный представитель обвинения в странах общего права, принявших состязательную систему. Он отвечает за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении преступления. Функции прокуроров в разных странах различны и во многом определяются исторически сложившимися условиями.
В России прокурор — должностное лицо прокуратуры, в задачи которого входит осуществление прокурорского надзора и поддержание государственного обвинения в уголовном процессе.
В экономической и юридической литературе можно выделить следующие определения «прокурора» (см. табл.1)
Таблица 1
Понятия «прокурор», терминология
Авторы | Определения |
Кураков Л. П. [5] | Прокурор — должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора. Согласно ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации», П. в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. |
Радько Т. Н. [6] | Прокурор — должностное лицо единой централизованной системы — прокуратуры РФ, которая осуществляет высший надзор за соблюдением и правильным применением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Термин «прокурор» применяется к лицам, возглавляющим соответствующие подразделения системы органов прокуратуры: областей, городские, районные, межрайонные, а также другие приравненные к ним прокуратуры. Данный термин применяется и к заместителям, и помощникам прокурора в случае их участия в качестве прокурора в судебном процессе. Основные права (полномочия), обязанности и формы деятельности прокурора определяются Законом «О прокуратуре». |
Сереброва С. П. [7] | Прокурор должностное лицо, участвующее в уголовном судопроизводстве и наделенное соответствующими полномочиями согласно Федеральному закону «О прокуратуре» |
В соответствии с ч.1 ст.246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) участие обвинителя в судебном разбирательстве является обязательным. В рассмотрении судом уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения участвует государственный обвинитель (прокурор), а по делам частного обвинения — потерпевший [1].
Пункт 31 ст. 5 УПК РФ определяет прокурора так: «Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре» [1].
Важно отметить, что УПК РФ в данном определении не упомянут как регулятор прав и обязанностей прокуроров (их должностных полномочий) — лидирующая роль отдана Федеральному закону «О прокуратуре» [2].
Прокурорам предлагают расширить полномочия в досудебном производстве
19 сентября группа депутатов от КПРФ внесла в Думу законопроект об изменении УПК РФ в части расширения полномочий прокурора в досудебном судопроизводстве.
Из пояснительной записки следует, что необходимость изменений обусловлена заметным падением качества предварительного следствия в стране при снижении нагрузки на следственный аппарат. «В 2007 г.
законодатель внес существенные изменения в УПК РФ, которые лишали прокуроров большей части надзорных полномочий в ходе предварительного следствия и возлагали эти полномочия на руководителей следственных органов. Эти изменения не оправдали себя.
Как показала практика, внутриведомственный контроль в данном случае оказался малоэффективным», – указали авторы проекта. Отметим, что недавно «АГ» писала о полностью противоположных выводах, сформулированных в Следственном комитете.
СКР: Практика подтвердила безусловную правильность разграничения функций надзора и следствияСледственный комитет кратко рассказал о результатах инициированной 11 лет назад реформы правоохранительной системы
Предлагается изменить ч. 4 ст. 20 УПК так, что возбуждать уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 2 и 3 этой же статьи, могут в том числе и сами прокуроры. Кроме того, дознавателю не потребуется получение согласия прокурора для возбуждения таких уголовных дел. Аналогичные изменения предложены и в ч. 3 ст. 21 УПК.
Также, согласно поправкам, прокурор наделяется правом возбуждать уголовное дело и поручать его расследование следователю или дознавателю; участвовать в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить их без принятия уголовного дела к своему производству; давать следователю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, которые обязательны для исполнения. Также прокурора предлагается наделить правом отменять любые незаконные или необоснованные постановления следователя; разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, а также их самоотводы; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ; приостанавливать или прекращать производство по любому уголовному делу и т.п.
Законопроектом предлагается исключить правило, в соответствии с которым прокурор вправе отменить постановление руководителя следственного органа, следователя о приостановлении предварительного следствия либо о прекращении уголовного дела лишь в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела. Данное изменение обусловлено тем, что такое правило «является анахронизмом, ибо жалоба, иная информация о незаконности этих решений может поступить к прокурору спустя 14 дней».
По мнению разработчиков законопроекта, расширение полномочий прокурора в досудебном уголовном судопроизводстве усилит законность в этой сфере, повысит эффективность работы следственного аппарата, позволит пресекать встречающиеся случаи круговой поруки между следователями и их непосредственными руководителями.
Управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов оценил законопроект по принципу «новое – это хорошо забытое старое». По словам эксперта, большинство предлагаемых полномочий уже имелись у прокурора ранее, и они достаточно эффективно влияли на качество предварительного следствия и были своевременным гарантом защиты прав граждан, привлеченных к уголовной ответственности.
Адвокат высказал уверенность, что долгожданные и актуальные для всех участников уголовного судопроизводства дополнительные полномочия прокуратуры исправят плачевную ситуацию с нынешним предварительным следствием.
«Бесконтрольность любого этапа следствия, влекущая беззаконность, должна быть пресечена, – заявил Игорь Бушманов.
– В досудебной стадии именно прокурор должен играть решающую роль арбитра во взаимоотношениях сторон уголовного процесса, а также иметь самостоятельные права по инициированию, направлению расследования и прекращению “надуманных” уголовных дел».
Он также выразил надежду, что новые полномочия позволят прокуратуре усилить свои позиции во всех стадиях судопроизводства, а дополнительная изначальная ответственность за судьбу уголовных дел и их фигурантов уменьшит факты формализма и «беззубости», как зачастую происходит сейчас.
Адвокат, партнер АБ «ЗКС» Сергей Малюкин с сожалением отметил, что рассматриваемый законопроект о расширении полномочий прокурора не отвечает современным реалиям.
Он пояснил, что при его подготовке была допущена принципиальная ошибка в установлении причинно-следственной связи между объемом полномочий прокурора и количеством нарушений закона на стадии предварительного следствия. «Главная проблема в современном правовом поле – это не плохие законы, а наличие возможности у правоприменителя следовать им избирательно.
В связи с этим все предложения, предусмотренные законопроектом, не принесут требуемого результата, породив лишь волну злоупотреблений, бюрократизма, противоборства структур и т.п.», – полагает адвокат.
По словам Сергея Малюкина, у прокурора в настоящее время достаточно полномочий для качественного надзора за предварительным следствием, но отсутствие ответственности породило, в том числе, те нарушения, которые указаны в пояснительной записке.
«Так, в пояснительной записке приводится пример низкой эффективности внутреннего контроля в виде низкого процента отклонения ходатайств следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, – указал эксперт.
– Авторы законопроекта, видимо, не обратили внимания на то, что каждое такое ходатайство в подавляющем большинстве случаев сопровождается короткой фразой участвующего в заседании прокурора “ходатайство следователя считаю законным и обоснованным, прошу его удовлетворить” при решении вопроса об избрании меры пресечения человеку, чьи права также должны защищаться прокуратурой».
Адвокат напомнил, что нельзя забывать и о том, что в каждом уголовном деле обвинительное заключение утверждается прокурором, дальнейшее поддержание гособвинения осуществляется также прокурором и ни одно дело не дойдет до суда, если прокуратура будет против.
«В настоящее время у прокуратуры достаточно полномочий, и остается добиться не формального их применения (связанного с желанием поднять статистику, выслужиться перед руководством, получить незаконные материальные блага или направленного на достижение других подобных целей), а направленного на соблюдение законов, борьбу с их нарушениями, кто бы их не совершил, а также на активную защиту интересов личности, общества и государства, в общем, всего того, что указано в присяге прокурора», – заключил Сергей Малюкин.
Партнер АБ «Бартолиус» Сергей Гревцов полагает, что инициатива законодателя «похожа на попытку вылечить больного человека путем приделывания ему третьей ноги». По его мнению, сама идея наделить прокуратуру дополнительными полномочиями выглядит довольно странной.
Он пояснил, что разработчики законопроекта не учитывают, что органы прокуратуры работают не лучше следствия: «Скорость реагирования на жалобы в порядке ст.
124 УПК РФ как на рядовые обращения (30 дней вместо 10 установленных) плюс отсутствие вообще какого-либо здравого надзора за следствием и пресечения грубейших нарушений прав незаконно обвиняемых лиц».
Сергей Гревцов также выступил против предоставления прокуратуре права возбуждать уголовные дела, поскольку для принятия этих решений имеется специальное лицо – следователь.
«Прокуратура должна осуществлять надзор за предварительным следствием, а не инициировать его.