Госзакупки: пошаговая инструкция для начинающих

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госзакупки: пошаговая инструкция для начинающих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Тендеры проводят 8 федеральных и несколько сотен коммерческих сайтов. Самый крупный среди государственных порталов – Автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ». Также существуют ресурсы, ориентированные на поиск и выбор тендеров.

Для того чтобы стать участником тендерного отбора, нужно учесть следующие важные моменты:

  • сфера деятельности, статус, трудовые и материальные ресурсы должны соответствовать требованиям учредителей конкурса;
  • знание законодательства относительно выполнения строительных работ, закупок и др.;
  • финансовая состоятельность по заявке;
  • составленный по форме пакет бумаг.

Детальней ознакомиться с правилами проведения тендеров можно с помощью правовой базы, регулирующей конкурсную процедуру:

  • ФЗ № 44-ФЗ (05.04.2013 г) – «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • ФЗ № 223-ФЗ (18.07.2011 г) – «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • ПП № 1005 (08.11.2013 г); № 99 (04.02.2015 г).

Прежде, чем заняться подготовкой к тендеру, нужно понять суть его регламента. Весь процесс разбит на следующие этапы:

  1. объявление конкурса;
  2. описание процесса подачи заявок с указанием сроков;
  3. размер обеспечения заявок и договоров;
  4. основания и условия для внесения изменений в процедуру, порядок отзыва заявки;
  5. требование предоставления разъяснений заказчиком вопросов относительно конкурсной документации;
  6. условия вскрытия конвертов;
  7. принципы определения выигравшего конкурс;
  8. правила обжалования действий заказчика;
  9. процедура заключения контрактов.

Организация тендеров в КСК ГРУПП

Основными нормативно — правовыми актами, регулирующими организацию и порядок проведения тендеров в РФ, являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

В настоящее время организация строительных тендеров стала более доступной, так как можно организовать торги, пользуясь возможностями Интернета.

Сегодня имеются условия отслеживания информации на специализированных порталах, на которых размещаются извещения о проведении торгов. С появлением единых информационных систем и электронных площадок процессы поиска торгов и их организации упрощены в несколько раз.

Сложности при организации тендеров могут возникать на различных этапах (в том числе на этапе формирования тендерного комитета — постоянного или временного органа, создаваемого заказчиком или организатором для организации и проведения торгов — п.1.4. Положения о подрядных торгах). Согласно п.2.9. Положения о подрядных торгах состав тендерного комитета утверждается заказчиком. К работе тендерного комитета могут привлекаться представители проектных, научно-исследовательских, инженерно-изыскательских, инженерно-консультационных и других организаций.

При участии в торгах со стороны заказчика также важно учесть ряд нюансов, начиная от соблюдения сроков подачи документов, заканчивая правильным оформлением заявки для участия в торгах и предложения заказчика. Неверные шаги могут привести к победе конкурента.

Почему специалистам КСК ГРУПП можно доверять:

  • Наличие комплексного подхода к оказанию услуг, который включает в себя: планирование, внедрение, доработку, сопровождение, контроль, разработку документации, обучение персонала, что позволяет в дальнейшем самостоятельное участие;
  • Наличие практического опыта, подтвержденного успешной реализацией многочисленных строительных объектов;
  • Разработка индивидуальных системных решений, учитывающих только ваши потребности;
  • Наличие штатных экспертов самого разного профиля: аудиторов, юристов, инженеров-сметчиков позволяет осуществить комплексный контроль реализацией проекта;
  • Качество работы наших экспертов подтверждают своими отзывами крупные российские компании.

Обычная закупка и строительные тендеры: в чем разница

Что отличает тендеры в строительной сфере от процесса обычной закупки? Многие ошибочно предполагают, что данные понятия равнозначны. Однако есть существенные различия. Основным из них является то, что при оформлении подобного контракта вносится условие, предполагающее поэтапную оплату за работы, выполненные силами подрядчика. Рассматриваемая сумма складывается из двух частей: объема реализованных работ и цены подписанного контракта. Другими словами, расчет за выполненные работы не производится одномоментно по факту исполнения, выплата денежных средств за нее предусмотрена установленными частями, сроки и размер которых указаны в графике.

В случае, когда весь объем строительных работ закупается у одного поставщика, то в обязательном порядке заказчик должен привлечь специальные оценочные организации, которые проведут соответствующую экспертизу на определение прозрачности всего процесса работы.

Под данное правило не попадают закупки, объектом которых выступает проектная документация, а также результаты проведенных инженерных изысканий.

Нюансы тендеров на строительство

Не так давно начало действовать Правительственное постановление № 291. Оно обязывает осуществлять процесс проведения закупок путем организации соответствующих аукционов на строительные работы. Из этого следует, что заказчик получил возможность осуществить строительные закупки посредством электронного конкурса.

Отличительной чертой того, как проводится тендер по строительству, является факт, что его победитель определяется не только исходя из поступившего предложения минимальной цены. Кроме этого, учитывается соблюдение ряда требований, которые прописывает заказчик в тендерной документации. Другими словами, поданная заявка на участие в строительном конкурсе будет подлежать тщательной оценке по двум группам критериев. Первая из них включает в ценовой принцип, а вторая подразумевает неценовой принцип оценки соответствия. За соответствие пунктам присваивается определенное количество баллов (оценка проводится по 100-балльный шкале). Участник, которому удалось набрать наибольшее количество баллов, признается победителем строительного конкурса и назначается исполнителем после подписания контракта.

Читайте также:  Льготы почётным донорам России в 2022 году и какие выплаты положены

Постановлением правительства № 1085 регламентировано следующее соотношение: влияние ценового критерия не может быть менее 60 %, при этом нестоимостной критерий должен занимать не более 40 %.

Еще одной ключевой особенностью тендера на проведение строительных работ, организованного с целью найти исполнителя на выполнение строительных работ, является то, что заказчик имеет право предоставления выписки из строительной саморегулируемой организации. Данный документ подтверждает право участника тендера на реализацию строительных работ, проведение реконструкции и капремонта. Кроме этого, в выписке должно значиться, что организация имеет право работать не только с юридическими лицами, но и исполнять договоры подряда, предполагающие использование конкурентных способов выбора исполнителя. Также важно учитывать тот факт, что уровень ответственности потенциального подрядчика в обязательном порядке должен соответствовать размеру первоначальной максимальной цене данного контракта или быть больше ее.

Третей отличительной чертой проведения конкурсов на выполнение строительных работ является то, что они могут быть организованы в формате конкурса, участие в котором может быть ограничено. К участникам подобных мероприятий предъявляются обязательные требования, которые, согласно 44-ФЗ, носят название дополнительных.

Если закупка проводится в соответствии с Постановлением правительства № 99, то к участникам тендера будут предъявляться требования, регламентированные данным нормативным актом. Ключевым аспектом здесь является определенный опыт работ.

В конкурсе с ограниченным участием потенциальные исполнители, не имеющие достаточного опыта, снимаются с конкурса.

Поэтому для участия в тендерах строительным организациям необходимо иметь определенный аккредитованный опыт.

Как и в предыдущих рассмотренных площадках на РТС-тендере можно пробовать искать тендеры в быстром режиме, введя ключевое слово или номер извещения.

Чтобы применить режим расширенного поиска, нужно нажать на раздел «Поиск» вверху главной страницы сайта. Система переводит нас на страницу, где можно настроить детальные параметры.

На электронной площадке представлена возможность поиска:

  • По планам-графикам/планам закупок. Не все поставщики в должной мере оценивают поиск по планам-графикам. А ведь это список тендеров, которые организация планирует провести в отчетном периоде. Из этого списка можно узнать наперед, какие закупки будет проводить в текущем году конкретный заказчик.
  • По извещениям.
  • По контрактам/договорам.

Эти форматы позволяют ввести параметры: сумма контракта, регион заказчика, адрес поставки, наименование учреждения и т.д.

Итак, по большому счету тендеров у нас нет. Все, кто практикует такой формат продаж, участвуют в конкурсах, аукционах, торгах… Но как бы это не назвали, здесь есть ряд характерных признаков, которые отличают эту версию бизнес-отношений от других:

  • покупатель заявляет свои условия в жесткой форме;
  • за контракт соревнуются;
  • весь процесс проходит в соответствии с определенной процедурой.

Предпринимателю с тендерами стоит разбираться хотя бы потому, что они дают возможность получить новых клиентов. И это не только может заинтересовать тех, кто ориентируется на покупателей, финансируемых из бюджетных средств. Многие коммерческие организации и компании находят поставщиков через тендеры.

Зачем устраивают тендеры? Собственно, здесь совмещается желание взять максимум от поставщика со стороны покупателя и регламентирование всей процедуры. Государственные структуры устраивают конкурсы и торги потому, что того требует законодательство. Этот формат предполагает, что они сэкономят бюджетные деньги, найдя таким способом самого дешевого и выгодного поставщика. То же самое движет и коммерческими организациями.

И здесь стоит понимать, что не всегда тот из продавцов, кто выиграет тендер, будет в выгодном положении. Это базируется на нескольких моментах:

  • Нужно предложить самую низкую среди участников цену, возможно, даже необоснованно заниженную.
  • Условия контракта придется выполнять даже тогда, когда это экономически невыгодно для поставщика или исполнителя. К примеру, в случае повышения стоимости материалов, комплектующих, энергоносителей и подобного, связанного с инфляционными процессами или ростом курса валют, конечный продукт в адрес контрактодержателя придется отпускать по установленной тендером стоимости. Иногда даже себе в убыток.
  • Для выигрыша тендера необходима длительная подготовка и максимально строгое соблюдение установленных правил по оформлению документов. Кроме того, сам процесс работы на площадках, где проводятся конкурсы, имеет ряд нюансов, и для того, чтобы полностью им соответствовать, предпринимателю необходимо провести определенные затраты, к примеру, приобрести электронную подпись.

Специфика участия в электронных аукционах на строительство

Сфера строительных тендеров имеет немало особенностей и преимуществ, отчасти объясняющих их популярность на рынке. Большее количество этих предложений относятся к сфере государственных торгов, хотя и коммерческие закупки также довольно многочисленны. Но совершенно очевидно, что государственный заказ — это принципиально иное явление, нежели коммерческий. Подписание госконтракта — большие перспективы для любой организации.

Но чтобы участвовать в строительных тендерах, необходимо учитывать массу нюансов. Прежде всего, претендовать на эти предложения, да и вообще функционировать в сфере строительства, может только компания, имеющая доступ в СРО. Между тем его оформление — достаточно сложный процесс. Кроме того, вам придется позаботиться о получении ЭЦП, оформлении необходимого обеспечения и защиты себя от проявлений коррупции.

Совершенно очевидно, что без посторонней помощи тут не справиться.

Сколько можно заработать, и для кого подходит

Согласно пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ-44, участвовать в госзакупках могут:

  1. Юридические лица.
  2. Любое физическое лицо, а также зарегистрированные индивидуальные предприниматели.

То есть в госзакупках могут принимать участие и физические лица. Однако для них есть определенные ограничения. Одним из существенных является то, что физические лица могут участвовать в госзакупках на выполнение работ или оказание услуг, но только не на поставку товаров.

Ограничения, связанные с деятельностью самозанятых, оговорены в Законе № 422-ФЗ от 27.11.2018 года (законе «О самозанятых»). Из него следует, что самозанятые граждане не могут продавать подакцизные товары, заниматься перепродажей товаров и оказывать услуги по договору поручения, комиссии либо агентскому договору.

Читайте также:  Оплата больничных работодателем в 2021 году: новые обязанности для организаций

То есть это такое же физическое лицо, которое может принимать участие в госзакупках на выполнение работ и оказание услуг.

Сравним условия участия в тендерах для обеих категорий:

Критерии сравнения Физические лица Юридические лица и ИП
Формат участия Оказание услуг, несложный ремонт, аренда помещений, продажа недвижимости Поставки различных категорий товаров и услуг
Предоставление услуг на постоянной основе Оказывать услуги на постоянной основе запрещено Нет ограничения на количество поставок товаров одному заказчику
Кто платит налоги Налоговым агентом выступает заказчик Юрлица платят налоги самостоятельно
Ограничение на участие Недоступны закупки, где нужна лицензия, закупки для субъектов малого предпринимательства, а также тендеры, где нужен допуск СРО Нет ограничений на участие. Участвовать не могут только лица, зарегистрированные в оффшорных зонах
Максимальная сумма закупки Допускаются к госзакупкам до 1,5 млн. рублей Ограничения по сумме не установлены

Помимо федеральных электронных площадок, на которых проводятся госзакупки в электронной форме, существуют и электронные магазины малых закупок. На этих площадках заказчики проводят прямые закупки на суммы до 300-600 тыс. рублей. Соответственно, у участников закупок есть возможность размещать в этих электронных магазинах свои оферты. А заказчики могут заключить прямой договор с участником, у которого будет нужный товар (работа, услуга) по лучшей цене.

Участие в закупках на постоянной основе для физических лиц невыгодно. Кроме вышеперечисленных ограничений, к физлицам применяется налог НДФЛ 13%. Этот налог удерживается заказчиком при оплате по контракту.

На руки физлицо получит сумму, уменьшенную на размер НДФЛ и отчисления в ПФ и ФОМС. Если сравнивать участие физлица и юрлица, то по «упрощенке» предприниматель оплатил 6% от полученной прибыли, а физлицо – 13%, плюс еще отчисления, которые удержались по контракту.

Как участвовать в тендере

Прежде чем участвовать в тендере, необходимо к нему подготовиться: изучить законодательство, которое касается области закупок, составить предложение, собрать пакет документов, оформить заявку. Кроме того, если компания принимает участие в электронных торгах, ей нужно:

  • получить электронную подпись;
  • пройти регистрацию в едином реестре поставщиков;
  • открыть спецсчет.

Разберем все эти этапы подробнее.

Тендер как способ ведения бизнеса для предприятий

Когда говорят о госзакупках, в первую очередь имеют в виду тендеры государственных заказчиков. Они проводятся в соответствии с законом 44-ФЗ. Частог в эту же категорию включают еще и так называемые корпоративные закупки, осуществляемые госкорпорациями и прочими компаниями с государственным участием — их регулирует закон 223-ФЗ. Каждый из этих законов определяет круг заказчиков, которые обязаны осуществлять свою закупочную деятельность на его основании.

Главное различие между этими законами в том, что 44-ФЗ строго регламентирует все действия заказчика, тогда как 223-ФЗ устанавливает лишь определенные рамки. Корпоративные заказчики сами разрабатывают Положение о закупке, в котором прописывают конкретные правила осуществления тендеров. Тогда как в рамках госзакупок все более унифицировано. На практике для поставщика это означает, что в госзакупках у заказчика меньше возможностей для нарушений. Вместе с тем закупки по 44-ФЗ более требовательны и к соблюдению правил самими поставщиками.

Закупка проводится на определенной площадке по выбору заказчика. На какой именно — это поставщик может узнать из извещения о закупке, размещенного в ЕИС. Чтобы участвовать в процедурах на конкретной ЭТП, нужно пройти на ней аккредитацию.

Вся информация о прохождении аккредитации дается, как правило, на сайте ЭТП. Обычно нужно заполнить заявку в электронном виде, прикрепить к ней необходимые документы и подписать электронной подписью, которая получена на предыдущем этапе. Что касается набора документов, то он примерно такой:

  • устав (для юридических лиц);
  • выписка из соответствующего реестра — ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • ксерокопия страниц паспорта — для физических лиц, в том числе ИП;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН);
  • протокол или решение о назначении директора (для юридических лиц);
  • протокол или решение об одобрении крупной сделки (для юридических лиц).

В течение 5 дней с даты отправки заявки ЭТП должна ответить на электронную почту, указанную будущим участником торгов при регистрации. Исходов может быть два:

  • аккредитация успешно пройдена, и теперь заявитель может принимать участие в закупках;
  • с документами что-то не в порядке, и на этом основании в аккредитации отказано (при этом обязательно должна быть указана причина отказа).

С процессом поиска в ЕИС вы должны были познакомиться еще на этапе анализа. При поиске торгов для участия подход тот же. В поисковой строке можно указывать наименование объекта закупки, код по ОКПД2, любые ключевые слова, которые как-то могут характеризовать товар или услугу. Закупки можно отсортировать по региону, закону, в соответствии с которым они проводятся, по уровню цен, по этапу проведения и так далее. Все это возможно в разделе «Расширенный поиск». Таким образом, можно будет найти закупки, условия которых максимально соответствуют интересам участника.

Итак, закупка выбрана. Но прежде чем подать заявку, нужно позаботиться о ее обеспечении. Сумма обеспечения заявки на госконтракт в общем случае не превышает 5% от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Если процедура проводится для субъектов малого бизнеса и НКО, то обеспечение заявки не может быть больше 2% от НМЦК.

Денежные средства, которыми будет обеспечиваться заявка, переводятся на ЭТП и попадают на баланс участника. Все подробности об оплате обеспечения можно получить на площадке.

После того как закупка будет окончена, сумма обеспечения будет возвращена на баланс участника для использования в других торгах. ЭТП разблокирует средства в течение суток после того, как подписан итоговый протокол аукциона.

Читайте также:  Как оформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

На этом этапе заказчик будет оценивать вторые части заявок лидеров торгов. Если заявка участника № 1 соответствует требованиям, то победителем закупки будет признан он. Если же нет (например, не хватает каких-то документов или выяснилось, что представлена недостоверная информация), то первенство перейдет к участнику № 2 и так далее.

В торгах по 44-ФЗ все строго регламентировано. На выбор победителя заказчику дается не более 4 рабочих дня с даты, когда был размещен протокол проведения аукциона. В этот срок заказчик должен выложить результаты в виде протокола итогов электронного аукциона.

В отношении процедур, которые проводятся по 223-ФЗ, все процессуальные моменты закрепляются в Положении о закупке заказчика и документации.

Победившему участнику заказчик через функционал ЭТП направляет контракт. Необходимо убедиться, что он полностью соответствует проекту, который был размещен в закупочной документации. Также нужно обратить внимание на то, правильно ли заказчик указал данные исполнителя.

В результате проверки победитель аукциона принимает решение:

  • о подписании контракта в том виде, который направил заказчик (если не найдено ошибок или разночтений);
  • о составлении протокола разногласий (если неточности присутствуют).

Важно понимать, что в торгах по 44-ФЗ поставщик не может по своему усмотрению корректировать какие-либо условия контракта. Закон запрещает менять его существенные условия за исключением ограниченного набора случаев. Отказаться от подписания контракта исполнитель также не может. Поэтому прежде чем участвовать в аукционе, следует тщательно изучить условия проекта контракта.

Если найдены разночтения в положениях контракта и его проекта либо заказчик ошибся в реквизитах поставщика, эти ошибки указываются в протоколе разногласий. После их устранения заказчик вновь направляет контракт поставщику на подпись. Если учесть замечания невозможно, в отдельном документе он должен изложить причины этого. За поставщиком же остается право повторно составить протокол разногласий. Если требования поставщика правомерны, а заказчик не хочет их исправлять, можно жаловаться в ФАС.

Но учтите, что в этой базе будет информация лишь о победителях тендеров по 44-ФЗ и 223-ФЗ, так как по коммерческим закупкам Заказчики не обязаны открыто отчитываться о результатах проведенных процедур.

Тендер — это торги, в которых заказчик объявляет, что ему нужно выполнить определенную работу в пределах определенной суммы, а исполнители соревнуются за то, чтобы получить этот заказ. Тендеры могут быть от госзаказчиков и от частных компаний.

В зависимости от того, кто организует конкурс, тендеры делятся на государственные, для компаний с госучастием и коммерческие.

Конкурентные способы (иначе — тендеры) предполагают участие множества поставщиков или подрядчиков. Это могут быть конкурсы, аукционы, а также запрос котировок.

Это наиболее популярный способ определения поставщика, поскольку является самым прозрачным и довольно простым.

Участие в тендерах для начинающих: пошаговая инструкция

Для отдельных закупок потребуется предоставить выписки из соответствующих реестров, договоры, подтверждающие опыт выполнения аналогичных работ, подтверждение страны происхождения товара и т.д.

У этих банков есть договоры сразу со всеми аккредитованными электронными торговыми площадками. Они автоматически передают им все необходимые документы о финансовом состоянии потенциального участника.

Закон № 223-ФЗ также применяется в случаях, когда товары работы или услуги приобретаются субъектами естественных монополий (нефтегазовыми компаниями, РЖД и проч.) или организациями, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение).

Тендерная комиссия может продлить срок приема заявок. Об этом она уведомит участников торгов. В назначенный день заказчик рассмотрит первые части заявок. После чего оформит протокол рассмотрения и опубликует его на сайте ЕИС. Участники узнают, кто из них допущен до торгов.

Любая неточность, отсутствие конкретики или недостоверная формальность может стать основанием для отклонения заявки участника и причиной многотысячных потерь.

Слово «тендер» в переводе на русский означает «предложение». Однако прежде чем приступить к перечислению существующих видов этих «предложений», необходимо уточнить некоторые детали. В законодательной базе нашей страны термин «тендер» отсутствует, вместо него употребляются термины «торги», «конкурс», «аукцион». Тем не менее слово прижилось в бизнес-кругах.

Тендер — это мероприятие, во время которого на правах свободной конкуренции производится отбор исполнителей с целью закупки товаров, услуг или работ.

Особенность всех видов такиендерных отборов заключается в том, что такие мероприятия способствуют заключению контракта на привлекательных для заказчика и исполнителя условиях.

Если вы вдохновились интервью и тоже хотите начать заниматься тендерными продажами, одним из простых способов зайти на этот рынок станет участие в закупках по 44-ФЗ. В этой сфере даже начинающие игроки вполне могут выиграть тендер, пусть и не с первого раза.

Почему лучше всего начинать именно с этого закона? Дело в том, что он жестко регламентирует действия обеих сторон тендера, имеет меньше подводных камней по сравнению с другими законами, а также предоставляет гарантию оплаты контракта, так как в тендере участвуют только бюджетные деньги.

Работа с тендерами может строиться по одному из трех сценариев:

  • Поставка товаров. Вы находите закупку, далее начинаете поиск места, где можно купить нужный заказчику товар дешевле. Продаете его заказчику и забираете себе разницу в цене.
  • Оказание услуг. Отличный вариант на случай, если нет большого стартового капитала. Вы по тендеру оказывает услуги ремонта, клининга, ивент-услуги или другие на ваше усмотрение.
  • Посредничество. Схема для опытных игроков. Вы находите тендер и поручаете его выполнение субподрядчику, забирая себе определенный процент с каждой такой сделки.

Что примечательно, третий вариант постепенно может развиться в отдельный консалтинговый бизнес.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *