Как помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья стать успешным
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья стать успешным». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В педагогической среде такая форма обучения детей с ОВЗ называется интеграцией. Не стоит путать с инклюзией. При интеграции ребят с ОВЗ одного возраста объединяют в отдельный коррекционный класс. Получается, что дети с ОВЗ учатся отдельно, по своей программе, но общаются с остальными сверстниками на переменах.
Шесть советов, как вести себя
1. Отнеситесь к ребёнку спокойно и доброжелательно, так же, как и к другим детям в классе.
2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов и приемов работы на занятии.
3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4. Создавайте субективное переживание успеха. Это можно сделать используя такие фразы, как «ничего страшного», «у тебя получится», «сегодня ты хорошо рассказал/ответил».
5. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Важно отмечать его достижения, а не неудачи, сделайте ошибки нормальным и нужным явлением, формируйте веру в успех, концентрируйте внимание на уже достинутых в прошлом успехах.
6. Дайте возможность ребенку делать выбор самостоятельно, позволяйте высказывать свою точку зрения.
Ожидаемые результаты развертывания ранней помощи в образовании
Реализация предлагаемой Концепции развития ранней помощи позволит обеспечить:
- вывод части детей раннего возраста из группы риска в группу детей с нормативным развитием;
- профилактику уже в раннем возрасте наиболее тяжелых форм расстройств аутистического спектра (РАС), общего недоразвития речи (ОНР), задержки психического развития (ЗПР), предупреждение самых тяжелых нарушений психического развития при глухоте, слепоте, двигательных нарушениях, умственной отсталости, тяжелых множественных нарушениях;
- в 100 % случаев положительную динамику развития детей раннего возраста и уровень, не достижимый при более позднем включении в систему образования;
- освоение родителями детей раннего возраста способов развивающего взаимодействия со своим ребенком, методов семейного воспитания, соответствующих его особым образовательным потребностям и обеспечивающих максимально возможное развитие ребенка;
- возможность сохранения и развития социально-психологического статуса семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ раннего возраста, предупреждение дезадаптации семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с инвалидностью, с ОВЗ, поддержание эмоциональной стабильности членов семьи и формирование их конструктивной позиции.
Важность инклюзивного образования
Количество проживающих в России детей с особенностями физического и ментального развития на 2022 год составляет более 700 тысяч. Закон об образовании гарантирует каждому из них доступ к получению знаний, умений и навыков невзирая на имеющиеся отклонения от нормы. В настоящее время многие учатся наравне со сверстниками в обычных организациях благодаря созданию соответствующих условий.
Важность инклюзии состоит в предоставлении возможности инвалидам находиться среди обычных детей, не обремененных аналогичными проблемами со здоровьем. В этом заключается главное отличие инклюзивности от широко применявшегося ранее надомного обучения, когда ребенок был лишен общения со сверстниками, не мог участвовать в жизни школы.
Преимущества и недостатки инклюзивного образования
Главным плюсом внедрения принципа инклюзивности при обучении детей с ОВЗ можно назвать формирование толерантного общества, где каждый с пониманием и уважением относится к индивидуальным особенностям и потребностям остальных членов социума. Школьники приучаются воспринимать людей с особенностями развития как полноправных граждан, имеющих такие же права на образование, трудоустройство, физическое и интеллектуальное развитие, как и люди без проблем со здоровьем.
К другим преимуществам инклюзивного образования детей с ОВЗ относятся:
- Расширенные возможности адаптации к обществу по сравнению с инвалидами, которые получают знания в специальных образовательных учреждениях и лишены общения со сверстниками.
- Более качественное образование, чем в сегрегационных организациях. В обычной школе ребенок с ОВЗ осваивает стандартные учебные программы, при том что в специальном учреждении применяются упрощенные варианты. При таком подходе учащиеся-инклюзивники достигают лучших академических результатов, чем те, кто проходит обучение в закрытых школах.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
С целью определения образовательного маршрута ребенка, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, родители или организация, в которой находится данный ребенок, должны обратиться в центральную или территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию по Липецкой области (далее — ЦПМПК, ТПМПК).
ЦПМПК, ТПМПК являются структурным подразделением государственного (областного) бюджетного учреждения Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, расположенного по адресу: 398059, Липецкая область, г. Липецк, ул. Неделина, дом 40, в здании Центра дистанционного образования детей-инвалидов Липецкой области, 3 этаж.
Свою деятельность ЦПМПК, ТПМПК осуществляют в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ
Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, осуществляется в ЦПМПК, ТПМПК:
— по письменному заявлению родителей (законных представителей);
— по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).
Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия.
Специалисты ЦПМПК, ТПМПК информируют родителей (законных представителей), о месте, времени и порядке обследования, а также документах необходимых для обследования детей.
Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.
Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной.
Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.
На комиссии обязательно присутствие ребенка, родителей (законных представителей) ребенка.
Родители (законные представители) детей имеют право:
— присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания; детей;
— получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей.
По итогам обследования ЦПМПК, ТПМПК устанавливает наличие или отсутствие особенностей в развитии и отклонений в поведении ребенка. В рекомендациях указывается образовательная программа, по которой должен обучаться ребенок, форма и специальные условия получения образования.
Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Родителям (законным представителям) выдается один документ: копия заключения ЦПМПК, ТПМПК с рекомендациями.
Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
Для образовательной организации заключение комиссии, предоставленное родителями, носит обязательный для исполнения характер, то есть образовательная организация должна будет создать все условия, прописанные в рекомендациях.
Кроме проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей ЦПМПК, ТПМПК оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.
Документы, предоставляемые в ЦПМПК, ТПМПК с целью обследования детей, в том числе дошкольников, школьников и учащихся выпускных классов для определения специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации.
Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК детей дошкольного возраста:
— направление образовательной или другой организации;
— паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;
— свидетельство о рождении ребенка — оригинал и копия;
— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;
— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);
— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);
— для формирования ортопедических групп — справка от врача-ортопеда с предоставлением рентгенограммы и/или плантограммы;
— психолого-педагогическое представление, заверенное руководителем ДОУ;
— справка медико-социальной экспертизы (при наличии) — оригинал и копия;
— результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (рисунки, аппликации и др.).
Для дошкольников, поступающих в 1 класс, дополнительно справка от врача-психиатра.
Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК детей школьного возраста:
— направление образовательной или другой организации;
— паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;
— свидетельство о рождении ребенка — оригинал и копия;
— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;
— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);
— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);
— справка от врача-психиатра;
— для формирования ортопедических классов — справка от врача-ортопеда с предоставлением рентгенограммы и/или плантограммы;
— психолого-педагогическое представление, заверенное директором;
— копия личной карты обучающегося, заверенная директором;
— заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
— справка медико-социальной экспертизы (при наличии) — оригинал и копия;
— выписка текущих и четвертных оценок, заверенная директором;
— тетради письменных работ по русскому (родному) языку, математике — оригинал и копия.
Как родителю помочь педагогу дистанционно обучать детей с ОВЗ
Видеть цель. Для этого нужно ориентироваться на себя и на ФГОС. С одной стороны, в стандарте описаны результаты, которых могут достичь дети с ОВЗ. С другой стороны, вам виднее, может ли ваш ребёнок достичь их через месяц или через год.
Двигаться малыми шагами. Соблюдайте правильный темп: если ребёнок устаёт, меняйте задание или отдыхайте. Главная цель любого обучения — адаптироваться к жизни, а не стать гением. Это касается всех детей: если занятия мешают обычной жизни, их нужно остановить.
Учитывать особенности ребенка. Слушайте ребёнка, как и чем он хочет заниматься. Трудности возникают только при обучении детей аутистического спектра: они могут выбирать занятия, которые кажутся неадекватными, например, ковырять в носу, а не переставлять кубики. Но и здесь нельзя давит на ребёнка: нужно научить его другим способам и занятиям, а не искоренить те, что есть.
Игнорировать нежелательное поведение. Этот способ лежит в основе aba-терапии. Не нужно наказывать за то, что вам не нравится, нужно это не поощрять. Но сначала — показать ребёнку миллион занятий, которыми стоит заняться. Если они будут действительно интересными и полезными, ребёнок постепенно к ним привыкнет.
Дистанционное обучение детей-инвалидов
Третий вариант получения основного образования – это дистанционное. Дети инвалиды имеют право получить его в обычной или в специализированной школе, не посещая непосредственно занятия. Плюс в том, что учебный процесс будет происходить для одного ученика, без необходимости перемещаться вне дома. Такое дистанционное образование подходит для детей, испытывающих затруднения в передвижении или имеющих тяжелые формы нарушений.
Организация дистанционного обучения требует определенных материальных затрат. Потребуется приобрести компьютерную технику с вэб-камерой и микрофоном, иметь высокоскоростное подключение к сети Интернет, чтобы обеспечить ребенку полный доступ к тому, что происходит в классе. Кроме того, в самой школе так же должны быть созданы все условия для такой связи – камеры в каждом классе, куда переходят ученики, микрофоны и интернет.
Дистанционные занятия могут быть организованы в форме присутсвия ребенка на занятии при помощи вэб-камеры, в форме телеконференции, чата или даже телеприсутствия, когда роль ученика в школе выполяет специальный робот, которые под управлением ребенка перемещается по школе в классы вместе с с остальными учениками и передает аудио и видео сигнал.
Сейчас, с развитием цифровых технологий, дистанционное обучение детей-инвалидов становится все более доступным. Но нужно признать, что такая форма не дает ни социализации, ни возможности получить живое общение со сверстниками, в котором «особенные» дети так нуждаются.
Экзамены и аттестаты для детей-инвалидов
Обучение детей-инвалидов производится по тем же правилам, что и остальных школьников. В течение года они сдают контрольные и самостоятельные работы, очно или дистанционно. Но вот выпускной экзамен для такого ребенка проходит по отдельному сценарию.
С учетом особенностей здоровья экзаменуемого, время экзамена может быть увеличено. Кроме того, ученик может выбрать более удобную для него форму экзамена: устно или письменно. Не все ВУЗы принимают результаты таких экзаменов, так что это следует учитывать при выборе формы. Для того, чтобы проходить экзамен по особой форме, нужно иметь подтвержденный статус инвалида, либо решение ПМПК.
Если есть такая необходимость, ребенок инвалид во время экзамена может пользоваться специальными техническими средствами и помощью ассистента.
В некоторых случаях дети могут быть вовсе освобождены от экзаменов.
Мы все волнуемся за наших детей и за их успешность в школе, что естественно. Но всегда ли эмоции помогают справиться со сложной ситуацией?
Задайте себе следующие вопросы:
- Что стоит за теми мыслями, которые приходят вам в голову: ваши чувства или непререкаемые факты? К примеру: «ребенок с ОВЗ будет отвлекать весь класс и не даст моему ребенку учиться», или «мой ребенок сильно отличается от других, над ним будут смеяться, он не справиться с программой». Чего больше в этих мыслях — тревоги перед неизвестным будущим или жизненного опыта и фактов?
- А что на самом деле нужно моему конкретному ребенку? Он вообще какой по характеру?
- Помогаю ли я своему ребенку, тем, что так сильно волнуюсь и тем, что веду себя так?
Адаптации и приспособления в общеобразовательном пространстве для детей с ОВЗ в соответствии с нозологическими особенностями
Для более успешного освоения общеобразовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья требуется не только использовать альтернативные способы подачи информации, но и вносить определенные изменения в учебный план. Также требуется и внесение корректив в сроки сдачи и формы представления выполненных заданий, способы представления результатов и в сам процесс организации занятий.
При этом вносимые изменения должны учитывать индивидуальные особенности ребенка с ОВЗ и необходимо узнавать от самих учащихся о том, в чем они нуждаются.
В этой связи педагогу в процессе обучения рекомендуется:
- поэтапно объяснять новые задания детям с ОВЗ и учить последовательно их выполнять;
- применять только четкие указания;
- регулярно повторять инструкции по выполнению определенных задач;
- демонстрировать обучающимся примеры уже выполненных заданий.
При организации учебного процесса целесообразно применять разнообразные виды деятельности:
- при необходимости предоставлять детям дополнительное время для завершения классных и домашних заданий;
- включать в занятия физкультурные паузы;
- использовать листы с заданиями, которые предполагают минимальное заполнение, в том числе упражнения с пропущенными словами и предложениями;
- обеспечивать обучающихся копией конспекта.
Также необходимо использовать гибкую систему оценки:
- применять индивидуальную шкалу оценок, которая предполагает оценивание знаний в соответствии с успехами ребенка и затраченными усилиями на выполнение задания;
- проводить ежедневное оценивание для выведения четвертной отметки;
- оценивать на уроке работу обучающихся, которым хуже даются тестовые задания;
- делать акцент на получение хороших оценок;
- допускать возможность переделывания заданий, с которыми не справился обучающийся, с дальнейшей их оценкой;
- применять систему оценок успехов обучающихся.
При организации учебного процесса педагогу также рекомендуется:
- применять разнообразные вербальные поощрения;
- составлять позитивно ориентированные планы, которые бы учитывали умения и навыки обучающихся с ОВЗ;
- максимально отказаться от наказаний в случае невыполнения заданий и в большей степени ориентироваться на положительные успехи обучающихся;
- разрешать обучающимся покидать свое рабочее место и при необходимости уединяться, если этого требуют обстоятельства;
- не замечать незначительные поведенческие нарушения;
- разработать вместе с обучающимся определенную систему общения (это могут быть жесты, слова), задействование которой даст понять ребенку, что его поведение в данный момент является недопустимым. Также целесообразно разработать меры вмешательства в случаях, когда система не работает.
Педагогу необходимо овладеть определенными знаниями об изменениях в поведении, которые сигнализируют о необходимости применения медикаментозных средств либо же свидетельствуют о переутомлении ребенка.
Адаптированная образовательная программа (АОП) – образовательная программа, которая максимально адаптирована для детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных возможностей, психофизического развития и обеспечивающая социальную адаптацию таких детей и коррекцию нарушений развития.
При использовании инклюзивного образования в рамках классической школы для каждого ребенка с ОВЗ потребуется составление индивидуальной адаптированной образовательной программы.
- Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников [Текст] /Р.А. Белова-Давид. — М.: Логос, 2012.- 231 с.
- Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999. – 240 с.
- Басилова Т.А. Условия формирования первоначальных жестов у слепоглухонемого ребенка // Дефектология. — 1987. — № 1.
- Бертынь Г.П. Этиологическая классификация слепоглухоты// Дефектология. — 1985.-№ 5.
- Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. — 1989. — № 3.
- Волкова, Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи /Г.А. Волкова.- С-Пб.: САЙМА, 2013 – 94 с.
- Ван Дайк Ян. Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей // Дефектология. — 1992. — № 4.
- Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Дефектология. — 1995. -№4.
- Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: ИСПиП, 1998. – 124 с.
- Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
- Дефектологический словарь: В 2 т. / Под ред. В.Гудониса, Б.П.Пузанова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Т. 1. – 808 с.
- Дефектологический словарь: В 2 т. / Под ред. В.Гудониса, Б.П.Пузанова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Т. 2. – 736 с.
- Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников с нарушением слуха /Н.С. Жукова, В.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.- М.: АСТ, 2013. –96с.
- Иовчук Н.М., Северный А.А., Морозова Н.Б. Детская социальная психиатрия для непсихиатров. – СПб.: Питер, 2008. – 416 с.
- Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с нарушением слуха /Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2011. – 224 с.
- Мареева Р.А. Проект программы обучения и воспитания слепоглухонемых учащихся дошкольных групп, подготовительного, I, II классов. — М., 1982.
- Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. — М., 1974.
- Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология. — 1973. — № 3.
- Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева [и др.] – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564 с.
- Никольская О.С. Никольская, О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М.: Центр лечебной педагогики, 2000. – 362 с.
- Pay Е.Ф. Исправление недостатков произношения у дошкольников с нарушением слуха /Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская.- М.: ИНФРА-М, 2011.- С. 267с.
- Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2006. – 182 с.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и её использование в практической деятельности. – М.: Генезис, 2011. – 400 с.
- Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефектология. — 1989. -№2.
- Токарева, О. В. Расстройства речи у детей с нарушением слуха /О.В. Токарева, под ред. проф. С. С. Ляпидевского.- М.: Логос, 2013.-256с.
- Шипицина Л.Н. Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М., 2005.
Проблемы организации в школе «безбарьерной среды»
Зачастую «особому» ребенку приходится приспосабливаться к новой и непривычной для него обстановке. Он сталкивается с большим количеством проблем: от обустройства туалета и пандуса до высоко расположенных ручек в дверях. Отсюда появляется еще одна проблема: трудности организации в школе «безбарьерной» среды.
Администрация школы должна позаботиться о том, чтобы инвалид смог беспрепятственно перемещаться по школе и ее территории.
Какие меры должна провести школа, чтобы принять у себя детей с ОВЗ?
- Устанавливаются пандусы для инвалидов-колясочников, монтируются подъемники на верхние этажи.
- Ступеньки окрашиваются ярким цветом для слабовидящих детей.
- Стены в коридорах и местах общественного пользования оснащаются держателями (поручнями), а пол должен иметь рельефное покрытие.
- Устанавливаются одноместные парты с регулируемыми столешницами.
- Монтируются сигнальные лампочки для слабослышащих детей.
- Осуществляет переоборудование столовой, раздевалки, туалета, спортивного зала, библиотеки.
- Оборудует учебных кабинеты наушниками и акустическими приборами.
ОГЭ и ЕГЭ для детей-инвалидов проводят на общих основаниях (как и всегда), но с особыми условиями.
Дети-инвалиды могут выбирать, что им сдавать: Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) или единый государственный экзамен (ЕГЭ). Различие заключается в том, что первый экзамен проходит не в виде теста, а в виде ответа на билет или устно.
Специалисты уверены, что такая форма сдачи будет более комфортна людям с повышенным уровнем тревожности.
Но есть и минус сдачи такого экзамена: результаты ГВЭ не учитываются при поступлении в вуз. Так что всем желающим абитуриентам придется сдавать отдельно вступительные экзамены.
Если всех участников экзамена обязательно проверяют на металлоискателе, то ребенка с ОВЗ в зависимости от диагноза от этой процедуры могут освободить. Например, если у него с собой кардиостимулятор, слуховой аппарат, медицинский прибор или препараты для экстренной медицинской помощи и т.д.
Особые условия и льготы
Ученикам с ОВЗ положены особые льготы при сдаче ЕГЭ.
Первая и основная – им положено больше времени для сдачи на любых письменных заданиях. Детям-инвалидам добавляют 1,5 часа. На устных экзаменах по желанию учащегося могут добавить 30 минут.
Вторая льгота – организация дополнительного питания и перерывы. Это сделано для того, чтобы во время перерывов можно было провести необходимые профилактические или лечебные мероприятия.
Чтобы ученик мог воспользоваться положенными условиями и льготами, он должен предъявить соответствующий документ, подтверждающий его право на особые льготы и условия. Справки об инвалидности или копии будет достаточно.
Остальные льготы и особые условия будут зависеть от типа характера заболевания:
- Слабослышащим детям предоставляют прибор, усиливающий звуки. Глухим – услуги сурдпереводчика.
- Детям с проблемами опорно-двигательного аппарата предоставят допуск к аудиториям, туалетам и другим необходимым местам с пандусами, поручнями, лифтами и расширенными дверными проемами. Если таких в здании нет, то экзамен для таких детей обязательно должен проводиться на первом этаже.