Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.
Почему будет верный шагом вступить в ЕАЭС?
У Республики высокие экономические возможности. Этот потенциал увеличивается за счет добычи полезных ископаемых, увеличение численности населения, занимает одно из лидирующих мест (4 место) по добыче золота. Большое развитие получила металлургическая промышленность, она стоит на первом месте. К тому же Узбекистан может похвастаться развитием пищевой промышленности, сельского хозяйства, машиностроение, легкая и горнодобывающая промышленность, развитие в сфере общественного транспорта. По всем отраслям она входит в 20 стран Мира. Республика имеет выгодное географическое расположение, что способствует развитию международной экономики.
Смотря с исторической и туристической точки зрения, через страну проходил Великий Шелковый Путь. Проходит с Востока на Запад и связывает Восточную Азию со Средиземным морем. Немало архитектурных достопримечательностей в стране, прекрасная и красива природа, все это манит потоки туристов устремиться в эту республику. Узбекскую республику посещают много иностранных туристов. А с 2017 года в государстве отменили визовый режим для многих стран. Что положительно повлияло на туристическую отрасль.
Узбекистан перспективно развивающая страна. Вступление ее в евроазиатский экономический союз положительно скажется на развитии экономики стран ЕАЭС и Узбекистана. Республика Узбекистан можно сравнить с недостающим кусочком пазла. Когда Узбекистан вступит в ЕАЭС, общая картина взаимодействия евроазиатских стран будет собрана.
Евразийский экономический союз
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.
Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.
ЕАЭС начнет переговоры с ОАЭ о заключении соглашения о свободной торговле
9 Декабря, 2022 Евразийский экономический союз начинает переговоры c Объединенными Арабскими Эмиратами о заключении соглашения о свободной торговле. Соответствующее решение было принято главами государств ЕАЭС в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета, состоявшегося 9 декабря в Бишкеке.
«Работа совместной исследовательской группы показала, что формирование зоны свободной торговли с ОАЭ позволит создать условия для роста наших поставок по более чем 1300 товарным позициям как в промышленном секторе, так и в АПК», – прокомментировал решение министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.
При этом он подчеркнул, что ЕЭК смотрит на предстоящую работу шире, чем на формирование преференциального режима торговли товарами. Актуальность многопланового взаимодействия подтверждается высоким интересом и присутствием большого числа компаний стран Союза, в том числе инновационных, в Объединенных Арабских Эмиратах, а также ролью этого государства как международного торгового и транспортно-логистического хаба.
Кроме того, соглашение с ОАЭ рассматривается с точки зрения укрепления позиций экспортеров ЕАЭС в странах всего Персидского залива в контексте Большого Евразийского партнерства и коридора «Север – Юг».
По словам Андрея Слепнева, при переговорах стороны рассчитывают двигаться в режиме fast track и провести первый раунд уже в марте следующего года.
Совет ЕЭК внес изменения в техрегламент Союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава»
25 Ноября, 2022 Изменениями в технический регламент Союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» уточнена возможность выдачи сертификата соответствия на продукцию, составные части которой подлежат подтверждению соответствия требованиям техрегламента, при условии, что эти составные части также прошли соответствующую процедуру.
Одновременно до 31 декабря 2023 года допускается выпуск в обращение роликовых (кассетного типа) подшипников качения для букс локомотивов и моторвагонного подвижного состава при наличии у них сертификатов соответствия на основании проведения стендовых испытаний в объеме не менее половины условного пробега с последующей их подконтрольной эксплуатацией до достижения пробега в полном объеме.
Кроме того, Совет ЕЭК рассмотрел отчет Коллегии Комиссии о мониторинге хода выполнения плана разработки технических регламентов ЕАЭС и изменений к ним.
Для дальнейшей реализации плана разработки и активизации работы стран ЕАЭС распоряжением Совета ЕЭК определены меры по исполнению плана.
Это:
- Таможенный союз – соглашение, по которому участники могут снизить или вовсе убрать таможенные пошлины за перевозку товаров. Цель создания – единое комфортное таможенное пространство.
- Основная цель – увеличение товарооборота между участниками, защита рынков каждой державы, выпуск конкурентоспособных товаров.
- Первое соглашение между Россией, Белоруссией и Казахстаном были подписаны в 1995 году.
- В 2020 году 5 государств входит в ЕАЭС. Изъявляли желание на присоединение Тунис, Узбекистан, Сирия.
- Одновременно действует Зона Свободной Торговли. Сюда входит дополнительно входит Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- До сих пор много противоречий между странами – участниками. Основная причина – различие национальных интересов. Не каждый участник выполняет нормы ранее подписанных договоров.
Не смотря на конфликты, тенденции к достижению поставленных целей и перспектив имеются. Но это станет возможным только тогда, когда все будут предписанные нормы будут исполнятся совместно.
Текущее состояние экономики Узбекистана
Как отметили аналитики ЕАБР, на сегодняшний день Узбекистан обладает одной из крупнейших экономик Центральной Азии. Его валовой внутренний продукт за 2020 г. составляет $57,7 млрд и в регионе уступает лишь Казахстану. Важным экономическим показателем являются и темпы роста реального ВВП Узбекистана – за период 2011-2019 гг. в среднем они составили 6,6%, что выше, чем у всех стран-участниц ЕАЭС. Однако на фоне пандемии коронавируса в 2020 г. темпы роста узбекистанской экономики снизились до 5,5%.
При этом авторы доклада подчеркнули значительный разрыв в уровне доходов между республикой и странами Евразийского союза. Причиной этого в первую очередь является низкая производительность труда: например, в промышленном секторе и строительстве она в 4 раза ниже, чем у Казахстана.
Важнейшую роль в экономике Узбекистана играют сфера услуг и сельское хозяйство, которые формируют 30-35% и 25% ВВП республики соответственно. Однако и здесь аналитики Банка отмечают низкий уровень производительности.
Несмотря на начатые в 2017 г. экономические реформы, существенными проблемами для Узбекистана остаются недостаток инвестиций, отсутствие развития современных технологий, высокий уровень безработицы (10,5% в 2020 г.) и плачевное состояние транспортной инфраструктуры. Все это негативно сказывается на темпах роста узбекистанской экономики.
Среди потенциальных факторов развития Узбекистана в ЕАБР называют наличие огромных трудовых ресурсов, полезных ископаемых и развитой производственной базы.
Таможенный союз ЕАЭС 2021
Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:
- увеличение рынка сбыта;
- стимул для производства качественной конкурентоспособной продукции;
- защита рынка стран, входящих в ЕАЭС.
Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:
- отменить таможенные пошлины, тем самым уменьшив цену товара, а значит, сделав ее более конкурентоспособной;
- унифицировать методы оценки качества продукции;
- создать единое таможенное пространство, что позволило ускорить бюрократические процедуры;
- дать возможность гражданам стран ЕАЭС иметь равные условия трудоустройства.
Юридическое регулирование в ЕАЭС
ЕАЭС задействует различные внутренние структуры как для планирования будущей интеграции, так и для создания нормативно-правовых актов и разрешения спорных вопросов между странами. При этом административных органов в ЕАЭС всего четыре:
- Высший Евразийский экономический совет – в состав ВЕЭС, как высшего наднационального органа, входят лидеры или главы правительств государств-членов союза, которые собираются для определения стратегии развития на ближайшее будущее. Руководствуясь их решениями, исполнительные органы создают правовую базу, которая впоследствии определяет нюансы взаимодействия;
- Евразийский межправительственный совет – основные полномочия ЕМС заключаются в обеспечении реализации и контроля за исполнением договора о ЕАЭС, этот орган ответственен также и за регулирование интеграционных процессов;
- Евразийская экономическая комиссия – в компетенции ЕЭК, состоящей из собственного совета и коллегии, находится полный контроль над всеми функциями ЕАЭС;
- Суд Евразийского экономического союза – в круг задач этого постоянно действующего органа входит как судебная функция (разрешение правовых споров), так и консультативная. В случае возникновения спорных ситуаций суд ЕАЭС выносит окончательный вердикт по тому, как именно трактуются международные договоренности.
Что касается ЕЭК, начавшей работу еще 2 февраля 2012 года, то ее решения обязательны для исполнения всеми членами Союза, а полномочия подтверждаются нахождением в составе совета Комиссии по одному вице-премьеру, и в составе коллегии – по два представителя от каждой страны. Это обеспечивает органу широкий перечень прав:
- создание отраслевых департаментов;
- мониторинг экономической ситуации;
- принятие обязывающих решений.
Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:
- Беларусь,
- Россия,
- Казахстан.
В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.
В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.
В 2015 году к ним присоединились ещё две страны:
- Армения,
- Киргизия.
Таким образом, участниками ТС ЕАЭС на 2020 год являются:
- Беларусь,
- Россия,
- Казахстан,
- Армения,
- Киргизия.
Узбекистан изменился за три года
О намерениях Ташкента объявила на брифинге в среду председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Узбекистан три года назад сменил руководителя, президентом стал Шавкат Мирзиёев, который провел экономические реформы и определился с внешней политикой.
В результате реформ был отменен валютный контроль, контроль за движением капитала, проведена приватизация в нестратегических отраслях. Прямые иностранные инвестиции увеличились в четыре раза в первой половине 2019 года по сравнению с прошлым годом. В феврале Узбекистан привлек 1 миллиард долларов от первой международной продажи своих гособлигаций. 10-летние облигации с доходностью 5,375% сейчас торгуются по 110 долларов, а доходность упала до 4%. Это показывает, что Узбекистан привлекателен для инвесторов.
Страна богата природными ресурсами, такими как природный газ, золото и другие металлы. Это также один из ведущих мировых экспортеров хлопка. Экономика страны выросла на 5,1% в 2018 году, и МВФ прогнозирует еще более быстрый рост на 6- 8% в ближайшие несколько лет. Демографический ресурс — огромный, 64% из 33 миллионов населения страны — молодые люди в возрасте до 35 лет.
Основная цель создания общего таможенного пространства – достижение социально-экономического прогресса. Работы были направлены на упрощение товарооборота, совершенствование конкурентных условий у хозяйственных субъектов стран-участников ТС. Эти действия должны были привести к увеличению рынка, где страны Союза имели бы возможность реализовывать выпускаемые ими товары и услуги.
Чтобы этого добиться, предполагалось:
- отменить внутренние таможенные платежи, что привело бы к снижению стоимости продукции, которая производится участниками Союза;
- ускорить оборачиваемость товаров внутри ТС по причине отмены таможенной проверки и оформления;
- принять общие требования по санитарии и эпидемиологии, безопасные стандарты на услуги и продукцию, признать общую для всех силу результатов испытаний, проведенных в одной из стран-участников.
Еще одна важная цель создания Евразийского таможенного союза заключается в защите союзного рынка, образовании подходящих условий для изготовления и продажи товаров от стран-участниц. Но в данном вопросе взаимопонимания между союзниками немного меньше, ведь государства имеют свои приоритеты производственного развития.
Практика применения таможенных соглашений
Предпринятые в 2007 году действия по подписанию нового договора о ТС оказались более успешными. Определенные противоречия между участниками соглашения все же остались, и полной экономической интеграции не произошло, однако применение таможенных соглашений на этот раз оказалось выгодным для их участников.
Внутри Таможенного союза бюрократические процедуры перемещения товаров через границы существенно упростилась, а за счет конкуренции улучшилось их качество. За счет упрощения и регулирования таможенных процедур всем странам удалось значительно нарастить товарооборот. Более того, они нарастили и объемы внешней торговли (например, Беларусь – почти на четверть).
Направления деятельности и условия вступления
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
- информационное взаимодействие;
- регулирование обращения медикаментов;
- установление единых требований к продукции;
- соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
- введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
- обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.
Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.
Страны Таможенного союза 2018-2019 годов: кто входит, входят ли Киргизия и Узбекистан
Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях. На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.
Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС.
Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах.
Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.
В 2018 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС:
- Республика Армения (с 2015 г.);
- Республика Беларусь (с 2010 г.);
- Республика Казахстан (с 2010 г.);
- Кыргызская Республика (с 2015 г.);
- Российская Федерация (с 2010 г.).
Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.
Партнерство с Россией
— Основными партнерами Узбекистана, входящими в ЕАЭС, являются Россия и Казахстан. Как могут измениться торгово-экономические отношения Узбекистана с этими странами в результате вступления в ЕАЭС, и есть ли потенциал для расширения сотрудничества?
— Результаты государственных визитов президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Казахстан в марте 2017 г. и в Россию в апреле 2017 г., подписанные торгово-экономические, инвестиционные соглашения стали новым этапом в развитии двухсторонних отношений. Они показали, что потенциал двухсторонних отношений огромный, и он должен быть реализован. Здесь нужно отметить несколько важных аспектов.
Во-первых, Россия до 2015 г. была крупнейшим внешнеторговым партнером Узбекистана (с 2015 г. на первом месте – Китай). Во-вторых, между Узбекистаном и Россией заключен договор о союзнических отношениях, и Россия и Узбекистан – это военно-политические союзники. Уже это показывает, что у Узбекистана с Россией серьезный фундамент для долгосрочного стратегического сотрудничества.
Россия для Узбекистана может стать серьезным партнером в реализации стратегии экономической модернизации. В ходе визита президента Узбекистана в Москву в апреле 2017 г. было подписано соглашений на сумму свыше $15 млрд. Из них около $11 млрд – это инвестиционные соглашения, когда российские инвестиции будут вложены в проекты в Узбекистане. Это серьезная сумма.
Узбекистан признали второй быстрорастущей экономикой мира
Помимо этого, в Узбекистане реализуется амбициозная программа технологического перевооружения и модернизации предприятий более чем на $30 млрд. Это хорошая возможность для российских производителей самого разного оборудования, так как падение рубля в 2015 г. сделало экспорт российских технологий и оборудования конкурентоспособным по цене с китайским экспортом оборудования и технологий.
Этот фактор может сработать в рамках политики активизации экономических связей между Узбекистаном и Россией. Это выгодно обеим сторонам:
Узбекистану нужно снижать зависимость от сложившегося перекоса в сторону Китая на поставку оборудования и технологий, а России – наращивать несырьевой экспорт
Постепенно увеличивается экспорт узбекской продукции на рынки России, при этом в физических объемах он превышает узбекский экспорт в Китай. Поэтому экономическое сотрудничество между двумя странами имеет серьезный потенциал для дальнейшего роста.
Еще один момент – Россия остается серьезным и наиболее значимым партнером Узбекистана в решении военно-технических вопросов
Узбекская армия почти полностью оснащена советским или российским оружием. Накануне визита в Москву в апреле президент Шавкат Мирзиёев подписал закон о ратификации договора о военно-техническом сотрудничестве между Узбекистаном и Россией. Поэтому это направление было и остается серьезным аспектом взаимоотношений двух стран.
Важнейшей задачей на перспективу является необходимость диверсификации сложившейся за десятилетия структуры взаимной торговли.
Как сложилась много лет назад ситуация «текстиль и фрукты в обмен на лес и черный метал», так во многом она сохраняется и сегодня. Такая структура внешнеторгового оборота между нашими странами не может устроить ни Узбекистан, ни Россию. Но в целом можно сказать, что в отношениях между двумя странами нет непримиримых противоречий и конфликтных вопросов, которые бы мешали развитию стратегического сотрудничества двух стран в средней и долгосрочной перспективе.
Свободной торговле быть?
— Насколько региональные противоречия в отношениях с соседями-членами ЕАЭС способны затруднить развитие сотрудничества Узбекистана с ЕАЭС?
— Из стран-соседей Узбекистана по Центральной Азии только Казахстан и Кыргызстан являются членами ЕАЭС. С Казахстаном у Узбекистана нет принципиальных разногласий ни в политическом, ни в экономическом аспектах. Экономики двух стран взаимодополняемы, почти ни в одной отрасли мы не являемся конкурентами на мировом рынке.
Определенные неурегулированные вопросы есть с Кыргызстаном, в частности, по делимитизации границ. Но на сегодняшний день наблюдается позитивная динамика в решении этого вопроса. Поэтому не стоит говорить, что есть неурегулированные вопросы во взаимоотношениях с соседями-странами Центральной Азии.
— Какой формат взаимодействия Узбекистана и ЕАЭС может быть более подходящим?
— Вопрос острожного отношения Узбекистана к процессам интеграции на постсоветском пространстве и в частности к ЕАЭС – это вопросы разницы реализуемых экономических политик и моделей развития. И это носит принципиальный характер.
При этом в порядке теоретической дискуссии может быть рассмотрено формирование каких-то форм привилегированного партнерства между ЕАЭС и Узбекистаном.
Проживающим в ЕАЭС нужно общее гражданство — депутат
В условиях, когда Узбекистан не готов к полноправному членству в ЕАЭС, например, можно обсуждать вариант создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и Узбекистаном, так как и страны ЕАЭС, и Узбекистан заинтересованы в развитии и углублении торгово-экономических связей друг с другом.
Это может быть интересно и перспективно. Такой формат обсуждений может быть инициирован на фоне того, что на сегодня ЕАЭС ведет переговоры о создании зоны свободной торговли с целым рядом стран, и особенно с учетом того, что в 2019 г. истекает срок преференциальных условий для Узбекистана по отдельным видам товаров в рамках зоны свободной торговли СНГ.