Особенности дисквалификации руководителя юридического лица
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности дисквалификации руководителя юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дисквалификация — вид административного наказания, которое представляет собой лишение лица права на занятие определенных должностей в сферах муниципального управления, исполнительных органов, а также на вхождение в основной состав совета директоров. Кроме этого, дисквалифицированные лица не могут осуществлять деятельность, связанную с управлением предприятиями, организациями или учреждениями любых форм собственности.
Обстоятельства, смягчающие вину лица при назначении ему дисквалификации
При вынесении своего решения о дисквалификации должностного лица судья может обратить внимание на некоторые обстоятельства, наличие которых способно значительно смягчить вину человека. Примером тому может стать факт раскаяния должностного лица в том, что оно совершило административное правонарушение. Кроме этого, причиной для смягчения наказания или его полной отмены может стать устранение виновным лицом всех негативных последствий, которые повлекло за собой его деяние.
Если виновный возмещает в добровольном порядке весь причиненный ущерб пострадавшим лицам или предприятию, суд также может принять решение об отмене дисквалификации. Предупреждение в этом случае может стать более лояльной ее заменой. В ситуации же, если совершенное деяние повторится, судья имеет полное право вынести решение о применении упомянутого вида наказания, причем в самой суровой форме.
Порядок применения меры
Дисквалификация — это мера пресечения, предусматривающая лишение должностного лица возможности занимать определенные должности, связанные с управлением и ведением муниципального хозяйства. В соответствии с этим, процедура исполнения решения суда, предусматривающего применение такой меры, предполагает расторжение трудового договора предприятия, организации либо учреждения с лицом, которое было признано виновным в совершении правонарушения. В течение всего периода, на который назначена дисквалификация, данное лицо не имеет права занимать руководящие должности в других организациях, а также быть членом совета директоров в компаниях.
КоАП РФ предусматривает возможность досрочного восстановления дисквалифицированного на рабочем месте ранее предусмотренного случая лишь тогда, когда вышестоящий орган согласится вновь заключить трудовой договор с сотрудником-нарушителем. Однако, как показывает практика, такое происходит весьма редко.
Особенности производства по делам об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию
За совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.12 (фиктивное банкротство), ч. 2 ст. 14.12 (преднамеренное банкротство), ч. 1-5 ст. 14.13 (неправомерные действия при банкротстве), ч. 2 ст. 14.31, ч. 1-3 ст. 14.32, ч. 2 ст. 14.33 КоАП, административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей арбитражного суда. Судьям арбитражных судов подведомственны также и другие административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, совершенные частноправовыми субъектами, в том числе и индивидуальными предпринимателями. При совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ч. 1-2.3, 2.6-3 ст. 19.5 КоАП, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда. Судьи районных судов рассматривают также и другие административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, совершенные публично-правовыми субъектами — государственными и муниципальными служащими (абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 19.5 КоАП, подведомственны судьям в случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ср. с ч. 1, 2 ст. 23.1 КоАП). В случаях, когда административное расследование по делам об указанных правонарушениях не проводится, а также при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 14.25 КоАП (нарушение законодательства о государственной регистрации субъектов предпринимательства), дисквалификация назначается мировым судьей.
Применительно к административным наказаниям, предусматривающим временные параметры их исполнения, минимальный срок дисквалификации, установленный ч. 2 ст. 3.11 КоАП, наиболее продолжителен (ср. с ч. 2 ст. 3.8 КоАП).
Что такое дисквалификация, к кому и на каком основании может применяться
Рассматриваемый вид наказания представлен в ст. 3.11 КоАП. Процедура его реализации описана в 32.11 КоАП.
Согласно этому отечественному регулятору, дисквалификация должностного лица – это лишение права занимать должность в конкретной сфере на определённый судом срок. При назначении такого наказания гражданин не сможет занимать должности муниципальной, гражданской служб, заниматься частной практикой или предпринимательством. Исходя из этого, главным условием назначения такого наказания будет правомочие должностного лица или открытое ИП.
По закону, этот вид наказания считается основным и не может применяться, к примеру, вместе со штрафом или общественными работами.
Основанием для применения дисквалификации считается наличие доказательств совершения проступка. При этом учитывается корыстный мотив, а также форма вины.
Насколько часто применяется дисквалификация руководителя?
Анализ судебной практики показывает, что чаще всего дисквалификация применяется по ст. 5.27 и ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В последнее время прослеживаются воля законодателя, направленная на расширение круга составов, по которым применяется дисквалификация.
Системный анализ положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев ответственность в виде дисквалификации применяется при повторном правонарушении по одному и тому же составу. Применение такого подхода отвечает принципу разумности и гуманности по отношению к нарушителю.
Положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок дисквалификации. В частности, административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с ч. 2 ст. 31.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ч. 1 ст. 318 Административного процессуального кодекса РФ постановление (решение) о дисквалификации подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
В силу ст. 32.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.
Анализ положений Трудового кодекса Российской Федерации показывает, что сотрудник (в том числе руководитель), подвергшийся дисквалификации, должен быть уволен. Как установлено ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации, прекращение трудового договора допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Информация о дисквалифицированных лицах включается в реестр дисквалифицированных лиц. Лицом, осуществляющим формирование и ведение реестра, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (п. 1.2 Регламента Федеральной налоговой службы РФ, утвержденного Приказ ФНС России от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@). Поэтому при приеме на работу всегда можно будет выявить лицо, которое является дисквалифицированным.
Значительный интерес представляет собой анализ практики применения дисквалификации в качестве меры наказания по ч. 8 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной в действие с 29.12.2015 г. Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:
Согласно п. 7 ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Частью 8 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность должностных лиц службы за неисполнение определений арбитражного суда о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. Правом по составлению протоколв об административных правонарушениях по данному правонарушению обладают налоговые органы. Арбитражный суд по результатам проведенной налоговым органом проверки сможет дисквалифицировать лиц, ответственных за исполнение решения суда.
Протокол об административном правонарушении
Основным документом, на основании которого принимают решение по делу об административных правонарушениях, является протокол. В нем фиксируют сведения о совершенном правонарушении и данные лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол составляют в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ. В частности, в нем должны быть указаны:
- дата и место составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
- место, время совершения и событие административного правонарушения.
Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Также свою подпись должен поставить законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа в протоколе делается соответствующая запись.
Реестр дисквалифицированных лиц
Согласно п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ компания, прежде чем принять на работу руководителя, должна запросить в МВД России информацию о том, не является ли кандидат на вакантную должность дисквалифицированным лицом. Такая возможность появилась с 1 апреля 2007 г. (Приказ МВД России от 22.11.2006 N 957). Реестр дисквалифицированных лиц формируют и ведут МВД России и министерства внутренних дел, управления (главные управления) внутренних дел субъектов РФ. Получение информации из реестра обойдется в 1 МРОТ (100 руб.). Так сказано в п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц.
Отметим, что юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора может быть подвергнуто административному штрафу в размере до 100 000 руб. (основание — ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).
Дисквалификация — вид административного наказания, которое представляет собой лишение лица права на занятие определенных должностей в сферах муниципального управления, исполнительных органов, а также на вхождение в основной состав совета директоров. Кроме этого, дисквалифицированные лица не могут осуществлять деятельность, связанную с управлением предприятиями, организациями или учреждениями любых форм собственности.
Такое понятие может быть применено в сфере здравоохранения, в отношении лиц, которые ведут медицинскую деятельность или занимаются производством, реализацией фармацевтических препаратов.
Большое внимание названному административному наказанию уделяется в сфере спорта. На основании законодательства, дисквалификация — это понятие, которое может быть применено к действиям в отношении лица, которое тренирует спортсменов, а также тех, кто поставляет для них медицинское обеспечение.
Такая мера наказания может быть назначена за ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей.
Что делать после дисквалификации: алгоритм действий
Если дисквалификации избежать все-таки не удалось, можно в 10-дневный срок обжаловать решение суда. Даже если изменить результат не получится, это позволит выиграть время. Пока будет рассматриваться жалоба, решение суда считается не вступившим в законную силу, соответственно, руководитель не будет считаться дисквалифицированным, у него сохранится право управлять предприятием, подписывать документацию, участвовать в финансовых вопросах, а потому можно будет решить многие организационные моменты.
Когда же судебный акт о дисквалификации вступит в законную силу, необходимо, как того требует ст. 32.11 КоАП, приступить к исполнению постановления о дисквалификации. Для этого нужно незамедлительно предпринять следующие действия:
- В дату вступления в законную силу решения о дисквалификации прекратить трудовой договор с наказанным лицом. Причем его заявление об этом не требуется. Однако если есть возможность перевести этого сотрудника с его письменного согласия на другую должность на предприятии, увольнение недопустимо (ст. 83 ТК РФ).
- По общим правилам законодательства об ООО назначается новый руководитель. Доступно и подробно об этой процедуре рассказывается в статье на нашем сайте «Пошаговая инструкция смены директора в ООО».
- Об изменениях в руководстве необходимо сообщить в налоговый орган в 3-дневный срок. Не будет лишним довести эти сведения в виде информационных писем до кредиторов и должников.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права
замещать должности федеральной государственной гражданской службы,
должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,
должности муниципальной службы,
занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,
входить в совет директоров (наблюдательный совет),
осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,
осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг
либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и
организации и проведения спортивных мероприятий,
либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности,
либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. (ч.1 ст. 3.11 КоАП РФ)
Согласно ч.2 ст. 3.11 дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификация является основным видом административного наказания и мерой, устанавливаемой КоАП РФ.
Ее следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).
Дисквалификация устанавливается и применяется только в качестве основного наказания за совершение следующих административных правонарушений:
нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27);
фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);
неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);
нарушение законодательства об организованных торгах (ст.14.24)
предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 14.25).
незаконное получение или предоставление кредитного отчета (ст. 14.29)
манипулирование ценами на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) ДЛ-ом ранее подвергнутым адм. наказанию за аналогичное адм. правонарушение (ст. 14.31.2)
заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности ( ст.14.32)
повторную продажу товаров, не соответствующих образцам качества, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям НПА-ов, устанавливающих порядок выполнения работ (ч.2 ст.14.4)
нарушение порядка ценообразования (ст.14.6)
недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг (ст.14.33)
непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем (ст. 14.36)
нарушение правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47)
предоставление недостоверных результатов исследований( испытаний) (ст. 14.48)
грубое нарушение условий гос. контракта по гос. оборонному заказу (ч.3 ст.14.55)
нецелевое использование бюджетных средств (ст.15.14)
нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 15.15.3)
нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций (ст.15.15.4)
нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5)
нарушение запрета на размещение бюджетных средств (ст. 15.15.12)
нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга (ст. 15.15.13)
Постановление по делу об адм. правонарушении, влекущем применение наказания в виде дисквалификации, может быть вынесено судьей не позднее одного года со дня совершения адм. правонарушения, а при длящемся правонарушении в тот же срок со дня его обнаружения.
Постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности (ч. 1 ст. 32.11).
Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом. При заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. (ч. 2 ст. 32.11).
Согласно ч.3 ст.32.11в целях обеспечения учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, формируется реестр дисквалифицированных лиц. Ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В реестре дисквалифицированных лиц содержатся следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения; полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации, в которой дисквалифицированное лицо работало во время совершения административного правонарушения, должность, которую занимало дисквалифицированное лицо в этой организации; статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения; наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении; должность, фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего постановление о дисквалификации; срок дисквалификации; даты начала и истечения срока дисквалификации; сведения о пересмотре постановления о дисквалификации.
Лицо считается исключенным из реестра дисквалифицированных лиц по истечении срока дисквалификации или при наличии в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра дисквалифицированных лиц, вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.
Внесение сведений в реестр дисквалифицированных лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц, не позднее трех рабочих дней со дня получения им копии вступившего в силу постановления о дисквалификации либо судебного акта о пересмотре постановления о дисквалификации.
Сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, являются открытыми для всеобщего ознакомления.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра дисквалифицированных лиц, размещает сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, на своем официальном сайте в сети “Интернет”. Плата за доступ к сведениям, содержащимся в реестре дисквалифицированных лиц, размещаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на своем официальном сайте в сети “Интернет”, не взимается.
Заинтересованные лица вправе получить за плату сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации. Срок предоставления указанных выписки или справки не может превышать пять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц. Размер платы за предоставление указанных выписки или справки определяется Правительством Российской Федерации. Форма предоставляемых заинтересованным лицам указанных выписки или справки и порядок их предоставления заинтересованным лицам определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права
замещать должности федеральной государственной гражданской службы,
должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,
должности муниципальной службы,
занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,
входить в совет директоров (наблюдательный совет),
осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,
осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг
либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и
организации и проведения спортивных мероприятий,
либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности,
либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. (ч.1 ст. 3.11 КоАП РФ)
Согласно ч.2 ст. 3.11 дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификация является основным видом административного наказания и мерой, устанавливаемой КоАП РФ.
Ее следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).
Дисквалификация устанавливается и применяется только в качестве основного наказания за совершение следующих административных правонарушений:
нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27);
фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);
неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);
нарушение законодательства об организованных торгах (ст.14.24)
предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 14.25).
Порядок дисквалификации директора
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), вести предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управлять юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Дисквалификация устанавливается на срок от 6 (шести) месяцев до 3 (трех) лет.
Дисквалификация может быть применена не ко всем работникам, а только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, ведущим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
При прекращении трудового договора по указанному основанию необходимо учитывать следующее:
- постановление судьи о применении в качестве меры административного наказания дисквалификации вступает в силу по истечении срока на его обжалование (вступление в законную силу), либо после вынесения определения судом апелляционной или кассационной инстанции об оставлении этого постановления в силе. Отмена постановления о дисквалификации работника в порядке судебного надзора является основанием для восстановления работника на работе;
- увольнение применимо только к работнику, занимающему должность, которая указана в постановлении о дисквалификации;
- увольнение допускается лишь в том случае, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Справочно: Как сменить директора.
С момента вступления в законную силу решения суда о дисквалификации, руководитель организации обязан немедленно прекратить управление организацией. Также подобная обязанность возникает у работодателя (учредителей) на основании ст. 3.2 КоАП РФ .
- (если) оно не обжаловалось — по истечении 10 (десяти) дней со дня, когда директор получит копию постановления;
- (если) обжаловалось — в день вынесения районным судом решения по жалобе.
Если директор, несмотря на дисквалификацию, продолжит руководить организацией и об этом станет известно, в частности, органам полиции или прокурору (например, в ходе прокурорской проверки), то суд может оштрафовать
- директора на 5 000 руб.,
- а организацию на сумму до 100 000 руб.
Согласно части 2 статьи 32.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.
Заключенные и подписанные договоры дисквалифицированным директором, являются сделками заключенными лицом без полномочий, а договор признается не заключенным.
Внимание!
- Дисквалифицированному директору ничего не мешает действовать в интересах общества (например, представлять его в гос. органах) по доверенности, выданной новым руководителем фирмы.
- Если директор дисквалифицирован в одной фирме, то это накладывается на другие организации, где он является директором.
Если гендиректор продолжит выполнять свои полномочия после дисквалификации, то:
- компанию ждет штраф до 100 тыс. руб.,
- директора оштрафуют — до 5 тыс. руб. (ст. 14.23 КоАП). Такая же ответственность наступит, если дисквалифицированный директор устроится в другую компанию.
Статья 32.11 КоАП установила для работодателя обязанность запрашивать информацию о наличии дисквалификации физического лица, претендующего на осуществление деятельности по управлению организацией. Впрочем, само по себе нарушение этой обязанности никакой ответственности для компании не сулит, административная ответственность возникнет, только если на указанную должность будет принято дисквалифицированное лицо. Но об этом ниже.
Организация до назначения на должность генерального директора, формирования исполнительного органа управления, избрания члена совета директоров (наблюдательного совета), назначения управляющего должна запросить информацию о дисквалификации в отношении этих лиц.
С 1 января 2012 года ведением Реестра дисквалифицированных лиц занимается ФНС России.
Но обсуждаемая мера пресечения может быть избрана судом лишь в том случае, если с момента совершения правонарушения до процесса разбирательства в деле по существу не прошло более одного года. А в том случае, если имеет место длящееся правонарушение, то решение должно быть принято в течение такого же периода, но только с момента обнаружения факта совершения проступка.
После того как решение о дисквалификации лица вступит в свою законную силу, наказанное лицо в обязательном порядке вносится в специальный реестр таковых. Этот перечень является индивидуальным для каждого города и доступным для обозрения. Ведется он органами исполнительной власти, которые назначаются Правительством РФ.
В реестр в обязательном порядке вносятся личные данные дисквалифицированного работника, данные организации, в которой он было подвергнут наказанию такого типа, а также его должность. Кроме этого, в данном перечне имеются данные и относительно лица, которое вынесло приговор (судьи). В тот момент, когда истекает срок действия меры пресечения, из реестра удаляются все данные, связанные с нарушителем. То же самое производится в том случае, когда принимается постановление об отмене данной меры наказания.
Предлагаем ��знакомиться Что такое ходатайство в суде, как подать ходатайство по уголовному или гражданскому делу
Дисквалификация — это мера пресечения, предусматривающая лишение должностного лица возможности занимать определенные должности, связанные с управлением и ведением муниципального хозяйства. В соответствии с этим, процедура исполнения решения суда, предусматривающего применение такой меры, предполагает расторжение трудового договора предприятия, организации либо учреждения с лицом, которое было признано виновным в совершении правонарушения.
КоАП РФ предусматривает возможность досрочного восстановления дисквалифицированного на рабочем месте ранее предусмотренного случая лишь тогда, когда вышестоящий орган согласится вновь заключить трудовой договор с сотрудником-нарушителем. Однако, как показывает практика, такое происходит весьма редко.
- замещать должности федеральной государственной гражданской службы,
- должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,
- должности муниципальной службы,
- занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,
- входить в совет директоров (наблюдательный совет),
- осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,
- осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
- либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг
- либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и
- организации и проведения спортивных мероприятий,
- либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности,
- либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.
Что такое дисквалификация?
Одним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ).
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.
11 КоАП РФ).
Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи.
За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.
Таблица 1. Административные правонарушения, влекущие дисквалификацию.
КоАП | Правонарушение | Срок дисквалификации |
п. 2 ст. 5.27 | Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение | от 1 года до 3 лет |
ст. 5.53 | Незаконные действия по получению или распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния | до 3 лет |
п. 1 ст. 14.12 | Фиктивное банкротство, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния от 6 месяцев | до 3 лет |
п. 2 ст. 14.12 | Преднамеренное банкротство, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний | от 1 года до 3 лет |
п. 1 ст. 14.13 | Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, сокрытие, уничтожение, фальсификация учетных документов, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний | от 6 месяцев до 3 лет |
п. 2 ст. 14.13 | Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредиторами, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний | от 6 месяцев до 3 лет |
п. 3 ст. 14.13 | Неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния | от 6 месяцев до 3 лет |
п. 4 ст. 14.13 | Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний | от 6 месяцев до 2 лет |
п. 5 ст. 14.13 | Неисполнение руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем обязанности по подаче заявления о признании, соответственно, юридического лица или предпринимателя банкротом в арбитражный суд | от 6 месяцев до 2 лет |
п. 4 ст. 14.25 | Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния | до 3 лет |
ст. 14.29 | Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния | до 3 лет |
ст. 14.32 | Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию действий | до 3 лет |
ст. 14.33 | Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации | до 3 лет |
ст. 19.5 | Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства | до 3 лет |
Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении
Вопрос о дисквалификации не возникает просто так. Существует несколько поводов к возбуждению дела об административном правонарушении. Они перечислены в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
Во-первых, если должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, обнаружили данные, которые указывают на наличие административного правонарушения. Например, протоколы за нарушение законодательства о труде и охране труда вправе составлять должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда. Об этом говорится в пп. 16 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
Во-вторых, при поступлении материалов из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, если такие материалы содержат данные, которые указывают на наличие административного правонарушения.
Третьим поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации. Исключение из данного правила составляют административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.