Как рассчитать социальный налог в РК в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать социальный налог в РК в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с казахстанским законодательством о трансфертном ценообразовании, налоговые органы имеют право отслеживать и корректировать цены, используемые в трансграничных и некоторых внутренних сделках, когда считается, что цены отклоняются от рыночных цен, даже если такие сделки осуществляются с несвязанными сторонами.
Как производятся уплата и исчисление
Расчет социального налога производится следующим образом:
налоговая ставка умножается на налогооблагаемый объект
Хозяйственный субъект обязан выплатить в казну государства разницу между полученными исчислениями и социальными отчислениями, о которых говорится в законе «Об обязательном социальном страховании».
Если при расчётах получается цифра с минусовым значением, предприятие ничего не перечисляет в государственную казну.
Важно не только правильно рассчитать сумму, но и уложиться по срокам. Перечисления делаются не позднее 25 числа месяца, который следует сразу после окончания обозначенного законодательством РК отчётного периода.
Если расчёты производятся отдельным структурным подразделением крупной компании, оплата должна производиться по месту нахождения структурного подразделения.
В соответствии с Налоговым кодексом Казахстана, контролируемой иностранной компанией (КИК) признается организация, удовлетворяющая одновременно двум следующим условиям:
- 25% или более акций компании-нерезидента принадлежат прямо, косвенно или структурно казахстанскому юридическому лицу или же такая компания-нерезидент связана с резидентом Казахстана посредством контроля (т. е. резидент осуществляет контроль над иностранной организацией); и
- эффективная ставка налога на прибыль компании-нерезидента составляет менее 10% или компания-нерезидент зарегистрирована в юрисдикции из «черного списка».
Однако иностранные компании не будут признаваться КИК для целей казахстанского налогообложения, если:
- иностранное лицо зарегистрировано в стране с действующим Соглашением об избежании двойного налогообложения (СоИДН) с Казахстаном, и при этом номинальная ставка корпоративного налога на прибыль в такой стране превышает 15%;
- иностранное лицо не зарегистрировано в государстве с льготным налогообложением, и совокупная сумма доходов такого лица, согласно отдельной неконсолидированной финансовой отчетности, составляет менее 150,495-кратного размера МРП (т. е. примерно 1 000 000 USD);
- по итогам периода в отдельной неконсолидированной финансовой отчетности у такого лица имеется финансовый убыток.
Выдержки из всех НПА так или иначе связанных с корректировкой дохода 90%:
Правила и сроки исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных
пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов
в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним:
6. Обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов:
…
3) указанных в пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением установленных подпунктами 12), 26), 27), 48) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а также подпунктами 42), 43) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода).
При этом обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с доходов, предусмотренных абзацем шестым подпункта 17) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.
Правила осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов
9. При осуществлении обязательных профессиональных пенсионных взносов не учитываются следующие виды выплат, указанных в:
….
2) пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса.
Правила и сроки исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним
5. Социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных:
….
2) пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 9), 10), 12), 14), абзаце шестом подпункта 17), подпунктах 19), 20), 21), 27) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса;
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об обязательном социальном медицинском страховании
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.01.2019 г.
Статья 29. Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов
4. Отчисления и (или) взносы в фонд не удерживаются со следующих выплат и доходов:
….
2) доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
Налоговый кодекс Республики Казахстан.Статья 484. Объект налогообложения.
3. Из объекта налогообложения исключаются:
…
3) доходы, установленные в пункте 1 статьи 341 настоящего Кодекса, за исключением доходов, установленных в подпункте 10) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса, а также доходов, установленных в подпункте 53) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса в части доходов работников, являющихся гражданами Республики Казахстан;
Вместе с тем, следует учесть, что в ряде этих НПА предстоят изменения.
На Блог-платформе Министра национальной экономики опубликован ответ на эту тему: https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/529742#answers.
В ответе говорится что: «По вопросу исчисления социальных отчислений, пенсионных взносов, а также обязательных профессиональных пенсионных взносов В настоящее время Министерством труда и социальной защиты населения разработан проект постановления Правительства Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан», который находится на согласовании с заинтересованными государственными органами. Данным проектом вносятся изменения в постановления Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2004 года № 683 «Об утверждении Правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним» и 18 октября 2013 года № 1116 «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним», которыми предусмотрены поправки касательно того, что социальные отчисления в Фонд уплачиваются, а обязательные пенсионные взносы и обязательные профессиональные пенсионные взносы удерживаются с доходов, установленных подпунктом 49) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а с 2020 года подпунктом 52) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса. По вопросу исчисления ОСМС Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании» право на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования имеют лица, за которых осуществлялась уплата отчислений и (или) взносов в фонд, а также освобожденные от уплаты взносов в фонд в соответствии с пунктом 7 статьи 28 данного Закона. Лицам, за которых не поступали отчисления и (или) взносы в фонд, либо которые не уплачивали взносы в фонд, предоставляется гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Таким образом, размер медицинских выплат не зависит от размера отчислений на медицинское страхование. По вопросу исчисления социального налога Внесение изменений в Налоговый кодекс в статью 484 по расчету социального налога не планируется. Вместе с этим, сообщаю, что Министерством национальной экономики Республики Казахстан планируется рассмотрение вопроса по установлению единой базы для исчисления социальных платежей и социального налога. В настоящее время формируется состав рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства, в рамках которой будет рас��мотрен данный вопрос.
! Об этом же написано и в самом проекте ссылка на который ниже. http://www.enbek.gov.kz/ru/node/358112
Из данного ответа следует, что изменения планируется принять только в части ОПВ, ОППВ и СО. Расчет Социального налога, а также ОСМС данные изменения не затронут. Следовательно доходы при определении объекта обложения социальным налогом и ОСМС будут подлежать корректировке согласно пп.49, п.1, ст.341 НК РК.
Сроки уплаты налогов и платежей. См. примечания
Уплата ИПН, ОПВ, СН, СО, ОСМС, ОППВ согласно действующему законодательству производится не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом (месяцем начисления дохода), по месту нахождения налогоплательщика.
Т.е. если Вам надо заплатить налоги и платежи за февраль 2019 года, Вы должны это сделать до 25 марта 2019 года по месту нахождения (регистрации) Вашего ТОО, ИП и т.д.
Сроки сдачи отчетности.
Срок сдачи отчетности по ИПН, ОПВ, СН, СО, ОСМС, ОППВ (форма 200) согласно действующему законодательству производится не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым кварталом по месту нахождения налогоплательщика.
Действительно, некоторые компании не обязаны делать соответствующие выплаты. К таким относятся всего 3 вида обществ:
- Сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства, которые работают по специальному налоговому режиму.
- Индивидуальные предприниматели, которые работают на патентной основе.
- Компании и корпорации, чья работа связана с трудоустройством граждан с ограниченными возможностями.
Все остальные корпорации, предприятия и ИП обязаны делать эту ежемесячную выплату независимо от обстоятельств. При этом, отказаться платить налог компания не в праве. Законодательство подразумевает начисление штрафных санкций на такие организации. Сумма штрафа зависит от крупности бизнеса:
- Малый бизнес, ИП и частные нотариусы и юристы – 20% от неуплаченных налогов
- Средний бизнес – 30% от неуплаченного налога
- Крупный бизнес – 50% от социального налога, который был задержан.
Лазейка для отказа от уплаты социального налога есть только у индивидуальных предпринимателей. Если у него не было никаких доходов в том месяце, в котором он не делал отчисления, то он освобождается от уплаты. Важно понимать, что доход – это все средства, полученные за оказание услуг или предоставления товаров. Не стоит путать с прибылью.
Что касается самих работников, то они не несут никакой ответственности за поступление этих средств в бюджет. Соответственно, если работодатель не совершил выплату соцналога, то вопросы будут исключительно к работодателю и никак не коснутся трудящегося.
Как производятся уплата и исчисление
Расчет социального налога производится следующим образом:
налоговая ставка умножается на налогооблагаемый объект
Хозяйственный субъект обязан выплатить в казну государства разницу между полученными исчислениями и социальными отчислениями, о которых говорится в законе «Об обязательном социальном страховании».
Если при расчётах получается цифра с минусовым значением, предприятие ничего не перечисляет в государственную казну.
Важно не только правильно рассчитать сумму, но и уложиться по срокам. Перечисления делаются не позднее 25 числа месяца, который следует сразу после окончания обозначенного законодательством РК отчётного периода.
Если расчёты производятся отдельным структурным подразделением крупной компании, оплата должна производиться по месту нахождения структурного подразделения.
Статья 29. Статус фонда
Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, учредителем и единственным акционером которого является государство.
Статья 30. Требования, предъявляемые к руководящим работникам фонда
1. Руководящими работниками фонда признаются первый руководитель исполнительного органа и его заместители, главный бухгалтер.
2. К руководящим работникам фонда устанавливаются следующие требования:
1) для первого руководителя исполнительного органа и его заместителей:
образование – высшее профессиональное (юридическое, финансово-экономическое);
не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, либо наличие не менее шести лет стажа работы на руководящих должностях в сфере социальной защиты населения;
2) для главного бухгалтера:
образование – высшее профессиональное (финансовое, экономическое);
не менее пяти лет стажа финансово-бухгалтерской работы, в том числе не менее пяти лет на руководящих должностях.
3. Руководящим работником фонда не может быть избрано (назначено) лицо:
1) не имеющее высшего профессионального образования и минимально необходимого стажа работы в сферах деятельности, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;
2) не имеющее безупречной деловой репутации.
Безупречной деловой репутацией является наличие фактов, подтверждающих профессионализм, добросовестность, отсутствие неснятой или непогашенной судимости, в том числе отсутствие вступившего в законную силу решения суда о применении уголовного наказания в виде лишения права занимать должность руководящего работника финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга и являться крупным участником (крупным акционером) финансовой организации пожизненно;
3) ранее являвшееся первым руководителем, заместителем первого руководителя, главным бухгалтером юридического лица, которое было признано банкротом или подвергнуто санации, консервации, принудительной ликвидации в период нахождения данного лица в должности первого руководителя, заместителя первого руководителя, главного бухгалтера данного юридического лица;
4) совершившее коррупционное преступление либо привлекавшееся в течение трех лет до даты избрания (назначения) к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
Статья 31. Деятельность фонда
Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения фонда.
Величина комиссионного вознаграждения может меняться не более двух раз в год.
Комиссионное вознаграждение фонда взимается от поступивших социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, инвестиционного дохода в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Собственные средства фонда формируются и состоят из уставного капитала фонда, комиссионного вознаграждения.
Фонд осуществляет следующие виды деятельности:
1) ведение учета социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, возвратов излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, а также инвестиционного дохода;
2) ведение учета социальных выплат и возвратов излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат;
3) создание и развитие информационной системы в сфере обязательного социального страхования.
В части, не урегулированной настоящим Законом, к деятельности фонда применяется законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах.
Статья 32. Права и обязанности фонда
1. Фонд имеет право:
1) осуществлять аккумулирование социальных отчислений;
2) заниматься деятельностью, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, в порядке, установленном настоящим Законом;
Статья 37. Разрешение споров
Все споры, возникающие между фондом, Государственной корпорацией, государственными органами, физическими и юридическими лицами по исполнению настоящего Закона, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании
Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 39. Переходные положения
1. Размер социальной выплаты на случай утраты трудоспособности, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.
2. Размер социальной выплаты на случай потери кормильца, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и количес��ва иждивенцев, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.
3. Размер социальной выплаты на случай потери работы, определенный до введения в действие настоящего Закона, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.
При этом продолжительность социальной выплаты на случай потери работы устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона.
Калькулятор для расчета налогов по заработной плате в Казахстане
Налоги – основной источник доходов государства и одна из важнейших составляющих его нормального существования. О налоге на транспорт, земельном налоге и о налоге на имущество мы говорили раннее. Сегодня же будем говорить о социальном налоге.
Социальный налог – это налог, имеющий отношение к субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Это налог, который платится работодателем (предприятием) за своих сотрудников.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие по общеустановленному налоговому режиму обязаны уплатить социальный налог до 25 числа месяца, следующего за отчетным. То есть, соцналог за август необходимо уплатить до 25 сентября. Уплата социального налога производится на ежемесячной основе.
Организации, работающие по упрощенке обязаны рассчитываться один раз в полгода: до 15 августа – за первое полугодие и до 15 февраля – за второе полугодие.
За несвоевременную или неполную уплату, а также за уклонение от уплаты социального налога предусмотрена ответственность и санкции (пени и штрафы).
Некоторые могут подумать, что социальный налог и социальные отчисления – это одно и тоже. Но это не так. Не стоит путать эти два понятия. Чем же они отличаются?
Средства с социального налога идут напрямую в государственный бюджет.
Средства же из социальных отчислений поступают в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) на счет каждого конкретного человека. И если наступит случай, предусмотренный Законами РК, человек может рассчитывать на выплаты из этого фонда.
Согласно налоговому кодексу не все организации являются плательщиками социального налога. К числу таких относятся:
- специализированные организации, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха или речи
- работающие в рамках специального налогового режима фермерские и крестьянские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели, работающие на основе патента
Первый микрокредит без переплат!
Ставка отчислений на ОСМС вырастет в 2022 году
- Бизнес на пределе – эксперт об отмене моратория на налоговые проверки
- В Казахстане могут ввести свой углеродный налог
- Кто кормит бюджет: 343 крупных налогоплательщика страны
- Казахстан
- налоги
- налоговые изменения
- ИПН
- МЗП
Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.
Социальные отчисления дают право гражданам, их выплачивающим на социальные выплаты. Это своего рода страховка от государства, фонд в который собираются средства со всех, а затем распределяются между теми, кто в них нуждается — социально незащищёнными слоями населения (плательщиками социальных отчислений).
Размер социальных выплат — 5% от МЗП. В этом объёме платят участники ОСС и самостоятельно занятых лиц.
- 2009
- 2010
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
В Декларацию вносятся следующие сведения:
- данные для исчисления индивидуального подоходного налога и социального налога;
- информация об обязательных пенсионных взносах, необходимая для их исчисления, удержания и перечисления;
- о начислении и перечислении сумм социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взносов на обязательное социальное медицинское страхование.
Поможем собрать и сформировать отчетность в 1С. Звоните!
Приказом от 20 декабря 2020 года №1214 внесены изменения в действующий Приказ №39 от 20 января 2020 года «Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления».
Данные по корректировке до 2021 года отражались исключительно в суммовых выражениях, сейчас требуется расшифровка корректировок и налоговых вычетов для физических лиц. Внесенные изменения привели форму в соответствие со следующими нормативно-правовыми актами:
- Налоговый кодекс;
- Закон РК «О пенсионном обеспечении»;
- Закон «Об обязательном социальном медицинском страховании».
Перечисление ИПН, взносов на обязательное социальное медицинское страхование и обязательных взносов зависит от размера уплаченных налогов, а социальный налог имеет прямую зависимость с исчисленными социальными отчислениями.
Исключены все строки и графы, которые предполагают отражение пенсионных взносов работодателя, начисленных согласно с законодательством РК. Это изменение объясняется смещением сроков введения в действия 25-1 статьи Закона «О пенсионном обеспечении» до 1 января 2023 года, согласно которой работодатели обязаны исчислять и перечислять обязательные пенсионные взносы работодателя.
В форме появились новые строки, предназначенные для отражения взносов на обязательное социальное медицинское страхование в свою пользу за каждый месяц отчетного квартала и итоговой суммы за квартал индивидуальными предпринимателями:
- 00.012 I;
- 00.012 II;
- 00.012 III;
- 00.012 IV.
В этот список не вошли специальные налоговые режимы для хозяйств – фермерских и крестьянских, а также на основе патента и упрощенной декларации.
В РК в 2022 году повысят зарплаты, пенсии и пособия
24 Ноябрь 2020
na-15-povysilas-stoimost-tovarov-importiruemyh-iz-kitaya
kazahstan-vyvez-eshe-bolee-170-svoih-grazhdan-pozhelavshih-vernutsya-iz-kitaya-iz-za-koronavirusa
rukovodstvo-kolonii-v-atyrauskoj-oblasti-podozrevaetsya-vo-vzyatochnichestve
dohody-gosbyudzheta-sostavili-12-8-trln-tenge-za-god
loyalnost-rossiyan-k-bankam-snizilas-do-pyatiletnego-minimuma
Социальные отчисления (СО) — это обязательные денежные платежи в систему Государственного социального страхования. СО платит работодатель за свой счет, т. е. они не влияют на чистую зарплату (зарплату на руки). Если за вас уплачивали СО или вы сами уплачивали их за себя (если вы ИП), то это дает вам право на получение социальных выплат. Ставка социальных отчислений в 2021 году — 3.5%, подробнее в расчете СО. Актуальность статьи проверена 02.2021.
Также для расчетов можно использовать калькулятор зарплаты.
Кратко — это работники, ИП, частнопрактикующие, в том числе иностранцы и лица без гражданства с ПМЖ в Казахстане, плательщики ЕСП — ст. 8 закона.
Статья 7 закона об обязательном социальном страховании. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию
Обязательному социальному страхованию подлежат:
1) работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные);
2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских или фермерских хозяйств;
3) лица, занимающиеся частной практикой;
Подпункт 4 действует до 1 января 2024 года
4) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
5) иностранцы и лица без гражданства, а также оралманы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.
Лица, достигшие возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», не подлежат обязательному социальному страхованию.
[свернуть]
Ставка социальных отчислений — 3.5% с дохода работника (зарплаты).
- Максимальный размер объекта исчисления — 7 МЗП.
- Минимальный размер объекта исчисления — 1 МЗП.
Упрощенно, это значит, что если зарплата минус ОПВ больше 7 МЗП, то СО рассчитываются как с 7 МЗП.
Если зарплата минус ОПВ меньше 1 МЗП, то СО рассчитываются как с 1 МЗП.
Статья 14 Закона «об обязательном социальном страховании РК» (дальше — «закона»). Ставка социальных отчислений
Статья 14. Ставка социальных отчислений
1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года — 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.
Пункт 2 действует до 1 января 2024 года
2. Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет 20 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.
[свернуть] Пункт 5 статьи 15 закона. Объект исчисления социальных отчислений
5. Ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Действие части второй пункта 5 приостановлено до 1 января 2024 года.
В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, уплачиваются исходя из минимального размера заработной платы.
В период приостановления действует в редакции пункта 4 статьи 39:
3) части второй пункта 5 статьи 15 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:
«В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, перечисляются исходя из минимального размера заработной платы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.»;
[свернуть]
Простыми словами —
- минимальный размер социальных отчислений 3.5% от 1 МЗП (в 2021 году: 42500 * 0.035 = 1488 тг),
- а максимальный 3.5% от 7 МЗП (в 2021 году: 42500 * 7 * 0.035 = 10413 тг)
ИП, неважно на общеустановленном порядке или упрощенке, обязаны выплачивать социальные отчисления не только за работника но и «за себя» (в свою пользу).
Расчет СО для ИП за себя не представляет сложностей. ИП сами выбирают с какой суммы платить социальные отчисления в пределах от 3.5% * 1МЗП до 3.5% * 7МЗП и не более фактического дохода (того, с которого вы платите подоходный налог).
Предвосхищая вопрос, если ИП — пенсионер, то выплачивать СО ему не нужно, так как пенсионеры не являются участниками системы социального страхования (ст. 7 закона о СО)
Также ИП не нужно платить СО если в соответствующем месяце не было дохода.
Пункт 1 статьи 14 закона «об обязательном соц. страховании в РК» (дальше — «закона»). Ставка социальных отчислений
1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года — 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.
[свернуть] Пункт 2 ст. 15 закона. Объект исчисления социальных отчислений
2. Объектом исчисления социальных отчислений для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских или фермерских хозяйств, являются:
за себя — сумма получаемого дохода, определяемая ими самостоятельно для целей исчисления социальных отчислений в свою пользу, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
за наемных работников — расходы, выплачиваемые работнику в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в фонд.
[свернуть]
Как правило, предприниматели, чтобы сэкономить выбирают минимально возможный размер СО — 3.5% от 1 МЗП
- Минимальный размер СО для ИП в 2021 году = 3.5% от 1МЗП = 1488 тг (42500 * 0.035)
- Максимальный размер СО для ИП в 2021 году = 3.5% от 7МЗП = 10413 тг (297500 * 0.035)
Социальные отчисления перечисляются ежемесячно, как за работника, так и для ИП в свою пользу (за себя).
За 1-й месяц, не позже 15 числа 2-го месяца, за 2-й месяц, не позже 15 числа 3-го месяца и т.д.
Пункт 7 главы 3 постановления «Об утверждении правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений»
7. Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления, если иное не установлено настоящим пунктом, в безналичном порядке со своих банковских счетов с приложением списков участников системы обязательного социального страхования, за которых производятся социальные отчисления.
[свернуть]
Данные о суммах уплаченных социальных отчислений отображаются в
- форме 200, каждый квартал;
- исключение — ИП на упрощенке, которые указывают эти данные в форме 910 (как за себя, так и за работника);
- а также ИП по патенту — в форме 911 (за себя, работников у него быть не может).
Сроки сдачи налоговой отчетности для ИП на упрощенке, ИП по патенту смотрите по соответствующим ссылкам.
Все остальные сдают форму 200 ежеквартально:
- за 1 квартал 2021 года — до 15 мая 2021 года;
- за 2 квартал 2021 года — до 15 августа 2021 года;
- за 3 квартал 2021 года — до 15 ноября 2021 года;
- за 4 квартал 2021 года — до 15 февраля 2022 года.
Социальный налог, по сути, представляет собой уникальный вид налогообложения для предпринимателей. Его обязаны платить работодатели за своих сотрудников. Всё это они делают исходя из собственного дохода, и на 2021 год его уплата является обязательной для юридических лиц, адвокатов, частных судей, исполнителей и индивидуальных и индивидуальных предпринимателей.
СН, вопреки мнению о том, что это не так, на самом деле не оказывает влияния на заработную плату. Эта сумма выплачивается работодателем. Она влияет на доход индивидуального предпринимателя, но это опять же идёт речь не о зарплате, потому что в этом случае человек платит за себя.
На текущий момент ставка и расчет соцналога для ИП является постоянной величиной и она равна девяти с половиной процентов. Однако с первого числа 2025 года её размер будет увеличен до 11%.
Добро пожаловать на портал Ирис!
Налоги – основной источник доходов государства и одна из важнейших составляющих его нормального существования. О налоге на транспорт, земельном налоге и о налоге на имущество мы говорили раннее. Сегодня же будем говорить о социальном налоге.
Социальный налог – это налог, имеющий отношение к субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Это налог, который платится работодателем (предприятием) за своих сотрудников.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие по общеустановленному налоговому режиму обязаны уплатить социальный налог до 25 числа месяца, следующего за отчетным. То есть, соцналог за август необходимо уплатить до 25 сентября. Уплата социального налога производится на ежемесячной основе.
Организации, работающие по упрощенке обязаны рассчитываться один раз в полгода: до 15 августа – за первое полугодие и до 15 февраля – за второе полугодие.
За несвоевременную или неполную уплату, а также за уклонение от уплаты социального налога предусмотрена ответственность и санкции (пени и штрафы).
Некоторые могут подумать, что социальный налог и социальные отчисления – это одно и тоже. Но это не так. Не стоит путать эти два понятия. Чем же они отличаются?
Средства с социального налога идут напрямую в государственный бюджет.
Средства же из социальных отчислений поступают в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) на счет каждого конкретного человека. И если наступит случай, предусмотренный Законами РК, человек может рассчитывать на выплаты из этого фонда.
Согласно налоговому кодексу не все организации являются плательщиками социального налога. К числу таких относятся:
- специализированные организации, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха или речи
- работающие в рамках специального налогового режима фермерские и крестьянские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели, работающие на основе патента
Первый микрокредит без переплат!
Сумма: до 130 000 тенге.
-
Как избавиться от долгов
-
Карты рассрочки – в чем выгода
-
Как научиться экономить и вести семейный бюджет
-
Страхование имущества
-
Как лучше платить – карточкой или наличными
-
Как начать инвестировать? Виды инвестиций, их достоинства и недостатки
-
5 способов оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома
-
Ипотека по программе «7-20-25»
-
Лизинг в Казахстане: виды, особенности, преимущества, отличие от кредита
-
Налог на добавленную стоимость: плательщики, ставка, расчет и возврат
-
Подоходный налог в Казахстане: что такое и как рассчитать?
-
Штрафы ГАИ за нарушение ПДД в Казахстане: проверка, оплата
-
Сколько стоит сделать паспорт в Казахстане?
-
Водительские права в Казахстане: получение, замена, лишение
-
Пенсия в Казахстане: расчет, виды, пенсионный возраст
-
Арендное жилье с последующим выкупом: как и кто может получить
-
Налог на имущество физических и юридических лиц
-
Земельный налог РК: ставки, расчет, порядок и сроки уплаты, льготы
-
Виды страхования в Казахстане: ОСАГО, КАСКО, страхование жизни и медицинская страховка
-
Пособия и льготы многодетным семьям в Казахстане
-
Индивидуальное предпринимательство: открытие, проверка, закрытие ИП в Казахстане
-
Как быстрее и выгоднее продать квартиру самостоятельно
-
Как защититься от коллекторов в Казахстане
-
Как получить квартиру от государства в Казахстане
-
Порядок выплаты пенсионных накоплений в Казахстане
-
Налог на транспорт РК: ставки, расчет, льготы, сроки уплаты
-
Кредитная история: как узнать и очистить плохую?
-
Банковская гарантия в РК: виды, условия выдачи
Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.
Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.
Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.
В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.
Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.
Социальный налог в Казахстане обязаны за своих сотрудников отчислять работодатели из собственных средств (сумма не вычитается из вашей заработной платы). К ним относятся:
- юридические лица (резиденты и нерезиденты РК);
- индивидуальные предприниматели, кроме тех, которые работают по патенту;
Сумма налога для юрлиц (пункт №1) определяется по формуле, за основу в которой берётся зарплата (ЗП) работника. Наименьшая сумма, от которой необходимо отталкиваться, равна 1 МЗП (в 2019 году это 42 500 тенге).
По пункту №2 социальный налог работодатель уплачивает в размер�� 1 МРП (в 2019 году – 2525 тенге) за каждого штатного сотрудника и 2 МРП за себя.
Плательщиками социального налога не являются:
- Предприятия, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
- Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).
- ИП, работающие на основе патента.
Соцналогом не облагаются доходы, указанные в статье 341 Налогового кодекса РК «Корректировка дохода». Это выплаты за счёт средств государственных и международных грантов; премии; стипендии; пенсионные отчисления; взносы по медстраховке (с 2020 года); алименты; вознаграждения по депозитам и ценным бумагам, дивиденды.
Отказаться от уплаты этого налога компания не может. За неперечисление или неполное перечисление социального налога грозят пени и штрафы. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК. Штраф составляет 20% от неудержанной суммы налогов для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, 30% для субъектов среднего предпринимательства и 50% для субъектов крупного предпринимательства.
От уплаты соцналога может отказаться ИП, но только в случае отсутствия доходов в текущем месяце.
Ставка социального налога для юридических лиц в Казахстане в 2019 году составляет 9,5%. В 2025 году она будет повышена до 11%. Рассмотрим начисление социального налога за одного сотрудника, получающего, например, зарплату в 100 000 тенге в организации с общеустановленным режимом налогообложения.
- В налогооблагаемую сумму не входит обязательный пенсионный взнос (ОПВ). Поэтому из оклада вычитаем пенсионные взносы: 100 000 – 10% (10 000) = 90 000 тенге.
- Рассчитываем сумму социального налога по ставке 9,5%: 90 000 х 0,095 = 8 550 тенге.
- По законодательству, социальный налог снижается на сумму социальных отчислений. Социальные отчисления составляют 3,5%: 90 000 х 0,035 = 3 150.
- Из суммы рассчитанного социального налога отнимаем социальные отчисления и получаем сумму соцналога к уплате: 8 550 – 3 150 = 5 400 тенге.
По упрощённому режиму соцналог складывается следующим образом: из 1,5% дохода вычитаются соцотчисления работников ТОО, включая его директора. Это делается один раз в полгода.
Для АО и организаций других форм собственности применяются правила, которым подчиняется ТОО.
Расчёт также производится в зависимости от выбранного налогового режима. При этом сумма социального налога (СН) уменьшается на сумму социальных отчислений (СО). Чтобы установить размер соцналога для владельца ИП по общеустановленному режиму, надо от 2 МРП отнять сумму соцотчислений. Чтобы сделать то же самое по каждому работнику ИП, надо эти отчисления отнимать уже от 1 МРП.
По упрощённому режиму соцналог вычисляется так: 1,5% от дохода минус соцотчисления работников и самого владельца ИП за полгода.
Для ИП и ТОО по общеустановленному режиму социальный налог рассчитывается ежемесячно: до 25 числа, следующего за отчётным периодом. Например, соцналог за май 2019 года должен быть уплачен не позднее 25 июня 2019 года.
Для ИП и ТОО по упрощёнке один раз в полгода: за первое полугодие – до 15 августа, за второе полугодие – до 15 февраля следующего года. Уплачивается по форме 910 (образец можно скачать на сайте Комитета госдоходов Минфина РК).
Социальный налог уплачивается по месту регистрации налогоплательщика (вашего работодателя).
-
доходов, указанных в пункте 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
-
доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
-
доходов, указанных в подпункте 10) статьи 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
-
выплат за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) физическим лицам по договорам гражданско-правового характера);
-
компенсационных выплат при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя — физического лица либо ликвидации работодателя — юридического лица, сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.
- сегодня
- неделя
- месяц
Освобождены от уплаты социального налога индивидуальные предприниматели, которые не получали доход в налоговом периоде и налогоплательщики приостановившие представление налоговой отчетности.
Индивидуальные предприниматели, применяющие СНР, исчисляют СН в соответствии с иными требованиями, описанными в статье по специальным налоговым режимам.
Для юридических лиц, объектом обложения СН являются расходы, выплачиваемые работникам в виде доходов.
Не являются объектом обложения доходы, указанные в статье 484 НК РК (ОПВ работников, взносы на ОСМС и выплаты за счет средств грантов и т.д.).
В случае, если объект обложения социальным налогом за месяц составляет менее 14 МРП, то социальный налог исчисляется от 14 МРП.
Нельзя умолчать о том, что некоторые наши сограждане глубоко недовольны действующей социальной страховой «обязаловкой» и вычетами по соцналогу. Например, Валентина Сиврюкова, президент Конфедерации НПО Казахстана, президент Гражданского альянса Казахстана, в прошлом году высказала такое мнение: «Несмотря на то, что отчисление в Госфонд соцстрахования идет персональное, никакой персонификации в самом фонде не происходит. Средства попадают в общий котел и не влияют ни на что. Независимо от того, кто сколько в этом фонде накопил, социальные выплаты при страховом случае будут производиться по установленным ставкам». Вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов в мае прошлого года заявил, что социальный налог «дышит предпринимателям в затылок», и что будет лучше « если эти деньги работодатель выплатит своим работникам в довесок к зарплате».
Наконец, некоторые предприниматели откровенно признаются, что из-за специфики налогообложения в нашей стране, в том числе манипуляций с социальным налогом, они не заинтересованы в повышении оплаты труда. Экономист Мурат Алейбеков достаточно исчерпывающе прокомментировал и этот момент: «Неадекватный Налоговый кодекс трижды облагает налогом фонд зарплаты. Во-первых, у работника из оклада изымается часть денег в виде подоходного налога. Во-вторых, на зарплату начисляется социальный налог. В-третьих, вся сумма вместе с отчислениями в бюджет облагается еще налогом на добавленную стоимость. В том числе облагается налогом и социальный налог, который у нас, почему-то, считается частью добавленной стоимости». Поэтому неудивительно, что предпринимателю всегда выгоднее платить меньше. Это снижает себестоимость продукции или услуг, повышает его конкурентоспособность.
Обязанность по выплате страховых взносов возложена на:
- юридические лица и организации;
- ИП, в том числе и частнопрактикующие адвокаты и нотариусы;
- граждане, не являющиеся ИП, но заключающие трудовые договоры и производящие выплату работникам заработных плат, например, при заключении трудовых договоров с домохозяйками, нянями или сиделками.
То есть плательщиками страховых взносов остались те же лица, которые являлись плательщиками ЕСН.
При этом:
- юридические лица и организации делают отчисления со всех видов доходов;
- ИП и физические лица, производящие выплату заработной платы, рассчитывают объем взносов исходя из общей массы выплат по трудовым договорам.
Поскольку страховые взносы перестали быть едиными и стали специализированы, то соответствующие расчеты по ним должны подаваться плательщиками в специализированные территориальные органы – территориальный ПФР и территориальный ФСС.
При оформлении документов и деклараций по страховым выплатам необходимо указывать коды бюджетной классификации в зависимости от дестинации (предназначения) платежа.
Выделяются следующие дестинации:
- ЕСН, подлежащий зачислению в федеральный бюджет;
- ЕСН для ФСС;
- ЕСН для обязательного медицинского страхования;
- ЕСН для территориального обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
Поскольку коды бюджетной классификации – изменяемый атрибут страховых выплат, то номера кодов желательно раз в год уточнять в территориальном налоговом органе или на официальных сайтах ПФР, ФСС, ФОМС и ТФОМС.
Как посчитать зарплату в РК 2022?
2022 год
Предел дохода
ОПВ, 10%
Min — нет Max — 50 МЗП = 3 000 000 тенге (50 × 60 000)
ВОСМС, 2%
Min — нет Max — 10 МЗП = 600 000 тенге (10 × 60 000)
ООСМС, 3%
Min — нет Max — 10 МЗП = 600 000 тенге (10 × 60 000)
СО, 3,5%
Min — 1 МЗП = 60 000 тенге Max — 7 МЗП = 420 000 тенге (7 × 60 000)
Как рассчитать зарплату в РК
Большинство людей, в первую очередь те, кто впервые устраиваются на работу, считают, что размер их заработной платы, будет таким же, как было обещано на собеседовании.
Следует помнить, что оклад и заработная плата – два разных понятия. При исполнении своих обязанностей, гражданин получает доход, с которого по действующему законодательству Республики Казахстан, вычитаются определенные отчисления в пользу государства. Именно поэтому может возникнуть ситуация, когда при начислении зарплаты гражданин получит одну сумму, хотя по договору была заявлена другая, разбирался FinBiz.kz.
Оклад – фиксированная сумма, указанная в трудовом договоре. От этой суммы производятся все нужные вычеты, и гражданин получает «чистую» зарплату, или еще как называют, зарплату «на руки».
Похожие записи: