Как пользоваться иностранными счетами и не получить штраф?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как пользоваться иностранными счетами и не получить штраф?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.

Правомочия и обязанности, возникающие в валютных отношениях между их участниками

Резидентам и нерезидентам в валютных правоотношениях нормами российского права предоставляются равные правомочия. Так, к ним в соответствии со ст. 24 закона № 173 принято относить:

  • ознакомление с актами осуществленных агентами валютных операций ревизий;
  • подачу жалоб в специальные органы на противозаконные действия или халатность агентов валютных операций;
  • возмещение ущерба, ставшего результатом действий агентов валютных операций.

Обязанности субъектов валютных правоотношений:

  • представлять всю запрашиваемую по валютным переводам документацию в указанные учреждения и органы власти;
  • в соответствии с установленными правилами осуществлять учет своих валютных операций;
  • исполнять в установленный срок указание органа власти в сфере валютного регулирования.

В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:

В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.

Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.

Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).

Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.

Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.

Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.

Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.

Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.

То есть — опять ничего страшного.

Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.

Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.

Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.

Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.

Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.

Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.

А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.

Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.

Но!

Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:

  • По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
  • РФР
  • Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
  • При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).

А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.

Читайте также:  Независимая оценка ущерба после залива квартиры

Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не 2-х миллионов граждан РФ, которые по данным ЦИК России проживают за рубежом, а не менее 10-ти миллионов, как это следует из источников, заслуживающих доверия.

Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.

Валютные операции между резидентами

По общему правилу валютные операции между резидентами на территории РФ запрещены, то есть все сделки между компаниями и физлицами должны проводиться с использованием рубля. Но есть ряд исключений, например:

  • компании могут выдавать зарплату в валюте сотрудникам, работающим за рубежом, при условии, что и компания, и работник являются резидентами РФ;
  • оплата покупок в магазинах duty free, а также по договорам перевозки (фрахтования, транспортной экспедиции грузов) из РФ и в РФ.

В 2020 году приведенный перечень будет расширен. Соответствующие изменения содержит проект Федерального закона № 753653-7 (далее – Законопроект № 753653-7). Указанные изменения затрагивают статьи 9 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).

В частности, изменения затронут коммерческие организации, деятельность которых предусматривает зарубежные командировки работников. Без использования банковских счетов в уполномоченных банках станет возможно осуществлять следующие операции с наличной иностранной валютой:

  • оплата и (или) возмещение расходов командированных за рубеж лиц;
  • погашение неизрасходованных авансов, выданных под зарубежную командировку.

Кто должен платить налоги в России со своих доходов (НДФЛ)?

Налоговый кодекс Российской Федерации («НК РФ») определяет две категории налогоплательщиков НДФЛ:

  1. Резиденты России; и
  2. Нерезиденты России.

Резиденты платят НДФЛ (13% по общему правилу) со всех своих доходов от источников по всему миру.

Нерезиденты платят НДФЛ (30% по общему правилу, исключения см. в следующих разделах) только с доходов от источников в России, перечисленных в ст. 208 НК РФ. К ним, например, относятся:

  1. Дивиденды и проценты от российских организаций, российских индивидуальных предпринимателей, иностранных организаций в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
  2. Страховые выплаты;
  3. Доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
  4. Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, и т.д.

(№ 6) Утрата налогового резиденства РФ при удаленной работе по трудовому договору & НДФЛ

Основным последствием утраты налогового резиденства РФ для физического лица будет повышение ставки НДФЛ с 13% / 15% до 30% на доходы полученные от источников в РФ и невозможность применять определенные налоговые вычеты (например при продаже недвижимости или автомобиля которым владеешь менее 3 лет / 5 лет).

Общая ситуация, с утратой статуса налогового резидента РФ, выглядит так скажем не очень, для физических лиц которые релоцировались, но продолжают состоять в трудовых отношениях с работодателями в России и получают от них доход (зарплату).

Как мы обсудили, буквально в предыдущем посте, налоговые агенты (работодатели) определяют налоговый статус удаленного работника, подсчитывая суммарно, 183 дня его присутствия / отсутствия в РФ в течение 12 месяцев следующих подряд, которые могут начаться, например в 2022 году, если работник уехал в сентябре 2022 года и продолжаться в 2023 году, если он не вернулся, при этом итоговый налоговый статус работника, будет определяться работодателем на 31 декабря 2022 года (статус будет еще не утрачен) и потом на 31 декабря 2023 года в данном примере (статус будет уже точно утрачен).

Пример:

Юра работает на компанию в России. В сентябре 2022 года, Юра срочно уехал из России в Турцию, но продолжил удаленно работать на работодателя в России. Возвращаться из Турции в Россию в 2023 году Юра точно не планирует.

Работодатель Юры (его налоговый агент), продолжает ему выплачивать зарплату и удерживать НДФЛ в размере 13% (как с налогового резидента РФ), при этом работодатель определил налоговый статус Юры на 31 декабря 2022 г. и конечно он не изменился, так как с сентября прошло меньше чем 183 дня.

Работодатель продолжил выплачивать Юре зарплату и с апреля 2023 года (прошло 183 дня) стал удерживать с него НДФЛ в размере 30% уже как с налогового нерезидента РФ, после чего еще раз уточнит его ИТОГОВЫЙ налоговый статус 31 декабря 2023 года и будет обязан удержать с Юры еще дополнительно 17% за первый квартал 2023 года (когда удерживал НДФЛ всего 13%).

Отмечу, если работодатель не знал, о том что Юра удаленно работает за пределами РФ и продолжал удерживать стандартный НДФЛ 13%, то Юра будет обязан самостоятельно исчислить 183 дня за налоговый период и самостоятельно доплатить + НДФЛ 17% подав декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля года следующего за отчетным.

Но есть и позитивные моменты, утраты физическим лицом, статуса налогового резиденства РФ:

  • налоговые нерезиденты освобождаются от уплаты НДФЛ с доходов от иностранных источников (налоговые резиденты РФ платят НДФЛ 13% с мировых доходов);

  • налоговые нерезиденты РФ не обязаны отчитываться по КИК и уведомлять ФНС об участии в иностранных компаниях.

Хочу обратить Ваше внимание, что уведомление ФНС, об утрате налогового резиденства РФ не предусмотрено, но можно это сделать по желанию, в произвольной форме.

Резидент и нерезидент — это…

С латинского языка слово resident буквально переводится как « постоянно сидящий на месте». Отсюда и возникло неправильное отождествление понятия с гражданством.

Термины «резидент» и «нерезидент» можно встретить в двух отраслях законодательства: валютном и налоговом.

Правотворческий орган использует такое разграничение с целью показать, чьи интересы представляет лицо в международных отношениях: родного государства или чужого.

При этом законодатель использует или формально-юридический признак (место регистрации, фактическое время нахождения на территории), или экономический (с экономикой какой страны субъект имеет большую взаимосвязь).

Резидентами и нерезидентами могут выступать обычные люди и организации. От того, под какую категорию эти лица попадают, зависит их правовой статус в государстве.

А именно три вещи:

  1. права;
  2. обязанности;
  3. юридическая ответственность.

Если говорить простыми словами, резидент – это лицо, чей центр экономических и деловых интересов находится в стране пребывания. Остальные люди и организации относятся к нерезидентам.

Полтора года назад правительство приняло решение о внесении поправок в Федеральный Закон, согласно которым, нерезиденты получили значительные поблажки, уравнивающие их по правам с резидентами, если речь идёт о продаже имущества, но, далеко не все об этом знали и боялись продавать недвижимость. В 2018 году был принят Федеральный Закон №424, в котором произошло освобождение нерезидентов РФ от уплаты НДФЛ по ставке 30% при сделке на продажу принадлежащей им недвижимости, находящейся в России.

Также это означает, что в данном случае они будут пользоваться теми же правами, что и резиденты. Нерезидент – это необязательно не гражданин России. Как говорилось выше, этот статус присваивается в том случае, если за пределами страны человек провел 183 дня и более от 365 в году. Такая ситуация часто случается при оформлении ВНЖ на основе программы «золотой визы», которая выдается при выезде со страны на лечение или обучение.

Читайте также:  Льготы для предпенсионеров в Московской области в 2022 году

До 2019 года, если нерезидент продавал имущество, находящееся в России, после сделки он был обязан отдавать государству 30% от полученной в результате суммы. Эти правила могли применяться тогда, когда на момент сделки владелец имущества был резидентом, а к концу года получил статус нерезидента поскольку число дней пребывания в другой стране превысило необходимый период нахождения в России.

Единственная лазейка – это договоры о невозможности применять двойное налогообложение для нерезидентов, которые были заключены Россией с несколькими другими странами. Это означает, что нерезидент мог воспользоваться правом платить налог по закону того государства, резидентом которого он является. На данный момент, каждый нерезидент может продавать свою недвижимость в РФ, не опасаясь ставки НДФЛ в 30%.

Кроме этого, как и резиденты, они освобождены от уплаты данного сбора, если недвижимость пребывала в собственности больше 5-ти лет. Если человек владел продаваемым объектом меньше данного периода, независимо от резидентства, он оплатит налог 13%. Нововведения вступили в силу 1 января 2019 года. Сделки, которые были проведены до этого, облагались налогами по установленным до этого момента правилам, то есть в размере 30% от суммы проведённой сделки купли-продажи.

Закон валютного контроля

Специальный закон о валютном контролировании называет права общего характера, а также обязанности всех резидентов и нерезидентов, которые тем или иным образом осуществляют в Российской Федерации валютные операции:

  • право для того чтобы знакомиться с актами проверок, которые были проведены органами и, что самое главное агентами валютного контроля;
  • право на то чтобы обжаловать решения, а также действия (бездействие) органов и, конечно, агентов контроля валютной направленности и их лиц при должности;
  • специальное право на возмещение в конкретном установленном порядке реально нанесенного ущерба, который в свою очередь был причинен неправомерными действиями (бездействием) органов, а также субъектов валютного контроля и их лиц при должности;
  • конкретная обязанность предоставлять агентам и органам валютного контроля в свое время установленные законом специальные акты, и различного рода информацию;
  • определенная обязанность вести в четко установленном порядке учет, а также составлять конкретную отчетность по проводимым ими операциям валютного характера, при этом обеспечивая сохранность соответствующих актов и материалов в течение промежутка времени, который в свою очередь составляет не менее трех лет с момента совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
  • конкретная обязанность выполнять четкие предписания органов контроля валютного порядка об устранении нарушения документов, которые в свое время были выявлены валютным законодательством Российской Федерации и документами органов валютного контролирования.

Комплексный характер права валютной направленности по большей части обуславливает именно наличие двух категорий субъектов: публичных и, что самое главное частных.

Определение 4

Субъектами частного характера в валютных отношениях правового порядка являются физические и юридические лица, которые в валютных правовых отношениях получают статус резидентов или нерезидентов.

Публичными субъектами в правовых отношениях валютной направленности выступают: органы валютного контролирования (Банк России, Правительство Российской Федерации); органы осуществляющие валютный контроль (Банк России, орган власти исполнительного характера, уполномоченный Правительством Российской Федерации, – Росфиннадзор); агенты валютного контроля (уполномоченные банки, подотчетные Банку России; профессиональные участники рынка каких-либо ценных бумаг в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные органу федеральной направленности исполнительной власти по рынку ценных бумаг; органы таможенного порядка; налоговые органы); различные валютные биржи.

В качестве одного из самых главных критериев, который отличает рассматриваемых субъектов выступает характер реализуемых ими интересов в валютных отношениях правового порядка. Например, коммерческие лица юридического порядка, в большинстве случаев, вступают в валютные правовые отношения с конкретной целью удовлетворить собственные (то есть частные) имущественные интересы. В отличие от них Банк России или какие-либо органы таможенного порядка принимают участие в валютных правовых отношениях от имени и по поручению государства.

Замечание 2

Поскольку публичные, а также частные субъекты имеют противоположные интересы, то выступают они в роли совершенно противоположных сторон валютного правоотношения.

В качестве самостоятельных субъектов валютного права выступают определенные уполномоченные банки, а также специальные валютные биржи. В большей мере их специфика кроется именно в том, что в валютных правоотношениях отмеченные субъекты вполне могут реализовывать как частный, так и публичный интерес.

Уполномоченными банками являются определенные организации кредитного характера, которые в свое время были созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и при этом имеющие определенное право на основании лицензий Банка России осуществлять операции банковского порядка со средствами в зарубежной валюте.

Различные банки уполномоченного порядка играют достаточно значимую роль в механизме валютного контроля Российской Федерации. Такие банки по большей части являются главными участниками внутреннего валютного рынка Российской Федерации, то есть основными участниками связанных с валютными ценностями операций, которые осуществляются на территории Российской Федерации.

Важность специального института уполномоченных банков по большей части кроется именно в том, что в России только через такие банки производится продажа, а также купля зарубежной валюты, а также чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых отмечена в какой-либо зарубежной валюте. Но также кроме этого, операции валютной направленности проводимые между какими-либо уполномоченными банками и резидентами осуществляются без каких-либо ограничений. Что же касается нерезидентов, то они на территории Российской Федерации обладают специальным правом открывать как рублевые, так и валютные счета опять же только в уполномоченных банках.

Приоритет специальных уполномоченных банков на внутреннем рынке валютного порядка Российской Федерации нашел юридическое закрепление в частности в 11 статье «Внутренний рынок валютного характера Российской Федерации» Закона о валютном контролировании, который предусматривает конкретную возможность купли-продажи зарубежной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых отмечена в зарубежной валюте, в Российской Федерации исключительно через уполномоченные банки. Кроме того, при поставке товаров (услуг, а также работ) на экспорт или для того чтобы осуществить импорт товаров (услуг и работ) субъекты внешнеэкономической деятельности нуждаются в специальном банковском обслуживании своих валютных операций, так как при осуществлении экспортно-импортных операций расчеты осуществляются именно через обслуживающий его уполномоченный банк.

4 часть 22 статьи Закона о валютном контролировании предусматривает, что специальный контроль за осуществлением операций валютного характера кредитными организациями осуществляет именно Банк России. Но также важно заметить, что Банк России, согласно указанному Закону, является органом валютного контроля, а это в свою очередь говорит о том, что в его компетенцию входит:

  1. осуществление процесса по проведению различных проверок соблюдения резидентами, а также нерезидентами определенных документов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютных органов контролирования;
  2. проведение определенных проверок полноты, а также достоверности отчетности и учета по конкретным операциям валютной направленности резидентов, и нерезидентов;
  3. получение, а также запрос информации и актов, которые тем или иным образом связаны с проведением каких-либо валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления актов по конкретным запросам агентов, а также органов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней с момента подачи запроса;
  4. выдача специальных предписаний об устранении выявленных нарушений актов законодательства валютного характера Российской Федерации и документов органов валютного контролирования;
  5. использование установленных законодательством Российской Федерации определенных мер ответственности за нарушение определенных актов валютного законодательства Российской Федерации и документов органов валютного контролирования.

Резиденты и нерезиденты страны — кто это, Финансовый гений

Эти понятия очень актуальны во многих финансовых сферах, например, в банковском обслуживании, при уплате налогов, выводе средств за границу, оформлении наследства и в других случаях, поэтому нужно очень четко понимать, кто такой резидент, кто такой нерезидент, и в чем между ними разница. Об этом, применительно к физическим лицам, и пойдет речь в сегодняшней статье.

Читайте также:  Льготы для ветеранов труда - надбавка, условия, получение

Начать хочу с того, что, скажем так, “средний обыватель”, далекий от финансовых вопросов, когда слышит понятия резиденты и нерезиденты, полагает, что резиденты – это граждане страны, а нерезиденты – это иностранцы. Так вот, это очень серьезная ошибка! На самом деле понятие резиденства имеет определенную связь с понятием гражданства, но при этом имеет и существенные отличия. То есть, резидент – это не обязательно гражданин страны, а нерезидент – это не обязательно иностранец. Далее – подробнее.

Определения резидентов и нерезидентов даются в законодательных актах каждого государства, и могут иметь определенные отличия для разных стран.

Мало того, в России, например, понятие резидента и нерезидента даже отличается внутри страны: при осуществлении валютного контроля действуют одни определения, а при налоговом контроле – другие.

Эти определения могут меняться, путем внесения соответствующих изменений в законодательную базу, поэтому всегда нужно для верности просматривать законы с последними внесенными изменениями.

Резиденты и нерезиденты: кто это?

Начать хочу с того, что, скажем так, «средний обыватель», далекий от финансовых вопросов, когда слышит понятия резиденты и нерезиденты, полагает, что резиденты — это граждане страны, а нерезиденты — это иностранцы. Так вот, это очень серьезная ошибка! На самом деле понятие резиденства имеет определенную связь с понятием гражданства, но при этом имеет и существенные отличия. То есть, резидент — это не обязательно гражданин страны, а нерезидент — это не обязательно иностранец. Далее — подробнее.

Определения резидентов и нерезидентов даются в законодательных актах каждого государства, и могут иметь определенные отличия для разных стран. Мало того, в России, например, понятие резидента и нерезидента даже отличается внутри страны: при осуществлении валютного контроля действуют одни определения, а при налоговом контроле — другие. Эти определения могут меняться, путем внесения соответствующих изменений в законодательную базу, поэтому всегда нужно для верности просматривать законы с последними внесенными изменениями.

Виды валютных операций резидентов и нерезидентов

К резидентам относятся:

  • физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; их филиалы и представительства, находящиеся за пределами РФ;
  • дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ.

Валютные операции резидентов в РФ следующие.

1. Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений.

2. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляющиеся резидентами без ограничений:

  • расчеты за экспорт товаров при условии, что срок возврата валютной выручки от реализации этих товаров на экспорт не будет превышать 3 года с даты фактического пересечения этими товарами таможенной границы РФ;
  • расчеты за производимые резидентами за пределами территории РФ строительные и подрядные работы, сроки платежа за которые в соответствии с условиями заключенных договоров превышают 90 дней, при условии, что срок возврата валютной выручки за произведенные строительные и подрядные работы не будет превышать 5 лет с даты заключения такого договора;
  • расчеты, связанные со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию, осуществляемыми в период срока действия соответствующего договора, при условии, что срок действия указанного договора не будет превышать 5 лет с даты его заключения;
  • переводы физическим лицом – резидентом иностранной валюты в РФ и из РФ на сумму, не превышающую 75 тыс. долл. США, осуществляемые в течение календарного года в целях приобретения физическим лицом – резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом – резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги.

Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:

«1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением. «.

Далее следует обширный перечень исключений или разрешенных валютных операций между резидентами. Однако в законе о валютном регулировании он изложен в затрудненном для обычного понимания виде, с многочисленными ссылками на другие статьи закона. В упрощенной форме с разбивкой по группам схожих операций для первичного планирования операций его можно представить нижеприведенным образом. Но при этом важно учитывать, что для итогового планирования и проведения конкретных валютных операций необходимо основываться строго на нормах закона о валютном регулировании. Кроме того, в ряде случаев сами нормы закона о валютном регулировании требуют расшифровки по другим законам и (или) правовым актам РФ.

Новости

Операции, подлежащие валютному регулированию

По последним изменениям правил Центрального Банка, к операциям валютного регулирования можно отнести:

  1. Проведение договор, которые осуществляются между нерезидентами и резидентами, а так же при проведение операций между открытыми счета резидентов.
  2. Агентские договора при внешнеторговлей и вывоза товар за пределы РФ.
  3. При покупке или продаже горючего топлива.

К валютному регулированию относят сделки, которые имеют отдельные торговые суммы:

Импорт 3 млн. рублей
Экспорт 6 млн.рублей

Сумма конвертации происходит по курсу Центрального Банка на момент заключения договора.

Резидент – это не почти президент

В первую очередь резидент определяется как физическое или юридическое лицо, имеющее официальную регистрацию в конкретной стране, в которой он на данный момент проживает не менее полугода. Для примера: мы, граждане России, имеющие официальную прописку, являемся резидентами для своей страны. При этом обязательным условием является то, что на данный момент мы и находимся на территории России, а не где-то гостим в соседнем государстве, то есть возможность гостить, конечно, предусмотрена, но главное условие, чтоб из последних 12 календарных месяцев 183 дня резидент проживал в своей стране.

К понятию о том, кто такой резидент, следует добавить, что на каждого представителя страны, в которой он числится резидентом, в полной мере распространяется действие национального законодательства. Это означает, что человек несёт полную ответственность за свои действия и поступки, как и за любую незаконную деятельность, перед своей страной.

Как определить, какой статус имеет конкретное лицо?

Стоит отметить, что даже одного месяца достаточно, чтобы статус налогоплательщика поменялся. Для этого достаточно выехать за пределы государства или вернуться назад в страну. Впрочем, никаких указаний в действующем законодательстве в отношении того что придется отсылать уведомление в ИФНС о смене статусу, не существует.

Важным моментом является еще и то, что гражданство никак не влияет на определение данного статуса. В отдельных случаях, правда, предусмотрено, что даже если гражданин покидал пределы страны на длительное время, этот период в учет не принимается. Речь идет о следующих моментах:

  • человек покидал РФ на срок не более полугода для прохождения лечебного курса;
  • гражданин проходил обучение в течение полугода в другом государстве;
  • налогоплательщик числился как откомандированный для добычи нефти и газа за пределами своей страны.

Некоторые нюансы по определению статуса, могут возникнут в том случае, когда человек желает эмигрировать из России и продает собственное имущество. Фактически такие лица уже не являются резидентами, хотя формально, продолжают ими считаться. Им необходимо будет уплатить НДФЛ и вот здесь размер платы зависит от статуса. Дело в том, что по ставке 13% платят резиденты, а вот по ставке в 30% уже нерезиденты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *