ДТП при повороте налево на перекрестке: кто виноват, разбор аварий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП при повороте налево на перекрестке: кто виноват, разбор аварий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чаще всего к возникновению ДТП при повороте налево приводит следующая ситуация: один из шоферов начинает обгонять, а другой поворачивает. Во время обгона, находящееся впереди средство уже начало поворачивать налево. Такие обстоятельства нередко приводят к столкновению и значительным печальным последствиям.

Важные тонкости любого ДТП

Первую тонкость, которую необходимо запомнить – не всегда нарушение именно пунктов маневрирования или движения по перекрёсткам становится причиной ДТП. Важно помнить про пункт 10.1 ПДД, когда при превышении скорости можно стать виновником, вне зависимости от обязанности уступить дорогу другим участником движения.

Второй нюанс заключается в динамике ДТП – ведь именно в динамике его рассматривают сотрудники ГАИ и судьи (при наличии видеорегистраторов особенно). Например, если нарушающий правила уже проехал первый, и вы в него въехали сзади, то далеко не всегда виновным признают именно его, так как если он уже проехал, то не его нарушение привело к аварии, а то, что вы его догнали, когда тот был в своей полосе. Но речь идёт, конечно же, о случаях, когда вы успели бы затормозить и избежать столкновения. Например, в ситуации как на видео ниже (это не поворот налево, но описанный случай в нём ярко выражен).

ДТП при повороте налево на перекрестке, когда один из автомобилей уже на перекрестке

Столкновение происходит, когда один из участников движения уже выехал на середину перекрестка и начинает поворачивать. Предварительно он подает сигнал поворота и пропускает встречный транспорт. Бывают ситуации, когда на транспортные средства, движущиеся по встречной полосе, не всегда замечены маневрирующим водителем. В данной ситуации виновник определяется совокупностью факторов: наличием светофора, знаков, разметки, и других обстоятельств.

ДТП при повороте налево во двор

При повороте налево во двор водитель также должен пропустить встречный транспорт, а также пешеходов, велосипедистов. При совершении съезда во двор водителю придется сильно замедлить скорость движения. Часто ДТП провоцирует именно этот фактор, так как движущийся сзади водитель не успевает среагировать. Здесь важно, чтобы тот, кто снижает скорость, заранее включил сигнал поворота.

Кто виноват в ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля?

В данном случае ситуация достаточно интересная, т.к. виновником ДТП на практике может оказаться как любой из водителей по отдельности, так и оба водителя одновременно.

Рассмотрим пункты правил, относящиеся к данной ситуации.

Нарушения, которые могут быть допущены водителем синего автомобиля:

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Нарушение водителя черного автомобиля:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

ДТП при обгоне поворачивающего

Авария может возникнуть, если два автомобиля движутся по одной полосе. Транспортное средство, находящееся впереди, поворачивает налево. Водитель, едущий сзади, в этот же момент принимает решение совершить обгон. Участники ДТП при повороте налево видят ситуацию по-разному. Водитель, желающий повернуть, замедляется, чтобы совершить манёвр. Он не знает, что машина, находящаяся позади, уже близко. Второй гражданин не знает причин замедления находящегося впереди автомобиля. Человек считает, что снижение скорости произошло просто так, и решает выполнить обгон. Оба автолюбителя начинают совершать маневр. В результате возникает ДТП.

ВАЖНО

Вина в ДТП при обгоне поворачивающего налево автомобиля определяется в зависимости от ситуации. Обычно представители ГИБДД учитывают, кто первый включил сигнал поворота. Этот человек будет признан невиновным. Процедура оценки ситуации выполняется с учетом записи видеорегистратора и свидетельских показаний.

Если водители не хотят оказаться в ДТП при повороте налево, эксперты советуют подавать сигнал о планируемом маневре заранее. Человек, движущийся позади, должен понимать, что замедление может быть выполнено не просто так.

Определение главной дороги в ПДД

Определение главной дороги нужно искать в ПДД в разделе «Общие положения»:

Главная дорога» – дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Из него следует, что от второстепенной ее может отличать не только наличие дорожного символа. Иногда его вовсе не бывает, а пути тем не менее не равнозначны.

Читайте также:  Свидетельство на въезд возвращение в РФ в 2021 году

Понять, какое направление приоритетное, нетрудно чисто визуально, по типу поверхности. Но иногда проблемой может стать снег или гололед, когда покрытия не видно. А определение преимущественного пути по ширине проезжей части тоже не всегда возможно, ведь он бывает одинаковым на обоих пересекающихся отрезках. Тогда водителю следует ехать таким образом, как будто он находится на второстепенном. Это поможет избежать опасной ситуации, аварии.

ДТП при повороте на перекрестке

На перекрестке находится множество небезопасных зон и транспортных схем движения. В основном это большой транспортный поток, многополостность дороги, отсутствие необходимого светофора, а также контроля за передвижением налево.

Поэтому ответ на вопрос о виновном лице в ДТП на перекрестке при совершении поворота налево является достаточно сложным.

В таком происшествии кроме совершающего поворот водителя могут оказаться следующие лица:

  • автомобилист, находящийся сзади и также совершающий поворот налево,
  • граждане, которые переходят проезжую автомобильную часть перед перекрестком или слева от него.

Примером являются пешеходы, которые перебегают по зебре при красном свете светофора. Также это могут быть велосипедисты, выезжающие на переход на велосипеде.

Важно! Во многих ситуациях ДТП происходят из-за следующих обстоятельств:

  • один или сразу несколько участников не смогли увидеть другого. Например, при одновременном выполняемом параллельном повороте нескольких транспортных средств автомобилист последнего из них не увидел пешехода, закрытого соседними автомобилями,
  • действия поняты неверно. Например, один водитель принял решение о развороте на перекрестке, причем по этой же полосе за ним другой водитель подумал о том, что первый поворачивает, поэтому он стал совершать поворот налево,
  • не была соблюдена дистанция между автомобилями,
  • поворот совершали сразу несколько автомобилей, едущих друг за другом, при этом они перегородили проезд встречному автотранспорту,
  • два автомобилиста совершают одновременный поворот при параллельном передвижении, где поворачивать можно только из одной полосы,
  • предпринимаемые попытки автомобилистов быстро проехать в необходимом направлении.

Во многих складывающихся ситуациях разбор произошедшего на перекрестке ДТП при выполняемом повороте налево не может быть осуществлен без проведения трасологической экспертизы.

Александр не признавал свою вину в ДТП с самого начала. Полагал, что суд разберет все обстоятельства дела. Поэтому я свое внимание сосредоточил на мелочах. Дело было очень резонансным, о нем трубили все СМИ. Понятно, что должен быть назначен виновник и максимально линчеван.

Александру обвинители предлагали признать вину и тем самым облегчить участь, но было ли что признавать? Грозили в ином случае назначить максимальное наказание – 7 лет лишения свободы.

Александр 20 июля 2009 года двигался по автодороге М-7 от Иваново в сторону города Владимир. Не доезжая перекрестка поворота на п. Лежнево, за 200-250 метров он перестроился левее, находясь на своей полосе движения, так же в это время убрал ногу с педали газа, так как в этот момент времени стал готовиться к маневру поворота на п. Лежнево.

Через некоторое время он увидел, что по встречной полосе, со скоростью около 50 км.ч, движется автомобиль «КАМАЗ». В этот момент КАМАЗ помехи для его движения не создавал. Перед съездом на п. Лежнево, он в дальнейшем хотел уступить дорогу «КАМАЗу».

Также при обнаружении «КАМАЗа», он видел, что автомобиль «ВАЗ», с большей, чем у «КАМАЗа» скоростью, начинает его обгонять. Сигналы поворота указанный автомобиль не подавал, свет фар на обоих встречных автомашинах не горел.

Автомобиль «ВАЗ» при выполнении обгона двигался по полосе движения Александра. Он (Александр) предполагал, что автомобиль «ВАЗ» обгонит автомобиль «КАМАЗ» и вернется на свою полосу. Визуально расстояния для завершения маневра обгона автомобилем «ВАЗ» вполне хватало. Но автомобиль «ВАЗ» двигаясь по встречной полосе движения, не уходил на свою полосу движения.

Когда расстояние сократилось между автомобилями до опасного, Александр применил меры экстренного торможения и маневр влево, с целью избежания лобового столкновения с автомобилем «ВАЗ». Вероятно, в это же время водитель автомобиля «ВАЗ» так же принял меры к экстренному торможению и маневру вправо, поэтому наезда избежать не удалось и произошло столкновение автомобилей на левой (по ходу движения Александра) обочине.

От маневра поворота на п. Лежнево при возникновении опасности он отказался и все внимание сосредоточил на предотвращении возникшей опасности.

Александр обвинялся в том, что, нарушил требования п.п. п.п.1.3, 1.4, 8.1, 9.1, 10.1 ч.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ).

Считаю, что версия моего подзащитного проигнорирована без какого-либо внятного объяснения.

Наша позиция.

1. Итак, протокол ОМП.

Защита установила, что из схемы к протоколу ОМП следует, что следы юза автомобилей «ВАЗ» и «АУДИ» находятся под углом к проезжей части. Следы юза обоих машин ведут со встречной полосы для автомобиля «ВАЗ» и со своей полосы автомобиля «АУДИ», о чем свидетельствует масштабная схема, выполненная специалистом Шапиро.

2. Суд не выезжал на место и не определил как располагались следы юза от указанных транспортных средств, а если соединить точки начала и конца следов юза автомобиля «ВАЗ», то получится что они идут от середины дороги и частично находятся на встречной полосе.

Заключением эксперта-автотехника вина Александра также не доказывается, в заключении эксперта нет категоричных выводов о виновности того или иного водителя ТС. При допросе эксперт указал, что для категорических выводов ему не хватает данных, которых нет в материалах дела, о чем он неоднократно указывал в своих заключениях.

Читайте также:  Госпошлина за регистрацию автомобиля на юридическое лицо

Экспертом указано, что следы юза «АУДИ» идут с его полосы движения и экспертом не исключается движение «ВАЗ» до столкновения по встречной полосе движения. Судом эти доводы просто проигнорированы.

3. Александром преднамеренного выезда на встречную полосу не принималось. Выезд на встречную полосу был продиктован опасностью для его движения по своей полосе, при избегании встречного лобового столкновения, где он освобождал полосу движения для автомобиля ВАЗ.

В соответствие с требованиями п. 1.2 ПДД «Опасность для движения», Александр не мог двигаться прямо, когда автомашина «ВАЗ» находилась за 68 метров от его автомашины. В тот момент Александр в полном соответствие с п. 10.1 ч. 2, 10.5 ПДД применил экстренное торможение и вывернул руль влево, так как это время «ВАЗ» двигался в незаторможенном состоянии, скорости не снижал и ехал навстречу по полосе движения Александра.

4. Мы добились от следствия проверки показаний на месте. Указали, что применить маневр объезда автомашины «ВАЗ» Александр не смог в силу физиологических причин.

Во-первых, дорожная ситуация развивалась стремительно.

Во-вторых, в соответствии с п. 9.10 ПДД при принятии решения о маневре, он должен был рассчитать необходимый боковой интервал между автомашинами «ВАЗ» и «АУДИ», обеспечивающий безопасность разъезда, что в условиях дефицита времени сделать было невозможно. Кроме этого сзади очень близко также двигались транспортные средства, что могло привести к столкновению с ними.

5. В указанном случае, говорить о преднамеренном движении автомашины под управлением Александра, при маневре на встречную полосу необоснованно, поэтому в его действиях отсутствует нарушение п. 8.1 ПДД РФ.

6.До перекрестка проезжая часть автодороги М-7 имеет 2 полосы для движения ТС, одна в направлении из г. Иваново в г. Владимир, другая во встречном направлении движения, то есть это определяется по имеющейся разметке, в соответствии с п. 9.1 ПДД.

Александр, как было указано выше, до опасной ситуации двигался по своей полосе, поэтому в его действиях не может содержаться нарушение п. 9.1 ПДД РФ.

7. Столкновение произошло л��шь с автомобилем «ВАЗ». С автомобилем «КАМАЗ», с автомобилем под управлением свидетеля Зайцева, ни с другими ТС столкновения не произошло, поэтому нельзя говорить о нарушении п. 10.1 ч. 1 ПДД Александром, в том, что он при движении не учел интенсивности движения.

П. 10.1 ПДД определяет прежде всего скоростной режим, следствием и судом не приведено доказательств того, что Комаров нарушал скоростной режим.

8. Все представленные обвинением доказательства, подтверждают факт поворота автомобиля Александра, но не содержат абсолютно никаких сведений о причине (причинах) ДТП и соответственно виновных действиях водителя «ВАЗ».

9. Судом неправомерно указано, что столкновения автомобилей имело место на полосе движения автомобиля ВАЗ, тогда как согласно схеме ДТП, выводам эксперта столкновение имело место на обочине. Судом не дана оценка факту применения Комаровым экстренного торможения на своей полосе.

10. Судом указано, что столкновение произошло в пределах перекрестка, однако судом это установлено с достоверностью. Место съезда автомашины Александра на обочину находится за 30 метров до перекрестка.

Указания судов о месте столкновения на перекрестке ничем не подтверждено, на место ДТП суд не выезжал, хотя мы об этом ходатайствовали, а на схеме не обозначены начала закруглений.

В соответствие с п. 1.2 ПДД «Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Неправильно в данном случае применен и термин дорога. В соответствие с п. 1.2 «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

11.Суд ошибочно полагал, что торможение Александр применял с середины дороги. Схемой установлено, что с середины дороги идут следы юза автомобиля. Указанные следы образуются заблокированными на юз колесами автомобиля.

Торможение же водителем применяется раньше, до начала следов юза, так как водитель нажимает на педаль тормоза после как минимум 0.8 сек. на время реакции на опасность, также тормозная система не сразу приводится в действие и учитывается время срабатывания тормозного механизма.

Законодательная база – что говорят ПДД?

Итак, в вопросе левых поворотов нам требуются, в основном 2 важных раздела Правил дорожного движения:

  1. раздел 8 ПДД, регламентирующий общий порядок маневрирования и траекторий движения при повороте налево,
  2. раздел 13, регулирующий правила проезда перекрёстков – как регулируемых со светофорами, так и нерегулируемых.

Итак, в Правилах есть правило помехи справа (пункт 8.9), но действует оно только тогда, когда траектории движения автомобилей пересекаются, а порядок проезда этих траекторий ПДД чётко не указывают.

Кроме того, есть и правила поворотов (в порядке важности):

  • обязанность занять крайнее положение при повороте налево (пункт 8.5 ПДД),
  • правило помехи справа (п. 8.9),
  • и исключение из этой обязанности, когда из-за габаритов или по иным причинам этого сделать невозможно (п. 8.7),
  • обязанность уступить дорогу встречному транспорту (п. 13.4),
  • но при этом возможность завершить манёвр на красный светофор на перекрёстке, если он начат на зелёный (п. 13.7 и 13.8),
  • обязанность поворачивающему направо двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части (п. 8.6)
  • обязанность уступить дорогу при перестроении (а оно может быть неочевидным даже при левом повороте) – п. 8.4,
  • прямой запрет Правилами выезжать на встречку при завершении поворота (п. 8.6),
  • обязанность включать поворотники (п. 8.1),
  • необходимость уступать дорогу всем при движении по стрелке (п. 13.5).
Читайте также:  Льготы и гарантии для людей с инвалидностью

Несмотря на присутствие в ПДД некоторых спорных моментов, в них в довольно полном объеме описаны важные принципы для водителей автомобилей, совершающих поворот налево или обгоняющих автовладельцев, поворачивающих в том же направлении. Далее приведем главные принципы.

Внимание! Для водителей, совершающих поворот налево:

  • каждый водитель заблаговременно подает световой сигнал «поворотником» о совершении поворота налево остальным участникам движения;
  • при левом повороте водитель убеждается, что его транспорт не мешает движению остальных машин;
  • подаваемый сигнал не предоставляет автовладельцу преимущество в совершении движения и при этом не избавляет его от соблюдения ПДД;
  • водитель безрельсового транспорта всегда уступает дорогу встречному автомобилю, движущемуся прямо или совершающему поворот направо.
  • Для автовладельцев, желающих выполнить обгон:
  • перед обгоном каждый водитель убеждается в том, что полоса для совершения маневра является свободной;
  • водитель удостоверяется в том, что выполняемый им маневр не создает помех для движения остальных автомобильных средств;
  • обгон запрещается, когда водитель обгоняемого транспорта подает сигнал о совершении поворота налево;
  • обгон запрещается при движении машины на регулируемом или расположенном нерегулируемом перекрестке по второстепенной дороге.

Судебная практика по ДТП, совершенным во время обгона

Решения судов по поводу дел об авариях подобного рода так же разнообразны, как обстоятельства происшествий. Больше всего проблем возникает у сотрудников ГИБДД с определением того, кто первый начал маневр — поворачивающий водитель или обгоняющий его. Это выясняют с помощью свидетелей или видеофиксации, так как оба участника обычно отказываются признавать вину.

Но в большинстве случаев сразу и точно выявить, кто же был первым, невозможно. Поэтому виновными сотрудники ГИБДД, оформляющие аварию, называют обоих водителей. И перекладывают дальнейшие заботы на судей. Ведь при обоюдной вине от выплат за поврежденные автомобили страховщики уклоняются. И водители подают судебные иски друг к другу о возмещении ущерба. В ходе заседания определяется и виновник.

Как определить виновника ДТП при повороте налево

Вина водителя, совершавшего поворот налево, заключается в следующем:

  • Совершая маневр, он не оценил ситуацию на дороге, а также не убедился, что его действию не помешает автомобиль, идущий на обгон, либо движущийся по второму ряду.
  • Водитель увидел автомобиль, который уже начал обгонять впереди идущее транспортное средство, однако, понадеявшись на то, что успеет повернуть, поспешил совершить маневр. В данном случае с его стороны были нарушены ПДД. Даже если поворачивающий включил сигнал поворотника, обгоняющий вряд ли успеет среагировать и безопасно завершить маневр.

Водитель, который поворачивал влево, тоже может быть виновником, если не убедился в безопасности маневра. Авария могла произойти по таким причинам:

  • водитель не перестроился влево;
  • поздно включил сигнал поворотника;
  • не убедился, что сзади нет автомобилей, собирающихся обгонять;
  • нарушил пункты 11. 3 и 8. 1 ПДД, не пропустив идущий на обгон транспорт.

Только подробный разбор ДТП на перекрестке при повороте влево поможет определить виновника. Чаще всего правонарушителями объявляют сразу двоих водителей, ведь приоритета движения в подобных ситуациях нет ни у одного из них. В зависимости от тяжести аварии участников подвергнут административному штрафуили даже лишению прав.

Виноватым может оказаться и совершающий обгон. Хотя пункт 11. 4 ПДД разрешает обгон на нерегулируемых перекрестках, водитель может допустить следующие нарушения:

  • начать обгон, несмотря на то, что движущийся впереди автомобиль уже включил поворотник;
  • не попытаться смягчить удар при отсутствии встречного движения, вывернув руль влево.

Они, определяя степень вины в ДТП при повороте налево, возникают довольно часто. Так как очевидной вины ни одного, ни второго водителя нет, и ни один из них не желает выплачивать возмещение второй стороне.

Спорные ситуации также возникают, если движение началось или завершилось на желтом сигнале светофора. То есть начало маневра было еще на зеленом сигнале, но при пересечении перекрестка загорелся красный, а значит, начали движение встречные ТС. Как результат — авария, кто же в этом случае виновен?

На первый взгляд, очевидно, что вина должна быть за поворачивающим, но не все так однозначно. Возможно, водитель встречной машины как раз начал движение на желтый свет, тем самым нарушив правила и создав ДТП. Доказать это будет сложно, но вполне реально. Тому, кто поворачивал, придется:

  • Доказать расстояние от перекрестка к встречным машинам, которое было на момент зеленого сигнала светофора.
  • Скорость движения своего ТС.
  • Была ли возможность экстренного торможения.

Как предотвратить ДТП

Чтобы уменьшить риск попадания в дорожное происшествие, поворот налево на перекрестке нужно производить в строгом соответствии с установленными правилами. Это позволяет обеспечить безопасные условия для пересечения проблемной зоны. Не менее важно проявлять осторожность и следить за другими автомобилями, участвующими в движении. Благодаря этому можно своевременно заметить намерение ТС произвести разворот, обгон либо другой маневр и предотвратить столкновение.

Чтобы не попасть в ДТП, важно различать дорожную разметку, соблюдать скоростной режим. Движение нужно производить только при наличии разрешающего сигнала светофора, предварительно пропустив пешеходов и ТС, двигающихся по перпендикулярной полосе.

Поворот налево при пересечении перекрестка – распространенная причина аварий. Такие ДТП случаются из-за нарушения водителями ПДД. При определении виновных в происшествии учитывают различные обстоятельства и факторы. Автомобилисту, который спровоцировал аварию, грозит административная ответственность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *