Можно ли бюджетному учреждению делать 100 предоплату
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли бюджетному учреждению делать 100 предоплату». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бухучет организуется по отдельным счетам в разрезе цели, на которую выдана предоплата. Это позволяет специалистам вести надлежащий аналитический учет и контролировать эффективное и целесообразное расходование денег в организации. Ведение бухучета бюджетного учреждения регулируется Инструкцией № 162н (Приказ Минфина РФ от 06.12.2010) и Инструкцией № 157н (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010).
Ответственность за нарушение условий авансирования по 44-ФЗ
Чтобы использовать данный формат оплаты, покупатель должен прописать в договоре соответствующий порядок расчетов, как того требует ч. 13 ст. 34 закона 44-ФЗ. Нужно установить конкретный размер аванса и срок получения средств исполнителем.
Отсутствие в соглашении условий авансирования приравнивается к административному правонарушению в соответствии с ч. 4.2 ст. 7. 30 КоАП. Ответственный, утвердивший документацию, будет вынужден выплатить штраф в размере 3 000 рублей, если были нарушены нормы закона о госзакупках.
Если в контракте прописан аванс, но он не был выплачен, покупателя ждет более серьезное наказание. На подобные действия распространяется ст. 7.32.5 КоАП: первое нарушение карается штрафом в пределах 30 000–50 000 рублей, за повторное нарушение предусмотрена дисквалификация на 1-2 года.
Проводки для выданной предоплаты
Выданный авансовый платеж производится в счет реализации товаров, работ и услуг, которые будут переданы заказчику в будущем. Для бухучета таких задатков применяется сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Для взаиморасчетов с сотрудниками организации используется сч. 71.
Бухучет таких платежей будет следующим. Чтобы отразить авансы выданные, проводки:
Дт 60.2 Кт 50, 51, 52 — переведен аванс поставщику (проводки);
Дт 10, 41, 44 Кт 60.1 — получение приобретенной продукции;
Дт 60.1 Кт 60.2 — предоплата зачтена.
Пример бухгалтерской записи, демонстрирующей отражение взаиморасчетов с работниками, — выплата денег на командировочные издержки.
Дт 71 Кт 50 — выдан аванс на командировочные расходы, (проводка);
Дт 50 Кт 71 — возврат неизрасходованного остатка.
Предоплата по госконтрактам в 2021 году
Автор: Мишанина М., редактор журнала
Правительство РФ Постановлением № 39[1] скорректировало правила установления размеров авансовых платежей по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемым федеральными заказчиками (получателями бюджетных средств). В каких пределах проводить авансирование в 2021 году?
Предельные размеры авансовых платежей по госконтрактам (договорам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые вправе предусматривать казенные учреждения – получатели средств федерального бюджета, установлены абз. 2 –7 п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее – Положение № 1496).
На региональном и местном уровне предельные объемы авансирования устанавливаются соответствующими нормативными актами (постановлениями правительства субъекта РФ, законами субъекта РФ, распорядительными документами муниципалитетов).
Согласно п. 1 Постановления № 39 утратил силу абз. 3 пп. «а» п. 18 Положения № 1496, предусматривающий установление аванса в размере свыше 30 %, но не более 80 % суммы госконтракта на выполнение НИОКР, направленных на импортозамещение технологической продукции.
А на основании п. 2 указанного постановления до 31.12.2021 включительно было приостановлено действие абз. 2 пп. «а», пп. «б» п. 18 Положения № 1496 в части права устанавливать аванс в размере не более 30 % суммы госконтракта.
При этом закреплено право заказчиков предусматривать в 2021 году размер аванса не более 50 % суммы контракта на закупку товаров, работ, услуг, если иные предельные размеры не установлены федеральными законами, указами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ (п. 3 Постановления № 39).
Авансирование по госконтракту осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до казенного учреждения на определенные цели.
Также аванс не более 50 % можно установить в контрактах на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов государственной (муниципальной) собственности в случае предоставления в 2021 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на эти цели (п. 4 Постановления № 39).
При казначейском сопровождении авансовых платежей их предельный размер может составлять 90 % суммы контракта (п. 1, 4 Постановления № 39).
Кроме того, до конца 2021 года приостановлено действие п. 20 Положения № 1496, устанавливающего запрет на осуществление авансовых платежей по контрактам о поставке отдельных товаров, об оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21-р (п. 2 Постановления № 39).
С учетом указанных изменений казенные учреждения вправе предусматривать в заключаемых ими в 2021 году госконтрактах авансовые платежи в следующих размерах:
Размер аванса
Виды госконтактов
Госконтракты (договоры), предметом которых являются:
оказание услуг связи;
подписка на печатные издания и их приобретение;
обучение на курсах повышения квалификации, прохождение профессиональной переподготовки;
участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;
проведение государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства в случаях, установленных ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, и результатов инженерных изысканий;
приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом;
оказание гостиничных услуг по месту командирования;
осуществление грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом;
приобретение путевок на санаторно-курортное лечение;
проведение мероприятий по тушению пожаров;
аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки);
ОСАГО владельцев транспортных средств;
страхование ответственности владельца опасного объекта;
лечение граждан РФ за границей (если заказчик – Минздрав)
Госконтракты (договоры) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), содержащие условия об осуществлении территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения указанных авансовых платежей
По остальным госконтрактам (договорам) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)
[1] Постановление Правительства РФ от 23.01.2021 № 39 «О внесении изменений в пункты 18, 26 (4) и 26 (8) Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Если заказчик решил, что оплачивает контракт с авансированием, то ему придется прописать такой порядок выплат в проекте контракта. Это закреплено в ч. 13 ст. 34 44-ФЗ. Указано, что необходимо определить конкретный размер предоплаты и срок ее выплаты. Актуальный пример, как прописать аванс в контракте по 44-ФЗ в 2021 году:
Оплата по настоящему контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в следующем порядке:
В ст. 34 44-ФЗ указано, как рассчитать аванс за 1 месяц по 44-ФЗ, — пропорционально, в виде процента от цены госконтракта за каждый месяц (этап) работы (ч.13 ст. 34 44-ФЗ). Авансирование выплачивают поэтапно, в соответствии с величиной, прописанной в соглашении (Письмо Минфина России №24-03-07/3717 от 23.01.2020).
Если отсутствуют условия авансирования, это признается административным правонарушением по ч. 4.2 ст. 7. 30 КоАП. За утверждение документации с нарушениями требований контрактного законодательства предусмотрен штраф в размере 3000 рублей.
Более серьезное наказание грозит тем, кто прописал аванс в контракте и не выплатил его. Такие действия квалифицируются по ст. 7.32.5 КоАП. За первое нарушением оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 рублей. При повторном нарушении дисквалифицируют на срок от года до двух.
Вариант 3: каждый месяц с доплатой за квартал
Компания «Гамма» на рынке второй год. В прошлом году она платила авансы раз в квартал — объём дохода это позволял. Но теперь ей пришлось перейти на ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, поскольку она превысила лимит доходов для поквартальной уплаты. Уведомление о расчёте авансов по полученной прибыли заранее подано не было. Поэтому исчислять их придётся, исходя из предполагаемого дохода.
В течение I квартала должно быть уплачено столько же аванса, сколько в IV квартале прошлого года. Эта сумма отражается в декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев предыдущего года. Даже если станет понятно, что период будет убыточным, уменьшить аванс нельзя.
За IV квартал 2021 года ООО «Гамма» уплатило аванс по налогу на прибыль в сумме 2 млн рублей. Поэтому в течение I квартала 2022 года нужно уплатить столько же. Ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль вносятся таким образом:
- сумма квартального платежа делится на 3 равные части;
- уплата производится не позднее 28 числа каждого из трех месяцев квартала.
Значит, компания «Гамма» в I квартале должна перечислить по 666,67 тыс. рублей до 28 января, 28 февраля и 28 марта. Сумму нужно распределить между бюджетами:
- 566,67 тыс. рублей (17%) — в региональный;
- 100 тыс. рублей (3%) — в федеральный.
Следующие квартальные авансы рассчитываются так:
- во II квартале сумма равна авансу за I квартал;
- в III квартале: аванс за полугодие — аванс за I квартал;
- в IV квартале: аванс за 9 месяцев — аванс за полугодие.
Когда квартал закончится, определяется аванс за период и размер доплаты, исходя из того, сколько реально получено дохода. Доплата считается по формуле: Аванс за текущий период — (Аванс за прошлый период + Сумма ежемесячных авансов за текущий квартал). Например, за 9 месяцев доплата считается так: Аванс за 9 месяцев — (Аванс за полугодие + Ежемесячные авансовые платежи III квартала).
Как ООО «Гамма» нужно рассчитать суммарные ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в 2022 году и доплату по итогам квартала, показано в таблице 3.
Таблица 3. Расчёт авансов по налогу на прибыль ООО «Гамма» за 2022 год
Периоды |
Налоговая база нарастающим итогом, тыс. рублей |
Сумма |
Сумма |
Доплата по итогам квартала, тыс. рублей |
---|---|---|---|---|
I квартал |
17 000 |
3 400 |
2 000 (по данным IV квартала 2021 года) |
3 400 — 2 000 = 1 400 |
II квартал |
42 000 |
8 400 |
3 400 |
8 400 — (3 400 + 3 400) = 1 600 |
III квартал |
70 000 |
14 000 |
5 000 |
14 000 — (8 400 + 5 000) = 600 |
IV квартал |
110 000 |
22 000 |
5 600 |
22 000 — (14 000 + 5 600) = 2 400 |
Отчетность бюджетный учреждений по налогу на прибыль
Бюджетные учреждения обязаны отчитываться по налогу на прибыль перед ФНС и сдавать отчетность наравне с коммерческими предприятиями. Чтобы в полной мере располагать информацией о расчете налога на прибыль, бюджетные учреждения должны вести налоговый учет — систему обобщения сведений для исчисления налогооблагаемой базы по налогам на основе первичной документации, рассортированной в утвержденном порядке.
Информация налогового учета должна подтверждаться первичной документацией (копиями первичных документов, используемых в бухучете), справкой из бухгалтерии, аналитическими регистрами, вычислениями налогооблагаемой базы. Налоговые декларации направляются в местные органы ФНС (по месту расположения каждого бюджетного предприятия) в общем порядке, определенном в НК РФ, вне зависимости от:
- наличия налогового обязательства (уплаты налога или авансового платежа),
- особенностей исчисления суммы к уплате,
- уплаты налога.
Бюджетные учреждения, которые не должны уплачивать налог на прибыль, направляют налоговую декларацию по окончании налогового периода (календарного года) в следующем составе:
- титульного листа (лист 01),
- листа 02,
- приложения на случай, если имелись доходы и затраты, виды которых приведены в Приложении №4 к Порядку заполнения декларации по налогу,
- листа 07 (если были получены деньги целевого финансирования, целевые поступления и прочие средства, перечисленные в п. п. 1, 2 ст. 251 НК РФ).
Законодательные акты по теме
Рекомендуется изучить следующие законодательные акты:
Статья | Описание |
ст. 50 ГК РФ | О возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности ради достижения целей, для которых организация была создана |
ст. 120 ГК РФ | Об открытии учреждения физическими и юридическими лицами, Российской Федерацией или муниципальными образованиями |
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» | Об определении некоммерческих организаций |
Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 | О формировании гос. задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения гос. задания |
Письмо Минфина РФ от 28.09.2012 № 02-13-11/3990 | О том, что нормы Бюджетного кодекса для получателей бюджетных средств не могут быть применены в отношении бюджетных организаций |
гл. 25 НК РФ | О налоге на прибыль |
Письмо УФНС России по г. Москве от 17.10.2011 № 16-15/100024@ | Об обязанности бюджетных организаций уплачивать налог на прибыль с ведения деятельности, направленной на получение дохода |
ст. 247 НК РФ | Объект налогообложения по налогу на прибыль |
ст. 250 НК РФ | О внереализационных доходах |
Письмо Минфина РФ от 28.12.2012 № 03-03-06/4/124 | О признании средств целевого финансирования облагаемыми налогом на прибыль, если предприятие не ведет для них отдельной книги учета доходов и расходов |
Письмо Минфина РФ от 27.06.2012 № 03-03-06/4/68 | Об обложении налогом на прибыль доходов бюджетных учреждений, полученных от оказания услуг пенсионерам и инвалидам на дому, а также в полустационарных условиях |
ст. 270 НК РФ | Расходы, не учитываемые в целях налогообложения |
Приказ ФНС РФ от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@ | Форма и формат налоговой декларации по налогу на прибыль организации |
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» | Руководство для исчисления налога на прибыль |
Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н | Утверждение ПБУ 18/02 |
Как рассчитать ежемесячные авансовые платежи?
Ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль бывают двух видов:
- из расчета фактически полученной прибыли;
- по результатам полученного за квартал дохода.
В первом случае прибыль организации определяется нарастающим итогом. Налог высчитывается по результатам отчетного периода с учетом авансов. Во втором случае компания вносит суммы равными долями, которые рассчитаны по предыдущему кварталу. При уплате налога учитываются ранее внесенные авансы и вносится доплата по результатам квартала.
Оплата по фактическому доходу предполагает, что отчетный период — это предыдущий месяц. 11-й месяц является последним. После него подается декларация на весь срок.
Уплата взносов за месяц не освобождает юрлицо от общего квартального расчета.
Каждый последующий платеж определяется возрастающим итогом с 1-го дня периода, включая месяц расчета.
Обратите внимание!
При ежемесячном способе уплаты авансовые платежи так же, как и квартальные, уменьшают сумму налога на прибыль.
В 2019 году порядок расчета авансового налога на прибыль не претерпел изменений:
- ежемесячный платеж в 1 квартале равен сумме, которую компания платила в минувшем году;
- во 2 квартале — треть платежа за 1 квартал;
- в 3 квартале — 1/3 разницы между суммой аванса за полугодие и авансом, приходящимся на 1 квартал;
- в 4 квартале — 1/3 разницы между авансами, начисленными за 9 месяцев и за полугодие.
Минфин ранее разъяснил, какие кварталы следует считать предыдущими. Ведомство сообщило, что под ними понимают четыре предшествующих текущему.
Компания должна перечислять платеж каждый месяц в течение календарного года. Но промежуток январь-декабрь не считается отчетным, платить за это время аванс в начале следующего года не требуется.
Календарный год январь-декабрь признан налоговым периодом, поэтому налоговые деньги нужно отправить не позже 28 марта того года, который следует за отчетным.
Пример. В 2019 году ООО «Автотранспорт» платила каждый месяц с февраля по декабрь. Общая сумма составила 100 000 рублей. В конце года фирма должна оплатить 120 000 рублей, т.е. 20 000 рублей на начало нового 2019 года остались не уплаченными. Их необходимо внести до 28.03.2018 года.
Платежи производятся ежемесячно
Ввод в эксплуатацию временного сооружения
АО “Гигант” запланировало постройку временного здания. В период постройки на счете 89 сформирован резерв в сумме 344.200 руб. При этом фактически затраты на постройку (зарплата рабочим, стоимость обслуживания механизмами, строительные материалы и прочее) составили 381.300 руб.
Ввод здания в эксплуатацию будет отражен в учете “Гиганта” такими записями:
Дебет | Кредит | Описание операции | Сумма | Документ-основание |
01 | 30 | Отражено введение в эксплуатацию временного здания, возведенного АО “Гигант” | 381.300 руб. | Акт ввода в эксплуатацию |
89 | 02 | Учтенная сумма резерва, сформированного под строительство временного сооружения, отнесена в состав начисленного износа | 344.200 руб. | Акт ввода в эксплуатацию, бухгалтерская справка-расчет |
26 | 89 | Сумма резерва, доначисленная на сооружение временного здания, отражена в составе общехозяйственных расходов (381.300 руб. – 344.200 руб.) | 37.100 руб. | Акт ввода в эксплуатацию, бухгалтерская справка-расчет |
89 | 02 | Сумма резерва, доначисленная на сооружение титульного здания, отнесена в состав начисленного износа | 37.100 руб. | Акт ввода в эксплуатацию, бухгалтерская справка-расчет |
НДС с перечисленной и полученной предоплаты
НДС с перечисленной предоплаты. Бюджетные (автономные) учреждения, являющиеся заказчиками (покупателями), при осуществлении деятельности, облагаемой НДС, обязаны выделять суммы налога, предъявленные им поставщиками (подрядчиками, исполнителями) при приобретении товаров (работ, услуг), с целью дальнейшего принятия этой суммы налога к вычету. Иными словами, учреждения вправе уменьшить на эту величину сумму НДС, исчисленную по операциям, облагаемым НДС (п. 1, 2 ст. 171 НК РФ).
В то же время указанные учреждения имеют право выделять НДС не только со стоимости поставленных товаров (работ, услуг), но и с суммы перечисленной поставщику предварительной оплаты (п. 12 ст. 171 НК РФ).
Если при получении товаров (работ, услуг) учреждение приняло к учету НДС с полной стоимости поставленных товаров (работ, услуг), то оно обязано восстановить сумму налога, ранее принятую к вычету с перечисленной предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
К сведению. Необходимо помнить, что принятие к вычету НДС с перечисленной предоплаты является правом, а не обязанностью учреждения-покупателя.
Принятие к вычету суммы НДС с предварительной оплаты осуществляется на основании счета-фактуры на предоплату, выставленного поставщиком учреждению. В бухгалтерском учете такая операция отражается следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 0 303 04 830 (000) «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
Кредит счета 0 210 01 660 (000) «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
Рассмотрим на примере порядок отражения учреждениями-покупателями расчетов по НДС с перечисленной предварительной оплаты.
Пример 3
Бюджетное учреждение культуры за счет средств от приносящей доход деятельности приобретает музыкальный инструмент стоимостью 50 000 руб. (в том числе НДС — 7 627 руб.), который относится к особо ценному движимому имуществу учреждения. Согласно договору поставки учреждение обязано перечислить поставщику предоплату в размере 30% суммы договора.
Приносящая доход деятельность облагается НДС.
Размер аванса по контракту
Привлекать экспертов, экспертные организации: не обязательно. Включать в контракт расчет и обоснование цены: не обязательно.
Уведомить контрольный орган: не нужно.
Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком на сумму до 100 000 руб.
Размеры авансов по контрактам у федеральных, региональных и местных заказчиков разные. В Законе № 44-ФЗ конкретный размер аванса не определен.
Пределы устанавливают органы власти своими нормативно-правовыми актами.
Какой аванс заказчики вправе предусмотреть, читайте в рекомендации.
Федеральные заказчики В 2020 году на федеральном уровне Правительство РФ ограничило объем авансовых платежей для получателей бюджетных средств. По общему правилу предоплата не должна превышать 30 процентов цены контракта.
Предоплата бюджетным учреждением
У нас такой вопрос. Может ли бюджетное учреждение производить 100% предоплату или частичную предоплату, например 30%, за выполнение строительных работ по контракту подрядчику, а также за поставку стройматериалов? Как вообще правильно прописать в контракте условия оплаты?
Для федеральных бюджетных учреждений ограничения по объему авансовых платежей не установлены. При заключении контракта они могут предусмотреть авансовый платеж в любом размере (в т. ч. 100%-ную предоплату).В случае, если учреждению будут доводиться ЛБО по КФО 1 (как получателю бюджетных средств),то следует придерживаться порядка авансирования, установленного для учреждений ПБС федерального уровня в Постановлении Правительства РФ от 27.12.2022 № 1563 (см.Справочник 2).