Статья 41 НК РФ. Принципы определения доходов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 41 НК РФ. Принципы определения доходов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В профессиональной литературе доходом называют увеличение экономической выгоды, которое приводит к росту капитала бизнеса. Такая выгода возникает в результате поступления в компанию активов (денег, имущества), а также вследствие погашения ею своих обязательств (уплаты долгов).
Комментарий к ст. 248 НК РФ
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенная на величину произведенных расходов в порядке, установленном НК РФ.
Понятия доходов от реализации и внереализационных доходов определены соответственно статьями 249 и 250 НК РФ.
Доходы определяются на основании первичных и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
По общему правилу, установленному в главе 25 НК РФ, при определении доходов в целях налогообложения прибыли из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Статьей 311 НК РФ установлено также, что расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются при определении налоговой базы в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ.
При применении пункта 2 статьи 248 НК РФ следует учитывать, что, по смыслу статей 415 и 423 ГК РФ, прощение долга является безвозмездной сделкой, поскольку отказ кредитора от права требования не обусловлен каким-либо встречным предоставлением со стороны должника.
Средства, полученные по договору займа и остающиеся в распоряжении организации в результате соглашения с заимодавцем о прощении долга, рассматриваются для целей налогообложения прибыли в качестве безвозмездно полученных.
Такой позиции придерживается Минфин России в письме от 11.10.2011 N 03-03-06/1/652.
Ситуация, когда товары предоставляются безвозмездно, это свидетельствует о существовании между сторонами отношений по договору дарения, а значит, у одаряемого возникает безвозмездно полученное имущество.
При этом в статье 575 ГК РФ указаны случаи, когда дарение не допускается.
Налоговый учет безвозмездно полученного организацией имущества должен осуществляться в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Минфин России в письмах от 15.09.2005 N 03-03-04/1/190 и от 14.11.2005 N 03-03-04/1/354 указал, что, если вследствие выполнения определенных условий договора продавец выплатит (предоставит) покупателю премию (скидку), для покупателя такая скидка будет являться безвозмездно полученным имуществом, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Согласно положениям статьи 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
К договору мены применяются, соответственно, правила о купле-продаже, если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Учитывая изложенное, а также то, что к правоотношениям, возникшим в связи с заключением договора мены, применяются правила о купле-продаже, имущество, полученное по вышеуказанному договору, не является безвозмездно полученным.
Аналогичная позиция приведена в письме Минфина России от 30.03.2010 N 03-03-06/2/61.
В случае когда имущество получено в качестве отступного в счет образовавшейся по договору задолженности, такая передача носит возмездный характер. Кроме того, сам по себе факт несоответствия балансовой стоимости передаваемого имущества цене первоначальной сделки не свидетельствует о безвозмездном характере такой передачи (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.09.2009 N А32-14927/2008-51/113).
При применении пункта 3 статьи 248 НК РФ следует учитывать, что доходы, единожды учтенные для целей налогообложения прибыли, более не подлежат включению в расчет налоговой базы.
Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения
Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.
НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,
Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.
Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.
Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
Как рассчитать налог на прибыль организаций
Налог на прибыль организаций начисляется за год. Если представлять себе самую простую формулу, то она будет выглядеть так:
Налог = (Доходы − Расходы) × Налоговая ставка
Но считать придётся отдельно для налога, зачисляемого в региональный и федеральный бюджеты. Например, ваш годовой доход — 5 миллионов. Расходы составили 3,5 миллиона. Значит, вам придётся отдать 17% от 1,5 миллионов в казну субъекта и 3% — в федеральную.
Если для каких‑то доходов действуют другие ставки, сумма к уплате исчисляется отдельно. По ним нужно вести отдельный учёт доходов и расходов.
Но ещё есть авансовые платежи. Большинство организаций должны вносить их ежемесячно, хотя некоторым разрешается делать это ежеквартально. К исключениям относятся предприятия, у которых доходы за предыдущие четыре квартала не превышали 15 миллионов рублей за квартал, и некоторые другие компании.
Квартальные платежи рассчитывают из фактического дохода. Ежемесячные — из предполагаемого (на основании данных за предыдущий отчётный период). При этом компании, которые платят ежемесячные авансовые платежи, имеют право перейти на расчёты по фактически полученной прибыли.
Вот как считаются ежемесячные авансовые платежи:
- В первом квартале они равны платежам, рассчитанным на четвёртый квартал предыдущего года.
- Во втором квартале ежемесячный платёж составляет треть от суммы уплаченного аванса за первый квартал.
- В третьем квартале — это треть от разницы аванса за полугодие и первый квартал.
- В четвёртом квартале — треть от разницы аванса за 9 месяцев и полугодие.
Глава 2. Порядок признания доходов.
2.1. Общие положения.
Нормы главы 25 НК РФ предусматривают два различных порядка признания доходов в зависимости от метода определения даты получения дохода (осуществления расхода). К таким методам относятся:
– метод начисления (ст. 271 НК РФ);
– кассовый метод (ст. 273 НК РФ).
Метод начисления является основным методом определения доходов (расходов), поскольку каких-либо ограничений для его применения действующее законодательство о налогах и сборах не устанавливает. Иначе говоря, порядок определения даты получения дохода (осуществления расхода) по методу начисления можно назвать основным, общим методом определения доходов (расходов).
Более того, для многих налогоплательщиков метод начисления является обязательным к применению, поскольку они лишены права выбора метода определения даты получения дохода (осуществления расхода) в связи с наличием законодательно установленных ограничений на применение кассового метода. Так, в соответствии с пунктом 1 и пунктом 4 статьи 273 НК РФ правом на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу не обладают следующие налогоплательщики:
1) банки;
2) иные организации (кроме банков), если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки без учета налога на добавленную стоимость превысила 1 000 000 руб. за каждый квартал;
3) участники договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества.
При этом, согласно пункту 4 статьи 273 НК РФ если налогоплательщик, определяющий доходы и расходы по кассовому методу, в течение налогового периода превысил указанный предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение. Если налогоплательщик, определяющий доходы и расходы по кассовому методу, заключил договор доверительного управления имуществом или договор простого товарищества, то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в котором был заключен такой договор.
Применение кассового метода организациями является правом, а не обязанностью организации.
Наличие двух установленных законодательством методов определения даты получения доходов (осуществления расходов) предопределяет существование двух различных порядков признания доходов – для метода начисления и кассового метода соответственно.
2.2. Признание доходов при применении метода начисления.
2.2.1.
Общие положения.
Системный анализ норм главы 25 НК РФ, регулирующих порядок признания доходов по методу начисления, позволяет выделить два этапа (стадии) признания и учета доходов:
Первый этап заключается в определении доходов, соответствующих требованиям статьи 41 и статьи 248 НК РФ. В рамках данного этапа налогоплательщиком устанавливается состав доходов, подлежащих налогообложению. Иными словами, плательщиком налога решается вопрос о том, какие доходы подлежат учету в целях налогообложения.
На втором этапе налогоплательщиком решается вопрос с моментом признания доходов, то есть определяется дата (отчетный, налоговый период) признания доходов, установленная для целей исчисления налога на прибыль. Другими словами, вторая стадия заключается в решении вопроса, когда (в каком отчетном (налоговом) периоде) признаются выявленные доходы. Данный этап реализуется в порядке, предусмотренном статьей 271 НК РФ.
Анализ указанной нормы позволяет выделить общий порядок признания налоговых доходов и два специальных, которые установлены в отношении признания доходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и признания доходов по производствам с длительным технологическим циклом.
2.2.2.
Принципы признания доходов при методе начисления.
Как указывалось выше, на этапе признания и учета доходов определяется дата (отчетный (налоговый) период) признания доходов. От указанного момента и периода признания доходов зависит правильность и своевременность учета суммы доходов при исчислении налога.
В пункте 1 статьи 271 НК РФ закреплено основополагающее правило, общий принцип признания доходов для целей налогообложения. Анализ указанного положения позволяет говорить, что доходы признаются таковыми:
• в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место;
• независимо от времени фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Указанный порядок согласуется с порядком признания доходов, предусмотренным нормами законодательства о бухгалтерском учете (раздел IV Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н).
Вместе с тем нормы главы 25 НК РФ не устанавливают необходимые для признания доходов для целей налогообложения условия, то есть условия, при которых доход признается (становится таковым).
В ПБУ 9/99 перечислены условия признания доходов. Согласно пунктам 12, 15 и 16 ПБУ 9/99 доходы признаются, то есть становятся таковыми, в бухгалтерском учете при условии (наряду с условиями законности и обоснованности дохода и возможности его оценки) наличия уверенности в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. При этом уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива.
Использование указанных условий признания дохода для целей бухгалтерского учета, в условиях отсутствия условий для признания доходов в налоговом законодательстве, по нашему мнению, допустимо и для целей налогообложения (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).
Такой подход к признанию дохода в целях налогообложения, на наш взгляд, также согласуется с принципом системности права, вытекающего из норм статьи 11 НК РФ, согласно которому все отрасли законодательства тесно связаны между собой и представляют собой единую систему гармонизированных между собой правовых норм. Это согласуется и с правовой позицией Конституционного Суда РФ о необходимости гармонизации норм различных отраслей законодательства, высказанной в ряде судебных решений.
Иначе говоря, считаем, что в целях налогообложения доход как увеличение экономической выгоды, полученной на каком-либо законном основании и подлежащей оценке, признается, то есть становиться таковым, в случае (в момент) появления (наличия) уверенности в том, что в результате хозяйственной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Такая уверенность может возникать, к примеру, в момент исполнения организацией – налогоплательщиком своих обязанностей (обязательств) по договору, то есть в момент, когда у налогоплательщика возникает право на получение оплаты (получение дохода, увеличение экономических выгод). Исходя из уверенности в увеличении экономической выгоды, доход подлежит признанию и, соответственно, подлежит определению отчетный (налоговый) период, к которому он относится.
К сведению!
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 6 июня 2003 г. № 278-О порядок признания доходов при методе начисления, установленный статьей 271 НК РФ, является способом ведения учета результатов финансовой деятельности организации, при котором доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). При таком методе расходы, связанные с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, также признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок, и также независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (ст. 272 НК РФ).
Использование указанного порядка при исчислении авансовых платежей направлено на обеспечение своевременной и полной уплаты в бюджет налога на прибыль организаций и по сути своей не нарушает право собственности организаций.
2.2.3.
Для чего нужно рассчитывать и оценивать прибыль компании
Могут возникнуть различные ситуации, когда необходимо оценить прибыль:
1 Чтобы узнать, насколько предприятие выполнило план по прибыли, соответствует ли реальность ожиданиям. В начале работы или при запуске проекта составляется бизнес-план, в котором делается прогноз развития, просчитываются затраты и прибыль, предполагаются сроки выполнения работ. В бизнес-плане стараются учесть все возможные факторы влияния на развитие предприятия.
Посчитав реальную, после всех необходимых отчислений и платежей, то есть чистую, прибыль, ее сравнивают с запланированной, и делают выводы. Если прибыль меньше, чем предполагали изначально, руководитель или собственник бизнеса может понять, что было сделано не так, какие решения ошибочны.
Чем отличается доход от прибыли и выручки
В общем смысле доход – это все финансовые поступления предприятия от различных операций, в том числе непроизводственного характера. Тогда как выручка – это денежные средства, полученные только от производства или продажи товаров, то есть от основной деятельности. И выручка, и доход отражают финансовые влияния в компанию, тогда как прибыль формируется с учетом как поступления денежных средств, так и их расходования. Таким образом, доход и выручка служат базой для расчета прибыли, этого итогового показателя результатов работы фирмы.
Можно ли включить в расходы по налогу на прибыль прохождение сотрудником компании обучающего тренинга?
В статье 264 НК РФ указано, что к расходам относят курсы по повышению квалификации. При этом заключают договор с организацией, осуществляющей программу подготовки, и по прохождению обучения выдается сертификат. Если эти условия не выполняются, то расходы на тренинг нельзя признавать в целях налогообложения.
Сотрудники компании в выходные отдыхали на базе отдыха за городом, для поездки был заказан автобус от лица организации. Можно ли внести в расходы деньги, потраченные на перевозку?
Налоговый кодекс РФ однозначно дает отрицательный ответ, так как такие расходы не связаны со служебной деятельностью компании.
Налоговый учет Классификация доходов
Одна из классификаций доходов содержится в ст. 248 НК РФ. Согласно ей доходы налогоплательщика в зависимости от их правовой природы подразделяются на доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы. Статья 249 НК РФ определяет, что в целях гл. 25 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных и имущественных прав. Доходы, не указанные в данной статье, по смыслу ст. 250 НК РФ признаются внереализационными.
В соответствии со ст. 42 НК РФ доходы компании в зависимости от источника их получения подразделяются на доходы от источников в РФ и за ее пределами. Если положения Налогового кодекса РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы ни к одной из перечисленных групп, вопрос отнесения дохода к тому или иному источнику решает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Как правило, это Минфин России (см., например, Конвенцию от 13 апреля 2000 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (ратифицирована Федеральным законом от 26 ноября 2002 г. N 146-ФЗ) или Письмо УФНС России по г. Москве от 16 августа 2006 г. N 20-12/72974).
Налоговый агент сам определяет доли, которые можно отнести к доходам от источников в РФ и за ее пределами. Обращение в Минфин России возможно, только если тот или иной доход нельзя однозначно отнести ни к одной группе источников (Письмо Минфина России от 30 апреля 2003 г. N 04-06-05/т.1/27).
«Доходы» и «расходы»: почему так важно определить эти понятия
Практически все налогооблагаемые базы (по различным видам налогов) в соответствии с действующим российским законодательством представляют собой результат оценки доходов и расходов. Налогом на добавленную стоимость облагается выручка от реализации товаров (работ, услуг) — основного вида доходов коммерческих организаций; базой обложения налогом на прибыль выступает финансовый результат, исчисляемый как разница между величинами оценки в налоговом учете доходов и расходов фирмы; налогом на имущество облагаются величины капитализированных расходов компаний на приобретение основных средств; название «налог на доходы физических лиц» говорит в данном случае само за себя, так же, как и «налог на вмененный доход» и т. д. и т. п.
Однако, фиксируя доходы и расходы фирмы в налоговом учете, оценивая их и определяя то, какая их часть влияет на базы обложения конкретными налогами, мы довольно часто сталкиваемся со сложностями в трактовке норм налогового законодательства. В первую очередь это касается предписаний НК РФ. Разобраться с указанными сложностями становится легче, если в соответствующих ситуациях мы исходим из общих правил определения доходов и расходов для целей исчисления налогооблагаемых баз по конкретным налогам, которые устанавливаются НК РФ. Эти правила базируются на двух важнейших принципах налогового законодательства:
- самостоятельность налогового законодательства по отношению к другим его (законодательства) отраслям;
- приоритет предписаний специальных глав части второй НК РФ при определении порядка исчисления и уплаты конкретных видов налогов и сборов.
В верхней иерархии различают три вида дохода:
- доход государства – деньги и материальные ценности, получаемые от населения, бизнеса или при взаимодействии с другими странами, которые используются для осуществления государственной деятельности. К ним относят налоги, сборы, госпошлины и т.п.;
- доход предприятия – увеличение экономической выгоды за счет поступления активов или уменьшения обязательств, которые приводят к приросту капитала компании;
- доходы населения – поступления граждан, семей или домохозяйств. Например, зарплата, социальные выплаты, доходы от реализации собственного имущества или продукции, выращенной на даче и т.д.
При этом важно различать номинальные, располагаемые и реальные доходы:
- Номинальный доход – это сумма, начисленная в пользу юр. или физ. лица до налогообложения. Применительно к физ. лицам номинальным доходом является начисленная заработная плата, для предприятий – прибыль до уплаты налогов.
- Располагаемый (чистый) доход – это поступления за минусом налогов и иных обязательных отчислений.
- Реальный доход – это располагаемый доход, скорректированный на уровень инфляции. Он отражает покупательскую способность населения и предприятий.
Прибыль – разница между суммарным доходом и общими расходами (включая налоги). То есть, это та самая сумма, которую в быту можно было бы спокойно положить в копилку.
Чтобы рассчитать прибыль, необходимо сложить все приходящие средства и вычесть из полученной суммы все допущенные издержки.
При неблагополучном раскладе и даже при большом доходе прибыль предпринимателя может равняться нулю, или вовсе уходить в минус.
Основная прибыль компании формируется из прибыли и убытка, полученных от всех направлений работы.
Наука экономика выделяет несколько основных источников прибыли:
- Новаторская работа компании;
- Навыки предпринимателя ориентировать в экономической ситуации;
- Применение инвестиций и капитала в производстве;
- Монополизм компании на рынке.
В соответствии со ст. ст. 246, 247 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются:
- Все юридические лица РФ (ОАО, ЗАО, ООО, ИП и др.)
- Иностранные юр. лица, работающие в РФ через постоянные представительства или получающие доход от источников в России.
В соответствии со ст. ст. 246.1, 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ налог на прибыль платить не должны:
- Налогоплательщики, применяющие спец. режимы налогообложения (УСН, ЕСХН, ЕНВД), а также являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес
- Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»
Обязанность уплаты налога на прибыль возникает только при наличии объекта налогообложения. При отсутствии прибыли, налог на прибыль платить не нужно.
Для разных категорий налогоплательщиков прибылью для целей налогообложения могут являться разные категории доходов (ст. 247 НК РФ).
II. Основные проблемы учета, группировки и классификации расходов в целях налогообложения
Можно без сомнения утверждать, что, как бы ни были хорошо сформулированы нормы главы 25 НК РФ, проблемы с ее практическим применением все равно бы возникали. Это связано и с неограниченным многообразием видов деятельности и хозяйственных операций, и с особенностями русского языка, допускающего различный смысловой оттенок и даже смысл одних и тех же слов.
Но все это, конечно, не должно давать законодателю повода не стремиться к максимальной точности и ясности законодательства, что не раз подчеркивал и Конституционный суд РФ в своих решениях. К сожалению, глава 25 НК РФ представляет собой очередной пример недостаточно тщательной проработки. В данном разделе мы, конечно, не станем давать рекомендации законодателю, а займемся теми проблемами, которые вызваны несогласованностью норм главы 25 НК РФ и отказом от устоявшихся ранее правил. Несмотря на то, что глава 25 НК РФ далека от идеала, она действует, и на основе ее текста приходится принимать конкретные решения, от которых во многом зависят налоговые обязательства организаций.
Наибольшее количество проблем, связанных с налогом на прибыль, по вполне понятным соображениям всегда вызывает учет расходов. За время действия главы 25 НК РФ в отношении учета расходов сформировалось несколько принципиальных, общих вопросов, на которые законодательство не дает конкретного ответа. Можно сказать, что это фундаментальные, системообразующие проблемы, решения которых требует большинство конкретных ситуаций с расходами налогоплательщиков. Безусловно, ответы на них должны быть четко сформулированы в Кодексе, но до тех пор, пока этого не произойдет, нам, налоговым консультантам, бухгалтерам и аудиторам, придется решать эти проблемы самостоятельно, фактически читая Кодекс между строк.
Следует подчеркнуть, что по объективным причинам все изложенное в этом разделе является личной позицией автора. Она может совпадать или не совпадать с позицией МНС РФ и независимых специалистов, но остается, в то же время, лишь личной позицией. Данные проблемы специалистами, как правило, в системном плане не анализировались, и ответы на эти вопросы не определены законодательно. Будем надеяться, что в дальнейшем эти недостатки главы 25 НК РФ будут устранены.
Итак, выделим три основные проблемы по учету, группировке и классификации расходов.
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.