Когда предпринимателю реально угрожает УК РФ, а когда нет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда предпринимателю реально угрожает УК РФ, а когда нет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Налоговые преступления юридических лиц: законодательная база
Привлечение к ответственности налогоплательщиков, совершивших налоговое преступление, оговорено в четырёх статьях УК РФ. Две из них посвящены преступлениям, связанным непосредственно с неуплатой налогов. Статья 199 УК РФ описывает ответственность юридического лица за уклонение от уплаты налогов. А статья 198 УК РФ – ответственность физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, за аналогичное правонарушение.
Ещё одна статья – 199.1 УК РФ – посвящена преступлениям, совершённым налоговыми агентами. А статья 199.2 УК РФ описывает ответственность, наступающую за сокрытие денег и имущества предпринимателя или организации.
Сегодня мы подробно остановимся на статье 199 УК РФ.
Отвественность за налоговое преступление
За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:
-
штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);
-
принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;
-
арест сроком до шести месяцев;
-
лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.
Примечания к статьям 198, 199 УК РФ устанавливают, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и сборов в соответствии со статьями 198, 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ (ст.199.2 УК РФ не входит в этот список!), освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Кроме того, УПК РФ также содержит статью 28.1, предусматривающую право суда, а также следователя с согласия руководителя следственного органа, прекратить уголовное дело по статьям 198-199.1,199.3, 199.4 УК РФ в случае возмещения причиненного вреда. Поскольку законы не говорят о стадии, на которой лицо имеет право возместить ущерб и избежать уголовной ответственности, поэтому фактически это возможно до удаления суда в совещательную комнату.
Что касается сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производится взыскание налогов (ст. 199.2 УК РФ), то лица, впервые совершившие такое экономическое преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, но только при условии, что полностью возместят ущерб от преступления и дополнительно уплатят в бюджет двукратный размер этого самого ущерба (ст. 76.1 УК РФ).
Адвокат по уклонениям от уплаты налогов и ст. 199 УК РФ в Екатеринбурге
Невыплата налогов приводит к тому, что в казне может оказаться недостаточно средств на обеспечение безопасности, оборону, социальную сферу, здравоохранение и пр. Налоги от юридических лиц являются одним из важнейших элементов наполнения казны, поэтому уклонение от уплаты налогов юридическим лицом наказуемо.
Для защиты своих прав и обязанностей в налоговой сфере лучше советоваться с адвокатом, который поможет избежать притеснения и нарушение прав со стороны государства в лице налоговых органов, будет участвовать в разрешении налоговых споров в судах и правоохранительных органах.
Обратитесь к нам в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург — мы встанем на защиту Ваших прав и интересов.
Виды сроков давности по уплате налогов
Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.
Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.
В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.
Налоговым кодексом РФ устанавливается 2 вида сроков давности для налогоплательщиков:
- срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – означает, что если правонарушение произошло более 3 лет назад, то за него привлечь к ответственности уже нельзя;
- срок исковой давности – означает, что налоговая может подать в суд для взыскания долга в течение 6 месяцев или 2 лет (при соблюдении некоторых условиях, о которых речь пойдет дальше) после оповещения должника.
Таким образом, важно понимать разницу между сроком исковой давности и сроком давности привлечения к ответственности.
Эти 2 срока отсчитываются независимо друг от друга. Например, если суд будет длиться больше 3 лет, то дело будет закрыто – суд просто не сможет принять решение о взыскании. При этом обязанность заплатить налог не исчезает даже по истечении 3 лет – долг продолжает числиться за налогоплательщиком, только его не получится взыскать.
Полностью списан долг может быть, например, в случае принятия судом решения о невозможности его взыскать. Тогда задолженность признается безнадежной к взысканию, после чего в соответствии с Налоговым кодексом ее списывают.
Стоит отметить, что срок в 3 года применяется не только к задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Этот срок применим к ответственности за разные налоговые правонарушения, в том числе:
- нарушения правил регистрации;
- непредставление отчетности;
- подача декларации несоответствующим законодательству способом;
- нарушения правил ведения налогового учета, и т.д.
Уголовная ответственность по статье 199 УК РФ
Статья применяется к правонарушениям, совершенными организациями, в случае уклонения ими от уплаты налогов, сборов и страховых взносов.
Правонарушение — непредставление декларации или расчета, или иных документов, которые организация обязана представлять в ИФНС. Также уголовная ответственность может применяться в случае включение в декларацию или расчет ложных сведений.
Лицами, которые могут быть признаны виновными по статье 199, могут быть как руководитель организации, так и главный бухгалтер, либо просто бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера). Также ответственность может быть возложена на любое лицо, если в обязанности его входило подписание налоговой отчетности и обеспечение уплаты налогов (сборов, взносов).
Это правило действует и в отношении уполномоченного представителя организации и лиц, которые формально не являлись, например, руководителем, главным бухгалтером (бухгалтером), но фактически исполняли их обязанности.
Данный подход отражен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».
Таблица 2
Вид нарушений
(условие нарушения) |
Размер нарушений
(сумма всех налогов, сборов, страховых взносов за 3 года подряд) |
Наказание
(одно из наказаний списка) |
Крупный | более 5 000 000,00,
при доле неуплаченных сумм 25 % и более или более 15 000 000,00 вне зависимости от доли неуплаченных сумм |
Штраф
от 100 000,00 до 300 000,00 или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока арест на срок до шести месяцев, лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока |
Особо крупный
(или совершенное группой лиц по предварительному сговору) |
более 15 000 000,00,
при доле неуплаченных сумм 50 % и более Либо более 45 000 000, 00 вне зависимости от доли неуплаченных сумм |
Штраф
от 200 000,00 до 500 000,000 или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 3 лет принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока |
По-прежнему существуют организации, в которых часть зарплаты выплачивается «в белую» с удержанием НДФЛ и начислением всех взносов, а часть «в черную» (в конвертах и т.п.), без удержания/начисления установленных налогов и взносов.
Возможно, руководители считают, что у них компания маленькая и уголовная ответственность им не грозит. Возможно, они забывают, что в расчет берутся 3 года подряд.
Кого привлекают к уголовной ответственности за неуплату налогов
Исходя из обстоятельств дела, суд может выделить из участников несколько ролей: организатора, соучастника, пособника и подстрекателя. Разберем подробнее, кто это такие.
- Организатор — это либо непосредственный руководитель организации, либо лицо принимающее решение (бенефициар, конечный акционер, получатель выгоды), то есть тот человек, указание которого обязательно к исполнению генеральным директором. Но в первую очередь гендиректор.
- Соучастники — это те люди, которые понимая, что их действия противоправны, помогают организатору в уходе от налогов. В основном это главбух, но бывают ещё и другие сотрудники.
Важно, чтобы они понимали противоправность своих действий!
- Пособники — это персонал вашей компании. Люди которые делают какую-то маленькую часть из преступных действий и не посвящены во всю цепочку. Например, только изготавливают поддельные документы и больше ничего.
- Подстрекатели — это разного рода консультанты, которые не состоят в штате. Но при этом учат или дают советы, о том как уйти от уплаты налогов.
Налоговая и административная ответственность
Налоговая ответственность наступает тогда, когда есть задолженность или другие нарушения. Штрафы в этом случае такие:
- 20% от выявленной суммы в случае, когда по неосторожности была занижена база налогообложения;
- 40% от суммы, если доказана умышленность занижения базы;
- 20% от суммы в ситуации, когда уплата налогов производилась одним из представителей консолидированной группы, но при этом были переданы неверные сведения (случайно, а может, совсем не переданы);
- 40% от суммы, когда такие сведения были не переданы намеренно;
- 20% от суммы в том случае, когда неуплата зафиксирована за налоговым агентом.
Какая уголовная ответственность за неуплату налогов есть для ИП и юридических лиц?
Основное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность – то есть, сам факт неуплаты налогов, – для физических лиц-предпринимателей и для юридических лиц не отличается: и в том, и в другом случае предполагается, что требуемые платежи в бюджет не были внесены вовремя. Кроме того, уголовная ответственность наступает только с определённой суммы, которая превышает крупный размер. Однако здесь уже есть первое отличие по привлечению ИП и юридических лиц: для физических лиц уголовная ответственность начинается с суммы неуплаты налогов 900 тысяч рублей (обычно учитывается период в 3 года), а для компаний пороговая сумма наступления уголовного преследования составляет 5 млн рублей за тот же срок.
Кроме пороговой суммы, головное дело может быть возбуждено, если налогоплательщик игнорирует необходимость уплаты налогов два отчетных периода подряд – то есть, два месяца, квартала и т. д., в зависимости от формы налогообложения. Этом случае, если предупреждения и требования налоговой инспекции остаются без внимания, сведения передают в правоохранительные органы.
Различаются и конкретные санкции, которые применяются к физическим и юридическим лицам:
- уголовная ответственность за неуплату налогов для ИП регулируется ст. 198 УК РФ и предусматривает следующие виды наказания: штраф в размере 100-500 тысяч рублей (в зависимости от суммы неуплаты) или в размере заработной платы за 3 года, принудительные исправительные работы на срок до 3 лет или лишение свободы на аналогичный период. Стоит отметить, что если индивидуальный предприниматель нарушил данную статью уголовного кодекса впервые, и при этом полностью погасил задолженность перед бюджетом, а также пени, связанные с просрочкой выплаты, он освобождается от уголовной ответственности;
- уголовная ответственность для юридических лиц более строгая, и предусматривает, согласно ст. 199 УК РФ, следующие санкции: штраф до 1 млн рублей или в размере заработной платы виновных лиц за 3 года, принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 6 лет. Кроме того, у виновных может быть конфисковано их имущество, если оно было получено вследствие нарушения законодательства, а также им может быт наложен запрет занимать те или иные руководящие должности на срок до 5 лет. Строгость наказания возрастает, если ущерб, который был нанесен государственному бюджету, превышает особо крупный размер (15 млн рублей за 3 года), если обвиняемые действовали в составе организованной группы и по предварительному сговору, если они уже ранее привлекались к уголовной ответственности по схожим статьям и т. д.
Нужно также упомянуть о некоторых особенностях уголовного преследования за неуплату налогов. Так, к ответственности могут привлечь только в том случае, если будет доказаны именно факты уклонения, то есть, умышленной неуплаты или недоплаты предусмотренных законодательством сборов. Если же налоги не платились или платились не в полном объеме по ошибке, по закону к уголовной ответственности привлечь нельзя, ограничиваются административной (штрафы). Еще один нюанс: уголовное дело возбуждается не против юридического лица как такового, а против конкретных лиц, виновных в уклонении от налогов – генерального директора, главного бухгалтера и т. д. Именно их в конечном итоге и привлекают к ответственности, если вина будет доказана. При этом следствие должно установить, что именно это лицо (или лица) умышленно не платили налоги в бюджет, чем нанесли ущерб государству.
С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.(п. 3 ст.32 НК РФ)
Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.
Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.(согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу)
И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа. Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.
Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:
При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:
— заключение о нарушении законодательства;
— или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;
— или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;
— или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.
Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:
— о возбуждении уголовного дела в порядке;
— или об отказе в возбуждении уголовного дела;
— или о передаче сообщения по подследственности(ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения — в суд.
Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).
Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.
В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.
Инициировани�� возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:
Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.
Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.
Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.
После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 №81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.
Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что
ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.
Специфика привлечения к ответственности
В случае выявления налоговой инспекцией факта неуплаты налогов к правонарушителю применяются нормы, предусмотренные НК, УК и КоАП РФ.
Факты, свидетельствующие о неуплате налогов, выявляются в процессе специальных проверок, которые могут проводиться по результатам отчетного периода или по распоряжению ИФНС.
Для привлечения к ответственности за экономические преступления российское законодательство предусматривает следующий порядок действий:
- проводится налоговая проверка;
- составляется акт (в случае выявления правонарушений);
- выносится решение о привлечении правонарушителя к ответственности;
- выносится постановление о наложении штрафных санкций.
Налогоплательщик вправе заявить о нарушении своих прав и оспорить действия, предпринимаемые налоговый инспекцией, в любое время, вне зависимости от этапа производства.
Неуплата налогов юридическим лицом. Ответственность в 2017-2018 году
Для предпринимателей и юридических лиц любой формы собственности установлена обязанность по уплате налогов и сборов, закрепленных законодательством РФ. Состав налоговых обязательств будет зависеть от видов деятельности организаций и ИП, а в ряде случаев и от выбранной схемы налогообложения.
В представленном материале можно узнать, что грозит за неуплату налогов юридическим лицом или предпринимателем.
Закон выделяет следующие основания, по которым может наступать ответственность за неуплату налогов ИП в 2017 году:Если предприниматель или юридическое лицо официально зарегистрированы в ИФНС, у них возникает обязанность уплачивать различные виды налогов, либо перечислять единый платеж при выборе специальных налоговых режимов (ЕНВД, патент и т.д.). За нарушение порядка и сроков представления отчетности и уплаты налогов грозит налоговая, уголовная или административная ответственность.
- непредставление налоговых деклараций и иных аналогичных документов в срок, установленный в законе;
- искажения сведений в отчетных документах, которые повлекли занижение налоговой базы и суммы начисленного налога;
- неуплата или неполная уплата начисленного налога в срок, установленный в законе.
Рассмотрим основания и порядок привлечения к ответственности, если юридическим лицом нарушены сроки или порядок уплаты налогов.
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает составы преступления, когда ответственность наступает в зависимости от вины для руководителя и/или главного бухгалтера.
Так, руководитель и/или главный бухгалтер могут быть привлечены к ответственности за уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 199 УК РФ).
Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций, совершенное в крупном или особо крупном размере, в виде значительных штрафов (до 500 000 руб.), лишения свободы (до шести лет), лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (статья 199 Уголовного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 199 Уголовного кодекса РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей.
А особо крупным размером считается сумма, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.
Разъяснения судам по поводу привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления даны в постановлении Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.
Постановление N 64 впервые дало официальное разъяснение объективной стороны налоговых преступлений исходя из положений ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» УК РФ.
Согласно разъяснениям Постановления N 64 уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, влекущим уголовную ответственность, являются действия, осуществленные с целью неуплаты налогов и (или) сборов, приводящие к полному или частичному не поступлению налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
При этом уголовная ответственность может наступить, только если применялись способы, указанные в УК РФ, а именно:
умышленное непредставление налоговой отчетности, представление которой закреплено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;
умышленное включение в налоговую отчетность заведомо ложных сведений.
Способами уклонения от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере считаются как умышленные действия (включение в налоговую декларацию и иные документы заведомо ложных сведений), так и умышленное бездействие (непредставление необходимых документов).
Кто отвечает по налоговым обязательствам
Платить исправно налоги должны физические лица и организации. При этом привлечение к ответственности возможно в отношении любого нарушителя.
При рассмотрении физлиц, среди них к следующим категориям будут применяться санкции при несоблюдении налогового законодательства:
- Гражданам страны (не оплатившим личные налоги, начисление которых не относится к предпринимательской деятельности);
- ИП;
- Другим лицам, имеющим обязанность по внесению платежей на территории РФ (иностранным гражданам, лицам без гражданства).
Отсутствие внесения обязательных платежей со стороны компании обяжет следующих лиц погасить обязательства:
- Учредителей;
- Генерального директора;
- Бухгалтера (ответственность бухгалтера чаще всего возникает за подачу декларации позже срока);
- Иных лиц компании (например, владеющих правом подписи на документах или имеющих доступ к денежным средствам).
В случае с организацией привлечение к ответственности считается более сложным процессом, нежели с гражданами. Необходимо доказать, что конкретный работник нарушает закон, и именно он понесёт наказание от лица компании.
К тому же распространены ситуации, когда в уклонении от налогов повинна группа лиц, участие каждого из которых нужно доказать.
К примеру, ответственность директора наступит тогда, когда удастся доказать, что именно по его вине уплата платежей не была произведена вовремя.
Земельный налог для физических лиц необходимо платить собственникам земельных участков.
Земельный налог является местным налогом, и его ставка устанавливается органами муниципальных образований. Для физических лиц земельный налог рассчитывается налоговой инспекцией. Ежегодно налоговая инспекция не позднее 30 дней до 1 декабря последующего года направляет налоговые уведомления об уплате земельного налога. Вы не обязаны платить земельный налог до получения такого документа.
Следует отметить, что с 01.01.2015 физические лица обязаны до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, сообщить в налоговый орган об объекте, по которому не было получено налоговое уведомление.
Например, гражданин В. купил земельный участок в мае 2015 года. Если до 1 ноября 2016 года он не получит уведомление об уплате налога, то ему необходимо до 31 декабря 2016 г. сообщить в налоговую инспекцию о том, что в его владении имеется земельный участок. Если этого не сделать, то в последующем это может рассматриваться как уклонение от уплаты налогов.
№ | Ситуация | Пояснение |
1 | Размер налога был рассчитан лицом неверно. Причём сделано это неумышленно | Такое правонарушение не относят к числу спланированных деяний. Какое наказание за неуплату налогов предусматривает такая ситуация? Размер штрафа будет равен 1/5 от суммы неуплаченного налога (п. 1 ст. 122 НК РФ). |
2 | Плательщик умышленно занизил размер налога или уклонился от его выплаты | В этом случае штраф будет вдвое больше. Он составит уже 40% от суммы задолженности по налогу (п. 3 ст. 122 НК РФ). |