Как правильно ликвидировать компанию: разбираем процедуру с юристом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно ликвидировать компанию: разбираем процедуру с юристом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.

Шаг 1. Готовим решение о ликвидации

Распечатать в 2 экземплярах Самое первое, что нужно сделать – это принять решение о добровольной ликвидации.
В этом решении нужно назначить ликвидационную комиссию или ликвидатора, установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. Об этом говорит статья 62 Гражданского кодекса РФ.

Есть много юридических дискуссий на тему «кого лучше назначить – ликвидационную комиссию или ликвидатора»?

Согласно мнению № 1, нужно заглянуть в свой родной устав.
Там конкретный ответ вполне может быть написан. И есть нотариусы, которые работают именно так — написан в уставе «ликвидатор» — значит, будет именно ликвидатор. Но есть нотариусы, которые в устав не заглядывают, и уверены, что можно назначать кого угодно в силу закона. Так что разные мнения можно даже пределах одного города получить. Наконец, в уставе может быть написано что-то в духе «Общество может быть ликвидировано в порядке, определенном действующим законодательством» — это тоже означает, что можно назначить кого угодно.

Согласно мнению № 2, в устав в принципе заглядывать не обязательно,
раз сам Гражданский кодекс РФ разрешает назначить либо ликвидационную комиссию, либо ликвидатора.

Согласно мнению № 3, следуем Гражданскому кодексу РФ, но выбираем ликвидационную комиссию для спорных или сложных случаев прекращения деятельности. В остальных случаях – выбираем ликвидатора.

Я придерживаюсь мнения № 3. Для закрытия ООО с 1 учредителем проще выбрать ликвидатора.

Кого назначить ликвидатором?

На самом деле ликвидатором может быть любой человек.
Он назначается решением организации. Например, для ООО с 1 учредителем можно назначить ликвидатором самого учредителя. Если он же был и директором, то с должности директора его нужно будет уволить.

Про увольнение директора:

Есть много юридических версий. Рассматривать все не буду, спорить с коллегами тоже. Расскажу просто, что мы увольняем директора на следующий день после принятия решения о назначении ликвидатора. Но чтобы сделать процедуру увольнения проще, директор сам пишет заявление на увольнение по собственному желанию и готовит приказ.Чтобы вам было проще составить решение о ликвидации, мы подготовили шаблон этого документа.
Использовать шаблон просто: понадобится только заменить данные, выделенные красным цветом, на свои. А также распечатать документ в двух экземплярах: 1 для себя и 1 для налоговой.

Отдельно скажу, что внутри документа:

  • Решение заточено для ООО с 1 учредителем (в тексте используем корректный юридический вариант — единственный участник);
  • Ответственным лицом назначается ликвидатор;
  • Срок приема требований от потенциальных кредиторов (он понадобится при подаче объявления в «Вестник государственной регистрации) выбран минимально возможный по закону – 2 месяца.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

ликвидация юрлица по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

ликвидация юрлица по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям.

Требование о ликвидации юридического лица по вышеуказанным основаниям, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 Гражданского Кодекса РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Документы для закрытия юридического лица:

  1. Решение учредителей (участников) юридического лица о ликвидации, либо решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо соответствующий судебный акт судебного органа;
  2. Оригиналы учредительных документов ликвидируемого юридического лица, включая оригиналы всех изменений, имеющих силу для третьих лиц, и оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица, оригинал свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года;
  3. Справка из налогового органа о снятии с учета ликвидируемого юридического лица;
  4. Справка из органов статистики об аннулировании идентификационных кодов в связи с ликвидацией юридического лица;
  5. Справки из внебюджетных фондов о снятии с учета;
  6. Заключение аудитора в случаях, установленных законом;
  7. Акт о распределении имущества юридического лица, оставшегося после расчета с кредиторами, между учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица;
  8. Документы, подтверждающие факт уничтожения круглой печати, иных печатей, штампов и бланков юридического лица.

В случаях, установленных законом, при ликвидации юридического лица представляются заключения антимонопольных органов.

Оформление результатов проверки

Проанализируем, какие оплошности налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля могут сыграть на руку налогоплательщика.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п.1,6 ст.100 НК РФ). А организация, подлежащая ликвидации вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.

После рассмотрения возражений налоговый орган должен вынести решение о привлечении (отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Но, в ряде случаев налоговые органы нарушают процедурные моменты и предъявляют требование об уплате налогов ликвидируемой организации на основании одного лишь акта.

Процедура ликвидации состоит их 3 основных этапов, в каждом из которых есть перечень обязательных к выполнению шагов.

Первый этап

Основанием для ликвидации должно стать решение, принятое участниками компании. Также им нужно подписать такой документ, как «Протокол общего собрания участников о ликвидации юридического лица». Дальше предстоят следующие шаги:

  • создание ликвидационной комиссии;
  • информирование сотрудников об увольнении. Об этом должно быть объявлено не позднее, чем за месяц до истечения последнего рабочего дня;
  • подача информации в Минюст РК. Это можно сделать в письменном либо электронном виде, используя ЭЦП;
  • на протяжении 3 рабочих дней с момента принятия решения поставить в известность УГД МФ РК;
  • направить сообщение в Центр занятости об увеличении количества безработных не позднее, чем за 2 месяца;
  • разместить публичную информацию о закрытии предприятия через газеты республиканского формата, в которой указать срок для принятия претензий от кредиторов;
  • через 2 месяца от даты подачи объявления составляется промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационная налоговая отчетность;
  • на протяжении 3 дней с момента утверждения баланса направить в УГД МФ РК заявку на проведение налогового контроля и отчетности с обязательной пометкой «ликвидационная».
Читайте также:  Заявление о принятии наследства по завещанию

Ликвидация юридического лица должна проводиться профильными специалистами, так как в этом деле есть много сложностей, справиться с которыми своими силами невозможно. Одним из таких моментов является отсутствие учредительных документов и другие нюансы, которые могут помешать закрытию предприятия.

Второй этап

На втором этапе проводится непосредственно ликвидационная проверка. От даты подачи заявления на камеральный контроль до дня начала проверочных действий должно пройти время в пределах не более 20 дней (рабочих). Именно в этот период с ТОО должен связаться инспектор, получивший задание на проверку. Чаще всего так не бывает, в результате чего проверка затягивается и может продолжаться не 6 месяцев, а 3 года. Объясняется это незаинтересованностью налоговой, так как ликвидация компании ей невыгодна по причине потери очередного плательщика налогов. Поэтому процесс ликвидации лучше поручить доверенному лицу, обладающему знаниями и опытом в данной сфере.

В ходе второго этапа выполняются следующие пункты:

  • завершение всех расчетов с кредиторами, погашение всех налоговых финансовых обязательств. Средства выручаются через продажу имущества способом открытых торгов;
  • если имели место операции, связанные с ВЭД, таможенные органы должны выдать справку о том, что нет задолженности по сборам;
  • к концу проверки составляется итоговая форма ликвидационного баланса;
  • ТОО закрывает свои счета в банках и снимается с учета ККМ;
  • территориальному УГД МФ РК направляется ликвидационный баланс и справка о закрытии счетов.

Третий этап

На третьем этапе, когда полностью завершена налоговая проверка необходимо уничтожить печать предприятия. Для этого привлекается компания, имеющая лицензию, разрешающую данный вид деятельности. Одна часть печати, разрезанной на четыре доли остается у представителя компании. После уничтожения обязательно составляется акт о проведенной процедуре, все документы требуют нотариального заверения.

Далее следует подать документы в ЦОН (Центр обслуживания населения), чтобы зарегистрировать ликвидацию компании на государственном уровне. Процедура облагается государственной пошлиной. Заявление можно подать через правительственный электронный портал.

Для регистрации ликвидации ТОО необходимо предоставить:

  • заявление о госрегистрации ликвидации юрлица;
  • решение собственника или собрания учредителей, скрепленное печатью;
  • экземпляр газеты с опубликованным объявлением о ликвидации ТОО;
  • справку от организации, которая произвела уничтожение печати ТОО;
  • квитанцию об оплате регистрационного сбора (МСБ квитанцию не предоставляют).

Заявление в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» подается не ранее 2 месяцев после публикации в газетах объявления о ликвидации ТОО.

После проводится проверка всех документов с двумя исходами.

  • Отказ. При обнаружениях налоговой или таможенной задолженностей, нарушений в процедуре проведения ликвидации, а также если филиалы или представительства ТОО не сняты с учетной регистрации, будет вынесено решение об отказе в госрегистрации прекращения деятельности ТОО.
  • Принятие. Если нарушений и задолженностей нет, то «Правительство для граждан после приема заявления» в течение 5 рабочих дней регистрирует в реестре факт прекращения деятельности компании и вносит информацию в Национальный реестр БИН. Потому что, юридическое лицо ликвидируется только при регистрации сведения в Национальном реестре БИН. После бывшему владельцу выдают копию приказа о госрегистрации прекращения деятельности юрлица. Бумажную версию копии приказа можно получить в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» или электронный вид в личном кабинете портала Egov.

Судебный порядок ликвидации недействующего юридического лица

Власти могут уладить вопросы, связанные с «замершим» бизнесом, двумя путями. Первый из них мы описали выше, это административный порядок упразднения компании, которая фактически давно перестала работать. Второй способ исключения бизнеса из реестра сложнее: через суд.

Компания – это общественное объединение, и согласно закону оно может быть исключено из ЕГРЮЛ на основании иска, поданного регистрирующим органом. К подобным мерам прибегают, когда бизнес многократно не предоставляет сведения о своей деятельности, как того требует законодательство.

Другими словами, представители власти могут инициировать судебное разбирательство в связи с тем, что бизнес нарушает законы, скрывает сведения. Рассмотрением таких дел занимаются районные суды, опираясь на правила административного судопроизводства.

Посещение налоговой службы

Запрос о проверке компании можно направить также в отделение ФНС. Требуется лично прийти в отделение по месту жительства или нахождения организации.

Для начала нужно оплатить госпошлину. Платёж может быть внесён в отделении банка-партнёра налоговой службы или же на её сайте.

Далее, составляется письменный запрос, который пишется в свободной форме. В нём указывается название фирмы или ИНН. При оформлении срочного запроса добавляется приписка «в срочном порядке» и вносится пошлина. А также указывается способ получения выписки. Если в отделении налоговой, то получить её можно через 5 рабочих дней или на следующий день. Если по почте, придётся ждать не меньше недели.

Возможно, этот способ и не самый удобный, но всё же имеет некоторые плюсы:

  • в налоговой инстанции можно получить не только выписку, но и копии документов, относящихся к интересующей вас фирме. За каждый документ нужно будет доплатить;
  • некоторые государственные служащие больше доверяют выпискам, которые были получены в инспекции.

Следует помнить, что полученная выписка имеет срок действия. По истечении 30 дней она становится недействительна.

Цены представительских услуг при ликвидации юр. лица

Передача документов в ИФНС

от 1 500

Публикация заметок в СМИ

от 1 500

Получение свидетельств в налоговой службе

от 1 500

Переговоры с должниками, кредиторами

от 5 000

Представительство юридического лица в суде

от 15 000

Участие в собрании кредиторов при банкротстве

от 5 000

Организация экспертизы по независимой оценке имущества

от 4 000

Добровольная ликвидация

Процедура добровольной ликвидации юридического лица инициируется учредителями, имеющими соответствующие полномочия на основании учредительной документации. Принимается решение о прекращении деятельности на собрании учредителей с последующим оформлением по законам РФ. Чтобы начать ликвидацию ООО, необходимо принять единогласное решение. Прекратить деятельность АО, могут ¾ акционеров, проголосовавших соответствующим образом. Комиссия, назначаемая на этом же собрании, в течение последующих трёх суток в установленном порядке оповещает ИФНС о предстоящей добровольной ликвидации юридического лица в установленном законом порядке.

Внимание! Если своевременно не проинформировать налоговый орган, то фирму оштрафуют на 5 000 рублей в административном порядке.

Составляется уведомление по форме Р15001, заверяемое у нотариуса, к которому прилагается протокол собрания с решением о прекращении деятельности. Налоговики вносят в ЕГРЮЛ информацию о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации и предоставляет ликвидаторам свидетельство.

Внимание! После этого налагается запрет на учреждение от имени этого юридического лица других компаний и внесение изменений в устав фирмы.

Юридическое лицо в установленном порядке извещает о ликвидации своих кредиторов, которым предоставляется возможность предъявить имущественные, финансовые требования в установленном порядке в течение 2-х месяцев. Порядок предусматривает публикацию в «Вестнике» заметки о прекращении деятельности. Необходимо составить текст, содержащий обязательные пункты:

  • Наименование компании;
  • ОГРН;
  • ИНН;
  • Адрес;
  • Принятое решение с датой и временем голосования;
  • Контактные данные для передачи финансовых, имущественных претензий.

Переход российского общества к жизни в условиях рынка, глобальные экономические реформы, коренные изменения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений — всё это наряду с другими факторами неизбежно влечёт значительное оживление гражданского оборота. Как известно, юридические лица играют в нем едва ли не определяющую роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности.

Читайте также:  Программу маткапитала продлили до 2026 года

Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит непрерывно. Неслучайно в научный обиход введён термин «жизненный цикл» юридического лица.

В отличие от физического лица, для которого появление на свет и уход из жизни – естественный природный процесс, создание и прекращение деятельности юридического лица сопровождается определенной, установленной законом процедурой.

Актуальность курсовой работы связана с тем, что в нынешних условиях нестабильной экономической ситуации в России, когда под влиянием объективных обстоятельств ежедневно прекращают свою деятельность юридические лица различных организационно-правовых форм и вопрос правильного правового оформления ликвидации (прекращения) юридических лиц приобретает особую значимость.

Цель курсовой работы – анализ Российского законодательства о ликвидации юридических лиц и практики его применения.

Задачи курсовой работы:

  1. Дать общую характеристику ликвидации, как способу прекращения деятельности юридического лица;
  2. Проанализировать существенные основания ликвидации юридических лиц и порядок её осуществления
  3. Рассмотреть банкротство как способ ликвидации юридических лиц
  4. Проанализировать основания и порядок ликвидации юридических лиц при банкротстве.

Вопросы ликвидации можно рассматривать с различных сторон и применительно к большому множеству объектов, но в этом исследовании акцент сделан на ликвидации коммерческих юридических лиц, поскольку указанные субъекты хозяйствования составляют наиболее значительную часть среди всех участников гражданского оборота.

Тема курсовой работы в научной литературе является дискуссионной. Отдельные моменты были рассмотрены в трудах таких учёных как: М.В. Телюкина, В.С. Белых, Г. Э. Берсункаев, С. И. Винниченко, А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой, О.А.Беляева, П.Д. Баренбойма и др. Так же было использовано действующее законодательство РФ.

Основанием для подготовки к применению процедур добровольной
ликвидации в отношении федеральных государственных предприятий, а
также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов, является решение Федерального управления о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной и об отсутствии реальной возможности восстановить его платежеспособность, принимаемое по результатам анализа экономического состояния предприятия на основании системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий.

Добровольная ликвидация предприятия может быть инициирована самим Федеральным Управлением. В этом случае руководитель предприятия в течение трех дней с момента получения указанного распоряжения Федерального управления обязан организовать проведение собрания кредиторов. Совместное решение руководителя предприятия и
кредиторов о добровольной ликвидации предприятия в связи с отсутствием возможности восстановления его платежеспособности простым большинством от общего числа голосов. В случае, если уполномоченный орган не утверждает решение о добровольной ликвидации предприятия, он вправе принять решение о подаче предприятием заявления о признании его несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд и обязать руководителя предприятия подать указанное заявление.

Если руководитель федерального государственного предприятия в
течение установленного срока не выполнил распоряжение Федерального управления о добровольной ликвидации предприятия либо если оно
отклонено собранием кредиторов (если в течении 20 дней с момента
опубликования объявления о добровольной ликвидации предприятия
конкурсным управляющим получено хотя бы заявление от одного кредитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации) , Федеральное управление издает распоряжение, содержащее обязательное
для руководителя предприятия предписание о внесении в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о не предприятия. Реализация (продажа) имущества ликвидируемого предприятия осуществляется в порядке, установленном планом ликвидации.[10]

Средства, вырученные от реализации имущества ликвидируемого
предприятия, поступают на счет ликвидационной комиссии и направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, определенном действующим законодательством.

Лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, во-первых, устанавливают порядок, сроки ликвидации и назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). В свою очередь, ликвидационная комиссия выполняет ряд важных функций, в частности: публикует информацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроке (не менее чем двухмесячном) заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, их письменному уведомлению о ликвидации, получению дебиторской задолженности; по окончании срока для представления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс с указанием сведений о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения; составляет после завершения расчетов с кредиторами ликвидационный баланс. Ликвидация юридического лица считается завершенной после внесения об этом записи в государственный реестр юридических лиц. [11]

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; при ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся их кредиторами, т.е. вкладчиками;

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.[12]

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.[13]

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией производится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц»[14].

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Одним из оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица является несостоятельность (банкротство).

После того, как опубликованный в «Вестнике» срок для предъявления требований со стороны кредиторов истек (не менее 2 месяцев) необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс.

Особых правил по его оформлению не установлено, однако, судебная практика рекомендует составлять баланс по тем же принципам, что и бухгалтерскую отчетность (поэтому самостоятельно решать данную проблему не имея похожего опыта, не рекомендуется).

Читайте также:  Госпошлина за регистрацию права собственности: как и сколько платить

Промежуточный баланс должен содержать:

  • сведения об имуществе организации;
  • информацию о требованиях, предъявленных кредиторами;
  • результаты рассмотрения требований кредиторов.

После того, как документ будет составлен его необходимо утвердить на собрании учредителей (единственным учредителем) и оформить соответствующий протокол (решение).

После того, как промежуточный баланс будет утвержден, ликвидационной комиссии необходимо начать рассчитываться по имеющимся у организации задолженностям.

Согласно ст. 64 ГК РФ долги должны выплачиваться в следующем порядке:

  1. Гражданам, перед которыми ООО несет ответственность за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью.
  2. Работникам по трудовому договору (зарплата и выходные пособия) и по выплате авторских вознаграждений.
  3. Расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, страховые взносы, штрафы и т.д.).
  4. Оставшиеся долги перед другими кредиторами.

Если денежных средств не хватает для погашения всех задолженностей ООО, тогда организации необходимо выставить на публичные торги своё имущество. Если и в этом случае полученная от продажи выручка не покроет все долги компании, тогда ликвидационной комиссии придется обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.

Особенности подготовки к ликвидации предприятий

Ликвидация компаний – это процедура, регламентированная нормами гражданского законодательства. Ликвидация предполагает не только завершение коммерческих операций, но и исполнение всех обязательств, которые возникли за период такой деятельности. Поскольку обязательства предпринимателя перед государством, юридическими и физическими лицами могут быть весьма многочисленны и разнообразны, при ликвидации становится необходимым пройти несколько контрольных процедур.

Рассмотреть все возможные варианты развития событий в одном тексте не получится, потому перечислим основные, общие для большинства предпринимателей, этапы этого процесса, исходя из теории – т.е. требований законодательства, и практики – опыта бывших собственников компаний и индивидуальных предпринимателей.

Закрыть организацию вы можете самостоятельно, однако во избежание ошибок лучше воспользоваться услугами подготовленных специалистов. Например, ликвидация в Минске и за его пределами может проводиться:

  • по собственному желанию (добровольный вариант);
  • по инициативе ИМНС.

Если на момент закрытия в Беларуси у владельца недостаточно средств для расчёта с кредиторами, процедура проводится посредством банкротства.

Термином «юридическое лицо» обозначается структура, сформированная для осуществления какой-либо деятельности (в том числе – коммерческой). То есть это любое предприятие.

Начало существования юридического лица – это его регистрация, а окончание – зафиксированное решение о ликвидации.

Ликвидация юридического лица – это процесс прекращения его коммерческой деятельности. Права и обязанности при этом не переходят к другим лицам.

Каждое решение о ликвидации обязательно фиксируется в ЕГРЮЛ.

Основанием для этой достаточно серьезной процедуры служат разные факторы:

  • решение учредителей;
  • решение суда;
  • банкротство.

Решение учредителей принимается на собрании, где выносится вопрос о ликвидации. Совет учредителей – это уполномоченный орган, который может быть различным в зависимости от вида организации.

Проверка налоговой при ликвидации компании

Расчеты с кредиторами осуществляются денежными средствами. Если их не хватает, то имущество компании продается (при цене имущества более 100 тыс. руб. согласно промежуточному ликвидационному балансу должны быть проведены торги).

После проведения всех расчетов с кредиторами оставшееся имущество передается учредителям, если такая возможность предусмотрена законом.

Сведения в ПФР нужно подать в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Непредоставление большей части этих сведений в территориальный орган ПФР является основанием для отказа в регистрации ликвидации.

Обратите внимание: расчет по страховым взносам надо подать в налоговую до составления промежуточного ликвидационного баланса за период с начала расчетного периода по день представления этого расчета включительно.

Основания и процессуальный порядок банкротства регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 03.07.2019).

Возможность ликвидируемого предприятия обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве предусмотрена ст. 63 ГК РФ. Данный вариант развития событий возможен, если у компании недостаточно ликвидируемого имущества, за счет которого можно рассчитаться со всеми кредиторами. Статья 131 ФЗ № 127 уточняет, что все имущество организации-должника на момент открытия конкурсного производства – окончательного этапа процедуры банкротства, предполагающего максимально возможное удовлетворение требований кредиторов – является конкурсной массой.

Очередность кредиторов, с которыми должна рассчитаться организация, установлена статьей 134 упомянутого выше ФЗ. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов, которые возникли «до принятия заявления о признании должника банкротом». То есть налоговикам выгодней самим подать в суд соответствующий иск. Однако производство по делу о банкротстве ООО будет возбуждено, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 300 тысяч рублей (п. 2 ст. 6 ФЗ № 127).

Ликвидационная комиссия обязана самостоятельно обратиться в суд с иском о банкротстве в течение десяти дней, если в процессе ликвидации компании обнаруживаются признаки неплатежеспособности организации (п. 3 ст. 9 ФЗ № 127). Статья 9 этого же закона обязует собственника самому проявить инициативу и обратиться в суд с требованием признать общество банкротом в случае, когда, например, рассчитавшись с одними кредиторами, у него не хватает средств, чтобы исполнить свои обязательства перед другими заемщиками (перечень возможных оснований для обращения собственника в суд, приведенный в статье, является открытым).

Но не стоит рассчитывать, что, если положение дел в компании соответствует приведенному в п. 2. Статьи 3 ФЗ № 127 признаку банкротства – задержка по погашению долга составляет больше трех месяцев – процедура банкротства поможет хотя бы частично избавиться от непогашенных требований кредиторов. Банкротство рассматривается законодательством как неблагополучное стечение обстоятельств, а не организованная попытка «исчезнуть с радаров». Поэтому при принятии решения суд будет учитывать, какие именно действия учредители предпринимали, чтобы вытащить компании из долговой ямы.

Когда наступает субсидиарная ответственность директоров и собственников по долгам компаний

Согласно ст. 92 ГК РФ ООО, предприятие «может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников». В пункте 2 статьи 51 ФЗ № 14 (ред. от 23.04.2018) конкретизируется, что реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения.

В случае предприятия с налоговыми долгами это возможно, если компания-правопреемник готова взять на себя его обязательства, в том числе и по штрафам (ст. 50 НК РФ). В соответствии с этой же статьей, принимающая организация берет на себя все обязанности по удовлетворению требований реорганизуемого предприятия.

В п. 3 указанной статьи уточняется, что реорганизация не изменяет сроков по уплате налогов правопреемником.

Один из минусов данного способа ликвидации компании-должника: не все участники реорганизуемого предприятия могут бесспорно принять «новую жизнь» ООО в составе новой организации. Их право не согласиться с решением присоединиться к компании-правопреемнику закреплено статьей 60.1 ГК РФ «Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица».

Судебная практика по этому вопросу сложилась противоречивая. Нередко суды встают на сторону несогласного заявителя, не принимавшего участия в голосовании или голосовавшего против оспариваемого решения. Последние обстоятельства как раз являются поводом признать решение о реорганизации общества недействительным.

Данной процедуре посвящена статья 110 ФЗ № 127. Продажа организации-должника как правило организуется в виде аукциона. В п. 3 указанной статьи говорится, что «денежные обязательства и обязательные платежи должника не включаются в состав предприятия», то есть покупатель приобретает имущество, а не ООО с его долгами, как это происходит в случае с реорганизацией.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *