Утилизационный сбор в 2020 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизационный сбор в 2020 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Повышение утилизационного сбора в 2020 году
Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 января 2020 года. Данная статья написана с учетом нововведений.
Начиная с 1 января увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.
В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.
Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.
Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.
Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.
Удачи на дорогах!
Понятие утилизационного сбора
Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:
- При ввозе ТС из другого государства.
- При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.
Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.
Какое отношение он имеет к утилизации
О том, что взимание утилизационного сбора, мягко говоря, отошло от своей первоначальной концепции, замечают не только простые обыватели – это видят и в Госдуме. Недавно, после анонсированного повышения сбора, против этого высказался депутат Вячеслав Лысаков от «Единой России» (который, к тому же, имеет отношение к партии «Автомобильная Россия»).
Он обрушился с критикой на Минпромторг – и за то, что повышение утилизационного сбора имеет отношение лишь к пополнению бюджета, и за отсутствие всяческого финансово-экономического обоснования повышения тарифа, и главное – за то, что к утилизации автомобилей он не имеет никакого отношения.
Об этом же говорит и Наталья Беляева – деньги, которые должны собираться на создание системы утилизации старых автомобилей, выплачиваются на производство новых:
«Парадокс: деньги, собранные на утилизацию старых автомобилей, фактически направляются субсидиями на производство и поддержание спроса на покупку новых автомобилей.
В США и Японии отлично налажена переработка машин. Так, например, в США около 95% отживших свое автомобилей разбирают и направляют на предприятия. Создатели автомобилей BMW утверждают, что 95% материалов современного BMW в будущем поступит на производство.
В России глубина переработки не столь высока и составляет 60-70%, как раз из-за того, что фактически рентабельность есть только в металле. Поэтому все остальное идёт на свалку.
Переработкой автомобилей на сегодняшний день занимаются компании, осуществляющие заготовку металлолома. Однако цена металла не покрывает расходы по настоящей утилизации автомобилей, в результате которой в переработку вовлекаются и жидкости, и стекло, а также резина, металл, текстиль, дерево. В Европе расходы автоутилизиторов покрываются в том числе и за счёт официально существующей возможности продажи автозапчастей, годных к эксплуатации, после того как машину списали (сняли с учета).
В России такой возможности нет. Государство не участвует в создании инфраструктуры по утилизации списанных автомобилей, и не поддерживает таких утилизаторов.
На практике переработка сводится к банальной разборке, при которой из автохлама достают только пригодное к продаже, а остальное спрессовывают или шредируют. Образуя в результате такой «утилизации» огромные кучи новых отходов».
Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.
При этом полноценных программ утилизации в России нет – не ведется даже официальная статистика по этому вопросу, а для автовладельца участие государства в утилизации сводится к тому, что он должен заключить договор с компанией, имеющей соответствующую лицензию.
Что он будет делать с этим автомобилем дальше (продаст на запчасти, отправит под пресс или поставит гнить под забором) – государство уже не волнует: автомобиль по документам считается утилизированным.
В мировой практике есть уже достаточно хорошо отлаженная система утилизации старых машин, говорит Алексей Ермилов из ГК «АвтоСпецЦентр» – старые автомобили перерабатывают, получая из них ценные материалы:
«Каждый год результатом переработки старых автомобилей становится 25 миллионов тонн материалов. В США ежегодно утилизируются 7 000 авто, в Европе – около 8 000 единиц. В России на данный момент существуют восемь предприятий, утилизирующих авто, что говорит об отсутствии централизованной программы переработки транспортных средств в нашей стране.
Процесс утилизации автомобилей проходит в несколько этапов: обесточивание (аккумулятор извлекается и помещается в герметичный контейнер, так как является опасным видом отходов), слив всех жидкостей, снятие неметаллических частей авто, измельчение кузова под прессом. При правильной утилизации транспортного средства получается около 750 килограммов железа, 10-20 килограммов алюминия, 3-5 килограммов меди. В Голландии, например, 85% материалов от утилизированного авто используется для последующего производства.
Алексей Ермилов, директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр».
В России же у владельца старого автомобиля не так уж много вариантов, что с ним сделать – относительно рабочую машину примут в Trade-in (но тогда ее выгоднее просто продать на вторичном рынке), еще ее можно сдать в металлолом или разобрать на запчасти, говорит Александр Багрецов:
«Условия утилизации автомобилей в 2020 году претерпели изменения по сравнению с предыдущими годами. Теперь допуск к сдаче в утиль получили практически все транспортные средства с минимальными требованиями к сроку владения (не менее полугода) и году производства. К тому же пробег, техническое состояние, марка и модель, страна сборки значения не имеют.
Сейчас корректнее обозначать данный процесс как сдачу автомобиля по программе Trade-in, но эта программа действительна только при приобретении нового автомобиля взамен сдаваемого. Старый автомобиль оценивают по рыночной стоимости (немного ниже уровня активного рынка), и при этом дают скидку на покупку нового автомобиля. Для разных марок и моделей автомобилей скидка имеет разные значения, например, при покупке автомобилей марки LADA, скидка составит 50 тысяч рублей.
Также машину можно сдать в ближайший пункт приема металлолома, но тогда на сертификат можно не рассчитывать, вы получите немного денег за стоимость автолома. Дальше на площадке сливаютс�� все технологические жидкости, снимаются колеса, сиденья. Если компания крупная, то в их распоряжении имеется шредерная машина, в процессе работы которой, автомобиль измельчается, и его части делятся на цветной и черный лом, также отделяется пластик и мусор. Лом при такой переработке выглядит как шарики диаметром 10-15 см.
Если компания мелкая (около 85% в России), то автомобиль разбирается вручную и «голый» кузов попадает в пресс. При такой утилизации на пункте приема лома попросят от собственника документы о собственности либо решение суда (для брошенных автомобилей). При этом будет выдана справка об утилизации по форме Минпромторга.
Практика утилизации автомобилей широко распространена по всему миру. В развитых странах имеются целые сети по приему ТС, где владельцы старых и аварийных авто имеют возможность сдать их на металлолом.
Самостоятельную утилизацию или разборку с последующей продажей запчастей тоже никто не отменял. Автомобиль разбирается, а его компоненты выставляются на общеизвестных сайтах.
Александр Багрецов, руководитель проектов Группы компаний SRG.
Выходит, что утилизационный сбор – действительно лишь сбор, и на развитие технологий утилизации отходов в России имеет очень опосредованное отношение.
Отсрочка уплаты утильсбора российскими автоконцернами
Как сообщалось, правительство РФ в начале марте согласовало инициированное Минпромторгом решение об отсрочке уплаты утилизационного сбора российскими автоконцернами на конец этого года для поддержки автопроизводителей. Срок уплаты сбора за I-III кварталы 2022 года для отечественных автопроизводителей был перенесён на декабрь. При этом предприятия, оказавшиеся под санкциями, могут уплатить сбор и за IV квартал 2021 года также в декабре 2022 года.
Утилизационный сбор на выпускаемые и ввозимые в РФ автомобили платят все работающие в стране концерны. Государство, в свою очередь, компенсирует концернам размер уплаченного сбора через блок промсубсидий, распределение которых между игроками зависит от локализации их продукции.
Базовая ставка утильсбора на легковой автомобиль в РФ составляет 20 тыс. руб., на грузовик — 150 тыс. руб.
Бюджетные расходы на господдержку автопрома через ряд субсидий в 2022 г., как сообщалось, были запланированы в проекте бюджета РФ на трехлетку на уровне 392,9 млрд руб.
Что такое утилизационный сбор на автомобили
Каждое транспортное средство имеет определенный срок службы. Подразумевается, что когда этот срок истец, автомобиль будет утилизирован, т.е. выведен из обращения. Чтобы заранее оценить и компенсировать негативные последствия для окружающей среды от утилизации, с 2010 года в России взимается специальный сбор. Вот наиболее важные моменты, связанные с расчетом и оплатой утилизационного сбора:
- в России оплата сбора осуществляется при покупке автомобиля, либо при его ввозе через таможенную границу;
- в отношении конкретного транспортного средства сбор платится однократно, не подлежит перерасчету или увеличению (если при ввозе машины был уплачен сбор, последующие покупатели его отдельно не оплачивают);
- по истечении нормативного или фактического срока эксплуатации машины, за которую уплачен сбор, утилизация осуществляется бесплатно.
Так как оплата утилизационного сбора обычно осуществляется при выпуске с производства, либо при перемещении через таможенную границу, его стоимость закладывается в цену автомобиля. Фактически, покупателям приходится оплачивать дополнительный налог, так как освобождение от платежей допускается только в редких случаях.
Кто не должен платить
Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89 «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не платят в отношении следующих видов транспортных средств:
- автомобилей категории M и N, в том числе повышенной проходимости категории G, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях в оригинальном или отреставрированном до оригинального состояния;
- транспортные средства участников программ переселения в Россию,
- автомобили консульств, посольств, международных организаций, их сотрудников и членов их сетей;
- легковые машины не старше 3 лет, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.
Утилизационный сбор: определение и причины возникновения
Идея обложить россиян очередным обязательным платежом возникла у отечественных законотворцев не случайно: основанием послужило ухудшение экологической обстановки в крупных городах и необходимость затрачивать приличные суммы на утилизацию отходов, в частности, отслуживших свой срок транспортных средств.
Согласно нормам указанного выше федерального закона под утилизационным сбором (УС) понимается единовременный платёж, взимаемый государством с покупателей автомобилей для улучшения экологической обстановки и минимизации негативного воздействия от выбросов ТС. Предполагается, что собранные таким образом денежные средства должны расходоваться на проведение мероприятий природоохранного характера.
Обратите внимание, что сбором облагаются не только автомобили, но и другие категории ТС: в частности, самоходные машины, прицепы.
Краткая история сбора в России
Предмет обсуждения был введён 1 сентября 2012 г. Главная цель сбора — компенсация потерь государства от уменьшения ввозных пошлины на импортные авто, а также стимулирование отечественного автопроизводителя.
Хотя с 2014 года утилизационный сбор начал взиматься и с российских предприятий-производителей, тем не менее спрос на произведенные в России авто стимулировался государством за счет дотаций физическим лицам в рамках программы «trade-in», суть которой можно описать как “утилизируй старый автомобиль – получи скидку на покупку нового».
В 2012-2014 гг. соглашаясь на утилизацию авто посредством уплаты соответствующего сбора, россияне получали бонус (от 50 000 руб.) на новый автомобиль отечественного производства.
Необходимость уплаты утилизационного сбора российскими производителями вызвала волну негодования, и уже неоднократно Государственной Думой России обсуждался предмет отмены последнего, поэтому вопрос для отечественных производителей до сих пор остается открытым.
Программа для физлиц снова возобновлена в 2015 году, дальнейшая её судьба будет зависеть от ближайших результатов.
Порядок уплаты утилизационного сбора
В первую очередь потребуется подготовить документы на транспортное средство при покупке или таможенном контроле. Оплата пошлины производится в рублях при помощи отдельного расчетного платежного документа. Требуется рассчитать сумму и внести соответствующий код. Оплачивать можно на таможне или в региональном отделе налоговой.
Важно! Пошлина не является налоговым доходом, поступающим в федеральный бюджет на счет Федерального казначейства, поэтому не относится к стандартному налогообложению.
Если ранее уже уплачивалась пошлина и ее величина была превышена, то остаток может быть зачислен в счет текущей выплаты. При этом остаток не может перечисляться в дополнение к другим типам платежей, так как имеет другую финансовую природу.
Как утилизационный сбор отражается на цене автомобиля
Большинство автопроизводителей скорректировали цены еще в начале 2021 года. Связано это было с общей инфляцией и ростом затрат на сырье.
По данным Минэкономразвития, рост цен на легковушки, связанный с увеличением утилизационного сбора, будет невелик: на отечественные и собранные в России иномарки — меньше 1%, а на импортные автомобили — 2%.
Такой небольшой процент связан с тем, что у многих автомобильных компаний, работающих на территории России, есть специальный инвестиционный контракт (СПИК) с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Он компенсирует уплату утилизационного сбора из бюджета государства.
Но процент компенсации зависит от степени локализации производства автомарки в России. Согласно постановлению правительства, подсчет компенсации ведется по балльной системе.
Так, в 2021 году, чтобы получить 100% субсидии, нужно заработать не меньше 3 200 баллов. А к 2025 году для полного возврата с утилизационного сбора компаниям потребуется набрать 5 500 баллов.
Кто освобождается от сбора?
Законодательно определены случаи, когда владелец транспортного средства может быть освобождён от уплаты утилизационного взноса. К таким ситуациям можно отнести следующие случаи:
- Транспортному средству более тридцати лет, но при соблюдении условий: автомобиль не должен использоваться в коммерческих целях и у него должны быть оригинальные запчасти – рама, кузов, двигатель.
- Авто находится в распоряжении дипломатического представительства или консульства, включая сотрудников и их семей.
- Автомобиль был ввезён в России, как личное имущество граждан, являющихся участниками программы добровольного переселения соотечественников из зарубежных стран.
В первом случае, сбор не подлежит уплате вообще, а в двух последующих будет взиматься с покупателя.
Понятие утилизационного сбора
УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:
- При ввозе ТС из другого государства.
- При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.
Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.
Изменения в 2020 относятся в основном только к людям или компаниям, которые занимаются ввозом транспортных средств в Республику Беларусь. Самое главное, что если машина была выпущена с 1 сентября 2012 года, то утилизационный сбор должен быть выплаченным в любом случае. Если транспортное средство было выпущено в Российской Федерации – платит производитель. Если же приобретался за рубежом – то платить обязан владелец, который его перевозит через все границы. По закону так же нет определённого срока, в который новый владелец автомобиля обязан внести утилизационный сбор за него. Сделать это можно в абсолютно любом банке России, там же можно взять и бланк-образец. Если покупка была совершена юридическим лицом, то платить необходимо со своего расчетного счёта.
Самое важно при покупке нового или вторичного транспортного средства просмотреть все документы. Если этого не сделать, есть шанс, что новому владельцу придется платить утиль сбор, который, возможно, должен был уплатить прежний владелец, но не сделал этого по каким-либо причинам.
Поэтому нужно внимательно пересмотреть документы, убедиться, что все прописано и печати проставлены и только тогда подписывать нужные бумаги и регистрировать транспортное средство в системе ГИБДД.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Можно ли поставить транспортное средство на учет, если сбор был неправильно рассчитан?
Если сумма платежа была превышена, то она будет зарегистрирована в системе ГИБДД. Если же какая-то часть суммы все же не выплачена, то зарегистрировано ТС будет только после того, как вся сумма будет уплачена.
Что если произошла переплата сбора? Можно ли ее засчитать как часть следующего сбора?
Если произошла подобная ситуация, то владелец может подать заявление на возврат переплаченной суммы, либо ее смогут засчитать как часть следующей уплаты.
В каких случаях информация заносится в ПТС?
О означает, что в пользу государства была произведена оплата платежа за дальнейшую утилизацию транспортного средства. Проставление записи об уплате утилизационного сбора в паспорт транспортного средства входит в обязанности органа, который выдает документ. При этом до 2012 года (во время действия программы утилизации 2010-2011 годов) сбор имел фиксированный размер, равный 3 тысячам рублей и взимался непосредственно с владельца транспорта при заключении договора утилизации, и отметка об уплате в ПТС не ставилась. Теперь эта обязанность лежит на отечественном заводе-производителе, который осуществляет оплату и оформляет паспорт ТС, а также на Таможенной службе в случае ввоза транспорта из-за рубежа.
В ПТС или ПСМ автомобилей, самоходных и иных средств передвижения, включенных эту категорию, в обязательном порядке должна стоять пометка о произведении оплаты налога на утилизацию, чтобы в дальнейшем осуществить регистрацию и постановку на учет в ГИБДД. Поэтому эксперты рекомендуют перед приобретением автомобиля проверить графу с особыми отметками в полученных документах (в ПТС после 31.08.2012 или в ПСМ после 10.02.2016).
Возврат суммы при переплате или ошибке
Если владельцем движимого имущества по ошибке уплачена излишняя сумма утилизационного сбора, то:
- переплата может быть возвращена собственнику движимого имущества;
- переплата может быть зачтена в качестве уплаты утильсбора на другой автомобиль.
Возврат или зачет излишне оплаченной суммы государственного сбора производится на основании письменного заявления плательщика.
В документе указывается следующая информация:
- наименование органа, в который подается заявление. Документ необходимо подать в ту организацию, которой была проставлена отметка об уплате сбора в паспорте автомобиля или в налоговый орган в течение 3 лет, если переплата произведена производителем автомобильного транспорта;
- реквизиты, включая полное наименование организации или ФИО плательщика сбора;
- реквизиты счета, на который необходимо вернуть денежные средства;
- реквизиты платежного документа, подтверждающего оплату;
- причина неправильного начисления (оплаты);
- сумма к возврату;
- перечень документов, являющихся приложением.
Приложением к заявлению является следующий перечень документов:
- копии документов, которыми подтверждается оплата сбора (чек, квитанция или платежное поручение);
- копии документов, подтверждающих проведение расчета сбора;
- паспорт заявителя или паспорт и доверенность представителя собственника автотранспорта;
- копия ПТС автомобильного транспорта.
Если возврат осуществляется юридическим лицом, то указанный ранее пакет прилагаемых к заявлению документов дополняется:
- доверенностью, выданной руководителем компании представителю;
- копия свидетельства о постановке организации на учет в налоговой службе;
- оригинал и копию свидетельства о регистрации юридического лица.
Решение о возврате или отказе в выплате принимается соответствующими организациями в течение 30 дней с момента получения заявления:
- если принимается решение о возврате, то указанная денежная сумма переводится на счет плательщика утилизационного сбора;
- если принимается решение об отказе, то плательщику сбора направляется письменное уведомление с указанием причин принятого решения.
Сбор за утилизацию автомобильного транспорта взимается:
- таможенной службой, при ввозе автомобиля из другого государства;
- налоговой службой, при производстве авто в РФ или покупке автомашины, если сумма сбора не уплачивалась прежним владельцем.
Оплата сбора, в том числе и таможенного сбора, производится в российских рублях по платежным документам.
Для оплаты можно использовать:
- отделения банков, в которых оплата производится наличными средствами или средствами с расчетного счета (банковской карты);
- терминалы мгновенной оплаты или банкоматы. Оплата так же производится наличными и средствами с карты;
- различные электронные системы (например, Яндекс. Деньги). При оплате используются средства со счета (карты) или электронного кошелька.
В качестве подтверждения оплаты выступают:
- платежной поручение с отметкой банка о переводе денег, если оплата производится через отделения банков;
- чек, если оплата производится с использованием банкоматов (терминалов);
- квитанция, если оплата была произведена онлайн.
Чтобы проверить правильность исчисления суммы утилизационного сбора в соответствующие органы представляется специальный документ, утвержденный приложением 1 к Постановлению Правительства №1291, в котором указываются:
- номер VIN (индивидуальный номер, присваиваемый изготовителем авто) ввозимого (приобретаемого) автотранспорта;
- марка, модель и год изготовления автомашины;
- категория автотранспорта;
- объем, а так же модель и номер двигателя, установленного на машине;
- тип двигателя;
- полная масса;
- использованная при расчетах базовая ставка;
- учтенный коэффициент;
- сумма сбора, которая была уплачена ранее (если такое действие производилось);
- сумма к уплате;
- реквизиты ПТС автомобильного транспорта;
- полное название или ФИО плательщика;
- реквизиты компании – плательщика или реквизиты гражданского паспорта (для физических лиц);
- адрес регистрации компании (проживания физлица);
- реквизиты таможенных документов (при их наличии).
Приложениями к расчетам являются следующие документы:
- паспорт плательщика;
- доверенность от собственника и паспорт представителя, если оформление производится не лично владельцем движимого имущества;
- ПТС автомобилей;
- копии документов, подтверждающих факт приобретения (получения в наследство, дарения и так далее) автомашины;
- копии сертификатов, свидетельств, одобрений и так далее, подтверждающих безопасность использования данного вида автотранспорта;
- копии документов, подтверждающих уплату сбора.