Оплата труда работников бюджетной сферы в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата труда работников бюджетной сферы в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Любой предприниматель стремится сократить свои расходы, в том числе и за счет фондов зарплаты и оплаты труда. Конечно, можно урезать зарплаты, отменить компенсационные выплаты, убрать премиальные и т.д.
Системы оплаты труда работников учреждений
В разделах, посвященных системам оплаты труда работников федеральных, государственных и муниципальных учреждений, главные изменения касаются учета требований применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов. Это необходимо учитывать при установлении окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (пп. «е» п. 7, п. 11), при формировании фонда оплаты труда (пп. «и» п. 7).
Системы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров существенных изменений не претерпели.
При формировании системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений стоит обратить внимание на корректировку пп. «е» п. 32 Рекомендаций по системам оплаты труда. При введении новых систем оплаты и их изменении (совершенствовании) сумма выплат работнику: по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, не может быть в абсолютном выражении меньше суммы аналогичных выплат в действующих системах оплаты труда при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей и выполнения работ той же квалификации. Иными словами, если система оплаты труда меняется, но объем работы и трудовые обязанности – нет, то сумма выплат работнику не может быть уменьшена.
Что нового в установлении системы оплаты труда?
Согласно п. 2 Положения № 583 системы оплаты труда работников федеральных учреждений устанавливаются с учетом:
- Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
- Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
- государственных гарантий по оплате труда;
- перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях. В настоящее время такой перечень утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 822;
- перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях. В настоящее время такой перечень утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818;
- рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время действуют Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утвержденные Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол № 11;
- мнения представительного органа работников.
Кроме этого, Постановлением № 20 в Положение № 583 внесен новый п. 2 (1), согласно которому:
- системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и (или) автономные учреждения, по согласованию с Минтрудом. Отметим, что указанные примерные положения носят рекомендательный характер для указанных типов учреждений;
- системы оплаты труда работников федеральных казенных учреждений устанавливаются положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, по согласованию с Минтрудом. Указанные положения носят для федеральных казенных учреждений обязательный характер.
Кто и как проводит расчёт?
Обязанности по планированию и контролю Фонда оплаты труда могут поручаться разным лицам в зависимости от размеров и организационной структуры предприятия.
В маленьких фирмах этим может заведовать непосредственно руководитель или главный бухгалтер.
При расширении производства планирование ФОТ может перейти к планово-экономическому отделу с участием специалиста по кадрам, контроль и исполнение же останутся за бухгалтерией. Как рассчитать фонд оплаты труда правильно? Методы расчета фонда оплаты труда могут быть разными.
Анализ ФОТ должен начинаться с определения его фактических размеров. Это можно сделать, подсчитав фонд за прошедший период. Для этого нужно суммировать все его составляющие, отражённые в бухгалтерской отчётности.
Трудовой Кодекс России относит к Фонду оплаты труда четыре составляющих: оплату за отработанное время, оплата за неотработанное время, единовременные поощрительные выплаты и выплаты на питание, жильё, топливо.
В состав оплаты за отработанное время входят заработная плата по повременным и сдельным ставкам, стоимость продукции, выданной в качестве натуральной оплаты, доплаты и набавки, связанные с переработкой, вредными условиями работы. Сюда относятся также премии и другие мотивационные выплаты, имеющие регулярный характер.
Оплата за неотработанное время в основном состоит из оплаты ежегодных и дополнительных отпусков, учебных отпусков, льготных часов подросткам, оплаты обучения работников, оплаты труда работников, привлекаемых к государственным или общественным обязанностям. Сюда же входят оплаты вынужденных простоев и прогулов.
Как единовременные поощрительные выплаты учитываются все выплаты нерегулярного характера, такие как компенсация неиспользованного отпуска, дополнительные отпускные, материальная помощь, годовая премия и другие.
Выплаты на питание, жильё, топливо представляют из себя затраты, которые предприятие несёт на обустройство быта работников: предоставление им жилья или компенсацию арендной платы, снижение цен в столовой, оплата бензина.
Все выплаты, включённые в Фонд оплаты труда, проходят в бухгалтерском учёте по счёту 70, сальдо которого отражается в журнале-ордере №10. Фонд оплаты труда за прошедший период представляет из себя дебетовый оборот по счёту 70 за этот же период.
Для анализа ФОТ информацию можно также брать из форм статистической отчётности № П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников”, № 1-Т “Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности”.
Для упрощения аналитической работы на предприятии операции по счёту 70 могут обобщаться в сводной ведомости.
Состав фонда оплаты труда
Фонд оплаты труда представляет собой совокупность фонда заработной платы и всех других видов затрат на персонал. Включает в себя следующие категории:
- премиальные;
- «тринадцатую» зарплату;
- больничный;
- отпускные всех видов;
- командировочные;
- бонусы за стаж;
- суммы за время, которое фактически не было отработано, но по закону подлежит оплате (например, простой);
- доплаты за совместительство, за неурочное или сверхурочное время работы, за опасные или вредные условия труда и т.д.;
- возмещение ущерба работника;
- траты на обеспечение работника льготной или бесплатной форменной одеждой;
- льготное рабочее время для трудоустроенных несовершеннолетних;
- затраты на медосмотры;
- социальные выплаты;
- компенсационные средства (например, за питание, проезд к месту работы и др.)
В фонд оплаты труда не включаются:
- годовые премии;
- целевые платежи в пользу работников;
- премии, выплаченные из спецфондов;
- отдельные пенсионные надбавки;
- возмещение путевок, проезда и т.д.;
- подарки от фирмы;
- дивиденды;
- все виды материальной помощи.
Основное назначение сметы ФОТ – планомерное использование «зарплатных» средств. Обычно расчеты составляются на год с разбивкой по кварталам или месяцам. Из сметы должно быть видно, по каким направлениям расходуются средства, а также величины компонентов ФОТ.
Отдельно производится разбивка «зарплатных» расходов по категориям работников (администрация, основной производственный персонал и т. д.). Это позволяет осуществлять контроль над использованием средств и использовать необходимую «зарплатную» информацию для целей внутреннего планирования.
Смета может составляться не только по основным элементам ФЗП, но и по выплатам, носящим социальный характер и прочим.
Смета ФОТ – элемент планирования, характерный в большей степени для крупных предприятий, имеющих в штате специалистов соответствующего уровня и квалификации и сохраняющих подходы к планированию со времен плановой (социалистической) экономики. В современных коммерческих структурах этот документ менее распространен или имеет иное название.
Порядок формирования ФОТ
Так как в резерв входит львиная доля средств предприятия необходимо планомерно определять его структуру и размер в пределах необходимого периода.
Для этого используется алгоритм, состоящий из следующих этапов:
- Сбор информации о численности коллектива на предприятии и его движении, структуре компании;
- Получение данных относительно средней зарплаты на предприятии, плановых показателей производства, изучение штатного расписания, внутренних фактов по фонду;
- Вычисление среднего количества персонала на необходимый отрезок времени;
- Выбор структуры планирования;
- Сопоставление со средними параметрами и степенью детализации данные;
- Формирование сметы.
Смета предназначена для планомерного использования средств. Ее формируют на год, но разбивают по месяцам или кварталам. По смете можно определить направления расходования средств и размер компонентов ФОТ.
Для каждой категории работников предназначены свои «зарплатные» расходы. Это требуется для контроля использования средств и получения требуемой информации для внутреннего планирования.
Смету составляют не только по главным элементам заработной платы, но и социальным выплатам.
Смета ФОТ является элементом планирования, который наиболее распространен в крупных компаниях. Для анализа и расчетов требуется специалисты высшего уровня и соответствующей квалификацией. Современные коммерческие структуры часто пренебрегают сметой ФОТ.
Рассчитаем ФЗП на основании следующих данных:
- ССЧ — 24 чел.;
- менеджеры с окладом 50 000 руб. — 13 чел.;
- инженеры с окладом 60 000 руб. — 12 чел.
ЗПср = (13 × 50 000 + 12 × 60 000) / 24 = 57 083,33 руб.
ФЗП = 57 083,33 × 24 × 12 = 16 440 000 руб.
Для планирования затрат по подразделениям рассчитывается фонд заработной платы в разрезе должностей рабочих или служащих. Предположим, по инженерам ССЧ составила 11 человек. Рассчитаем ФЗП:
ЗПср(инж) = (60 000 × 12) / 11 = 55 000 руб.
ФЗПинж. = 55 000 × 11 × 12 = 7 260 000 руб.
Пример расчета для организации, где установлена почасовая система оплаты труда:
- часовая тарифная ставка — 500 руб./час.;
- среднее количество отработанных человеко-часов за месяц — 1760.
Рассчитаем ФЗП на основании следующих данных:
- ССЧ — 24 чел.;
- менеджеры с окладом 50 000 руб. — 13 чел.;
- инженеры с окладом 60 000 руб. — 12 чел.
ЗПср = (13 × 50 000 + 12 × 60 000) / 24 = 57 083,33 руб.
ФЗП = 57 083,33 × 24 × 12 = 16 440 000 руб.
Для планирования затрат по подразделениям рассчитывается фонд заработной платы в разрезе должностей рабочих или служащих.
Предположим, по инженерам ССЧ составила 11 человек. Рассчитаем ФЗП:
ЗПср(инж) = (60 000 × 12) / 11 = 55 000 руб.
ФЗПинж. = 55 000 × 11 × 12 = 7 260 000 руб.
Пример расчета для организации, где установлена почасовая система оплаты труда:
- часовая тарифная ставка — 500 руб./час.;
- среднее количество отработанных человеко-часов за месяц — 1760.
ФОТ это фонд оплаты труда и что в него входит должен знать каждый работодатель, так как неправильный расчет показателей может привести к привлечению к ответственности при проверке контролирующими органами. ФОТ включает в себя:
- сумму начисленной заработной платы;
- конечную стоимость продукции при оплате труда в натуральном виде;
- доплату за дополнительную работу, в том числе за сверхурочные или ночные смены, а также выход в праздничные дни;
- все виды премий, в том числе за долгий и непрерывный рабочий стаж;
- все виды выплат за осуществление деятельности в опасных условиях;
- выплаты за неотработанное время;
- затраты денежных средств на обеспечение сотрудников бесплатной продукцией, услугами, питанием, проживанием;
- затраты на закупку продукции, выдаваемой работнику на безвозмездной основе, например, униформу. Данный вид расходов может быть заменен на выдачу денежных средств или иных льгот для самостоятельного приобретения работником необходимой униформы;
- денежные выплаты, предоставляемые работнику в связи с выходов в отпуск, как основной, так дополнительный или декретный. Сюда же входит сумма компенсации за отпуск, который сотрудник ранее не использовал;
- выплаты в виде вознаграждение за труд несовершеннолетним;
- все расходы на прохождение медицинского и иных видов осмотров, а также исполнение обязанностей, установленных на государственном уровне;
- все виды компенсаций, которые положены работникам при проведении процедуру ликвидации или реорганизации предприятия;
- выплаты за вынужденный прогул, переход на работу с более низким уровнем оплаты или за временную нетрудоспособность, например, в связи с болезнью;
- затраты на командировки. Сюда же входят выплаты при работе вахтовым способом и все задержки, которые возникли по независящим от самого работника причинам;
- расходы на выплаты некоторых видов пенсий.
Руководитель должен учитывать все расходы предприятия, которые в первую очередь идут на оплату труда работникам или создание условий для их осуществление, например, выплаты на оплату проезда.
Смета ФОТ чаще всего используется, как элемент планирования в крупных организациях, которые имеют в своем штате работников с соответствующим уровнем квалификации и сохраняющих подход к планированию, характерный для времен плановой экономики.
В большинстве современных предприятиях данный документ практически не применяется или используется под другим названием.
Обычно смета ФОТ используется для выявления всех направлений, на которых расходуются денежных средства предприятия, а также точную величину всех компонентов ФОТ. Смета чаще всего составляется с учетом не только основных элементов фонда оплаты труда, но и с включением всех выплат и пособий социального характера.
Чаще всего расчет сметы осуществляется за один год с включением разбивки по месяцам и кварталам.
Для формирования ФОТ требуются провести следующие мероприятия:
- изучить штатное расписание, положение предприятия о зарплате, премировании, а также нормативные документы (Трудовой и Налоговый кодексы);
- рассчитать численность персонала применительно к планируемому объему производства;
- рассчитать ФОТ на основе полученных данных.
ВНИМАНИЕ! На предприятиях при формировании ФОТ руководствуются правилом экстраполяции, то есть ориентируются на прошлые результаты производства и размеры расходов на оплату труда.
Метод экстраполяции предполагает следующие шаги:
- Анализируется фактический размер фонда за предыдущий год.
- Разрабатываются мероприятия, направленные на оптимизацию показателя.
- Изучаются факторы, способные повлиять на объем ФОТ.
- По результатам проведенных исследований и расчетов вычисляется сумма ФОТ на планируемый год.