Кто должен покупать контейнеры для мусора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто должен покупать контейнеры для мусора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Схема создания контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для ее размещения. Если собственник земельного участка — муниципалитет, то орган местного самоуправления принимает решение о создании места накопления отходов и сам оборудует на этом месте контейнерную площадку. Сделайте это по муниципальным правилам благоустройства территории. Кроме того, соблюдайте требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Кто устанавливает контейнеры?

В этой сфере широкое распространение получили различные мифы, поскольку тема находится у многих на слуху. Серьезный ажиотаж поднялся после митингов в 2018 году, которые проходили в столице. Тогда сознательные граждане разделились на несколько лагерей, каждый из которых отстаивал свою позицию. Всеобщая неразбериха и привела к появлению следующих мифов:

  1. Площадки для контейнеров оборудуются по указанию администрации, а средства выделяются из бюджета. В казне не заложены средства под такие мероприятия, хотя в ст.8 закона «Об отходах» указано, что органы местного самоуправления обязаны создать и обеспечить обслуживание участка, на котором расположены мусорные баки. Исключением являются случаи, когда на законодательном уровне эти обязанности возлагаются на другие лица и инстанции. Из этого следует, что администрации легче переложить ответственность на кого-то другого, чем заниматься этим самостоятельно.
  2. Второй миф появился под предводительством Минприроды, когда в одном письме за 2019 год отмечалось, что контейнеры могут покупать собственники земельных участков, на территории которых оборудованы площадки, а также органами самоуправления, создавшими места накопления ТКО. К этим категориям можно отнести региональных операторов, управляющих домами многоквартирного типа и даже непосредственно потребителями. Из этого письма можно сделать вывод, что политика Министерства Природы функционирует по принципу: «вам надо – вы и берите».
  3. Контейнеры покупают управляющие организации и собственники. Данная модель существовала ранее, контейнерные площадки оборудовали и отвечали за их исправность собственники территорий, где находятся эти площадки. Управляющие компании обладали такими же полномочиями, но на участках с многоквартирными домами. На ответственных лиц даже накладывались штрафные санкции, если мусор вывозился с опозданием либо площадки были грязными. Сейчас управляющие компании также привлекаются к финансовым взысканиям и другим административным наказаниям.

За последние несколько лет законодательство претерпело изменения, во многом это заслуга Постановления Правительства №1572, опубликованное в 2018 году. Некоторые пункты полностью модифицировались, но большинство остались неизменными.

Таблица. Как разнести данные по разделам реестра

Раздел реестра Какие сведения и документы внести
Данные о нахождении мест накопления ТКО 1. Об адресе и (или) географических координатах мест накопления ТКО. 2. Схему размещения мест накопления ТКО*
Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов 1. Об используемом покрытии. 2. О площади места накопления ТКО. 3. О количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема**
Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов 1. Для юридических лиц – полное наименование и номер записи в ЕГРЮЛ, фактический адрес. 2. Для индивидуальных предпринимателей – Ф. И. О., государственный регистрационный номер записи в ЕГРИП, адрес регистрации по месту жительства. 3. Для физических лиц – Ф. И. О., серию, номер и дату выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с российским законодательством, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные
Данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО Об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются отходы, складируемые в местах накопления ТКО

* Схема размещения мест накопления ТКО отражает данные о нахождении мест накопления ТКО на карте муниципального образования масштаба 1:2000 (абз. 2 п. 16 постановления № 1039). ** Информацию о планируемых к размещению контейнерах орган местного самоуправления определяет с учетом предложений регионального оператора (абз. 3 п. 17 постановления № 1039).

Читайте также:  Повышение пенсии по потере кормильца в 2023 году

ТБО из придомовых участков вывозятся по графику на заводы, перерабатывающие мусор, или полигоны, предназначенные для сбора отходов. Вывозят ТБО специализированным транспортом.

Строительные отходы отправляют на оборудованные полигоны. Мусор, который нельзя утилизировать, вывозится на специальные хранилища, где обеззараживается и подлежит захоронению (путем заглубления в грунт).

Общие требования:

  • главные объекты — многоквартирные дома и частный сектор, места для культурного отдыха, территории заводов, предприятий, организаций, парки, скверы;
  • обязательные объекты — организации здравоохранения (больницы, стационары, санатории) и пляжи;
  • места должны быть специально оборудованы, баки водонепроницаемые с крышкой;
  • число контейнеров на участках рассчитывается с учетом количества жильцов и объема мусора, собранного за определенное время.

Нормативы по установке мусорных контейнеров во дворах многоэтажек

Перед возведением многоквартирного дома строительная компания выбирает участок для мусорных контейнеров. Отнестись к выбору места нужно ответственно. Неправильно выбранный участок может спровоцировать нарушения гигиенических нормативов и даже пожары. Удаленность от дома приведет к засорению других участков, потому что не все жильцы будут доходить до мусорных баков.

Согласование участков происходит в присутствии собственников недвижимости, управляющей компании и органов местного самоуправления.

Обязательным условием является удаленность объекта на 20 м и больше от домов, площадок для спорта, парковых аллей. Если такого места нет, то расстояние можно уменьшить до 9 метров. Но площадку нельзя обустраивать дальше 100 м от дома — делается это для удобства жильцов. Число баков рассчитывается с учетом количества проживающих и объема выбрасываемых ими ТКО.

Как разделять мусор, если я живу в частном доме?

Во-первых, вы можете создать компостную площадку у себя во дворе и выкидывать туда органические отходы, которые через некоторое время станут удобрениями. На этом даже можно сэкономить. Прямой скидки за использование компостной площадки нет. Но её создание позволит вам выбрасывать меньше мусора в контейнеры, а значит и меньше платить за фактическое количество вывезенного мусора.

Для этого собственнику необходимо обустроить площадку для компостирования. Затем написать заявление администрацию муниципального образования, и получить там акт обследования площадки компостирования. После этого чиновники внесут вашу площадку в систему «Инфоресурс», и вы сможете компостировать часть отходов.

Чтобы организовать раздельный сбор мусора в частном доме, вам нужна контейнерная площадка, которой будут пользоваться сразу несколько человек. Решение о создании площадки в данном случае принимают жители как минимум одной или нескольких улиц, или всего населённого пункта. Причём принимается такое решение на собрании граждан с участием представителей органа местного самоуправления и регионального оператора.

За мусор с момента его погрузки отвечает региональный оператор

Согласно ч. 8 ст. 23 № 458-ФЗ, в регионах РФ с 1 января 2019 года должна действовать новая схема по обращению с ТКО: вывоз мусора становится коммунальной услугой, которую исполняет региональный оператор по утверждённым тарифам. Именно регоператор с этого времени отвечает за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, правила которых закреплены в ПП РФ № 1156.

Внедрение этой схемы отложено только в городах федерального значения и регионах, где конкурс по отбору регоператора не состоялся и не нашлось компании, которая бы могла взять на себя эти функции (№ 483-ФЗ). В остальных субъектах РФ региональный оператор по обращению с ТКО уже должен работать в соответствии с нормами ПП РФ № 1156.

Кто покупает контейнеры?

Коммунальный мусор накапливается в специальных емкостях – контейнерах или баках. Регулярно их очищает мусоровоз и отправляет отхода на свалку либо на перерабатывающую станцию. Во многих городах наблюдается острая нехватка контейнеров, что свидетельствует о недостатке финансирования или халатности администрации.

Перед тем, как установить емкость для твердых коммунальных отходов, её необходимо купить. Этот процесс возлагается на нескольких ответственных лиц, в их число могут входить:

  • Представители органов местного самоуправления, которые оборудовали специальные места для скопления ТКО с учетом норм, прописанных в действующем законодательстве.
  • Собственники территорий, где установлены места сбора ТКО.
  • Компании, управляющие многоквартирными домами.
  • Региональный оператор, если действует единая тарификация с включением установленных расходов.
  • Потребители.

Для того, чтобы ознакомиться с юридическими и правовыми нормами, следует изучить закон под номером 7 от 10.01.02 «Об охране окружающей среды». Совсем недавно в него внесли ряд изменений, после которых длился период перехода от одной системы к другой.

Изменятся требования к контейнерным площадкам, размещению урн и обращению с листвой/снегом

Они должны иметь подъездной путь и твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод. Вокруг площадки требуется возвести ограждение с трёх сторон высотой не менее метра, которое будет препятствовать распространению отходов за её пределы.

Расстояние между урнами, которые расположены около подъездов домов, не должно превышать 100 метров, а отходы из них УО обязана убирать не реже одного раза в сутки.

СанПиН 2.1.3684-21 запретил сжигать листья деревьев и кустарников на территории населённых пунктов, в том числе придомовых – смёт следует вывозить на полигоны. Какие требования предъявляются к складированию/размещению снега, а также вывозу жидких бытовых отходов (ЖБО) и уборке отходов в пляжных зонах, узнайте из видео онлайн-журнала.

Читайте также:  Содержание. Приложеие 2 СМГС. Правила перевозок опасных грузов

Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов

Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг – включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр – это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках.

Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.

В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:

1. Местоположение площадки.

Указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.

2. Технические характеристики.

Фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.

3. Сведения о собственнике места.

Для юридического лица указываются полное наименование, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, фактический адрес. Если земля под площадку принадлежит индивидуальному предпринимателю, то в реестр заносятся фамилия, имя и отчество собственника, регистрационный номер в ЕГРИП, место жительства согласно регистрации. О частном лице фиксируются его личные и паспортные данные, место проживания и контакты.

4. Источники образования ТКО, которые складируются на площадке (сведения об объектах капитального строительства).

Необходимость сортировки мусора

С каждым годом мусора на планете становится всё больше. Власти стран выделяют огромные средства на строительство полигонов для сборки бытовых отходов, под которые отводится огромная территория чистой земли. Совершенствуется оборудование и технологии по переработке вторичного сырья.

Однако, «мусорная проблема» остаётся. Под солнечными лучами и ливнями, смешанные отходы гниют и выделяют ядовитые вещества, отравляя атмосферу, землю и грунтовые воды. Зачастую происходит самовозгорание этой «гремучей» смеси, нанося окружающей среде ещё больший вред.

Проводя «мусорную» реформу, с 1 января 2019 года вступил в действие новый закон о сортировке мусора перед утилизацией. В это же время был подписан приказ президента о создании компании «Российский региональный оператор». Таким образом, государство взяло под свой контроль процессы сбора, хранения и утилизации бытовых отходов.

Заглубленные контейнеры – современная система сбора отходов

Решение приобрести резервуары заглубленного типа для твердых бытовых отходов рационально и выгодно.

Плюсы системы подземного накопления мусора:

  • транспортные затраты уменьшаются;
  • износоустойчивость контейнера продлевается;
  • увеличивается количество хранимого мусора при сохранении тех же габаритов мусорного бака;
  • не требуют установки дополнительных элементов (навес, ограждение, площадка);
  • запах отсутствует;
  • дизайнерская привлекательность;
  • 100% очистка резервуара;
  • исключены опасные моменты (тяжелая крышка, сломанные колеса, лужи от бытового мусора, острые углы).

Контейнер является «стаканом» с крышкой, который плотно закрывается. Диаметр 2 метра и 3-метровая высота. Установленный резервуар возвышается над землей на полтора метра. На высоте 1 метр располагается окошко под мешок для заглубленного контейнера. Согласно запросам покупателя цвет контейнера разнится.

Контейнеры заглубленного типа приспособлены к любому климату. Плотно прилегающая крышка не допускает проникновения дождя и снега внутрь. Препятствует разлету отходов, содержимое недосягаемо для птиц, зверей.

Как хранится и собирается мусор в подземных контейнерах?

Швейцарская компания Villiger представила концептуальное решение для утилизации отходов. Это подземные контейнеры, которые герметично соединены с мусороприемниками, расположенными на поверхности. Емкости для мусора опускаются в шахту и поднимаются из нее с помощью гидравлического лифта. Когда они заполняются, их с помощью пульта управления TER серии SPA извлекают, погружают на мусоровоз и вывозят на пункт переработки отходов.

Системы подземных контейнеров герметичны, занимают мало места и вмещают в 5-7 раз больше отходов, чем традиционные мусорные баки. Надземные мусороприемники органично вписываются в городской ландшафт, не источают зловоние, а вокруг них нет вываливающегося мусора. Баки не нужно открывать и двигать во время отгрузки содержимого, что максимально упрощает и удешевляет обслуживание. Доступ к ним осуществляется по карточкам, а ее владелец платит только за то, что он выбросил.

Подземные системы утилизации Villiger универсальные и практичные за счет того, что полностью автоматизированы. Ими удобно пользоваться, даже если нужно отгрузить бытовые отходы или строительный мусор непосредственно из кузова грузовой техники. Достаточно оплатить отгрузку карточкой, после чего платформа с гидравлическим подъемником приподнимается, давая возможность выгрузить отходы в мусороприемную камеру.

Размещение приемных пунктов на территории города

Наличие приемных пунктов по сбору и дальнейшей сортировки вторсырья – это необходимость для любого города, поселка, района. Благодаря приемным пунктам происходит значительное упрощение процедур утилизации различного мусора.

Размещение приемных пунктов на городской территории никак не регламентируется законодательно, поэтому предпринимателя обязаны в индивидуальном порядке согласовывать организацию и работу подобных предприятий в органах местного самоуправления, с контролирующими государственными службами, с Санэпидемстанцией и другими органами.

Пункты сбора вторсырья обычно принимают следующие отходы:

  • Картон.
  • Стекло.
  • Полимеры.
  • Текстиль.
  • Резина.
  • Металлолом.
  • Бумага и т. п.

Размеры и объём контейнеров

С 01. 01. 1986 года ГОСТ 12917-70 отменён и сейчас действует ОСТ 22-1643-85, по которому стандартные всем знакомые мусоросборники выпускают сейчас. Но вот технические характеристики ГОСТ 12917-70:

  • размер верхней части – 900х900 мм;
  • размер днища – 700х700 мм;
  • общая высота мусорного контейнера – 1100 мм;
  • материал изготовления – сталь толщиной 2 мм согласно ГОСТ 19904-90.

Характеристики присущи открытому мусорному контейнеру, объём в кубах которого составляет 0,75 м. куб.

Различающиеся объёмом мусорные баки на улице встречаются таких типов:

  1. Переносные контейнеры для частного сектора отличаются компактностью. Объём варьируется от 60 до 300 л.

  2. Евроконтейнеры встречаются в крупных городах. Они отличаются презентабельным видом. В среднем объём мусорного контейнера ТБО составляет 1,1-1,3 м3.
  3. Колокола востребованы при раздельном сборе. Вместимость варьируется от 2,5 до 5 м3.
  4. Лодочки устанавливают возле многоэтажных домов. Размеры такого мусорного контейнера на 8 м3 представлены на рисунке. Объём контейнеров ТКО иногда достигает 15 м3.
  5. Ещё большие габариты у мусорного бункера под тросовый или крюковой захват. Объём тары варьируется от 20 до 40 м3, а ставят её на строительных площадках под крупногабаритные отходы.

Размеры мусорных баков, которые подбирают в зависимости от их предназначения и типа ТКО. Самые распространённые габариты: металлических моделей – 1270х850х1170 мм, пластиковых – 530х530х560 мм.

Требования к организации площадок под мусорные контейнеры

Мусорные контейнеры размещают на прилегающих к домам территории, предварительно обустроив под них площадку. Оборудование площадок – начальный этап работ по организации сбора ТКО. Требований к обустройству мест мусоросборников несколько:

  • Размер площадки должен точно соответствовать количеству контейнеров, которые предполагается на нее ставить – не больше и не меньше.
  • С трех сторон ставятся ограждения, возле которых желательно дополнительно высадить зеленые насаждения.
  • С неогражденной стороны предусматривается подъезд автотранспорта, удобный для выгрузки мусора.
  • Основание площадки делают твердым, ровным, влагонепроницаемым. Чаще под мусоросборники укладывают асфальт или бетонируют поверхность.
  • Если контейнеры без крышки, то ограждение желательно сделать с верхним перекрытием, чтобы внутрь емкостей не попадал дождь, снег.

Оборудует площадки и ставит их на учет в госреестре компания, управляющая обслуживанием многоквартирного дома. После обустройства и постановки на учет перенести площадку произвольно в другое место нельзя, так как план земельного участка утверждается органами архитектурного надзора и местного самоуправления. Управляющая компания обязана регулярно производить уборку в местах сбора мусора.

Сразу оговорюсь, что случай не единичный, проблема системная и в последнее время приобретает все большую остроту. Так вот, поскольку садоводческие товарищества расположены чаще всего возле леса, в подавляющем большинстве случаев земля за их границами находится в ведении спецлесхозов, а расположение на этих землях той самой площадки, по сути просто места, где стоит пара контейнеров, — это уже нецелевое использование земли.

В принципе, спецлесхозы сами заинтересованы в централизованном вывозе мусора, чтобы он не расползался по лесам, вот только поменять целевое назначение даже самого маленького участка земли в пару квадратных метров полномочий у них нет.

Следовательно, размещение контейнеров за территорией товарищества будет незаконным.

Казалось бы, свои контейнеры можно поставить на своей земле и не выносить их за границы товариществ. Люди в целом не против: ходить ближе. Но тут в игру вступает еще одна любопытная законодательная закавыка.

Дело в том, что по санитарным нормам расположить такую площадку можно только на некотором отдалении от жилья, и если в границах товарищества нет некого пустыря или поляны, то и обустроить там площадку нельзя.

Но это еще полбеды. Спецтехника зачастую просто физически не может забрать контейнеры с внутренней территории: не хватает места для маневров.

Итого, в настоящее время располагать контейнеры снаружи нельзя из-за нецелевого использования земли, а внутри — из-за санитарных норм и невозможности использования спецтехники! На практике контейнеры располагают снаружи, на тех же местах, где они и стояли последние десятилетия, получают штрафы от лесхозов, ходят в суды, где показывают санитарные нормы, — и все начинается по новой. Возникла ситуация, когда любой вариант будет идти вразрез с законодательством, снаружи — нельзя, внутри — нельзя. Если вывоз мусора прекратить (что, к слову, тоже нельзя, потому как есть Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами»), люди опять теплыми летними вечерами потащат отходы в лес. Допустить этого, естественно, нельзя. Тем более вопрос, по сути, пустяковый, система уже давно создана, отлажена и работает, просто надо урегулировать административные вопросы, возникшие в связи с изменениями в законодательстве. И вот тут мы подходим к самому интересному моменту во всей этой истории.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *