Порядок предрейсового осмотра водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок предрейсового осмотра водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия под руководством врача-профпатолога, состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.

Исходя из названия, можно предположить, что послерейсовые осмотры проводятся по окончании перевозки. Они обязательны лишь для тех водителей, которые транспортируют опасные грузы и пассажиров.

Внимание! Под опасными грузами принято подразумевать вещества, которые угрожают здоровью или жизни человека.

Проходить предрейсовый медосмотр водителей нужно в самом начале рабочего дня. Исключением являются шоферы экстренных служб (скорая помощь, полиция и т.д.). Перед вызовом им не нужно посещать медика.

Внимание! Несоблюдение требований, предъявляемых к порядку проведения послерейсовых осмотров, чревато штрафами.

Особенности процедуры послерейсового осмотра:

  1. Проводится в конце рабочего дня для установления устойчивости организма к нагрузкам.
  2. Организуется и финансируется работодателем.
  3. Проводится медиками, имеющими необходимую квалификацию, подтвержденную соответствующим сертификатом.

Получение результатов медосмотра

Предварительный или периодический медосмотр считается завершённым, когда выдано заключение врачей-специалистов и результаты лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном договором между медицинской организацией и работодателем, с учетом результатов ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров и диспансеризации.

Кроме заключения составляется заключительный акт по итогам проведения периодических остров не позднее чем через 30 дней после их завершения. В его разработке принимает участие проводившая медосмотр организация, представители работодателя и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Административная ответственность за нарушения Порядка предрейсовых медицинских осмотров

КоАП РФ Статья 12.32

Допуск к управлению водителя, находящегося в состоянии опьянения
либо не имеющего права управления тс

1 на ответственных за техсостояние и эксплуатацию тс 20 000 р.
2 на юридических лиц 100 000 р.

КоАП РФ Статья 11.32

Нарушение порядка проведения предрейсовых или послерейсовых
медицинских осмотров

1 на граждан 1000 – 1500 р.
2 на должностных лиц 2000 – 2500 р.
3 на юридических лиц 30 000 – 50 000 р.
4 на индивидуальных предпринимателей 30 000 – 50 000 р.

КоАП РФ Статья 12.27 ч. 3

Невыполнение требования о запрещении употреблять алкоголь, наркотические
или психотропные вещества после ДТП

1 на водителя, нарушившего ПДД (ТС подлежит аресту) 30 000 р. + лишение на 1,5-2 года вод. прав

КоАП РФ Статья 5.27.1

Допуск к упр. ТС без знаний требований охр. труда, обязательных предрейсовых медосмотров в начале раб. дня (смены), психиатрических освидетельствований, при наличии противопоказаний

1 на должностных лиц 15 000 – 25 000 р.
2 на ИП 15 000 – 25 000 р.
3 на юридических лиц 110 000 – 130 000 р.

КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 2

Перевозока пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

1 на граждан 3 000 р.
2 на должностных лиц 5 000 р.
3 на юридических лиц 30 000 р.

КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 3

Перевозка пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсового контроля тех. состояния ТС

1 на граждан 3 000 р
2 на должностных лиц 5 000 р.
3 на юридических лиц 30 000 р

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:

  1. Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
  2. Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
  3. Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
  4. Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
  5. Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 г.

Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.

Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом

  • На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
  • Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
  • Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
  • Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
  • Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
  • Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
  • Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
  • Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.
Читайте также:  Что такое окончательный ликвидационный баланс и какие его разновидности?

Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:

  • поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
  • воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.

Что делать, если работник не прошел медосмотр

Рассмотрим 2 случая: если работник не прошел медосмотр, и если по заключению медосмотра сотрудник не может быть допущен к исполнению своих обязанностей.

В случае, когда работник отказывается пройти медосмотр, то он отстраняется от работы (не увольняется) до того момента, как он пройдет обследование. Для этого необходимо будет подготовить документ, который подтвердит отказ от процедуры медосмотра и издать приказ об отстранении.

Что может помочь в доказательстве отказа сотрудника пройти медосмотр:

  • Объяснительная записка работника.
  • Отказ от процедуры.
  • Больничный лист (в случае болезни во время назначенного медосмотра).
  • Акт об отказе, оформленный работодателем.

Приказ об отстранении может быть издан в свободной форме. В нем обязательно должны быть указаны следующие данные:

  • ФИО и должность работника.
  • Причина, по которой проведено отстранение (часть 1 статьи 76 ТК РФ).
  • Срок отстранения. (лучше не писать конкретную дату)
  • Наличие вины сотрудника в произошедшем.
  • Выплаты во время отстранения.
  • Перечень бумаг, подтверждающих отказ.

Когда и кого направить в центр профпатологии

Изменения в приказ № 302н существенно меняют правила по направлению работников в центр профпатологии. Эти правила, в отличие от других изменений, начнут действовать не с начала 2020 года, а с 1 июля 2020 года.

По новым правилам уточнили, что работников, у которых стаж работы – пять лет во вредных условиях труда (подклассы 3.1–3.4, класс 4), на первый периодический осмотр нужно направить в центр профпатологии, а затем раз в пять лет.

Пример: Когда направлять в центр профпаталогии работника, который работает во вредных условиях труда

Обходчик Иванов начал работать во вредных условиях труда в 2015 году. В 2020 году его стаж работы во вредных условиях составил 5 лет. В 2021 году у него должен пройти очередной периодический осмотр. Так как это первый периодический медосмотр для Иванова после того, как его стаж работы во вредных условиях труда составил 5 лет, его нужно в рамках этого медосмотра направить в центр профпаталогии. В следующий раз его нужно направить в центр профпаталогии не раньше, чем в 2026 году.

Работников со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве в центр профпатологии нужно направить просто один раз в пять лет.

Работников, которые получили заключения о предварительном диагнозе профзаболевания, нужно направить в центры профпатологии в течение одного месяца с момента подозрения на связь заболевания с профессией.

Если работник проходит в центре профпатологии периодический медосмотр, то работнику нужно будет предъявить врачам-специалистам выписку из своей медкарты с заключениями врачей-специалистов, результатами лабораторных и иных исследований, заключениями по результатам предварительного или периодического осмотра за предыдущие годы работы во вредных и опасных условиях труда.

Внимание: в год осмотра в центре профпатологии работника не нужно направлять на периодический медосмотр в другую медорганизацию.

Кроме того, по новым правилам работникам с трудовым стажем пять лет и более разрешат проходить периодический медосмотр в мобильных медбригадах врачей-специалистов центров профпатологии, в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов.

Такое возможно:

  • в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • в случае отсутствия центра профпатологии в населенном пункте, в котором расположен объект производства.

Особенности проведения осмотра

Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей? Только специалист с высшим или средне-специальным медиөинским образованием. Осмотр проводят в специально оборудованном помещении. Если организовать подобные условия на предприятии невозможно или нецелесообразно (например, при отсутствии регулярных рейсов), провести осмотр перед рейсом можно:

  • в ближайшем медицинском учреждении. Обязательно нужна лицензия на проведение медосмотров;
  • в другой организации, где имеются соответствующие условия и медицинский работник в штате.

Можно договориться об оказании услуг сторонним медиком перед началом рабочего дня (если есть оборудованное помещение).

Читайте также:  Восстановление срока на принятие наследства

Стоимость услуг варьируется в зависимости от количества водителей:

  • от 5000 рублей в месяц за 1-3 человек;
  • до 20000 рублей за 45-50 человек.

Результаты медосмотра

Предрейсовые медицинские осмотры водителей завершаются решением о:

  • допуске сотрудника к управлению транспортным средством;
  • или временном отстранении шофёра от его должностных обязанностей.

Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей?

Организовать контроль водителя перед рейсом можно одним из трёх способов:

  1. Нанять врача, у которого есть сертификат. Он работает в штате компании по трудовому договору, каждый месяц ему платят зарплату. При этом сама организация не должна получать какие-либо лицензии.
  2. Получить лицензию на предрейсовый осмотр водителя и всё организовать своими силами. Это целесообразно только в случае, если у вас крупная компания, или вы планируете предоставлять услуги по проведению медосмотров более мелким компаниям.
  3. Оптимальный путь, который поможет сэкономить ваше время и ресурсы — заключить договор с лицензированной клиникой, которая всё организует.

Как оформлять путевые листы?

Как правило, проведение предсменных и послесменных медицинских осмотров требуется для водителей. У них есть путевые листы, в которых фиксируются результаты проведенных медобследований. На них следует поставить штамп, который подтверждает, что водитель допущен к выполнению профессиональных обязанностей, никаких медицинских противопоказаний и нарушений нет.

При заполнении путевого листа необходимо указать срок действия, на протяжении которого путевой лист может использоваться водителем. Отсутствие этого документа грозит работнику штрафом со стороны проверяющих организаций, он будет снят с линии, не допущен к дальнейшему выполнению обязанностей.

Такой строгий контроль обязателен, так как управление транспортными средствами, особенно пассажирскими, большая ответственность. К водителям предъявляются высокие требования при выходе на каждый рейс, нарушителям грозят большие штрафы.

Если на линию выйдет водитель, который не проходил освидетельствование, при этом будет обнаружено, что имелись противопоказания, то по Кодексу об административных правонарушениях установлены следующие штрафы:

  • на должностных лиц и ИП — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юрлиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

Отдельная статья предусматривает наказание за серьезные нарушения регламента проведения медосмотров. Также действует административная ответственность. На нарушителей налагаются следующие штрафные санкции:

  • на физических лиц от 1 000 до 1 500 рублей;
  • на должностных лиц от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на юридических лиц и ИП от 30 000 до 50 000 рублей.

Статья в Кодексе об административных правонарушениях касается выпуска на линию водителя в состоянии алкогольного, наркотического или другого вида опьянения. В этом случае полагается следующее наказание:

  • на ИП и юрлиц — 100 000 рублей;
  • на должностных лиц, в обязанности которых входит контроль за техническим состоянием транспортных средств и их эксплуатация — 20 000 рублей.

Ответственность работодателя

Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.

Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:

  • на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
  • на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.

Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:

  • на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
  • на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.

Не забывайте, что ответственность может быть не только административной, но и уголовной.

Кому необходим предрейсовый и послерейсовый медосмотр

В соответствии с Приказом РФ №196 предрейсовый медицинский осмотр проводится в отношении водителей, если их работа связана с перемещением сложных, ядовитых, взрывоопасных, токсичных грузов, а также для работающих на общественном транспорте:

  • шоферов личных транспортных средств и арендованных авто;
  • водителей городских и междугородних рейсовых автобусов;
  • дальнобойщиков, управляющих грузовыми машинами с опасным содержимым;
  • индивидуальных предпринимателей при личном управлении автотранспортом.

Исключение представляют водители экстренных служб:

  • пожарной части;
  • полиции;
  • медицинских работников скорой помощи;
  • МЧС.

Как записаться на диспансеризацию

Профилактическое обследование доступно всем гражданам РФ от 18 лет, независимо от того, трудоустроен ли человек, получает пенсию, признан безработным или находится в отпуске по уходу за ребенком.

Для направления на диспансеризацию необходимо 2 документа: паспорт и медицинский полис. Обследование проводят в поликлиниках, фельдшерских пунктах, центрах здоровья. Уточнить информацию можно на сайте или по телефону медицинского учреждения. Гражданин должен «прикрепиться» к поликлинике; выбирают медучреждение и пишут заявление на обслуживание каждый год.

Выбрав медицинское учреждение, можно записаться на диспансеризацию одним из способов:

  • при личном обращении;
  • по телефону регистратуры/колл-центра;
  • через региональный портал пациента;
  • с помощью сайта Госуслуги.
Читайте также:  НДФЛ при прощении долга физическому лицу

Чтобы пройти обследования в короткие сроки, гражданин должен предварительно связаться с поликлиникой и уточнить, как сдать анализы уже в день обращения.

Порядок диспансеризации таков:

  1. Обращение в медицинское учреждение, «прикрепление», заполнение добровольного согласия на вмешательство. Анкетирование.
  2. Получение маршрутного листа, лабораторные, инструментальные обследования по возрасту.
  3. Осмотр врачом-терапевтом, для женщин – дополнительно акушером-гинекологом. Получение рекомендаций, выдача паспорта здоровья, определение в группу диспансерного наблюдения.
  4. Углубленное обследование (2 этап) при выявлении заболеваний. Консультация терапевта, получение рекомендаций.

При обнаружении патологических состояний на уровне 2 этапа гражданину положена бесплатная медицинская, в том числе и высокотехнологичная помощь, лечение в санатории.

Как проходит предрейсовая медицинская комиссия

Протокол проведения осмотров водителей закреплен приказом Министерства Здравоохранения России еще в 2014 году. Он подразумевает выполнение определенных действий медицинским работником:

  • У водителя собирают данные о самочувствии, длительности отдыха/сна, имеющихся жалобах.
  • Проводится стандартный осмотр пациента – оценивается состояние слизистых, кожных покровов, размеры глазных зрачков, измеряется температура тела.
  • Измеряется частота пульса и артериальное давление. Если в анамнезе у водителя есть гипертония/гипотония, то полученные данные необходимо сопоставлять с более ранними показателями.
  • С помощью алкотестера устанавливается факт трезвости пациента.

По результатам обследования медработник принимает решение о допуске работника на линию. Для получения соответствующего штампа в путевом листе необходимо, чтобы отсутствовали:

  • симптомы любого заболевания;
  • жалобы на плохое самочувствие;
  • явные признаки недосыпания;
  • симптомы наркотического или алкогольного опьянения.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2021 году

До внесения изменений минимальный период, на который выдавался п/л, составлял сутки. Для длительных рейсов он не превышал 30 дней. В ТК РФ ст.329 (Положение 15) Закона 197-ФЗ расписан режим работы водителей, который необходимо совмещать с отдыхом. Поэтому на сколько бы не выдавался лист, учитывают пребывание за рулем — 7/8 ч. + отдых до 4 ч. В совокупности — не более 12 часов.

График, зависит от особенностей перевозок разными видами транспорта. Поэтому подсчитывают количество рабочих часов за неделю, месяц. Необходимо, чтобы общая сумма не превышала нормативов труда и отдыха. В последнее время часто жалуются, что инспекторы обращают на фактическое время управления автомобилем особое внимание. Чтобы не было претензий, следите за режимом, отмечайте в п/л часы перерывов.

Интересный факт: Определенные виды автотранспорта должны укомплектовываться тахографами — это своеобразный контроль за режимом работы водителей. В некоторых европейских странах к данному атрибуту авто относятся очень строго. За выявленные нарушения взимают штрафы, от которых у наших водителей был бы шок.

Например, при неправильном использование прибора — €400; намеренное нарушение (нет данных карты) — €2000; отсутствие тахографа — €500 000 либо тюрьма (данные взяты из википедии).С такими штрафами нарушать БДД никто не захочет.

Оплата стоимости оказанных услуг по проведению пред-; послерейсовых осмотров возложена на работодателя или ИП. Водитель не должен покрывать расходы (включая дорогу) из своего кармана, если только он не работает на себя.

Кроме этого сотрудник, управляющий источником повышенной опасности, обязан каждые 5 лет проходить медосвидетельствование у психиатра. Согласно ст.213 ТК за справку обязана заплатить транспортная компания. Данное положение введено Законом №122-ФЗ (22/08-04 г.) на основании Норматива №317-ФЗ (25/11-13 г.).

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как Вы понимаете чревато.

И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.

Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, индивидуальный ты предприниматель или юридическое лицо.

Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, должен пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.

Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории:

  1. Водители, перевозящие людей и работающие по договору перевозки.
  2. К примеру, водитель главного бухгалтера, не должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он выполняет свои функциональные обязанности по условиям трудового договора.

    Пассажиром является человек, не член экипажа, который перевозится в автомобиле, на основании гласного или негласного договора о перевозке. Заключение этого договора подтверждается билетом.

  3. Водители, транспортирующие опасные грузы.
  4. Работник, который провел в рейсе больше одного дня, либо после последнего рейса, из учета, что в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.
  5. Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *