Порядок отказа от соцпакета по инвалидности через интернет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок отказа от соцпакета по инвалидности через интернет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Найти ответ на вопрос, как отказаться от соцпакета пенсионеру и что в него входит, категории пенсионеров, которые могут рассчитывать на получение помощи, можно в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ. Порядок обращения за получением соцпакета и отказа от него регламентирован Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 (ред. от 01.03.2012) «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Монетизация НСУ инвалидам

В зависимости от группы инвалидности перечень льгот, как правило, имеет некоторые отличия. К примеру, 1 группа позволяет монетизировать следующие соц. услуги:

— передвижение в городском транспорте на безвозмездной основе;

— предоставление стандартных протезов, ортопедической обуви;

— бесплатная путёвка для санаторно-курортного лечения;

— оплачиваемые государством лекарства по рецепту;

— проезд в санаторий (и обратно) для оздоровления;

— протезирование зубов в госклиниках.

При 2 группе инвалидности список льгот, по праву подлежащих монетизации, состоит из:

— перемещения в общественном транспорте (преференция не распространяется на частных извозчиков — такси, маршрутки);

— бесплатный проезд в обе стороны, если речь идёт о прохождении курса лечения в санатории;

— безвозмездное зубное протезирование в мед. Учреждения государственного уровня;

— ежегодная путёвка за счёт государства по рекомендации врачей;

— возможность купить ортопедическую обувь с 50% скидкой.

Как вернуть деньги за лекарства

Перед принятием решения об отказе в получении льготных лекарственных средств следует хорошо взвесить все «за» и «против». Льгота в натуральном виде подлежит восстановлению только через год.

Важно уточнить, как вернуть деньги за лекарства пенсионерам. Существует еще такая процедура, как получение налогового вычета по расходам на медуслуги. В понятие медицинские услуги включены не только терапевтические мероприятия, но и приобретение фармацевтических лекарственных препаратов. Главное условие получение вычета – прохождение курса лечения.

Получить вычет (частичное возмещение расходов) можно после окончания года, в котором оказывались медуслуги. Максимальный размер расходов, по которым проводится возврат 13% от расходов – 120 000 рублей в год. Если исходить из максимальной суммы, то вычет будет составлять 15 600 рублей.

Процедура получения вычета по медицинским услугам такая же, как и при возврате по другим налогам:

  • в налоговый орган подается заявление;
  • составляется декларация 3-НДФЛ;
  • прилагаются подтверждающие расходы на лечение документы.

Однако налоговые вычеты положены только тем лицам, которые платят НДФЛ. Если пенсионер не работает, не получает дивиденды, у него нет других доходов, которые облагаются НДФЛ, то и вычеты ему не полагаются.

Причины появления законопроекта

Недостаточное финансирование федерального бюджета повлияло на решение о принятии законопроекта об отказе предоставления льгот. На заре 2000-х появилось большое количество «фальшивых льготников». Люди покупали удостоверения и пользовались привилегиями наравне с их законными владельцами. К тому же, в то время процветал нелегальный бизнес по продаже гуманитарных лекарственных средств.


Общественный транспорт стал нерентабельным, поскольку больше половины пассажиров оказывались льготниками. А люди, проживающие в сельской местности, и вовсе не могли воспользоваться большей частью предоставляемых услуг, поскольку, к примеру, общественный транспорт в деревнях отсутствовал, а выезд в санаторий нельзя было осуществить в виду большого количества работы в летний и осенний период.

Особенности монетизации

Процесс замены преференций на денежные выплаты имеет ряд условий и особенностей. Они представлены в таблице:

Регламент Разъяснение
1. Региональный характер монетизации Перечень оказываемых и подлежащих замене льгот закрепляется на местном уровне соответствующими законодательными актами.
2. Отличающийся размер выплат Сумма компенсации определяется на региональном уровне. Федеральное законодательство определяет минимально допустимый размер.
3. Постоянная индексация Размер выплат ежегодно обновляется согласно уровню инфляции.
4. Способ оформления и необходимые документы Алгоритм оформления и перечень необходимой документации может отличаться в зависимости от субъекта РФ и предоставляемых льгот.

Кому доступна возможность монетизации

Для получения права монетизации льгот недостаточно быть пенсионером. Возможность предоставляется гражданам, находящимся на пенсионном обеспечении, которые:

  • имеют группу инвалидности;
  • являются участниками Великой Отечественной Войны, в том числе тружениками тыла;
  • входили в состав армии в период ВОВ, но не принимали участие в боевых действиях;
  • принимали участие в боевых операциях на территории Чеченской республики, Афганистана и других государств, в которых действовали вооруженные силы бывшей СССР и РФ;
  • проживали в блокадном Ленинграде;
  • являются родственниками людей, погибших при исполнении обязанностей в составе армии.
Читайте также:  Досрочное пенсионное обеспечение работников лесозаготовительных организаций

На региональном уровне этот список может дополняться гражданами, которые являются:

  • ветеранами труда;
  • малоимущими;
  • сиротами (лица, не достигшие совершеннолетнего возраста);
  • детьми из многодетных семей;
  • пенсионерами по старости;
  • участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • пострадавшими от последствий радиоактивного облучения.

Что такое монетизация льгот?

Для того чтобы люди льготных категорий могли понять принцип монетизации, необходимо разобраться в самом понимании сути денежной компенсации:

Монетизация предоставленных льгот монетизация направлена на то, чтобы изменить ситуацию в предоставлении соцзащитой льгот в натуре, разным льготным категориям граждан
Цель процедуры монетизации применить ограничение предоставления тех льгот, которые трудно поддаются контролированию, и заменить их, на денежные дотации

Кто может подать заявление

Перечень лиц, находящиеся на льготном пенсионном обеспечении:

  • граждане — инвалиды с присвоенной группой;
  • участники ВОВ и ветераны труда, работавшие в тылу;
  • армейцы ВОВ;
  • военные, участвующие в боях на территории Чечни, Афганистана, Грузии, Сирии т.д.
  • блокадники Ленинграда;
  • родственники погибших выше перечисленных военных.

На региональном уровне представленный список может быть расширен гражданами, которые являются:

  • ветераны труда;
  • малоимущие семьи;
  • несовершеннолетние осиротевшие дети;
  • ребята из многодетных семей;
  • люди, в возрасте «периода дожития»;
  • ликвидаторы последствий аварии на атомной электростанции в Чернобыле;
  • радиоактивно облученные люди в процессе различных аварий.

Какие документы подготовить для монетизации льгот

Первым документом, который потребуется от лица, планирующего заменить часть предусмотренных для него льгот денежной компенсацией, является соответствующее заявление. Оформить его помогут сотрудники Пенсионного фонда. В нем обычно указываются личные данные заявителя, а также перечисляются льготы, от которых он планирует отказаться в пользу получения ежемесячной регулярной надбавки к положенной ему соцвыплате.

Перечень прилагаемых бумаг закреплен законодательно. В основном это документы, удостоверяющие личность заявителя, а также подтверждающие его право на пользование льготными соцуслугами.

Обычно инвалиду, решившему монетизировать льготы, требуются следующие документы:

  • Паспорт гражданина РФ (плюс ксерокопии ключевых страниц);
  • Пенсионное страхсвидетельство (так же дополненное копией оригинала);
  • Удостоверение, подтверждающее право заявителя на пользование льготами, указанными для монетизации.

В отдельных случаях сотрудники госоргана запрашивают у лица с ограниченными возможностями дополнительные документы. Обычно это бывает связано с причинами отказа гражданина от пользования бесплатными соцуслугами.

Какие данные указать в заявлении об отказе от льгот

Такое заявление обычно гражданину помогают составлять сотрудники отделения ПФ РФ. Поэтому проблем с его оформлением, как правило, не возникает. Однако нелишним будет заранее узнать о сведениях, необходимых к указанию в заявлении.

Итак, от инвалида, отказывающегося от льготы в пользу регулярной денежной компенсации, потребуется указать следующие данные:

  • Полное название органа госструктуры, в который направляется просьба о монетизации;
  • ФИО инвалида;
  • Адрес проживания претендента на монетизацию;
  • Перечень льгот, которые имеющее на них право лицо хотело ба заменить денежной компенсацией.

В нижней части заявления указывается дата его оформления и проставляется подпись заявителя.

Плюсы и минусы монетизации льгот

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Новшество повлекло массовые споры с ни в чем не повинными людьми. Так, при отмене бесплатного проезда представители льготных категорий стали ругаться с кондукторами, которые не имеют никакого отношения к действиям Правительства страны.
К остальным недостаткам относят следующие моменты:

  • споры и недовольства граждан – регулярные изменения влекут массовые протесты с митингами возле администраций населенных пунктов;
  • необходимость ежегодного посещения Пенсионного Фонда с обязательной подачей заявления на отказ;
  • нехватку полученной компенсации для восполнения необходимого приобретения услуг.

Зачастую льготники сетуют на факт, что монетизация льгот в виде полученной единовременной компенсации не может покрыть тот расход, который последовал в текущем месяце. Но при тщательном подсчете затраченных денежных средств льготники остаются с незначительной прибылью.

К примеру, пенсионерам и прочим категориям населения не удается получить льготных средств в результате развития заболевания – приходится тратить собственные деньги. От льгот в виде оплаты лекарственных средств нельзя отказываться в том случае, если имеются хронические заболевания с вероятностью обострения.

Рассмотрим преимущества, которые влечет монетизация льгот:

  • при отсутствии возможности прожить на одну пенсию, можно получить денежную компенсацию за услуги, которыми льготники не могут воспользоваться в полной мере;
  • полученная компенсация тратится на индивидуальные нужды, а не «оседает в карманах» Правительства вследствие не востребованности;
  • значительную помощь теперь получают жители деревень, которые не могут пользоваться общественным транспортом в черте своего населенного пункта.
Читайте также:  Может ли пенсионер встать на биржу труда и какие привилегии это дает

Минздрав России предлагает отменить монетизацию льгот на лекарства

В ходе состоявшегося на прошлой неделе специального заседания Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека эксперты обсудили ряд проблем, связанных с монетизацией льгот на лекарственное обеспечение. Заместитель Министра здравоохранения Наталья Хоровая отметила, что в России почти 76% льготников отказались от бесплатного лекарственного обеспечения, выбрав монетизацию льготы. Напомним, что с 1 февраля 2018 года ежемесячная стоимость набора социальных услуг составляет 1075 руб., из которых на обеспечение необходимыми медикаментами предусмотрено 828 руб. (Информация Пенсионного фонда России от 29 января 2018 г.). Всего на монетизацию, по данным министерства, направлено 118 млрд руб. «Таким образом нарушается страховой принцип предоставления лекарств. Это привело к дефициту средств на закупку медикаментов для остальных льготников, – убеждена Наталья Хоровая. – В связи с чем мы ставим в министерстве вопрос либо об отмене монетизации, либо о совершенствовании нормативно-правовых актов, в том числе в рамках реализации действующего постановления о поддержке развития медпромышленности и улучшения лекарственного обеспечения».

С тем, что монетизация социального обеспечения приводит к разбалансированию системы льготного предоставления лекарственных препаратов, согласен также руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко. «Значительная часть отказавшихся от льготного лекарственного обеспечения в пользу денежной компенсации имеют инвалидность и должны принимать лекарства. Конечно, не все из них нуждаются в постоянном приеме лекарственных препаратов, но для большинства – эта помощь необходима, – убежден он. – Система льготного обеспечения лекарствами создана была для того, чтобы минимизировать проблемы со здоровьем, а также лечение в стационарах». С такой позицией согласен и заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор Игорь Бондарь. «Если дать человеку бесплатно вовремя таблетку, дальнейшая экономия будет колоссальная: на стационары, больничные листы и вызов скорой помощи. Увеличится количество рабочих дней, а значит, и налогов», – считает он.

В связи с отказом федеральных льготников от набора соцуслуг в пользу ежемесячной денежной выплаты (далее – ЕДВ) страдают также и региональные льготники, имеющие право на бесплатное лекарственное обеспечение только в рамках п. 5 постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», считает заместитель председателя Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров.

Напомним, что к примеру, инвалиды, дети-инвалиды, блокадники, участники и ветераны войн, «чернобыльцы» и «семипалатинцы» имеют право на получение социальной услуги по лекарственному обеспечению по двум основаниям и из двух источников финансирования: из федерального бюджета (ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; далее – Законом о государственной социальной помощи) и по региональной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (постановление Правительства РФ № 890). Однако ветераны войны и труда, многодетные и малоимущие семьи, а также беременные женщины и безработные имеют право на дополнительные льготы на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения только за счет региональной программы помощи гражданам (абз. 4 п. 5 постановления Правительства РФ № 890). «При этом в случае отказа от получения лекарств по федеральной программе в пользу ЕДВ федеральные льготники полностью получают необходимые лекарства за счет средств регионального бюджета. Это уменьшает объем финансирования лекарственного обеспечения граждан, которые не имеют права на предоставление набора социальных услуг или денежной компенсации, и обеспечиваются бесплатными лекарствами только за счет средств регионального бюджета», – пояснил Бобров.

В целях обеспечения социальной справедливости и исключения получения одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям СПЧ предложил Правительству РФ исключить это дублирование путем отмены постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890.

Эксперты также отметили, что отсутствие надлежащего финансирования либо перебои с финансированием поставок лекарств приводят к их хроническому отсутствию для лечения даже распространенных заболеваний по рецептам врачей (диабет, онкозаболевания, астма, глаукома и др.). «Требуется оптимальное решение вопроса соотношения федерального и регионального источников обеспечения населения лекарственными средствами», – считает Евгений Бобров. Он предложил правительству оценить возможность привлечения источников внебюджетного финансирования, а также проработать другие эффективные гарантии поддержки реализации права граждан на лекарственное обеспечение.

Читайте также:  Порядок продажи доли в уставном капитале ООО

Компенсация стоимости коммунальных услуг

Пенсионерам, не входящим ни в одну из категорий федеральных льготников, преференции набора социальных услуг недоступны. Они могут претендовать только на компенсацию части стоимости жилищно-коммунальных услуг, а именно на взносы на капитальный ремонт жилья.

Эта мера поддержки доступна для пенсионеров по всей территории России. Она оформляется единожды и предоставляется всегда. Принцип действия льготы: гражданин уплачивает взнос на капитальный ремонт согласно квитанции, после чего в течение нескольких дней ему компенсируется часть суммы. Возвращаемый процент зависит от возраста:

  • от 70 лет – 50%;
  • от 80 лет – 100%.

На уровне субъектов данная льгота может дополняться субсидиями на оплату:

  • услуг стационарной телефонной связи;
  • отопления и воды;
  • газа и т.д.

Реакция на ФЗ № 122 не была однозначной, что связано с особенностями социального обеспечения в различных регионах. Жители городов устроили многочисленные протесты, в то время как сельские жители восприняли эту реформу вполне благосклонно. Это понятно, поскольку бесплатный проезд в общественном транспорте для горожан более выгоден в натуральной форме, в то время, в селе предпочитают, чтобы им компенсировали деньги.

Опыт внедрения реформы показывает, что некоторые ветераны боевых действий, пенсионеры по возрасту, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС вообще лишились многих льгот, переданных на региональное финансирование.

Вместе с тем монетизация льгот имеет и большие преимущества. Прежде всего — это возможность выбора для каждого конкретного человека. Если он может обойтись без положенной ему по закону бесплатной социальной услуги, льготник обращает ее в деньги, а при желании может снова воспользоваться ею.



Незащищенным и особо заслуженным гражданам России положен широкий перечень государственных льгот. Но часто случается так, что льготник не имеет возможности воспользоваться предоставленной привилегией по причине ограниченной подвижности или проживания в отдаленном населенном пункте. В таких случаях становится актуальной монетизация льгот, позволяющая заменить социальные услуги денежной компенсацией.

Причины провала реформы

В первую очередь монетизация является достаточно сложной, с технической точки зрения, процедурой. Многие регионы и отдельные чиновники оказались просто не готовы к таким масштабным преобразованиям. В результате действия управленцев не были продуманы. Вместе с этим монетизация предполагалась как инструмент для ликвидации коррупции. В этой связи определенная часть госаппарата была не заинтересована в реформе. При планировании монетизации не был принят во внимание разрыв между периодом получения выплат (конец января 2005 г.) и тем фактом, что отмена льгот была введена в начале месяца.

Несмотря на то что средства были перечислены заранее, продолжительные новогодние каникулы и действовавшая система перечисления не позволили донести их до граждан своевременно. Не всегда выплаты могли компенсировать отмену льгот. В целом реформа помогла бы гражданам, однако, в связи с неравномерным распределением потерь и выгод, она провалилась. Особенно пострадали обычные пенсионеры. Решение вопроса по этим гражданам было отнесено к компетенции регионов. В федеральном же законодательстве об этих льготниках не сказано. Одни регионы смогли решить вопрос, а другие – нет ввиду отсутствия достаточных средств.

Кто может воспользоваться монетизацией льгот в 2019 году?

Ситуация осложнялась также и наличием большого количества связанных с льготной системой проблем:

  • несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.
  • коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;
  • хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;
  • убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);

Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации».

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).

Причем граждане РФ отнеслись к такому нововведению по-разному.

Во многом это связано с недостаточным информированием, поскольку многие считают это обманом. Многие уверены в том, что денежная выплата несоразмерна предлагаемым льготам.

В любом случае, сам алгоритм монетизации весьма процесс. Изначально граждане оплачивают коммунальные услуги в полном объеме, а потом через территориальный отдел социальной службы получают компенсацию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *