Что входит в понятие общественное место?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что входит в понятие общественное место?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Необходимо знать, что ключевым наказанием за нарушения действующего на территории страны законодательства в части, которая касается общедоступных территорий, считается денежный штраф. Его размер, как правило, варьируется в зависимости от разновидности проступка. Кстати, за мелкое хулиганство, которое совершено в общественном месте, может «светить» и административный арест.

Какие наказания предусматриваются?

Необходимо помнить: поскольку ясного определения категории общественного места в актуальном законе нет, то сегодня в некоторых ситуациях возможны злоупотребления непосредственно со стороны сотрудников, организующих правопорядок. В таких случаях рекомендуется проконсультироваться с юристом. Подобное поведение поможет уберечься от неправомерных деяний и защитить собственные права.

Ответственность за нарушение правил поведения в общественных местах

Что касается административных правонарушений, которые не связаны с употреблением алкоголя или табака в общественных местах, то наиболее распространенными являются правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 года N 45, явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. При этом важен именно умысел на противопоставление обществу, пренебрежение им.

В качестве примера из судебной практики можно привести решение Ставропольского краевого суда от 16.12.2015 по делу N 7-1343/2015. Суд установил, что выражение нецензурной бранью само по себе не образует состав мелкого хулиганства. Если конфликт произошел во дворе жилого частного дома, принадлежащего гражданину, а действия, основанные на личных неприязненных отношениях, произведены в отношении членов семьи, родственников, знакомых, сослуживцев по бытовым мотивам, то они не могут быть квалифицированы как мелкое хулиганство. Земельный участок, находящийся в пользовании физического лица, на котором расположен жилой дом, не является общественным местом применительно к требованиям действующего законодательства.

Что именно считается общественным местом по закону?

Сразу же следует заметить, что само по себе законодательство в данном вопросе является достаточно шатким. Так как «общественное место» — это понятие, которое лишь упоминается в определенных законодательных актах, формирование его полного осознания, является делом многогранным. То есть, умелый и опытный адвокат всегда сможет опровергнуть мнение прокурора о том, что то или же иное место попадает под понятие общественного.
Если внимательно изучить статью ст. 20.20 КоАП РФ и комментарии к ней, то становится понятно, что практически любое место, кроме мест частного пользования, можно назвать общественными. То есть, гипотетически, существует масса мест, которые попадают под данное понятие.
Давайте глубже осознаем особенности данного законодательства:

  1. Общественным местом признаются те места, где есть возможность появления посторонних лиц в любое время суток;
  2. Это места, где могут формироваться определенные скопления людей;
  3. Места, которые не относятся к частной собственности или же местам индивидуального использования.

Определение по закону: что включает в себя понятие общественного места

Анализ правовой базы РФ позволяет сделать вывод о том, что законодатель выделяет следующие характерные признаки, присущие местам общественного пользования, это:

  • Места частого, регулярного и единовременного посещения граждан.
  • Территории, не имеющие ограничений доступа для каких-либо определенных категорий граждан (например, объекты, где осуществляется строительство, не подпадают под определение общественного места, поскольку доступ на них является ограниченным, такие места имеют специальное заграждение и таблички с надписью «Вход воспрещен»).
  • Объекты недвижимости, как капитальные, так и временные, различного назначения, где находятся граждане, которые могут стать невольными очевидцами противоправных деяний, определенных российским законом в качестве таковых, либо их непосредственными участниками.
  • Здания, места, площадки, сооружения, территории, которые не являются частной собственностью, предназначенной для единоличного использования гражданином и членами его семьи — дачные постройки, загородные дома, коттеджи, квартиры, комнаты в общежитиях и др.

Что запрещено делать в общественных местах

Административные проступки характеризует глава 20 КоАП РФ. Правонарушители в данном случае посягают на общественные безопасность и порядок.

Согласно ст.20 КоАП РФ запрещено:

  • Нарушать организацию или проведение митингов, собраний;
  • Организовывать массовые собрания, повлекшие нарушения общественного порядка;
  • Распивать алкоголь и употреблять наркотические (психотропные) средства;
  • Блокировать транспортные коммуникации;
  • Появляться в состоянии опьянения в общественном месте;
  • Нарушать правила поведения зрителей на официальных спортивных соревнований и пр.
Читайте также:  Как получить СНИЛС и зачем он нужен?

Отдельная глава закона «О правилах поведения в общественных местах» посвящается дресс-коду в общественном месте.

Закон запрещает:

  1. Ношение одежды с нашивками и слоганами, которые разжигают межнациональную рознь или антисемитского характера.
  2. Ношение ботфортов с чулками-сеткой.
  3. Ношение облегающих брюк или леггинсов без юбки положенной длины.
  4. Юбки короче 40 см и шорты короче 35 см длиной.
  5. Прозрачное нижнее белье или белье, выступающее из верхней одежды.
  6. Балетки, вьетнамки и обувь, которая оголяет пальцы и пятку одновременно.

Определение по закону: что включает в себя понятие общественного места

Анализ правовой базы РФ позволяет сделать вывод о том, что законодатель выделяет следующие характерные признаки, присущие местам общественного пользования, это:

  • Места частого, регулярного и единовременного посещения граждан.
  • Территории, не имеющие ограничений доступа для каких-либо определенных категорий граждан (например, объекты, где осуществляется строительство, не подпадают под определение общественного места, поскольку доступ на них является ограниченным, такие места имеют специальное заграждение и таблички с надписью «Вход воспрещен»).
  • Объекты недвижимости, как капитальные, так и временные, различного назначения, где находятся граждане, которые могут стать невольными очевидцами противоправных деяний, определенных российским законом в качестве таковых, либо их непосредственными участниками.
  • Здания, места, площадки, сооружения, территории, которые не являются частной собственностью, предназначенной для единоличного использования гражданином и членами его семьи — дачные постройки, загородные дома, коттеджи, квартиры, комнаты в общежитиях и др.

Особенности национальных и локальных определений [ править / править код ]

В рамках одного и того же государства признаки общественного места не универсальны, и устанавливаются в контексте конкретных законодательных и нормативных актов. Эти уточнения, — как правило, в виде исчерпывающего перечисления, — определяются нормотворцем в пределах его компетенции, соответственно кругу задач, регулирование которых предполагает соответствующий акт. Юридическое значение признаков (перечней) общественных мест, определяемых в актах местной власти, ограничено пределами её территориальной и административной компетенции, при безусловном верховенстве законов государства над местными нормами.

Типология общественных мест в разных странах неодинакова уже в силу различий их местных законодательств. При этом в отношении одного и того же типа общественного места в разных странах могут действовать разные наборы требований, ограничений и запретов [1] .

В составе общественных мест (англ. public space ) и в России, и за рубежом выделяются места общего пользования (англ. common space ) — замкнутые или отгороженные пространства или помещения, предназначенные для временного использования, причём иногда — частного (душевые, туалеты, пляжные кабинки и т. п.). Данное словосочетание в русском языке неоднозначно: здания, в контексте планировки которых оно обозначает помещения, совместно используемые гражданами с бытовыми целями (кухни, ванные, туалеты и т. п.), могут по своему назначению относиться как к общественными, так и к сугубо частным местам.

Также в составе общественных мест выделяются учреждения, где доступность для всех граждан ограничивается в силу распорядка дня или других технических либо естественных причин. В числе общедоступных учреждений особо выделяются органы власти и занимаемые ими помещения (до революции в России называвшиеся присутственными местами [2] ). Есть прецедент использования этого «устаревшего» термина и в нормативном акте 2008 года (правда, не имеющем силы закона) [3] .

В англоязычной литературе, посвящённой градостроительству и ландшафтному дизайну, термин public space используется в значении, приближающемся к административно-правовым формулировкам [4] . Вместе с тем, некоторые учёные-политологи оперируют термином public space в отвлечённой, узкой коннотации с публичной сферой (англ. public sphere ) общественно-политической активности [5] , подразумевая не только места массового скопления людей, но и в целом пространство (не исключая виртуальное), в котором есть возможность публичного высказывания и формирования общественного мнения [6] .

Проблемы правоприменения: что говорят суды

Органы правопорядка при толковании норм административного запрета на совершение различных действий гражданами в местах общественного пользования, как правило, руководствуются расширительным толкованием указанного понятия. Привлекаются к ответственности лиц за распитие спиртных напитков, курение, мелкое хулиганство во всех случаях совершения указанных действий при нахождении поблизости хотя бы одного недовольного совершением указанных действий человеком либо в присутствии ребенка. Исходя из изложенного, для полиции существенным при квалификации деяний, связанных с общественными местами, считается наличие в действиях виновного лица признака явного неуважения к обществу. Многие юристы считают, что этим сотрудники ПО злоупотребляют своими полномочиями, руководствуясь так называемой «палочной системой».

Однако у любого гражданина имеется право обжаловать в судебном прядке привлечение его к ответственности в случае, если такие действия должностного лица он считает незаконными и необоснованными. В частности, можно выделить такие случаи:

  1. Посещение пляжа в ночное время суток со спиртными напитками (их употреблением) – в суде можно ссылаться на непредвидение гражданином возможности появления людей ночью в этом месте, а также на ненаступление общественно-опасных последствий деяния.
  2. Нахождение в магазине кого-либо из сотрудников в состоянии опьянения после закрытия данного учреждения торговли – такое место является общественным исключительно во время его функционирования согласно режиму работы магазина (супермаркета).

Российская судебная практика склонна придерживаться позиции отнесения подъездов жилых домов, лестничных площадок и их пролетов в многоквартирных домах к территориям совместного использования и назначения. Что касается квартир, балконов, комнат в общежитиях судебные органы признают частной собственностью, на площади которой гражданин волен распивать спиртное, курить, употреблять иные вещества, не отнесенные к наркотическим и психотропным согласно официальному перечню. В любом случае, в таких местах появление полиции, как правило, инициируют соседи.

Читайте также:  Как определить порядок общения ребенка с бывшим супругом?

Ограничения, действующие в общественных местах

Российские законодатели приняли ряд законов, ограничивающих некоторые действия граждан в общественных местах. Среди таковых распитие алкоголя любой крепости продукции и курение табака.

Некоторое время назад питие алкоголя в общественных местах было нормой для некоторых категорий граждан. Особенно отличалась молодежь. Данное деяние не подпадало ни под какую статью о правонарушениях, и пьяные дебоширы часто оставались безнаказанными.

Особенно доставалось тем, кто проходил мимо расположившихся нетрезвых людей во дворах и подъездах. Разгоряченные алкоголем они не стеснялись местных жителей, игнорировали полицейские патрули.

На сегодняшний момент, если появиться в нетрезвом виде в тех местах, которые определены как общественные места, то это может привести к административной ответственности, статья 20.20 КоАП РФ. Также Федеральный закон № 171 запрещает продажу и распитие спиртосодержащих напитков (в том числе слабоалкогольных) в общественных местах.

Данные ограничения направлены на снижение преступлений, совершенных в состоянии опьянения алкоголем. Воздействие спиртного приводит к агрессивности, импульсивности, неправильному мышлению и как следствие происходят убийство, драка, изнасилование и прочее.

Статья 20.21 КоАП РФ гласит, что нештатными ситуациями могут считаться:

  • оскорбления, направленные в адрес прохожих или других людей;
  • унижение достоинства человека;
  • нарушение покоя и права на отдых;
  • появление в состоянии опьянения алкоголем в общественном месте;
  • потеря личностных качеств.

Что касается курения, то желающие отравиться никотином должны делать это в специальных местах. Общественные места оборудуются помещениями или отведенными зонами, оборудованными для курения. На граждан, нарушивших запрет налагается штраф согласно статьи 6.24 КоАП РФ.

Понятие состава административного правонарушения и его элементы

Квалификация преступления и административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения — объективных и субъективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие. В последнем случае в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных законом (КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов федерации об административных правонарушениях) объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение.

Под признаком состава административного правонарушения понимается обобщенное юридически значимое свойство, присущее всем административным правонарушениям. Выделение и законодательное закрепление признаков состава определенного вида правонарушений производится путем анализа реальных правонарушений этого вида. Конкретные виды правонарушений описываются в нормах Особенной части (Раздела II) КоАП РФ или в нормах законов субъектов РФ об административных правонарушениях с различной степенью полноты. К примеру, нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20 КоАП РФ) вообще не расшифровывается, а ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21) описывается с достаточной полнотой: «Ненадлежащее управление юридическим лицом, то есть использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков». Однако ни в одной законодательно закрепленной норме описание соответствующего вида административного правонарушения не является исчерпывающим. Этими нормами предусматриваются признаки, выражающие специфику данного вида правонарушения, а признаки, характерные вообще для любого административного правонарушения, предусмотрены нормами Общих положений (Раздела I) КоАП РФ. Такие, например, признаки, как возраст, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.3), или вменяемость физического лица, совершившего деяние (см. ст. 2.8), или специфика привлечения к административной ответственности юридических лиц (ст. 2.10) и др. предусмотрены в Общих положениях Кодекса, чтобы избежать ненужных повторений во всех статьях Особенной части Кодекса или соответствующих статьях законов субъектов федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, юридические признаки, образующие состав того или иного вида правонарушения, предусматриваются как в диспозициях правовых норм Особенной части кодекса или закона субъекта РФ (признаки, придающие данному виду административного правонарушения его индивидуальность), так и в ряде норм Общих положений КоАП РФ (признаки, повторяющиеся при совершении всех административных правонарушений). Признаки, образующие состав того или иного правонарушения, представляют собой органическое единство: отсутствие хотя бы одного из необходимых признаков означает отсутствие состава административного правонарушения в целом. Поэтому состав административного правонарушения нередко определяется не просто как совокупность, а как система признаков, чтобы особо подчеркнуть неразрывное единство состава правонарушения.

Несмотря на то, что признаки, образующие состав административного правонарушения, представляют собой неделимое целое, при теоретическом анализе они группируются по элементам состава. Под элементом состава административного правонарушения понимается однородная группа юридических признаков, характеризующих правонарушение с какой-то одной стороны. Всего в структуру состава административного правонарушения входят следующие четыре элемента: объект правонарушения; объективная сторона правонарушения; субъект правонарушения; субъективная сторона правонарушения.

Объект правонарушения — это общественные отношения, на которые посягает деяние. Объект административного проступка — необходимый элемент состава каждого проступка. Не может быть признано административным правонарушением деяние, которое не направлено ни на какой объект или направлено на объект, не охраняемый законодательством об административных правонарушениях. По широте круга общественных отношений, на которые происходит посягательство, в науке административной юрисдикции принято различать общий, родовой (специальный) и видовой (непосредственный) объект.

Общий объект — это вся совокупность общественных отношений, урегулированных нормами права и охраняемых мерами административной ответственности.

Под родовым (специальным) объектом понимается круг общественных отношений, на которые посягает значительная группа однотипных правонарушений. Такие правоохраняемые общественные отношения указаны в заголовках гл. 5 — 21 КоАП РФ или в наименовании законов субъектов РФ об административных правонарушениях (соответствующих глав кодифицированного закона субъекта РФ): права граждан; здоровье, санитарно-эпидемиологическое ��лагополучие населения и общественная нравственность; собственность; общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и природопользования и т.д.

Читайте также:  Порядок продажи доли в уставном капитале ООО

Видовой (непосредственный) объект — это конкретное охраняемое мерами административной ответственности общественное отношение, на которое посягает одно или несколько сходных правонарушений, образующих узкую группу в рамках одной главы Особенной части КоАП РФ или определенной статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Например, все виды нарушений санитарно-эпидемиологических требований (ст. 6.3-6.7) своим непосредственным объектом имеют здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. При этом в процессе правоприменения важно юридически грамотно определить конкретную норму права (правила, требования, запреты и др.), которая была нарушена и содержит описание видового (непосредственного) объекта посягательства.

Вторым элементом состава административного правонарушения является группа юридических признаков, характеризующих объективную сторону правонарушения, под которой понимается конкретная разновидность противоправного деяния (действий или бездействия), наносящего вред или ущерб правам граждан или общегосударственным (публично — правовым) интересам, охраняемым законодательством об административных правонарушениях (признаки объективной стороны проступка обычно указываются в диспозиции правовой нормы). Причем деяние является как бы ядром всей совокупности признаков объективной стороны, которое объединяет все остальные признаки в одну систему: и место его совершения, и время, и способ.

Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

В предмет административного права входят 3 области правоотношений, а именно:

1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;

2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;

3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Выделяют следующие методы административного права:

1) метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;

3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;

5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Воздействие административного права на общественные отношения:

– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;

– определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;

– устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);

– за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д.

Что является общественным местом по закону?

Однако понятие это настолько расплывчато, что не отражает в своем названии конкретные помещения и территории. Так что является общественным местом?

Если обратиться к словарю, то общественным местом можно назвать часть улицы и здания (сооружения), которое свободно либо за некоторую плату доступно для людей в определенное время или постоянно. Под такое определение попадают любые места, где способны беспрепятственно оказаться один или несколько человек. То есть это могут быть улица, парк, стадион, кафе, больница, школа, магазин, общественный транспорт, подземный переход, подъезд многоквартирного дома и многое другое.

Но означает ли это, что курить и пить алкоголь разрешается только в собственной квартире? Например, является ли ресторан общественным местом, где запрещено употребление спиртосодержащих напитков? И считать ли лестничную площадку в жилом доме общественным местом, в котором нельзя курить?

В США понятие общественного места (англ. public space ) исторически сформировалось на основе понимания пространства, противопоставляемого частной территории (англ. private space ). Общественными местами здесь являются большинство улиц, в том числе тротуары, городские площади и парки. Как общественные места в США также рассматриваются государственные учреждения, открытые для посещения общественностью, включая не только органы власти и правопорядка, но и, например, общественные (публичные) библиотеки. Доступ в них может быть ограничен временем работы: на ночь могут закрываться не только общественные места в зданиях, но и парки, пляжи, отведённые для торговли зоны (англ. malls ) и залы (места) ожидания рейсового транспорта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *