Операции, подлежащие обязательному контролю, на сумму более 1 миллиона рублей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Операции, подлежащие обязательному контролю, на сумму более 1 миллиона рублей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Условия законов в области финмониторинга ужесточаются год от года. В банках опасаются, что участившиеся блокировки счетов по подозрению в отмывании денег приведут к оттоку клиентов. Кроме того, может усилиться нагрузка на банковские отделы мониторинга из-за возросшего числа отслеживаемых операций. Подробнее о том, чем подобные нововведения грозят бизнесу, «Секрет» рассказывал здесь.

Опасения мегарегулятора

К сожалению, теневой бизнес в России был, есть и в ближайшем будущем будет. Мегарегулятор борется с ним своими методами.

По мнению Банка России, участники теневого бизнеса осуществляют прием платежей от граждан (физических лиц, пользующихся такими услугами) и выплаты не со своих расчетных счетов, а с подконтрольных им банковских карт и электронных кошельков, зачастую оформленных на подставных физических лиц. При этом по таким платежным инструментам не оплачиваются повседневные покупки, коммунальные и прочие услуги, но в то же время с помощью данных карт проводятся необычные по частоте совершения и суммам операции.

Для автоматизированной обработки значительного по объему потока платежей нелегальный бизнес применяет специальные программные модули, которые подключаются к интернет-страницам кредитных организаций с услугами по переводу денег (P2P-сервисов, используемых добросовестными физическими лицами для переводов типа «с карты на карту», «с кошелька на кошелек» и т. д.).

Банк России исходит из того, что переводы в адрес нелегальных структур связаны с высокими рисками потери денег и вовлечения граждан в мошеннические схемы. Мегарегулятор рекомендует кредитным организациям оперативно выявлять подозрительные карты и кошельки и применять в отношении подобных инструментов противолегализационные меры. Банкам следует также обеспечить необходимую защиту P2P-сервисов, чтобы их нельзя было использовать для проведения подозрительных операций.

Меры, которые должны принимать банки при выявлении соответствующих критериям банковских счетов

При выявлении банковских счетов и электронных средств платежа, оформленных на физических лиц, соответствующих приведенным критериям, рекомендуется предпринять следующие меры.

Во-первых, банкам следует обратить повышенное внимание на операции таких клиентов – физических лиц.

Во-вторых, банки должны рассматривать соответствующие операции на предмет наличия подозрений в том, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. В случае наличия таких подозрений им следует реализовать право на отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предусмотренное п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. То есть банки при возникновении вопросов к совершаемым операциям должны их заблокировать.

В-третьих, в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на указанных основаниях банк должен рассмотреть вопрос о реализации предусмотренного п. 5.2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ права на расторжение договора банковского счета (вклада) с клиентом.

При принятии решений по сомнительным операциям физических лиц банки могут руководствоваться в отношении таких клиентов рекомендациями, содержащимися в Письме ЦБ РФ от 27.04.2007 № 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)». В этом документе банкам советуют включать в договоры пункт о праве кредитной организации после предварительного предупреждения отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанного аналогом собственноручной подписи, в случае выявления сомнительных операций. При этом кредитным организациям следует принимать от таких клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе.

И еще один момент, на который хотелось бы обратить особое внимание. Банк России призывает проводить названные выше мероприятия по оперативному выявлению сомнительных операций с учетом рекомендаций, изложенных в его следующих информационных письмах:

  • от 30.05.2019 № ИН-06-59/46 «О подходах к порядку реализации кредитными организациями права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в отношении самозанятых»;

  • от 19.12.2019 № ИН-014-12/94 «Об использовании физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», своих текущих банковских счетов для получения денежных средств в виде профессиональных доходов».

Росфинмониторинг разъяснил новые правила контроля наличных и сделок

Субъектами финансового мониторинга, обязанными выполнять все эти и другие требования, согласно закону №208-ФЗ, являются:

  • кредитные организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • операторы инвестиционных платформ;
  • страховые компании;
  • лизинговые компании;
  • организации почтовой связи;
  • ломбарды;
  • организации, осуществляющие скупку драгметаллов;
  • организаторы азартных игр;
  • операторы лотерей;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, ПИФов и НПФов;
  • операторы по приему платежей;
  • коммерческие организации — финансовые агенты;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • общества взаимного страхования;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • операторы связи.

Увеличился список платежей и расчётов, за которыми теперь будет следить Федеральная налоговая служба и служба Росфинмониторинга.

Вводится обязательный контроль за следующими операциями:

  • вывод с баланса телефона больше 100 000 р.;
  • почтовые переводы на сумму от 100 000 р.;
  • расчёты по договорам аренды и лизинга в размере от 600 000 р.;
  • расходы или доходы от азартных игр на сумму свыше 600 000 р.;
  • расчёты по сделкам с недвижимостью на сумму более 3 000 000 р.

То есть каждую такую сделку будут анализировать, проверять, находить ей обоснование. Получает человек небольшую зарплату официально, а тут купил квартиру за 10 миллионов — налоговики уточнят, откуда деньги. Видит банк, что человек получает регулярно на карту крупные суммы, может заблокировать счёт и узнать, что это и откуда. Вдруг такие переводы — это доход от нелегальной деятельности и клиент нарушает закон.

Новые «антиотмывочные» правила 2021

Илья Ясинский рассказал, что в 2020 году наметился тренд на снижение сомнительных операций:

  • вывод денежных средств за рубеж снизился в 1,7 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
  • обналичивание денег сократилось в 1,4 раза;
  • транзит средств уменьшился на 12 %.
Читайте также:  Бибикова рассказала, кому и когда повысят пенсию в 2023 году

Этих показателей достигли благодаря онлайн-мониторингу. Однако обналичивание средств по исполнительным листам увеличилось в 1,9 раза. Банк России рекомендует уделять особое внимание этой схеме. Кроме того, выросло число операций по выводу денег в рамках авансирования импорта без последующей поставки товара на территорию РФ.

ЦБ планирует выпустить рекомендацию, где посоветует банкам не отказывать клиентам с низким уровнем риска в проведении операций, даже если эти операции соответствуют критериям сомнительных.

Также готовят закон об автоматическом доступе банков ко всем данным физических лиц и юридических лиц. Банки будут получать информацию об изменении номера телефона клиента, его отчислениях в ПФР, ИФНС и другие.

Банк России работает над созданием механизма удаленной идентификации физических лиц в единой биометрической системе. Клиенты банков смогут получать финансовые услуги дистанционно, подтвердив свою личность с помощью изображения лица и голоса.

  • twitter
  • акции
  • Байден
  • боливар
  • вакцина
  • Венесуэла
  • ВТБ
  • ВТБ брокер
  • выходные дни
  • Газпром
  • грабёж
  • деньги
  • доллар
  • Доллар рубль
  • жкх
  • золото
  • инфляция
  • коронавирус
  • кризис 2020
  • ММВБ Акции
  • Навальный
  • наличные
  • налоги
  • налоговая
  • налоговый инвестиционный вычет
  • Налогообложение на рынке ценных бумаг
  • недвижимость
  • опрос
  • переводы
  • Путин
  • рубль
  • Северный поток
  • Северный поток 2
  • Северный поток-2
  • сша
  • ФНС
  • фондовый рынок
  • ЦБ России

Что означает финмониторинг операций для клиента

Опасения клиентов по поводу попадания операций под финансовый мониторинг объясняется, в большинстве случаев, незнанием последствий, к которым это может привести. К сожалению, юридическая грамотность многих клиентов финансовых организаций оставляет желать лучшего. Из-за этого они, основываясь на ложных предпосылках и слухах, избегают выполнения операций, соответствующих приведенным в законе о финмониторинге критериям. В результате они доставляют неудобства себе, а в некоторых случаях, добиваются совершенно противоположного результата.

В действительности тот факт, что операция подлежит внутреннему или обязательному мониторингу, совершенно не означает санкций для клиента. Из сотен тысяч проводимых ежедневно банковских операций под действие закона попадают солидная часть. Однако те, по которым потребуются дополнительные проверки, не составляют и 0.1%. Информация об остальных просто пополняет базу данных уполномоченного органа (Росфинмониторинга).

Даже в случае блокировки счетов, мера для большинства клиентов оказывается временной и устанавливается только на срок проведения проверок по предоставленным документам. Других неприятностей, кроме задержки выполнение операций она не несет (если, конечно, финансовая деятельность клиента осуществляется в рамках законов).

Не предоставляют департаменты внутреннего финансового мониторинга и ФСФМ информацию и в налоговые органы, чего также опасаются многие клиенты банков. В твои функции не входит проверка соблюдения участниками финансовой операции норм налогового законодательства.

Финмониторинг заблокировал расчетный счет, что делать: пошаговая инструкция по разблокировке

  • Запутанный или необычный характер сделки без очевидного экономического смысла или законной цели или несоответствие ее целям организации, зафиксированным в учредительных документах.
  • Отказ клиента в предоставлении банку документов, запрошенных для анализа, неоправданное затягивание процедуры, предоставление сведений, не поддающихся проверке.
  • Нетипичная обеспокоенность клиента вопросами конфиденциальности, наличие необычных инструкций по порядку расчетов, излишняя поспешность или внесение изменений в согласованную схему расчетов.
  • Пренебрежение более выгодными условиями расчетов.
  • Клиент — иностранное публичное лицо или действует в интересах такого лица.
  • Отсутствие информации о клиенте в официальных справочниках, а также невозможность связаться с ним по указанным им телефонам и адресам.

Банк может заблокировать операцию, только если у нее имеются явные признаки легализации преступных доходов или финансирования терроризма.

Чтобы сбор сведений о законности доходов и совершаемых финансовых операциях гражданах и фирмах был активный Росмониторинг проверяет субъектов контроля. То есть тех, кто проверяет граждан и фирмы. Цель такой проверки удостовериться должный ли обязательный надзор, а также выявляются ли подозрительные следки/операции.

Банки проверяет ЦБ РФ и Росмониторгин. А прочие организации (лизинговые, факторинговые фирмы, риэлторы компании, организации принимающие платежи от населения) – финансовая разведка. Эти проверки часто проводятся с выездом на место нахождения субъекта контроля. Срок проведения выездной проверки составляет 30 дней.

Если будет установлено, что организация халатно относится к своим обязанностям по контролю, то могут привлечь к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ.

Проверки проводится не только исходя из планов территориальных структур Росмониторинга, а может и по заявлению о проведении проверки любого лица (если в заявлении указаны факты о нарушениях). Поэтому в последнее время усиливается качество надзора за доходами граждан и организаций.

Как осуществляется контроль переводов, банковских и валютных операций?

У граждан, имеющих дело с денежными переводами или электронными валютами, часто возникают вопросы:

1) Каков риск попадания в поле зрения налоговых органов?

2) Какое назначение должно быть у перевода, чтобы ни у банка, ни у налоговой не возникало вопросов?

3) Есть ли какие-то лимиты сумм на переводы, придерживаясь которых, можно не опасаться внимания налоговой?

4) В каких случаях вывод электронных денег подпадает под контролируемую операцию?

Основной критерий риска попадания в поле зрения налоговых органов для физического лица – несоответствие его расходов официально задекларированным доходам. Естественно, это касается покупок, требующих государственной регистрации: автотранспорт, недвижимость и т.п. Покупки, при которых не требуется предъявления документов отследить невозможно.

В данной конкретной ситуации (операции по банковским счетам) следует исходить из того, что рядом законов (например, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”) банкам навязаны несвойственные им функции, граничащие с нарушением банковской тайны: в частности обязанность информировать органы финансового мониторинга о ряде сделок. При этом надо помнить, что адвокаты, нотариусы, другие лица, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, также входят в круг обязанных информировать органы Росфинмониторинга о такого рода сделках, о которых им становится известно в ходе их профессиональной деятельности. В зависимости от квалификации органом финмониторинга той или иной операции с денежными средствами информация о ней может поступить и в налоговые органы. Таким образом, следует избегать оформления финансовых операций, информация о которых в обязательном порядке будет сообщена банком в органы финмониторинга.

Что такое служба финансового мониторинга в банке?

Это подразделение в банке, которое занимается наблюдением и сбором информации для изучения происходящих финансовых процессов, принятия решений о противодействии отмыванию денег, предотвращения подобных действий на внутреннем уровне. Иными словами, служба финмониторинга контролирует оборот денежных средств на счетах и препятствует легализации денег для финансирования террористических и преступных групп.

Легализация (или отмывание) денег — это придание незаконно полученным средствам (от продажи наркотиков, оружия, «крышевания» и проч.) законного статуса и скрытие источника их поступления. Данный термин появился давно в США, когда преступники запустили сеть прачечных на незаконные деньги, а затем получали с них доход, «якобы» за стирку, таким образом «отмывая грязные деньги». Сейчас этот процесс глобализовался, и ежедневно по всему миру через счета банков «отмываются» миллиарды долларов. Схем для «отмыва» существует много. Самое простой и доступный способ — это открыть банковский депозит (один или несколько), пополнив его «грязными» наличными или безналичным способом (уже частично «отмытыми» деньгами), а затем закрыть и получить «чистые» денежные средства. Поэтому банки так пристально уделяют этому процессу внимание.

Читайте также:  Проверить человека на судимость по базе МВД онлайн.

В этом процессе принимает участие каждый сотрудник банка, включая кассиров, операционистов, руководителей и проч.

Наличные под прицелом: как в 2021 году будут искать серые доходы

В этой статье я разберу тему, на которую мне периодически поступают вопросы – финансовый мониторинг или, как его называют сокращенно, финмониторинг.

Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что такое финансовый мониторинг, что представляет собой орган (служба) финансового мониторинга, как он работает, как осуществляется финансовый мониторинг в банках России и Украины, чем он регулируется, какие операции попадают под финмониторинг, стоит ли его бояться юридическим и физическим лицам, и много другой полезной информации на эту тему.

Итак, любой сложный и пугающий на первый взгляд термин можно легко понять, если открыть словари и посмотреть значения составляющих его слов. “Финансы” – это деньги в движении, а “мониторинг” – это процесс наблюдения и фиксации результатов.

Таким образом, финансовый мониторинг – это наблюдение и контроль за денежными потоками предприятий и физических лиц. Осуществляет этот контроль специальный государственный орган – служба финансового мониторинга, а обязанности фиксировать данные и передавать в эту службу возлагаются на финансовые учреждения страны, в первую очередь – коммерческие банки.

Теперь пару слов о том, как проводится финансовый мониторинг в банках, в чем он заключается. Все очень просто, вся процедура сводится к следующему:

  • Сотрудник банка, осуществляющий операцию (операционист или кассир), проводит идентификацию клиента (проверяет, вписывает и/или копирует его паспортные данные и другие документы при необходимости);
  • Сотрудник банка, ответственный за финмониторинг, проверяет все проведенные финансовые операции, и на тех, которые подлежат обязательному или внутреннему мониторингу, ставит специальные отметки – различные коды, которые обозначают критерии отнесения операции к финансовому мониторингу;
  • В необходимый срок (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) сотрудники головного офиса банка формируют нормативную отчетность, включающую операции, попадающие под финансовый мониторинг (они отмечены кодами, см. выше), и отправляют эту отчетность в электронном виде в уполномоченный орган финансового мониторинга.
  • Сотрудники службы финансового мониторинга просматривают эту отчетность, и в случае, если у них возникают подозрения о причастности некой операции к легализации преступных доходов или финансированию терроризма, запрашивают в банке дополнительную информацию (данные документов клиента или сами документы), которую банк им предоставляет или запрашивает у клиента. Далее при необходимости проводится проверка клиента, других его операций, и в случае, если выявлена преступная схема – задержание и последующие следственные и судебные процедуры.

Обращаю внимание: банк не запрещает, не блокирует и не ограничивает как-либо операции, подлежащие финансовому мониторингу. Такие операции просто попадают под более тщательный контроль.

Исключение составляют редкие случаи. Например, когда кто-то пытается совершить платеж в пользу лица, числящегося в списке международных террористов или нечто подобное.

Далее я рассмотрю отдельные, наиболее часто встречающиеся операции, попадающие под обязательный (государственный) и внутренний финансовый мониторинг.

Обращаю внимание, что это не исчерпывающий перечень, а также на то, что перечень, суммы и типы операций в любой момент может измениться внесением соответствующих изменений в законодательные акты. Поэтому для получения на 100% точной и актуальной информации лучше всего обратиться к первоисточникам.

Повторюсь, что для России такие операции определены законом № 115-ФЗ от 13.07.2001г., а для Украины – законом № 1702-VII от 14.10.2014г.

Во-первых, операции с наличностью на сумму, превышающую 600 тыс. рублей для РФ и 150 тыс. гривен для Украины

  1. покупка или продажа иностранной валюты;
  2. снятие со счета наличных или взнос наличных на счет с последующим перечислением;
  3. покупка ценных бумаг;
  4. обналичивание иностранного чека на предъявителя;
  5. обмен банкнот одного номинала на другой;
  6. покупка или обналичивание дорожных чеков;
  7. выплата страхового возмещения или внесение страховой премии;
  8. зачисление или перевод средств из стран / в страны, входящие в перечень стран, не выполняющих требования ФАТФ – межправительственной организации, занимающейся противодействием легализации преступных доходов и финансированию терроризма (в частности – это оффшоры);
  9. открытие депозита на предъявителя или в пользу третьего лица;
  10. перечисление средств на депозит за рубеж или зачисление возврата депозита из-за рубежа;
  11. выплата выигрышей в лотерею, денежных призов и т.п.;
  12. внесение средств для участия в азартной игре;
  13. предоставление или получение беспроцентных займов;
  14. получение или перечисление благотворительной помощи;
  15. некоторые другие операции.

Во-вторых, операции на любую сумму, если они осуществляются лицом или в пользу лица (физического или юридического), входящих в список лиц и организаций, причастных к терроризму и экстремизму.

Усилен контроль за наличными. Как это скажется на сделках с недвижимостью

Служба финмониторинга в банке выполняет ряд важных функций:

  • Обеспечивает безопасность работы учреждения.
  • Контролирует внешние и внутренние операции на основании ежедневной отчетности.
  • Проводит регистрацию операций.
  • Ведет проверку анкет клиентов на предмет причастности к криминальным или террористическим структурам, идентифицирует стороны финансовых сделок.
  • Создает «черный список» клиентов, которые подозреваются в нелегальном обороте денег.
  • Предотвращает потенциальные преступления.
  • Контролирует соблюдение установленных требований законов и инструкций, в частности, ФЗ №115.
  • Проверяет документы, подтверждающие законность операций и денежных средств.
  • Взаимодействует с ФСФМ РФ.
  • Проводит обучение сотрудников банка по вопросам безопасности.

Минфин и Центробанк подготовили законопроект, позволяющий банкам приостанавливать операции по переводу денежных средств в случае появления подозрений в попытке проведения несанкционированного списания. Планируется, что нововведение вступит в силу уже в 2017 году, уточняют «Известия».

По данным Центробанка, в 2015 году с использованием платежных карт, эмитированных российскими банками, было совершено более 260 тыс. несанкционированных операций на общую сумму 1,14 млрд рублей, и они в основном совершаются с использованием дистанционного банковского обслуживания и электронных средств платежа (ЭСП).

Предупреждение!

Как не стать обнальщиком в глазах финмониторинга?

В нашем государстве существует целая бизнес-индустрия ухода от налогов и обналички. Выявлением и пресечением обнальных схем занимаются разные структуры, основной из которых является Федеральная служба по финансовому мониторингу и активно помогающий ей Центробанк. Иногда под жернова правосудия попадают и законопослушные предприниматели. При малейшем подозрении в обналичке банк блокирует доступ к расчетному счету, исполняя инструкции ЦБ и передавая информацию в финмониторинг, а предпринимателю приходится доказывать, что он всего лишь хотел получить свои честно заработанные деньги.

С кем борется финмониторинг

Читайте также:  Единовременное пособие при рождении ребенка

Обнальщиками принято называть предпринимателей, которые становятся звеньями цепи по превращению безналичных денег в наличные, минуя уплаты налогов и страховых взносов. К примеру, организация не хочет платить налоги и взносы с больших зарплат сотрудников или с дивидендов учредителей и заключает фиктивных договор с ИП на несуществующие услуги. Как правило, это информационные, консультационные или другие подобные нематериальные услуги. Предприниматель подписывает акты на эти якобы оказанные услуги, получает деньги и снимает их со своего расчетного счета. В организацию передаются снятые наличные, из которых и платится зарплата «в конверте». А предприниматель получает оговоренный процент за свою незаконную деятельность, который естественно ниже, чем заплатила бы фирма при выдачи официальной заработной платы или дивидендов. Не редко с целью сокрытия схема усложняется и в нее добавляются одна или несколько подставных фирм, через которые прогоняются безналичные деньги, прежде чем осесть на счете предпринимателя. Таким образом еще и налогооблагаемая база занижается, если в договоре и актах указаны подходящие услуги.

Как бы не хитрили бизнесмены в попытках уйти от налогов, финмониторингу и прочим госслужбам все эти схемы давно известны и успешно вычисляются. Центробанк внимательно следит за банками и, в случае обнаружения содействия обнальшикам, может легко отозвать лицензию. При этом будут заблокированы все счета всех клиентов, и их ждут долгие и мучительные разбирательства с Агентством по страхованию вкладов. Вернуть свои деньги в итоге удастся далеко не всем. Чтобы не подводить своих добропорядочных клиентов и самим не остаться без лицензии, банки пристально следят за подозрительными движениями на расчетных счетах и снятием наличных денег. Для этого в каждом банке существует собственный отдел финмониторинга, действующий согласно указаниям и инструкция Центробанка.

Что делать законопослушным предпринимателям

Чтобы не оказаться в такой неприятной и вредной для бизнеса ситуации, предпринимателю необходимо следовать нескольким правилам при совершении платежей и обращении с наличностью.

Если фирму посчитают причастной к обналичной схеме, то скорее всего заблокируют и расчетные счета предпринимателей, на которые уходили деньги из этой фирмы. Поэтому перед тем, как начать сотрудничество с новым клиентом, его следует проверить на благонадежность. Подозрительным будет считаться, если директор фирмы является руководителем или учредителем еще нескольких организаций. Если юридический адрес потенциального клиента совпадает с одним из адресов массовой регистрации, т.е. когда в одном здании по документам находятся сотни, а то и тысячи фирм. Если на компанию заведено множество арбитражных дел, висят исполнительные листы и иски от других контрагентов за неисполнение обязательств и неуплату налогов. Всю эту информацию при наличии лишь ИНН организации можно получить на сайте налоговой инспекции, арбитражного суда или в сервисах, интегрированных в бухгалтерские программы, такие как «1Спарк риски», «Контур Фокус», «Мое дело Бюро».

Какие нарушения ЦБ нашел в банках в 2018 году

У предложения ЦБ много сторонников. Идею поддерживает Минфин, цитирует «Интерфакс» замминистра финансов Алексея Моисеева. Сейчас порог создает избыточную нагрузку и не соответствует международным уровням FATF (международная организация по борьбе с отмыванием денег. – «Ведомости»), напомнил он. У FATF порог контролируемой сделки выше – 15 000 евро (или 1,1 млн руб.).

Поддерживают идею и банки. Снижение порога – назревшая необходимость, считает директор по комплаенсу «Ак барс банка» Айдар Багавиев, операций, о которых необходимо отчитываться, слишком много и банки несут операционные издержки и риски. А Росфинмониторинг загружен их обработкой, говорит он. С повышением порога нагрузка на банки уменьшится, поддерживает предправления банка «Русский стандарт» Александр Самохвалов. Мера снизит и нагрузку на клиентов – им не придется предоставлять дополнительную информацию и документы, добавляет представитель Альфа-банка.

Но сам Росфинмониторинг против: порог оптимальный, но нужно совершенствовать критерии операций, которые подлежат контролю, говорит представитель службы.

СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА

Условно разделить субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ) можно на две категории: hard СПФМ, к которым применяются все правила и процедуры финмониторинга без соболезнований и поблажек, и light СПФМ, которые вроде как должны следовать всем правилам тоже, но со звездочкой в виде некоторых поблажек.

Категория hard СПФМ:

  • банки;
  • все субъекты хозяйствования, предоставляющие финансовые услуги;
  • поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов;
  • юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

Что делать в случае блокировки счета

Обнаружение, что счет неактивен, произойдет, скорее всего, при попытке совершить платеж. В интернет-банке появится окно с соответствующим сообщением.

Первым делом стоит позвонить в банк своему операционисту. Если решение заблокировать счет было принято их службой, он объяснит причину этой меры. Когда указание поступает от других органов, сотрудник может не знать, почему это произошло и что делать для разблокировки. В таком случае нужно связываться с тем учреждением, от которого исходила инициатива.

В большинстве случаев потребуется подтвердить операцию документами или погасить задолженность в бюджет.

Например, по решению суда не был уплачен штраф. После внесения нужной суммы работу счета возобновят. Если же причина в недоверии, сотрудники финмониторинга тщательно изучат ваше дело и решение будет зависеть от них.

Чтобы не стать участником этой неприятной процедуры, следует анализировать каждое действие с точки зрения стороннего наблюдателя и по возможности делать каждую значительную операцию максимально прозрачной, с соблюдением правил.

Что такое финансовый мониторинг?

Итак, любой сложный и пугающий на первый взгляд термин можно легко понять, если открыть словари и посмотреть значения составляющих его слов. «Финансы» — это деньги в движении, а «мониторинг» — это процесс наблюдения и фиксации результатов.

Таким образом, финансовый мониторинг — это наблюдение и контроль за денежными потоками предприятий и физических лиц. Осуществляет этот контроль специальный государственный орган — служба финансового мониторинга, а обязанности фиксировать данные и передавать в эту службу возлагаются на финансовые учреждения страны, в первую очередь — коммерческие банки. Помимо них, субъектами финансового мониторинга являются страховые компании, биржи, платежные системы и многие другие финансовые структуры.

В разных странах эта процедура может называться по разному, например, «финансовый контроль», «финансовая разведка», у нас же присутствуют все эти понятия, они в чем-то похожи, но имеют свои различия. Сегодня мы будем говорить именно про финансовый мониторинг в банках.

Итак, в России, Украине и других постсоветских странах финансовый мониторинг осуществляется с целью противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и тесно связан с законодательными актами, касающимися этого (далее я приведу названия конкретных законов).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *