Предрейсовый и предсменный контроль технического состояния транспортных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый и предсменный контроль технического состояния транспортных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В 2022 году все фирмы, которые занимаются перевозками грузов или пассажиров, должны организовывать проведение медицинских осмотров водителей. Это важно для обеспечения безопасности дорожного движения. Процедура позволяет определить, можно ли шоферу доверить жизни людей.

Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован

Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.

Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.

Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.

Кто должен проводить предрейсовый медосмотр водителей по закону

Осуществлять медицинский контроль состояния работников имеют право лица (Приказ МЗ №835н; п.8):

  • с высшим или средним медобразованием (врач, медсестра, фельдшер);
  • сдавшие экзамен, пройдя 72-часовое обучение, утвержденное Приказом Минтранса №308;
  • имеющие действующий сертификат, подтверждающий профквалификацию в сфере предрейсового медосмотра работников (переаттестация проводится каждые 5 лет).

При этом:

  • либо зачисленные в штат автопредприятия, имеющего медицинскую лицензию (Закон №323-ФЗ, ст.24, п.4);
  • либо привлеченные для проведения мед. осмотров по договору, если являются лицензированным ИП;
  • либо работающие в организации (медучреждении), обладающего лицензией, с которой работодатель заключает соглашение о получении услуг на своей или их территории.

Вывод: Проводить ПМО можно только в том случае, если местом работы сертифицированного медсотрудника является организация с медлицензией.

Послерейсовый медосмотр

Водители, занимающиеся перевозкой пассажиров и опасных грузов, проходят дополнительные медосмотры. Их проверяют не только перед рейсами, но и после них. Процесс проведения послерейсового медосмотра не отличается от процедуры предрейсовой проверки здоровья.

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:

  1. Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
  2. Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
  3. Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
  4. Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
  5. Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 г.

Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.

Читайте также:  Расчет среднего заработка. Разбор примеров

Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом

  • На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
  • Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
  • Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
  • Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
  • Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
  • Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
  • Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
  • Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.

Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:

  • поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
  • воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.

Ответственность работодателя

Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.

Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:

  • на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
  • на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.

Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:

  • на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
  • на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.

Какая ответственность предусмотрена за проведение медосмотра

Проведение предрейсового медосмотра должна контролировать администрация медорганизации или территориального (ведомственного) лечебно-профилактического учреждения, которое проводит такой осмотр.

За нарушения при медосмотрах предусмотрена уголовная, административная и дисциплинарная ответственность. К ней могут быть привлечены медорганизации и их руководители, медперсонал, осуществляющий осмотр, а также иные лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей. Так, уголовная ответственность, которая применяется в данном случае, установлена п. 1 ст. 143 Уголовного кодекса РФ.

Примечание. В каких случаях водителя нельзя допустить к рейсу?

Вот эти случаи:

  • у водителя есть симптомы острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37 град. C, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную боль и зубную боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т.п.);
  • у водителя повышена или понижена частота сердечных сокращений и изменено артериальное давление выше или ниже уровней, характерных для осматриваемого водителя;
  • водитель находится под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние.
Читайте также:  Оформление и получение РВП по браку

Для нарушителя ошибки в медосмотре могут обернуться штрафом в размере до 200 000 руб., в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 месяцев, исправительными работами на срок до 2 лет и даже лишением свободы на срок до 1 года.

Если нарушение правил повлекло по неосторожности смерть человека, то виновное лицо наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.

Если нарушение правил охраны труда, связанное с организацией и проведением предрейсовых медосмотров водителей, не причинило вреда жизни и здоровью человека, виновника привлекут к административной ответственности.

Лучше всего для получения подробной информации посещать официальные сайты медицинских учреждений. На любой странице обязательно найдётся раздел, посвящённый различным видам медицинских осмотров для сотрудников перед рейсом. Главное чтобы были сведения и о сертификации таких специалистов.

Для каждого региона действуют свои правила прохождения медосмотров. И каждый специалист имеет право устанавливать свою цену.

На сайтах вывешивают подробные сведения относительно таких факторов:

  1. цена услуги;
  2. используемое оборудование;
  3. квалификация врачей;
  4. информация о дипломах и сертификатах.

Окончательный выбор делает руководитель, либо сами водители.

Когда работник не допускается к управлению транспортным средством

Медицинский персонал нашей клиники вправе не допустить водителя к работе, если в ходе осмотра у последнего будут выявлены:

  • Повышение/понижение пульса и артериального давления. Если подобное случилось впервые, то допускается контрольное измерение через 20 минут.
  • Гипертермия – повышение общей температуры тела (более 37 градусов).
  • Нарушение функционального состояния на фоне наркотического или алкогольного опьянения – нечеткие ответы на поставленные вопросы, повышенная возбудимость или заторможенность.
  • Острые симптомы внутренних заболеваний, признаки обострения хронических патологий.
  • Болевой синдром с любой локализацией – ушная, головная, зубная, брюшная.
  • Конъюнктивит, обильное слезотечение, рези в глазах, выраженное покраснение белков.

Алгоритм стандартного прохождения медицинского контроля

Процедура регламентируется Приказом Минзрдрава и состоит из следующих этапов:

  • опрос о физическом самочувствии;
  • визуальное обследование кожи и слизистых оболочек на предмет обнаружения травм, повреждений, сыпи, свидетельствующей об инфекционном заболевании и т. д.;
  • замер температуры, систолического и диастолического артериального давления, пульса. При отклонении показателей от нормы измерение может быть проведено ещё 2 раза с интервалом 20 минут;
  • выявление признаков любого типа опьянения или его остаточных явлений:
    • объём алкогольных паров в дыхании — посредством алкотестера,
    • анализ мочи, если при отсутствии алкоголя по тесту на приборе у гражданина присутствуют визуальные и поведенческие признаки опьянения (независимо от его вида).

Нарушение правил предрейсового контроля

Работа водителя сопряжена с риском возникновения различных опасных для жизни и здоровья людей ситуаций. Поэтому несоблюдение правил предрейсовых медицинских осмотров водителей, а также некорректное оформление сопроводительных документов карается административным наказанием.

Рассмотрим установленные законодательством меры ответственности в таблице:

Нарушители Вид нарушения и наказание (штраф, рублей) Статья КоАП
отсутствие допуска нарушение порядка медосмотра допуск в состоянии опьянения
Физические лица 1 000 – 1 500 11.32
должностные лица 15 000 – 25 000 5.27.1 (ч.3)
2 000 – 3 000 11.32
20 000 12.32
ИП (индивидуальные предприниматели) 15 000 – 25 000 5.27.1 (ч.3)
30 000 – 50 000 11.32
100 000 12.32
юридические лица 110 000 – 130 000 5.27.1 (ч.3)
30 000 — 50 000 11.32
100 000 12.32

Лучше всего для получения подробной информации посещать официальные сайты медицинских учреждений. На любой странице обязательно найдётся раздел, посвящённый различным видам медицинских осмотров для сотрудников перед рейсом. Главное чтобы были сведения и о сертификации таких специалистов.

Для каждого региона действуют свои правила прохождения медосмотров. И каждый специалист имеет право устанавливать свою цену.

На сайтах вывешивают подробные сведения относительно таких факторов:

  1. цена услуги;
  2. используемое оборудование;
  3. квалификация врачей;
  4. информация о дипломах и сертификатах.
Читайте также:  Расчет зарплаты сторожам в бюджетном учреждении в 2022 году

Окончательный выбор делает руководитель, либо сами водители.

Требования к кабинету предрейсового медицинского осмотра водителей

Готовя помещение и закупая оборудование сохраняйте акты (технические документы) о характеристиках материалов. Их могут запросить при проведении проверки, как свидетельство соблюдения санитарных норм, соответствующих требуемым стандартам. Основные из них:

  1. Минимальные габариты помещения для проведения ПМО: 12 м2; высота — 2,6 м; лаборатория + санузел — 6 м2.
  2. Комбинированное освещение: большое окно (жалюзи) и электрическое, соответствующее стандартам КЕО.
  3. Гладкие моющиеся стены и полы из рекомендуемых материалов, соответствующих техническим и гигиеническим нормам.
  4. Комната оборудована кушеткой, офисной мебелью, телефоном, светильниками и прочим оборудованием.

Санитарно-эпидемиологические требования к помещению медкабинета СанПиН 2.1.3.2630-10 для проведения

предрейсового медицинского осмотра

  • Высота помещений: не менее 2,6 м.
  • Общая площадь — 18 м2: кабинет — 12 м2; комната для забора биологических сред, совмещенная с санузлом — 6 м2. Желательно иметь отдельный вход с улицы и комнату ожидания (коридор).
  • Освещение искусственное и дневное с соблюдением коэффициента естественного освещения (КЕО).
  • Для защиты от слепящего солнечного света и перегрева наличие солнцезащитных козырьков (жалюзи).
  • Поверхность стен, полов, потолков гладкая, без шероховатостей и дефектов. Легкодоступная для влажной уборки, включая обработку дезинфицирующими средствами. (Учитывая работу в условиях пандемии желательно использовать ультра-фиолетовые лампы для обеззараживания помещений).
  • Покрытие пола: прилегает к основанию; закругленное сечение сопряжение стен и полов; герметические швы; запаянные стыки линолеума.
  • Отделка в местах установки раковин: керамическая плитка (влагостойкий материал) — 1,5 м от пола; ширина не менее 20 см с боковых сторон.

Примечание: К помещению предъявляется много требований, которые необходимо выполнить. Сверяйтесь с документом СанПиН в актуальной редакции (нормативы могут меняться).

Порядок отстранения водителя от управления автотранспортом

При выявлении противопоказаний и отсутствии допуска на управление транспортом медработник сообщает об этом руководителю организации в письменной форме. Факт непрохождения медосмотра или уклонения от него должен быть зафиксирован документально.

Сам больной может быть отправлен домой, направлен в больницу или поликлинику по месту жительства для лечения. Ему выдается уведомление о не допуске к работе, в котором прописаны:

  • ФИО и должность;
  • информация о необходимости пройти периодический медосмотр;
  • дата, с которой работник будет отстранен;
  • возможность лишения зарплаты на период отстранения водителя от управления ТС, когда такое предвидится.

Также выдается справка, где указано время освобождения, причина отстранения, основание: состояние опьянения, болезнь, полученная травма или симптомы простудного (вирусного) заболевания. Пишется документ в свободном изложении или по форме.

Особенности проведения медосмотра

Чтобы сделать условия труда более безопасными и исключить наличие несчастных случаев при движении, проводятся предрейсовые осмотры – медицинский работник проверяет состояние здоровья водителя. Для предрейсовых медосмотров водителей в 2021 году нововведения отсутствуют, но ранее в этой сфере произошли значительные изменения. Поговорим о них подробно.

Правила проведения осмотров регулируются законодательством. Утвержден определенный порядок, который должен соблюдаться. Необходимость медосмотра признана обязательной для выявления различных заболеваний и симптомов, которые могут помешать водителю осуществлять свою деятельность, а также для проверки наличия алкогольного опьянения, которое является причиной для недопуска сотрудника на рабочее место.

Все лица, которые исполняют обязанности водителя, должны проходить такие осмотры, вне зависимости от специфики их деятельности. Это касается водителей такси, курьеров, сотрудников грузовых служб, тех, кто работает на спецмашинах на предприятии и прочих шоферов.

При этом организация осмотра является ответственностью работодателя. Это может делать как приглашенный медицинский работник, который не числится в штате, так и сотрудник, который входит в штат. В любом случае, проводящий осмотры работник должен иметь соответствующую лицензию, которая дает ему право на такую деятельность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *