Пленум ВС разъяснил, как будут составлять списки присяжных

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пленум ВС разъяснил, как будут составлять списки присяжных». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Прежде всего, явиться по указанному в письме адресу и заполнить анкету. И лишь тогда вы становитесь официальным претендентом, который включен в список. Повестки в суд без заполнения анкеты приходят значительно реже.

Что делать если, пришло письмо о включении в список кандидатов?

После оформления анкеты остается только ждать, когда вас призовут участвовать в рассмотрении уголовного дела. Попадание в число кандидатов очень редко приводит к переходу в основной или хотя бы запасной состав комиссии. По статистики, лишь 3-5% участников реально участвуют в рассмотрении дела. Любой из нас так или иначе имеет представление о подобном процессе. Несмотря на вводимые новшества, весомых изменений нет.

Присяжные – это независимые заседатели судебного процесса, которым придется определить, доказана ли вина подсудимого или нет, на основании улик. Основной состав комиссии состоит из 12 человек, не связанных с государственными органами, религиозными организациями и некоторыми другими учреждениями.

В период изучения защита и прокуратура выдвигают свои доводы и аргументацию. Присяжные присутствуют в зале, непосредственно напротив подсудимого. Их имена и фамилии включены в протокол и известны защите. Именно это отпугивает многих.

Все права присяжных заседателей, касающиеся рассмотрения уголовного дела, закреплены в статье 333 кодекса об уголовном процессе. При этом они не могут быть ограничены ни одним из участников процесса.

Заседатели имеют право:

  • принимать участие в исследовании всех обстоятельств дела;
  • через председательствующего задавать свои вопросы всем гражданам, которые будут допрошены в суде;
  • осматривать вещественные доказательства и документы;
  • записывать все интересующие их факты, для последующего их использования при подготовке ответов на поставленные вопросы;
  • выражать просьбу суду о разъяснении непонятных юридических понятий и документов, которые были рассмотрены в процессе.

Присяжные не имеют права покидать зал во время судебного заседания, общаться с кем-то из посторонних лиц, а также выяснять все обстоятельства совершенного злодеяния вне процесса.

В случае нарушения непрофессиональными судьями установленных правил они подлежат исключению из списка и замене другими присяжными.

Как сократился список присяжных

В 2020 году вступил в силу ФЗ №190, на основании которого ряд положений в различных правовых актах претерпели изменения. Обновления представлены в виде комплекса мероприятий, направленных на достижение компромисса между интересами государства и общественности. Одним из видов поправок, принятых 01.01.18 г., стало количество присяжных в суде.

Изменение состава претендентов в заседатели заключается в их сокращении. Районные инстанции и гарнизонные органы власти предполагают участие 6 человек. Чтобы сформировать коллегию в 2020 г. достаточно 12 представителей из народа. В вышестоящее ведомство призывать будут только 8 граждан при наличии минимум 14 кандидатов.

Ранее, до реформы 2020 г., в процессе рассмотрения уголовного дела предусматривалось 12 членов коллегии, которые формировались из 20 претендентов.

Как выбирают присяжных заседателей в суд

Вся процедура выбора заключается в следующем:

  1. Один раз в 4 года формируются списки лиц, которые потенциально могут принимать участие в судопроизводстве в качестве присяжных. Данные списки готовятся и утверждаются Высшим исполнительным органом каждого субъекта. На данном этапе в списки включаются только лица 25-65 лет, зарегистрированные на территории субъекта. Данные о них берутся из реестров автоматизированной системы «Выборы». Подготовленные Правительством региона списки направляются в суды для использования в работе.
  2. После назначения уголовного дела к слушанию с участием присяжных аппаратом суда, в производстве которого находится уголовное дело, вызываются лица для участия в процедуре отбора. Происходит окончательный выбор конкретных лиц, которые примут участие в рассмотрении дела. Процедура начинается только в том случае, если в районный суд явилось не менее 12-ти лиц, а в областной суд – не менее 14-ти лиц. На данном этапе происходит «отсеивание» тех, кто по каким-то причина не может быть присяжным, кандидатам заявляются отводы.
  3. После того, как утверждена коллегия из 6 присяжных в районном суде или из 8 присяжных в областном суде, начинается разбирательство. Должны быть назначены запасные – на случай, если по каким-то причинам заседатель из основного состава не сможет принимать дальнейшее участие.
  4. В ходе рассмотрения дела может быть роспуск коллегии, для этого нужны будут веские основания. В этом случае отбор и слушание в целом начинаются заново.

Процедура и время для формирования реестра кандидатов

Согласно ст.5 ФЗ №113 в период минимум за 3 мес. до завершения полномочий претендентов в коллегию заседателей председатели судебных органов должны представить обновленные списки.

К таким инстанциям относятся:

  • ВС России;
  • краевые органы;
  • областные муниципальные образования;
  • ведомства городов федерального значения;
  • автономной области и округов.

Потенциальных присяжных определяет программное обеспечение в случайном порядке автоматическим методом через систему ГАС «Выборы», решение о создании которой принято президентом в 1994 году согласно указу №1723.

В данный реестр внесены персональные сведения физических лиц, участвующих в избирательных кампаниях и референдумах. Исключение из списков присяжных в судах РФ осуществляется на основании ст. №3 ч. №2 действующего закона.

Читайте также:  Приметы для скорой и выгодной продажи дома или квартиры

Порядок утверждения перечня членов коллегии исполнительным ведомством по региону РФ:

  1. Отправка уведомлений гражданам, зарегистрированных на территории субъекта нахождения судебной инстанции.
  2. В рамках четырнадцати календарных дней люди, фигурирующие в реестре, должны ознакомиться с приглашением.
  3. Рассмотрение ходатайств, поступающих от потенциальных претендентов.
  4. Проверка заявителей на соответствие критериям отбора.
  5. Внесение корректировок, устранение неточных данных о гражданах, включенных в общий реестр присяжных.
  6. Составление и утверждение ведомости членов коллегии.

Основание для рассмотрения уголовного дела судом присяжных

Присяжные заседатели привлекаются к участию уголовном деле исключительно по ходатайству обвиняемого. Суд не может произвольно, по своему усмотрению привлечь к рассмотрению дела присяжных заседателей.

Ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей может быть заявлено обвиняемым после ознакомления с материалами дела на предварительном следствии (часть 5 статьи 217 УПК РФ) и до назначения судебного заседания (пункт 1 части 5 статьи 231 УПК РФ). Обратите внимание, что речь идет о назначении судебного разбирательства по существу дела, т.е. вынесении судьей соответствующего постановления, в котором определятся состав суда по уголовному делу.

Ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей рассматривается в закрытом судебном заседании в порядке предварительного слушания по уголовному делу (часть 1 статьи 234 УПК РФ).

Но не все категории обвиняемых имеют право на рассмотрение дел судом присяжных. Исключение составляют уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет, даже если им предъявлено обвинение по вышеперечисленным составам преступлений.

Такие дела остаются вне компетенции суда присяжных.

В остальных случаях обвиняемому не могут отказать в рассмотрении его дела судом присяжных, при условии, что норма, по которой ему предъявлено обвинение, входит в перечень деяний, где допустим суд с участием присяжных заседателей.

Кого могут исключить из списков кандидатов в присяжные заседатели

После того, как списки кандидатов, в том числе запасные, сформированы, исключение из них производится по письменным заявлениям кандидатов в присяжные заседатели, в следующих случаях:

1.Выявлено, что гражданин не отвечает требованиям, установленным законом для присяжного заседателя, то есть тем требованиям, что перечислены в статье 3 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судом общей юрисдикции РФ» (это основание для обязательного исключения кандидата из списков)

2.Кандидат в присяжные заседатели письменно сообщил о причинах, по которым он не может исполнять обязанности присяжного заседателя, а именно:

  • не владеет языком судопроизводства, на котором ведется процесс
  • не способен исполнять соответствующие обязанности по состоянию здоровья (это должно быть подтверждено документально)
  • достиг возраста 65 лет
  • замещает государственную или выборную должность в местном самоуправлении
  • является военнослужащим
  • со дня его увольнения с военной службы по контракту из органов ФСБ, государственной охраны или внешней разведки не прошло пять лет
  • является судьей, прокурором, адвокатом, следователем, дознавателем, нотариусом, частным детективом, судебным приставом, либо перестал замещать соответствующую должность менее пяти лет назад
  • является имеющим специальное звание сотрудником ОВД, ФСИН, таможенных органов либо уволен с соответствующей службы менее пяти лет назад
  • является священнослужителем

Также, кандидат в присяжные заседатели может быть освобожден от участия в деле, если заявит о наличии у него иных уважительных причин, к которым относятся следующие:

  • кандидату в присяжные заседатели более 60 лет
  • женщина-кандидат в присяжные заседатели имеет детей младше 3 лет
  • кандидат в присяжные заседатели в силу своих религиозных убеждений не считает для себя возможным участие в осуществлении правосудия
  • занимаемая должность (профессия) кандидата в присяжные заседатели не позволяет ему отвлекаться от своих профессиональных и служебных обязанностей без значительного ущерба общественным и государственным интересам (врачи, пилоты авиакомпаний, педагоги и др.)

Данный список причин не является окончательным, а значит, каждый кандидат в присяжные может заявить об иных, сугубо индивидуальных причинах, не позволяющих ему участие в уголовном процессе.

Итак, при наличии уважительных причин кандидата в присяжные заседатели исключат из предварительных списков и освободят от дальнейшего участия в отборе, предварительно разъяснив ему, что при желании он все же может принять участие в процессе.

Как сократился список присяжных

В 2020 году вступил в силу ФЗ №190, на основании которого ряд положений в различных правовых актах претерпели изменения. Обновления представлены в виде комплекса мероприятий, направленных на достижение компромисса между интересами государства и общественности. Одним из видов поправок, принятых 01.01.18 г., стало количество присяжных в суде.

Изменение состава претендентов в заседатели заключается в их сокращении. Районные инстанции и гарнизонные органы власти предполагают участие 6 человек. Чтобы сформировать коллегию в 2020 г. достаточно 12 представителей из народа. В вышестоящее ведомство призывать будут только 8 граждан при наличии минимум 14 кандидатов.

Ранее, до реформы 2020 г., в процессе рассмотрения уголовного дела предусматривалось 12 членов коллегии, которые формировались из 20 претендентов.

Предлагается закрепить порядок выплаты присяжным заседателям компенсационного вознаграждения

Минюст России опубликовал для общественного обсуждения законопроект, которым предлагается определить, что порядок выплаты присяжным заседателям компенсационного вознаграждения устанавливается правительством.

Согласно пояснительной записке в 2017–2019 гг. установлено длительное (от 1 до 5 месяцев) перечисление присяжным заседателям компенсационных вознаграждений. Отмечается, что на основании ст. 11 Закона о присяжных заседателях за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Читайте также:  Взыскание материального ущерба, причиненного работником

При этом порядок выплаты компенсационного вознаграждения, в том числе срок, законодательством не установлены. В то же время нормы ТК РФ не предусматривают обязанность работодателя сохранять за работником на период исполнения обязанностей присяжного заседателя его заработок, возлагая обязанность по обеспечению работника соответствующей компенсацией на государственные органы.

В связи с этим, законопроектом предлагается внести в ст. 11 Закона о присяжных заседателях изменение, в соответствии с которым порядок выплаты присяжным заседателям компенсационного вознаграждения устанавливается правительством.

Отмечается, что аналогичным образом урегулирован порядок оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей (Постановление Правительства от 14 апреля 2020 г. № 504 «Об утверждении Правил оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей»).

В комментарии «АГ» председатель МКА «Миронов, Кудрявцев и партнеры» Иван Миронов указал, что, помимо прочего, с принятием такого закона будут установлены твердые сроки получения денежных выплат «народными судьями». «В настоящее время присяжным заседателям в период исполнения ими судебных функций суд выплачивает компенсационное вознаграждение за счет бюджетных средств, также возмещаются все командировочные и транспортные расходы. При этом порядок выплаты вознаграждения, как и сроки платы за труд присяжных, законом не определены. В результате, как показывает практика, присяжные по полгода вынуждены добиваться причитающихся им по закону денежных компенсаций. Более того, положения трудового законодательства не обязывают работодателя сохранять за работником его заработок на период исполнения полномочий присяжного», – отметил он.

Белянин М. В. «Обязанность или право быть присяжным»

Устроившись на работу в Сахалинский областной суд, в качестве помощника судьи, я стал не просто очевидцем, но и участником первых в Сахалинской области судебных процессов с участием присяжных заседателей. Я был в довольно тесном контакте с присяжными заседателями, отвечал им на интересующие их вопросы по организации процесса. Но этому предшествовала еще одна стадия — вызов порядка 50–70 кандидатов в присяжные заседатели, для них я должен был прочитать короткую лекцию о том, что же такое суд присяжных, что должны делать кандидаты и какова будет функция самих присяжных заседателей в разрешении уголовного дела.

С тех пор прошло более 15 лет, но наши граждане не стали более информированы о суде присяжных, разве что еще более сбиты с толку бесконечными телевизионными судебными шоу, которые имеют мало общего с реальным судом.

В этой статье я бы хотел объединить свой прошлый опыт работы в качестве помощника судьи и настоящий опыт адвоката и рассказать гражданам, что такое суд присяжных, кто может быть присяжным заседателем, какие задачи стоят перед присяжным во время судебного процесса, а также постараюсь дать информацию для размышления о том, что же такое быть присяжным заседателем — почетная обязанность или право гражданина.

Итак, для начала определим, что же такое суд присяжных. Суд с участием присяжных заседателей — институт судебной системы, состоящий из коллегии присяжных заседателей, отобранных по методике случайной выборки только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы права.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом. Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» определяет участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, как гражданский долг. В своем интервью «Российской газете» президент Федеральной палаты адвокатов России Ю. С. Пилипенко о.

Один из самых часто задаваемых вопросов граждан, получивших приглашение в суд, был: «Почему я, почему меня вызывают?» Итак, как же вы можете стать присяжным заседателем? Для начала вы становитесь кандидатом в присяжные заседатели. Происходит это следующим образом. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, включая в указанные списки граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Кроме этого, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года на основании списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, представляемых главами муниципальных образований, составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации. Список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования публикуются в средствах массовой информации муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

Узнав о том, что вы включены в список кандидатов в присяжные заседатели вы имеете право обратиться в органы муниципальной власти либо исполнительный орган государственной власти субъекта России для исключения вас из указанного списка в случаях, если вы не подходите под следующие требования: вы не достигли к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеете непогашенную или неснятую судимость; признаны судом недееспособными или ограничены судом в дееспособности; состоите на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

Читайте также:  Что происходит с долгом по алиментам после 18 лет

Обязательные требования к кандидату в присяжные

По заявлению обвиняемого в тяжких и особо тяжких преступлениях против Уголовного кодекса судебное разбирательство может проводиться с участием коллегии присяжных заседателей.

№ 113-ФЗ ст. 3 строго определяет категории лиц, имеющих право стать присяжными заседателями или кандидатами в присяжные заседатели и запрещает другим:

1. Участниками коллегии присяжных заседателей имеют право быть граждане РФ в возрасте от 25 до 65 лет.

2. Присяжными заседателями, согласно закону, не могут стать лица:

  • стоящие на учёте у нарколога или психиатра;
  • имеющие непогашенную судимость или проходившие ранее по уголовным делам в качестве подозреваемых;
  • проходящие по уголовным делам в качестве подозреваемых или обвиняемых во время осуществления судопроизводства;
  • недееспособные лица или ограниченно дееспособные, признанные таковыми в судебном порядке;
  • не владеющие языком, или недостаточно им владеющие, на котором ведётся судебный процесс;
  • явка на судебное разбирательство в нетрезвом виде также освобождает присяжного от участия в нём, однако, в этом случае он подвергается административному наказанию.

В Российской империи впервые заговорили о возможности такой формы делопроизводства при Екатерине II в 1767 году. Однако утверждена она была только через 97 лет в ходе судебной реформы, проведенной Александром II.

В процессе этих преобразований судебная власть перестала зависеть от административной, процессы начали проводить открыто в присутствии защитников, а решения по ряду вопросов выносились при помощи жюри присяжных заседателей.

В те дни войти в состав коллегии мог мужчина, принадлежащий к любому сословию, не моложе 25 и не старше 70 лет, являющийся российским подданным и проживающий два года и более в том уезде, где он был приглашен для участия в разбирательстве.

В Европе суду присяжных были подвластны и гражданские тяжбы, тем временем в России рассматривались исключительно уголовные серьезные дела. Несмотря на это ограничение, по количеству судебных процессов, прошедших с участием присяжных, Россия в несколько раз превосходила европейские страны.

Чем обычно заканчивается рассмотрение дел присяжными

Как уже сказано выше, при рассмотрении дел присяжными доля оправдательных вердиктов гораздо больше, чем при единоличном рассмотрении профессиональными судьями.

Причины этого могут быть разными – как минимум, сама процедура вынесения вердикта присяжными склоняется скорее в пользу обвиняемых. Еще, как говорит Николай Герасимов, присяжные могут учитывать то, что не учитывают профессиональные судьи:

Как следует из статистики Судебного департамента при Верховном суде РФ, на протяжении всего периода количество оправдательных приговоров, вынесенных судом с участием присяжных заседателей, многократно превышало количество аналогичных приговоров, вынесенных профессиональными судьями. В качестве усредненного показателя, полагаю, можно привести примерно следующее соотношение: 20% / 0,2%. Этот показатель, на мой субъективный взгляд вызван несколькими основными причинами:

  • Возможность коллегии присяжных оценить то либо иное деяние, а также виновность в его совершении определенного лица с точки зрения обычного человека и приемлемых для него норм морали и этики, а также правил поведения в современном обществе, чего, как мне кажется, в силу некоторой профессиональной деформации и правил существующей государственной системы бывают лишены судьи.
  • По моему мнению, как я уже упоминал, качество проведения предварительного расследования, формирования доказательственной базы и государственного обвинения в суде в российской правоохранительной системе оставляет желать лучшего. При рассмотрении уголовных дел судьей единолично, на мой взгляд, на многие нарушения и несоответствия в версии обвинения суд может «закрыть глаза», чего не сделает коллегия присяжных заседателей.
  • В суде с участием присяжных заседателей, по моему убеждению, имеется значительно большая возможность в реализации принципа состязательности и равноправия сторон, отсутствием чего, как мне кажется, нередко страдает судебное разбирательство при рассмотрении дела профессиональными судьями.

Николай Герасимов, адвокат по уголовным и гражданским делам в сфере предпринимательской деятельности.

Кстати, есть еще одна интересная особенность, которую раскрывает статистика Судебного департамента. Как можно увидеть из процедуры рассмотрения дела присяжными, сам приговор выносит именно профессиональный судья, который обязан учитывать мнение присяжных.

И если с оправдательными вердиктами все понятно, то при вынесении обвинительных вердиктов присяжными судьи склоняются к более серьезным наказаниям. Так, статистика дел по части 1 статьи 105 (неквалифицированное убийство) такова:

  • при рассмотрении судьями единолично – наказание в 8 лет лишения свободы и менее получил каждый второй подсудимый;
  • при рассмотрении присяжными – из 31 признанного виновным подсудимого только 6 получили сроки в 8 лет и меньше (при том, что присяжные каждого третьего признали заслуживающими снисхождения).

Другими словами, если ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных, то шансы быть оправданным будут во много раз выше, чем при рассмотрении судьей единолично – но при обвинительном вердикте наказание будет строже.

Пока сложно сказать, с чем связана такая статистика. Возможно, судьи более уверены в виновности подсудимых, если такую позицию разделяют и присяжные.

Что касается более высокого процента оправдательных приговоров, среди них есть еще одна особенность – практически по каждому второму из них присяжные вынесли вердикт единодушно. Это говорит не только о хорошей работе стороны защиты, но и о слабой работе следователей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *