Штраф за несвоевременный ответ на требование ИФНС
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за несвоевременный ответ на требование ИФНС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Состав документов, который может быть запрошен непосредственно у налогоплательщика, в рамках камеральных проверок ограничен (ст.88 НК РФ). В основном это документы, подтверждающие право на применение льгот или правомерность возмещения, либо возврата НДС.
В рамках выездной проверки могут запрашиваться любые документы.
Пункт 12 статьи 89 НК РФ содержит лишь одно ограничение: они должны быть связаны с исчислением и уплатой налогов.
В Письме ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок», налоговая служба описывает то, какие документы и информация могут интересовать проверяющих, не намного подробнее:
«в ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки».
Какого-либо исчерпывающего перечня таких документов нет, соответственно, объем и состав запрашиваемых документов и информации фактически не ограничен.
Можно ли как-то охладить пыл проверяющих, если их налицо явное злоупотребление правом на истребование информации?
Вполне рабочим инструментом показывает себя жалоба в вышестоящий налоговый орган на неправомерные действия налогового инспектора.
Подобные жалобы значительно снизят количество заведомо не соответствующих закону требований.
Что касается недобросовестного поведения самих налогоплательщиков, когда инспектор ошибся в номере договора или написал наименование контрагента с маленькой буквы или цифрой в ИНН, не стоит хитрить и отвечать, что с таким контрагентом взаимоотношений не было. В итоге такой ответ может быть трактован не в вашу пользу. В случае спора инспекция обязательно обратит внимание суда на то, что документы запрашивали, а вы ответили, что со спорным контрагентом не работали. В момент спора вы уже можете и не вспомнить, почему отказывали в представлении документов по данному контрагенту.
Когда требование считается полученным
Когда инспекторы проводят проверку на территории налогоплательщика, требование вручают лично руководителю или его представителю, под роспись. Срок, в течение которого нужно ответить, отсчитывают со следующего дня.
В остальных случаях есть нюансы:
- Требование отправили по почте заказным письмом. Оно автоматически считается полученным на шестой рабочий день с даты отправки (по штемпелю на конверте), а срок исполнения начинает течь с седьмого рабочего дня. Неважно даже, что на самом деле письмо вы могли не получить.
- Требование направили по ТКС через оператора ЭДО. Электронное письмо нужно открыть, затем подписать и отправить в налоговую квитанцию о его приёме. Так вы подтверждаете, что получили требование. Дата получения — та, которая указана в квитанции о приёме. Отсчёт срока начнётся со следующего дня. Если вы не обязаны сдавать отчётность исключительно в электронном виде, но пользуетесь ЭДО, можете вообще не открывать требование, присланное по ТКС. Наказания за это не будет. Не дождавшись от вас квитанции о приёме, ИФНС отправит бумажное требование заказным письмом. Но если вы относитесь к тем, кто должен отчитываться строго в электронной форме, нужно подтвердить получение не позднее чем на шестой рабочий день после отправки, иначе вам могут заблокировать расчётный счёт.
- Требование прислали через личный кабинет ИП или юрлица. Считается полученным в день, когда оно там появилось. Отсчёт срока — со следующего дня.
Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Налоговая проверка бывает двух видов (ст. 87 НК РФ):
Камеральная – проводится по месту нахождения налогового органа в связи со сдачей индивидуальным предпринимателем налоговой декларации по какому-либо налогу. Отметим, что такие проверки осуществляются регулярно и продолжительность их составляет 3 месяца со дня подачи декларации.
Если результат камеральной проверки положительный и налоговый инспектор не обнаружил в декларации и представленных документах ошибок, то проверка считается законченной. В этом случае налоговый инспектор не составляет никаких документов, а просто заносит данные из декларации в электронную базу инспекции.
Если же при проведении камеральной проверки выявлены нарушения, которые индивидуальный предприниматель не смог исправить в процессе проведения проверки, предоставив объяснения и дополнительные документы, то по ее результатам составляется итоговый документ, фиксирующий такие нарушения, – акт камеральной проверки. Пункт 1 статьи 100 НК РФ обязывает налогового инспектора оформить такой акт в течение 10-ти дней.
Следует отметить, что обязанность по составлению и рассмотрению актов по результатам камеральных проверок введена с 1 января 2007 г.
Выездная – проводится по месту нахождения налогоплательщика. Такая проверка не может осуществляться чаще одного раза в год по одному налогу за один и тот же период и более двух раз за календарный год вообще.
При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в обязательном порядке в любом случае. Составлению акта выездной налоговой проверки предшествует составление справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). А на саму подготовку акта по результатам выездной налоговой проверки налоговым инспекторам отводятся два месяца со дня проведения выездной проверки и составления справки.
Акт, составляемый по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, является документом, на основании которого впоследствии выносится решение о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности.
После составления акт вручается предпринимателю под расписку. Не стоит уклоняться от получения такого акта. Налоговая инспекция вправе внести факт уклонения от получения непосредственно в сам акт. В этом случае акт будет направлен предпринимателю по почте заказным письмом и будет считаться врученным на шестой день с даты отправки. В случае последующего разбирательства факт уклонения от получения акта может косвенно повлиять на отношение судьи и сформировать негативное отношение к предпринимателю.
Последствия неуплаты налога по требованию
Если по каким-либо причинам платеж не отразился в карточке расчетов с бюджетом, налоговый орган может направить налогоплательщику требование об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Требование направляется налогоплательщику и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 НК РФ). Как правило, в требовании указаны сроки для уплаты налога, если данные о сроках отсутствуют, то оплатить налог по требованию необходимо в течение 8 дней с даты получении такого требования (пункт 4 статьи 69 НК РФ).
Если по требованию налог не будет уплачен, то налоговая инспекция может принудительно взыскать налог путем направления решения о взыскании. Обратите внимание! Решение о взыскании будет принято не раньше срока, установленного в требовании, и не позже двух месяцев после окончания этого срока. Если решение о взыскании будет принято после двухмесячного срока, то такое решение не должно подлежать исполнению. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании суммы налога.
Налогоплательщик должен быть уведомлен о вынесенном налоговой инспекцией решении о взыскании не позднее 6 дней с момента вынесения решения. Поручение налогового органа о взыскании денежных средств направляется в банк, в котором обслуживается налогоплательщик, а банк должен безусловно исполнить поручение налогового органа на списание денежных средств с рублевого счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения требования (пункт 6 статьи 46 НК РФ).
Налоговый орган также может направить в банк решение о приостановлении операций по счетам в банке, либо приостановлении переводов электронных денежных средств (пункт 2 статьи 76 НК РФ). В этом случае банк прекратит расходные операции по счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций. Это может быть сделано для обеспечения исполнения решения о взыскании налога и не может быть принято ранее вынесения решения о взыскании налога.
Письмо-ответ. Образец ответа на письмо-запрос
Учтите! Нормами налогового законодательства установлено, что должностное лицо может требовать представления документов, только когда есть основания для проведения налоговой проверки или при проведении «встречной» проверки контрагента или иных лиц, имеющих сведения о деятельности проверяемого налогоплательщика.
П. 1 ст. 87 НК РФ устанавливается следующий перечень видов проверок: камеральная и выездная. Камеральная проверка организовывается в месте нахождения налоговой службы на основании материалов, представленных налогоплательщиком, а также на основании иных документов, которые имеются у органа.
Камеральная проверка может быть осуществлена в течение трех месяцев после предоставления документов лицом, уплачивающим налоги в налоговую службу. Закон не допускает продления срока проведения исследования материалов или его приостановления.
Учтите! Выделяют следующие основания для проведения камеральной проверки и истребования документов:
- при применении организацией льгот, которые установлены налоговым законодательном;
- в случае выражения желания организацией вернуться к НДС;
- в случае осуществления проверки в отношении платежей по налогам, которые были внесены в связи с пользованием природными ресурсами;
- при разрешении вопросов, касающихся осуществления налогового контроля.
На что обратить внимание при оформлении документа
Ни ФНС в своих актах, ни закон никак не регламентируют оформление возражения. То есть его можно писать от руки или печать на компьютере на обыкновенном листе А4 формата или на фирменном бланке компании.
Неукоснительно важно соблюсти лишь одно условие: возражение должно быть подписано руководителем предприятия или уполномоченным на создание подобного рода документов сотрудника. Если бланк визирует доверенное лицо, в нем необходимо также указать номер и дату составления доверенности.
Удостоверять возражение печатью на сегодня не обязательно, поскольку с 2020 года предприятия и организации имеют полное право не использовать в своей работе штемпельные изделия (если только эта норма не прописала в локальных актах фирмы).
Документ следует составлять в двух экземплярах, один из которых передавать в налоговую инспекцию, второй, после проставления отметки у налогового специалиста о принятии документа, оставлять у себя.
Возражения к акту проверки гит
Аргументированными возражения признаются, если указанное субъектом проверки нарушение может существенно повлиять на принятие решение. Например, причиной возражения стала ошибка в расчетах, допущенная проверяющим органом.
Также при проверке могли быть проигнорированы важные документы, суть каких полностью меняет ситуацию. Возможно отдельные факты были интерпретированы неверно. Иногда законодательные нормы обуславливают двоякое толкование одного и того же факта. Это тоже может стать поводом для возражений.
Что не следует принимать в качестве причины для возражений? В процессе проверки могут допускаться формальные ошибки. Как то нарушения сроков, неточности оформления и подобные нюансы. Конечно, такие явления это нарушения, но ни один суд не отменит решение из-за процессуальных ошибок.
Возможно, будет назначена повторная проверка, но суть дела от этого не поменяется.
А апелляционный суд Тамбовской области оставил в силе ранее состоявшиеся решения суда, указав, что заявление о признании незаконными акта проверки и предписания главного государственного инспектора труда удовлетворено правомерно, поскольку проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) является грубым нарушением требований закона (Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 31.07.2013 по делу N 33-2286). 3. Ошибки при составлении протокола. Правила составления протокола об административном правонарушении изложены в ст. 28.2 КоАП РФ.
Ответ на требование об уплате налога, если налог оплачен
Порядок исчисления и уплаты налога на УСН регламентируется положениями ст.
346.21 НК РФ. Вне зависимости от выбранного объекта налогообложения («доходы» или «доходы минус расходы») по итогам каждого отчетного периода (I квартал, полугодие, девять месяцев) уплачиваются авансовые платежи по налогу. Их размер определяется исходя из ставки налога и фактически полученных доходов (для УСН с объектом налогообложения «доходы») или полученных доходов, уменьшенных на величину расходов (для УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы») за отчетный период (п.
3, 4 ст. 346.21 НК РФ). Следовательно, авансовый платеж за отчетный период не уплачивается, только если в этом периоде:не было никаких доходов (для УСН с объектом налогообложения «доходы»),не было никаких доходов или понесенные расходы превысили полученные доходы (для УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы»).Из текста вопроса неясно, об авансовых платежах за какой отчетный период идет речь и значатся ли в уведомлении какие-то конкретные суммы. В вопросе указано, что за 2015 г.
была сдана нулевая декларация по УСН. Представление такой декларации означает, что у налогоплательщика не было объекта налогообложения по УСН в 2015 г. А значит, у него не было и обязанности уплачивать авансовые платежи за отчетные периоды 2015 г.
Если бы в ходе камеральной проверки декларации за 2015 г. налоговики выявили ошибки, свидетельствующие о необходимости уплаты авансовых платежей, они должны были выставить требование о предоставлении пояснений по форме, приведенной в приложении № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/ (п.
3 ст. 88 НК РФ). Кроме того, в случае выявления нарушений налоговики должны были оформить акт камеральной проверки и ознакомить с ним налогоплательщика (п. 1, 2 ст. 100 НК РФ). Поскольку ни об одном из этих документов в вопросе не говорится, можно предположить, что речь в уведомлении идет об авансах за 2016 г.Налоговики не знают, есть ли у налогоплательщика в 2016 г.
объект налогообложения или нет. Ведь выяснить это они могут только из декларации, которая должна быть представлена по окончании 2016 г. (ст. 346.23 НК РФ). Авансы перечисляются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п.
7 ст. 346.21 НК РФ). Поскольку в этот срок авансовые платежи не поступили, а регистрация в качестве предпринимателя предполагает ведение деятельности, приносящей доход (ст.
2 ГК РФ), с которого должен уплачиваться налог, налоговики, видимо, решили уведомить плательщика об этом.
Такое уведомление представляет собой лишь напоминание о необходимости уплаты авансовых платежей. Оно не влечет за собой никаких последствий.В ответ на уведомление можно направить налоговикам письмо, в котором указать, что в 2016 г. не было объекта налогообложения, исходя из которого должны исчисляться авансы.Налоговая система РФ выполняет такие функции:фискальная – собственно сбор платежей,распределительная – ФНС необходимо перечислить полученные налоговые
Как написать пояснения в налоговую: образец
→ → Актуально на: 29 ноября 2022 г. Если вы получили письмо из налоговой с требованием представления пояснений, это означает, что налоговикам что-то не понравилось в сданной вами отчетности.
Дело в том, что ИФНС проводит камеральную проверку всех полученных деклараций и бухгалтерской отчетности в автоматическом режиме. И при выявлении ошибок в отчетности (противоречий между сведениями в представленных документах, расхождений между сданными сведениями и сведениями, которые есть у налогового органа) ИФНС потребует подать соответствующие пояснения ().
Кроме того, налоговики вправе запросить пояснения при камеральной проверке декларации, в которой заявлены убытки. И, как правило, по каждой такой декларации действительно запрашиваются пояснения.
Если же вы сдали уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с суммой, заявленной в первоначальной декларации, то налоговики вправе запросить пояснения, обосновывающие изменение показателей (). Для подачи пояснений у вас есть 5 рабочих дней со дня получения требования из налоговой инспекции ().
Если пояснения не представить, то вам грозит штраф в размере 5000 руб. (). Если же вы решите, что в сданной вами отчетности есть ошибки, вместо пояснений вы можете сдать в налоговую уточненную декларацию (расчет).
И в этом случае штрафа за неподачу пояснений, безусловно, не будет. Подать пояснения в налоговую вы можете:
- или сдав лично через канцелярию;
- или направив по ТКС.
- или отправив по почте письмом с описью вложения;
Что же касается пояснений по НДС, то если вы обязаны представлять декларацию по этому налогу в электронном виде, пояснения вы тоже должны подать исключительно электронные — пояснения на бумаге налоговиками не будут браться в расчет ().
Пояснения в ИФНС составляются в произвольной форме, за исключением пояснений при камеральной проверке декларации по НДС (об этом вы прочтете ниже). Если, по вашему мнению, в сданной отчетности ошибок, неточностей и противоречий нет, то так и укажите в пояснениях: «В ответ на требование от ХХ.ХХ.ХХХХ № ХХ сообщаем, что в декларации по такому-то налогу за такой-то период ошибок не содержится. В связи с этим отсутствуют основания для внесения исправлений в декларацию за указанный период».
Если вы обнаружили, что действительно допустили ошибку в сданной декларации, но эта ошибка не влечет занижение налога (например, техническая ошибка при указании какого-либо кода), то в ответ на требование налоговой о представлении пояснений вы можете:
- или подать уточненную декларацию.
- или указать в пояснениях, что допустили ошибку, что правильный вариант – такой-то, но такая ошибка не повлекла занижения налоговой базы или суммы налога к уплате;
Но если в декларации есть ошибка, влекущая занижение налога, нужно как можно быстрее сдать уточненную декларацию.
Сдавать в этой ситуации пояснения бессмысленно (; ).
Что такое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа
Согласно НК РФ у налогоплательщика есть обязанность вовремя и в полном размере платить налоги и сборы. Сроки перечисления платежей в бюджет зависят от вида налога или сбора, нюансов местного или регионального законодательства, категории налогоплательщика.
Физлица платят налоги по данным уведомлений ФНС, рассылаемых «Почтой России» или полученный через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС. Для удобства граждан такие уведомления содержат не только размер налогооблагаемой базы и ставку, но и срок, до которого нужно перечислить налог. Например, за 2017 год личные имущественные налоги гражданин должен заплатить до 01.12.2018. Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ письмо из инспекции должно прийти не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Предприниматели по личному имуществу платят налоги по правилам, установленным для обычных граждан. А вот по налогам за бизнес самостоятельно рассчитывают суммы к уплате соответственно выбранному налоговому режиму. Сроки уплаты для каждого налога и спецрежима установлены Налоговым кодексом. Например, если ИП работает на ОСН, то годовую декларацию за прошедший год по подоходному налогу ему нужно сдать до 30 апреля следующего года. В этот же срок он должен заплатить и НДФЛ с предпринимательской деятельности.
Юрлица отчитываются по налогам и сборам также самостоятельно: сдают в налоговый орган отчетность и платят налоги и сборы. Кроме того, по некоторым налогам компания должна в установленный срок перечислять авансы и с их учетом затем рассчитывать размер годового платежа по налогу.
Таким образом, своевременная уплата налогов и сборов является непосредственной обязанностью каждого налогоплательщика и закреплена в п. 2 ст. 44 и п. 1 ст. 45 НК РФ. Нарушение сроков перечисления налогов и сборов в бюджет или неполная их уплата — основание для направления налоговиками плательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога представляет собой уведомление плательщика о неуплаченной сумме налога и обязанности заплатить ее в установленный срок. Требование об уплате налога инспекторы высылают при наличии недоимки у гражданина или организации, выявленной по результатам проверки. Подробнее об обязательности соблюдения условия проверки читайте в материале «Требовать уплатить налог вне проверки налоговая не вправе».
С какой даты применяется обновленная форма требования об уплате (утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@), узнайте из публикации.
Требование об уплате налога содержит следующие сведения:
Для физлица налоговики приводят также сведения о первоначальном сроке уплаты налога. Помимо этого, в требовании об уплате налога инспекторы должны предоставить ссылки на законодательные акты, регламентирующие уплату просроченного налога. Для организаций и предпринимателей требование об уплате налога также содержит КБК и ОКТМО по каждому виду неуплаченного налога.
Когда требование не требование
Форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приложением № 17 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
Требование о предоставлении документов (информации) должно содержать:
Но бывает, что налоговые органы направляют налогоплательщикам документ, по форме отличающийся от утвержденной формы требования.
Такой документ может называться: информационное письмо, уведомление или сообщение. Учитывая, что НК РФ не установлена форма требования и нет указания о том, что такую форму должна разработать и утвердить налоговая служба, то формально у налогоплательщика нет оснований не исполнять полученный документ. Но только в том случае, если данный документ имеет все обязательные реквизиты, предусмотренные требованием, и указано основание для истребования документов.
Но не рекомендуется совсем оставлять без внимания такое письмо. На него в любом случае нужно ответить. В ответе достаточно указать причины отказа.
Согласно действующему налоговому законодательству, требование об уплате налогов и сборов – это выраженное в письменной или электронной форме извещение от налогового органа, которое направляется плательщику-должнику.
Налоговому органу дается срок, установленный в размере трех месяцев, для направления к плательщику-должнику требования. Этот вопрос регулируется статьей 70 Налогового кодекса. При этом если задолженность плательщика перед государственным бюджетом не превышает 500 рублей, то срок направления требования увеличивается до одного года.
Требование всегда направляется только при наличии недоимки у организации, поскольку именно это предусмотрено действующим налоговым законодательством, независимо от того, привлекается плательщик-должник к ответственности или нет.
В тех случаях, если у налогового органа есть все основания считать, что плательщик-должник может быть привлечен к ответственности за налоговые правонарушения, независимо от того, уголовная это или административная ответственность, в требовании этот момент указывается.
Налоговый орган уведомляет плательщика, что он может быть привлечен к ответственности за совершенные правонарушения и преступления в случае невыполнения требования.
Согласно установленным нормам срок для выполнения требования установлен в размере восьми календарных дней, однако в некоторых случаях налоговый орган может самостоятельно устанавливать срок выполнения требований.
Условно выделяется два основных условия для выдвижения требования к плательщику со стороны налогового органа:
- неуплата или уплата не в полном объеме со стороны плательщика налога или сбора;
- решение о привлечение плательщика к ответственности за преступления или правонарушения в налоговой сфере.