Получение взятки должностным лицом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение взятки должностным лицом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Ст. 290 УК РФ содержит возможные составы получения взятки: основной и квалифицированные. Основной представляет собой получение российскими или иностранными должностными лицами материальных благ, имущественных прав или услуг в обмен на совершение таким лицом действий или бездействия, входящих в его служебные полномочия, в интересах лица, дающего такие блага, или тех, кого оно представляет.

Наказание для взяткополучателя

Ответственность за получение так называемой «взятки за законные действия» в размере от 10 тыс. рублей, то есть на что взяткополучатель по службе имеет полномочия, предусмотрена ч. 1 ст. 290. Она бывает в виде:

  1. Штрафа в размере:
    • до 1 млн. руб.;
    • 10-50-кратной взятки.
  2. Исправительных работ от года до двух.
  3. До 5 лет принудительных работ.
  4. Заключения до 3 лет.

Кара за полученную «взятку за законные действия» в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.) последует в соответствии с ч. 2 анализируемой статьи. Это могут быть:

  1. Штраф:
    • 200 тыс. – 1 млн. руб.;
    • доход за 0,5-2 года;
    • 30-60-кратной взятки.
  2. До 6 лет лишения свободы.

Объективная сторона взяточничества

В законодательстве взяточничество, являющееся характерным проявлением коррупции, рассматривается как корыстное служебное (должностное) преступление, в качестве одного из видов нарушения служебного долга. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью. Уголовное право России. Часть особенная: Учебник для вузов / Под ред. Л.Л. Кругликова. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 316.

Термин «взяточничество»в широком смысле слова объединяет два самостоятельных, но тесно связанных друг с другом состава преступления — получение взятки (ст. 290 УК) и дачу взятки (ст. 291 УК). В узком смысле слова термин «взяточничество»означает получение взятки, т.е. преступление, предусмотренное ст. 290 УК.

Комментарий к ст. 290 УК РФ

1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

Определяя предмет преступления в этом варианте, следует руководствоваться п. 9 Пост. Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24, где исходя из смысла закона к предмету взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом предлагается относить незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

При этом под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (напр., предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные же права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, напр. исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.

Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (напр., предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию); в) за общее покровительство или попустительство по службе; г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие). Совершение самих действий (бездействие) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

Объективная сторона получения взятки будет иметь место и в том случае, когда предмет взятки передается иному физическому или юридическому лицу по указанию должностного лица.

Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в его служебные полномочия, следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (напр., сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).

Следует отметить, что получение должностным лицом вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей или хотя и связанную с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящуюся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям, не образует состава получения взятки.»

Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности и наличие иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездейст��ию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.

Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. При общем покровительстве и попустительстве по службе конкретные действия (бездействие), которые должно будет совершить должностное лицо, могут не оговариваться, но они в обязательном порядке предполагаются как вероятные, возможные в будущем.

Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.

Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).

Читайте также:  Нужно ли платить налоги с торговли на Форекс?

Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное), при отсутствии предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.

Однако следует учитывать, что данное положение ГК неприменимо к уголовному закону. Статья 575 ГК говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречное обязательство со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.

Что считается взяткой?

Разобрать данный вопрос следует с определение данного термина итак взяткой в российском законодательстве называют передачу материальных ценностей от одного лица другому в целях совершения получателем взятки определенных действия в отношении взяткодателя используя свои государственно-властные полномочия.

Взятка может быть предоставлена в различных формах в частности можно выделить:

  • Денежные средства, в том числе иностранная валюта;
  • Драгоценные металлы;
  • Имущественные права (право собственности на недвижимость, на автомобиль);
  • Совершение в пользу взяткополучателя сделок;
  • Ценные бумаги;

Таким образом, ответственность наступит не только за передачу денежных средств, под преступление подпадает любое имущество, подлежащее оценке.

Как защититься от обвинения во взятке?

Нередко люди задаются вопросом, как за обычный подарок не сесть на скамью подсудимых и какие подарки не считаются взяткой? Для ответа на данный вопрос следует рассмотреть субъективную сторону преступления, во-первых, лицо должно хотеть дать и должно осознавать, что дает именно взятку, ведь данное преступление характеризуется именно прямым умыслом.

В данном случае, что избежать уголовной ответственности подарок должен быть вручен без ответного действия получателя дара в пользу дающего лица.

Кроме того, гражданское законодательство также ограничивает размер подарка для должностного лица. Как отражено в Гражданском Кодексе РФ сумма дара не должна превышать 3 000 (трех тысяч) рублей.

Понятие взятки в уголовном праве

Понятие и виды взятки, предмет взятки
Взятка – это различного рода выгоды имущественного характера, получаемые должностным лицом за выполнение, либо невыполнение в интересах дающего взятку или представленных им лиц каких-либо действий (бездействий), если такое деяние не входит в служебные полномочия S, либо он в силу должностного положения может способствовать таким деянием, а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Взятка очень похожа на договор дарения.
Признаки:
1. Должно быть имущественное вознаграждение
2. Вознаграждение вручается должностному лицу
3. Передача вознаграждения обусловлена совершением или не совершением в интересах дающего каких-либо действий, которые не входят в компетенцию данного должностного лица.

Взятки классифицируются на виды по следующим критериям:
В зависимости от рода деятельности, в зависимости от того за что дают:

— Деловые взятки – платежи должностному лицу с целью обеспечения и ускорения выполнения им своих должностных обязанностей.
— Тотальный подкуп – плата должностному лицу на будущее за покровительство, за попустительство.
Общее покровительство по службе – это действия, связанные с незаслуженным поощрением, или иными действиями, не вызванными служебной необходимостью.
Попустительство – это непринятие должных мер за какие либо нарушения со стороны взяткодателя, не реагирование на него, либо третьих лиц.
— Прямой подкуп – за незаконные действия.

По предмету:
— деньги и ценные бумаги в любом виде (независимо от того находятся они в обращении или нет, если они не находятся в обращении, то они относятся к имуществу (предметом, имеющим денежную ценность).
— предметы, имеющие материальную ценность, любые вещи и деньги не в обращении (бесплатное угощение). Размер значения не имеет – хотя может быть малозначительность
Предметом не являются вещи, не имеющие материальной ценности, но дорогие для должностного лица (письма, фото, и.т.п.).
— имущество, которое ограничено в обращении (наркотики, оружие).
— работы, услуги имущественного характера (ремонт, оплата долга, бесплатное оказание платных сексуальных услуг, и др.).

— иные имущественные права (предоставление квартиры для проживания).

Не относятся к предмету: дефициты, иные имущественные блага, полностью оплачиваемые д/л.

По способу вручения:
— явное, открытое – при вручении оговаривается деяние, которое требуется от должностного лица
— завуалированная – взятка маскируется под передачу денег в долг, подарок к торжественным датам, и др.

По характеру деяний, осуществленных за взятку:
— взятка – мздоимство – за законное поведение должностного лица
— взятка – лихоимство – за незаконное поведение должностного лица. При наличии в деянии должностного лица признаков какого – либо иного преступления, содеянное квалифицируется по ч.2 ст.290 УК РФ и по соответствующей статье.

Получение взятки. Состав преступления

Новый УК определяет это преступление как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия или бездействие в пользу взяткодателя, если они входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно покровительство или попустительство по службе.

[2]

Взятка — любая незаконная выгода имущественного характера. Безвозмездность получения взятки может быть полной или частичной.

Новые виды взяток: приобретение или аренда помещений или квартир, дачных участков, перевод денежных средств с банковских счетов в наличные, приватизация предприятий, торговых организаций. За совершение должностными лицами действий им открываются счета в зарубежных банках, приобретают на их имя или их близких недвижимость как в России, так и за ее пределами, организуются выезды за рубеж с выдачей валюты под видом «специалистов».

Новый УК законодательно уточнил понятие взятки, определив ее как деньги, ценные бумаги, иные имущественные выгоды. Такими выгодами могут быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрационных, строительных и иных работ (см. п. 4 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г.).

Открытая и завуалированная формы получения взяток. ГК РФ в ст. 575 установил запрет дарения государственным служащим, служащим муниципальных учреждений и ряду других лиц подарков, сумма которых превышает пять минимальных размеров оплаты труда. Из этого делается вывод, что пять минимальных размеров оплаты труда — это та граница, которая отличает подарок от взятки. На самом деле вопрос о размере взятки гражданским законодательством не разрешается. Так, Верховный Суд РФ, рассматривая в порядке надзора уголовное дело по обвинению в даче взятки признал бесплатное обслуживание в ресторане взяткой (БВС РФ N 5-1998, стр. 8-9.)

Взятка получается должностным лицом за совершение или несовершение каких-либо действий в пользу взяткодателя либо другого лица, которое представляет взяткодатель, в том числе членов его семьи. Действия, совершаемые за взятку, могут быть четырех видов: а) эти действия могут входить в обычные служебные полномочия должностного лица; б) эти действия могут не входить в непосредственные полномочия этого должностного лица, но в силу своего авторитета, влияния лицо, получившее взятку, может способствовать совершению действий или их несовершению в пользу взяткодателя или представляемого им лица; в) должностное лицо за взятку может оказывать общее покровительство, например необоснованно, без каких-либо заслуг продвигать взяткодателя по службе, представлять его к премиям, наградам и т. п.; г) за взятку должностное лицо может оказывать попустительство, т. е. скрывать допущенные взяткодателем ошибки и упущения по службе.

Объективная сторона характеризуется:

— действия, входящие в круг полномочий;

— способствование таким действиям с использованием служебного положения;

— общее покровительство или попустительство по службе.

Преступление налицо и тогда, когда за взятку удовлетворяются интересы как самого взяткодателя, так и тех, кого он представляет.

Если за взятку должностное лицо совершает действие (бездействие), содержащее состав какого-либо преступления, то его действия подлежат квалификации по ч. 2 рассматриваемой статьи. Термин «незаконные», употребленный законодателем, следует трактовать как «преступные». Таким образом, УК 1996 г. по сути дела возродил деление взяточничества на мздоимство и лихоимство, известное дореволюционному русскому уголовному законодательству. Однако выделение этого признака в качестве квалифицирующего обстоятельства не исключает необходимости в соответствующих случаях квалифицировать действия виновного должностного лица по совокупности со ст.ст. 285, 286 или другой статьей УК, предусматривающей ответственность за эти преступления. К такому выводу приводит сопоставление санкций, предусмотренных в ч. 2 комментируемой статьи, с мерами наказания, установленными законом за злоупотребление служебным положением и превышение служебных полномочий.

Под неоднократностью понимается получение взятки не менее двух раз или одновременное получение взятки от двух лиц, если в интересах каждого из них совершается отдельное действие. Не образует неоднократности получение взятки в несколько приемов за выполнение одного действия. Не будет неоднократности и при получении взятки от нескольких лиц за выполнение одного действия.

Читайте также:  Можно ли сдавать квартиру в ипотеке

Вымогательство состоит в требовании должностного лица дать взятку под угрозой ущемить правоохраняемые интересы взяткодателя либо в поставлении последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения или прекращения нарушения его законных интересов.

Отсутствует вымогательство взятки в ситуации, когда виновный требует взятку, угрожая совершить законные действия в отношении взяткодателя. Нет вымогательства и в случаях, когда должностное лицо требует взятку, не подкрепляя ее угрозой нарушить законные интересы взяткодателя.

Что считается взяткой?

Разобрать данный вопрос следует с определение данного термина итак взяткой в российском законодательстве называют передачу материальных ценностей от одного лица другому в целях совершения получателем взятки определенных действия в отношении взяткодателя используя свои государственно-властные полномочия.

Взятка может быть предоставлена в различных формах в частности можно выделить:

  • Денежные средства, в том числе иностранная валюта;
  • Драгоценные металлы;
  • Имущественные права (право собственности на недвижимость, на автомобиль);
  • Совершение в пользу взяткополучателя сделок;
  • Ценные бумаги;

Таким образом, ответственность наступит не только за передачу денежных средств, под преступление подпадает любое имущество, подлежащее оценке.

Взятка преподавателю (врачу) или подарок?

Нередко граждане задаются вопросом, образует ли состав преступления и будут ли преследоваться по закону студенты, которые сдают зачеты и экзамены с помощью «рубля» или ускоренное получение медицинской помощи посредством «задабривания» медицинского работника.

Итак, что считается взяткой преподавателю, врачу и в каких случая взяткодатель сможет быть привлечен к уголовной ответственности за данные действия разберем в настоящем блоке.

Уголовный закон связывает субъекта данного преступления с наличием определенных властных полномочий, в части мед работников и преподавательского состав лицо должно обладать организационно распорядительными функциями.

Пленум Верховного суда, четко разъяснил, что следует понимать по организационно -распорядительными функциями.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия лица, которые связаны с руководством в государственном, субъектном или муниципальном учреждении. Или находящимися в их служебном подчинении отдельными сотрудниками по трудовому договору или контракту, с формированием кадров и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, привлечения к дисциплинарной ответственности или поощрением сотрудников и иные функции.

Указанные факты исходя из пояснений Верховного суда, относятся к руководителям государственных и муниципальных органов и учреждений, ближе к рассматриваемой категории относиться пояснения, в которых отражено, что к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих определенное значение юридического характера, в связи с чем влекущее определенные юридические последствия. В частности, как пример суд указывает получение с помощью взятки больничного листа, установление инвалидности, а также выставление отметок члену государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Исходя из изложенного можно спело утверждать, что получение и дача взяток преподавателю или медицинскому работнику может быть также расценена как уголовное преступление.

Понятие и законодательный регламент

Получение взятки относят к преступным деяниям из категории коррупционных преступлений.

Суть противоправных действий сводится к покушению на свободную конкуренцию и равноправие между гражданами.

Поэтому первый нормативный документ, регулирующий этот вопрос — это Конституция РФ. Еще один главный регулирующий нормативный документ — это Уголовный кодекс РФ.

Не все нормы понятны даже при детальном изучении документов, которые перечислены выше. Для того чтобы детальнее понять суть противоправного деяния нужно обратиться к постановлению Пленума от 09.07.2013 года под номером 24.

В этом документе содержатся сведения о деталях аппарата, используемого в соответствии с нормами УК РФ. Помимо этого раскрываются понятие взяточничества, вопрос о соучастниках преступного деяния, а также о наказании за нарушение закона.

Помимо основных документов, понятие раскрывается в следующих нормативных актах:

  • ФЗ№79 от 07.05.2013, подтверждающем запрет некоторых должностных лиц хранить сбережения в иностранных банках;
  • ФЗ-230 от 03.12.2012, регулирующем контроль за расходами лиц, состоящих на государственной службе;
  • ФЗ№273 от 25.12.2008, где поясняется вопрос, связанный с борьбой против коррупции.

Помимо перечисленных нормативных актов существуют указы Президента.

Они вместе с Постановлениями Правительства регулируют подобный вопрос.

В них не содержится информация о наказаниях за подобные действия, но они предоставляют возможность представителям комиссии по расследованию правильно квалифицировать рассматриваемое деяние и с большей эффективностью воздействовать на предотвращение коррупционных преступлений.

В чем состав преступления?

При выделении состава взятки нужно выделить составляющие, которые присутствуют в виде четырех взаимосвязанных элементов.

Это объект, субъект, а также объективная и субъективная сторона преступного действия.

Каждая из составляющих взятки оказывает влияние на квалификационные действия со стороны обвиняемого.

Взятка отличается тем множественностью предметов преступления, а также различным количеством объектов деяния.

Лица, желающие скрыть противоправные действия, часто идут на хитрость, формирующую смежные составы в проводимых действиях, например совершение превышения по должностным полномочиям, регулируемых по статье 285 УК РФ.

О проблемах при квалификции вымогательства взятки читайте здесь.

Проблемы при квалификации

Часто при осуществлении действий по квалификации возникают трудности, связанные с частыми изменениями в законодательном регламенте.

Правильная квалификация не может проводиться без тщательного ограничения от других видов деяний, которые могут быть схожи с этим видом нарушения прав.

Многие юристы считают, что взяткодатель или его посредник практически во всех случаях заинтересованы в получении выгод после совершения определенных действий.

Подкуп лица, исполняющего собственные обязанности — это конечная цель, которую преследует заинтересованный гражданин.

Однако иные специалисты не согласны с подобным утверждением и убеждены, что нужно выяснить природу происхождения предмета преступления, а также разобраться в вине посредника, который мог оказаться в подобных обстоятельствах по ошибке.

Объективная сторона получения взятки. Момент окончания преступления

Объективная сторона получения взятки, предусмотренного ч. 1 ст. 290, носит сложный характер. Во-первых, она характеризуется действием — получением должностным лицом лично или через посредника взятки (в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера). Во-вторых, взятка получается за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия данного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Все три последние разновидности действий (бездействия) должностного лица предполагают, в принципе, правомерный их характер, т.е. сами по себе эти действия (бездействия) законны, так как входят в служебные полномочия должностного лица и оно вправе и может совершать такие действия (бездействие). Преступными они становятся в связи с тем, что совершаются именно за взятку. Судебная практика относит к таковым, например, решение кадровых вопросов (в том числе прием, продвижение по службе), распоряжение денежными средствами и кредитами и т.п.

Способствование указанным действиям (бездействию) означает использование должностных полномочий в широком смысле слова. В этом случае предполагается возможность должностного лица воздействовать на других лиц, от которых зависит нужное для взяткодателя решение.

Такой способ использования должностным лицом своих служебных полномочий, как покровительство, предполагает, например, незаслуженные премии и поощрения в отношении взяткодателя, продвижение его по службе и т.п. Попустительство проявляется, в частности, в нереагировании на нарушения трудовой дисциплины взяткодателем (прогулы, опоздания на работу и т.п.), непринятие мер по фактам допущенных им недостач материальных ценностей и т.д.

Объективная сторона преступления состоит из признаков, к числу которых, в частности, относятся:

а) получение лицом лично или через посредника взятки;

б) получение ее за выполнение определенных действий (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Получение взятки предполагает получение ее не только должностным лицом, но и иными близкими виновному лицами с его согласия. Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», если имущественные выгоды предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки. При этом в приговоре суду следует указывать, за выполнение каких конкретных действий (бездействие) должностное лицо получило взятку от заинтересованного лица. Получение взятки через посредника означает, что лицо использовало при ее получении посреднические услуги, с тем чтобы надежнее завуалировать совершенное преступление. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в получении должностным лицом взятки наступает, когда посредник является соучастником должностного лица в совершении анализируемого преступления. 1 Получение взятки должностным лицом, исходя из законодательной формулировки, обусловлено выполнением в пользу взяткодателя или представляемых им лиц следующих видов альтернативных действий (бездействия):

а) входящих в круг служебных полномочий должностного лица;

б) не входящих в круг служебных полномочий должностного лица, но осуществлению которых виновный может способствовать в силу своего должностного положения;

в) выражающихся в общем покровительстве;

г) выражающихся в попустительстве по службе.

Первая форма получения виновным взятки охватывает такие действия (бездействие) должностного лица, которые оно могло или обязано было выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями.

Читайте также:  Сумма ущерба для возбуждения уголовного дела

Действия виновных должны признаваться дачей и получением взятки и в тех случаях, когда условия получения ценностей или услуг хотя специально и не оговариваются, но участники преступления сознают, что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя. Вместе с тем состав преступления имеет место как в случаях, когда удовлетворяются личные интересы самого взяткодателя, так и когда он представляет интересы третьих лиц.

Вторая форма действий (бездействия) выражается в способствовании лица в силу своего должностного положения совершению действий (бездействия), не входящих в его служебные полномочия.

Третья форма действий (бездействие) состоит в общем покровительстве.

При покровительстве конкретные действия должностного лица в отношении взяткодателя специально не оговариваются, но участники преступления осознают, что передающиеся материальные ценности или оказываемые услуги имущественного характера вручаются должностному лицу с целью удовлетворения личных интересов взяткодателя или интересов представляемых им лиц, поскольку общее покровительство имеет своей конечной целью совершить или не совершить то или иное действие (бездействие).

Взятка ст. 290 УК РФ (Часть 8 — Квалифицирующие признаки получения взятки)

Уважаемый коллеги! Продолжаю доводить до Вас всю имеющую судебную практику по теме «взятка».

И так, что необходимо знать адвокатам о квалифицирующих признаках получения взятки и коммерческого подкупа, рассмотрим для начала квалифицирующий признак «группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой».

Согласно ч. 2 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Так как субъект преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ является специальным, то при квалификации действий по данному признаку необходимо руководствоваться содержащейся в ч. 4 ст. 34 УК РФ нормой, согласно которой лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части УК, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве организатора, подстрекателя или пособника.

Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (далее Пленум) взятку или предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученными группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении участвовали два и более должностных лица или два и более лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействие) по службе в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц.

При квалификации действий указанных лиц, не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов преступной группы, а также то, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько должностных лиц.

Непосредственное участие в совершении преступления означает выполнение полностью или частично действий, составляющих объективную сторону преступления.

Преступление считается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из участником группы с намерением последующего дележа незаконного вознаграждения между соучастниками в соответствии с достигнутой договоренностью.

Рассмотрим один пример.

Пензенским областным судом были осуждены по п.п. «а, в» ч.4 ст.290 УК РФ Н.- руководитель филиала ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пензенской области» и Х.- психолог того же учреждения за получение взятки путем вымогательства группой лиц по предварительному сговору. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор оставила без изменения, указав о правильности квалификации действий осужденных. Из показаний свидетеля Р. следовало, что он привел свою дочь, являющуюся инвалидом с рождения, на комиссию по продлению ребенку срока инвалидности. Н., осмотрев ребенка, направила ее к психологу Х., которая заявила, что ребенок хорошо выглядит, могут возникнуть проблемы с освидетельствованием и предложила поговорить об этом с Н. Р. повторно обратился к Н., которая заявила об отсутствии оснований для продления девочке инвалидности и сослалась на то, что результат будет отрицательным в случае назначения повторной экспертизы. Р., зная, что улучшения здоровья дочери не наступило, попросил Н. еще год понаблюдать ребенка, на что она ответила: «Вы нас заинтересуйте, тогда мы все оставим.» Он предложил Н. 2 000 рублей, но она дала понять, что этой суммы недостаточно и предложила встретиться в этот же день позже. Прибыв в назначенное время в больницу, Р. встретил Х., которая пригласила его в кабинет и на листке указала сумму взятки в размере 7000 рублей. Р. в кабинете Н. передал ей деньги, после чего Н. сообщила об оформлении справки об инвалидности его дочери. Заключением медико-социальной экспертизы, проведенной в ходе предварительного следствия, было установлено, что Е. подлежала определению категории «ребенок-инвалид». О предварительности сговора свидетельствовали как согласованные совместные действия Н. и Х., так и действия каждой из них, направленные на получение взятки. Доводами кассационных жалоб о том, что деньги Х. не получила, а поэтому ее действия не подлежали квалификации как оконченное преступление, являются несостоятельными, поскольку в результате совместных и согласованных действий обеих осужденных деньги уже были получены Н., часть из которых была передана для вручения другим лицам, в том числе Х., которой причитающаяся сумма не была вручена ввиду того, что она уже ушла с работы (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2010, № 6). В соотвествии с ч. 3 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Согласно п.16 Пленума, организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и (или) руководителя.

В организованную группу — п. «а» ч. 5 ст. 290 УК РФ и п. «а“ ч. 4 ст. 204 УК РФ, помимо одного или нескольких должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут входить лица, не обладающие признаками специального субъекта получения взятки или коммерческого подкупа.

В случае признания получения взятки либо предмета коммерческого подкупа организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке и совершении этих преступлений, независ��мо от того, выполняли ли они функции исполнителя, организатора, подстрекателя или пособника, подлежат квалификации по соответствующей части ст. 290, ст. 204 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ.

Преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения любым членом организованной группы.

Рассмотрим один пример.

ВС РФ признал наличие данного квалифицирующего признака в действиях сотрудников ГИБДД, получавших с водителей взятки за несоставление протоколов об административных правонарушениях.

Это сравнительно «молодое» преступление, в самостоятельный состав оно выделено в 2011 году, когда законодатель дополнил УК РФ новой статьей 291.1 «Посредничество во взяточничестве». По этой норме установлено наказание фактически за 2 самостоятельных состава преступления — «помощь» взяточникам и обещание или предложение ее оказать.

До указанного момента предусмотренные статьей деяния рассматривались как соучастие в преступных деяниях, связанных со взяточничеством, квалифицировались по статьям 290 «Получение взятки», 291 «Дача взятки» с указанием ст. 33 УК РФ, наказание назначалось по ним же.

Статистика показывает, что «помочь» взяткополучателям и взяткодателям в достижении их цели не так уж мало. Так, за 10 месяцев 2021 года органами правоохраны зарегистрировано 825 фактов посредничества во взятке, что на 13,2% больше, чем за тот же период 2017 (729).

Предложение посредничества, обещание его оказать

Отдельное преступление запрещено ч. 5 ст. 291.1 УК РФ. Оно отличается от деяний по предыдущим частям объективной стороной, то есть действиями, составляющими преступление. Для наступления ответственности она может состоять:

  1. В обещании оказать посредничество во взяточничестве – это выраженное посредником согласие в любой форме, взятое на себя обязательство совершить действия, являющиеся объективной стороной посредничества, о которой говорилось выше, или часть ее. Здесь инициатива исходит от заинтересованных в даче-получении взятки людей, а не от «будущего» посредника.
  2. В предложении оказать посильную «помощь» при передаче или получении взятки – какие-либо действия, исходящие от вероятного посредника, направленные на доведение до сведения заинтересованных людей информации о, например, имеющейся у него возможности «решить вопрос» за взятку, помочь ее получить.

Это преступление также характеризуется формальным составом – для наступления за него ответственности не обязательно наступление негативных последствий. Оно завершено с момента совершения указанных выше действий – высказывания намерения, согласия выступить посредником.

Если впоследствии человек, обещавший или предложивший посредничество, его совершил – он может привлекаться не по ч. 5 ст. 291.1, а по ч. 1-4 этой статьи.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *