Статья 3.13. Обязательные работы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 3.13. Обязательные работы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Статья 3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).
Комментарий к ст. 3.13 КоАП РФ
Комментируемая ст. 3.13 КоАП РФ конкретизирует порядок применения административного наказания в виде обязательных работ.
Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей (ч. 1 ст. 3.13 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы не применяются к:
а) беременным женщинам;
б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет;
в) инвалидам I и II групп;
г) военнослужащим;
д) гражданам;
е) призванным на военные сборы;
ж) а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
Согласно ст. 109.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ) исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и осуществлении контроля за выполнением должником таких работ.
Согласно ст. 32.13 КоАП РФ виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.
Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более 4 часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до 8 часов в день в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 32.13 КоАП РФ (ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ).
При этом срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых должник, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает такие работы.
Время обязательных работ не может превышать:
а) 4 часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе;
б) 2 часов в рабочие дни после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, — 4 часов.
Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.
При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов (письмо ФССП России от 25.06.2013 N 12/01-17171-АП).
Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.
Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.
На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.
К кому не может применяться санкция
В статье КоАП РФ может содержаться несколько видов основных санкций, которые может применять суд к правонарушителю. Работы обязательного характера не могут устанавливаться для следующих категорий граждан:
- беременным женщинам, чей статус официально подтвержден справкой из женской консультации или иного медучреждения;
- женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, поскольку их трудоспособность временно ограничена;
- гражданам, имеющим справку об инвалидности I или II групп (этот документ выдают учреждения МСЭК по итогам медосвидетельствования);
- лицам, проходящим службу в рядах ВС РФ, либо призванным на военные сборы;
- субъектам, имеющим спецзвания в учреждениях Нацгвардии РФ, ФТС, противопожарной службы, МВД или следственного комитета РФ.
Поскольку для перечисленных лиц установлен и запрет на административный арест, суд обязан использовать альтернативную меру наказания – денежный штраф. Иные категории граждан могут привлекать к выполнению обязательных работ без ограничений.
Обязательные работы могут назначаться только для физических лиц. Должностные лица или предприятия не привлекаются к данному виду санкций.
Как происходит исполнение
Правила исполнения санкции в виде обязательных работ зафиксированы в ст. 32.13 КоАП РФ. Выделим наиболее важные правила, которые должен соблюдать правонарушитель:
- состав работ и перечень организаций, где может проходить исполнение наказания, утверждается муниципальным актом;
- нарушитель обязан приступать к работам ежедневно, после завершения рабочего дня по месту постоянного трудоустройства;
- норма отработки в рабочие дни не может превышать двух часов, а по выходным дням – не более 4 часов (возможность увеличения ежедневной нормы была указана выше);
- сотрудники ФССП ведут почасовой учет отработанного времени на основании документов, поступивших от организации, где происходит исполнение наказания.
Отдельные виды работ и функций, требующие специальных навыков, квалификации или познаний, могут поручаться только гражданам, отвечающим указанным требованиям. Отказ от выполнения такой работы не может рассматриваться как уклонение от исполнения наказания, а приставы обязаны направить нарушителя в другую организацию.
Порядок отбывания наказания предусматривает следующие действия:
- после получения судебного акта, сотрудник ФССП издает постановление о возбуждении исполнительного производства;
- постановление должно содержать указание на место отбывания наказания, а также на срок начала обязательных работ – он не может превышать 10 дней с момента возбуждения производства;
- постановление направляется в организацию, где нарушителю будут поручены обязательные работы;
- по факту отработки всего срока санкции, либо при уклонении от работ, организация обязана направить уведомление в адрес службы ФССП.
Если правонарушитель отказывается выполнять обязательные работы без уважительных причин, либо не явился к месту отбывания наказания, соответствующее уведомление направляется в адрес службы ФССП. Неоднократные факты нарушения правил отбывания наказания в виде обязательных работ повлекут составления административного протокола, а гражданин будет привлечен к дополнительной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ.
При наличии уважительных причин, гражданину может предоставляться отсрочка или приостановка исполнения наказания. Например, при заболевании или служебной командировке по основному месту работы, подтвержденным в документальной форме, исполнение наказания может переноситься на другие дни. О каждом таком факте организация обязана уведомлять судебных приставов.
Назначение административного наказания
Глава 4 КоАП посвящена основным правилам назначения административных наказаний. Кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.
Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, законодательными актами субъектов РФ.
Общие правила назначения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.
Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.
Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.
Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.
Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить виновному только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий: а) в Кодексе об административных правонарушениях закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель; б) в каждой правовой норме (статье Кодекса) закреплены вид и размеры наказаний; в) назначение административного наказания в рамках санкции определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя. Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо (руководитель, инспектор и т. д.) может назначить за определенное правонарушение указанное наказание; г) законом установлено правило, согласно которому за одно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное либо основное и дополнительное наказания, установленные за данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными актами.
При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
Индивидуализация административного наказания выражается в том, что при его назначении учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Индивидуализация наказания предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности виновного. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, избирает прежде всего вид наказания, указанный в санкции нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих возможность применения различных видов наказаний. Затем он определяет его размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном в рамках санкции размере, то при наличии установленных законом условий он вправе освободить нарушителя от административной ответственности.
Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
При этом орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т. д.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим).
Исправительные работы как вид уголовного наказания, особенности их применения и изменения
В данном контексте исправительная работа не ограничивает личную свободу и общение, не изолирует правонарушителя от социума и привычной для него среды.
Влияние всех факторов в комплексе на псих тип человека, оказываемое сильным психологическим воздействием, позволяет исправляться, пересматривать собственные, даже весьма устоявшиеся взгляды на социальное окружение, сообщество и собственно на самое себя. В подавляющем большинстве случаев отбывание срока ИР назначается непосредственно по месту основной работы, где провинившегося все знают.
Условия применения ужесточенных мер воздействия при нарушении отбывания наказания или злостном уклонении от его исполнения одинаковы для всех без исключения категорий правонарушителей. Уклоняющимся от наказания, по законодательству квалифицируется гражданин, совершивший следующие проступки: Главные признаки исправительных работ как вида уголовных наказаний следующие.
- Максимально суд назначает до двух лет исправительных работ. Для не достигших совершеннолетия он уменьшен на половину, то есть составляет не более чем 365 календарных дней, то есть один год.
- Минимальные рамки не различаются у взрослых и подростков. Срок отбывания исправительной работы для всех – не менее 61 календарного дня.
Не отработал обязательные работы что будет
УК РФ Статья 49. Обязательные работы
1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Как и когда назначают
Время и порядок прохождения обязательных работ назначает судебный пристав-исполнитель по месту жительства должника. По получении документов из суда он должен возбудить исполнительное производство и вынести постановление, в котором укажет, где, когда и в каком порядке надо отбывать работы.
Как правило, пристав вызывает должника на прием, чтобы вручить и разъяснить постановление, а также заполнить на должника анкету. В этой анкете пристав отразит сведения о месте регистрации и жительства, работы, учебы, контактные телефоны, наличие специальных познаний, медицинских противопоказаний, а также иных сведений, имеющих значение при отбывании обязательных работ. Лучше сходить на прием — возможно, удастся повлиять на выбор работ.
Пристав также может направить постановление по почте по месту регистрации должника.
Назначенное наказание также может отобразиться в Госуслугах (но далеко не всегда).
На практике приставы могут не выносить постановление месяцами (бывали случаи, когда работы назначали через полгода-год). На исполнительное производство закон отводит 2 года — если за это время пристав не возбудит его, или вы не успеете пройти обязательные работы по вине пристава, производство подлежит прекращению.
Приступить к работам необходимо не позднее 10 дней с момента возбуждения исполнительного производства (вынесения постановления). К сожалению, закон сформулирован именно так — а не «с момента получения должником постановления». Поэтому лучше периодически проверять статус своего исполнительного производства: звонить в службу судебных приставов (ССП) по месту вашего жительства, а также проверять, не появилась ли запись о вас в базе должников на сайте ССП — особенно перед поездкой за границу.
Субъективные и объективные факторы, учитываемые при назначении наказания
Административное наказание может быть назначено в пределах, установленных санкцией соответствующей правовой нормы; за одно административное правонарушение может быть применено основное либо основное и дополнительное наказания. При совершении нескольких административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них в соответствии со ст. 4.4 КоАП.
При назначении административного наказания должны быть учтены субъективные и объективные факторы, установленные ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП, характеризующие общественную опасность деяния. К ним относятся имущественное и финансовое положение нарушителя — физического, юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Совершение административного правонарушения может быть обусловлено наличием указанных факторов, поэтому они подлежат юридической оценке при квалификации правонарушения и назначении административного наказания.
Сущность альтернативы
Судья или иное должностное лицо, к ведению которого отнесено рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления о назначении административного наказания, обязан назначать наказание, соразмерное общественной опасности деяния. Судье предоставляется должная альтернатива действий по применению административных наказаний, устанавливающих ограничения личных прав нарушителя, прежде всего права на свободу и личную неприкосновенность, права на свободу труда и иных личных, а также имущественных прав, осуществление которых невозможно при введении указанных правоограничения Административное наказание в виде административного ареста, как правило, представляет собой наказание, альтернативное административному штрафу, а при назначении обязательных работ такая альтернатива предусмотрена во всех случаях.
Лихачи берутся за метлу
Напомним, подобное наказание в Кодексе об административных правонарушениях появилось только в прошлом году. Активно же начало применяться, начиная с весны, когда закон разрешил отправлять на трудовой фронт неплательщиков административных штрафов. Кроме того, с осени трудовое наказание введено и за управление автомобилем, будучи лишенным водительских прав. В последнем случае предусматривается от 100 до 120 часов обязательных работ. Скажем, недавно в Вологодской области получил 100 часов «труда и печали» некий водитель-пенсионер, пойманный на том, что водил машину вопреки запрету. «Ранее мужчина был лишен водительских прав, — рассказывают в Федеральной службе судебных приставов. — Однако пенсионер решил их не сдавать и продолжил водить машину. Во время очередной поездки его остановили сотрудники ГИБДД». За это, как сообщается, водителю придется отработать положенное — а это больше 4 суток чистого времени — на территории местного автотранспортного предприятия.
Интересно, что трудовые наказания растут практически лавинообразно: похоже, судьи быстро вошли во вкус. Если за первые полгода 2013-го у судебных приставов было 229 дел на «трудовиков», то в третьем квартале уже стало 2 412. Но и это, как выяснилось, было только раскачкой.
В четвертом квартале в службу судебных приставов поступило уже 8 412 дел на получивших обязательные работы нарушителей. Из них 3 469 исполнительных производств было возбуждено только в декабре 2013 года. Похоже — то ли еще будет.
«Применение обязательных работ как вида административного наказания позволяет избежать проблемы, связанной с невозможностью взыскания административных штрафов с должников, у которых отсутствует имущество, либо ведущих аморальный образ жизни», — рассказывают в службе судебных приставов. Отрабатывать же приходиться везде, где требуется на пользу обществу.
Были случаи, что нарушители работали на кладбищах, приводили в порядок могилы. В Подмосковье недавно одного должника отправили в коровник. Перенесенные там испытания настолько впечатлили человека, что он, как рассказывают приставы, посоветовал своему знакомому, тоже задолжавшему по штрафам, поскорее расплатиться. А то, мол, в коровнике осталось еще немало дел.
Если же неплательщики откажутся от работы, то могут попасть за решетку. Кто не хочет набивать трудовые мозоли, того закон разрешает отправить под административный арест до 15 суток. Прецеденты тоже есть. Например, в Новокузнецке некая дама получила, как говорится, оптом 300 часов обязательных работ: она не оплатила 15 штрафов, и за каждый ей назначили по 20 часов трудотерапии. А в итоге получилось по времени прорва работы. Приставы направили женщину мыть полы в местной больнице. Женщине судя по всему такое предложение не понравилось, она решила увильнуть. За это суд отправил ее на 10 суток под арест.
Пикантность ситуации в том, что после отсидки и размышлений все равно придется отработать, так как де-юре она наказана за разные грехи, отсидеть надо за одно (отказ от работы), а отработать за другое (неуплату штрафа). Взаимозачета тут нет.
Когда обязательные работы только вводились, «РГ» немало писала о том, что массовыми клиентами подобной меры должны стать водители-нарушители. Кто не оплатил штраф, тому найдут полезное дело. Впрочем, сейчас правоведы много говорят о том, что, возможно, стоит предусмотреть обязательные работы и за другие водительские нарушения.
Тогда у лихача появится возможность в полном смысле отработать штраф. Превысил? Не там припарковался? Почему бы не покрасить забор? Впрочем, за какие именно водительские нарушения стоит вводить работы, вопрос дискуссионный.
Идет речь и о том, чтобы вообще расширить применение трудотерапии в Кодексе об административных правонарушениях.
Например, сейчас готовится законопроект, предлагающий ввести наказание для домашних тиранов и буянов. Документ расширяет понятие «мелкого хулиганство», а заодно дополняет санкции соответствующей статьи обязательными работами.
За оскорбительное приставание к гражданам, нецензурную брань или другие умышленные действия, нарушающие наше спокойствие, предлагается давать до 40 часов полезной нагрузки.
Обязательные работы административное наказание хитрости
Что такое обязательные работы?
Обязательные работы – одна из мер административного наказания. Она предусматривает, что физическое лицо, совершившее административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время должно выполнять бесплатные общественно полезные работ.
Обязательные работы как мера административного наказания назначаются судьей.
Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более 4-х часов в день.
Время обязательных работ в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, не может превышать 4-х часов; в рабочие дни – 2-х часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, — 4-х часов. При этом время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12-ти часов (письмо ФССП России от 15.01.2013 N 12/01-491-АП «О порядке исполнения постановлений судей об отбывании обязательных работ»).
При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.
Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ (письмо ФССП России от 25.06.2013 N 12/01-17171-АП «О разъяснении положений законодательства и макете исполнительного производства»).
Обязательные работы не применяются:
а) к беременным женщинам;
б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет;
в) инвалидам I и II групп;
д) гражданам, призванным на военные сборы;
е) а также к гражданам, имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
При этом следует учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ уклонение от обязательных работ является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в размере от 150 000 до 300 000 рублей или административный арест на срок до 15-ти суток.
Ответственность за уклонение от работ
Уклониться от ОР нельзя. Злостное уклонение от обязательных работ влечет за собой смену одного вида наказания на другое (более строгое). Однако законом предусмотрены критерии, по которым данный вид исправления правонарушителя применен быть не может. Сюда относятся следующие случаи:
- Если женщина пребывает в состоянии беременности, независимо от срока (должно быть подтверждение в виде справки из женской консультации).
- Если женщина уже родила, и малышу еще не исполнилось трех лет (должно быть предоставлено свидетельство о рождении ребенка).
- Если гражданин — военнослужащий призывник.
- Если лицо является инвалидом (имеет значение только первая группа).
Виды обязательных работ
Обязательные работы не могут быть престижными. Их основная цель — воспитание нарушителя. Тем более, отрабатывать наказание осужденный должен по месту прописки, а значит его могут увидеть друзья и знакомые, что призвано усилить эффект. Однако, вынося постановление, суд не назначает конкретный вид работ. Поскольку они должны приносить пользу, то право определить обязанности остается за местными властями по согласованию с ССП. Они могут выбрать деятельность (из списка возможных), выполнение которой наиболее необходимо в данный момент. Это может быть:
уборка территории, а также придомовых площадей и подъездов;
озеленение района;
земляные работы;
помощь в ремонте помещений (подвалов, чердаков, подсобок);
ремонт систем канализации и водопровода;
дорожные работы;
загрузка и выгрузка;
любая занятость по благоустройству района.
Поскольку практически все виды обязательных работ связаны с физическим трудом, иногда тяжким, то назначаться обязательные работы административного наказания, как и уголовного не могут людям, имеющим группы инвалидности, беременным и воспитывающим малолетних детей женщинам. Военным или призванным на военные сборы также не могут быть присуждены обязательные работы. От них также освобождаются лица, признанные невменяемыми, и пенсионеры. Наказание не может быть присуждено безработным.
В качестве обязательных работ никогда не назначаются сложные работы, требующие большой ответственности. Обычно осужденные делают то, что обычно поручается подсобным рабочим, не имеющим квалификации.
В процессе отбывания наказания деятельность может меняться в соответствии с нуждами. Выполнять работы нарушитель может в муниципальной или частной организации, которая и будет осуществлять контроль за выполнением обязанностей.
Порядок несения наказания
После того, как суд вынес решение наказать нарушителя обязательными работами, приговор должен быть приведен в исполнение в течение 10 дней, после оглашения.
Учет наказанных таким образом лиц ведут судебные приставы, они же взаимодействуют с местными властями для назначения определённой деятельности нарушителю. Назначается график отбывания наказания.
Следить за четким выполнением постановления, а также вести отчетность отработанных часов будут местные власти. Они также должны ознакомить нарушителя с правилами безопасности и проследить за их выполнением, вести учет отработанных часов.
На наказанных возлагается ответственность добросовестно выполнять любые порученные им в рамках наказания задания, а также уведомлять приставов при смене места жительства.
Есть критерии, в соответствии с которыми граждане могут быть признаны уклоняющимися от выполнения обязанностей:
- невыход на работы более 2 раз в течение месяца;
- повторное нарушение дисциплины в течение месячного срока прохождения обязательных работ;
- попытки скрыть от органов, контролирующих отбывание наказания.
В таких случаях осужденный получает предупреждение. При наличии 2 и более, контролирующий орган (организация) обращается в суд для изменения наказания на более строгое.
Необходимо учитывать, что уголовно-исполнительный орган получает информацию не только о количестве отработанных часов, но также о поведении гражданина. В случае установленного уклонения от выполнения работ осужденного могут задержать на срок от 2 до 30 суток, поскольку отказ от выполнения является самостоятельным правонарушением и карается штрафом от 120 до 300 тыс. р.
В рабочие дни граждане могут выполнять обязательные работы 2 часа в день (4 при их согласии), в выходные – 4. При этом в течение недели общее число отработанных часов должно быть не менее 12. Меньшее количество допускается только при наличии уважительных причин и разрешении пристава.
В статье 44 УК РФ обязательным работам отведён пункт «г», а основные понятия и условия выделены в статье 49:
- Обязательные работы заключаются в выполнении осуждённым в свободное от основной работы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Контроль за соблюдением обязанностей осуждённым по исполнению вынесенного приговора возложен на уголовно-исправительные инспекции, в полномочия которых также входят:
- полное и доступное разъяснение установленных порядков и условий отбывания наказания;
- ведение отчётности (отбытого времени) и учёта осуждённых;
- выбор места и способа исполнения приговора с предварительным согласованием с местным органом самоуправления;
- контроль поведения приговорённого на весь срок исполнения.