Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Собрание кредиторов не может принять решение об обращении в суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего по иным мотивам, нежели нарушение управляющим своих обязанностей. Решение собрания кредиторов есть квалифицированный случай требования лиц, участвующих в деле, упомянутого в п. 1 ст. 20.4 Закона. Именно в этом ключе его и стоит понимать. В связи с этим ходатайство собрания кредиторов есть обращение за защитой нарушаемых управляющим прав лиц, участвующих в деле, но не волеизъявление на прекращение полномочий назначенного собранием лица. Ошибочно полагать, что собрание кредиторов вольно прекращать полномочия управляющего в любой момент по собственному разумению. В таком понимании кроется неправильное восприятие распределения ролей в банкротном процессе. Полномочия управляющего не являются производными от волеизъявления собрания кредиторов. Они имеют свое основание в утверждении управляющего судом. При этом то обстоятельство, что собранию кредиторов предоставлено право предлагать кандидатуры управляющего или СРО, означает не более чем способ учета мнения собрания кредиторов относительно того, кто именно будет управляющим в данном деле. Будучи утвержденным, управляющий обязан действовать в интересах всех лиц, участвующих в деле, а не только в интересах кредиторов, что, в свою очередь, контролируется судом. Если основание полномочий видеть в акте суда, то очевидно, что и прекращение полномочий находится в ведении суда. Таким образом, собрание кредиторов, обращаясь с ходатайством об отстранении управляющего, реализует не право на прекращение полномочий назначенного им лица, а обращается за защитой своих прав, им нарушаемых. Выше уже указывалось на то, что обращение в суд с ходатайством об отстранении управляющего есть такой способ защиты права как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (абз. 3 ст. 12 ГК РФ). Следовательно, собрание кредиторов, принимая решение об обращении в суд с ходатайством об отстранении управляющего, должно его принимать по основанию нарушений управляющим прав кредиторов (здесь собрание кредиторов защищает интересы кредиторов). Таким образом, собрание кредиторов может принять решение об обращении в суд с ходатайством по мотиву совершаемых им нарушений.
Можно ли пожаловаться?
Жалобы – весомый инструмент и механизм воздействия на арбитражного управляющего, посредством которого возможно не только «замотивировать» управляющего на соблюдение закона о банкротстве, отстранить от процедуры банкротства, но и привлечь его к административной ответственности.
Правом на обжалование действий фактически обладает любое лицо, чьи права нарушены действиями арбитражного управляющего. Это:
-
должник: гражданин-банкрот, а в случае банкротства юридических лиц, это могут быть участники/акционеры юрлица-банкрота, собственники имущества юрлица – унитарного предприятия
-
кредиторы: но жаловаться могут только действующие кредиторы, в случае погашения требования кредитора в полном объёме право на обжалование утрачивается,
-
иные лица, участвующие в деле о банкротстве – их перечень открытый.
Жаловаться можно:
-
в суд (в рамках дела о банкротстве, которое ведёт управляющий),
-
в СРО, в котором состоит управляющий,
-
в Росреестр (управление Росреестра того региона, где проходит процедура банкротства).
Прежде, чем обращаться с жалобой на управляющего в какой-либо госорган необходимо определиться с целью, а также последствиями такого обращения.
В случае ограниченности времени (например, управляющий затягивает срок и не оспаривает сделки, не реализует имущество и т.д.) наиболее эффективным и оперативным выходом будет обращение с жалобой в суд.
Суд, в рамках дела о банкротстве, может:
- признать действия арбитражного управляющего незаконными,
- отстранить управляющего от ведения банкротной процедуры (в случае соответствующей просьбы),
- привлечь управляющего к административной ответственности (в случае соответствующей просьбы),
- обязать управляющего совершить определённые действия, предусмотренные законом.
Жаловаться в СРО, в котором состоит управляющий, безусловно, можно, однако, как правило, это не имеет смысла: управляющий состоит в СРО, платит ежемесячные взносы. СРО четко следует правилу «не кусать руку тебя кормящую».
Жалоба в Росреестркуда более результативна, так как:
- Росреестр обязан реагировать на все поступающие обращения;
- Росреестр не является заинтересованным лицом в отношении арбитражного управляющего;
- Росреестр проводит проверку, и в случае выявления нарушений (даже формальных) передаёт материалы в суд – фактически это двойной контроль;
- по результатам рассмотрения материалов проверки, суд уполномочен привлечь управляющего к административной ответственности по ст. 14.13 КоАП РФ – п.3 или 3.1. – а это либо штраф от 25 до 50 тыс. рублей, либо дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет, что является мощнейшим ударом по репутации управляющего. В последующем дисквалификация может даже привести к завершению его карьеры.
«Неформальные» нарушения
- утрата, повреждение имущества, составляющего конкурсную массу, порча имущества (п. 2 ст. 129 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
- нарушение порядка проведения торгов, создание препятствий потенциальным покупателям и т.д. (п.9 ст. 110 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
- информирование кредиторов о ходе процедуры банкротства, порядок и периодичность проведения собрания кредиторов (п.1 ст. 143 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
- необоснованный расход денег из конкурсной массы – на привлечение оценщиков, когда это не требуется, на публикацию сведений, опубликование которых не требуется, расходы без целевого назначения и т.д. (п.1 ст. 139 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
- непринятие мер по поиску имущества должника, не оспаривание сделок и т.д.,
- неисполнение иных обязанностей управляющего, установленного ст. 20.3 Закона о банкротстве.
Права и обязанности арбитражных управляющих
Арбитражный управляющий имеет следующие права:
-
получать вознаграждение за свою деятельность согласно действующему законодательству;
-
созывать собрание кредиторов;
-
обращаться в арбитражный суд с требованиями и ходатайствами;
-
привлекать для выполнения своих обязанностей третьих лиц или компетентных специалистов, если это не противоречит закону о несостоятельности;
-
подавать прошение об отстранении его от ведения дела о банкротстве в судебную инстанцию.
Обязанности арбитражного управляющего заключаются в следующем:
-
проводить анализ финансовой деятельности должника;
-
составлять реестр кредиторов;
-
выявлять признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, и при их обнаружении докладывать в судебную инстанцию о выявленных правонарушениях;
-
защищать имущество должника;
-
сохранять конфиденциальность сведений, которые были получены при осуществлении процедуры банкротства в ходе работы с должником.
Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве
Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве предусмотрена законом «О банкротстве», а также кодексом об административных правонарушениях и в отдельных случаях Уголовным Кодексом РФ.
Меры, направленные на привлечение арбитражного управляющего к ответственности, условно можно разделить на категории.
-
Отстранение. Такая мера может применяться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего.
-
Административная ответственность. Основанием для привлечения к административной ответственности может являться сокрытие имущества, сведений об имуществе или его размерах.
- Уголовная ответственность. В отдельных случаях фальсификация бухгалтерских или прочих учетных документов, отчуждение или уничтожение имущества подпадает под уголовную ответственность.
Замена арбитражного управляющего
Одним из способов замены арбитражного управляющего в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия является добровольное сложение им полномочий и назначение судом нового управляющего. Ряд правил такой замены установлен статьями 24, 45, 60 в главе «Общие положения» Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Нормы, регулирующие данный вопрос, содержатся также в главах Закона «Финансовое оздоровление», «Внешнее управление», «Конкурсное производство» (ст. ст. 83, 97, 144), а вот глава «Наблюдение» обходит его своим вниманием.
Регулирование замены арбитражного управляющего в Законе о банкротстве имеет определенные пробелы, что создает проблемы не только для процедуры наблюдения, но и других процедур банкротства. Об этих проблемах и возможных путях их разрешения и пойдет речь в данной статье.
Изучение ст. ст. 83, 97, 144 Закона показывает, что для финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства предусмотрены одинаковые правила освобождения арбитражного управляющего в случае его добровольной отставки, которые сводятся к следующему. Арбитражный управляющий подает в суд заявление об освобождении его от исполнения обязанностей. Своим определением суд может удовлетворить заявление управляющего. Такое определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Освобожденный от исполнения обязанностей арбитражный управляющий обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему. В отношении назначения нового управляющего ст. ст. 83, 97, 144 Закона о банкротстве содержат ссылку на ст. 45 «Порядок утверждения арбитражного управляющего».
Теперь перейдем к вопросам, возникающим по причине отсутствия в главе «Наблюдение» правил замены временного управляющего. Рассмотрим вопрос о самой возможности добровольной отставки временного управляющего. Основанием для сомнения служит то обстоятельство, что в главе «Наблюдение», в отличие от глав «Финансовое оздоровление», «Внешнее управление», «Конкурсное производство», об этом не говорится ни слова.
Согласно ст. 24 «Права и обязанности арбитражного управляющего» арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей. Эта статья расположена в главе «Общие положения» и, значит, как имеющая общий характер, должна применяться во всех процедурах банкротства. Из этого следует, что принципиально Закон закрепляет возможность отставки временного управляющего по собственному желанию. Если такая возможность существует, то в каком порядке должно осуществляться освобождение? Отсутствие каких-либо указаний по данному вопросу в главе «Наблюдение» создает необходимость применения общих правил.
Статья 60 Закона устанавливает общие правила для рассмотрения любых заявлений, ходатайств арбитражных управляющих. Поэтому рассмотрение заявления арбитражного управляющего о добровольной отставке подлежит регулированию именно этой статьей с учетом специальных норы отдельных глав Закона, а также нормами АПК РФ, устанавливающими правила проведения судебного заседания (ст. 154,155 и др.):
а) рассмотрение заявления арбитражного управляющего осуществляется судьей единолично;
б) вопрос должен быть рассмотрен не позднее чем через месяц с даты получения заявления управляющего;
в) в судебном заседании ведется протокол;
г) по результатам рассмотрения заявления арбитражного управляющего выносится определение.
Подробнее стоит остановиться на проблемах, вызванных тем, что добровольная отставка временного управляющего регулируется только нормами общих положений Закона в отличие от отставки других арбитражных управляющих.
1) В ст. 60 Закона не сказано о моменте исполнения определения суда. Зато согласно ст. ст. 83, 97, 144 определение об освобождении соответственно административного, внешнего, конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению.
Отсутствие подобного указания в главе «Наблюдение» приводит к необходимости применения общего правила арбитражного процессуального законодательства. Такое правило установлено ст. 187 АПК РФ «Исполнение определения», определение, вынесенное арбитражным судом, исполняется немедленно, если иное не установлено АПК РФ или арбитражным судом. Из этого можно заключить, что у суда есть возможность отложить исполнение определения об освобождении от исполнения обязанностей временного управляющего. Это абсолютно нелогично, так как смысл освобождения управляющего от исполнения обязанностей заключается в реальном исключении возможности управляющего реализовывать права и обязанности, закрепленные за ним Законом. Представляется, что в данном вопросе в процедуре наблюдения регулирование должно быть таким же, как при других процедурах банкротства.
2) В. ст. ст. 83, 97, 144 Закона установлено, что определение об освобождении административного, внешнего, конкурсного управляющего от исполнения обязанностей может быть обжаловано. Такое указание обязывает применять ч. 3 ст. 223 АПК РФ, где установлено, что определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.
Таким образом, имеется возможность апелляционного обжалования определения об освобождении от исполнения обязанностей административного, внешнего, конкурсного управляющего со специальным, десятидневным сроком обжалования, а затем и обжалования в кассационном порядке.
Отсутствие в главе «Наблюдение» указания на возможность обжалования определения об освобождении от исполнения обязанностей временного управляющего приводит к необходимости применять общую норму абз. 4 п. 1 ст. 60 Закона, где предусмотрено, что определение, вынесенное по заявление арбитражного управляющего, может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные Законом.
Порядок пересмотра определений, вынесенных в деле о банкротстве, регулируется в общем виде ст. 61 Закона. Эта статья допускает только два варианта обжалования определений. Для определений, касающиеся установления размеров требований кредиторов, обжалование осуществляется в соответствии с АПК РФ (п. 2 ст. 61 Закона), то есть по ст. 223 АПК РФ. Для иных определений арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК РФ и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, обжалование осуществляется только в апелляционном порядке не позднее чем через четырнадцать дней со дня принятия определения (п. 3 ст. 61 Закона).
Правовой статус и полномочия
При наступлении стадии банкротства, которая связана с реализацией имущества должника, арбитражным судом назначается лицо, осуществляющее руководство организацией-должником. На законодательном уровне установлены следующие полномочия конкурсного управляющего при процедуре банкротства:
- изучение финансового положения должника;
- создание условий для сохранения имущества и минимизации рисков его утраты;
- ведение реестра требований кредиторов;
- установление местонахождения имущества должника с последующим отслеживанием и контролем;
- проведение оценки имущества для покрытия долгов перед кредиторами;
- учет имущества должника;
- обращение с требованием о взыскании сумм долга.
Порядок назначения и размер вознаграждения
При наступлении стадии конкурсного производства утверждается кандидатура управляющего, который должен быть членом саморегулируемой организации. Если кредитор не указал организации, из числа которых производится выбор, эта обязанность возлагается на суд.
После получения соответствующего запроса саморегулируемая организация обязана направить сведения о соответствии выбранной кандидатуры требованиям ФЗ № 127-ФЗ. Если установлено соответствие требованиям, суд выносит акт о назначении.
Вознаграждение назначенного лица состоит из двух составляющих: фиксированной и переменной. Используя такую систему, законодатель создает заинтересованность и мотивирует к более эффективной работе по погашению долгов перед кредиторами.
Конкурсный управляющий
– это лицо, которое согласно закону РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий, осуществляет конкурсное производство.
Порядок назначения арбитражного управляющего
К сожалению, а может и к счастью, нельзя просто привести суду человека, отвечающего требованиям закона, о которых мы писали ранее, и сказать, что он будет вашим управляющим. Назначение арбитражного управляющего — достаточно сложная и многоэтапная процедура.
В заявлении перед подачей в суд необходимо указать либо конкретное лицо и СРО, членом которого оно является, либо только СРО. Правом на предложение кандидатуры обладает заявитель, т.е. сам должник или кредитор.
Приняв заявление к производству, суд направляет в указанную заявителем организацию копии судебных актов о совершенном процессуальном действии, по получении которых СРО либо подтверждает участие конкретного лица в процедуре, либо представляет конкретную кандидатуру финансового управляющего, согласившегося вести дело на основании решения СРО.
Кроме направления подтверждения СРО должно уведомить заявителя (должника или кредитора), заемщика и суд о соответствии арбитражного управляющего требованиям, установленным законом.
На основании заключения СРО о соответствии АУ требованиям закона арбитражный суд производит назначение, о чем указывает в своем определении.
Помощники арбитражного управляющего
Сопровождение банкротного дела — трудоемкий процесс, который требует наличия профессионального мастерства, организаторских способностей (не спроста у арбитражного управляющего должен быть опыт работы на руководящих должностях), и знания законодательства. Выполнение разнообразия задач, встающих перед АУ в процессе освобождения гражданина от обязательств, требует их распределения на иных лиц кроме управляющего — его помощников. Федеральный закон “О несостоятельности “банкротстве” дает управляющему право формировать собственный штат помощников для повышения эффективности исполнения его обязанностей.
Практически, обязанности помощника АУ перекликаются с функциями финансового управляющего, поскольку для дальнейшего профессионального роста помощнику необходим практический опыт в течение нескольких лет. Сопровождая процедуру банкротства вместе с управляющим, помощник готовит процессуальные документы, необходимые для рассмотрения дела; занимается канцелярской работой, рассылкой корреспонденции; готовить отчеты, необходимые для представления собранию кредиторов; проводит анализ финансового состояния должника и прочее.
Часто бывает, что с клиентами общаются преимущественно помощники арбитражного управляющего — не стоит подвергать сомнению профессионализм этих людей. По большому счету, единственное, что их отличает — отсутствие официального статуса и возложение всей ответственности за их деятельность на АУ. Сотрудники офиса управляющего — компетентные лица, заинтересованные грамотно и эффективно провести вашу процедуру.
Процедура наблюдения и функции временного управляющего
Банкротство начинается с процедуры наблюдения. Наблюдение представляет собой процедуру, применяемую в делах о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества и изучения его материального положения.
Арбитражный суд вводит процедуру наблюдения и назначает временного управляющего. Предприятие продолжает работать в том же режиме и с теми же органами управления. Управляющий на этой стадии действует от своего имени. Его задачи:
- проведение анализа состояния должника для установления возможности удовлетворения предъявленных ему требований и восстановления нормального функционирования предприятия;
- формирование необходимой документации;
- уведомление заинтересованных лиц;
- подготовка отчета на основе экономического анализа (отчет управляющего утверждается судом).
Конкурсное производство и конкурсный управляющий
Конкурсное производство — заключительная процедура банкротства, применяемая для соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов. После нее должник прекращает свою деятельность, сведения о чем поступают в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 149 закона № 127-ФЗ).
С даты принятия судом решения об открытии конкурсного производства и утверждении конкурсного управляющего прекращаются полномочия руководителя и органов управления должника. Ст. 129 закона № 127-ФЗ очерчивает круг полномочий конкурсного управляющего. Так, согласно п. 3 данной статьи он может:
- распоряжаться имуществом должника;
- увольнять работников должника, в том числе руководящих;
- отказываться от исполнения ранее заключенных договоров и т. д.
Назначение конкурсного управляющего
Процедура назначения конкурсного управляющего имеет ряд нюансов, которые необходимо соблюсти. По общим правилам лицо на должность управляющего назначается арбитражным судом. Происходит это в ходе конкурсного производства. С момента введения в дело управляющего на него ложится бремя ответственности, а также масса прав и обязанностей.
Процедуру назначения конкурсного управляющего можно разделить на несколько этапов.
- Для начала должник должен официально получить статус банкрота. Такой статус ему присваивает Арбитражный суд в ходе судебного заседания.
- Суд должен выяснить, есть ли у сторон, представленных должником и кредиторами, лицо, которое может стать кандидатом на должность управляющего. Стороны могут предоставить по одному кандидату, а также могут воздержаться от этой возможности.
- Представленные кандидаты проходят процедуру проверки. По общим правилам данные лица должны соответствовать всем требованиям, которые предъявляются к должности конкурсного управляющего.
- То лицо, которое, по мнению, суда вызывает наибольшее доверие, становится управляющим.
Типы менеджеров по банкротству
Стандартная схема банкротства юрлиц состоит из четырех этапов:
- Наблюдение
- Финансовое оздоровление (санация)
- Внешнее управление
- Конкурсное производство
Каждый этап сопровождает арбитражный управляющий, назначенный судом. В зависимости от этапа, управляющий может называться по-разному:
- Временным на этапе наблюдения
- Административным на этапе санации
- Внешним на этапе внешнего управления (данный этап предполагает полное отстранение руководства компании от дел и переход управления в руки арбитражного управляющего)
- Конкурсным на этапе реализации активов и ликвидации
В зависимости от конкретной ситуации суд может назначать либо одного и того же человека на все стадии, либо разных на каждую. Иногда это целесообразно, поскольку управляющий все-таки живой человек и не обязан быть совершенством. При этом каждая стадия требует особой компетенции.
Кто такой арбитражный управляющий?
Согласно законодательству Российской Федерации, не каждый человек может взять на себя такую ношу. К арбитражному управляющему предъявляют специфические требования:
- гражданство России;
- членство в профессиональной саморегулируемой организации (СРО);
- высшее образование предпочитается в области экономики либо же права, но возможно дипломирование и в другой сфере;
- опыт работы в качестве руководителя более 12 мес;
- стаж на вакансии заместителя арбитражного управляющего от 24 месяцев;
- положительная оценка при обучении на спецкурсах;
- отсутствие судебных или дисквалификационных ограничений в праве заниматься подобным родом деятельности;
- неимение наказаний за умышленные преступления;
- страхование ответственности по результатам труда, оплата взносов в фонд СРО для компенсации материальных убытков при низкопробном исполнении специалистом своих функций;
- наличие свидетельства ИП в качестве арбитражного управляющего.
Кроме того, каждая саморегулируемая организация — вправе предъявить к своим арбитражным управляющим более жесткие требования, но снижать планку запросов — невозможно.