Планирование выездных проверок: как попасть в топ самых проверяемых

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Планирование выездных проверок: как попасть в топ самых проверяемых». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для проведения мероприятий, предваряющих выездную проверку, в каждой инспекции ФНС имеется отдел предпроверочного анализа. Там работают специалисты, которые контролируют всех относящихся к данной ИФНС налогоплательщиков, выявляют среди них подозрительных, собирают о них информацию и принимают решение о целесообразности выездной проверки, а также разрабатывают наиболее эффективные стратегии ее проведения.

На первом этапе отбор проводится с помощью различных информационных систем и программных комплексов, которых насчитывается около двух десятков. Это, так сказатью, грубый фильтр, через который налогоплательщики пропускаются автоматически. Далее расскажем о наиболее значимых программах и базах данных.

В первую очередь, это ПИК ВНП-отбор. Программа анализирует налогоплательщика по определенным критериям и сравнивает с другими представителями бизнеса с таким же ОКВЭД. В итоге она проставляет баллы. Если баллов слишком много — «клиент» рекомендуется к ВНП.

Также внимания заслуживают две программы семейства АСК НДС, которые работают совместно: СУР АСК НДС-2 и, собственно, сам программный комплекс АСК НДС-2.

Тайны отбора претендентов для выездной проверки

В прошлом году было проведено 13,5 тыс выездных проверок и только 128 из них закончились благополучно для компании, т.е. без выявления нарушений. И дело не в том, что нарушают все компании, а в том, что предпроверочный анализ за последние годы стал крайне точным и 98% компаний, отобранных налоговиками, обязательно попадут под доначисления и штрафы. Как же именно проводят отбор, давайте разбираться.

На первом этапе с помощью специальных программ проводится анализ предприятий. С каждым годом количество программ, находящихся в распоряжении налоговой растет, вот основные из них:

  • ВНП-отбор

Налогоплательщиков, имеющих одинаковый ОКВЭД сравнивают между собой, и те, что выпадают из общей массы попадают под подозрение. В результате проверки каждому предприятию проставляются баллы, при наборе определенного количества программа рекомендует компанию к выездной проверке.

  • СУР АСК НДС-2

Программа ищет фирмы однодневки, выявляя организации, которые не платят НДС. После этого анализируются связи других предприятий с этими компаниями, и происходит автоматическое деление всех налогоплательщиков на три категории. Категория с низким налоговым риском (НДС платят, ни с кем подозрительным не работают), высоким налоговым риском (НДС не платят, замечены в связи с «однодневками») и средним налоговым риском (те, которые не смогли отнести к другим категориям).

  • АСК НДС-2

Данная программа ищет «дыры» в цепочках уплаты НДС. Данные контрагентов сопоставляются с данными самого предприятия и, если имеются расхождения по НДС, то налоговая ищет выгодоприобретателя. Если ваша компания допустила такой разрыв или вы находитесь очень близко к такой «дыре», то сразу же попадаете под подозрение инспекторов.

  • АИС-налог

Это не просто программа, а целый информационный комплекс, состоящий более чем из 20 компонентов. Все они помогают в автоматическом режиме запрашивать информацию из разных источников для предпроверочного анализа (таможенная служба, ГИБДД, банки и т.д.). В один клик инспектору становится известна вся информация о предприятии независимо от его территориального нахождения. Таким образом, для налоговой не существует никаких преград. Все, что происходит в компании, становится известно инспектору моментально.

  • ПК ВАИ (визуальный анализ информации)

Робот-помощник, который поможет отследить участие учредителей в других юр.лицах и взаимосвязи источников доходов и др.

Пока работают программы, без дела не сидит и сам инспектор, проверяя «вручную» другую информацию о предприятии.

Заключение по результатам предпроверочного анализа

По результатам предпроверочного анализа составляется заключение – это документ, состоящий из 6 разделов:

  • Основная информация о налогоплательщике. Адреса, телефоны, местонахождение, сведения об учредителях и имуществе организации.
  • Оценка финансово-хозяйственной деятельности
  • Оценка по 12 критериям, рекомендованным в приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333;
  • Сведения из информационных источников (автоматический, «ручной» анализ и анализ эффективности проведения выездной проверки)
  • Сведения о проведенных мероприятиях (камеральные проверки, встречные проверки контрагентов и т.д.)
  • Результат

Имеет ли смысл проводить выездную проверку, какую сумму доначислений можно будет взыскать с предприятия, состав проверяющих, насколько реально будет взыскать указанную сумму.

Теперь вы знаете все тайны и секреты предпроверочного анализа.

Какие выводы можно сделать:

  1. Если вам все же назначили выездную проверку, то 99%, что у вас обязательно найдут нарушения и доначислят налоги.
  2. Если вы не прошли предпроверочный анализ выездной налоговой проверки, значит, инспекторы уверены в том, что смогут взыскать с вас доначисленный налог;
  3. Вероятнее всего сумма доначислений составит не менее 11 млн руб для Москвы и 4-5 млн для регионов России.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

Читайте также:  Камеральная проверка по НДС и ее последствия

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

Выездная проверка с участием сотрудников полиции

Сам по себе факт наличия «маски-шоу» на выездной проверке введет в стрессовую ситуацию любого предпринимателя, причем статистика говорит о том, что проверки ФНС совместно с полицией позволяют пополнить бюджет на миллиарды рублей и результативность контрольных мероприятий кратно возрастает. Налоговики выходят на проверку вместе полицейскими, если предпроверочный анализ указал, на возможность наличия уголовных преступлений (ст. 198, 199 УК РФ).

Совместная с полицейскими проверка допускается даже из-за того, что инспекторы выявят у компании неблагонадежных по их мнению контрагентов (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № А32-33703/2018 от 21.03.2019 года). Полный перечень оснований, дающих право налоговикам захватить с собой на проверку сотрудников правопорядка, указан в письме ФНС № АС-4-2/14007@ от 24.08.2012 года.

Следует понимать, что налоговая никогда не приходит на выездную с полицией внезапно, по опыту могу сказать прямо — если ваш бизнес вышел на достойные обороты не стоит экономить на профессиональных бухгалтерских услугах или часто менять специалистов финансовой службы. Иначе можно получить бардак в учете, который рискует и под «уголовку» попасть, а вы и не заметите. Например, ошибка бухгалтера стоимостью 5,5 млн. руб. привела к уголовной ответственности и «субсидиарке» (Определение Арбитражного суда Свердловской области № А60-59392/2016 от 20.05.2021 года).

Когда нужно раскрывать налоговому органу правовую позицию?

Если налоговый орган проводит мероприятия предпроверочного анализа, медлить категорически нельзя. Недопустимое легкомыслие — бросать ППА на самотёк, откладывая подготовку стратегии и доказательной базы до выездной налоговой проверки. Крайне важно держать под контролем проведение предпроверочного анализа и пытаться решить проблему именно на этой стадии.

Бытует мнение, что не стоит выкладывать надзорным органам все карты, лучше поберечь козыри до финала. Поверьте, проверяющие будут только рады такому бездействию, особенно, если у налогоплательщика выявлены серьезные налоговые нарушения (разрывы по НДС, нет документов по 54.1 НК РФ и т. п.). На стадии согласовании готового акта объяснять налоговой что-либо будет уже поздно. Тем более в процессе принятия решения по ВНП!

Другой разговор — когда налоговому органу с первых шагов демонстрируется уверенная правовая позиция с соответствующим обоснованием и аргументацией.

Исключение юрлица из ЕГРЮЛ

Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством.

При наличии одновременно всех вышеуказанных признаков недействующего юридического лица, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Прочие факторы, влияющие на отбор

Нельзя не упомянуть и о других критериях, которые имеют существенное, а иногда и решающее, значение в вопросе о проведении ВНП.

В первую очередь, это размер бизнеса. Субъекты, выручка которых менее 100 млн рублей в год, мало интересуют налоговые органы. Почему? Ответ вытекает из следующего критерия — это показатель эффективности налогового инспектора по ВНП. Речь о том, что сумма доначислений, ради которых стоит затевать выездную проверку, должна быть не менее определенного минимума:

  • для Москвы — 11 млн рублей;
  • для других крупных городов России — 5 млн рублей.
Читайте также:  Электронная подпись в 2022 и 2023 годах: что меняется

Если сумма потенциального доначисления ниже, то ВНП, скорее всего, проводить пока не будут — это попросту невыгодно бюджету. Но это не значит, что о налогоплательщике забудут — за ним будут пристально наблюдать.

Предпроверочный анализ

Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:

Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:

1) Истребование документов по конкретным сделкам
Безусловно, требования от налогового органа поступают налогоплательщикам постоянно и не всегда это означает инициацию проведения предпроверочного анализа. Тем не менее, участившиеся требования от ИФНС — первый звонок.

2) Проведение допросов должностных лиц контрагентов налогоплательщика

Как правило проводится в целях установления реальности сделок.

3) Анализ банковских выписок и информации из АСК «НДС 2»

Цели анализа: (а) сопоставить данные о товарных потоках с денежными потоками; (б) установить звенья вывода денежных средств (обналичивание) либо факт возврата денег налогоплательщику.

4) Запрос в банках информации о представителях налогоплательщика и его контрагентов

Конечно, речь идёт не обо всех контрагентах, а лишь о подозрительных (потенциально подконтрольных). В ходе данной процедуры инспекторы запрашивают сведения: (а) о личности лиц, участвовавших в открытии расчётных счетов, лиц и/или имеющих право распоряжаться деньгами; (б) данные таких представителей: контактные телефоны, IP и MAC адреса устройств, с которых они управляют счетами.

5) Анализ обстоятельств сделки

Цель анализа — определить, было ли вообще возможно её реальное исполнение, с точки зрения экономических и физических обстоятельств.

6) Истребование информации о сделках налогоплательщика у его контрагентов

«Встречной проверкой», в целом, тоже никого не удивишь и получение требований контрагентами также не гарантирует проведение предпроверочного анализа. Однако, как и в пункте 1, при получении информации от контрагентов об участившихся требованиях в отношении компании, стоит быть начеку.

7) Установление подконтрольности между контрагентом и анализируемым налогоплательщиком

Речь идёт о выявлении некого перечня связанных с налогоплательщиком субъектов, которые используются им в целях уклонения от уплаты налогов. Данный процесс носит вероятностный характер. То есть налоговый орган выдвигает некоторые предположения о подконтрольности на основе собранных к текущему моменту доказательств, что вовсе не гарантирует верность их предположений.

8) Изучение информации о контрагенте налогоплательщика

В рамках данного мероприятия, налоговый орган должен собрать в отношении контрагентов информацию, аналогичную той, что была собрана в отношении самого налогоплательщика на этапе отбора, то есть с использованием внешних и внутренних источников информации.

9) Установления факта «злоупотребления» именно налогоплательщиком

Иными словами, налоговый орган должен убедиться, что именно анализируемый налогоплательщик организовал схему уклонения от уплаты налогов. Кроме того, он или его бенефициары являются выгодоприобретателями от схемы уклонения.

10) Составление графической схемы товарных и денежных (в т.ч. заёмных) потоков

Данная процедура предполагает условное изображение модели ведения деятельности конкретным налогоплательщиком и его взаимодействия с иными контрагентами, отношения с которыми вызывают подозрения.

11) Расчёт предполагаемых сумм доначислений

Здесь в целом всё понятно, налоговый орган должен прикинуть потенциальный куш, для определения целесообразности проведения проверки в отношении налогоплательщика.

12) Передача материалов в другой субъект

Эта процедура выполняется в случае, если проверяющими будет выявлен иной налогоплательщик, стоящий на учёте в другом регионе и являющийся выгодоприобретателем от схемы.

Декларируемая ФНС цель всех вышеописанных процедур — собрать доказательства совершения налогового правонарушения. Однако совершенно очевидно, что помимо сбора доказательств, инспекторы решают вопрос целесообразности проведения проверки с точки зрения возможных доначислений и перспектив взыскания денежных средств.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Прочие факторы, влияющие на отбор

Нельзя не упомянуть и о других критериях, которые имеют существенное, а иногда и решающее, значение в вопросе о проведении ВНП.

В первую очередь, это размер бизнеса. Субъекты, выручка которых менее 100 млн рублей в год, мало интересуют налоговые органы. Почему? Ответ вытекает из следующего критерия — это показатель эффективности налогового инспектора по ВНП. Речь о том, что сумма доначислений, ради которых стоит затевать выездную проверку, должна быть не менее определенного минимума:

  • для Москвы — 11 млн рублей;
  • для других крупных городов России — 5 млн рублей.

Если сумма потенциального доначисления ниже, то ВНП, скорее всего, проводить пока не будут — это попросту невыгодно бюджету. Но это не значит, что о налогоплательщике забудут — за ним будут пристально наблюдать.

Обзоры законодательства

Для многих налогоплательщиков т.н. «предпроверочный анализ» до сих пор окутан тайной, поскольку единственным источником минимального регулирования являются Методические рекомендации[1], которые при этом не дают ответа на вопрос о границах полномочий инспекции вне рамок проведения налоговой проверки.

Читайте также:  Какие выплаты положены в России на 3 ребенка в 2022-2023 году

Стоит отметить, что в последнее время налоговые органы взяли за правило истребовать у налогоплательщиков существенные объемы документов и информации вне рамок проверок, несмотря на отсутствие таких полномочий в самом Налоговом кодексе РФ. При этом судебная практика то запрещала, то дозволяла такие действия.

В начале октября 2021 года Арбитражный суд г. Москвы при повторном рассмотрении высказался о возможности истребования документов в рамках процедуры предпроверочного анализа[2], при этом мотивировка суда действительно заслуживает внимания.

Дело, разумеется, заинтересовало налоговую команду CLS, а решение, к которому пришел суд позволило признать это дело кейсом октября-2020.

Этап II. Анализ доходов и стоимости имущества должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя)

Задачей данного этапа является оценка реальных возможностей приобретения должностным лицом имущества на задекларированные доходы. С этой целью анализируются:

  • сумма доходов должностного лица и ее доля в общей сумме доходов организации;
  • среднемесячная заработная плата должностного лица в проверяемой организации;
  • наличие иных источников дохода (и суммы доходов) должностного лица (в том числе от иных работодателей или от предпринимательской деятельности);
  • расчетный среднемесячный доход должностного лица с учетом иных источников дохода;
  • сведения об имуществе должностного лица, приобретенном в анализируемом периоде;
  • соответствие стоимости приобретенного должностным лицом имущества его доходам.

Указанный анализ проводится на основе сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов.

Выявление случаев несопоставимости стоимости имущества, приобретенного должностным лицом организации, сумме полученных им доходов (с учетом иных источников дохода) является косвенным индикатором возможного наличия у такого должностного лица доходов, скрытых от налогообложения.

В аналогичном порядке анализируются доходы индивидуального предпринимателя.

То, о чём мечтали герои фильма «Приключения электроника», давно входит в нашу жизнь. Автоматизация, роботы, снижение человеческого фактора не остались в стороне и от системы налоговых органов.

Первичный отбор кандидатов для ВНП проводят программы.

ВНП-отбор. Основной фильтр. Работает с данными налоговой и бухгалтерской отчётности. Её задача — проанализировать компанию по ряду критериев. Интересно, что компании сравниваются с другими налогоплательщиками, имеющими такой же ОКВЭД. Таким образом, если в качестве основного вида деятельности указана оптовая торговля, а в реальности организация занимается производством, её показатели всё равно будут сопоставляться с другими оптовиками, по сравнению с которыми налоговая нагрузка производственников выгодно отличается. Но, зачастую, бывает всё с точностью до наоборот.

ВНП-Отбор проставляет баллы. Своего рода чёрные камушки в мешочке добрых дел налогоплательщика. При определенном количестве набранных баллов система рекомендует налогоплательщика к проверке.

Среди других программных комплексов назовём:
СУР АСК НДС-2 и АСК НДС-2. Аббревиатура СУР означает: система управления рисками (налоговыми).

Суть работы программ сводится к выявлению налогоплательщиков, которые не платят НДС (потенциальные фирмы-однодневки), и анализу связей других организаций с таковыми.
Первая программа автоматически делит всех налогоплательщиков на три категории:
а) низкий налоговый риск (платят НДС, не взаимодействуют с потенциальными однодневками, имеют средства/ресурсы для ведения деятельности);
б) высокий налоговый риск (не платят НДС либо платят его в минимальном размере, в составе контрагентов имеются потенциальные однодневки, отсутствуют ресурсы для реальной деятельности);
в) средний налоговый риск (не попали в вышеуказанные категории).

Знаменитая АСК НДС-2 ищет разрывы в цепочках уплаты НДС. Сведения из отчётности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его контрагентов. Если в цепочке есть расхождение, программа сигнализирует об этом компании (направляет требование дать пояснения). Иными словами, АСК НДС-2 ищет так называемые «чёрные дыры» — некие структуры (связанные между собой организаций), внутри которых отсутствует источник возмещения НДС, и определяет, насколько близок потенциальный проверяемый к такой «чёрной дыре».

Предпроверочный анализ и выездная проверка грозят всем

Обострившийся экономический кризис в 2015–2016 годов повлек за собой дефицит бюджета, вследствие этого усилился налоговый контроль. Анализируя деятельность выездных налоговых проверок в период с 2013 года по 2016 год, мы наблюдаем рост уровня доначислений и повышение эффективности процесса сбора налогов.

Исходя из сложившейся экономической ситуации, думаем, что 2017 год станет еще более результативным для налоговых органов.

Приведем статистику, основанную исключительно на нашем практическом опыте ведения налоговых споров в Москве: если ранее, в 2012 году, минимальные суммы доначислений в среднем составляли 3 млн руб., в 2013–2014 годах они были равны уже 5 млн руб., то в 2015–2016 годах доначисления составляли уже около 10–15 млн рублей (см. рисунок 1).

В 2017 году, учитывая приведенную динамику, ожидаем, что минимальные доначисления по результатам выездных налоговых проверок (ВНП) в Москве будут еще больше – примерно на уровне 20 млн руб. Поэтому, мы предполагаем, что если в этом году компанию, стоящую на учете в московской территориальной инспекции, посетит инспекция с выездной налоговой проверкой, то она не оставит компанию без доначислений на сумму минимум 20 млн руб.

В Москве увеличились не только суммы начисленных недоимок по результатам выездных проверок, но и количество таких проверок. Так, сейчас нагрузка на одного инспектора отдела выездных проверок московской инспекции зачастую достигает 6 выездных проверок одновременно. Ранее, еще год назад, у того же инспектора было 3, максимум 4 проверки в квартал.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *