Верховный суд разъяснил условия налоговой реконструкции
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Верховный суд разъяснил условия налоговой реконструкции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующее законодательство предусматривает обязанность налогоплательщиков, которые не согласны с решениями и действиями налоговых органов, сначала оспаривать их во внесудебном порядке — в вышестоящих налоговых органах (региональных управлениях и центральном аппарате ФНС). Только после того, как они выскажутся, налогоплательщик может обратиться в суд.
Поправки Минфина расширяют инструментарий, который есть в распоряжении ФНС и ее управлений. Сейчас вышестоящий орган по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика может оставить ее без удовлетворения, отменить решение нижестоящего налогового органа полностью или частично либо принять новое. Поправки же разрешают ФНС и ее управлениям при полной или частичной отмене решений инспекций назначать «дополнительные мероприятия налогового контроля», то есть не ставить точку во внесудебном разбирательстве.
Помимо этого законопроект вводит «упрощенную» процедуру рассмотрения ряда жалоб по просьбе самого налогоплательщика — это будет делать тот налоговый орган, чьи акты ненормативного характера, действия и бездействие опротестовываются. На это отводится семь дней. По результатам налоговые органы могут полностью или частично удовлетворить жалобу или передать ее на рассмотрение выше. Такой порядок, по проекту, не должен распространяться на оспаривание результатов налоговой проверки.
Реструктуризация по налогам и сборам за счет государства
Согласно п. 2 ст. 64 Налогового кодекса по налоговым недоимкам можно получить отсрочку или рассрочку от ФНС. Также эта госпрограмма устанавливает требования:
- предприниматель понес ущерб из-за техногенной катастрофы, бедствий, других форс-мажоров;
- случилась задержка по оплате сданного государственного проекта;
- если предприниматель платит налог сразу на 100%, для него наступает угроза банкротства;
- АС утвердил мировое соглашение или график по погашению суммы в рамках реструктуризации;
- у ИП слишком тяжелое имущественное положение;
- человек занимается сезонной деятельностью.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
Платежное поручение при ЕНП
Согласно рекомендациям налоговых инспекторов, удобнее и быстрее платить ЕНП через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или сформировать платежку в бухгалтерской программе. В этом случае поля с обязательными реквизитами единого налогового платежа заполняются автоматически. Если платежное поручение заполняется вручную, указываются следующие реквизиты:
Реквизиты | Наименование (поле) | Содержимое поля |
---|---|---|
7 | Сумма | Сумма совокупной обязанности |
101 | Данные о плательщике, получателе и платеже (статус) | 01 |
102 | ИНН и КПП плательщика | Выдается по месту регистрации головной организации |
61 | ИНН получателя | 7727406020 |
103 | КПП получателя | 770801001 |
13 | Наименование банка получателя | Отделение ТУЛА БАНКА России//УФК по Тульской области, г. Тула |
14 | БИК банка получателя средств | 017003983 |
15 | Номер счета банка получателя | 40102810445370000059 |
16 | Наименование получателя | Управление Федерального казначейства по Тульской области (Межрегиональная инспекция ФНС по управлению долгом) |
17 | Номер казначейского счета | 03100643000000018500 |
22 | Код (УИП) | |
24 | Назначение платежа | Единый налоговый платеж |
104 | КБК | 18201061201010000510 |
105 | ОКТМО | |
106 | Основание платежа | |
107 | Налоговый период | |
108 | Номер документа, на основании которого оформляется платеж | |
109 | Дата документа, на основании которого оформляется платеж |
Как перейти на единый налоговый платеж
С 2023 года все юридические лица и ИП перейдут на режим уплаты налогов через ЕНП. Пока действует экспериментальный режим, бизнесменам, которые решили принять в нем участие, нужно было отправить в ФНС заявление в срок с 1 апреля по 4 мая 2022 года. То есть, сейчас перейти на ЕНП пока нельзя – нужно ждать начала 2023 года.
Что касается нового порядка, то возникает вопрос – какую сумму перечислять и как налоговики узнают, что платеж охватывает все налоги, ведь у них на руках не будет деклараций, при помощи которых можно сверить уплаченную сумму с фактически начисленной. Для этого предусмотрено уведомление по специальной форме, которое и покажет ФНС, куда распределять налоги.
Соответственно, с 1 января 2023 года отдельно переходить на единый налоговый платеж для юридических лиц и ИП не придется – как только плательщик подаст первое уведомление по новой форме, он автоматически переходит на новый способ уплаты налогов.
Случаи, когда компания может рассчитывать на рассрочки или отсрочки
В 64 ст. НК РФ указано, что рассрочка либо отсрочка по налогу означает изменение срока выплаты конкретного налога при наличии достаточных оснований, отраженных в НК РФ. Базовое различие между этими понятиями в том, что задолженность при рассрочке погашается частями, а при отсрочке – единовременно. Рассрочка или отсрочка может предоставляться как по одному, так и по нескольким разным налогам.
Длительность отсрочки (рассрочки):
- ФНС России – не более чем на 1 год;
- Правительство РФ – по федеральным налогам в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет – от 1 до 3 лет;
- Минфин РФ (согласно 1 п. 64 ст. НК РФ) – по федеральным налогам на срок до 5 лет.
Рассрочка или отсрочка предоставляется заинтересованным компаниям, финансовое положение которых не дает им возможности уплатить налоги в установленные сроки, но имеются весомые основания полагать, что реальная возможность расчета по налогам появится в течение срока предоставления запрашиваемой рассрочки или отсрочки.
Согласно 2 п. 64 ст. НК РФ, рассрочка (отсрочка) по уплате налогов может предоставляться по любому из следующих оснований:
- причинение компании ущерба в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф, иных непреодолимых обстоятельств;
- несвоевременное или неполное финансирование фирмы из бюджета, задержка по оплате выполненного госзаказа, в случаях, когда недофинансирование привело к невозможности погашения обязательств перед бюджетом;
- сезонный характер изготовления или реализации товаров, выпускаемых компанией (перечень сезонных видов деятельности и отраслей приведен в 382 Постановлении Правительства РФ);
- угроза появления признаков несостоятельности (банкротства) фирмы, если она единовременно выплатит налоги.
Кстати, 2 п. 3 ст. и 2 п. 6 ст. 127-ФЗ гласит, что у компании появились признаки банкротства, если она не может рассчитаться по:
- денежным обязательствам перед кредиторами;
- обязательным платежам в сумме более 100 тыс. рублей, в течение более чем 3 месяцев.
ПФР имеет полномочия признать задолженность «безнадежной»?
Почти ежегодно Пенсионный фонд признает безнадежной задолженность малых предприятий. Правление Фонда разработало для своих территориальных представителей рекомендации, основанные на статье 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. Не смотря на то, что сам 212-ФЗ уже утратил силу, порядок признания безнадежными долгов, утвержденный Постановлением Правительства от 17 октября 2009 года № 820 остался в силе. В них прописана процедура признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам. В документе указано, на основании чего будут приниматься такие решения, а также кто уполномочен решать этот вопрос. На 1 января 2013 года безнадежным к взысканию с экономических субъектов стал долг перед ПФР на сумму 44,5 млрд рублей. Долги же самого Фонда перевалили за 1 трлн рублей. ПФР решил не прощать, а заставлять доказывать неспособность предпринимателя рассчитаться в суде. Причиной такой большой суммы задолженности перед Фондом стало повышение страховых отчислений в 2013 году. Более 400 тысяч ИП закрыли бизнес с начала года.
Задолженность по налогам и сборам в бухучете компании
Общая задолженность по налогам и сборам в балансе предприятия отражается в числе прочих обязательств пассива. Внесение данных выполняется бухгалтером с учетом характера и продолжительности периода образования долга. Если налогоплательщику представлен инвестиционный кредит по налогам или же дана отсрочка/рассрочка в сроках исполнения обязательств, такие суммы необходимо отражать в составе долгосрочных обязательств по стр. 1450 (Прочие обязательства). Если же долг относится к текущим, данные указывают в краткосрочных обязательствах по стр. 1520 «Кредиторская задолженность».
Отсутствие задолженности по налогам и сборам означает нулевые остатки по рабочим бухсчетам или наличие переплаты. Такие суммы вносятся в стр. 1230 «Дебиторская задолженность». При этом, в соответствии с Планом счетов по Приказу № 94н от 31.10.00 г., в бухучете используется для отражения задолженности по налогам и сборам счет 68. Величина долгов перед бюджетом отражается по кредиту указанного счета, погашение обязательств – по дебету. Соответствующим образом на отчетную дату образуется сальдо расчетов с государством.
Можно ли провести реструктуризацию долгов по налогам 2018 года
Для большинства предприятий выплата налогов является приоритетной задачей. Но созданные государством экономические условия, не способствуют выполнению компаниями своих непосредственных обязанностей в полном объёме. Поскольку суммы начислений оказываются неподъёмными для отдельных несостоятельных учреждений, а неуплата грозит санкциями в отношении них, то реструктуризация налоговой задолженности 2018 года является выходом из сложившегося положения.
Статистические данные показывают, что на текущий момент около 30% плательщиков имеют долги по сборам. Накопление их в дальнейшем только усугубит ситуацию, поэтому предоставлять реструктуризацию также в интересах госбюджета. Это действие является хоть и минимальной, но гарантией налоговикам в получении обязательных платежей от контрагентов.
Обращение в ФНС с инициированием реструктуризации должно иметь мотивацию. Перед началом сбора документов соискателю следует изучить нормативные основания, имея которые, рассрочка будет одобрена с отсылкой на ФЗ.
На основании ст.64 НК существуют следующие прецеденты для разрешения переструктурирования долгов:
- Заявителю нанесён ущерб по причине определённых обстоятельств масштабного характера.
- Действия, связанные с исполнением госзаказа привели к образованию дефицита финансов на покрытие сборов.
- Оплата сборов повлечёт за собой банкротство. Определяется это при наличии следующих признаков:
- возникновение кредиторки по материальным обязательствам;
- общий размер ответственностей превысит 100 тыс.руб;
- невозможность оплатить иные пошлинные отчисления;
- имеются кредиторские обязательства сроком более трёх месяцев.
- Предприятие получает прибыль сезонно, а отчётный период не совпадает с ним.
- Специфика предприятия связана с пересечением пределов ТС и первоочерёдной задачей является оплата таможенных пошлин.
Уровни реструктуризации
Дефолт, то есть невозможность обеспечить свои финансовые обязательства, может прийти к разным категориям должников, а значит, реструктуризация может понадобиться на различных уровнях.
- Государство. Может потребоваться реструктуризация государственного долга. Касающиеся ее вопросы решаются на международных переговорах, в которых выступают финансовые организации типа МВФ и т.п. В государстве могут объявить дефолт, но не признать банкротом, ведь закон о суверенитете приоритетнее финансовых обязательств: в страну нельзя вторгнуться и распродать за долги. Державы предпринимают возможные и допустимые меры по снижению своих разросшихся долговых обязательств: например, могут разрешить разрабатывать месторождения, передать пакет акций важных государственных предприятий и т.п.
- Коммерческая структура, банк. Банкротство организации – достаточно долгая и сложная процедура. Кредиторам чаще оказывается выгоднее пойти на реструктуризацию. Кроме того, если у компании еще есть ценные бумаги, легче потерять долю в прибыли, нежели не вернуть долг совсем. Как правило, реструктуризация является частью санационных процедур, которые могут быть организованы в качестве профилактики банкротства Банком России или Агентством по страхованию вкладов.
- Индивидуальные заемщики. В этом случае договариваться о реструктуризации придется непосредственно с банком, выдавшим кредит. Финансовые организации также стремятся максимально сохранить свою прибыль, получив часть денег или продлив время выплат, чем вовсе лишиться своих средств, да еще и потратить время на судебные иски. Банки, как правило, не соглашаются уменьшить «тело» кредита, но могут «скостить» проценты или пени, а также пролонгировать срок выплат.
Задолженность перед федеральным бюджетом
Порядком определены процедуры реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом. Отметим, что речь идет о реструктуризации задолженности, возникшей по состоянию на 2000 — 2002 гг. При этом законодателем не принят нормативный документ, который предусматривал бы погашение задолженности, возникшей в более поздние сроки.
В соответствии с п. 4 Порядка при принятии решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам — в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам. Организациям, за которыми не числится задолженность по налогам и сборам, в порядке реструктуризации предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение десяти лет. Поскольку наступил 2010 г., интерес представляют вопросы, связанные прежде всего с погашением задолженности по пеням и штрафам, так как период ее погашения еще не истек.
Рассмотрим позицию Минфина по поводу погашения суммы процентов, пеней и штрафов по реструктуризированной налоговой задолженности.
В соответствии с п. 3 Порядка налоговый орган (в то время — Министерство по налогам и сборам) на основании заявления налогоплательщика принимает решение о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам.
Согласно п. 18 Порядка такое решение должно содержать:
- полное наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика;
- общую сумму задолженности перед федеральным бюджетом;
- график погашения задолженности ;
- указание на обязанность осуществлять платежи в погашение задолженности (в соответствии с установленным графиком), а также текущие обязательные платежи своевременно и в полном объеме.
Согласно утвержденному графику задолженность погашается равными долями один раз в квартал (п. 6 Порядка).
Отметим, что согласно п. 7 Порядка организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком.
Реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз (п. 4 Постановления Правительства РФ N 1002).
Право на получение рассрочки уплаты оставшейся части задолженности или на ее списание. Вопрос читателя заключается в следующем. Организация, выполняя принятое решение о погашении задолженности по графику реструктуризации налоговых платежей, штрафов и пени, полностью исполнила свои обязательства по основному долгу перед федеральным бюджетом. Вместе с тем у нее осталась непогашенной задолженность по пеням и штрафам. Вправе ли организация рассчитывать на списание оставшейся задолженности либо на отсрочку ее уплаты?
В Письме от 20.03.2009 N 03-02-07/1-141 Минфин сообщает следующее. Пунктом 2 ст. 64 НК РФ определен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых заинтересованным лицам может предоставляться отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора. Нормы Постановления Правительства РФ N 1002 не предусматривают возможности списания реструктуризированной задолженности по основному долгу. Заметим, что законодатель предусмотрел возможность списания пеней и штрафов. В соответствии с п. 5 Порядка организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам. При погашении половины реструктуризируемой задолженности в течение двух лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации Минфин по представлению МНС или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию).
При погашении реструктуризируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам, в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию.
В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации Минфин по представлению МНС или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию), а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации — списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию).
Обратите внимание! Списание реструктуризируемой задолженности по пеням и штрафам без выполнения организацией условия досрочного погашения задолженности по основному долгу не предусмотрено (Письмо Минфина России от 17.03.2009 N 03-01-10/1-16).
Таким образом, если условия, предусмотренные п. 5 Порядка, выполнялись, организация вправе претендовать на списание долга по пеням и штрафам.
Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налогов, реструктурированных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, если срок реструктуризации еще не истек. Для ответа на вопрос, вправе ли налоговые органы принимать решение о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов при наличии у налогоплательщика задолженности по налоговым платежам, реструктурированной в соответствии с бюджетным законодательством РФ, если срок реструктуризации еще не истек, обратимся к Письму Минфина России от 16.12.2008 N 03-02-07/2-218. В нем чиновники, сославшись на определения ВАС РФ, разъяснили следующее. Суммы излишне уплаченных налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов подлежат зачету (возврату) в общеустановленном порядке после прекращения реструктуризации. По своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налогов, которая в соответствии со ст. 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.03.2005 N 13054/04). С сумм реструктурированной задолженности уплачиваются проценты. Порядок и сроки погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам регулируются специальными нормами, устанавливающими исчерпывающий перечень случаев, когда денежные средства налогоплательщика могут быть направлены на досрочное погашение такой задолженности. При этом указанными нормами не предусмотрена возможность направления налоговым органом в одностороннем порядке каких-либо иных сумм на погашение этой задолженности. Следовательно, налоговый орган на основании п. 6 ст. 78 НК РФ не может самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога в порядке досрочного погашения реструктурированной задолженности.
Кроме того, ВАС РФ в Определении от 30.04.2008 N 5104/08 указал на то, что отсутствие решения о прекращении реструктуризации задолженности является препятствием в принятии мер по зачету излишне уплаченного налога в счет ее погашения.
Учитывая мнение ВАС РФ, Минфин пришел к выводу о том, что при наличии у организации реструктурированной задолженности по налоговым платежам, если срок реструктуризации не истек, налоговые органы не вправе самостоятельно, то есть без заявления и согласия налогоплательщика, принимать решения о зачете сумм излишне уплаченных налогов, соответствующих пеней и штрафов в счет погашения данной задолженности. При этом сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в установленном порядке по его письменному заявлению.
Признание безнадежной ко взысканию задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам. Основания прекращения обязанностей по уплате налога или сбора изложены в п. 3 ст. 44 НК РФ. При этом в соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ, недоимка по федеральным налогам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера. Согласно п. 2 ст. 59 НК РФ данная норма применяется в отношении списания безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Отметим, согласно п. 1 Постановления Правительства РФ N 100 признаются безнадежными ко взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 01.01.2001, в случае:
- ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ;
- признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» — в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
- смерти или объявления судом умершим физического лица — по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
Иных оснований для признания безнадежной ко взысканию и списания задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам действующим законодательством РФ о налогах и сборах не предусмотрено (Письмо Минфина России от 06.10.2008 N 03-01-03/6-116).
Задолженность перед внебюджетными фондами
Порядок реструктуризации задолженности, возникшей у государственных учреждений, субъектов РФ и муниципальных образований (далее — бюджетные учреждения) по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, определен Постановлением Правительства РФ N 581 . В нем идет речь о реструктуризации задолженности, числящейся за бюджетными учреждениями по состоянию на 01.07.2008.
Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 581 «Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, числящейся за бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными бюджетными учреждениями по состоянию на 01.07.2008, а также по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности» (далее — Правила).
Чтобы инициировать процедуру реструктуризации задолженности, учреждение должно было подать в налоговый орган по месту постановки его на учет в качестве налогоплательщика до 01.11.2009 заявление с приложением к нему документов, указанных в п. 8 Правил.
Отметим, что согласно п. 2 Правил в сумму задолженности, подлежащей реструктуризации, не включается задолженность:
- по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
- отсроченная ко взысканию в соответствии с решениями о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате задолженности, принятыми до введения в действие части второй НК РФ.
При реструктуризации задолженности главные распорядители бюджетных средств в срок до 01.09.2009 должны были представить в налоговые органы перечни бюджетных учреждений, задолженность которых подлежит реструктуризации. Налоговые органы в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления учреждения о проведении реструктуризации задолженности обязаны рассмотреть его и принять решение о реструктуризации задолженности путем предоставления рассрочки уплаты суммы:
- задолженности по страховым взносам до 01.01.2010;
- задолженности по начисленным пеням и штрафам с 01.01.2010 по 01.01.2020.
Реструктуризация задолженности учреждения в соответствии с Правилами проводится один раз.
С момента принятия налоговым органом решения о реструктуризации задолженности начисление пеней и штрафов на сумму задолженности по страховым взносам не производится. При этом учреждение имеет право осуществить досрочное погашение задолженности.
В силу п. 7 Правил налоговый орган выдает учреждению график погашения задолженности по страховым взносам и график погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам. Согласно этим графикам производится уплата налогов, пеней и штрафов. Графики предусматривают осуществление учреждением соответствующих платежей равными частями не реже одного раза в квартал.
ФНС рассказала о реструктуризации задолженности по налогам
Мало того что порядок списания задолженности начал действовать «задним числом», так еще возникла неразбериха с учетом пеней и штрафов.
Государство прощает долги
Замечательное словосочетание «реструктуризация задолженности» означает возможность погашения долгов по налогам, пеням и штрафам, которые налогоплательщик накопил в течение предыдущих лет. В последнее время к подобной процедуре прибегают не только те организации, которые работают по «белому», но и фирмы, «выводящие из тени» свою деятельность. Причем последних сейчас становится все больше, поскольку налоговики с завидным упорством вынуждают-таки компании перейти на «абсолютно белую» систему учета.
Погашение задолженности, некогда возникшей перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами, осуществляется по специальному графику, согласованному с налоговиками. Этот документ предусматривает последовательность покрытия долга равными платежами, которые перечисляются не реже одного раза в квартал. Максимальный срок реструктуризации – 10 лет. Правда, за компанией остается право досрочно погасить задолженность по налогам и сборам (п. 5 постановления правительства № 1002). Порой это необходимо, поскольку пока фирма не рассчитается с прошлыми долгами, она не имеет права на отсрочку платежей по текущим налогам (письмо Минфина № 04-01-10/1-19).
Отметим, что невыполнение графика погашения задолженности, например, по одному из государственных внебюджетных фондов, вовсе не влечет прекращения реструктуризации задолженности по другим фондам (постановление правительства № 699). Кроме того, налоговики не вправе приостановить реструктуризацию, если фирма по тем или иным причинам не смогла своевременно уплатить проценты за пользование бюджетными средствами (постановление правительства № 1002).
Льгота по пеням и штрафам
Если в течение двух лет компания покроет как минимум половину недоимки по налогам, то она может рассчитывать на списание 50 процентов суммы начисленных штрафов и пеней (п. 5 Порядка утвержденного постановлением правительства № 1002). В том случае если фирма изъявила желание погасить имеющуюся задолженность в течение четырех лет и при этом своевременно перечисляет суммы по текущим налогам, то ее долги по пеням и штрафам спишут полностью. Причем фирме, решившей разделаться с долгами за четыре года и тем самым не платить штрафы и пени, вовсе не обязательно уплачивать половину задолженности в течение первых двух лет (письмо Минфина № 04-01-10/1/7).
Что касается платежей во внебюджетные фонды, то организация также может получить некую «льготу»: уплатить за пять лет всю задолженность по обязательным платежам и лишь 15 процентов от соответствующих штрафов и пеней (п. 2 Порядка утвержденного постановлением правительства № 699). Оставшиеся 85 процентов компания может уже не перечислять, обнадеживают эксперты журнала «Московский бухгалтер».
Несмотря на общий положительный эффект, реструктуризация может привнести немало хлопот в жизнь бухгалтера. Дело в том, что порядок учета списанных сумм законодатели успели неоднократно поменять в течение последних двух лет.
Напомним, что был принят Закон № 58-ФЗ (далее – Закон № 58-ФЗ), который отменил положения подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ в части штрафов и пеней. С этого момента фирмы должны были признавать списанные суммы налоговых санкций налогооблагаемым доходом. Однако законодательные акты, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, и соответственно нормы Закона № 58-ФЗ начали применяться(письмо Минфина № 03-03-02/5). Следовательно, если компания списала пени и штрафы в 2006 году, то ей придется их учитывать в составе внереализационных доходов.
Данная норма вызвала массу негодований со стороны компаний. К счастью, на сей раз, они были услышаны. С легкой руки законодателей, с начала текущего года фирмы могут списывать без опаски не только налоги, но и суммы финансовых санкций, не увеличивая при этом базу по налогу на прибыль (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК).
№ 5665/04 судьи указали, что уплату процентов нельзя признать расходом. Однако с тех пор в законодательстве произошли некоторые благостные для налогоплательщиков изменения. Закон № 58-ФЗ дал фирмам право включить проценты за пользование реструктуризацией в состав внереализационных расходов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса.
Как видим, сейчас компаниям, как никогда выгодно заняться реструктуризацией задолженности. Тем более что государство предоставляет подобный шанс избавиться от налоговых долгов каждой отдельно взятой организации лишь один раз. Второго такого шанса уже не будет.
Можно ли надеяться на аннулирование долгов
Законное списание долгов по кредитам не подразумевает автоматического аннулирования без активных действий самого заемщика. Поэтому он, если не обратиться за осуществлением банкротства, будет платить неподъемные проценты и преследоваться кредиторами наравне с коллекторами. Ведь последние могут выкупить долг у кредиторов на законных основаниях.
Всего этого заемщику можно будет избежать, если вовремя обратиться в одно из выше указанных ведомств, воспользовавшись законом № 127 «О банкротстве» и подтвердив неплатежеспособность следующими действиями:
- Написать заявление на имя руководителя МФЦ или арбитражного суда. В документе должен быть указан срок просрочки не менее трех месяцев и уважительная причина неуплаты долгов (болезнь, инвалидность, потеря работы и т.п.). Также нужно указать отсутствие имущества, которым может быть погашен долг;
- Пройти реструктуризацию или реализацию имущества, если обращение направлено в суд. Также нужно дождаться отсутствия претензий кредиторов. На это последним дается не более полугода.