Государственное пенсионное обеспечение: понятие, виды, кто имеет право
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственное пенсионное обеспечение: понятие, виды, кто имеет право». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.
Основные типы пенсионных систем
Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).
Таблица 1. Классификация пенсионных систем по способу финансирования.
Виды пенсионных систем |
Способы финансирования пенсионных систем |
---|---|
Солидарно-распределительная (нефондируемая) |
Принцип солидарности поколений (расходы на выплату пенсий производится в основном из текущих поступлений от работодателей и работающего населения). |
Накопительная (фондируемая) |
За счет пенсионных взносов создается специальный накопительный фонд, обеспечивающий пенсионные выплаты в настоящем и будущем. |
Смешанная |
Государство обеспечивает гарантированный пенсионный минимум, который дополняют пенсионные накопления, сделанные в рамках совместных программ работодателем и работником, а также в рамках персональных сбережений. |
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение
На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.
Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.
Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.
Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости(инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
– федеральные государственные служащие – граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ»;
– военнослужащие – граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в ВС РФ и ОВС СНГ, ФПС РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках МВД РФ и в Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах ФСБ и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки рФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в ОВД РФ, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов рФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
– участники ВОВ;
– граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф – граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф;
– нетрудоспособные граждане – инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет, граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет, не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ»;
– члены семей вышеназванных граждан – в случаях, предусмотренных законом. Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
– пенсия за выслугу лет – федеральным государственным служащим и военнослужащим;
– пенсия по старости – гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
– пенсия по инвалидности – военнослужащим, участникам ВОВ, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
– социальная пенсия – нетрудоспособным гражданам.
Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения и выплаты устанавливается в соответствии с Федеральные законом от 15.12.2001 г. № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях:
· компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);
· компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;
· нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Право на государственное пенсионное обеспечение имеют:
· граждане Российской Федерации;
· иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии, устанавливается одна пенсия по их выбору.
Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
· гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;
· родителям, вдовам военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия.
Страховая пенсия – из чего состоит
Считается самым распространенным в Российской Федерации типом пенсионного обеспечения. Все люди, у которых есть СНИЛС, считаются застрахованными гражданами. Страховщиком здесь является ПФР.
Для подсчета страховых пенсий число пенсионных баллов (ПБ) помножается на цену одного ПБ. Полученный результат складывается с размером фиксированной выплаты.
ПБ зачисляются за каждый год официальной работы россиянина. Количество ПБ зависит от страховых взносов, которые поступили на лицевой счет, и выбранного типа пенсионного обеспечения. За год можно накопить максимум 10 ПБ, а при формировании накопительной пенсии – 6.25.
Особенностью ПБ считается то, что они начисляются даже в нестраховые периоды, к примеру:
- армейская служба;
- уход за несовершеннолетними;
- уход за лицом с инвалидностью 1 группы;
- уход за несовершеннолетним с инвалидностью.
Ежегодно цена ПБ проходит индексацию. При оформлении пенсионных выплат имеющиеся ПБ конвертируются в рубли при учете своей цены в год ухода гражданина на пенсию.
Фиксированная выплата гарантирована государством, подлежит индексации. Также в РФ предусмотрены повышающие коэффициенты для граждан, отложивших оформление пенсионного обеспечения на более поздний срок.
Страховые пенсии включают в себя выплаты:
- по старости;
- по инвалидности;
- по потере кормильца.
Понятие пенсий, их классификация
Термин «пенсия» происходит от латинского слова «pension» — платеж. Можно выделить несколько существенных признаков этого платежа. Пенсия — это регулярная выплата. Периодичность выплаты определена в законодательстве и составляет месяц. Выплата пенсии производится в денежной форме. Цель пенсионного обеспечения — компенсация гражданам заработка или иного дохода, вреда причиненного здоровью, а также предоставление средств к существованию нетрудоспособным гражданам.
Таким образом, пенсия — это ежемесячная денежная выплата, предназначенная для материальной поддержки нетрудоспособных граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами, потерявших кормильца, а также длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью.
Современное российское законодательство в зависимости от того, кто устанавливает пенсии, позволяет выделить государственные и негосударственные пенсии. В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ право на государственную пенсию и условия ее назначения устанавливаются законом. Негосударственные пенсии — это денежные средства, выплачиваемые гражданину в соответствии с условиями пенсионного договора.
По источнику финансирования выплаты пенсии можно классифицировать следующим образом: трудовые пенсии, финансируемые в основном за счет средств обязательного пенсионного страхования; пенсии по государственному пенсионному обеспечению, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; негосударственные пенсии, финансируемые негосударственными пенсионными фондами.
По основаниям назначения пенсии классифицируют на пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
По кругу получателей можно выделить следующие виды пенсий: государственным служащим, судьям, инвалидам, депутатам, детям-сиротам, военнослужащим и другим категориям граждан.
По общему правилу гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору. Однако из этого правила законодательство предусматривает ряд исключений. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
- гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы;
- участникам Великой Отечественной войны;
- родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий);
- вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак;
- нетрудоспособные члены семей граждан, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждан, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
- гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
Категории лиц, имеющих право на выплаты
На пенсионное обеспечение за выслугу лет могут рассчитывать физические лица, осуществляющие деятельность в государственных структурах, относящиеся к категории:
- федеральных служащих;
- военнослужащих;
- космонавтов;
- работников летно-испытательного состава.
Финансовая поддержка при достижении определенного возраста полагается гражданам, участвовавшим в ликвидации техногенных катастроф, а также некоторым категориям лиц, которые перенесли заболевания или получили инвалидность вследствие воздействия катастрофы или устранения ее последствий.
В случае смерти физического лица, являющегося военнослужащим, космонавтом или ликвидатором техногенных и радиационных аварий, члены его семьи могут оформить пенсию по потере кормильца. Если гражданин получил инвалидность, выполняя трудовые обязанности космонавта, военнослужащего срочной службы или по причине негативного воздействия факторов техногенной или радиационной катастрофы на организм, он может оформить пенсию по инвалидности.
Социальная пенсия полагается нетрудоспособным лицам, которые являются инвалидами, в том числе детьми, гражданами пенсионного возраста, у которых отсутствует право на назначение страховой пенсии.
Привилегиями, связанными с финансовой поддержкой, выплачиваемой из бюджета, могут пользоваться граждане, которые внесли определенный вклад в обеспечение функционирования отдельных отраслей государства, в защиту его от неблагоприятных факторов, вызванных техногенными катастрофами и военными действиями, а также в ликвидацию их последствий. Помимо уже упомянутых граждан, финансовая компенсация полагается лицам, которые являются:
- жителями Ленинграда в период его блокады, о чем свидетельствует соответствующий статус;
- участниками ВОВ;
- жертвами катастроф техногенного характера и их ликвидаторами.
Согласно п.3, ст.3 вышеуказанного закона некоторые категории граждан имеют право на назначение сразу двух видов пенсий. К ним относятся:
- лица, получившие инвалидность из-за военной травмы (могут получать государственные выплаты по инвалидности и страховые выплаты по старости);
- лица, участвовавшие в Великой Отечественной войне (могут получать государственные выплаты по инвалидности, регламентированные ст.16 Федерального закона № 166-ФЗ и страховые выплаты по старости);
- лица, являющиеся родителями военнослужащих, погибших во время военных действий или их последствий (могут получать государственные выплаты по случаю потери кормильца и страховые выплаты по старости (инвалидности), или государственные выплаты по случаю потери кормильца и социальную пенсию (по старости, инвалидности) или пенсию за выслугу лет);
- вдовы, потерявшие супруга во время боевых действий, но только до вступления в новый брак (могут получать государственные выплаты по случаю потери кормильца и страховые выплаты по старости (инвалидности), или государственные выплаты по случаю потери кормильца и социальную пенсию (по старости, инвалидности) или пенсию за выслугу лет);
- нетрудоспособные лица, члены семей граждан, участвовавших в ликвидации Чернобыльской аварии (могут получать государственные выплаты по случаю потери кормильца и страховые выплаты по старости (инвалидности) или социальную пенсию по тем же параметрам);
- лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда» (могут получать государственные выплаты по инвалидности и страховые выплаты по старости);
- лица, являющиеся членами семей погибших космонавтов (могут получать государственные выплаты по случаю потери кормильца и любой другой вид выплат, кроме аналогичных страховых и социальных);
- лица, являющиеся федеральными государственными служащими (могут получать пенсию за выслугу лет и долю страховых выплат по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях»);
- военнослужащие, кроме проходивших службу по призыву матросов, сержантов, старшин (могут получать государственные выплаты по инвалидности или за выслугу лет и страховые выплаты по старости);
- космонавты (могут получать государственные выплаты по инвалидности или за выслугу лет и страховые выплаты по старости);
- работники летно-испытательного состава (могут получать пенсию за выслугу лет и долю страховых выплат по старости).
Государственная пенсия по инвалидности
Полагается людям I, IIи III группы инвалидности, имеющим трудовой стаж от 1 дня. Условия получения инвалидности и трудовая занятость в момент обращения не имеют значения. При признании человека инвалидом медико-социальная экспертиза направляет подтверждающие документы в орган пенсионного обеспечения.
Пособие выдается до тех пор, пока инвалидность обоснована, либо пока не положена выплата по старости. После достижения пенсионного возраста, при наличии 15 лет стажа и 30 баллов пенсионного коэффициента, инвалиду будет положено страховое обеспечение.
Елена Смирнова
Пенсионный юрист, готова ответить на ваши вопросы.
Задать мне вопрос
Если к этому возрасту человек не наработал минимальные показатели стажа и баллов, тогда выплаты будут продлены еще на 5 лет, пока не наступит время получения социальной матпомощи по старости.
Пенсия по нетрудоспособности выплачивается помесячно. При наличии иждивенцев к ней предусмотрены доплаты. Для инвалидов-северян пенсия начисляется с учетом районного коэффициента.
Граждане РФ вправе сформировать собственный пенсионный пакет материального обеспечения. Они могут отчислять средства самостоятельно на специально открытый для этого счет. Это отличие основное от страховой системы исчислений, которая предполагает перевод средств работодателем с заработной платы сотрудника ежемесячно в объеме 22% от дохода.
Процесс формирования собственного пенсионного резерва начинается с обращения с заявлением в отделение Пенсионного фонда РФ по месту регистрации гражданина. Для этой цели формируется специальный вклад, деньги переводятся по направлениям:
- управляющие компании;
- негосударственный пенсионный фонд.
Эти учреждения отправляют гражданину отчет по инвестиционному пакету и целевому расходованию средств на пенсионное обеспечение определенного лица по месту регистрации. Предоставляются сведения в виде ежегодных отчетов. Для управляющих организаций, аккумулирующих средства на счетах, отчисляется комиссия.
Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему, созданную государством, главной задачей которой является компенсация гражданам заработка, который был получен в период трудовой деятельности.
Среди основных разновидностей выплат по системе обязательного социального страхования можно выделить следующие:
- Выплаты по старости. Граждане вправе претендовать на пособие при соблюдении следующих условий: возраст – для представителей женского пола – 55 лет, для представителей мужского пола – 60 лет; минимальный стаж – не менее 8 лет; коэффициент – не менее 30 баллов.
- Пособие по инвалидности. Граждане, утратившие трудоспособность, нуждаются в дополнительной помощи. Условием для получения выплат является документ, подтверждающий факт наступления инвалидности и страховой стаж.
- Пенсия при потере кормильца. Для назначения пособия необходим страховой случай, а именно потеря кормильца. Главным условием для выплаты страховой пенсии является наличие у умершего кормильца страхового стажа (может быть равен одному дню).
Понятие пенсии по государственному обеспечению
Она представлена ежемесячной выплатой, которая перечисляется исключительно физлицам, обладающим правом на государственную поддержку на основании своего статуса. При оформлении денежного пособия учитываются положения нормативных актов.
Внимание! Назначение пенсии происходит на основании достижения определенного возраста или стажа, а также в связи с состоянием здоровья или положением в семье.
Государственное обеспечение предлагается лицам, которые пострадали при техногенных катастрофах или военных конфликтах. Выплата полагается гражданам, которые потеряли кормильца или не могут заниматься трудовой деятельностью по состоянию здоровья.
Величина выплаты рассчитывается индивидуально, для чего учитываются разные факторы, на основании которых граждане причисляются к определенной категории населения.
Если гражданин имеет право на выплату от государства по нескольким критериям, то он может воспользоваться только одной компенсацией, причем выбирается обычно самый большой размер.
Пенсия космонавтам при наработке необходимого стажа (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) рассчитывается следующим образом:
П = 55% Ддк + 3%Ддк х Ст,
- где Ддк — заработок, получаемый при работе в должности космонавта;
- Ст — стаж свыше 15 лет.
Максимально возможный размер пенсии космонавтам за выслугу лет — 85% зарплаты.
В случае инвалидности I и II группы пенсия космонав¬тов составляет 85% денежного довольствия (заработка); в случае инвалидности III группы —50%.
Членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов (должностных лиц, указанных в пункте 5 статьи 7.1 ФЗ № 166-ФЗ) назначается пенсия по случаю потери кормильца. Имеющими право на указанную пенсию (в размере 40% денежного довольствия), признаются:
- дети погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме об¬учения по основным образовательным программам в орга¬низациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории РФ, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами РФ, то до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет;
- родители погибшего (умершего) кормильца, достиг¬шие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и жен¬щины, с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к ФЗ № 166-ФЗ; см. таблицу 6 на стр. 19 настоящего издания) либо являющиеся инвалидами, если они нахо-дились на иждивении погибшего (умершего) кормильца;
- супруг погибшего (умершего) кормильца независимо от возраста и трудоспособности.
Возможны установленные законом прибавки к пенсии за выработку.
Важно! Размер прибавки определяется в процентном отно¬шении от суммы социальной пенсии, предусмотренной пунктом 1 статьи 18 ФЗ № 166-ФЗ — 5034,25 рублей на 1 апреля 2021 года.
Достигшим возраста 80 лет, инвалидами I группы или нуждающимся в постоянном уходе, подтвержденным ме¬дицинским заключением — 200%.
Неработающим гражданам — по достижению возраста 55 лет или, если они инвалиды, имеющие на своем содер¬жании ограниченных в возможностях членов семьи:
- сестра, брат, внуки, дети, которым нет 18 лет или стар¬ше, если они являлись до 18 лет инвалидами, а учащиеся очно — до конца учебы, но дольше 23 лет. Внуки, сестры и братья имеют возможность на выплату, если у них нет родителей, которые их обеспечивают. Усыновленные дети могут так же претендовать на пособие, как и родные дети;
- бабушка и дед — если отсутствуют лица, которые должны их содержать;
- супруг, мать и отец, если они — инвалиды или до¬стигли возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет. При наличии одного такого члена семьи надбавка в размере 32%, двух — 64%, трех и более — 100%.
Понятие государственной пенсии
Государственные пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ. Изменение условий и норм пенсионного обеспечения осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.
Государственной пенсией можно назвать «ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию» ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, ст. 2.
Переход на другой вид пенсии
Такое предполагается, но для этого необходимо обратиться к сотрудникам ПФР и написать соответствующее заявление. При этом надо уточнить заранее целесообразность такого перехода, так как по другому виду выплаты сумма может оказаться меньше.
Стоит отметить, что при смене региона необходимо прикрепиться к отделению ПФР по месту нахождения. При этом размер пенсии изменится. Так, если гражданин получал добавочный коэффициент, проживая в северных регионах, а переехал, например, в Краснодар, то ему эта надбавка будет не положена. Таким образом, его доход снизится.
Если жена планирует отказать от своей пенсии и получать доходы супруга после его смерти, то надо понимать, что выплаты будут производиться не в полном объеме. Обычно предоставляет 40% от выплат супругу. Таким образом, не всегда это выгоднее.
Федеральные служащие имеют возможность на получение государственной пенсии, которая устанавливается соответственно трем законодательным актам — законами «О государственном пенсионном обеспечении», «О государственной гражданской службе» и «О страховых пенсиях».
Пенсия государственного служащего — пенсия, которую зарабатывают в ходе длительной трудовой деятельности на федеральной гражданской службе. Величина этой пенсии зависит от длительности соответственного труда о с(стажа) на государственной службе.
Пенсия служащего может присуждаться гражданину РФ в том случае, если у него имеется установленная продолжительность выработки (не менее 15 лет — до 2016 г.), которая является специальным стажем, независимо от его состояния трудоспособности и возраста. С 2017 г. чиновникам увеличили стаж работы в должностях госслужбы для назначения пенсии с 15 до 20 лет с постепенным повышением (полгода в год).
Таблица «Стаж государственной гражданской или муниципальной службы, необходимый для назначения государственного пенсионного обеспечения за выслугу лет»:
Год назначения пенсии за выслугу лет |
Стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году |
2017 |
15 лет 6 месяцев |
2018 |
16 лет |
2019 |
16 лет 6 месяцев |
2020 |
17 лет |
2021 |
17 лет 6 месяцев |
2022 |
18 лет |
2023 |
18 лет 6 месяцев |
2024 |
19 лет |
2025 |
19 лет 6 месяцев |
2026 и последующие годы |
20 лет |