Ответственность водителей за нарушение ПДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность водителей за нарушение ПДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бывают ситуации, что при ДТП люди получают травмы. Тогда грозит уголовная ответственность за нарушение ПДД и лишение водительских прав, но только если травму признают тяжелой, то есть пострадавший останется инвалидом либо в крови водителя будут найдены следы употребления алкоголя или наркотика за рулем.
Срок привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД
Срок давности по привлечению к административной ответственности – это период времени, по истечении которого прекращается преследование по совершенным административным правонарушениям.
Сроки давности за нарушения в сфере ПДД регламентированы в ст. 4.5 КоАП. Так постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено позднее истечении двух месяцев, а если дело рассматривается судьей- по истечении трех месяцев со дня совершения правонарушения.
Дополнительно законодатель выделяет несколько видов нарушений в сфере ПДД, ответственность за совершение которых может наступить в течение 12 месяцев с момента совершения: ст. ст.12.8, 12.24, 12.26, ч.3 ст.12.27, ч.3 ст.12.30 КоАП.
Что если авария привела к травмам людей?
Ответственность за нарушение ПДД повлекшие вред здоровью легкой, средней тяжести влечет за собой лишь денежное взыскание в соответствии с КоАП РФ. Договориться здесь с инспектором будет невозможно, ведь факт нарушения будет налицо. Не следует вступать в переговоры с пострадавшими с требованием все прикрыть, ведь в суде они могут сказать, что на них было оказано давление. Такие обстоятельства только усугубят положение виновного водителя и увеличат меру наказания. Поэтому лучше признавать вину и вести диалог о компенсации с Вашей стороны компенсации морального вреда.
Основной особенностью гражданской правовой ответственности является ее имущественный характер. Это означает, что правонарушитель независимо от решения вопроса о привлечении его к уголовной или административной ответственности несет имущественную (в денежном выражении) ответственность за правонарушение, состоящее и в совершении дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
Второй особенностью является то обстоятельство, что гражданские отношения строятся как отношения между равноправными партнерами.
При этом нарушение обязанностей одним из них всегда несет нарушение прав другого. Так, в результате нарушения Правил дорожного движения (ПДД) пешеходом произошло столкновение двух автомобилей, вследствие чего обоим владельцам автомобилей причинен ущерб, чем нарушены их имущественные права.
Поэтому здесь возникает ответственность правонарушителя перед потерпевшими.
Третья особенность гражданско-правовой ответственности состоит в эквивалентно-возмездном характере отношений участников дорожного движения, т. е. в соответствии размера ответственности размеру причиненного вреда. Причинитель вреда, совершивший ДТП, обязан возместить потерпевшему все убытки, возникшие в связи с повреждением или уничтожением его имущества.
Судебная практика об ответственности водителя и собственника при ДТП
Рассмотрим ситуации, когда в аварию попал водитель, который управлял автомобилем без генеральной доверенности.
В апелляционном суде признали, что возмещать ущерб от аварии должен владелец автомобиля, так как он неправильно передал права управления ТС.
Верховный суд, рассмотрев все обстоятельства дела и приложенные документы, определил, что машина была передана водителю на законных основаниях по доброй воле собственника, так как он имеет ключи от машины и страховой полис ОСАГО (где есть его фамилия). Никаких претензий к тому, что данный водитель управлял ТС, нет.
12 апреля 2021 года Иван Александров, управляя чужим автомобилем Пежо сбил пешехода, Светлова Кирилла. Последний от полученных травм скончался в больнице. Родственники погибшего обратились в суд с требованием возместить ущерб к собственнице автомобиля, Шурыгиной Светлане.
Иск содержал сумму, необходимую для возмещения морального вреда (цифра из актов вымарана), а также необходимые для погашения средства, потраченные на лечение и в последующем на похороны пострадавшего (страховой суммы не хватило на данные расходы).
Полис ОСАГО по данному автомобилю содержит сведения, как о владельце автомобиля, так и о водителе, управлявшего ним в момент аварии.
Районный суд города Тулы отклонил данное требование родственников погибшего к Шурыгиной Светлане (5-983/2016-П-409/2016).
Свое решение судья Алена Прохорова аргументировала тем, что ущерб был причинен не собственницей машины Шурыгиной, а водителем, который стал виновником ДТП. На момент аварии в его владении находилось ТС, являющиеся источником повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).
Несмотря на данные аргументы, истцы не захотели заменить ответчика Шурыгину на Александрова.
В областном суде было вынесено другое решение, которое частично удовлетворило требования истцов. В частности основанием для такого постановления стал тот факт, что собственница машины не выдавала Александрову доверенность на управление автомобилем.
Таким образом, не выполнив некоторые нюансы передачи управления ТС другому лицу, собственница ТС должна ответить перед потерпевшими. Так решила коллегия под председательством Андрея Чижова.
Верховный суд, рассмотрев данное дело, пришел к другим выводам. Так как в 2012 году были внесены изменения в ПДД и теперь нет необходимости оформлять доверенность (постановление от 12 ноября 2012 года), водитель Александров имел полное право управлять машиной.
Что говорит законодательство РФ
Гражданин, по отношению которого закреплён статус ВС, при совершении правонарушения может попасть под один из предусмотренных вариантов притязаний, регулируемых федеральными законами или следующими законодательными актами:
- Конституция РФ, где охвачены все граждане, в том числе и с определённым статусом. Главным здесь является то, что защитники Родины имеют те же права, а также несут те же основные притязания, что и прочие особы.
- ФЗ «О воинской обязанности и ВС», которым определён долг у граждан состоять на учете военкомата, определяется порядок призыва в армию и последствия за нарушение этого норматива.
- ФЗ «О статусе военнослужащих», в котором собраны общие права и обязанности армейцев, которые принадлежат им, как и всякому гражданину России, но с учетом того, что эти лица состоят в рядах ВВ.
- ФЗ “О материальной ответственности военнослужащих”, где закреплены варианты нарушений и порядок реализации их устранения.
- ФЗ № 61 “Об обороне”, согласно которому виновные в невыполнении возложенных полномочий лица, а также особы, препятствующие выполнению задач обороны, подлежат взысканию, определяемому УК РФ.
- Самым детальным образом права и обязанности воинов содержатся в общевоинских уставах. Среди таковых выделяют уставы внутренней, гарнизонной и караульной служб, дисциплинарный устав. Существует также Корабельный устав, определяющий порядок службы для моряков ВС. Имеется и ряд других нормативных актов, которые применяются к лицам, находящимся в армии.
Какие новые штрафы ГИБДД будут в 2022 году
Согласно распространяющейся в сети информации от официальных источников, в 2022 году водителей ожидает целый ряд санкций, которые пополнят новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях.
Таблица новых штрафов 2022 за нарушения ПДД
Нечитаемые, грязные номера (повторное) | 500 рублей | Штраф 5 000 рублей, либо альтернатива в виде лишения прав до 3 месяцев |
Повторная езда с чрезмерной тонировкой | 500 рублей | 3 тысячи рублей |
Езда без прав при отсутствии права управления (повторно) | 5 000 – 15 000 рублей | Увеличенный штраф от 20 000 до 30000 рублей, либо альтернативное наказание – обязательные работы от 40 до 60 часов |
Езда будучи лишенным прав | 30 тысяч рублей, арест до 15 суток, обязательные работы до 200 часов | Остаётся штраф 30 тысяч, а обязательные работы сокращаются до 60 часов |
Управление автомобилем в статусе временно ограниченного в правах (судом) | нет наказания | 1 000 – 3 000 рублей |
Нетрезвое вождение при наличии несовершеннолетнего пассажира (до 16 лет) в машине | 30 тысяч рублей + лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет | Повышенный штраф 50 000 рублей + увеличение срока лишения водительских прав до 3 лет |
Превышение скорости на 60-80 км/ч | 2 000 – 2 500 рублей, либо лишение до шести месяцев | Новый штраф 5 000 рублей, лишение остаётся тем же |
Совершение 3-х грубых нарушений ПДД в течение года | отсутствует | 10 000 – 30 000 рублей, либо лишение в/у на срок до 1,5 лет |
Перевозка ребёнка без детского кресла | 3 тысячи рублей | Расширение штрафного «коридора» до 5 000 рублей |
Опасное вождение | отсутствует | 3 тысячи рублей |
Стоянка или мойка машины на газоне | наказания устанавливают регионы | Федеральный штраф от 1 000 до 3 000 рублей |
Остановка в не предусмотренных для этого местах, езда на тихоходе | 1 000 рублей | Увеличение до 3 000 рублей |
Выезд на дороги общего пользования на мотоблоке, снегоходе и др. | нет | 1 000 – 2 000 рублей |
Сброс мусора из автомобиля | отсутствует | 2 000 – 3 000 рублей |
Какие действия, совершенные водителем, который лишен права управления транспортными средствами, являются административными правонарушениями, влекущими административный арест?
1. | ? | Управление транспортным средством в состоянии опьянения; невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. |
2. | ? | Управление транспортным средством; оставление водителем в нарушение Правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. |
3. | ? | Все перечисленные действия. |
Судебная практика об ответственности водителя и собственника при ДТП
Рассмотрим ситуации, когда в аварию попал водитель, который управлял автомобилем без генеральной доверенности.
В апелляционном суде признали, что возмещать ущерб от аварии должен владелец автомобиля, так как он неправильно передал права управления ТС.
Верховный суд, рассмотрев все обстоятельства дела и приложенные документы, определил, что машина была передана водителю на законных основаниях по доброй воле собственника, так как он имеет ключи от машины и страховой полис ОСАГО (где есть его фамилия). Никаких претензий к тому, что данный водитель управлял ТС, нет.
12 апреля 2021 года Иван Александров, управляя чужим автомобилем Пежо сбил пешехода, Светлова Кирилла. Последний от полученных травм скончался в больнице. Родственники погибшего обратились в суд с требованием возместить ущерб к собственнице автомобиля, Шурыгиной Светлане.
Иск содержал сумму, необходимую для возмещения морального вреда (цифра из актов вымарана), а также необходимые для погашения средства, потраченные на лечение и в последующем на похороны пострадавшего (страховой суммы не хватило на данные расходы).
Полис ОСАГО по данному автомобилю содержит сведения, как о владельце автомобиля, так и о водителе, управлявшего ним в момент аварии.
Районный суд города Тулы отклонил данное требование родственников погибшего к Шурыгиной Светлане (5-983/2016-П-409/2016).
Свое решение судья Алена Прохорова аргументировала тем, что ущерб был причинен не собственницей машины Шурыгиной, а водителем, который стал виновником ДТП. На момент аварии в его владении находилось ТС, являющиеся источником повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).
Несмотря на данные аргументы, истцы не захотели заменить ответчика Шурыгину на Александрова.
В областном суде было вынесено другое решение, которое частично удовлетворило требования истцов. В частности основанием для такого постановления стал тот факт, что собственница машины не выдавала Александрову доверенность на управление автомобилем.
Таким образом, не выполнив некоторые нюансы передачи управления ТС другому лицу, собственница ТС должна ответить перед потерпевшими. Так решила коллегия под председательством Андрея Чижова.
Обстоятельства, отягчающие вину нарушителя-военнослужащего
Степень наказания за совершённые противоправные деяния может быть усилена. Зависит это от наличия отягчающих обстоятельств, которые закреплены в статье 4.3 КоАП и применимы служащим во ВС РФ.
Этими обстоятельствами являются:
- Действия противоправного характера, которые продолжаются после требования уполномоченного лица прекратить их.
- События, произошедшие повторно. Особенно при не истёкшем сроке предыдущего наказания.
- При вовлечении в совершение проступка несовершеннолетнего лица.
- При участии в преступлении группы лиц.
- Если события происходили в условиях ЧС.
- Свершение админправонарушения в состоянии опьянения (не зависимо от источника).
Что если авария привела к травмам людей?
Бывают ситуации, что при ДТП люди получают травмы. Тогда грозит уголовная ответственность за нарушение ПДД и лишение водительских прав, но только если травму признают тяжелой, то есть пострадавший останется инвалидом либо в крови водителя будут найдены следы употребления алкоголя или наркотика за рулем.
Ответственность за нарушение ПДД повлекшие вред здоровью легкой, средней тяжести влечет за собой лишь денежное взыскание в соответствии с КоАП РФ. Договориться здесь с инспектором будет невозможно, ведь факт нарушения будет налицо. Не следует вступать в переговоры с пострадавшими с требованием все прикрыть, ведь в суде они могут сказать, что на них было оказано давление. Такие обстоятельства только усугубят положение виновного водителя и увеличат меру наказания. Поэтому лучше признавать вину и вести диалог о компенсации с Вашей стороны компенсации морального вреда.
Для того чтобы максимально избежать штрафов и встреч с инспектором, следует точно знать, за что грозит административная ответственность за нарушение ПДД, и строго соблюдать их.
Административная ответственность военнослужащих предусмотрена Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (ст. 28), УВС ВС РФ (ст. 28) и конкретизирована ст. 2.5 КоАП РФ, а также рядом иных статей КоАП РФ.
Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения и реализуется в форме применения к правонарушителю административных санкций.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство, а следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.1 КоАП РФ это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.
При этом, к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний[50].
Особо следует подчеркнуть, что конкретные виды административных проступков определены не только в КоАП РФ, но и в законодательстве субъектов Российской Федерации, поэтому их нарушение также влечет привлечение к административной ответственности.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и законодательством субъектов Российской Федерации, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности. Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда личности и обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением в зависимости от степени причиненного вреда или других обстоятельств.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
– раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
– добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
– предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
– совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
– совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
– совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности
Особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности определяются статей 28 Федерального закона “О статусе военнослужащих“.
Необходимо отметить, что новый Федеральный закон “О статусе военнослужащих“ установил новый порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности, по сравнению с прежним, установленным ранее действовавшим законом Российской Федерации “О статусе военнослужащих“ и статей 16 Кодекса
РСФСР об административных правонарушениях. В соответствии 28 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ за административные правонарушения (нарушения правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортным средством, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.
Таким образом, порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности различается в зависимости от состава административного проступка. В соответствии с указанной статьей Федерального закона “О статусе военнослужащих“ можно выделить две различных процедуры привлечения военнослужащих к административной ответственности.
Однако в настоящее время еще существует практика, когда органы ГАИ направляют материалы о нарушении военнослужащими — автомобилистами правил дорожного движения в органы военного управления и эти военнослужащие привлекаются за данные проступки к дисциплинарной ответственности. Такая практика прямо противоречит статье 28 Федерального закона “О статусе военнослужащих“.
Поскольку в соответствии с данной статьей военнослужащие за нарушение правил дорожного движения должны привлекаться к административной ответственности органами ГАИ на общих основаниях с другими гражданами, то на них не могут быть наложены взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. При этом направления материалов в органы военного управления не предусмотрено. Решение органов ГАИ и органов военного управления в данном случае могут быть обжалованы военнослужащими в вышестоящие органы (должностным лицам), в прокуратуру и суд.
Итак, в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством разрешается проходить обучение на право вождения автомобиля и/или мотоцикла с 16-ти лет. А фактическое получение законного разрешения на право вождения транспортным средством будет зависеть от запрашиваемой категории, а именно:
- категории «М» и «А1» – то есть мопеды и мотоциклы до 125 кб/с. – допускается получение прав в возрасте 16-ти лет, но перевозить пассажиров возможно только при стаже не менее 2-х лет;
- категории «А», «В», «С», «В1», «С1» – мотоциклы, автомобили, в том числе грузовые – только с 18-ти лет;
- категории «D», «D1», «Tm» и «Tb» – пассажирские автомобили с количеством посадочных мест более 8 – только с 21 года;
- категории «BE», «CE», «DE» – автомобили с прицепами – для получения прав требуется стаж вождения не менее 1 года по основной категории;
- категории «C1E» и «D1Е» – вес ТС от 3,5 до 7,5 тонн – аналогичные требования.
Таблица штрафов ГИБДД на 2021 год
Проступки участников движения бывают незначительными и влекущими за собой серьезный урон. В одном случае ущерб из-за игнорирования правил вообще не наступает, в другом он лишь имущественный, в третьем все заканчивается травмами или гибелью людей.
Закон действует не только для того чтобы наказать преступившего его, но и ради облегчения участи пострадавшего. Отсюда и разные виды ответственности за нарушение ПДД.
Самый часто применяемый в отношении нарушителей закон – КоАП. Если участник движения пренебрег правилами, его могут ждать:
- предупреждение от сотрудника ГИБДД, когда проступок незначительный;
- штраф, то есть требование выплатить государству определенную сумму;
- лишение прав на оговоренный срок, значит, невозможность садиться за руль;
- арест на короткий период (до 15 суток);
- конфискация предметов, с помощью которых был совершен проступок.
Это и есть административная ответственность за нарушение ПДД. Чаще ей подвергаются водители. Их могут наказать за превышение скорости, игнорирование знаков и разметки, неверно выполненные маневры и т.д. Административное наказание налагается и в случаях, когда от действий участника движения никто не пострадал.
Оно существует и для пешеходов, и для пассажиров ТС. Но для этой категории нарушителей статьей в КоАП меньше. Ведь совершенные ими проступки несут не такую угрозу, как в случаях с водителями.
Рекомендуем прочитать о правилах поведения велосипедиста на дороге. Из статьи вы узнаете о дорожных правилах безопасности для велосипедистов, запретах для передвижения на велосипеде, ответственности за нарушения ПДД.