Технический отчёт по обращению с отходами
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Технический отчёт по обращению с отходами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.
Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов
В документе необходимо:
- Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
- Указать их количество;
- Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
- Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.
Ответственность за нарушение требований экологического законодательства
Отсутствие данного отчета является административным правонарушением, и влечет наложение штрафа, со Статьей 8.1, Статьей 8.2 и Статьей 8.5 Федерального Закона Российской Федерации №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г.
Статья 75. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Мера ответственности определена Статьей 8.1, Статьей 8.2 и Статьей 8.5 Федерального Закона Российской Федерации №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г.
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (штраф на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей).
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно — эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления (штраф на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей, или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).
Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации (штраф на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей).
Порядок учета в области обращения с отходами
Если предприятие функционирует и в процессе формируется мусор, и даже опасные отходы, необходимо в обязательном порядке вести их учет и документировать всю информацию, которая фиксируется в журнале.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», всем индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, коммерческая и хозяйственная деятельности которых связана с появлением отходов, обязаны следовать закону и в установленном порядке вести учет по накоплению, утилизации или передаче данных объектов третьим лицам. В последнем случае имеется в виду передача специальным учреждениям, которые могут перерабатывать, хранить или проводить захоронение отходов. Порядок учета устанавливается на уровне федерального законодательства и все данные передаются в общегосударственные органы контроля. Также статистический учет осуществляется компетентным исполнительным органом.
Ключевые моменты, которые важно знать каждому предприятию:
-
абсолютно все отходы без исключения должны учитываться в журнале;
-
данный документ обязаны вести не только юридические лица, но ИП, а также частные субъекты хозяйственной деятельности;
-
исключением среди отходов, которые не записываются в журнал, являются следующие: биологические, радиоактивные, медицинские;
-
выбросы опасных веществ в атмосферу, отходы в сточных водах и элементы, разрушающие озоновый слой, не вносятся в учет по журналу движения отходов;
-
если объекты относятся к 1-4 категории , тогда учитывается каждый тип отдельно;
-
в журнал записываются фактические данные по количеству;
-
документ ведется в режиме реального времени по мере того, как формируются отходы или следует их дальнейшая обработка, утилизация и т.д.;
-
годовые итоги по журналу должны быть подведены на 1-ое января или не позднее 25-го января следующего за отчетным годом;
-
журнал может создаваться в бумажной форме или в виде электронного документа, при этом каждый из них имеет равноценную юридическую силу.
Порядок сдачи отчета по МСП в 2020 г.
За периоды до 1 января 2020 года отчет МСП (отходы) представали все без исключения компании малого и среднего предпринимательства в соответствии с п.7, 8 ст.18 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В настоящее время действует разделение объектов на четыре категории, в зависимости от степени причинения ущерба природе. Для каждой категории установлен свой порядок нормирования отходов, пакет отчетности и разрешительной экологической документации. Категории объектам присваиваются на основании Критериев, утвержденных постановлением Правительства № 1029 от 28.09.2015. Для объектов первой и второй категории требуется получать комплексное экологическое разрешение (КЭР) и сдавать определенные формы экологической отчетности. Четвертая категория полностью освобождена от платы за негативное воздействие и сдачу отчетности НВОС, МСП и т. п. (к ней относятся офисы, школы, детские сады).
В связи с введением значительных поправок в законодательство по экологии и принятием закона № 219-ФЗ от 21.07.2014, отчет МСП Росприроднадзору в 2020г. представляют только субъекты среднего и малого (включая микропредприятия) предпринимательства, владеющие объектами НВОС третьей категории (п.5 ст.18 закона № 89-ФЗ). Все остальные компании от сдачи отчета МСП за 2020 год освобождены.
На сегодня действующей остается форма отчета, утвержденная письмом Ростехнадзора № 00-07-12/2968 от 08.06.2010. Порядок подачи МСП-отчетности субъекта малого и среднего предпринимательства, владеющего объектом НВОС федерального уровня надзора регламентирован приказом Минприроды № 30 от 16.02.2010 г.
Порядок сдачи отчетности
Отчет сначала необходимо предоставить в электронном виде на веб-портал информационной системы Росприроднадзора (Модуль природопользователя). При правильной регистрации отчета на веб-портале отчёту будет присвоен идентификатор (идентификационный номер), который проставляется в шапке отчета на бумажном носителе на стр. 1, в строке «Электронный идентификатор отчета в информационной системе Росприроднадзора».
Важно:
Без этого номера отчет недействителен! Отчет МСП не подтвержденный бумажным носителем — считается не принятым!
Зафиксировать сдачу отчета на бумажном носителе можно двумя способами:
- Личное посещении Росприроднадзора.
- Отправить отчет по почте с описью вложения заказным письмом с уведомлением.
Отчетность должна быть прошита, скреплена печатью и подписью руководителя отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства (индивидуального предпринимателя). Страницы Отчетности должны быть пронумерованы сквозной нумерацией.
Статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух) сдается в Росприроднадзор до 22 января года, следующего за отчётным (соответственно – 22 января 2021 года для начавшейся отчетной кампании).
Приказ Росстата от 08.11.2018 N 661 “Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха” утвердил форму данной отчетности. Лица, обязанные подавать отчётность – лица, имеющие стационарные источники выброса, объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год или 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности. В случае если ОНВ, эксплуатируемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту.
В этом году изменений в порядке подачи данной отчётности пока не было. Форма предоставляется только при наличии наблюдаемого события, то есть выбросов загрязняющих веществ. Если по истечении срока действия разрешение на выброс не было переоформлено, форма заполняется исходя из фактического выброса. При представлении отчета 2-ТП (воздух) не имеет значения категория объекта и наличие разрешительных документов.
Шаг 3. Заполняем раздел 2
Второй раздел отчета заполняют следующие категории организаций:
- региональные операторы, которые осуществляют деятельность с ТКО;
- операторы ТКО в субъекте, в котором не выбран региональный оператор либо если он прекратил или не осуществляет свою деятельность;
- компании и фирмы, в результате чьей деятельности образуются ОТ, но которые не заключили договор с регоператором (при условии что ТКО образуются и размещаются на земельном участке, находящемся в собственности компании).
В табличной части расчета детализируйте информацию обо всех категориях ОТ в разрезе:
- поступивших;
- образованных;
- обработанных;
- утилизированных;
- обезвреженных и иных категорий.
Срок и способы подачи технического отчета по обращению с отходами
Документ на продление ПНООЛР подается, как указано выше, в территориальный орган природоохранного ведомства по месту расположения объекта производства. Сделать это можно, передав пакет лично ответственному лицу органа Росприроднадзора или через почтовое отправление.
Отчет составляется в двух экземплярах на бумаге. Вместе с ним направляется заявление о продлении лимитов. Если оно удовлетворяется, на втором экземпляре в природоохранном ведомстве ставят соответствующую отметку. Этот документ обязательно сохраняется на предприятии.
Предусмотрен и способ подачи отчетность в электронном виде. Но в этом случае документ обязательно заверяется электронной подписью, которая оформляется в аккредитованных организациях.
Для справки! Продление нормативов не предусмотрено для предприятий, работающих в Байкальской природной зоне. Они обязаны подавать ежегодно ПНООЛР.
Подавать отчет о продлении необходимо не позднее, чем в десятидневный срок после того, как закончилось действие ранее выданного продления. То есть, если предыдущий сдан 20 октября 2019 года, следующий должен подаваться не позднее 30 октября. При этом первый отчет направляется по аналогии. Но отчет проводится с даты подачи ПНООЛР.
Титульный лист технического отчета для продления лимитов (12 Загрузок) Сведения о фактически образованных количествах отходов по подразделениям (7 Загрузок) Сведения о фактически образованных количествах отходов в целом (5 Загрузок) Сведения о фактически использованных, обезвреженных, размещенных, а также переданных для данных целей другим хозяйствующим субъектам, в течение отчетного периода образования отходов (8 Загрузок)
Форма технического отчета.
Форма и состав техотчетности определяется приказом Ростехнадзора №703 от 19.10.2007 года.
Разрабатывается технический отчет в соответствии с балансом движения отходов внутри предприятия. Данные можно получить из внутреннего документа предприятия – журналов движения отходов, составленных на основе 721 приказа.
В отчете по продлению лимитов отображаются сведения обо всех образующихся в ходе производственной деятельности отходах, а также информация по дальнейшему обращению с ними. Это сведения рода:
- об объеме образования отходов,
- их накоплении на предприятия,
- а также о передаче сторонней организации для дальнейшего размещения, переработки, утилизации или обезвреживания.
Этапы продления лимитов на размещение отходов
Продление лимитов на размещение и образования отходов включает в себя следующие этапы:
1. Сбор исходной информации для подготовки Технического отчета.
2. Подготовка технического отчета и формирование материалов для подачи в территориальный орган Росприроднадзора (например, Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу).
3. Получение подтверждения о принятии Технического отчета территориальным органом Росприроднадзора.
В законодательстве РФ не содержится требований о согласовании технического отчета, следовательно, и нет сроков его рассмотрения. Таким образом, технический отчет представляется в уведомительном порядке. Отказ территориального органа Росприроднадзора в приеме технического отчета в уведомительном порядке неправомерен.
Технический отчет по обращению с отходами составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у хозяйствующего субъекта, а второй, вместе с его электронной версией на электронном носителе предоставляется в ТО Росприроднадзора.
Наша организация оказывает данную услугу в Московской области (Москва, Балашиха, Подольск, Химки, Видное, Волоколамск, Воскресенск, Дмитров, Клин, Красногорск, Люберцы, Одинцово, Щёлково, Солнечногорск, Серпухов, Ступино, Ногинск, Можайск, Королёв, Мытищи) и Республике Татарстан (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Арск , Зеленодольск, Бавлы, Чистополь, Заинск, Елабуга, Лениногорск).
Разъяснения законодательства
С 1 января 2020 года в Статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не будет такого понятия как отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов для предприятий малого и среднего бизнеса. В соответствии с новой редакцией статьи для объектов, оказывающих негативное воздействие III категории, необходимо будет представить отчетность об образовании, использовании (утилизации), обезвреживании, о размещении отходов (п. 5 ст. 18 Закона № 89-ФЗ в редакции Закона № 219-ФЗ). При этом проекта подзаконного документа, регламентирующего предоставление данной отчетности пока нет.
Также до сих пор не отменен Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».
Кроме того, статьях 5 и 6 Закона № 89-ФЗ в новой редакции остаются полномочия у соответствующих органов исполнительной власти федерального и региональных уровней принимать данную отчетность. Кроме того, фразы о «субъектах малого и среднего предпринимательства» не убрались из Порядка представления соответствующей декларации о плате за НВОС (утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3), и пока в данный документ правок соответствующих новой редакции Закона № 89-ФЗ вносить не планируется (на сколько нам известно).
Мы направили соответствующие запросы в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и Министерство экологии и природопользования Московской области. Полученные «разъяснения» прикладываем (правда ясности никакой они не прибавляют).
Описание услуги и сроки выполнения
Хозяйствующими субъектами ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы технический отчет по обращению с отходами для подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период,
Технический отчет по обращению с отходами составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у хозяйствующего субъекта, а второй, вместе с его электронной версией на электронном носителе, представляется в соответствующий орган исполнительной власти.
Технический отчет должен быть представлен в течении 10 рабочих дней с момента истечения срока очередного года с даты утверждения лимитов.
Порядок разработки проекта ПНООЛР
Разработка ПНООЛР идет по следующему алгоритму:
- заказчик передает исполнителю проекта все необходимые документы. Для ускорения процесса исполнитель составляет реестр документов;
- посещение предприятия экологом. Он оформляет перечень отходов по классификации ФККО. Эколог фиксирует технологические этапы, в ходе которых появляются отходы, а также площадки, на которых они хранятся или происходит процесс захоронения;
- подготовительные работы к проекту. К ним относят инвентаризацию источников образующихся отходов, оформление паспортов на каждый вид утиля. В паспорте обязательно указывается класс опасности всех видов мусора. Должно быть получено разрешение на транспортирование, сбор и размещение отходов любых классов опасности, кроме пятого;
- этап согласования ПНООЛР в Росприроднадзоре.
Весь процесс заканчивается получением документа, в котором утверждаются лимиты и нормативы, либо отказ в разрешении и принятии проекта с указанием причин и замечаний.
Разработка ПНООЛР: Цены
Цены на разработку и оформление ПНООЛР зависят от количества площадок для хранения утиля и от количества наименований и характеристик накапливающихся в ходе производства отходов.
Предлагаем ознакомиться: Как просто и эффективно устранить засор в раковине
Проекты реализуют не только для получения разрешения, но и для будущего снижения объемов отходов, установления фактического количества, а также расчета их возможного объема в перспективе.
Имея эти данные, легко высчитать сумму оплаты за загрязнение природной среды. Если у предприятия отсутствуют лимиты на размещение мусора, то оно не сможет отправить их на хранение, утилизацию или переработку в соответствующую организацию.
Цена на ПНООЛР у непроизводственных организаций будет ниже, чем у производственных предприятий. Главным экологическим документом при проверке организации остается ПНООЛР.
Если проигнорировать его разработку и оформление, то предприятие ждут штрафы, которые в разы выше, чем стоимость работ по выполнению ПНООЛР.
Штраф за отсутствие ПНООЛР для организаций от 100 до 250 тысяч рублей, а для должностных лиц от 10 000 до 30 000 рублей. Средняя стоимость таких проектов колеблется от 30 до 70 тысяч рублей.
На стоимость влияет и цена на каждый отдельный вид отходов. Но и организации, выполняющие эти проекты на заказ, устанавливают собственные расценки на эти работы.