Дознание в органах внутренних дел
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дознание в органах внутренних дел». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
УПК РФ (ст. 2-4) содержит положения, которые регулируют действие уголовно-процессуального закона (УПЗ) в отношении пространства, времени и лиц, которые имеют статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
Действие УПЗ в пространстве
Действие УПЗ в пространстве характеризуется тем, что в соответствии с общепризнанным международно-правовым принципом незыблемости суверенитета любой страны уголовное производство по делам на территории РФ должно производиться на основе отечественного Кодекса о данных нарушениях. Это не зависит от от места совершения преступного деяния, если международный договор России не установил иное.
Территория нашей страны включает территории ее субъектов, внутренние воды, включая морские воды; воздушное пространство над ними.
Положение УПК может использоваться в случаях, когда преступления совершаются на речном, морском или воздушном судне, которое находится за пределами Российской Федерации, но имеет ее флаг и приписан к одному из портов страны. Тем не менее, использование такого положения предусматривается только, если соблюдается одно из нескольких условий:
- преступное деяние совершено на судне РФ, которое находится в открытом море (открытом воздушном пространстве);
- использование российским судном мирного прохода через чужие территориальные воды, не заходя во внутренние воды;
- попадание преступления, совершенного на нашем судне, которое находится во внутренних водах зарубежного государства, под юрисдикцию РФ, что подтверждает международный договор.
Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства
Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляется в соответствии с УПК (ч. 1 ст. 3).
Так, нельзя признать законным требование одного из задержанных, подозреваемых в совершении ограбления, который заявил, что он является гражданином иностранного государства и поэтому действие УПК на него не распространяется (в процессе проверки установлено, что он действительно является иностранцем и находится в России по туристической визе, но никаким процессуальным иммунитетом не обладает).
В том случае, если иностранные граждане, совершившие преступление на территории РФ, оказываются за ее пределами, то в соответствии с правилами международного сотрудничества решается вопрос об их выдаче для осуществления уголовного преследования на территории РФ либо об осуществлении такового на территории иностранного государства (ст. 458 УПК).
Другой комментарий к Ст. 459 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
1. Согласно ст. 459 главными правовыми основаниями запроса иностранного государства (запрашивающей стороны) к Российской Федерации (запрашиваемой стороне) являются:
— российское гражданство лица, совершившего преступление;
— совершение им преступления на территории данного иностранного государства;
— возвращение лица, совершившего преступление, в Россию уже после совершения этого преступления.
2. Как и в случае запроса иностранного государства России (правила ст. 458 УПК РФ), основанием запроса является невозможность проведения расследования в полном объеме на территории иностранного государства в связи с отсутствием лица, в отношении которого возбуждено или должно быть возбуждено уголовное преследование на территории данного иностранного государства. Эта невозможность должна быть в запросе объяснена и подтверждена соответствующими доказательствами.
3. Запрос должен быть направлен в адрес Генеральной прокуратуры РФ, которая решает, принять или не принять его к исполнению. Запрос должен поступить от компетентного органа или должностного лица этого иностранного государства.
4. Статья 459 предусматривает два случая: а) осуществление уголовного преследования, возбужденного на территории иностранного государства его компетентными органами; б) возбуждение уголовного преследования на территории Российской Федерации ее компетентными органами.
5. При осуществлении уже возбужденного уголовного преследования и при решении вопроса о возбуждении уголовного преследования на территории России российские компетентные органы руководствуются правилами ч. ч. 1 и 2 ст. 12 УК, а именно:
— граждане России и постоянно проживающие на ее территории лица без гражданства, совершившие деяние на территории иностранного государства, подлежат уголовной ответственности по нормам УК, если деяние признается преступлением законами этого иностранного государства и если эти лица за это преступление не были осуждены. Особый режим предусмотрен для военнослужащих российских воинских частей, расположенных вне территории России. Они несут уголовную ответственность по нормам УК, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
6. Согласно требованиям ст. 459 УПК РФ осуществление уголовного преследования в рассматриваемых в данной статье случаях происходит по нормам УПК РФ. Здесь действует международно-правовой принцип применения запрашиваемой стороной при исполнении запроса о правовой помощи своего собственного уголовно-процессуального законодательства. Исключения из этого общего правила допускаются, если на основании соглашения России и запрашивающего иностранного государства предусмотрена возможность применения иностранного процессуального законодательства при проведении отдельных следственных или судебных действий (см. ст. ст. 455, 457 УПК РФ и комментарий к ним).
Понятие, задачи и виды международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
Интернационализация преступности и активизация миграционных процессов, особенно между странами СНГ, актуализировали потребность развития международного сотрудничества по уголовным делам.
Одной из задач такого сотрудничества является обеспечение достижения целей уголовного процесса по уголовному делу, находящемуся в производстве компетентных органов одного государства, когда лица, участвующие в этом уголовном деле, или предметы, необходимые для правильного его разрешения, находятся на территории другого государства. Другая задача – обеспечение привлечения к уголовной ответственности лица, совершившего преступление в данном государстве и покинувшем его территорию, если оно не может быть выдано государством пребывания. Третья задача – реализация права лица, осужденного за совершение преступления судом иностранного государства к лишению свободы, отбывать наказание в стране своего гражданства.
Комментарий к статье 2 УПК РФ
1. Независимо от места совершения преступления производство по уголовным делам на территории Российской Федерации ведется в соответствии с УПК и другими законодательными актами, относящимися к уголовному судопроизводству. Установленный УПК порядок судопроизводства является единым и обязательным в отношении всех уголовных дел и для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания.
В соответствии с международными договорами или на основе принципа взаимности уголовное судопроизводство на территории России может вестись с соблюдением требований иностранных процессуальных законов, если преступление совершено за границей или направлено против интересов другого государства (см. комментарий к ст. 457 УПК).
2. Территория, на которой действует единое федеральное уголовно-процессуальное законодательство, включает территории субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 4, ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).
Внутренние воды — это не только реки, озера, другие водоемы в пределах территории РФ, но и воды морских заливов, лиманов и т.п. Территориальное море — примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль (одна миля — 1853 м), входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом.
Воздушное пространство над территорией государства — это тропосфера, стратосфера и вышележащее пространство до уровня низших точек вращения искусственных спутников Земли (100 км).
Статья 3. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства
[Уголовно-процессуальный кодекс РФ] [Глава 1] [Статья 3]
1. Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с правилами настоящего Кодекса.
1.1. В случаях, предусмотренных частью третьей статьи 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, отдельные процессуальные действия за пределами территории Российской Федерации в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства могут проводиться в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
2. Процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Выдача лиц, совершивших преступление
В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории которого они совершили преступление, в случае, когда они находятся на территории другого государства.
Выдача преступников (экстрадиция) – это акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для приведения в исполнение вынесенного приговора.
Принципиальные положения о выдаче преступников содержатся в ст.61 Конституции РФ: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Эта позиция закреплена и в ч. 1 ст. 13 УК.
В ч. 2 ст. 13 УК устанавливается возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления в иностранном государстве в соответствии с международным договором РФ. При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем.
Требование о выдаче преступника, согласно международной практике, государство предъявляет в следующих случаях:
· преступление совершено на его территории;
· преступник является гражданином этого государства;
· преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.
Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:
а) в соответствии с принципом тождественности преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник;
б) если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет;
в) государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.
В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах.
Экстрадиция также предполагает выдачу преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбывания наказания.
Следственные и судебные органы государства, запросившего выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица. Исходя из норм международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или подвергаться заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу.
Экстрадиция не распространяется в случаях использования права политического убежища лицами, преследуемыми в другом государстве по политическим или религиозным мотивам.
Принцип предоставления убежища иностранным гражданам установлен ст.63 Конституции РФ. Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации[26], в котором декларируется: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом» (ст. 2). Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется Указом Президента РФ.
Вопрос о выдаче лица или предоставлении ему убежища решается исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории которого это лицо находится. Вместе с тем ст. 5 Положения гласит: «Политическое убежище в Российской Федерации не предоставляется, если лицо преследуется за пределами Российской Федерации за действия или бездействие, признаваемое в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций».
Уголовная ответственность военнослужащих РФ, совершивших преступление вне пределов страны
- В тех случаях, когда россияне, проходят службу в воинских частях, которые дислоцируются вне России на территории иностранного государства и совершили преступление, то уголовная ответственность наступает в особом порядке согласно второй части двенадцатой статьи УК РФ.
- Условиями международных соглашений предусматривается определенный порядок, которому следуют в случаях, когда преступление совершено российским военнослужащим вне пределов родины.
- Привлечение российских военнослужащих к уголовному наказанию может быть как по Российскому законодательству, так и по законодательству страны, в которой было совершено преступление во время пребывания на службе.
- Это будет зависеть, направлено ли преступление против самой службы, должностное преступление, которое само собой подлежит расследованию и наказанию согласно юрисдикции России.
- Если же преступление, которое совершил этот военнослужащий, произошло вне пределов территории воинской части и носит криминальный характер, то он несет ответственность и осужден по законодательству государства, где пребывает и совершено преступное деяние.
- Кроме того, если будет оговорено в межправительственных договорах России и страны, где дислоцируется воинская часть, то гражданский персонал, работающий в воинской части, дислоцированной за границей и члены семей военнослужащих, проживающие вместе с ними, привлекаются к уголовной ответственности в том же порядке, что и несущие службу.
- Если уголовное преступление военнослужащим вроде бы совершено и против государства зарубежного, но международный договор не подписан, он понесет наказание опять-таки по российскому законодательству.
- Практически не найден однозначный подход привлечения к ответственности, если на военную службу русского воинского формирования приняты граждане страны, в которой дислоцируется воинская часть и наоборот, когда российские граждане поступают на службу чужой страны.
Особенности возбуждения некоторых уголовных дел
Особенности возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 131 (ч. 1), 132 (ч. 1), 136 (ч. 1), 137 (ч. 1), 138 (ч. 1), 139 (ч. 1), 145, 146 (ч. 1) и 147 (ч. 1) УК, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего (ч. 3 ст. 20 УПК). В остальном процедура возбуждения уголовных дел данной категории аналогична порядку возбуждения уголовных дел публичного обвинения. В соответствии с ч. 1 ст. 147 УПК производство по таким делам ведется в общем порядке.
Прокурор вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевшего, если последний в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.
Прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, преследуемом в частном или частно-публичном порядке, и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом положении или по иным причинам не способного самостоятельно пользоваться принадлежащими ему правами (ч. 4 ст. 20 УПК). В случае если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении преступления, не связанного с расследуемым преступлением, дознаватель, следователь выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их прокурору для принятия решения в соответствии со ст. ст.
144, 145 УПК. Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц. УПК предусматривает особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц (ст. 448 УПК), обусловленный их специальным статусом.
Выдача преступников (экстрадиция)
- В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников, совершивших преступления на территории одного государства, но находящихся на территории другого.
- Выдача преступников — это передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству для суда над ним или для применения к нему наказания.
- Вопросы выдачи преступников непосредственно связаны с проблемой предоставления убежища иностранцам, преследуемым в другом государстве.
Проблемы выдачи преступников и предоставления убежища возникли еще в древности и неоднозначно решались в различные исторические периоды. Особенно остро эти вопросы стояли в период холодной войны между государствами двух систем.
В современном международном праве утвердилась позиция, что убежище может предоставляться только лицам, совершившим политические преступления в другом государстве. Лица, совершившие общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища.
Однако единого понятия политического преступления выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче лица или предоставлении ему убежища решается, исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории которого оно находится.
Конституция Российской Федерации содержит принципиальные положения о выдаче преступников и предоставлении права убежища. Так, в ст. 61 Конституции говорится, что «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству».
В соответствии с Конституцией в ч. 1 ст. 13 УК указано: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству». Действующий же Уголовный кодекс не содержит положений о выдаче преступников.
Позиция о невыдаче своих граждан другому государству для привлечения к ответственности разделяется многими современными государствами.
Что же касается иностранцев или лиц без гражданства, то вопрос об их выдаче решается на основе международных договоров о юридической помощи или путем дипломатических переговоров.
Россия заключила ряд договоров о правовой помощи со странами ближнего зарубежья, например с Азербайджаном. На основе этого договора некоторые преступники, скрывавшиеся на территории Азербайджана, были переданы правоохранительным органам Российской Федерации.
- Италия обратилась к властям Туниса о выдаче бывшего премьер-министра Кракси, обвиняемого в серьезных преступлениях и связи с мафией.
- До настоящего времени не потерял актуальности вопрос о выдаче военных преступников второй мировой войны, совершивших тяжкие злодеяния на оккупированных территориях
- Проблема выдачи преступников приобретает особенное значение из-за возможности быстро переместиться из одной страны в другую, а также в связи с увеличением числа случаев терроризма, захвата и угона самолетов, захвата заложников, торговли женщинами, оружием, наркотиками на территориях различных государств Необходимость усиления борьбы с такими опасными преступлениями заставляет все государства объединять усилия и взаимодействовать.
Известны случаи, когда даже при отсутствии специальных договоров о правовой помощи осуществлялась выдача преступников. Так, Израиль выдал Советскому Союзу преступников, которые захватили детей в качестве заложников, потребовали большую сумму денег, самолет и улетели в Израиль, хотя в тот период между Израилем и Советским Союзом не были установлены дипломатические отношения.
В борьбе с преступлениями, признаваемыми всеми государствами, действует принцип «Выдать или наказать». Так, бежавшие из мест заключения России преступники, захватившие заложников, улетели в Пакистан. Пакистан не выдал преступников Советскому Союзу, но пакистанский суд осудил их по своим законам к пожизненному заключению.
Вопрос о выдаче преступника возникает в случаях, когда лицо, совершившее преступление в одной стране или против этой страны находится в другой стране. В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника предъявляет государство в следующих случаях:
- когда преступление совершено на его территории;
- когда преступник является гражданином этого государства;
- когда преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.
В случаях, когда преступник совершил преступления на территориях нескольких государств, вопрос о его выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права.
При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах.
Так, немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в период второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран.
- Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:
- преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаться преступлением по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности);
- если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, что смертная казнь к выданному прес��упнику применена не будет.
- Такие гарантии выдавались в практике международных отношений латиноамериканских государств при выдаче лиц, обвиняемых в государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку некоторые из этих стран отменили смертную казнь, а другие ее сохраняют.
- Требование о выдаче преступника может быть заявлено для привлечения его к ответственности, и в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.
Выдача преступника может преследовать цель применения к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда.
- Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, гражданином которого он не является, для отбывания наказания на родине.
- Однако в соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или заключению для осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу.
- Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившие выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служит основанием выдачи этого лица.
Комментарий к Ст. 13 Уголовного кодекса
1. Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.
2. Часть 1 ст. 13 УК, основывающаяся на ст. 61 Конституции РФ, не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств. Вопрос о преступности и наказуемости деяния в таком случае решается в соответствии с нормами УК.
3. Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ не допускается также выдача другим государствам лиц: а) преследуемых за политические убеждения и б) за действия (бездействия), не признаваемые в России преступлением.
4. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов России и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором (ч. 2 ст. 13 УК).
При поручении выполнения процессуальных мероприятий необходимо учитывать ряд моментов:
1. На исполнителя распространяется порядок об отводе.
2. Должны быть обеспечены права участников на присутствие при выполнении поручения. К примеру, если мероприятие осуществляется по заявлению потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, адвоката, гражданского истца, то они вправе участвовать в нем. При этом, защитник должен быть уведомлен о действиях, осуществляемых в отношении подозреваемого. Нарушение этого правила влечет недопустимость доказательств, полученных при выполненных мероприятиях.
3. Кроме следственной деятельности (направленной на собирание доказательств), допускается поручение других процессуальных действий. К ним относят:
— ознакомление лиц с постановлениями о признании их в качестве участников уголовного процесса и разъяснение им их обязанностей и прав;
— исполнение мер принуждения (привод, отобрание обязательства о явке, арест имущества, задержание);
— обеспечение мер по выявлению и устранению обстоятельств, которые способствовали совершению преступления.
Ответственность для иностранцев
Сразу же рассмотрим главный вопрос, а именно «Как отвечают иностранные граждане за уголовно наказуемые преступления, совершенные на территории РФ?». На этот вопрос дают четкий ответ сами основы УК РФ, а именно статьи 11, 12 и 13 УК РФ. Статья 11 рассматривает совершение на территории РФ уголовно наказуемого преступления, статья 12 рассматривает преступления, совершенные за пределами РФ, а статья 13 рассматривает выдачу преступников. И в 11й статье УК РФ четко говорится о том, что иностранный гражданин, совершивший уголовно наказуемое преступление на территории РФ, несет ответственность за совершенное им преступление согласно Российским законам, и меры применяются к нему те же, что и к гражданину РФ.
Так же преступления, совершенные иностранными гражданами, будут считаться совершенными на территории РФ если:
- Были совершены в водах, прилегающих к берегам России;
- Были совершены в российском воздушном пространстве;
- Были совершены на судах, приписанных к российским.
Что такое длящееся преступление?
Статья 15 Уголовного кодекса РФ помогает значительно упростить процесс классификации правонарушений благодаря их разделению на простые (были совершены единожды) и на более сложные.
В случае неоднократного нарушения различных законодательных актов может иметь место длящееся преступление УК РФ.
Другой вид сложного правонарушения — продолжаемое, которое характеризуется постоянным повторением одного незаконного действия.
По состоянию на 2020 год, как длящееся, так и продолжительное преступление чреваты применением серьезной меры наказания, которые регламентированы не только лишь в Уголовном, но также и в Гражданском и Административном кодексах.