Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Законодательство и юридическая наука часто применяют термин «правовой статус». Этим понятием оперируют для описания положения некоторого субъекта правоотношения, будь то коллективной субъект (предприятие, общественная организация, государственный орган и пр.) или индивидуальный.

Квалификации должностей

На государственной службе в России в соответствии с федеральным законом № 58-ФЗ классные чины присваиваются:

  • Федеральным и государственным служащим в субъектах РФ, а также служащим в муниципалитетах.
  • Служащим правоохранительных органов.

Чины государственных гражданских служащих законом № 79-ФЗ классифицируются по пяти категориям (по убыванию): высшая, главная, ведущая, старшая и младшая. Каждая группа имеет чин 1, 2 и 3-го класса и определенные должности:

  • наивысшую группу представляют действительные государственные советники России;
  • главные – государственные советники;
  • к ведущей группе причисляют советников государственной гражданской службы РФ;
  • старшая – референты;
  • младшая – секретари.

Общее понятие о правовом статусе

Определение 1

Статус (от латинского «status» – состояние, положение) есть многозначный термин, под которым в общем смысле понимаются значения параметров субъекта или объекта, его положение, состояние в некой системе.

Правовой статус есть совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, их положение, определенное правовыми нормами.

В юридической литературе могут встречаться различные позиции на тему равнозначности понятий «статус» и «положение» в праве и составных элементов правового статуса.

Замечание 1

В данной статье термины «правовой статус» и «правовое положение» признаются равнозначными и используются в качестве синонимов.

Независимо от практикуемого подхода любой из них подразумевает такие неотъемлемые составляющие структуры правового статуса как:

  • право,
  • обязанность,
  • свобода.

Данные элементы правового положения человека и гражданина в обществе установлены и закреплены (а также определены гарантии их реализации) в Конституции Российской Федерации и некоторых других правовых актах, в том числе, международных.

Военная служба – особый, по назначению и функциям, вид государственной службы . Военная служба, в отличие от гражданской, направлена на реализацию оборонных и охранительных функций государства. Основная задача военной службы – вооруженная защита государства от покушения других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность, ресурсы страны. Военная служба представляет собой реализацию гражданином своих профессиональных навыков на госслужбе путем замещения воинских и, в некоторых ситуациях, не воинских должностей. Военная служба в нашей стране возможна в 2 формах: на добровольных началах (по контракту) и по призыву.

Военная служба характеризуется, в первую очередь, особым статусом военнослужащих. Правовое положение военнослужащих регламентировано законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ и, конечно же, «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ.

Ранее, в советские времена, не было разграничений на государственных служащих и просто служащих. Представленные понятия обладали схожим правовым статусом – этому свидетельствовали и специализированные документы, в которых указывалось место работы и социальное положение в качестве рабочего, крестьянина или служащего. Следовательно, в представленную категорию включали всех, кто не подходил в прочие категории. Сюда попадали не только работники госучреждений, но и учителя, военные, врачи и даже некоторые работники других отраслей негосударственных структур.

Важно! Все общественные организации, профсоюзы и партийные люди относились к служащим.

В отдельные периоды отдельные представители науки пытались дать определение государственным служащим. Особо часто это возникало на фоне реформ конца 50-х годов прошлого столетия. Многочисленные попытки зачастую сводились к необходимости разделения понятия на узкую и широкую трактовку. В общем смысле в представленную категорию служащих относятся работники умственного труда, которые относятся к государственному управлению. Сюда относятся управленческие органы, армия, учреждения образования, медицина и так далее.

Важно! В узком профиле под представленным понятием необходимо определить профессионального управленца, который работает в органах властных структур.

Направления государственной службы

Деление государственной службы в общем осуществляется на основании ФЗ-58, в котором имеется три составных элемента.

Вид службы Описание
Гражданская служба Разделена на федеральную или по отдельным субъектам.
Служба военнообязанных Осуществляется только на федеральном уровне. Основной задачей считается сохранение достаточного уровня безопасности, оборона государства.
Прочие виды служб

Обязанности госслужащих

У госслужащих есть общие для всех обязанности, закрепленные в законодательстве и подзаконных нормативных актах. В законе №79-ФЗ от 27.07.2004 определено также, в каком документе устанавливаются специальные обязанности госслужащего. Они закрепляются в должностных регламентах каждого ведомства и конкретизируются в служебных контрактах. Условно обязанности служащих разделим на две группы:

Вид Перечень обязанностей
Служебные

Исполнять должностные функции в соответствии с должностным регламентом;

соблюдать законные интересы граждан и организаций;

соблюдать служебный распорядок ведомства;

поддерживать уровень квалификации;

не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

соблюдать установленные ограничения

Антикоррупционные

Представлять в установленном порядке сведения о себе и членах своей семьи, в том числе о доходах;

сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства;

соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты;

сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая способна привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта

Читайте также:  Отпуск инвалидам 2 и 3 группы — сколько дней положено?

Они установлены в 15 статье ФЗ № 79. В обязанности госслужащего входят:

Соблюдение положений Конституции, ФКЗ, иных федеральных законов и нормативных актов и обеспечение их выполнения.

Исполнение должностных обязанностей согласно регламенту.

Выполнение поручений руководителей, данных в рамках их полномочий. В должностном регламенте устанавливается перечень лиц, чьи распоряжения должен исполнять служащий. Вместе с тем должностное лицо вправе не выполнять поручение, носящее явно противоправный характер.

Соблюдение интересов и прав организаций и граждан при исполнении обязанностей по службе.

Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащей реализации поставленных задач. Данная обязанность корреспондирует с правом госслужащего на повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.

Соблюдение служебного распорядка госоргана, утвержденного руководителем.

Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством, и сведений, которые стали известны при исполнении обязанностей, в том числе данные, затрагивающие достоинство и честь граждан и касающиеся их жизни и здоровья. За разглашение такой информации предусмотрены не только дисциплинарные взыскания, но и уголовное наказание.

Бережное отношение к государственному имуществу, материальным ценностям, предоставленным служащему для исполнения обязанностей.

Предоставление в установленном законом порядке сведений о себе и членах семьи. Речь, в частности, о декларации. В отчет включаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности. Декларации о доходах госслужащих размещены на официальных сайтах соответствующих министерств и ведомств.

Сообщение о выходе из гражданства РФ, приобретении гражданства иностранного государства.

Соблюдение ограничений, выполнение предписаний, установленных ФЗ № 79.

Сообщение руководителю о личной заинтересованности, которая может повлечь конфликт интересов, и принятие мер по его предотвращению.

Основные права гражданского служащего

Они закреплены в 14 статье 79-ФЗ. В соответствии с нормой, к основным правам гражданского служащего относятся права на:

  • обеспечение организационно-технических условий, которые необходимы для исполнения лицом его обязанностей;
  • ознакомление с документацией, устанавливающей обязанности и права по замещаемой должности, критерии оценки эффективности работы служащего, а также условия повышения по службе;
  • оплату труда;
  • отдых;
  • получение в установленном законодательством порядке материалов и информации, необходимых для надлежащего исполнения сотрудником его обязанностей;
  • посещение предприятий, организаций, учреждений любой формы собственности, если это необходимо в связи с исполнением служебного задания;
  • принятие решений в соответствии со своей компетенцией;
  • участие по собственной инициативе в конкурсе на замещение свободной должности госслужбы;
  • ознакомление со своим личным делом, отзывами о его деятельности, прочими документами до включения их в личное дело, а также на приобщение к материалам личных объяснений;
  • переквалификацию (переподготовку), повышение квалификации на средства соответствующего бюджета;
  • пенсионное обеспечение;
  • проведение служебного расследования по инициативе служащего для опровержения информации, порочащей его достоинство и честь;
  • вступление в профсоюз для защиты своих профессиональных, социальных интересов и прав;
  • внесение предложений по повышению эффективности службы в любую уполномоченную инстанцию;
  • доступ к сведениям, отнесенным к гостайне, если выполнение должностных обязанностей предполагает использование такой информации;
  • защиту персональных данных, имущества, своих жизни и здоровья, а также здоровья и жизни близких родственников.

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

• участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

• замещать должность гражданской службы в случае:

– избрания или назначения на государственную должность;

– избрания на выборную должность в органах местного самоуправления;

– избрания на оплачиваемую выборную должность в органах профессиональных союзов или органах первичной профсоюзной организации;

• осуществлять предпринимательскую деятельность;

• приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

• быть поверенным или представителем по делам третьих лип в государственном органе, если иное не предусмотрено ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными федеральными законами;

• получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК;

• выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

• использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

• разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера или к служебной информации, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

Читайте также:  Комендантский час для детей и подростков введен на Кубани

• допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

• получать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также от политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

• использовать должностные полномочия для предвыборной агитации в свою пользу или в пользу других лиц;

• использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, иных организаций, а также публично выражать отношение к ним в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

• создавать или способствовать созданию в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, за исключением профессиональных союзов, ветеранских, иных органов общественной самодеятельности;

• прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебных споров.

В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:

• замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, отдельные функции государственного управления в которых непосредственно входили в его должностные обязанности;

• разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Поощрения государственного служащего – меры материального, морального и статутного характера, применяемые по отношению к государственному служащему при позитивной оценке его труда для стимулирования дальнейшей успешной служебной деятельности.

За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или вручением ценного подарка;

3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

5) поощрение Правительства РФ;

6) поощрение Президента РФ;

7) присвоение почетных званий РФ;

8) награждение знаками отличия РФ;

9) награждение орденами и медалями РФ.

Льготы государственного служащего – установленные законодательством и обеспеченные государством преимущества материального, организационного и иного характера, предоставляемые государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Виды льгот:

1) по налогообложению;

2) медицинскому страхованию;

3) социальному страхованию;

4) проезду в общественном транспорте;

5) оплате жилищных и коммунальных услуг;

6) пенсионному обеспечению;

7) обеспечению телефонной связью;

8) иные.

За годы в Российской была проделана большая работа по и развитию системы государственного и управления и самоуправления, по работы органов и управления уровней. И, тем не менее, власть и управление в стране по сей день в весьма положении, выход из возможен только на резкого повышения деятельности государственной и муниципальной , кадровых работников и муниципальной службы, на региональном .

Первой самой причиной является низкий уровень в российском . Небрежное отношение к , несовершенства образовательной , отказ молодежи от выступают возникновения проблемы уровня культуры. На с этой проблемой нравственная выпускников ВУЗов.

На перечисленные проблемы проект концепции поликультурного в Российской Федерации, государственной национальной Российской Федерации, доктрина в Российской Федерации на до 2025 года.

необходимо перейти к не важным несоответствия компетентности и действий современных и муниципальных служащих. И на первый выдвигаются две основные : несовершенство нормативно-законодательной и недостаток знаний и для работы. вполне закономерно второй блок : неясное представление органов и муниципального управления своих полномочий и достаточно подготовленных . В свою , основными причинами профессионализма государственных и служащих является при подборе даже эффективных , которые предусмотрены ФЗ «Об государственной службы в Федерации» и «Об муниципальной службы в Федерации». Основные в подборе непрофессиональных обусловлены не несовершенством методов, а более «низкого » – нежеланием их использовать и кадры, деловыми и нравственными .

Вызывает серьезные и низкий уровень подготовки государственных и муниципальных . Ситуация здесь кризисная. Ряд исследований , что подавляющая руководителей органов и подразделений органов власти не имеют , соответствующего их профессиональной деятельности. специализаций базового профессионального образования у и муниципальных , в целом по стране : 60% из них имеют инженерно-техническое, или медицинское образование; 6% – или гуманитарное, но не с профилем государственной ; 5% – юридическое; 23,5% – по одной из специальностей группы « и управление» и лишь 1% по «Государственное и муниципальное ». Около 5% и вовсе не вузовской . Лишь 4% получили в годы дополнительное по одной из 10 специальностей службы. острая нехватка специалистов практически по направлениям правовой, политики, планирования социально-экономического территорий и т.д. [22].

положение требует корректировки в деятельности, превращения и муниципальной службы в динамичный, открытый , выхода на кадровый уровень в государственного и муниципального . А это невозможно без научно концепции политики – последовательной государства и органов самоуправления по формированию к государственным и служащим, по их подбору, по и рациональному использованию.

Читайте также:  Закон о тишине в Ярославле и Ярославской области

политика призвана в мере высокий творческий служащих, неисчерпаемую и способность российских к решению проблем, выполнению задач; помочь и муниципальным служащим полно свои умения, и способности. Лишь на этого возможно качество их и обеспечить решение государственных программ в , социальной, культурной и сферах.

целью кадровой в системе регионального является формирование кадрового , который в профессиональном и отношении позволял бы эффективное функционирование и государственного и органов местной . Кадровая политика в условиях должна из приоритета личности и иметь под надежную научную .

К сожалению, в действительности и особенно государственной (региональной и ) кадровой политики на себе ряд сложностей. сдерживающими являются:

– социально-политическая в стране, кризисное экономики;

– нечеткость ориентации ;

– нестабильность структуры и управления на федеральном, и местном уровнях;

– законодательная и база деятельности , регионального и муниципального ;

– недостаточная разработанность и методологической кадровой деятельности в государственной и муниципальной в условиях формирования общества и рыночной экономики

В современных условиях кадровой политики в регионального должны быть сориентированы на профессионализм и государственных и муниципальных , а сама политика – включать механизмов мотивации и защиты персонала. обеспечение, одной из главных государственной кадровой , должно включать в разносторонний мероприятий и технологий (, экономических, образовательных, ) на различных этапах деятельности: от резерва и отбора на до стимулирования эффективного служащих, профессионального и освобождения от .

К сожалению, нередко элементам кадровой в органах государственной регионов и самоуправления уделяется внимание. Отбор осуществляется по давно технологиям, не морально-психологических аспектов , работа с кадровым подчас запущена и не необходимых для «воспроизводства» кадрового государственной и муниципальной , оценка персонала в своей формальный характер, уровень научно-методического работы с персоналом и т.д.

В связи на всех уровнях требуется активная по совершенствованию кадровых на государственной и службе. Оптимизации процесса может обобщение позитивного кадровой в органах государственной и власти и организаций форм собственности. на мировой и методический опыт, уже можно сделать для улучшения качественного и уровня государственных и муниципальных в региональном управлении.

Кто является государственным гражданским служащим? Это человек, работающий и выполняющий свои должностные обязанности на государственной службе. Иными словами, он выполняет функции государства, является неким представителем власти.

В соответствии с законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» это может быть гражданин России, взявший на себя обязательство выполнять трудовую деятельность в соответствии с должностным регламентом в гражданской службе. При назначении сотрудника государственной службы выпускается документ – приказ или акт — и заключается служебный контракт. Источником заработной платы таких работников являются бюджетные средства.

В отличие от военной (армия, правоохранительные органы), гражданская служба осуществляется в органах исполнительной (министерства, комитеты, службы), законодательной (представительные органы) или судебной отраслей.

Проверка уровня знаний и квалификации

Она осуществляется в ходе аттестации государственных гражданских служащих.

Процедура проводится в порядке, закрепленном ФЗ № 79, и в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента № 110.

Аттестация государственных гражданских служащих способствует совершенствованию деятельности, связанной с отбором, подбором, расстановкой кадров и повышением квалификации сотрудников. Выступая в качестве правового института, она включает в себя совокупность норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в ходе ее организации, оценку исполнения госслужащими задач, возложенных на них, характеристику перспектив использования кадров в будущем.

Участие в аттестации – не только право гражданского служащего, но и важнейшая его обязанность. Эту процедуру необходимо рассматривать как средство карьерного роста, изменения условий контракта между служащим и госорганом.

Замещение должностей на государственной службе

Замещение должности – это способ приобретения гражданином соответствующего должностного статуса.

Способы замещения должностей государственной службы:

  • Назначение – это юридическое оформление (закрепление) должностного статуса государственного служащего, произведенное органом власти и выраженное в форме распорядительного документа
  • Конкурс – определение в соответствии с условиями конкурса из числа кандидатов на замещение должности гражданской службы кандидата, наиболее соответствующего требованиям этой должности
  • Выборы на должность – это определение из числа претендентов на должность одного путем голосования (открытого или тайного)

Функции государственной службы

Люди, работающие в системе государственной службы, должны осуществлять определённые функции. В частности:

  • правомерная. Заключается в том, чтобы правильно распределить и отрегулировать исполнение возложенных полномочий;
  • правообразующая – создание и развитие правовой государственной системы, нормативных актов, верное их трактование со стороны уполномоченных лиц;
  • регулятивная – развитие и выполнение принятой государством политики в рамках исполнения основных принципов на всех уровнях власти и общественной жизни;
  • организационная – реализация компетентности и правомерности госорганов всех уровней;
  • правовая – разработка системы мероприятий, их внедрение и реализация для всецелого обеспечения прав российских граждан, и одновременное исполнение их обязанностей.

Государственные служащие всех ветвей и уровней власти должны исполнять эти функции в полном объёме, но с учётом специфики своей деятельности в рамках вида службы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *