Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательство и юридическая наука часто применяют термин «правовой статус». Этим понятием оперируют для описания положения некоторого субъекта правоотношения, будь то коллективной субъект (предприятие, общественная организация, государственный орган и пр.) или индивидуальный.
Квалификации должностей
На государственной службе в России в соответствии с федеральным законом № 58-ФЗ классные чины присваиваются:
- Федеральным и государственным служащим в субъектах РФ, а также служащим в муниципалитетах.
- Служащим правоохранительных органов.
Чины государственных гражданских служащих законом № 79-ФЗ классифицируются по пяти категориям (по убыванию): высшая, главная, ведущая, старшая и младшая. Каждая группа имеет чин 1, 2 и 3-го класса и определенные должности:
- наивысшую группу представляют действительные государственные советники России;
- главные – государственные советники;
- к ведущей группе причисляют советников государственной гражданской службы РФ;
- старшая – референты;
- младшая – секретари.
Общее понятие о правовом статусе
Статус (от латинского «status» – состояние, положение) есть многозначный термин, под которым в общем смысле понимаются значения параметров субъекта или объекта, его положение, состояние в некой системе.
Правовой статус есть совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, их положение, определенное правовыми нормами.
В юридической литературе могут встречаться различные позиции на тему равнозначности понятий «статус» и «положение» в праве и составных элементов правового статуса.
В данной статье термины «правовой статус» и «правовое положение» признаются равнозначными и используются в качестве синонимов.
Независимо от практикуемого подхода любой из них подразумевает такие неотъемлемые составляющие структуры правового статуса как:
- право,
- обязанность,
- свобода.
Данные элементы правового положения человека и гражданина в обществе установлены и закреплены (а также определены гарантии их реализации) в Конституции Российской Федерации и некоторых других правовых актах, в том числе, международных.
Военная служба – особый, по назначению и функциям, вид государственной службы . Военная служба, в отличие от гражданской, направлена на реализацию оборонных и охранительных функций государства. Основная задача военной службы – вооруженная защита государства от покушения других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность, ресурсы страны. Военная служба представляет собой реализацию гражданином своих профессиональных навыков на госслужбе путем замещения воинских и, в некоторых ситуациях, не воинских должностей. Военная служба в нашей стране возможна в 2 формах: на добровольных началах (по контракту) и по призыву.
Военная служба характеризуется, в первую очередь, особым статусом военнослужащих. Правовое положение военнослужащих регламентировано законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ и, конечно же, «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ.
Ранее, в советские времена, не было разграничений на государственных служащих и просто служащих. Представленные понятия обладали схожим правовым статусом – этому свидетельствовали и специализированные документы, в которых указывалось место работы и социальное положение в качестве рабочего, крестьянина или служащего. Следовательно, в представленную категорию включали всех, кто не подходил в прочие категории. Сюда попадали не только работники госучреждений, но и учителя, военные, врачи и даже некоторые работники других отраслей негосударственных структур.
Важно! Все общественные организации, профсоюзы и партийные люди относились к служащим.
В отдельные периоды отдельные представители науки пытались дать определение государственным служащим. Особо часто это возникало на фоне реформ конца 50-х годов прошлого столетия. Многочисленные попытки зачастую сводились к необходимости разделения понятия на узкую и широкую трактовку. В общем смысле в представленную категорию служащих относятся работники умственного труда, которые относятся к государственному управлению. Сюда относятся управленческие органы, армия, учреждения образования, медицина и так далее.
Важно! В узком профиле под представленным понятием необходимо определить профессионального управленца, который работает в органах властных структур.
Направления государственной службы
Деление государственной службы в общем осуществляется на основании ФЗ-58, в котором имеется три составных элемента.
Вид службы | Описание |
---|---|
Гражданская служба | Разделена на федеральную или по отдельным субъектам. |
Служба военнообязанных | Осуществляется только на федеральном уровне. Основной задачей считается сохранение достаточного уровня безопасности, оборона государства. |
Прочие виды служб | — |
Обязанности госслужащих
У госслужащих есть общие для всех обязанности, закрепленные в законодательстве и подзаконных нормативных актах. В законе №79-ФЗ от 27.07.2004 определено также, в каком документе устанавливаются специальные обязанности госслужащего. Они закрепляются в должностных регламентах каждого ведомства и конкретизируются в служебных контрактах. Условно обязанности служащих разделим на две группы:
Вид | Перечень обязанностей |
---|---|
Служебные |
Исполнять должностные функции в соответствии с должностным регламентом; соблюдать законные интересы граждан и организаций; соблюдать служебный распорядок ведомства; поддерживать уровень квалификации; не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; соблюдать установленные ограничения |
Антикоррупционные |
Представлять в установленном порядке сведения о себе и членах своей семьи, в том числе о доходах; сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая способна привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта |
Они установлены в 15 статье ФЗ № 79. В обязанности госслужащего входят:
Соблюдение положений Конституции, ФКЗ, иных федеральных законов и нормативных актов и обеспечение их выполнения.
Исполнение должностных обязанностей согласно регламенту.
Выполнение поручений руководителей, данных в рамках их полномочий. В должностном регламенте устанавливается перечень лиц, чьи распоряжения должен исполнять служащий. Вместе с тем должностное лицо вправе не выполнять поручение, носящее явно противоправный характер.
Соблюдение интересов и прав организаций и граждан при исполнении обязанностей по службе.
Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащей реализации поставленных задач. Данная обязанность корреспондирует с правом госслужащего на повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
Соблюдение служебного распорядка госоргана, утвержденного руководителем.
Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством, и сведений, которые стали известны при исполнении обязанностей, в том числе данные, затрагивающие достоинство и честь граждан и касающиеся их жизни и здоровья. За разглашение такой информации предусмотрены не только дисциплинарные взыскания, но и уголовное наказание.
Бережное отношение к государственному имуществу, материальным ценностям, предоставленным служащему для исполнения обязанностей.
Предоставление в установленном законом порядке сведений о себе и членах семьи. Речь, в частности, о декларации. В отчет включаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности. Декларации о доходах госслужащих размещены на официальных сайтах соответствующих министерств и ведомств.
Сообщение о выходе из гражданства РФ, приобретении гражданства иностранного государства.
Соблюдение ограничений, выполнение предписаний, установленных ФЗ № 79.
Сообщение руководителю о личной заинтересованности, которая может повлечь конфликт интересов, и принятие мер по его предотвращению.
Основные права гражданского служащего
Они закреплены в 14 статье 79-ФЗ. В соответствии с нормой, к основным правам гражданского служащего относятся права на:
- обеспечение организационно-технических условий, которые необходимы для исполнения лицом его обязанностей;
- ознакомление с документацией, устанавливающей обязанности и права по замещаемой должности, критерии оценки эффективности работы служащего, а также условия повышения по службе;
- оплату труда;
- отдых;
- получение в установленном законодательством порядке материалов и информации, необходимых для надлежащего исполнения сотрудником его обязанностей;
- посещение предприятий, организаций, учреждений любой формы собственности, если это необходимо в связи с исполнением служебного задания;
- принятие решений в соответствии со своей компетенцией;
- участие по собственной инициативе в конкурсе на замещение свободной должности госслужбы;
- ознакомление со своим личным делом, отзывами о его деятельности, прочими документами до включения их в личное дело, а также на приобщение к материалам личных объяснений;
- переквалификацию (переподготовку), повышение квалификации на средства соответствующего бюджета;
- пенсионное обеспечение;
- проведение служебного расследования по инициативе служащего для опровержения информации, порочащей его достоинство и честь;
- вступление в профсоюз для защиты своих профессиональных, социальных интересов и прав;
- внесение предложений по повышению эффективности службы в любую уполномоченную инстанцию;
- доступ к сведениям, отнесенным к гостайне, если выполнение должностных обязанностей предполагает использование такой информации;
- защиту персональных данных, имущества, своих жизни и здоровья, а также здоровья и жизни близких родственников.
В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
• участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
• замещать должность гражданской службы в случае:
– избрания или назначения на государственную должность;
– избрания на выборную должность в органах местного самоуправления;
– избрания на оплачиваемую выборную должность в органах профессиональных союзов или органах первичной профсоюзной организации;
• осуществлять предпринимательскую деятельность;
• приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
• быть поверенным или представителем по делам третьих лип в государственном органе, если иное не предусмотрено ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными федеральными законами;
• получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК;
• выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
• использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
• разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера или к служебной информации, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
• допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
• получать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также от политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
• использовать должностные полномочия для предвыборной агитации в свою пользу или в пользу других лиц;
• использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, иных организаций, а также публично выражать отношение к ним в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
• создавать или способствовать созданию в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, за исключением профессиональных союзов, ветеранских, иных органов общественной самодеятельности;
• прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебных споров.
В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:
• замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, отдельные функции государственного управления в которых непосредственно входили в его должностные обязанности;
• разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Поощрения государственного служащего – меры материального, морального и статутного характера, применяемые по отношению к государственному служащему при позитивной оценке его труда для стимулирования дальнейшей успешной служебной деятельности.
За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:
1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или вручением ценного подарка;
3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;
4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
5) поощрение Правительства РФ;
6) поощрение Президента РФ;
7) присвоение почетных званий РФ;
8) награждение знаками отличия РФ;
9) награждение орденами и медалями РФ.
Льготы государственного служащего – установленные законодательством и обеспеченные государством преимущества материального, организационного и иного характера, предоставляемые государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Виды льгот:
1) по налогообложению;
2) медицинскому страхованию;
3) социальному страхованию;
4) проезду в общественном транспорте;
5) оплате жилищных и коммунальных услуг;
6) пенсионному обеспечению;
7) обеспечению телефонной связью;
8) иные.
За годы в Российской была проделана большая работа по и развитию системы государственного и управления и самоуправления, по работы органов и управления уровней. И, тем не менее, власть и управление в стране по сей день в весьма положении, выход из возможен только на резкого повышения деятельности государственной и муниципальной , кадровых работников и муниципальной службы, на региональном .
Первой самой причиной является низкий уровень в российском . Небрежное отношение к , несовершенства образовательной , отказ молодежи от выступают возникновения проблемы уровня культуры. На с этой проблемой нравственная выпускников ВУЗов.
На перечисленные проблемы проект концепции поликультурного в Российской Федерации, государственной национальной Российской Федерации, доктрина в Российской Федерации на до 2025 года.
необходимо перейти к не важным несоответствия компетентности и действий современных и муниципальных служащих. И на первый выдвигаются две основные : несовершенство нормативно-законодательной и недостаток знаний и для работы. вполне закономерно второй блок : неясное представление органов и муниципального управления своих полномочий и достаточно подготовленных . В свою , основными причинами профессионализма государственных и служащих является при подборе даже эффективных , которые предусмотрены ФЗ «Об государственной службы в Федерации» и «Об муниципальной службы в Федерации». Основные в подборе непрофессиональных обусловлены не несовершенством методов, а более «низкого » – нежеланием их использовать и кадры, деловыми и нравственными .
Вызывает серьезные и низкий уровень подготовки государственных и муниципальных . Ситуация здесь кризисная. Ряд исследований , что подавляющая руководителей органов и подразделений органов власти не имеют , соответствующего их профессиональной деятельности. специализаций базового профессионального образования у и муниципальных , в целом по стране : 60% из них имеют инженерно-техническое, или медицинское образование; 6% – или гуманитарное, но не с профилем государственной ; 5% – юридическое; 23,5% – по одной из специальностей группы « и управление» и лишь 1% по «Государственное и муниципальное ». Около 5% и вовсе не вузовской . Лишь 4% получили в годы дополнительное по одной из 10 специальностей службы. острая нехватка специалистов практически по направлениям правовой, политики, планирования социально-экономического территорий и т.д. [22].
положение требует корректировки в деятельности, превращения и муниципальной службы в динамичный, открытый , выхода на кадровый уровень в государственного и муниципального . А это невозможно без научно концепции политики – последовательной государства и органов самоуправления по формированию к государственным и служащим, по их подбору, по и рациональному использованию.
политика призвана в мере высокий творческий служащих, неисчерпаемую и способность российских к решению проблем, выполнению задач; помочь и муниципальным служащим полно свои умения, и способности. Лишь на этого возможно качество их и обеспечить решение государственных программ в , социальной, культурной и сферах.
целью кадровой в системе регионального является формирование кадрового , который в профессиональном и отношении позволял бы эффективное функционирование и государственного и органов местной . Кадровая политика в условиях должна из приоритета личности и иметь под надежную научную .
К сожалению, в действительности и особенно государственной (региональной и ) кадровой политики на себе ряд сложностей. сдерживающими являются:
– социально-политическая в стране, кризисное экономики;
– нечеткость ориентации ;
– нестабильность структуры и управления на федеральном, и местном уровнях;
– законодательная и база деятельности , регионального и муниципального ;
– недостаточная разработанность и методологической кадровой деятельности в государственной и муниципальной в условиях формирования общества и рыночной экономики
В современных условиях кадровой политики в регионального должны быть сориентированы на профессионализм и государственных и муниципальных , а сама политика – включать механизмов мотивации и защиты персонала. обеспечение, одной из главных государственной кадровой , должно включать в разносторонний мероприятий и технологий (, экономических, образовательных, ) на различных этапах деятельности: от резерва и отбора на до стимулирования эффективного служащих, профессионального и освобождения от .
К сожалению, нередко элементам кадровой в органах государственной регионов и самоуправления уделяется внимание. Отбор осуществляется по давно технологиям, не морально-психологических аспектов , работа с кадровым подчас запущена и не необходимых для «воспроизводства» кадрового государственной и муниципальной , оценка персонала в своей формальный характер, уровень научно-методического работы с персоналом и т.д.
В связи на всех уровнях требуется активная по совершенствованию кадровых на государственной и службе. Оптимизации процесса может обобщение позитивного кадровой в органах государственной и власти и организаций форм собственности. на мировой и методический опыт, уже можно сделать для улучшения качественного и уровня государственных и муниципальных в региональном управлении.
Кто является государственным гражданским служащим? Это человек, работающий и выполняющий свои должностные обязанности на государственной службе. Иными словами, он выполняет функции государства, является неким представителем власти.
В соответствии с законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» это может быть гражданин России, взявший на себя обязательство выполнять трудовую деятельность в соответствии с должностным регламентом в гражданской службе. При назначении сотрудника государственной службы выпускается документ – приказ или акт — и заключается служебный контракт. Источником заработной платы таких работников являются бюджетные средства.
В отличие от военной (армия, правоохранительные органы), гражданская служба осуществляется в органах исполнительной (министерства, комитеты, службы), законодательной (представительные органы) или судебной отраслей.
Проверка уровня знаний и квалификации
Она осуществляется в ходе аттестации государственных гражданских служащих.
Процедура проводится в порядке, закрепленном ФЗ № 79, и в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента № 110.
Аттестация государственных гражданских служащих способствует совершенствованию деятельности, связанной с отбором, подбором, расстановкой кадров и повышением квалификации сотрудников. Выступая в качестве правового института, она включает в себя совокупность норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в ходе ее организации, оценку исполнения госслужащими задач, возложенных на них, характеристику перспектив использования кадров в будущем.
Участие в аттестации – не только право гражданского служащего, но и важнейшая его обязанность. Эту процедуру необходимо рассматривать как средство карьерного роста, изменения условий контракта между служащим и госорганом.
Замещение должностей на государственной службе
Замещение должности – это способ приобретения гражданином соответствующего должностного статуса.
Способы замещения должностей государственной службы:
- Назначение – это юридическое оформление (закрепление) должностного статуса государственного служащего, произведенное органом власти и выраженное в форме распорядительного документа
- Конкурс – определение в соответствии с условиями конкурса из числа кандидатов на замещение должности гражданской службы кандидата, наиболее соответствующего требованиям этой должности
- Выборы на должность – это определение из числа претендентов на должность одного путем голосования (открытого или тайного)
Функции государственной службы
Люди, работающие в системе государственной службы, должны осуществлять определённые функции. В частности:
- правомерная. Заключается в том, чтобы правильно распределить и отрегулировать исполнение возложенных полномочий;
- правообразующая – создание и развитие правовой государственной системы, нормативных актов, верное их трактование со стороны уполномоченных лиц;
- регулятивная – развитие и выполнение принятой государством политики в рамках исполнения основных принципов на всех уровнях власти и общественной жизни;
- организационная – реализация компетентности и правомерности госорганов всех уровней;
- правовая – разработка системы мероприятий, их внедрение и реализация для всецелого обеспечения прав российских граждан, и одновременное исполнение их обязанностей.
Государственные служащие всех ветвей и уровней власти должны исполнять эти функции в полном объёме, но с учётом специфики своей деятельности в рамках вида службы.