Автовладельцам на заметку: изменения по ОСАГО в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автовладельцам на заметку: изменения по ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На случай, если первичный восстановительный ремонт с учетом существующего лимита затрат страховщика становится слишком дорогим для потерпевшего из-за доплат, он может от него отказаться «в разумный срок» после диагностики на СТО и попросить выплатить ему деньги. «При этом расходы на проведение диагностики оплачиваются страховщиком и не входят в объем страхового возмещения», — говорится в постановлении.
О финансовом уполномоченном
Конфликтность в сфере ОСАГО остается высокой. Так, согласно отчету службы финансового уполномоченного за 2021 год, с этим видом страхования было связано 123,37 тыс. обращений потребителей (68,6% от их общего числа). Число принятых по ним решений — 76,62 тыс.
При этом нагрузка на суды существенно снизилась. В 2017 году, когда ВС РФ утверждал предыдущие разъяснения по ОСАГО, в суды поступило почти 394 тыс. исков, связанных с этим видом страхования, а за первое полугодие 2022 года только 34 тыс., свидетельствует информация судебного департамента при ВС РФ.
Постановление напоминает о существовании досудебного разбирательства у финансового уполномоченного – как обязательного. В документе работе этого института уделяется большое внимание.
В частности, установлено, что финансовый уполномоченный не привлекается к судебному разбирательству, если потерпевший, не согласный с его решением, подал иск к страховщику. Он может только направить письменные объяснения по существу принятого им решения. Если же иск подает страховщик, не согласный с решением уполномоченного, то последний привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица, как и потребитель финансовых услуг.
Авторы постановления напоминают, что по закону с финансового уполномоченного не могут быть взысканы судебные расходы сторон, понесенные при оспаривании его решения, за исключением заведомо незаконного. В документе также говорится, что расходы уполномоченного, понесенные при рассмотрении судом дела об отмене его решения, не могут быть взысканы с лиц, участвующих в деле.
Для расходов страховщиков установлены другие правила. В случае, если суд отказал в удовлетворении заявления страховой организации об обжаловании решения финансового уполномоченного, то расходы граждан подлежат взысканию со страховщика. В случае же удовлетворения заявления страховщика понесенные им судебные расходы возмещению не подлежат, говорится в постановлении.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Если у потерпевшего есть полис КАСКО
Наличие данной страховки не лишает права пострадавшую сторону требовать возмещения по ОСАГО, т.к. владельцы машин, застрахованных по КАСКО, имеют те же самые права и обязанности, что и водители, у которых есть только полис ОСАГО. В таком случае нужно передать оформленные документы по ДТП аварийному комиссару (если такая опция предусмотрена программой страхования) и ждать направления на ремонт.
После возмещения по КАСКО компания-страховщик потерпевшего получает право требования выплаченной суммы к компании-страховщику виновника ДТП. Предельный размер выплаты со стороны страховой в этом случае составляет также 400 тыс рублей. Если страховка, выплаченная по КАСКО, превышает данную сумму, то страховая компания потерпевшего имеет право требовать выплаты оставшейся суммы с виновника.
На сегодня законодательство определяет размеры выплат. В большинстве случаев они зависят не только от обстоятельств страхового случая, но и от степени повреждения транспортного средства, участия пассажира и серьезности последствий. Последствия могут быть с летальным исходом пассажиров и с материальным ущербом.
Минимальная выплата по ОСАГО при аварии зависит от степени повреждения автомобиля и количества участников и потерпевших в ДТП. Она может составлять от 35 тыс. рублей. На сегодня возмещение ущерба автомобиля составляет 400 тысяч рублей. А если был нанесен ущерб жизни и здоровью человека, сумма достигает 500 тыс. рублей.
Если в ДТП погибли люди, то выплата осуществляется всем семьям, потерявшим своих близких. Компенсационные выплаты РСА по ОСАГО со смертельным исходом имеют фиксированные суммы. Они составляют 475 тыс. рублей на финансовые выплаты и 25 тыс. рублей на погребение погибшего. В случае, когда ДТП происходит по вине пешехода, проводится специальное расследование, выясняются все обстоятельства дела.
Нововведений в ОСАГО ждут в 2022 году
Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО СК «ВСК» Татьяна Кудрявцева сообщила «Интерфаксу», что «убытки по жизни и здоровью в ОСАГО по портфелю ее компании составляют относительно небольшое количество, но заметна тенденция к увеличению таких выплат и росту показателя средней выплаты».
Глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, комментируя тему, отметил, что «основная масса выплат в ОСАГО связана с причинением вреда имуществу в результате ДТП, и, как правило, выплаты по ущербу жизни и здоровью в ОСАГО связаны с крупными ДТП». По оценке Княгиничева, «пока в России уровень мошенничества в сфере страховых выплат по жизни и здоровью ниже, чем в Европе».
По данным департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия», основной схемой страхового мошенничества в этой сфере остается предоставление подложных документов.
«Как правило, это документы несуществующих уголовных дел, изготовленных несуществующими должностными лицами МВД, судов, медицинских учреждений, в отношении пострадавших либо не существующих, либо существующих в реальности, но не имеющих отношение ни к ДТП, ни к вреду здоровью», — сообщил «Интерфаксу» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.
«В общем объеме выплат по ОСАГО доля выплат по жизни и здоровью находится на уровне 4-5%, имеет тенденцию к росту. Причинами роста выплат следует считать улучшение информированности граждан и упростившуюся процедуру выплат», — продолжил он.
Решение об увеличении лимитов выплат в том числе зависит от правительства страны, считает Иванов (оно коснется всех бюджетных автопарков — прим. ИФ). Если такие поправки будут приняты, то, скорее всего, не в этом, а в следующем году. Он напомнил еще об одной отложенной новелле с изменениями в закон об ОСАГО, предусматривающей переход на выплаты без учета износа деталей автомобилей при расчете выплат. Ее появления также ожидают в новом законопроекте об ОСАГО, она также повлечет рост тарифов.
«Несомненно, все это приведет к увеличению цены полиса ОСАГО. Если говорить о влиянии отмены износа в выплатах, то повышение ожидается на уровне 35-40%. В случае увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей, с учетом прогнозируемой динамики обращений, рост может составить до 70%. При этом сдерживающим фактором роста средней премии по полису «автогражданки» останется жесткая конкуренция на рынке ОСАГО. Влияние конкуренции было неоднократно продемонстрировано: даже при росте цен на ремонт автомобилей средняя премия оставалась стабильной», — сказал Иванов.
По данным РСА, по итогам 1-го полугодия 2021 года более 94% водителей получили скидку по КБМ, а общее количество «аккуратных» водителей выросло на 3,3 млн человек. «Это косвенно свидетельствует об эффективности уже состоявшихся изменений системы тарификации в ОСАГО», — уверен Княгиничев из «Ингосстраха». Водители понимают, что аккуратная манера вождения приводит к снижению стоимости ОСАГО. На текущий момент, несмотря на комплексное улучшение ситуации, рынок все еще нуждается в дальнейшем реформировании, сохраняются «недотарифицированные» сегменты — это такси, общественный транспорт и грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, ситуация в этих сегментах уже «давит» на тарифы в ОСАГО, отметил представитель «Ингосстраха».
По данным РСА, за период с сентября по декабрь 2020 года, после начала действия очередного этапа реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, средняя премия оказалась немного ниже, чем в среднем за год, и составила 5410 рублей, это меньше показателей 2019 года. В 2019 году вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Теперь страховщики ОСАГО рассчитывают начать с регулятором новый тур переговоров о границах тарифного коридора в ОСАГО, они обращают внимание, что стоимость корзины основных запчастей в ремонте автомобиля растет несколько лет подряд в среднем на 0,9% в месяц. Новые границы ценового коридора в ОСАГО пока не обсуждались, но при корректировке должны будут учитываться предстоящие законодательные инициативы и их влияние. Предполагается, что работа будет вестись одновременно по всем направлениям.
По прогнозу агентства «Эксперт РА», общие сборы страховщиков ОСАГО в 2021 году могут увеличиться на 4-5% к уровню прошлого года. Сборы российских страховщиков ОСАГО в 2020 году, согласно данным Банка России, выросли на 2,4% по сравнению с 2019 годом и составили 220 млрд рублей.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Какие максимальные суммы выплат по ОСАГО действуют в 2022 году
На сегодняшний день российское законодательство устанавливает такие лимиты выплат по ОСАГО:
- Компенсация ущерба, причинённого имуществу пострадавшему в ДТП. Максимальная сумма – 400 000 рублей.
- Ущерб был причинён здоровью или жизни потерпевшего – до 500 000 рублей.
- Компенсация ущерба, который причинён имуществу нескольких пострадавших. Может предоставляться всем пострадавшим. Максимальная сумма выплат – 400 000 рублей.
- Выплаты дальним родственникам умершего в дорожном инциденте для проведения похорон – до 50 000 рублей.
- Возмещение убытков, причинённых имуществу при оформлении Европротокола, – до 50 000 рублей. Страховщику нужно сообщить о происшествии в течение 5 дней.
- Компенсации лицам с близкими родственными связями для захоронения погибшего в аварии – до 475 000 рублей.
Важно! Если виноватый в инциденте на дороге оказался пострадавшим, величина страхования рисков не будет пропорционально распределяться между участниками ДТП. Если сумма возмещения ущерба значительно меньше выплаты, ответственность по доплате недостающей суммы будет возложена на виноватого в инциденте. Примером может служить полная гибель машины, когда её невозможно или нецелесообразно восстановить.
Если страховая компания без оснований занижает величину страховых выплат, ей может быть выписан штраф в размере половины суммы. Его следует начислить хозяину полиса автогражданки.
Внимание! Начисления осуществляются по ОСАГО участника инцидента, который признан виновным в аварии.
Максимальные суммы выплат по ОСАГО
Размер максимального возмещения также установлен ФЗ № 40. Оно выплачивается в трех случаях:
- Смерть пострадавшего.
Родственники получат компенсацию 500 тыс. рублей (пункт «а» статьи 7 ФЗ № 40). Причем 475 тыс. рублей — это непосредственно страховое возмещение по «автогражданке», а 25 тыс. рублей выплачиваются для покрытия расходов на похороны.
Получить деньги по «автогражданке» могут родители, супруг(-а), дети погибшего. Компенсация также может быть получена лицом, у которого тот находился на иждивении.
Если виновниками гибели пострадавшего признаны несколько водителей, то сумма выплаты распределяется между ними равномерно.
- Присвоение инвалидности.
Максимальная компенсация по ОСАГО также выплачивается, если в итоге автоаварии инвалидом стал ребенок или статус инвалида I или II степени присвоен совершеннолетнему пострадавшему.
- Полная гибель или значительные повреждения ТС.
Максимум по ущербу, нанесенному автомобилю, составляет 400 тыс. рублей (пункт «б» статьи 7 ФЗ № 40).
- По европротоколу рассчитывать на выплату до 400 тыс. рублей можно, если между участниками ДТП нет разногласий о том, кто виновник, если сделаны и переданы в РСА с помощью мобильного приложения «ДТП. Европротокол» фото машин и их повреждений.
- Если разногласия по европротоколу имеются, то потерпевший в ДТП может рассчитывать на возмещение по европротоколу в пределах 100 тыс. рублей, но для этого фото также необходимо передать через мобильное приложение «ДТП. Европротокол». Если разногласий нет и участники ДТП не передают фото через приложение, то лимит выплаты также составляет 100 тыс. рублей.
Полис ОСАГО и его выгода
ОСАГО – это вид страхования, при котором страхователь страхует свою ответственность перед третьим лицом на случай, если по его вине произойдет ДТП.
Оформить полис можно непосредственно в офисе страховой компании, через агента или через интернет. В соответствии с законом об ОСАГО страховщик может осуществлять прямую выплату пострадавшей стороне, или брать на себя ответственность по организации восстановительных работ поврежденного застрахованного транспортного средства.
Ремонт может проводиться в автосервисах, с которыми у страховщика заключен договор, или в выбранном пострадавшей стороной СТО при наличии подтверждающих документов и соглашения между сторонами. Если вред причинен здоровью, компенсация должна быть зачислена на счет пострадавшей стороны.
К вопросу здоровья относятся любые расходы на лечение, восстановительная реабилитация, послебольничный уход, утраты зарплаты на время больничного и пр.
Страховка выплачивается деньгами. То есть натуральной компенсации, например, лекарствами и т.п. нет.
Финансовым вопросом должен заниматься сам потерпевший или его представитель.
Выплаты по ОСАГО при ДТП с пострадавшими выплачиваются в пределах 500 тыс. руб.
Страховая компания потребует предоставления:
- документов о ДТП, составленных сотрудниками ГИБДД (справка по дорожному происшествию, определение о возбуждении дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, заключение медицинской экспертизы и пр.). Документы можно получить в дежурной части ГИБДД;
- документов о лечении, в том числе договор на оказание услуг, выписной эпикриз, больничный лист, квитанции о приобретение медикаментов и т.д.;
- справок из бухгалтерии о зарплате, о полученных выплатах на время больничного, трудовой договор и т.д.
Страховщику следует заявлять о своих намерения после прохождения лечения.
Лимит выплат по осаго в 2022 году
Принятый закон обеспечивает защиту страховых компаний от финансовых потерь и дает возможность потерпевшим в дорожно-транспортных происшествиях получать выплаты страховок без продолжительных судебных тяжб. При заключении договора ОСАГО имеет смысл обращать внимание на лимиты выплат по ОСАГО в 2022 году и сроки погашения.
Страховые случаи | Получатели | Правоустанавливающие акты | Максимальный размер |
---|---|---|---|
Возмещение ущерба имуществу потерпевшего от стороны ДТП | Все потерпевшие независимо от их количества | Федеральный Закон №223, с дополнением к подпункту «б» ст.7 Федерального Закона№40 | 400 000 рублей |
Возмещение расходов, затраченных на восстановление пострадавшего в ДТП транспортного средства | Потерпевший в ДТП, получивший повреждения автомобиля | Федеральный Закон № 40 | 50 000 рублей |
Возмещение расходов на погребение погибших в ДТП лиц | Близкий либо дальний родственник погибшего | Федеральный Закон №40 | 475 000 рублей либо 50 000 рублей |
Возмещение ущерба без вызова ГИБДД (составление европротокола) | Исключительно одному пострадавшему (при большем количестве составление европротокола невозможно) | Федеральный Закон №40 | 50 000 рублей |
Размеры страховых выплат по состоянию на 2022-й год
Все изменения в отношении страховых выплат фиксируются в Федеральном законе «Об общеобязательном страховании автогражданской ответственности» № 40-ФЗ. Он был первый раз издан 25-го апреля 2002-го года.
Последняя редакция данного закона частично действует с 1-го июля 2017-го года, а полностью вступает в силу 1-го октября 2017-го года.
Если человека интересует максимальное возмещение ущерба по ОСАГО, в первую очередь важно обратить внимание на следующее: расчет стоимости всех выплат по ОСАГО производится на базе обозначенных пределов в размерах конкретных страховых сумм.
Все пределы заранее устанавливаются в конкретном числовом эквиваленте.
С 1-го сентября 2017-го года получение выплат по ОСАГО будет полностью зависеть от выполнения сроков предоставления документов страховщику.
Когда участник ДТП не успевает собрать все необходимые бумаги в течение 20-ти дней, ему вправе вообще отказать в выплате страховки.
В конце прошлого, 2021 года вступил в силу закон, отменяющий обязательный техосмотр для физических лиц-владельцев легковых машин и мотоциклов.
Несмотря на это, в случае ДТП, где причиной происшествия стала неисправность транспортного средства, к владельцу авто, не прошедшего ТО, страховая компания могла выдвинуть регрессное требование компенсации суммы ущерба, выплаченной пострадавшей стороне. Получилось, что необязательное ТО на самом деле обязательно.
Чтобы устранить данное противоречие, с 1 апреля 2022 года были внесены поправки в закон об ОСАГО, отменяющие регресс в случае ДТП с участием авто без техосмотра, если причиной аварии явилась неисправность транспортного средства. Изменения вступают в силу 12 апреля 2022 года.
Выплаты по ОСАГО 2020 за повреждение автомобиля
Ремонт и выплаты по ОСАГО за повреждение автомобиля – основной вопрос, который волнует владельцев транспортных средств и заставляет задумываться при выборе страховой компании. Основополагающий критерий надежности СК – своевременное предоставление компенсации после ДТП. Некоторые агенты задерживают выплаты, и автолюбителям приходится обращаться в суд.
Новый закон 40-ФЗ «Об автогражданке» увеличил размер страхового покрытия в несколько раз. За повреждение транспортного средства по ОСАГО пострадавший может получить до 400 тыс.
рублей, в отношении здоровья потерпевшего сумма компенсации – 500 тыс. рублей.
При расчете причитающегося возмещения учитывается множество факторов: износ авто, рыночная стоимость, характер повреждений.
Как подтверждается размер ущерба
Подтверждение размера причиненного ущерба или вреда здоровью происходит следующим образом:
- чтобы определить характер повреждений и оценить сумму ущерба автомобилю, его нужно представить для осмотра автоэксперту страховой компании;
- если оценщик страховой компании существенно занижает сумму ущерба, автовладелец может обратиться за услугами к независимому оценщику – отчет о рыночной стоимости повреждений будет являться надлежащим доказательством на всех этапах обращения за выплатами по полису ОСАГО;
- вред здоровью включает в себя расходы на лечение, реабилитацию и приобретение лекарственных препаратов, а его подтверждение происходит на основании заключения медэксперта, справки МСЭ об инвалидности, листа нетрудоспособности и т.д.
Максимальный лимит выплат по ОСАГО будет существенно меньше, если стороны решили оформить документы по программе европротокола. В этом случае пострадавшая сторона сможет получить не более 100 тыс. рублей. Исключение составляют только случаи оформления Европротокола в Москве и Санкт-Петербурге – граждане смогут рассчитывать на возмещение до 400 тыс. рублей. Однако для этого нужно представить фото- и видеодоказательства аварии, данные спутниковой системы ГЛОНАСС.
В случае превышения законодательного лимита выплат по ОСАГО пострадавшая сторона имеет право обратиться с иском к непосредственному виновнику ДТП. При расчете суммы исковых требований необходимо указать, какая выплата была получена за счет полиса ОСАГО. Материалы страхового дела могут быть использованы в судебном процессе.
Стороны по договору страхования ОСАГО не могут самостоятельно менять размер лимитов для возмещения ущерба, поскольку они зафиксированы законодательно. Если в период действия страховки автовладелец неоднократно попадал в аварии, он сможет получать выплаты до момента, пока не исчерпает регламентированный лимит.
Обязательное автострахование
«Автогражданка» была введена в 2003 году. Цель такой гражданской обязанности — стимулировать автовладельцев соблюдать безопасность на дороге с помощью экономического фактора. С появлением ОСАГО каждому участнику дорожного движения гарантировано возмещение убытков и вреда здоровью, произошедшее вследствие ДТП в рамках, установленных законом. При приобретении автомобиля — у владельца есть пять дней для оформления полиса ОСАГО. Данная обязанность не касается только следующих транспортных средств:
а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
б) транспортных средств, которые не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования и (или) не подлежат государственной регистрации;
в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;
д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;
е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.
П. 3 ст. 4 40-ФЗ
Лимит ответственности по ОСАГО установлен статьей 7 Федерального закона 40-ФЗ и зависит от характера причиненного ущерба. Закон делит таковой на повреждение имущества и нанесение вреда здоровью.
При участии в ДТП двух автомобилей и доказательстве вины одного из водителей, страховая компания виновного выплачивает средства пострадавшему. При причинении ущерба двумя автовладельцами третьему лицу, ущерб компенсируется за счет страховых компания обоих виновных. Если пострадали несколько машин по вине третьего лица или сторонних обстоятельств — потери возмещаются всем пострадавшим автовладельцам.