Юридическое значение причины смерти кормильца
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридическое значение причины смерти кормильца». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Социальная пенсия выплачивается гражданам, нуждающимся в денежных средствах вне зависимости от их трудового стажа. ЕЕ величина напрямую зависит от размера установленного прожиточного минимума. Претендовать на получение социальной пенсии могут нетрудоспособные граждане. Например, инвалиды, несовершеннолетние дети и т.п. В текущем году индексация социальных пенсий была проведена 1 апреля. Ее увеличение затронуло около 3 миллионов пенсионеров. По итогам пересчета средняя величина социальной пенсии составила примерно 6 тысяч рублей и увеличилась на 107 рублей.
В 2013 году в зависимости от категории получателей сумма социальной пенсии варьировалось от 3138 до 8861 рублей в месяц. Чтобы претендовать на получение регулярных выплат, необходимо предоставить следующие документы: паспорт, а также документ, подтверждающий право претендовать на социальную пенсию. Например, справку о принадлежности к определенной этнической группе или документ об уровне ограничения трудоспособности.
Предполагается, что социальная пенсия в 2014 году увеличится на 15 процентов. Именно такие цифры озвучил министр труда и социальной защиты страны. В этот период планируется увеличение потребительской корзины и прожиточного минимума, от которых напрямую зависит размер социальных пенсий.
В наступающем году планируется две индексации пенсионных и социальных выплат. Одна из них намечена на февраль, другая на апрель. Средний размер социальной пенсии после проведения индексаций должен составить около 7 тысяч рублей.
3.2 Совершенствование пенсионной системы РФ
Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования предпосылок для развития пенсионной системы, намечены пути ее реформирования. Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалидности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии.
Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на которые распространяется обязательное государственное пенсионное страхование. Все участники общей системы трудовых пенсий должны нести одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размера пенсий. Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования. Исходным критериям определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выражения в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца базируются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В основном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости. Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве за счет работодателей. Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяет предупреждать падение реальной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увеличения последней.
Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения пенсионного обеспечения будет усиливаться. Этому способствует тенденция к снижению численности занятых в экономике и сокращения доли заработной плате в структуре доходов населения. При отсутствии ассигнований из федерального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недостаточно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.
В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения – низкий уровень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на уровень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, Уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пенсии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня минимальных пенсий. В последние годы по причине все еще заниженного размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциации р��змеров, основной массы пенсий. Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу – одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада. Решить эту проблему возможно только путем либо значительного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либо рационализации и оптимизации самой пенсионной системы.
Из – за невозможности повышения минимального размера пенсии до социально приемлемого уровня путем линейной индексации всех пенсий в 1993 г. был применен механизм выплаты компенсаций, увеличивающих все пенсии на фиксированную величину. В 1994 г. линейная индексация пенсий осуществлялась три раза. Проведенное в 1995 г. повышение размера пенсий путем увеличения компенсационной выплаты имело своей целью доведение минимального уровня пенсионного обеспечения до 65% прожиточного минимума пенсионера, но в результате опережающего роста цен и недостаточности выделенных средств не достигло своей цели. В конечном итоге минимальный размер пенсии в 1995г. остался на том же уровне, на котором он находился в 1994 г., — около 52% прожиточного минимума пенсионера. Предпринимались попытки интегрировать компенсационную выплату в законодательно установленный размер минимальной пенсии. Однако при очередном линейном повышении пенсий это приводит к снижению реального уровня минимальной пенсии. В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдельных категорий пенсионеров, невозможно проводить адекватную социальную политику в области пенсионного обеспечения. Доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения за последние годы сократились более чем 30 пунктов. Одновременно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера. Кроме того, постоянно уменьшается численность занятых в народном хозяйстве и наблюдается уклонение от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.
Неблагоприятное соотношение численности плательщика взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым относятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая доля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста.
Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рационализацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования. На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения. Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся гарантиях по пенсионному обеспечению.
Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца
Основанием для назначения пенсии при потере кормильца является смерть кормильца, а также факт признания гражданина умершим или безвестно отсутствующим. При этом право на пенсию возникает у нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, находившихся у него на иждивении при его жизни. Однако есть исключения, связанные с тем, что некоторые члены семьи могли и не находиться на иждивении. К ним относятся: один из родителей, супруг, дедушка, бабушка, независимо от возраста и трудоспособности, а также не работающие брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет. Т.е эти лица могут получать пенсию по случаю потери кормильца не из-за того, что находятся на иждивении, а по случаю отсутствия заработка и уходу за малолетними членами семьи кормильца, не достигшими 14 лет.
Виды пенсий по потере кормильца
Всего можно выделить 3 вида:
- Страховая. Выдаётся ПФР. Отличается тем, что делится на две части. Первая – фиксированная и выдаётся независимо от стажа работы умершего. Вторая зависит от суммы баллов, которая растёт по мере увеличения отработанных кормильцем лет. Если она есть, то заменяет собой социальную.
- Социальная. Выплачивается государством и является основой для определения суммы гражданской и военной пенсии.
- Государственная. Государство помогает семьям погибших космонавтов и жертв Чернобыльской аварии. Первым она выплачивает часть заработка кормильца, а во втором – определённый процент от социальной пенсии. Сюда же входит и военная пенсия — гос.органы обеспечивают семьи военнослужащих и сотрудников МВД, чья смерть связана с исполнением воинского долга.
Куда обратиться за назначением пенсии?
Заявление о назначении пенсии можно подать в территориальный орган ПФР по своему выбору, либо в многофункциональный центр по своему выбору, либо по почте, либо через работодателя, с которым состоит в трудовых отношениях, с письменного его согласия.
При этом граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, заявление о назначении пенсии подают в территориальный орган ПФР по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в указанных районах (местностях).
Заявление может быть подано лично гражданином, которому назначается пенсия, его представителем. Также гражданин может направить заявление в форме электронного документа через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4).
Размер пенсии по потере кормильца
Для расчета страховой пенсии по потере кормильца используют значение ИПК -индивидуального пенсионного коэффициента умершего (баллы). Данное значение умножают на значение СПК (стоимость одного пенсионного коэффициента на день, с которого назначена выплата) и прибавляют фиксированную выплату. Максимальное значение ИПК в 2020 года соответствует 9,57. В 2021 году ожидается значение, равное 10-ти. Размер СПК в 2020 году равен 93 рублям (ранее, до 01.01.2020 было 87,24).
В 2020 году размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца составляет 50% от минимального значения 5686,25 рублей, то есть равна 2843,13 рублей на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Минимальный размер социальной пенсии по потере кормильца для ребенка в 2020 году составляет 5686,25 рублей, а для круглых сирот, потерявших обоих родителей, эта сумма удваивается.
Документы, необходимые для оформления пенсии
В ПФР, кроме заявления, необходимо предоставить определенные документы, подтверждающие право на получения выплат по потере кормильца.
- Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность заявителя (вид на жительство иностранного гражданина или лица, не имеющего гражданства, свидетельство о рождении ребенка до 14 лет и т.п.).
- Свидетельство о смерти кормильца или другой документ, на основании которого он считается умершим.
- Документы, доказывающие статус заявителя по отношению к умершему кормильцу (свидетельство о рождении, свидетельство о браке, свидетельство об усыновлении или удочерении).
- Документы (трудовая книжка, справки и т.п.), которые подтвердят периоды работы, другой деятельности, во время которых производились страховые выплаты в Пенсионный фонд, а также нестраховое время трудовой деятельности умершего кормильца. Все документы должны быть оформлены правильно, то есть содержать:
- фамилию, имя и отчество гражданина;
- число, месяц и год рождения;
- номер и дату выдачи;
- место и период работы;
- должность (профессию);
- основание для выдачи;
- приказы, лицевые счета и т.п.;
- подпись должностного лица, заверенную печатью организации, выдавший документ.
Сроки подачи документов и рассмотрения заявления
Если при подаче заявления выяснится, что к нему был приложен не полный пакет документов, все недостающие бумаги могут быть предоставлены позже. Если документы будут поданы в течение 3-х месяцев, то моментом обращения за пенсией будет считаться день получения заявления (дата на штемпеле или др.).
Пенсионный фонд РФ должен рассмотреть заявление в течение 10-ти рабочих дней. Отсчет будет начат с момента получения необходимого пакета документов территориальным отделением Пенсионного Фонда. Те же сроки установлены и для изучения дополнительно полученных документов, в том числе и тех, которые были запрошены органом ПФР в других учреждениях.
Время на рассмотрение поступившего заявления может быть заморожено, но не дольше, чем на 90 дней. Такое может произойти в случаях, когда назначаются дополнительные проверки, ожидаются файлы, запрошенные в третьих учреждениях (например, в архивах).
Когда территориальный отдел ПФР отказывает заявителю в назначении выплат, то он обязан уведомить об этом в течение 5-ти рабочих дней после отказа. Также Пенсионный Фонд должен изложить причину отказа, разъяснить порядок действий для обжалования своего решения и вернуть все приложенные документы заявителю.
Пения начисляется только при наличии пакета документов и подаче заявления. Пенсия по потери кормильца начисляется с помощью двух составляющих: берется фиксированная базовая и страховая часть. Базовая составляющая имеет утвержденную минимальную сумму, а страховая рассчитывается по формуле с учетом накопленной кормильцем страховой части и количества иждивенцев:
Пенсия = ПК / (М ? К) / КИ + БЗ, где
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала умершего, которая учена на день его смерти;
М — ожидаемый период выплаты пенсии по старости в месяцах (п. 1 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях);
К — отношение страхового стажа в месяцах умершего к 180 месяцам. Если кормилец на день смерти не достиг 19 лет, страховой стаж составляет 12 месяцев, его постепенно увеличивают до 180 месяцев по 4 месяца ежегодно, начиная с 19 лет;
КИ — количество иждивенцев;
БЗ — фиксированная базовая часть социальной пенсии.
Что будет с пенсией, если ребёнку исполнилось 18 ещё в школе
Формулировка, которая предполагает, что дети могут получать пенсию до 18 лет или до более позднего возраста, если они учатся очно, выглядит вполне логично. Но до тех пор, пока человек не сталкивается с нюансами. Бывает, что ребёнку исполнилось 18 лет ещё в школе. В итоге он заканчивает её совершеннолетним и по логике теряет право на пенсию. Ведь если он пойдёт учиться очно, приказ о зачислении в учебное заведение будет выпущен ближе к сентябрю.
С 2022‑го для таких ситуаций в законе появилась поправка. Теперь, если ребёнку исполнилось 18 ещё в школе, ему всё равно будут платить пенсию до 1 сентября этого года. Так у него будет время поступить в учебное заведение и продолжить получать деньги уже на этих основаниях. Если он решит не продолжать обучение, с осени сумму начислять перестанут.
Страховая пенсия назначается родственникам кормильца, если они находились у него на иждивении и нетрудоспособны, так как:
- имеют инвалидность;
- не достигли 18 лет;
- учатся на очном отделении, но не достигли 23 лет;
- ухаживают за ребенком, сестрой, братом, внуком умершего кормильца, которым не исполнилось 14 лет;
- достигли возраста: женщины — 60, мужчины — 65 лет.
Наличие нахождения на иждивении у кормильца родственников, ухаживающих за ребенком, сестрой, братом, внуком умершего, которым не исполнилось 14 лет, является необязательным условием для получения пенсии.
Факт иждивения для несовершеннолетних детей кормильца подтверждать не нужно. Все остальные родственники должны предоставить справку, что они находились на иждивении у умершего, либо доказать факт иждивения в суде.
Как только не стало кормильца, обращайтесь за пенсией, ее начнут платить со дня подачи заявления.
Если написали заявление на пенсию, когда после смерти прошло:
- менее 12 месяцев, то выплатят за предыдущие месяцы;
- более 12 месяцев, пособие выплатят только за 12 предыдущих месяцев, независимо от того, сколько времени прошло после смерти кормильца.
Как только родственник, получающий пенсию, стал трудоспособен, например, ему исполнилось 18 лет, выплаты прекращают.
Если пенсия назначается родственникам до наступления пенсионного возраста, либо, если инвалидность выдана на пожизненный срок, то и выплаты будут бессрочными.
Понятие пенсии по случаю потери кормильца, ее функции и виды
Обобщая смысл определений пенсии в современном пенсионном законодательстве, можно придти к следующему выводу. С одной стороны, для пенсии по случаю потери кормильца действуют пять общих признаков, применимых ко всем видам пенсии: 1) периодичность выплаты; 2) выплата из ПФР или федерального бюджета; 3) государственно-правовой характер; 4) учет трудового вклада гражданина и социального фактора; 5) соизмеримость размера пенсии с заработком гражданина. В то же время пенсия по случаю потери кормильца занимает особое место в пенсионной системе. В первую очередь, это связано с тем, что если субъектами обеспечения пенсиями по старости или инвалидности являются граждане, достигшие пенсионного возраста и инвалиды, то в пенсионном обеспечении но случаю потери кормильца появляется новый субъект обеспечения — члены семей, что влечет за собой возникновение специфических черт, присущих только данному виду пенсии. Таким образом, пенсии по случаю потери кормильца полностью отвечают таким признакам, свойственным пенсиям вообще, как периодичность выплаты, выплата из ПФР и федерального бюджета, государственно-правовой характер. Однако при учете трудового вклада гражданина и социального фактора принимается во внимание трудовой вклад не самого получателя пенсии, а умершего кормильца. При этом социальный фактор касается получателей пенсии — членов семьи умершего кормильца. Как видно из изложенного, в пенсионном обеспечении по случаю потери кормильца речь идет о двух субъектах: 1) кормильце, которого на день решения вопроса о назначении пенсии уже нет в живых (либо он объявлен судом умершим или безвестно отсутствующим); 2) членах семьи умершего кормильца. При этом юридические факты как условия возникновения права на пенсию относятся как к самому кормильцу, так и к членам его семьи.
Так как назначение такого рода пенсий происходит в заявительном порядке, то при возникновении права на ее получение надо обратиться с заявление в ПФР по месту жительства. В данном вопросе нет срока давности: обратиться можно как сразу после потери кормильца, так и через несколько лет после смерти.
Вариантов подачи заявления на начисление пенсии есть несколько:
- Направить обычное письмо;
- Направить электронное письмо с помощью официального сайта ПФР (пенсионного фонда России) или через единый портал государственных услуг;
- Подать заявление в орган ПФР;
- Обратиться в МФЦ – многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг.
Днем обращения для назначения пенсии считают дату приема заявления в ПФР или МФР, а при отправлении обычным письмом – дата на штемпеле почтового отделения.
В Российской Федерации военнослужащим, а также членам их семей в определенных случаях положены государственные выплаты.
Среди них особое место занимает пенсия по потере кормильца, так как в отличие от остальных она выплачивается родственникам в случае смерти военнослужащих.
Право на военную выплату имеют родители, дети (как совершеннолетние, так и несовершеннолетние), вдова военнослужащего и, в некоторых случаях, другие лица.
Однако не все члены семьи умершего могут оформить данную пенсию; для того чтобы ее установили необходимо соответствовать нескольким условиям.
Также при наличии некоторых обстоятельств родственникам умершего данный вид выплаты может быть установлен на льготных условиях, что позволяет им оформить ее раньше общеустановленного пенсионного возраста в РФ. Одним из таких обстоятельств является наличие у получателя на иждивении ребенка младше восьми лет.
- Конституция Российской Федерации». (принят на референдуме 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. -2014. -N.31.-Статья 4398.
- Всеобщая декларация прав человека 1948 года// Российская газета.-1998.-10 декабря.
- Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах»// Бюллетень Верховного Суда РФ.-N.12.- 1994.
- Конвенция N 102 Международной организации труда «О минимальных стандартах социального обеспечения»//Консультант Плюс
- Конвенция N 128 Международной организации труда «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (заключена в Женеве 29.06.1967) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 — 1990. т. II. Женева: Международное бюро труда, 1991. -С. 1531 — 1552.
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственной пенсионной системе в Российской Федерации»//Российская газета.- N 247.- 2001.-20 декабря.
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях»// Российская газета.- N 296.- 2013.- 13 декабря
- Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»// Российская газета.- N 247.- 2001.-20 декабря
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2002. -№ 46 — ст. 4532; Собрание законодательства Российской Федерации. -2016. -N 1 (часть I).-.Ст. 13
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ. — 1994.- № 32.- Ст. 3301; Собрание законодательства РФ.- 2016.-N.5.- Ст. 559.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-№1.-Статья 16.; Собрание законодательства Российской Федерации.- 2016.-N 1 (часть I).-Статья 77.
- Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1(ред. от 04.11.2014, с изм.от 14.12.2015) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной власти, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. -1993. n. 9. статья 328.
- Приказ Генпрокуратуры РФ от 04.12.2009 N 374 (ред. от 16.12.2014) «Об утверждении Инструкции об организации пенсионного обеспечения работников органов и организаций прокуратуры и членов их семей»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- N 9.-2006.- 27 февраля.
- Приказ ТТС России от 07.04.2010 N 708 (ред. от 20.11.2014) «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и представления документов для выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат пенсионерам таможенных органов Российской Федерации и членам их семей»// Таможенный вестник. -N 6. -2010
- Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 29.11.2011 № 152 «Об утверждении Временной инструкции об организации пенсионного обеспечения сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и членов их семей»// Консультант Плюс.
- Приказ МВД от 27.05.2005 N 418 (ред. от 04.04.2011). «О принятии Указа об организации пенсионного обеспечения в Министерстве внутренних дел Российской Федерации» (Представлен Минюстом РФ 11.07.2005 N 6782)// Консультант Плюс.
- Приказ ФСКН России от 09.01.2008 N 2 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2008 N 11137)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -N 24.-2008.-Июнь 16.