ПОДАЧА УВЕДОМЛЕНИЯ О НАЧАЛЕ/ОКОНЧАНИИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПОДАЧА УВЕДОМЛЕНИЯ О НАЧАЛЕ/ОКОНЧАНИИ СТРОИТЕЛЬСТВА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ по завершении строительства индивидуального дома или его реконструкции застройщик должен направить уведомление об этом в местную администрацию. С 8 октября 2018 года в России действует 7 форм уведомлений, которые условно можно разделить на 2 группы — направляемые застройщиками и направляемые уполномоченными на выдачу разрешений органы.

Зачем собственнику уведомлять местные власти о планируемом строительстве

Возводить дом самовольно, без ведома муниципалитета, с последующим узакониванием постройки в судебном порядке – это возможно, но лишь если не будет нарушений параметров и обоснованных возражений от собственников недвижимости по соседству.

В некоторых случаях узаконивать объект ИЖС в суде несколько проще, чем хлопотать с документами. Однако суд может в регистрации отказать, да и госпошлину придется платить довольно высокую, «имущественную» (ст.333.19, ч.1, п.1 Налогового кодекса). Поэтому лучше все же обратиться к администрации с уведомлением.

Следует заметить, что периодически продлеваемая «дачная амнистия» (ее новый «крайний» срок – 1 марта 2026 г.) позволяет собственнику оформить новостройку, соответствующую стандартам ИЖС, только лишь на основании подтвержденных прав владения землей под коттеджем и его технического плана. Т.е. подтверждать факт уведомления муниципалитета при этом порядке регистрации права собственности не нужно.

Тем не менее, норму уведомительного порядка строительства домов (жилых, садовых), установленную первой статьей закона за №340-ФЗ от 03.08.2018 г., никто не отменял. А значит собственнику земельного участка, намеревающемуся строиться и неуверенному в точной дате завершения постройки дома – в том плане, чтобы успеть до весны 2016-го – рациональнее будет документально закрепить факт уведомления, подготовив и направив в муниципальную администрацию соответствующий документ (об этом см. далее).

Какие сведения нужно указывать о сособственниках и/или соарендаторах?

Минстрой по этому вопросу пока не дал разъяснений.

Поэтому, исходим их того, что в отношении этих лиц нужно указывать те же сведения, что и о застройщике.

То есть, указываем – ФИО, место жительства и паспортные данные.

Например, сособственник Иванова Зульфия Моисеевна, проживающая по адресу: Московская область, г. Нижнезадрипанск, ул. Веселая, дом 5 кв. 20, паспорт гражданина РФ серия 03 02 номер 555444, выдан 01 апреля 2018 года ОФМС г. Нижнезадрипанска, код подразделения 772-003, зарегистрированная по месту жительства: Московская область, г. Нижнезадрипанск, ул. Веселая, дом 5 кв. 20.

Примечание.

Поскольку Минстрой не давал еще разъяснений по заполнению Уведомления о начале строительства, то остается открытым вопрос: нужно ли указывать в строке 2.4 сведения о банке, который имеет залоговые права на участок (например, когда участок является предметом залога по кредитному договору).

Данный вопрос пока остается открытым.

Подать уведомление о строительстве можно 4-мя способами:

  • путем личного обращения в орган по выдаче разрешений на строительство.

Для этого необходимо лично явиться в орган и через приемную подать уведомление.

При этом обязательно на 2-ом экземпляре уведомления, который останется у вас, чиновник должен поставить входящий штамп с указанием даты приема уведомления.

  • через МФЦ.

При подаче документов через многофункциональный центр вам должны выдать расписку о приеме документов, в которой должна быть указана дата подачи уведомления.

  • по почте.

Отправлять уведомление необходимо исключительно заказным письмом с уведомление о вручении (обязательно).

  • через единый портал государственных и муниципальных услуг.

Порядок отправки уведомления нужно смотреть на самом портале.

Из 4-х способов надежным, на мой взгляд, является первый.

Уведомление о строительстве подавайте напрямую в орган по выдаче разрешений на строительство, потому что минуете посредников: МФЦ, почта, портал.

Уведомление о планируемой реконструкции

В случае, если собственник здания планирует провести реконструкцию, он должен оповестить об этом администрацию муниципалитета. Для этого по ее адресу направляется уведомление о планируемой реконструкции.

В случае, если уведомление подается не через портал Госуслуг, нужно скачать соответствующий бланк. Затем, на основании имеющихся документов на объект недвижимости, заполнить соответствующие поля. По состоянию на 2020 год в уведомлении о планируемой реконструкции объекта недвижимости нужно указать следующие сведения:

  1. Физическому лицу паспортные данные, фамилию, имя и отчество. Юридическому лицу номер записи о государственной регистрации юридического лица, название компании и ее местоположение. ИНН указывается для российских компаний, иностранные юридические лица этого не указывают.
  2. Описание местоположения или адрес земельного участка, на котором находится объект реставрации, его кадастровый номер.
  3. Данные о правах застройщика и других лиц, если недвижимость находится в долевой собственности.
  4. Информацию о виде разрешенного использования.
  5. Сведения об объекте недвижимости, его этажности, расстоянии от границ участка.
  6. Контактные данные застройщика или его почтовый адрес, на случай, если уведомление невозможно отправить по электронной почте.
  7. Способ направления ответного уведомления.
Читайте также:  Оформляем и учитываем аренду земли по ФСБУ

Уведомление о планируемом строительстве вместо разрешения

При возведении частного жилого дома до 03.08.2018 года требовалось получать разрешение на строительство. Для чего собственнику необходимо было собрать пакет документов и подать заявление в орган местной власти.

С 03.08.2018 года Градостроительный кодекс претерпел изменения, в него внесена новая статья 51.1. Вместе с тем уже с 04.08.2018 года отменено требование предварительного получения разрешения на строительство или реконструкцию индивидуального жилого дома / садового домика. Теперь собственник земельного участка обязан уведомить администрацию о своем намерении (п. 1 ч. 17 ст. 51 ГК).

Объект ИЖС представляет собой строение, которое отвечает следующим условиям:

  • расположено обособленно;
  • в высоту не более трех надземных этажей и в общей сложности не превышает 20 метров выше земли;
  • предназначено для проживания (имеет жилые комнаты и вспомогательные помещения);
  • неделимый на иные самостоятельные недвижимые объекты.

Предназначение садового дома ограничено сезонностью. Он может использоваться гражданами для проживания временно.

Когда нужно подавать уведомление о начале строительства/реконструкции?

Итак, перед началом строительства МОЖНО подать «Уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома». Как закончили и готовы зарегистрироваться — «Уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома». Если в течение строительства Ваши планы поменялись — нужно оформить «Уведомление об изменении параметров строительства». В Вашем распоряжении есть 3 варианта Уведомления ( скачать бланки можно наверху), чтобы власти всегда были в курсе о ваших «строительных приключениях».

Что самое смешное- в ответ Вы получите следующее-«уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» (далее «Уведомление о соответствии проекта») и «уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной» (далее «Уведомление о соответствии постройки»). Обменялись уведомлениями с длиннющими названиями. Иногда сразу и не поймешь, о чем там вообще идет речь.

Возвращаясь к вопросу о том, в каких случаях следует готовить и подавать уведомление:

  • вне зависимости от разрешенного использования земли, уведомление подается при реконструкции дома. Если меняете изначальную конфигурацию дома или его основные характеристики (этажность, общая площадь) — это считается реконструкцией. И после завершения реконструкции опять же понадобится технический план. Не забывайте — садоводы теперь тоже обязаны все эти процедуры проходить.
  • как говорилось выше, если уже подали первое уведомление о начале строительства, нужно идти до конца и подавать об окончании.
  • если планируете строительство с привлечением материнского капитала — 100% затребуют уведомление.
  • если сомневаетесь в возможности строительства на вашем земельном участке дома в определенном месте с определенными характеристиками — уведомление тоже лучше подготовить. Могут выясниться обстоятельства, которые будут препятствовать зарегистрировать уже построенное здание по амнистии.
  • многие продавцы земельных участков подают уведомление о начале строительства и получают одобрение администрации, чтобы убедить будущего покупателя, что проблем со строительством на этом участке нет. Это дает некое конкурентное преимущество при сравнении схожих предложений о продаже земельного участка.

Как оформляется бланк

Для обеспечения исполнения нового регламента, внесенного в Градостроительный Кодекс с 3 августа, Минстрой утвердил образцы бланков уведомлений (см. Приказ Минстроя №591/пр от 19 сентября 2018 года).

Нововведения призваны упростить процесс начала строительства и последующего согласования. Теперь будущий владелец возводимого жилого дома должен действовать в следующей последовательности:

  1. Подготовка и направление бланка уведомления о планируемом строительстве объекта. Используется специальная форма Минстроя РФ.
  2. В семидневный срок представители уполномоченного госоргана выясняют, будет ли соответствовать будущая постройка требованиям по закону и строительным нормам. При отсутствии нарушений застройщик получает уведомление о соответствии будущего объекта, что дает право приступить к строительству.
  3. После того, как дом построен или закончены работы по реконструкции, застройщик отправляет в надзорный орган другой бланк уведомления о завершении работ, с приложением техплана, первичного уведомления о начале стройки и уведомления о результатах проверки.
  4. Далее, на основании переданных документов, завершенный объект проверяется и выносится решение о формировании нового уведомления о том, что новая постройка соответствует нормам градостроительства.
  5. Когда в администрации находится все 4 вида уведомлений (о строительстве, завершении, соответствии заявленных параметров и фактическом соответствии постройки), государственная структура передает документацию на регистрацию в Росреестре права собственности и постановки на кадастровый учет.

По желанию, собственники построенного объекта вправе обращаться в регистрирующую инстанцию самостоятельно. На завершающей стадии строительства важно проследить, чтобы возведенный объект был учтен по кадастру, и в базу Росреестра внесена запись о новой собственности.

Немного об описании внешнего облика дома

Это приложение в общем случае состоит из:

  • текстовой описательной части;
  • графической части.

Текстовая часть описания должна содержать информацию о:

  • характеристиках дома (высота, этажность);
  • цветовом оформлении экстерьера;
  • предполагаемых стройматериалах, использование которых формирует концепцию и влияет на внешний вид здания (например, материалах, характерных для определенного архитектурного стиля);
  • других параметрах, которые требуется указать в соответствии с градостроительным регламентом – там они выступают в роли требований к архитектуре капитальных объектов.
Читайте также:  Допустимая норма алкоголя за рулем

Графическая часть – это изображение экстерьера дома, в том числе фасадов и взаимного положения элементов планируемого дома.

Могут ли отказать в выдаче разрешения на строительство

При нарушении правил планировки и размещения в особых зонах администрация может прислать уведомление о несоответствии параметров или недопустимости стройки на данном участке земли. Самыми частыми причинами такого решения являются:

  • подача заявки лицом, которое не имеет права использовать земельный надел для ИЖС;
  • несоблюдение расстояния между санитарными или хозяйственными постройками;
  • несоблюдение норм площади, высоты и этажности, сильное затенение соседних участков;
  • несоответствие правилам пожарной безопасности;
  • отсутствие письменного соглашения на близкое расположение жилой постройки к границам соседнего участка;
  • нарушение правил строительства в охраняемых зонах, отсутствие согласования с уполномоченными органами;
  • необходимость проведения государственной культурно-исторической экспертизы (например, археологических раскопок) на территориях, включающих указанный земельный надел.

При отсутствии согласования с администрацией владелец не сможет официально зарегистрировать постройку, оформить право собственности и подвести централизованное водо-, тепло- и электроснабжение. Если же дом нарушает санитарные нормы или права соседей (например, из-за слишком большой высоты или неправильного расположения септика), уполномоченный орган может обратиться в суд с требованием снести незаконный самострой.

Чтобы избежать дополнительных затрат, лучше заранее проверить, соответствуют ли габариты и расположение будущего дома строительным нормам.

Бланк уведомления и образец заполнения формы

Уведомление о начале строительства подается по унифицированной форме, утвержденной приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр (приложение № 1).

Форма уведомления о планируемом строительстве должна содержать следующие сведения (ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ):

  • Ф. И. О. застройщика, его паспортные данные, сведения о месте жительства — для физлица;
  • название и местонахождение застройщика, ОГРН и ИНН — для юрлица (российского);
  • кадастровый номер земельного участка, адрес или описание его местоположения;
  • сведения о правах на данный земельный участок у самого застройщика и иных лиц;
  • сведения о разрешенном использовании земельного участка и объекта ИСЖ;
  • сведения о планируемых параметрах строящегося/реконструируемого объекта;
  • информация о том, что объект ИСЖ не предназначен для раздела на самостоятельные объекты (например, на квартиры и т. д.);
  • почтовый или электронный адрес застройщика для связи с ним;
  • выбранный застройщиком способ уведомления (см. далее).

Орган МСУ после проверки указанных застройщиком в уведомлении данных может и не разрешить строительство/реконструкцию объекта, если на то будут основания (ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ):

  • указанные в уведомлении характеристики объекта не соответствуют предельным значениям;
  • разрешенное использование земельного участка не позволяет построить объект, заявленный застройщиком;
  • уведомление подано ненадлежащим лицом (т. е. не обладающим правами на земельный участок);
  • внешний вид планируемого к строительству объекта не вписывается в имеющуюся историческую застройку (для объектов, планируемых к строительству в пределах исторического поселения федерального или регионального значения).

Что если в процессе строительства вы решили поменять конфигурацию дома?

Бывает так, что в процессе строительства вам приходит в голову какая-нибудь гениальная идея по улучшению будущего дома. Скажем, «8 х 8 метров — это какой-то маленький домик. Сделаю-ка я его 10 х 10!». Или, скажем, возникает желание перенести дом на несколько метров вправо или влево.

В таком случае обязательно нужно подать соответствующее уведомление в те же органы (напомним, в УГР, если имеется в виду Казань, или отдел архитектуры и строительства в разных муниципальных образованиях). Строя гениальные планы, нужно продолжать придерживаться определенных правил: двигая или увеличивая дом, вы по-прежнему должны соблюдать необходимые отступы от границ участка. И тогда, если все соответствует правилам, вы получите новое «одобрительное» уведомление от органов власти.

Не ставя в известность государство, изменить конфигурацию дома будет чревато последствиями — дело в том, что по окончании строительства к вам придет кадастровый инженер, составит технический план дома, и с ним вы снова пойдете в соответствующие органы. Вот тогда-то ваша невинная перестройка вскроется — и возникнут серьезные проблемы с регистрацией.

О том, как подать уведомление об окончании строительства и что за этим следует — поговорим в следующих статьях.

Направление уведомлений при планируемом строительстве объектов ИЖС и садовых домов

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрациями, должностными лицами Администраций, государственными гражданскими служащими Администраций, МФЦ, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего Администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.
Читайте также:  Страховая пенсия по старости в 2023 году: новый закон, стаж, правила назначения

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
  • Жалоба может быть подана заявителем в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме (с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством Портала), в Администрацию, МФЦ, либо в Комитет по информатизации и связи, являющийся учредителем МФЦ (далее — КИС).
  • Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя Администрации подаются в Администрацию.
  • Жалобы на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подаются руководителю МФЦ.

Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ подаются в МФЦ. МФЦ направляет указанные жалобы в течение трех рабочих дней со дня их регистрации на рассмотрение в КИС.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего, руководителя Администрации, может быть направлена:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством: официального сайта Администрации, федерального Портала либо Портала;
  • при личном приеме заявителя в Администрации (в месте предоставления государственной услуги, т.е в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Жалоба на решения и действия (бездействие) МФЦ, работника МФЦ может быть направлена:

  • по почте;
  • с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством Портала;
  • при личном приеме заявителя в МФЦ.

При подаче жалобы:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
  1. Заполнение заявления о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.
  2. При подаче жалобы через МФЦ, МФЦ обеспечивает ее передачу в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и указанным органом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
  3. Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе, МФЦ.
  4. Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, должностных лиц Администрации и государственных гражданских служащих рассматривается Администрацией.
  5. Жалоба на решения и действия (бездействие) работника МФЦ рассматривается МФЦ.
  6. Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ рассматривается КИС.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Уведомление о планируемом строительстве вместо разрешения

При возведении частного жилого дома до 03.08.2018 года требовалось получать разрешение на строительство. Для чего собственнику необходимо было собрать пакет документов и подать заявление в орган местной власти.

С 03.08.2018 года Градостроительный кодекс претерпел изменения, в него внесена новая статья 51.1. Вместе с тем уже с 04.08.2018 года отменено требование предварительного получения разрешения на строительство или реконструкцию индивидуального жилого дома / садового домика. Теперь собственник земельного участка обязан уведомить администрацию о своем намерении (п. 1 ч. 17 ст. 51 ГК).

Объект ИЖС представляет собой строение, которое отвечает следующим условиям:

  • расположено обособленно;
  • в высоту не более трех надземных этажей и в общей сложности не превышает 20 метров выше земли;
  • предназначено для проживания (имеет жилые комнаты и вспомогательные помещения);
  • неделимый на иные самостоятельные недвижимые объекты.

Предназначение садового дома ограничено сезонностью. Он может использоваться гражданами для проживания временно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *