В России изменились требования к перевозке опасных грузов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России изменились требования к перевозке опасных грузов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодня существует множество компаний, проводящих обучение и выдают разрешение ДОПОГ. Перед тем, как отправить сотрудников на обучение, удостоверьтесь, что фирма имеет соответствующие лицензии. Если же вы нанимаете водителя с уже имеющимся сертификатом, то резонно проверить его подлинность. Это можно сделать, обратившись в Минтранс через форму подачи заявлений на официальном сайте министерства.
Понятие и определение опасного груза при перевозке на воздушных судах
Под ОГ в воздушном Кодексе РФ понимаются твердые и сыпучие вещества, жидкости, товары, промышленные изделия и оборудование, из-за которых при перевозке на ВС может возникнуть опасная ситуация, а также может быть нанесен значительный ущерб самолету, другим грузам, пассажирам и экипажу.
Насколько актуален вопрос, связанный с перевозкой грузов авиатранспортом, в том числе относящихся к категории опасных грузов, показывают недавние новости. Они касаются того, что известный автотранспортный перевозчик в Сибирском регионе страны ТК «Байкал-Сервис» в августе 2019 года запустил сквозной комбинированный сервис по доставке опасных грузов. При этом скорость доставки комбинированных маршрутов, куда входит доставка автофургоном ОГ до аэропорта, погрузка на борт ВС и доставка по месту назначения, в 4-5 раз быстрее, чем использование традиционных схем логистики фурами или ж/д транспортом. Стоимость перевозки всего на 230 руб. больше за каждый кг груза.
- Декларация отправителя на опасные грузы (подписывающее ее лицо должно иметь действующий сертификат об обучении по правилам перевозки опасных грузов и доверенность от отправителя на ее подписание).
- Данное письмо-подтверждение ДТК
- Для 3(a) – копии освобождений (в некоторых случаях – разрешений) авиационных властей России (и его перевода на англ.язык) и государств пролета, транзитных посадок и назначения, либо подтверждения компетентных органов данных государств о наличии указанных разрешений с указанием их номнров, номера данного рейса и номеров ООН перевозимого опасного груза;
копия разрешения МАД на прием груза, а также разрешений аэропортов транзитных посадок и аэропорта назначения на прием груза.
- для 3(b) – документы, подтверждающие классификацию взрывчатого вещества (выдержки из ТУ, протоколы классификационных испытаний, проведенных аккредитованными ГОСГОРТЕХНАДЗОРОМ и ГОССТАНДАРТОМ лабораториями); в необходимых случаях – подтверждения компетентного органа на применение инструкции по упаковыванию 101;
- для 3(b), 3(c), 3(d) и 3(e) – разрешения МВД на вывоз груза из РФ и разрешения полицейских органов стран назначения и транзитных посадок.
- для всех опасных грузов, перевозка которых должна производиться в упаковочных комплектах, отвечающих спецификации ООН – сертификат соответствия требованиям «ТИ-ИКАО» в части возможности его использования для упаковывания данных опасных грузов, выданный ГОССТАНДАРТОМ РФ, либо компетентными органами других стран
- аварийных карточек на каждый из запрещенных к перевозке грузов, перевозимых по освобождениям.
- копий всех прочих документов, перечисленных в освобождении России.
2.9.1. Контроль за погрузочно — разгрузочными операциями опасных грузов на транспортные средства ведет ответственное лицо — представитель грузоотправителя (грузополучателя), сопровождающее груз.
2.9.2. Загрузка транспортного средства допускается до использования его полной грузоподъемности. При перевозке «особо опасных грузов» загрузка транспортного средства производится в объеме и порядке, оговоренных в специальных инструкциях, разрабатываемых организациями — изготовителями.
2.9.3. Погрузка, разгрузка и крепление опасных грузов на транспортном средстве осуществляются силами и средствами грузоотправителя (грузополучателя) с соблюдением всех мер предосторожности, не допуская толчков, ударов, чрезмерного давления на тару с применением механизмов и инструментов, не дающих при работе искр.
2.9.4. Погрузочно — разгрузочные работы с опасными грузами производятся при выключенном двигателе автомобиля, и водитель должен находиться за пределами установленной зоны погрузки — разгрузки, если это оговорено в инструкции грузоотправителя, исключением являются случаи, когда приведение в действие грузоподъемных или сливных механизмов, установленных на автомобиле, обеспечивается при работающем двигателе.
2.9.5. Погрузочно — разгрузочные операции с опасными грузами должны производиться на специально оборудованных постах. При этом может осуществляться погрузка — разгрузка не более одного транспортного средства.
2.9.6. Присутствие посторонних лиц на постах, отведенных для погрузки — разгрузки опасных грузов, не разрешается.
2.9.7. Запрещается производство погрузочно — разгрузочных работ с взрыво- и огнеопасными грузами во время грозы.
2.9.8. Погрузочно — разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые ручным способом, должны выполняться с соблюдением всех мер личной безопасности привлекаемого к выполнению этих работ персонала.
2.9.9. Использование грузозахватных устройств погрузочно — разгрузочных механизмов, создающих опасность повреждения тары и произвольное падение груза, не допускается.
2.9.10. Перемещение бочек с опасными грузами в процессе погрузочно — разгрузочных операций и выполнения складских работ может осуществляться только по специально устроенным подкладкам, трапам и настилам.
2.9.11. Бутыли с опасными грузами, упакованные в соответствии с ГОСТ 26319-84 «Опасные грузы, поставляемые для экспорта. Упаковка» в ящиках, корзинах, барабанах или обрешетках при условии заполнения промежутков инертным прокладочным материалом, при выполнении погрузочно — разгрузочных операций должны перемещаться на специальных тележках. В случае упаковки бутылей в корзины переноска их за ручки допускается только после предварительной проверки прочности ручек и дна корзины. Запрещается переносить бутыли на спине, плече или перед собой.
2.9.12. Места (посты) для погрузки, выгрузки и перегрузки опасных грузов, а также места для стоянки автомобилей выбираются с таким учетом, чтобы они были не ближе 125 метров от жилых и производственных строений, грузовых складов и не ближе 50 метров от магистральных дорог.
2.9.13. При гололеде территория постов погрузки — разгрузки опасных грузов должна быть посыпана песком.
2.9.14. Заправка автомашин, груженных горючими или взрывоопасными грузами, на АЗС общего пользования или ПАЗС производится на специально оборудованной площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 м от территории АЗС, нефтепродуктами, полученными на АЗС в металлические канистры.
2.13.1. Организации — грузоотправители (грузополучатели) разрабатывают планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю (сопровождающему) на каждую перевозку, выделяют для практической работы по ликвидации последствий аварий или инцидентов аварийные бригады и организуют с ними соответствующую подготовку.
2.13.2. В плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады и другого обслуживающего персонала, перечень необходимого имущества и инструмента и технология их использования в процессе ликвидации последствий аварий и инцидентов.
2.13.3. В случае необходимости проведения ремонтных работ по устранению неисправностей тары с опасными грузами они осуществляются аварийной бригадой на специально отведенной для этой цели площадке (помещении), расположение которой определяется в плане мероприятий по ликвидации последствий аварий или инцидентов.
2.13.4. В случае дорожно — транспортного происшествия ответственное лицо за перевозку опасного груза руководит действиями водителя и лиц охраны (если они имеются), информирует подразделение ГАИ МВД России и при необходимости вызывает аварийную бригаду.
2.13.5. Аварийная бригада, прибывшая на место аварии или инцидента, в ходе ликвидации его последствий должна принять все меры предосторожности и индивидуальной защиты, перечисленные в аварийной карточке СИО (Приложение 7.5).
2.13.6. Действия аварийной бригады на месте происшествия аварии или инцидента включают:
— обнаружение и удаление поврежденной тары или рассыпанного (разлитого) опасного груза;
— оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
— обеспечение в случае необходимости эвакуации водителей и обслуживающего данную перевозку персонала;
— проведение дезактивации, дезинфекции;
— обезвреживание спецодежды и средств индивидуальной защиты;
— оповещение грузоотправителя и грузополучателя о случившихся авариях или инцидентах.
Перевозка опасного груза подготовка водителя, сопровождение
Как правило, разрешение на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом выдается ответственному за безопасность. Нечасто все ложится на плечи одному лишь водителю, необходимо сопровождение, особенно, если движется колонна автомобилей. Сопровождающий должен:
- Провести инструктаж водителей;
- Производит контроль за приемом и отгрузкой грузов, фиксирует все документально;
- Организует должный уровень безопасности автомобилей и персонала;
Каждый автомобиль задействованный в перевозке ОГ должен сопровождаться паспортом безопасности. Он оформляется в зависимости от вещества в автомобиле, обычно имеет 4 копии. На основании документа происходит погрузка и выгрузка веществ.
Водитель также должен пройти специальный курс обучения, где рассматриваются правила перевозки опасных грузов. Помимо специальных программ обучения, опыт водителя должен быть весомым. Курс обучения включает в себя:
- Характеристики опасных веществ;
- Специальные обозначения, маркировка, знаки, которые наносятся на тару и ТС;
- Первая медицинская помощь в случае ДТП и контакте с веществами;
- Базовые правила поведения с ОГ в экстренных ситуациях;
- Составление докладов и их передача об инцидентах в пути.
Требования к таре при морской перевозке
Предотвращение получения тяжелых ожогов, отравлений и других последствий перевозки или ДТП главным образом зависит от прочности и герметичности тары. Каждый вид груза имеет свои требования к упаковке, которые описаны в МОПОГ. Важно, чтобы тара была способна выдержать обычное укачивание, связанное с морскими перевозками и стрессовые нагрузки при ДТП.
В МОПОГ оговариваются такие типы закупорки тары:
- Герметичное закупоривание – упаковка паронепроницаема, обычно используется при перевозке парообразных веществ;
- Эффективное закрытие – укупорка способна сдерживать проникновение жидкости в обоих направлениях;
- Надежное закупоривание – способна защитить от высыпания, рассыпания и других эффектов сухих веществ.
Ответственность за нарушение
Требования безопасности при перевозке личного состава имеют категорический характер и их несоблюдение несет ответственность. Так как грузы имеют опасный тип веществ, наносимый вред существенно превосходит уровень обычного рода ДТП, соответственно этому и уровень штрафов выше.
Несоблюдение описанных выше правил чревато штрафами:
- С водителя взыскивается от 1000 – 1500 руб;
- Ответственное лицо выплачивает 5000 – 10 000 руб;
- Перевозчик 150 000 – 250 000 руб.
Данные штрафы накладываются при несоблюдении технических условий перевозки.
Перевозка опасных грузов без разрешения, выданного в соответствующем месте, носит более сильное наказание. Ответственность наступает, если:
- Отсутствует свидетельство ДОПОГ на водителя;
- Нет свидетельства ДОПОГ на автомобиль;
- Отсутствие разрешения на передвижение с ОГ;
- Аварийной информационной карты нет в наличии;
- В машине нет необходимого аварийного инвентаря или он находится в неисправном состоянии;
- Несоблюдение условий перевозки опасного груза.
За такие нарушения накладываются штрафы в размере:
- Водитель от 2000 до 2500 руб;
- Ответственный от 15000 до 20000 руб;
- Юридическое лицо от 400 000 до 500 000 руб.
Группы опасности грузов
-
Первый класс. Вещества способные к самовозгоранию и взрывам: пиротехника, взрывчатка, боеприпасы.
-
Второй класс. Сжиженные газы, ядовитые для окружающей среды или человека: азот, кислород, пропан, аммиак, хлор.
-
Третий класс. Легковоспламеняющиеся жидкости: керосин, бензин, нефть, спирт.
-
Четвертый класс. Легковоспламеняющиеся твердые вещества: уголь, сера, натрий, бумага.
-
Пятый класс. Вещества с высокой окисляющей способностью: хлориты, нитраты, пероксиды.
-
Шестой класс. Вещества инфекционного или токсического воздействия: мышьяк, пестициды, цианиды.
-
Седьмой класс. Радиоактивная продукция: стронций, иридий, уран, кобальт.
-
Восьмой класс. Вещества с высокой коррозионной способностью: ртуть, краска, кислоты, щелочи.
-
Девятый класс. Прочие вещества и изделия: батареи, двигатели, аккумуляторные блоки, асбест.
Правила жд перевозок опасных грузов
При транспортировке опасных грузов железнодорожным транспортом нужно соблюдать специальные правила и нормы. Эти правила касаются самого груза, сопроводительной документации, персонала, железнодорожного транспорта и так далее.
Основные правила следующие:
- При перевозке необходимо соблюдать температурный режим внутри контейнера или вагона, поскольку многие вещества очень чувствительны к перепаду температур.
- Также следует избегать контакта опасных веществ с другими материалами, чтобы избежать утечки, окисления, взрыва и так далее.
- При транспортировке нужно придерживаться специальных скоростных режимов, которые зависят от каждого конкретного участка железной дороги.
- Поезд с вагонами не должен пересекать крупные населённые пункты, больницы, санаторно-курортные учреждения и так далее.
Перевозка опасных веществ по ж/д регламентируется СМГС.
Транспортировка должна осуществляться в специальной упаковке:
- Все опасные грузы должны быть плотно и надёжно упакованы, чтобы избежать утечки и просыпания опасного вещества.
- Стена ящика должна быть выше упакованного груза хотя бы на 5 сантиметров.
- Можно перевозить несколько различных опасных грузов в одной упаковке в пределах одного места, если такие вещества допускают совместную транспортировку.
- Также существует ряд специальных требований, которые применяются в зависимости от конкретного типа груза. Например, в случае транспортировки легковоспламеняющихся или ядовитых веществ тара должна быть герметичной. Другой пример: если перевозится какое-либо опасное вещество в стеклянной таре, то необходимо поместить тару в специальные деревянные, пластиковые или металлические ящики (вес каждого ящика — не более 50 килограмм); свободное пространство между стеклянной тарой и ящиком необходимо заполнить негорючими впитывающими материалами.
Вагоны и локомотив должны также соответствовать специальным требованиями:
- Вагоны должны быть исправными; перед погрузкой товаров необходимо пройти специальную экспертизу, чтобы удостовериться в исправности вагона.
- На вагонах должны быть специальные приспособления для крепления груза (если в них есть необходимость).
- Перед отправкой на все вагоны необходимо нанести специальную маркировку, которая будет соответствовать перевозимому грузу.
- Локомотив должен соответствовать всем государственным нормам.
- Тепловоз или электровоз должен быть оборудован техникой для тушения пожара в случае возгорания.
Для транспортировки может использоваться специальное сопровождение.
В случае перевозки некоторых опасных веществ, например, в случае транспортировки газов, сопровождение является обязательным условием перевозки.
Сопровождение осуществляется в соответствии с определенным правилами:
- Всем сопровождающим лицам должно быть не менее 21 года, а их соответствующий рабочий стаж должен составлять не менее 3 лет.
- Перед транспортировкой сопровождающие лица должны пройти медицинский осмотр.
- Каждому сопровождающему лицу должно быть выдано удостоверение.
- Все сопровождающие лица должны пройти специальные обучающие курсы по программам, которые регулируются государственным органами. Также сопровождающие лица должны проходить переаттестацию хотя бы 1 раз в 5 лет для подтверждения своей квалификации.
- Все сопровождающие лица должны быть одеты в специальную защитную форму. Также им необходимо выдать специальные материалы и оборудование, чтобы в случае аварии они могли минимизировать вред, нанесённый окружающей среде и другим участникам аварии.
- Перед транспортировкой сопровождающие лица должны быть надлежащим образом проинструктированы относительно своего груза и техники безопасности. Также сопровождающим лицам нужно напомнить, что они должны делать в случае возникновения аварии.
Перед тем, как осуществить перевозку груза с помощью жд транспорта, заказчику нужно ознакомиться со всеми условиями, изучить правила перевозки, определить риски, действия со стороны представителей жд компании. Особое внимание стоит уделить, если вам предстоит перевезти опасный груз, который может нанести вред людям и внешней среде. Рекомендовано знать классификацию взрывоопасных грузов. Перед отправкой нужно правильно оформить документы, с указанием вида вещества, его класса, количества. Указывается классификация груза в паспорте, подтверждающего безопасность отправки. На вагонах, которые перевозят опасные вещества, должна быть наклейка, что характеризует степень опасность и вид вещества.
При перевозке по железной дороге опасные грузы нужно классифицировать и маркировать
Перед жд отправкой взрывоопасного груза, важно ознакомиться с общими правилами и знать, какое вещество может нанести вред окружающей среде. Для этого есть классификация опасных грузов. Можно выделить такие классы:
- Материалы, которые вор время транспортировки могут взорваться.
- Газы. Газы могут быть сжатыми и растворенными под натиском, влиянием внешних факторов.
- Жидкость, что легко воспламеняется. Твердые вещества, что легко воспламеняются.
- Вещества, которые возгораются самостоятельно. Средства, что при контакте с водой, могут воспламениться.
- Материалы, в которых соединены атомы кислорода.
- Материалы, поддающиеся окислению
- Ядовитая субстанция и инфекционная.
- Радиоактивная субстанция.
- Другие вещества, что наносят вред.
Эти материалы были определены как опасные, соответственно установленным нормам ГОСТ 19433-88.
Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом
Цистерны, спецконтейнеры для перемещения и выгрузки грузов под давлением и при температуре до 50 гр. должны соответствовать требованием эксплуатации сосудов под давлением. Перевозки сжиженных, сжатых, растворенных под давлением газов осуществляются согласно установленных правил для каждого конкретного груза.
Перед погрузкой экипажная часть подвижного состава (колесные пары, рама, автосцепка, тормозное оборудование) должна быть обследована работниками вагонного хозяйства с соответствующим документированием о техсостоянии.
За техсостояние кузовной части вагонов, их внутреннего и наружного оборудования несет ответственность их собственник или арендатор.
Используемые для транспортировки контейнера должны соответствовать установленным ГОСТам, техусловиям по их эксплуатации. Запрещено использовать специализированные контейнеры не по назначению.
Ответственность за соответствие параметров, техническое состояние контейнеров несет грузополучатель.
Применяемые для упаковки средства (мелкая тара) также должны соответствовать нормам и стандартам и применяться для конкретных материалов.
Специализированные вагоны должны применяться для транспортировки грузов, указанных в техдокументации, и иметь место приписки к станции по месту нахождения их владельца или арендатора.
Все лица, причастные к организации и осуществлению перемещения по железной дороге опасных веществ, обязаны пройти спецподготовку и сдать экзамен:
- руководители и специалисты магистрального и промышленного ж/д транспорта – один раз каждые 3 года;
- руководители и специалисты предприятий по производству и ремонту вагонов и контейнеров – один раз каждые 3 года;
- обслуживающий перевозки персонал – 1 раз, по вопросам, касающимся их профессиональных обязанностей.
Условиями перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом являются:
- Предъявление к погрузке в специальных местах.
- Наличие специального оборудования для погрузки и выгрузки.
- Транзитное время нахождения груза 1 класса опасности на станции – не более 2 часов.
- Легковоспламеняющиеся вещества должны загружаться и выгружаться на не электрифицированных путях.
- Маневровые работы выполняются при скорости не более 15 км/час.
- Вагоны с опасными материалами и веществами (по одиночке или группами) включаются в грузовые поезда или транспортируются одним составом по спецмаршруту.
- Опасный груз в составе поездов необходимо отделять вагонами с неопасным грузом или порожняком.
- Запрещается формировать состав, в котором одновременно будут вагоны или контейнеры с взрывчатым материалом 13 класса, с высокотоксичными веществами, сжиженным, сжатым газом.
- Обязательно сопровождение вагонов военизированной охраной МПС или специалистами грузоотправителя (грузополучателя).
- При остановке в пути вагоны с грузами 1 и 2 класса опасности устанавливаются на безопасных стоянках, с зафиксированными стрелками, установкой тормозных башмаков.
- Транзитные поезда с опасными грузами следуют через станцию по маршруту, разработанному в техническо-распорядительном акте.
- При выявлении неисправностей вагона или контейнера после составления акта возможны:
- отцепка отдельного вагона, если он сопровождался работниками военизированной охраны;
- отцепка всей группы вагонов при сопровождении специалистом грузоотправителя (грузополучателя);
- дальнейшее следование с соблюдением мер предосторожности.
Маркировка железнодорожного транспорта об опасности перевозимого груза выполняется в соответствии с Правилами перевозок и ГОСТа.
Безопасность международных перевозок обеспечивается соблюдением международных законов.
Правила перевозки должны соответствовать Соглашению о Международном Грузовом Железнодорожном сообщении, действующем на территории стран-подписантов.
Основной регламентирующий документ – Приложение 2 к СМГС. В приложении 2 указан перечень разрешенных к перевозке опасных грузов, в приложении 10 – перечень опасных грузов 1 класса. Не вошедшим в список разрешенных, но имеющим сходные характеристики, материалам и веществам, присваивается номер ООН. Условия перемещения по железной дороге устанавливаются для этого номера.
Осуществлять услуги по транспортировке компании могут при наличии документов:
- Лицензии на перевозки;
- Разрешения Минтранспорта РФ на перевозку опасных грузов;
- Разрешения МВД на перемещение особо опасных грузов.
От загрузки до выгрузки опасные грузы имеют вооруженное сопровождение и охрану.
Перевозка опасных грузов по железной дороге позволяет свести к минимуму любые риски, выполнить доставку товаров в срок, с наименьшими затратами.
- В Челнах замечены фейковые штрафы за парковку [фото] — 27/12/2020
- ГИБДД будет оценивать результаты работы автошкол по их выпускникам — 26/12/2020
- Тахографы для физлиц с 1 января 2021 года — 25/12/2020
- Что грозит водителю за ксенон и светодиоды в 2021 году? — 24/12/2020
- Изменения ПДД с 2023 года: ожидаемые поправки — 24/12/2020
Правила жд перевозок опасных грузов
При транспортировке опасных грузов железнодорожным транспортом нужно соблюдать специальные правила и нормы. Эти правила касаются самого груза, сопроводительной документации, персонала, железнодорожного транспорта и так далее.
Основные правила следующие:
- При перевозке необходимо соблюдать температурный режим внутри контейнера или вагона, поскольку многие вещества очень чувствительны к перепаду температур.
- Также следует избегать контакта опасных веществ с другими материалами, чтобы избежать утечки, окисления, взрыва и так далее.
- При транспортировке нужно придерживаться специальных скоростных режимов, которые зависят от каждого конкретного участка железной дороги.
- Поезд с вагонами не должен пересекать крупные населённые пункты, больницы, санаторно-курортные учреждения и так далее.
Перевозка опасных веществ по ж/д регламентируется СМГС.
Транспортировка должна осуществляться в специальной упаковке:
- Все опасные грузы должны быть плотно и надёжно упакованы, чтобы избежать утечки и просыпания опасного вещества.
- Стена ящика должна быть выше упакованного груза хотя бы на 5 сантиметров.
- Можно перевозить несколько различных опасных грузов в одной упаковке в пределах одного места, если такие вещества допускают совместную транспортировку.
- Также существует ряд специальных требований, которые применяются в зависимости от конкретного типа груза. Например, в случае транспортировки легковоспламеняющихся или ядовитых веществ тара должна быть герметичной. Другой пример: если перевозится какое-либо опасное вещество в стеклянной таре, то необходимо поместить тару в специальные деревянные, пластиковые или металлические ящики (вес каждого ящика — не более 50 килограмм); свободное пространство между стеклянной тарой и ящиком необходимо заполнить негорючими впитывающими материалами.
Вагоны и локомотив должны также соответствовать специальным требованиями:
- Вагоны должны быть исправными; перед погрузкой товаров необходимо пройти специальную экспертизу, чтобы удостовериться в исправности вагона.
- На вагонах должны быть специальные приспособления для крепления груза (если в них есть необходимость).
- Перед отправкой на все вагоны необходимо нанести специальную маркировку, которая будет соответствовать перевозимому грузу.
- Локомотив должен соответствовать всем государственным нормам.
- Тепловоз или электровоз должен быть оборудован техникой для тушения пожара в случае возгорания.
Для транспортировки может использоваться специальное сопровождение.
В случае перевозки некоторых опасных веществ, например, в случае транспортировки газов, сопровождение является обязательным условием перевозки.
Сопровождение осуществляется в соответствии с определенным правилами:
- Всем сопровождающим лицам должно быть не менее 21 года, а их соответствующий рабочий стаж должен составлять не менее 3 лет.
- Перед транспортировкой сопровождающие лица должны пройти медицинский осмотр.
- Каждому сопровождающему лицу должно быть выдано удостоверение.
- Все сопровождающие лица должны пройти специальные обучающие курсы по программам, которые регулируются государственным органами. Также сопровождающие лица должны проходить переаттестацию хотя бы 1 раз в 5 лет для подтверждения своей квалификации.
- Все сопровождающие лица должны быть одеты в специальную защитную форму. Также им необходимо выдать специальные материалы и оборудование, чтобы в случае аварии они могли минимизировать вред, нанесённый окружающей среде и другим участникам аварии.
- Перед транспортировкой сопровождающие лица должны быть надлежащим образом проинструктированы относительно своего груза и техники безопасности. Также сопровождающим лицам нужно напомнить, что они должны делать в случае возникновения аварии.
Перед тем, как осуществить перевозку груза с помощью жд транспорта, заказчику нужно ознакомиться со всеми условиями, изучить правила перевозки, определить риски, действия со стороны представителей жд компании. Особое внимание стоит уделить, если вам предстоит перевезти опасный груз, который может нанести вред людям и внешней среде. Рекомендовано знать классификацию взрывоопасных грузов. Перед отправкой нужно правильно оформить документы, с указанием вида вещества, его класса, количества. Указывается классификация груза в паспорте, подтверждающего безопасность отправки. На вагонах, которые перевозят опасные вещества, должна быть наклейка, что характеризует степень опасность и вид вещества.
При перевозке по железной дороге опасные грузы нужно классифицировать и маркировать
Перед жд отправкой взрывоопасного груза, важно ознакомиться с общими правилами и знать, какое вещество может нанести вред окружающей среде. Для этого есть классификация опасных грузов. Можно выделить такие классы:
- Материалы, которые вор время транспортировки могут взорваться.
- Газы. Газы могут быть сжатыми и растворенными под натиском, влиянием внешних факторов.
- Жидкость, что легко воспламеняется. Твердые вещества, что легко воспламеняются.
- Вещества, которые возгораются самостоятельно. Средства, что при контакте с водой, могут воспламениться.
- Материалы, в которых соединены атомы кислорода.
- Материалы, поддающиеся окислению
- Ядовитая субстанция и инфекционная.
- Радиоактивная субстанция.
- Другие вещества, что наносят вред.
Эти материалы были определены как опасные, соответственно установленным нормам ГОСТ 19433-88.
Перевозка опасных грузов: основные правила
Для осуществления грамотной и безопасной перевозки опасного груза по железнодорожным путям сообщения допускается применение исключительно специальных контейнеров и ЖД вагонов, которые находятся в полностью исправном состоянии. Они арендуются перевозчиками либо являются их собственностью. Конкретный тип вагона или контейнера выбирается на основании того, какой именно груз будет перевозиться. При этом следует обязательно согласовать выбор с уполномоченными представителями МПС и Госгортехнадзора. Существует ряд обязательных требований и условий относительно вагонов, контейнеров и цистерн:
- обязательная маркировка для обозначения уровня и класса опасности перевозимого товара;
- полная техническая исправность;
- прохождение технического обслуживания и коммерческого осмотра перед началом погрузочных работ;
- применение вагона, имеющего колёсные пары со специальными подшипниками качения, а также композиционными исправными тормозными прокладками, предназначенными для грузов класса 1 и 2;
- наличие приспособлений для фиксации груза и инструкции по их применению;
- полное соответствие действующим стандартам и техническим требованиям в отношении контейнеров, используемых для транспортировки по ЖД путям опасных грузов;
- загрузка в вагон или ЖД контейнер только тех товаров, для перевозки которых он разрабатывался.
Не стоит забывать про сам локомотив, который позволяет вагонам перемещаться на большие расстояния по железнодорожным путям. К нему также предъявляются специальные требования. Их соблюдение является обязательным условием для получения разрешений и допусков на грузовые перевозки.
Поскольку локомотив и вагоны не могут перемещаться самостоятельно, для каждого железнодорожного рейса собирается команда сотрудников. Они занимаются обслуживанием вагонов и самого локомотива. К ним предъявляются следующие требования:
- возраст должен составлять не менее 21 года;
- каждый сотрудник проходит медицинскую проверку;
- все проходят специальное обучение и профессиональную аттестацию;
- каждый обязан иметь удостоверение, позволяющее работать с контейнерами и вагонами для опасных грузов.
Обучение проводят в образовательных учреждениях или в рамках специальных курсов. Их организацией занимается грузоперевозчик. Программа обучения строится на основе требований инспекции по надзору за железнодорожным транспортом при Госгортехнадзоре. Периодически каждый сотрудник проходит процедуру проверки своих знаний. Делается это не реже 1 раза в год. При этом предусмотрена и внеочередная проверка в случае:
- смены места работы;
- изменений в инструкциях;
- наличия предписаний от контролирующих органов.
Здесь важно понимать, какую ответственность несёт человек, обслуживающий вагоны и контейнеры с опасными грузами. Потому к обучению и переаттестации следует подходить предельно внимательно.
Ни одна перевозка опасных грузов по железной дороге не может осуществляться без наличия специальной документации, которая делится на разрешительную и сопроводительную. В зависимости от конкретной ситуации, в документы вносится соответствующая информация, и могут потребоваться дополнительные бумаги. Но основной набор сопроводительной и разрешительной документации состоит из:
- лицензии;
- разрешения от Минтранса;
- накладной;
- разрешений от ЖД станции;
- свидетельства о надлежащем техническом состоянии вагона;
- удостоверения о выполненном ремонте (если делался ремонт);
- акта технической экспертизы (актуально для новых вагонов);
- документов для подтверждения личности и юридического статуса при сопровождении груза;
- разрешений от МВД (требуется при доставке груза особой опасности).
Чтобы грузоперевозчик получил право на реализацию подобных грузоперевозок, где фигурируют опасные вещества и материалы, ему потребуется специальная лицензия. Выдаётся документ представителями Управления железнодорожного надзора. Также необходимо разрешение от Минтранса. Оно выдаётся в отделении ведомства после предъявления маршрута, лицензии, документов на ЖД транспорт и дополнительных бумаг. Разрешение нужно и от руководителей железнодорожной станции. Его выдают только после написания заявления с приложенными документами. Этот пакет документации передаётся начальнику станции на подпись. Лучше сделать это минимум за 1 день до загрузки товара.
Даже безупречное соблюдение всех правил при организации перевозок опасных категорий грузов специальным железнодорожным транспортом не позволяет на 100% обеспечить полную безопасность. Иногда возникают внештатные ситуации, зависящие и не зависящие от человека. Потому все сотрудники, принимающие участие в организации таких грузоперевозок, проходят регулярно специальные инструктажи и проверки, где они учатся грамотно действовать при внештатных ситуациях. Если произошло ЧП, первостепенной обязанностью машиниста является донесение информации до:
- диспетчера;
- дежурного на ближайшей ЖД станции;
- машинистов встречных поездов;
- машинистов попутных локомотивов.
При передаче информации следует постараться описать события, рассказать о количестве пострадавших вагонов, о зонах повреждений, пострадавших и пр. Бригада локомотива несёт ответственность за достоверность передаваемой информации. Потому категорически не рекомендуется шутить на эту тему или пытаться путём обмана завладеть грузом, списав всё на аварию или кражу. У каждого машиниста есть специальная аварийная карточка. Именно она описывает последовательность действий при внештатных ситуациях. Когда дежурный ЖД станции получает сообщение о ЧП, он незамедлительно передаёт информацию вышестоящему начальству, штабу ГО ЖД станции, другим диспетчерам. Сотрудники железнодорожных служб обязаны оперативно приступить к принятию мер, направленных на устранение ЧП и защиту от возможных последствий утечки, либо взрыва опасного груза. Но это допускается делать только при условии проведения предварительного инструктажа и после получения обязательных к использованию средств индивидуальной защиты.
Диспетчер, получивший сообщение про ЧП, передаёт информацию аварийным службам и при необходимости вносит изменения в движение других поездов, которые потенциально могут проходить в близости к опасному грузу, либо следовать теми же путями. При наличии угрозы для граждан и окружающей среды данные о происшествии также передаются в МВД, органы здравоохранения и иные ответственные службы. Обязательно про ЧП должны знать в Госгортехнадзоре. Грузоотправитель обязан иметь в распоряжении бригаду, в которую входят квалифицированные и подготовленные специалисты. Они отправляются к месту аварии для ликвидации.
Перевозка небезопасных грузов состоит:
- в подготовке груза и средств транспортировки;
- приеме и погрузке;
- оформлении документов;
- транспортировке до места назначения;
- выгрузке;
- транзитном хранении и перегрузки.
Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом распространяются и обязательны для всех ее участников:
- отправителей груза;
- его получателей;
- персонал, промышленного и магистрального ж/д транспорта, участвующий в перевозке, сопровождении и охране;
- предприятий и организаций, занятых в производстве, техобслуживании и ремонте подвижного состава, цистерн, контейнеров.
Для транспортировки опасных материалов и веществ должны использоваться специально оборудованные, технически исправные вагоны и контейнеры, арендованные или принадлежащие предприятиям и организациям всех видов собственности, а также универсальные вагоны и контейнеры МПС.
Правила перевозки грузов автомобильным транспортом 2022
Документы необходимые при направлении под загрузку:
- путевой лист;
- технический паспорт и талон на транспорт и прицеп;
- техосмотр;
- страховка;
- документы на право пользования транспортом;
- санитарный паспорт;
- разрешение на проезд по территории РБ;
Для осуществления международных перевозок необходимо:
- разрешение на проезд по территории иностранных государств;
- сертификаты об экологической безопасности;
- книжка МДП;
- сертификат соответствия Европейской конференции министров транспорта;
- международный техосмотр;
- свидетельство о соответствии СПС;
- термограммы для перевозок продуктов;
- тахограммы.
Правила перевозки грузов автомобильным транспортом предусматривают нормативную базу где описывается:
- Условия выполнения разных видов грузов:
- зерно,
- овощи,
- силосная масса, солома, сено и лен,
- жидкие органические удобрения,
- животные и птицы,
- скоропортящиеся товары,
- алкогольные и безалкогольные напитки,
- хлеб и хлебобулочная продукция,
- кондитерка,
- мука, крупа, сахар, соль,
- промтовары,
- стройматериалы и пиломатериалы,
- навалочные грузы,
- бумага,
- металлы и металлические изделия,
- железобетонные изделия,
- грузы в универсальных контейнерах.
Вступил в силу приказ МВД России о новых правилах по перевозке опасных грузов
В 2020 году вступил в силу приказ МВД России, в котором введены новые правила по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельств о допуске перевозок транспортным средством опасных грузов. Теперь сроки выдачи свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов сократятся. Только владельцев цистерн не коснулись новые правила, с них официальное утверждение типа цистерн требоваться не будут.
Согласно правилам 2020 года перевозки опасных грузов, получить свидетельство о допуске автотранспорта к перевозке данной категории грузов можно по экстерриториальному принципу. Также дан определённый срок исправления опечаток и ошибок, допущенных при выдаче или продлении срока действия свидетельства. Изменены правила подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка представления государственной услуги, а также новая форма запроса на выдачу свидетельства.
Теперь в регламенте предусмотрен перенос срока введения требований к отдельным документам. Подразделение Госавтоинспекции выдает допуск автотранспорта к перевозке опасных грузов по территории России без требования свидетельств об испытании и проверке цистерны. Так что владельцам цистерн не о чем беспокоиться.
Однако данные требования вызывают споры. Получается, что все цистерны должны получить утверждение, но по факту никто этого не делает. С другой стороны без утверждения перевозки цистернами, перевозки горючего просто встали и заправки остались без топлива. Баки автомобилей высохли бы и тогда не избежать транспортного коллапса. К счастью этого не произошло. Так что сроки таких требований перенесены на неизвестное время.
Хорошо, что законотворцы отнеслись к этим моментам с пониманием. Думается, что среди них есть автомобилисты, и они прекрасно понимают последствия бездумного принятия подобного закона. В противном случае исполнение приказа МВД привело бы к печальным последствиям.
Доставка при отсутствии документа
Если же водитель обратится в школу, которая не будет аккредитована, то все выданные свидетельства будут считаться недействительными.
Их использование будет приравнено к отсутствию ДОПОГ, что карается штрафом:
Способ транспортировки | Каким законом регулируется | Кто оштрафован | Размер штрафа в рублях |
Автомобильным транспортом | Статья №12.21-2 КоАП РФ | Водитель | От 2 000 до 2 500 |
Должностные лица | От 15 000 до 20 000 | ||
Юридические лица | От 400 000 до 500 000 | ||
Железнодорожный | Статья №11.14 КоАП РФ | Граждане | От 100 до 300 |
Должностные лица | От 300 до 500 | ||
Юридические лица | От 3 000 до 5 000 |
ДОПОГ 2022. Что нового?
с 1 июля 2022 года вступил в действие ДОПОГ 2022 Были внесены следующие изменения: 1.
ДОПОГ 2022 — новые требования к оформлению транспортного документа на опасный груз Одним из самых главных изменений в ДОПОГ 2022 является обязательство надлежащего описания в транспортном документе опасного груза, если его количество на транспортной единице не превышает максимального значения, указанного для него в подразделе 1.1.3.6 ДОПОГ.
Напомним, опасные грузы в таких количествах перевозятся без маркировки транспортного средства табличками оранжевого цвета и свидетельства ДОПОГ о подготовке водителя. Такие максимальные количества, установленные для каждого опасного груза отдельно.
Другими словами, в случае применения правила 1000 пунктов, в транспортном документе должно быть указано количество груза для каждой транспортной категории, рассчитанное в соответствии с пунктами 1.1.3.6.3 и 1.1.3.6.4 ДОПОГ.